Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ человека в отечественной психологии




Экспериментальная психология. Иван Михайлович Сеченов (1829 —1905), ввел понятие «рефлекс». Александр Федорович Лазурский (1874–1917), разработал концепцию индивидуальных различий человека на основе темперамента, характера и ряд других психофизиологических особенностей. Владимир Михайлович Бехтерев (1857 —1927), изучал функции и строение мозга человека. Иван Петрович Павлов (1849-1936), Нобелевский лауреат в области физиологии, изучал различие условных (приобретенные) и безусловных (врожденные) рефлексов. Наталья Петровна Бехтерева (1924 – 2008) исследовала соотношение мозга и психики человека.

Когнитивная психология в России. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960).Основатель кафедры и отделения психологии при факультете философии МГУ, журнала Вопросы психологии. Исследовал вопросы общей психологии. Когнитивная психология изучает структуру психики: процессы, состояния, свойства (смотрите первую лекцию).

Образ космопланетарного человека (Николай Федорович Фёдоров (1873—1876), основоположник русского космизма. Константин Эдуардович Циолковский (1857- 1935), основоположник теоретической космонавтики. Владимир Иванович Вернадский, (1863—1945), основоположник теории необратимой эволюции биосферы и её переход в стадию ноосферы. Александр Леонидович Чижевский (1897 -1964), основоположник идеи биосоциогенеза, которая определяет сущность человека как индивида.

Культурно-историческая теория личности (Лев Семёнович Выгодский (1896 - 1934). На материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

Различал «значения» (знание о предмете) и «смысл» (отношение к предмету), низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества).

Полагал, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак. Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций. Уделял внимание изучению отношения мысли и слова в структуре сознания. Его работа «Мышление и речь» (1934), посвященная исследованию этой проблемы, является основополагающей для отечественной психолингвистики.

Ввёл термин «социальная ситуация развития», определяемая как своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.

Существенным вкладом в психологию является введение понятия «зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития — область не созревших, но созревающих процессов, объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

Культурно-историческая теория породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, А.Г. Асмолов. Представители «культурно-исторической психологии» постулируют принципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов, изучают роль «опосредования» (знак и слово), в развитии высших психических функций человека.

Александр Романович Лурия (1902 -1977) — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, являлся членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ и ряда университетов. Доказал, что для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903 - 1979) — советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность, деятельность и др.) и методологией психологического исследования. Первый декан факультета психологии Московского государственного университета, почётный доктор Парижского и Будапештского университетов, редактор работ Л. С. Выготского, создатель теории деятельности.

Личность определена как иерархия деятельностей, а не психических процессов. Другими словами, личность – не биологическое, не социальное, а результаты в определенный период жизни. Деятельность конституируется мотивами (потребность). Личность выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою жизнь..Талантлив тот, кто видит талант других людей..Умный человек, тот, кто в трудной ситуации найдет выход. Мудрый, тот, кто не попадает в такие ситуации. Среди его учеников, разрабатывающих проблемы личности и сознания: Б.М. Теплов, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь и др.

Борис Михайлович Теплов (1896 - 1965). Главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1958—1965). Основатель школы дифференциальной психологии, согласно которой мотивы не сводятся к кальке этических, культурологических оценок, не должны определяться по шкале этических величин, нельзя посчитать индекс демократизма, патриотизма. Этическая оценка опасна, губительна. Личность не исчерпывается этическими качествами. Ввел понятия сильный и слабый (повышенная чувствительность к миру) тип нервной системы.

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным.Рассматривал общение как вид деятельности.

Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988), выдающийся советский психолог в области общей, возрастной и педагогической психологии. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий, закономерностях развития психики в фило– антропо– и онтогенезе.

Артур Владимирович Петровский (1924-2006) специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности.

Сформулировал концепцию, описывающую динамику развития социальных групп, теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений. Согласно этой теории, отношения, складывающиеся в группе, имеют многослойный характер. Можно выделить поверхностный слой непосредственных отношений, который образуют отношения взаимной симпатии и антипатии между членами группы, и более глубинный слой отношений, опосредствованный целями и задачами совместной деятельности. Степень того, насколько опосредованными являются отношения в конкретной группе определяют один вектор группового развития. Второй вектор, степень асоциальности или просоциальности групповой деятельности. Сочетание этих двух параметров определяет тип группы. В рамках данной типологии выделено семь основных типов групп: группа высокого уровня развития типа коллектива и корпоративная группировка, группы среднего уровня развития просоциальная и антисоциальная кооперации, группы низкого уровня развития просоциальная и асоциальная ассоциации, диффузная группа. В рамках данной теории был переосмыслен ряд явлений групповой динамики. Например, конформизм и нонконформизм как формы реакций индивида на давление группы характерны для групп низкого уровня развития (ассоциаций и коопераций), а группам более высокого уровня развития свойствен такой тип поведения как самоопределение личности в группе.

Другим направлением исследований А. В. Петровского является исследование процессов развития личности. По его мнению, развитие личности можно описать как процесс вхождения в социум, как постоянную смену различных общностей, в которые он входит и каждое из таких вхождений является этапом на пути его развития. А. В. Петровский подверг критике принцип ведущей деятельности как основание для построения возрастной периодизации.

Галина Михайловна Андреева (1924), социальный психолог, анализирует специфику социального исследования. Основатель первой кафедры социальной психологии в МГУ.

Александр Григорьевич Асмолов (1949), заведующий кафедрой психологии личности МГУ. Анализирует различие понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность»; «биогенез», «социогенез», «персоногенез»; «адаптивное» и «неадаптивное» поведение; «быть многим» или «обладать многим»; «смысла» и «значения».

Индивид - человек, представитель вида, энергетическое существо, результат биогенеза и космогенеза, понятие характеризующее безличные предпосылки развития (среда и наследственность).

Личность – роль человека, возникающая в системе социальных отношений. Личность – «коллекция черт», «комформист», «адаптант». Адаптивное поведение – нормативное приспособление к жизни.

Индивидуальность в переводе от латинского означает «неделимое», «особь». «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов).

Неадаптивные формы активности индивидуальности: альтруизм, риск ради риска, игра ради игры (прятки), карнавал, шутовское поведение, «феномен дурака», сказки, поговорки, как конструирование инвариантных миров.

Игра оттачивает свободное поведение, определяет меру свободы, является механизмом неопределенности, который позволяет решать сложные задачи, овладения ситуацией выбора.

В неадаптивной культуре подвергается сомнению существующая культура (шутовское поведение). Шут (дурак) – человек который делает то, что не положено, зона ближайшего развития. Неадаптивное поведение цена адаптации вида.

Итак, в отечественной психологии, неадаптивная природа человека определена как жизненный путь личности, история отклоненных альтернатив, необходимость выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей, а также каждая из этих возможностей.

 

Контрольные вопросы

1. Определите сущность понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Охарактеризуйте сущность понятия «адаптивные теории личности» в зарубежной психологии.

3. Охарактеризуйте сущность понятия «неадаптивные теории личности» в отечественной психологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.