Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры социометрических ограничений и погрешности




Пример социометрической карточки

Социометрия как метод психологии культуры

Социометрия – метод измерения межличностных отношений в малых группах. Социометрия является один из основных, специальных методов изучения закономерностей психологии межличностных отношений в группе, автором метода является психолог, социолог Якоб Морено.

Социометрия как метод позволяет изучить:

- первичную диагностику внутригрупповых, социальных межличностных отношений;

- выявить неформальные межличностные отношения в группе;

- степень психологической совместимости конкретных людей;

- внутригрупповые статусы (роли) человека;

- качество психологической атмосферы группы в целом;

- процессы функционирования, развития группы;

- повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений в группе;

- эмоциональные (симпатия или антипатия) непосредственные отношения внутри малой группы;

- типологию социального поведения в условиях групповой деятельности; сплочённость, совместимость членов группы.

Основные этапы проведения социометрического исследования

1-й этап. Определение объекта (выборочная совокупность), предмета (цель), задачи, гипотезы исследования (предположение, требующее доказательства).

2-й этап. Разработка социометрических критериев. Социометрические критерии формируются в виде вопросов (анкета), ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе.

3-й этап. Выбор типа процедуры социометрического исследования (анкета, социометрическая карточка).

 

Таблица 3

Социометрическая карточка
Тип Критерии Выборы
1.   С кем бы ты хотел (а) обязательно продолжить учиться на втором курсе        
2.            

 

4-йэтап. Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты. При составлении анкеты или карточки определяется величина ограничения социометрических выборов, которая определяет погрешность, вероятность случайных выборов.

Таблица 4

Число членов групп Социометрическое ограничение Вероятность случайного выбора
5–7 8–11 12–16 17–21 22–26 27–31 32–36   0,20–0,14 0,25–0,18 0,25–0,19 0,23–0,19 0,22–0,19 0,22–0,19 0,21–0,19

5-й этап. Непосредственно проведение социометрии: прочтение инструкции на анкете о правилах заполнения её.

6-й этап.Обработка и интерпретация результатов с помощью социометрической матрицы, социограммы.

Социометрическая матрица – это таблица, в которой фиксируются выборы членов группы. Матрица дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Основное достоинство социоматрицы – это возможность визуально представить выборы респондентов, отражающих психологические аспекты межличностных отношений в числовом виде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.