Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели восприятия




Механизмы социальной перцепции

Тема 4.Понятие, механизмы социальной перцепции

4.1. Механизмы социальной перцепции

4.2. Модели восприятия

 

Рассмотрим психологические механизмы социальной перцепции (восприятие), определяющие социальные отношения и деятельность. Именно восприятие определяет процессы социального и межличностного взаимопонимания людей.

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г.Восприятие в социальной психологии - это отражение (социальное познание) смысла предмета, образа человека в целом.

Какие существуют основные механизмы восприятия?

Тенденциозность - восприятие человека на основе первого впечатлении, которое почти всегда истинно. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным, т.е. переоценивать многие его личностные характеристики.

Селективность - процесс восприятия на основе социальных стереотипов, штампов, устойчивых образов, свойственных представителям социальной группы.

Аттракция – от латинского притяжение, восприятие по фактору отношения кчеловеку. Фактор действует таким образом, что люди, которые хорошо к нам относятся, оцениваются положительно и наоборот.

Эмпатия (эмоциональное отношение) или идентификация (рациональное), умение поставить себя на место другого при его восприятии.

Рефлексия - это знание о том, как воспринимают и оценивают человека другие с различных позиций.

Атрибуция, приписывание качеств человеку, которых у него нет.

Сензитивность – внимательное отношение к человеку в процессе восприятия.

Формирование целостного образа человека на основе познания его внешнего вида, поведения, одежды, включая знаки отличия (очки, прическа, награды и т.д.). Имидж как положительный образ человека.

Синтоническая модель восприятия (Таблица 6).Термин «синтония» от греческого – согласованность, гармония, созвучие с собой и другими, включающая открытия нейролигвинистического программирования (НЛП).

Таблица 6

Критерии отличия Визуальная модель восприятия Аудиальная модель восприятия Сенсорная (тактильная) модель восприятия
1. Доверяет глазам слуху ощущениям
2.Слова, которые он употребляет Давайте рассмотрим вашу проблему Я слушаю вас Давайте обсудим Какой у вас приятный голос Я чувствую вашу проблему
3. Речь Быстрая, громкая Выразительная Медленная, тихая, непрерывная
4.Движение глаз (НЛП) Смотрит вверх в левую или правую сторону или прямо.   Смотрит в левую или правую сторону. Смотрит вниз в левую или правую сторону.
5.Правило восприятия Отвечает: «Я должен видеть, чтобы понимать» Поворачивается тем ухом, которым слушает, закрывает глаза. Обязательно потребует модель проекта, к которой можно прикоснуться

 

Нейролингвистическое программирование — направление в психотерапии и практической психологи признаваемое не всем академическим сообществом, основано на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, как набор связей между формами речи, движением глаз.

Наряду с указанными моделями восприятия выделяют также модель «люди-компьютеры» как типологию современных людей, которые доверяют ярлыкам и этикеткам, названиям фирм. Слова употребляют: надо разобраться, проанализировать, систематизировать. Речь эффектная, с употреблением сленга. Движение глаз - смотрят вверх.

Правила эффективных отношений. Учитывать модель восприятия собеседника. Наблюдать за паттернами, повторяющимися моментами поведения. Входить в состояние раппорта – «одной волны» с собеседником. Быть конгруэнтным (быть в гармонии с самим собой и это одновременно означает единство слова и дела). Уметь устанавливать и поддерживать необходимые контакты с партнером, учитывая психогеометрическую типологию личности.

Геометрическая типология восприятия человека выстроена на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого им выбора какой-либо геометрической фигуры.

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, стремление к знаниям, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, бе-залаберность в финансовых вопросах (материал для теста).

Для повышения объективности восприятия, построения образа человека применяют различные методы социальной психологии: тестирование, экспертиза, эксперимент, наблюдение, тренинги.

Отметим, что тестирование является хорошим, но ограниченным методом, человек в тестировании выступает как вещь, «мешок набитый качествами» (Асмолов). Экспертная оценка образа человека условна и субъективна. Тренинг от английского обучать, воспитывать, форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Таким образом, нет абсолютных методов восприятия, поэтому необходим сбор полной информации о субъекте социальной деятельности, используя разнообразные методы социальной психологии.

 

Контрольные вопросы

1. Объясните роль восприятия в социальных отношениях?

2. Что означают понятия «тенденциозность», «сензитивность», «атрибуция», «рефлексия», «эмпатия», «аттракция», «селективность».

3. Охарактеризуйте аудиальную, визуальную, сенсорную модели восприятия в социальных отношениях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.