Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникация как вид социальных отношений




Тема 3. Категории психологии культуры

3.1. Коммуникация как вид социальных отношений

3.2. Общение как вид социальных отношений

 

Рассмотрим различие общественных отношений и межличностных отношений.

Во–первых, в зарубежной психологии сущность социальных общественных отношений, характеризует понятие «коммуникация», а в отечественной социальной психологии понятие «общение».

Во–вторых, существует тождество понятий «коммуникация», «общение», «интеракция», «диалог» в отечественной психологии и социальной психологии.

Отношения, это феномен, характеризующий специфику именно человека. Животное не относиться, поскольку человек как субъект, строит сознательно отношения и взаимодействие.

Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны [O →O], подобно отношениям между объектами в природе (например, закон всемирного тяготения).

Социальные отношения не субъект-субъектны [S=S], подобно межличностным отношениям — когда человек взаимодействует с другим целостным человеком.

Социальные отношения субъект-объектны [S→O], когда взаимодействие происходит с социальным человеком, имеющим определенный статус, в обществе (например, студент), в которых человек всякий раз представлен частичным и нецелостным, выполняющим определенную роль, которая опосредована социальными нормами и имеет свою стратегию деятельности (поведения). Социальные (статус, роль) отношения будем называть коммуникацией. Исторические феномены коммуникативных социальных отношений: радио, телеграф, газета, телефон, телевидение.

Коммуникация – это субъект объектное [S→O] социальное взаимодействие, в результате которого происходит обмен информацией, социального опыта. Ярким примером коммуникации является лекция (монолог).

Рассмотрим стратегии социальных отношений (виды коммуникации).

1.Контакт масок [S→O], формальные отношения, при которых используют маски вежливости, т.е. набор выражений лица и жестов, позволяющих скрыть отношение к собеседнику, либо не вступать в личный контакт.

2.Светские отношения [S→O] отношения, которые носят беспредметный характер и подчинены кодексу вежливости. Светские отношения - это беспредметные отношения, разговоры ни о чем: о природе, о политике, о погоде.

3.Формально-ролевые отношения [S→O] отношения, определенные служебным статусом партнеров (отношения руководителя и подчиненного). В этих отношениях человек наиболее ярко выступает в качестве объекта деловых отношений.

4.Манипулятивные [S→O] отношения, направленные на получение односторонней выгоды от партнера, где средством может выступать лесть, обман, запугивание и т.д.

5. Противоборство [S→O] отношения, при которых партнеры противодействуют друг другу в достижении цели.

6. Противостояние [S→O] отношения, при которых партнеры стараются избежать активных отношений.

7. Конкуренция [S →O] отношения, соперничество, борьба за достижение лучших результатов.

8. Компромиссные [S →O] отношения, при которых оба партнера отчасти содействуют, а отчасти противодействуют друг другу.

В результате коммуникативных отношений возникают конфликты, как только пассивный партнер становится субъектом деятельности.

Схема социальных отношений пирамида, определяющая сущность [S→O] отношений. Данные отношения строятся на основе доминирования субъекта над объектом.

Средства коммуникации: вербальные составляют -65% и 35 % невербальные.

Вербальные средства коммуникации: речь. Структура речевой коммуникации: значение (понятие, знание о предмете) и смысл (отношение к предмету). Околоречевые средства: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция.

Причины возникновения проблем в процессе коммуникации: стереотипы - склонность не анализировать проблемы, полагаться на устоявшееся мнение; предвзятые представления – склонность отвергать все новое, что противоречит собственным взглядам; враждебные отношения между людьми; отсутствие внимания и интереса к партнерам; пренебрежение фактами, привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов; нелогичность документов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.