Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Психология малой группы




6.1. Понятие «группа», признаки, роли, особенности поведения.

6.2. Управление группой: руководитель, менеджер, лидер.

 

6.1. Понятие «группа», признаки, роли, особенности поведения

В социально-культурной деятельности субъектом деятельности выступают малая группа, большая группа (общество), личность.

Малая группа - объединение людей, отношения которых возникают в ходе совместной деятельности. Малая группа представляет собой от 3 (5)- 30 человек. Нижняя граница три человека и верхняя граница 30 человек.

В группах из двух человек, баланс взаимоотношений постоянно разрушается. Здесь очень высокий потенциал для борьбы за власть. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек.

В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения. При численности группы менее 10 человек можно свободно взаимодействовать друг с другом, но когда группа становится большой, люди не вникают в сущность проблем, отчуждаются.

Признаки малой группы: наличие общей цели, задач, традиций и системы управления. Управление группой может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы, либо функция руководства распределена между членами группы. Важнейшим социально-психологическим аспектом малой группы выступает также отождествление себя с группой, которое характеризуется понятием «идентичность». Поэтому психолог анализирует группу как общность людей, границы которой определяет чувствопринадлежности к группе, выраженное в понятиях «мы» или «они».

Виды групп

Таблица 7

Условные (искусственные лабораторные Реальные (действительно существующие;
Формальные (существующие официально) Неформальные (возникающие стихийно);
Референтные (значимый круг общения Нереферентные (чужая компания);
Первичные, в которых есть непосредственные отношения Вторичные, в которых нет непосредственных отношений.

 

Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами. Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.

При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:

1)роли, связанные с решением задач:

а) инициатор – предлагает новые идеи;

б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;

в) координатор – координирует деятельность членов группы;

г) контролер – контролирует деятельность группы;

д) оценщик – оценивает работу группы в ходе решения поставленной задачи;

е)погонщик – стимулирует группу;

 

2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

а)вдохновитель – поддерживает начинания других;

б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

в) диспетчер – регулирует процессы общения и коммуникации;

г) нормировщик – оценивает нормы поведения в группе;

д) ведомый – пассивно следует за группой.

 

Виды социальных отношений в группе.

Конформизм - групповое давление на индивида, быть как все, стремление к гомеостазу (Фамусов). Конформист, человек следующий поведению большинства. Например, сказки Х. К. Андерсена «Дюймовочка», «Голый король».

Конформизм, имеет плюсы и минусы, необходим в социальном поведении (правила этикета).

Согласие (уступчивость) - это наименее привлекательный вид подчинения группе, который придает ему негативное значение, даже когда оно может быть оправданно или понятно.

Солидарность, сознательное единство в группе, представляет собой подчинение, основанное на уважении или одобрении по отношению к тем, кто предлагает предпринять какие-либо действия.

Сопричастность – это исполнение просьбы или приказа других, потому что они соответствуют собственным взглядам и оценкам человека.

Сплоченность - это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе. Участники группы могут жить и работать вместе в течение продолжительного периода времени без высокой степени сплоченности.

Фасилитация - эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку.

Социальная ингибиция – социальная лень.

 

6.2. Управление группой: руководитель, менеджер, лидер

Понятие «коллектив» (от лат. собирательный), группа людей, объединенных общими целями и задачами, в которой отсутствует тотальный контроль со стороны руководителя.

Основные этапы формирования коллектива. Разделение группы на «своих» и «чужих». Борьба за лидерство в группе. Внешнее разделение на своих и чужих в организации. Возникновение коллектива для совместного решения проблем.

В широком смысле слово управление - это деятельность органов власти, деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти.

Власть — по определению, возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей. Управление в группе характеризуют понятия «руководитель», «менеджер», «лидер». Г.М. Андреева отмечает, что справедливо различать сущность этих трех понятий.

Руководитель от латинского «управлять», директор организации. Функции директора: выбор стратегии развития, работа с кадрами, финансы, взаимодействие с партнерами.

Стиль управления руководителя – авторитарный, который характеризуется, с одной стороны, «минимумом демократии» (характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений), а с другой стороны, «максимумом контроля» (жесткий, постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания).

Отношения в коллективе коммуникативные, формально-ролевые. Руководитель является формальным лидером, имеет формальный авторитет, который определен статусом в учреждении. Руководитель также репрезентирует группу в границах большой группы.

Менеджер - от английского наездник, управляющий лошадью, наёмный работник, заместитель директора

Функции менеджера: планирование, контроль за выполнением плана, отчет. Стиль управления менеджера демократический, который характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников), а с другой стороны, «максимумом контроля» (выполнение принятых решений контролируется менеджером и самими сотрудниками). Авторитет менеджера профессиональный. Отношения в коллективе коммуникативные и общения, менеджер проявляет интерес и внимание к личности сотрудников.

Лидер как психологический феномен в малой группе. Лидер - от английского человек, обладающий харизмой (благодать), выражающий интересы сообщества, которого он представляет. Лидер имеет личный авторитет, вызывает доверие, имеет последователей и сторонников. Предлагает стратегические проекты, оценивает деятельность сотрудников. Выстраивает отношения общения в коллективе. Неформальный лидер— это член группы, который официально не имеет руководящей должности, но благодаря определенным качествам личности занял особое положение. И имеет на окружающих влияние, большее, чем непосредственный руководитель.

Стиль управления лидера попустительский: разрешительный, либеральный, минимум контроля, максимум демократии (К. Левин).

В социальной психологии выявлены следующие факты. Во-первых, не существует однозначных критериев, обязательного списка лидерских качеств. Во-вторых, доказано, что лидеры проявляют, реализуют качества личности необходимые в каждой конкретной ситуации. В-третьих, что исследователи сами приписывают лидерам определенные качества. В – четвертых, группа позволяет лидеру иногда отступать от социальных норм, принятых в группы. В-пятых, лидера считают формой идентификации группы. В-шестых, социометрия является основным методом выявления лидера в группе, но необходимо помнить, что при проведении исследований критерии лидера заказчик определяет сам. В - седьмых, используется следующая методика при оценке ориентации лидера. Если выявлен наименее предпочитаемый сотрудник, имеющий негативные качества, то это лидер эффективно ориентированный на дело. Лидер, имеющий позитивные качества, эффективно ориентированный на межличностные отношения.

В зависимости от направленности влияния (скорее — по результату лидерства для организации) лидерство можно рассматривать:

1) Конструктивное лидерство (функциональное) способствует осуществлению целей организации.

2) Деструктивное лидерство (дисфункциональное) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации.

3) Нейтральное лидерство не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности.

В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

В управлении персоналом используется классификация лидеров в зависимости от того, как их воспринимает группа:

- «один из нас» — выделяется среди членов группы

- «лучший из нас» — выделяется из членов группы по многим качествам и в целом является образцом для подражания;

- «хороший человек» — воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимания к другим, готовности прийти на помощь;

- «служитель» — стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

 

Контрольные вопросы

1.Дайте определение понятия «группа», назовите основные признаки и виды группы.

2. Охарактеризуйте основные роли в группе.

3.Опишите особенности поведения в группе.

4. Дайте определение понятия «коллектив», охарактеризуйте этапы становления коллектива.

5.Охарактеризуйте различие понятий «руководитель», «менеджер», лидер».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.