Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихологические синдромы поражения затылочных долей мозга




Синдром поражения базальных отделов височной области.

Нарушения, которые наблюдаются при поражении этих отделов мозга, обычно возникают при возникновении различных опухолей в этих областях. Если опухоль находится в левом полушарии височной области, то наблюдается формирование синдрома нарушений слухо-речевой памяти. Клинически это нарушение заключается в том, что больным сложно запомнить информацию и воспроизвести её, если она касается двух или нескольких фраз, рассказов и т.д. Больным сложно отграничить один рассказ от другого. Имеет место при таком синдроме признаки инертности в виде повторения или воспроизведения одних и тех же слов. Этим больным также сложно воспроизводить ритмические структуры, если их ритм меняется. Опухоль нарушает кровообращение и именно в этой системе возникают вышеописанные синдромы. Если опухоль возникла в правой височной области, у больных тоже нарушается слухо-речевая память, только это происходит в более мягкой форме.

 

Прим их поражении отмечаются гностические, мнестические и интеллектуальные нарушения.

 

Затылочная область больших полушарий обеспечивает процессы зрительной перцепции. При поражении этой области как левого, так и правого полушарий возникают различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности. Сегодня не существует единой теории, которая бы обобщала известные данные.

 

При нарушении сенсорных составляющих зрительной функции можно обнаружить расстройство зрительного восприятия внешней среды. Но наше зрение имеет очень высокие компенсаторные возможности, что даже при значительных нарушениях зрительного анализатора восприятие окружающего мира не теряет свей предметной отнесённости.

 

При поражении глубинных отделов правого полушария наблюдается такая патология, такой синдром как односторонняя зрительно-пространственная агнозия (ОПА). ОПА ещё называют левосторонней гомонимной гемианопсией.

В наиболее ярких формах эта патология обнаруживается в виде «невосприятия» тех объектов и предметов, которые попадают в левое поле зрения (при срисовывании и при самостоятельных рисунках видно игнорирование левой стороны). У больного мир распадается на 2 части, то, что попадает в правое зрительное поле – видит, а в левое – не воспринимает. Такое игнорирование левой половины зрительного поля можно наблюдать не только, когда больной выполняет и копирует рисунок, но также и во время чтения текста (правое поле зрения видит – левое нет). Существует 3 положения, касающиеся односторонней зрительно-пространственной агнозии (ОПА):

1. ОПА может возникать также в виде тенденции к зрительному игнорированию, которое проявляется в том, что при чтении и при письме происходит смещение в правую сторону относительно края листа бумаги. Больные перечисляют изображение предметов не слева направо, а справа налево. Пропускают отдельные слова левого края текста. Если нарушается содержание, то они его могут корректировать.

2. При поражении левого полушария мозга ОПА может возникать, но при этом подключаются и другие симптомы

3. ОПА часто выступает как полимодальный синдром – это значит, что больные не только игнорируют при чтении левую сторону текста, но происходит игнорирование также и в двигательной, тактильной и слуховой сферах.

 

Что касается тактильной сферы, ОПА проявляется в том, что больные игнорируют прикосновения к левой руке при синхронном прикосновении к обеим рукам.

В двигательной сфере – игнорирование левой руки при выполнении двуручных проб.

Что касается слуха, то больные игнорируют стимулы, предъявляемые на левое ухо при дихотомическом прослушивании.

В поведении больного тоже обнаруживается ОПА, он «забывает» использовать левую руку, «забывает» надеть тапочек на левую ногу, натыкается на предметы, расположенные слева.

 

Механизмы формирования синдрома ОПА пока не выяснены до конца. Существует предположение, что механизмы данного феномена можно объяснить как психологическую защиту организма. Такое ОПА можно увидеть и в искажении ВКБ, потому что ОПА всегда сочетается с анозогнозией, они не считают, что у них есть такой дефект.

 

Важное диагностическое значение в нейропсихологии представляет такие виды зрительных агнозий как предметная, симультанная, лицевая, символическая и цветовая.

Предметная агнозия – характеризуется тем, что нарушен процесс узнавания целостности предмета, при этом отдельные признаки или части предмета больной узнаёт (на очки говорит велосипед). Предметная агнозия может иметь различную степень выраженности от максимальной (агнозия реальных предметов) до минимальной (агнозия контурных изображений, зашумлённых предметов или при наложении предметов друг на друга – фигуры Поппельрейтер). Обычно развёрнутая предметная агнозия говорит о том, что поражения захватывают оба полушария затылочных систем: и левое и правое. При поражении левого полушария больным сложно воспринимать предметы и это проявляется в виде перечисления отдельных деталей этого предмета. Если же нарушение в правом полушарии, то больные не могут дифференцировать целостность предмета. Правополушарные больные демонстрируют замедление процесса идентификации предметов, а вот левополушарные больные – сужение объёма воспроизведения.

 

Симультанная агнозия – она возникает и при двустороннем, и только при правостороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Проявляется это нарушение в том, что больные не могут одновременно воспринимать несколько реальных объектов. Если больному необходимо узнать предметы в комплексе, то он воспринимает только один предмет, то есть выполняется одна единица зрительной информации. Внимание может быть сосредоточено только на годном объекте. Если больному дать задание начертить круг, а в центре круга поставить точку – это вызывает сложность. Такие же трудности возникают у больного при чтении, срисовывания и выполнении самостоятельного рисунка.

 

Символическая агнозия – проявляется в том, что больной не может идентифицировать буквы и цифры при сохранности их написания. Символическая агнозия встречается достаточно редко, обычно к ней подключаются другие виды агнозий.

 

Агнозия на лица (лицевая агнозия) – чаще всего проявляется при поражении правого полушария и если задеты средние и задние отделы этого полушария. Степень выраженности этой агнозии различна. Проявляется в нарушении запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях. Больные не узнают фотографий знакомых людей и самая выраженная степень – не узнают самого себя в зеркале. Бывает, что больные или не узнают собственное лицо, или не узнают лица на фотографиях. Суть лицевой агнозии заключается в том, что больным необходимо выполнить восприятие целостного образа или объекта. А так как им сложно концентрировать внимание сразу на нескольких объектах, то они концентрируют внимание на одном объекта – основа нарушения целостности восприятия лица. Это нарушение целостности можно обнаружить в том, что больные не могут продолжать играть в шахматы, если умели это делать до заболевания – они не могут оценить ситуацию на шахматной доске в целом.

 

Цветовая агнозия – при поражении правого полушария и заключается в том, что больной не может отдифференциировать смешанные цвета, но узнавать цвета на отдельных карточках они могут.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.