Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регуляция социального поведения личности




Социальное поведение личности– сложное социальное и социально-психологическое явление. По отношению к социальному поведению понятие «детерминация» заменяется, как правило, понятием «регуляция», что означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, социальными нормами.

1. Общественные (внешние) регуляторы социального поведения личности: общественные отношения, общественное мнение, общественное сознание, культура, традиции.

2.Социально-психологические (внешние) регуляторы социального поведения личности: большие, малые социальные группы.

3. Социальные нормы - это официальные, неофициальные, стандарты, традиции, определяющие взаимодействие и целостность социума. Нормы имеют правовой статус и закрепляются в законах. Социальные нормы усваиваются личностью в процессе социализации.

4. Общие социально-психологические феномены поведения личности: символы, традиции, предрассудки, мода, вкусы, реклама, стереотипы.

5.Личностные социально-психологических нормы поведения личности: престиж (уважение в обществе), статус, авторитет.

6. Психические процессы (внутренние) регулирования поведения личности: чувственные и рациональные формы отражения действительности.

7. Психические состояния внутренних регуляторов поведения личности.

Депрессия, состояние, характеризующееся общей пассивностью поведения.

Настроение, чувство удовлетворения или неудовлетворения планами, интересами.

Навязчивые состояния, внезапно появляющиеся в сознании мысли или побуждения к действию, воспринимаемые человеком как чуждые и эмоционально-неприятные.

Фрустрация, устойчивое состояние невозможности удовлетворения потребностей.

Отчуждение, изолированность, противопоставление личности окружающим, группе, обществу в целом.

Релаксация, состояние покоя, расслабленности.

8. Личностные свойства внутренней регуляции поведения.

Активность, способность человека производить общественно значимые преобразования в мире.

Идентичность, отождествление с кем-либо.

Самоопределение, утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях.

Самоуважение, переживание себя как субъекта.

Самосознание, знание человеком самого себя и отношение его к себе.

Самооценка, отношение к своим возможностям, оценка целесообразности своих действий и поступков, своих способностей и нравственных качеств.

«Я-концепция» (Я-образ), представление о своей индивидуальности, определенное единство ценностных ориентаций.

9. Волевая регуляция выступает завершающим этапом регуляции социального поведения. Воля как человеческое качество, способность делать выбор и совершать действия:

Наиболее важными волевыми свойствами являются целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, самостоятельность, последовательность, смелость и др.

В отношении социального поведения личности можно выделить форму нарушения волевой регуляции: апатия (отсутствие чувств, желаний и интересов)

10.Механизмы саморегуляции социального поведения (самовоспитание, самообразование, самосовершенствование, самоопределение личности, ее социализация). В результате регулирования поведения людей возникает целостность общества.

11.Социализация – это процесс адаптация в обществе, усвоения ценностей, норм, определенной роли (статуса).

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

Первая фаза, заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего человек адаптируется в обществе.

Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной актуализации и определенном воздействии на других членов общества.

Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности. Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.

В процессе обучения у человека формируется «вторая натура», для обозначения которой французский социолог Пьер Бурдье (1930- 2002), ввел понятие «габитус». Габитус — это внутренний социальный порядок.

Первый тип габитуса — коллективное национальное самосознание (культура). Эмигрант воспринимается не только как иностранец, но и как представитель определенной социальной группы с иным габитусом

Второй тип габитуса, влияние страты, человек принадлежит к определенному социальному слою, который передает своим членам культурный капитал (джентльменский набор), образование и воспитание.

Третий тип габитуса- стереотипы мышления и поведения.

Итак, социализация – это адаптация, приспособление личности в обществе, один из основных механизмов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и развитие общества.

 

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «социальное поведение личности».

2. Перечислите признаки социального поведения.

3. Опишите структуру социального поведения

4.Перечислите формы регуляции социального поведения личности.

5.Охарактеризуйте понятие «социализация», этапы социализации личности.

6. Что означает понятие «габитус» как процесс социализации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.