Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы регулирования поведения




Тема 7.Психология большой группы

7.1. Понятие «большая группа», типология, механизмы регулирования поведения.

7.2. Понятие «стихийные группы», признаки, поведение, механизмы воздействия.

 

7.1. Понятие «большая группа», типология,

Понятие «большая группа» - субъект социальной деятельности, имеющий общие социально-психологические признаки, возникший в ходе исторического развития.

Типология больших групп. Типология – научный метод, систематизации предметов по определенному основанию. Например, по характеру организованности.

1.Организованные большие группы: классы, слои, нация, этнос, массовое движение, организации.

2. Неорганизованные, стихийные большие группы (толпа, публика, масса).

Механизмы регулирования поведения в большой организованной группе.

Социальный характер – устойчивое состояние психики, свойства определяющие взаимодействие субъектов.

Традиции – это социальный опыт, передаваемый из поколения в поколение.

Обычаи – прочно установленный порядок поведения в обществе.

Общественное мнение - отношение (скрытое или явное) различных групп к событиям.

Общественное сознание (идеология) - совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе, отражающее состояние конкретного общества.

Язык-средство коммуникации и общения.

Менталитет. В социальной психологии метод восприятия мира, стереотипы поведения (язык жестов), обычаи, традиции. В научный оборот термин был введен французским ученым Л. Леви-Брюлем (1857–1939), изучавшим мифологическое мышление. Синонимом термина менталитет выступает понятие «социальный характер». Менталитет позволяет различать особенности больших групп.

Существуют различные менталитеты, например, английский, американский, французский, немецкий, итальянский, арабский, русский. Менталитет позволяет интерпретировать матрицы мышления, традиции, обычаи, образующие социально-психологическую целостность большой группы.

 

7.2. Понятие «стихийные группы», признаки, поведение, механизмы воздействия

Толпа – стихийная, неорганизованная группа, возникшая в ходе инцидента. Инцидент- от латинского случай, недоразумение, происшествие (обычно неприятное), столкновение. Типичные жизненные ситуации, в которых возникает толпа. К ним относятся:

1. стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, смерчи);

2. общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро аэропорты);

3. массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты шоу-представления);

4. политические акции (демонстрации, политические выборы и другие акции протеста);

5. места массового отдыха (набережные, площади и улицы городов, помещения и площадки индустрии развлечений) и др.

Основные признаки толпы.

1. многочисленность (повышенное скопление людей на небольшой территории);

2. высокая сплоченность (каждый человек находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в персональное пространство);

3. эмоциональная возбужденность (повышенная эмоциональная активность и вовлеченность в происходящие события);

4. неорганизованность или стихийность (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность);

5. отсутствие цели (общая для всех цель не ясна, или слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими).

Виды толпы: пассивная, активная, агрессивная. Пассивная толпа - не проявляющая деятельность. Активная толпа – эмоционально возбужденная. Агрессивная толпа, основной признак которой выражается в склонности к насилию, жестокости, разрушительным действиям.

Структура толпы: толпа имеет ядро или подвижный центр, может быть плотной или рассеянной, имеет скорость передвижения, состав неоднородный и половозрастной.

Психология поведения в толпе.

Конформизм – чувство зависимости, полное подчинение индивида толпе.

Анонимность поведения – уверенность в том, что действия и поступки останутся никем не замеченными и никому не известными.

Аморфность. В толпе полностью стирается рациональность, личностные качества человека.

Категоричность. Мнение толпы становится авторитетным. В толпе нет никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение.

Консерватизм. Толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.

Эмоциональность. В толпе имеет место эмоциональный резонанс, эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.

Поведение толпы определено слухами, которые выступают формой распространения информации.

Лидер в толпе (самозванец) по определению полностью подчиняет себе поведение толпы.

Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия, внушаемые идеи.

Моральность. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др.

Поведение в толпе сопровождается паникой. Слово «паника» происходит от греческого «безотчетный ужас», чувство страха. На основе страха активизируется суеверие - ложное мнение, иллюзии - ложное знание, предрассудки.

Социально-психологические способы воздействия в толпе: подражание, внушение (суггестия), заражение.

Заражение как бессознательная передача эмоционального состояния от одного человека к другому, что усиливается в толпе, особенно в ситуации паники.

Подражание — механизм воздействия людей друг на друга, результатом которого является копирование поведения другого человека.

Внушение — вербальное воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие информации.

Социологические методы исследования. Внезапность, с какой обычно возникает толпа, непредсказуемость ее поведения, массовость, неопределенность количественных и качественных характеристик, высокая эмоциональная напряженность – все это не позволяет проводить заранее спланированные исследования. Можно собирать необходимые данные возможно путем опросов участников толпы и очевидцев, а также из газет, кинохроники, исторических и служебных документов.

 

Контрольные вопросы

1.Дайте определение понятия «большая группа». Охарактеризуйте виды больших групп.

2. Охарактеризуйте механизмы регулирования поведения в больших устойчивых группах.

3. Охарактеризуйте сущность стихийных групп (толпа, публика).

4. Назовите основные признаки толпы, структуру толпы.

5. Охарактеризуйте психологию поведения в толпе.

6.Охарактеризуйте социально-психологические способы воздействия в толпе:

7.Охарактеризуйте социологические методы исследования толпы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.