КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические методы решения конфликтов
Тема 5. Конфликт как форма социальных отношений 5.1. Понятие «конфликт», структура, формы, виды проявления конфликта. 5.2. Методы решения конфликтов в социальной психологии. 5.1.Понятие «конфликт», структура, формы, виды проявления Конфликт – состояние напряжения, которое возникает в результате столкновения противоположных мнений, взглядов, интересов и целей. Причины возникновения конфликтов в социальных отношениях. 1. Информационные: неполная неточная информация и факты, слухи, подозрения, сомнения. 2. Структурные, определенные формально-ролевыми отношениями (борьба за статус, отчетность, поощрение или наказание, распределение ресурсов. 3. Ценностные, столкновение общественных групповых, личных убеждений, верований, идеалов и других ценностей. 4. Этические (нравственные) – нарушение правил поведения этикета в отношениях. 5.Результат коммуникативных отношений. Структура конфликтов. Нулевая стадия конфликта – формирование противоречий, несоответствий. На этой стадии конфликт очень легко устраняется. 5 % - переход потенциального конфликта в реальный, легко разрешим. 0 – 50 % - конфликт реальный, возможно применение психологических методов решения конфликтов.100%- конфликт не разрешим. Виды конфликтов. Межличностные – возникают при изменении схемы взаимодействия в общении. Межгрупповые – возникающие внутри групп, коллективов в борьбе за лучшие результаты. Формы проявления конфликтов. Открытые – прямые, непосредственные действия субъектов против друг друга (драка, заявление, письмо, требования, жалоба, словесный скандал) Закрытые – осуществляются завуалированными, скрытыми методами (анонимка, подлог, слухи, интриги, клевета, ложь, липовые справки) Кратковременные – результат взаимного непонимания, ошибок, которые быстро осознаются, устраняются. Длительные – очень опасны, в них происходит закрепление негативного состояния напряжения, которое ведет к стрессам. Конструктивные – которые выводят организацию, группу, человека на новый уровень развития. Деструктивные – приводят к негативным, разрушительным последствиям, снижают эффективность деятельности. Объективные, указывающие на реальные проблемы субъекта. Субъективные – возникают в результате оценки чего-либо, кого-либо или принятых решений.
«Метод уклонения» - реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. «Не делайте из мухи слона». Ссылайтесь на отсутствие времени и удалитесь. Сделать вид, что вам нужно срочно позвонить. Удалиться в туалетную комнату. «Заземление». Мысленно представьте лист бумаги, на котором нарисуйте оппонента, скомкайте его и выбросите. «Мой дом». Представьте свой дом или помещение, где вам было очень хорошо, или человека, с которым вам было хорошо, перенесите себя в это состояние равновесия и тем самым не вступайте в конфликт. «Прорисовка». Нарисуйте событие или человека, которые вызывают состояние напряжения и сотрите резинкой «Сглаживание». Удовлетворение интересов конфликтующих сторон – «жест доброй воли». Позволяет избежать конфликта, но решение конфликта может быть мнимым. Лучше любое решение конфликта, чем его наличие. Самое главное – в конфликтной ситуации доминируют эмоции, состояние аффекта (человек не отвечает за свои слова, поступки), поэтому молчание выступает лучшим способом уклонения от конфликта. Обращение к этическим нормам или правилам вежливости, деликатности, тактичности, которые выступают эффективным средством решения конфликтов. Важным решением конфликта является сотрудничество – совместная деятельность. Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятия «конфликт». 2. Охарактеризуйте основные причины возникновения конфликтов. 3. Назовите виды и формы конфликтов. 4. Опишите структуру проявления конфликта. 5. Охарактеризуйте психологические методы решения конфликтов.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |