Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические методы решения конфликтов




Тема 5. Конфликт как форма социальных отношений

5.1. Понятие «конфликт», структура, формы, виды проявления конфликта.

5.2. Методы решения конфликтов в социальной психологии.

5.1.Понятие «конфликт», структура, формы, виды проявления

Конфликт – состояние напряжения, которое возникает в результате столкновения противоположных мнений, взглядов, интересов и целей.

Причины возникновения конфликтов в социальных отношениях.

1. Информационные: неполная неточная информация и факты, слухи, подозрения, сомнения.

2. Структурные, определенные формально-ролевыми отношениями (борьба за статус, отчетность, поощрение или наказание, распределение ресурсов.

3. Ценностные, столкновение общественных групповых, личных убеждений, верований, идеалов и других ценностей.

4. Этические (нравственные) – нарушение правил поведения этикета в отношениях.

5.Результат коммуникативных отношений.

Структура конфликтов. Нулевая стадия конфликта – формирование противоречий, несоответствий. На этой стадии конфликт очень легко устраняется. 5 % - переход потенциального конфликта в реальный, легко разрешим. 0 – 50 % - конфликт реальный, возможно применение психологических методов решения конфликтов.100%- конфликт не разрешим.

Виды конфликтов. Межличностные – возникают при изменении схемы взаимодействия в общении. Межгрупповые – возникающие внутри групп, коллективов в борьбе за лучшие результаты.

Формы проявления конфликтов.

Открытые – прямые, непосредственные действия субъектов против друг друга (драка, заявление, письмо, требования, жалоба, словесный скандал)

Закрытые – осуществляются завуалированными, скрытыми методами (анонимка, подлог, слухи, интриги, клевета, ложь, липовые справки)

Кратковременные – результат взаимного непонимания, ошибок, которые быстро осознаются, устраняются.

Длительные – очень опасны, в них происходит закрепление негативного состояния напряжения, которое ведет к стрессам.

Конструктивные – которые выводят организацию, группу, человека на новый уровень развития.

Деструктивные – приводят к негативным, разрушительным последствиям, снижают эффективность деятельности.

Объективные, указывающие на реальные проблемы субъекта.

Субъективные – возникают в результате оценки чего-либо, кого-либо или принятых решений.

 

 

«Метод уклонения» - реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. «Не делайте из мухи слона». Ссылайтесь на отсутствие времени и удалитесь. Сделать вид, что вам нужно срочно позвонить. Удалиться в туалетную комнату.

«Заземление». Мысленно представьте лист бумаги, на котором нарисуйте оппонента, скомкайте его и выбросите.

«Мой дом». Представьте свой дом или помещение, где вам было очень хорошо, или человека, с которым вам было хорошо, перенесите себя в это состояние равновесия и тем самым не вступайте в конфликт.

«Прорисовка». Нарисуйте событие или человека, которые вызывают состояние напряжения и сотрите резинкой

«Сглаживание». Удовлетворение интересов конфликтующих сторон – «жест доброй воли». Позволяет избежать конфликта, но решение конфликта может быть мнимым. Лучше любое решение конфликта, чем его наличие.

Самое главное – в конфликтной ситуации доминируют эмоции, состояние аффекта (человек не отвечает за свои слова, поступки), поэтому молчание выступает лучшим способом уклонения от конфликта.

Обращение к этическим нормам или правилам вежливости, деликатности, тактичности, которые выступают эффективным средством решения конфликтов.

Важным решением конфликта является сотрудничество – совместная деятельность.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «конфликт».

2. Охарактеризуйте основные причины возникновения конфликтов.

3. Назовите виды и формы конфликтов.

4. Опишите структуру проявления конфликта.

5. Охарактеризуйте психологические методы решения конфликтов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.