Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология и марксизм. 2 страница




Учение о «наслаждении» занимает в психоанализе, безусловно, крупное место. Оно рассматривается как основная детерминирующая сила, как главная тенденция, «принцип» жизнедеятельности организма.

Именно этой тенденции получить максимальное наслаждение, удовлетворив влечения, следует весь организм как в его сознательной, так и в его бессознательной части1.

Однако именно этим понятию «Гпiргiп7iр» дается вполне определенное место. Мы знаем, что субъективно момент удовольствия. Наслаждения, является лишь некоторым состоянием сознательной психической деятельности. Понимание же «принципа наслаждения» психоанализом резко выходит из таких границ, из понятия субъективной «психологии сознания» и превращается в понятие органическое, в общий биологический принцип работы организма.

То, что отражается в сфере сознания как «наслаждение», скрывает под собой более глубокие органические тенденции; именно этим тенденциям следует организм в борьбе за существование и самосохранение; психический анализ ведет нас к органическим источникам, «психологическая причинность» перехода в причинность органическую2.

В самом деле, мы уже указали выше, что организм человека находится под непрерывным влиянием постоянных внутренних раздражений влечений; если мы сюда прибавим постоянно доходящие до организма раздражения внешней среды, нам будет ясен тот тонус напряжения, который должен создаться у организма. И вот создается биологически необходимая тенденция снизить уровень раздражения, который отражается в сфере сознания, как нечто «неприятное», чего нужно избежать3.

 

 

1 Ср.: Фрейд 3. Лекции... т. i. С. 146 и др. Хепзеi1$ сiев Еп$?ргiв7iр$; Положение о двух принципах психической деятельности. цит. изд. т. iii. С. 82 и ел. и мн. др.

2 Ср.: Вiпзи’апет Е. Рус11оапа1у$е ппа Рвусiiiагiiе II iпiеаiаi. 7еiI$сIIг. Г. Рус1iоапа1у$е. 1921. 8. 152. «в то

время как у крочмора (и психологов) силы, обусловливающие психическую жизнь, происходят из психики

же, у Фрейда они коренятся в биологии организма». О. .Iеiкетзта. Руе1iоапа1уiiс1iег Веiiга8 ты еiпег тьеогiе сiег ОеГыiIе, там же, 1920. 8. 8: «Таким образом, в пеихоанализе мы имеем дело е понятиями чисто еетеетвеннонаучного, а не «психологического» порядка. Ср.: Аiехапсiет Г. ме1арусьо1оiеье ВеiтасiтЁвп8еп, там же, 1921. 8. 270 и др. В последнее время мы встречаемся с проникновением «принципа удовольствия» и в биологию (ср., например: Гетепс2i. Уег$пс11 еiпег Оевi1аiiiiеогiе. 1924) и даже рефлексологию (ср.

интересную статью в. и. Болдырева «два новых основных закона функции головного мозга» в «ВпIIейп оГ Же ВаШе Вгееi $апi?агiштi апй но$ре1аi Кiiвiiо>. 1924. Магсii. УоI. хiх. гч 2, реферат в Казанском

медицинском журнале, 1944. М 6). Рзеет О. 7шл КаiтiрГ пт сие Рвусiiоаваiу$е. 1920. 8. 247 ГГ. 1У7ii1е IУ. Роппаа?iоп$ оГр$7с1iiагт. Н У.: 1921. Р. 10—11 и др.

Ср.: Фрейд з. о нарцизме. цит. изд. Т. УIII. С. 128: «неудовольствие является выражением вмсшего

напряжения, т.е. оно представляет собою известную величину материального процесса (курсив мой. Ая.

Л.), ведущего к накоплению внутреннего напряжения, воспринимаемого психически, как чувство неприятного, неудовольствия». Ср. также: Фрейд 3. Теория полов. влеч. Т. УIII. С. 84. Iеп$еiiл сiе$ Гпргiп7iр. 1921. 8. 3, ГГ. .IеIетзта. Руе1iоапа1уйс1iег Вейга8 ЕП еiпег Тiiеогiе сiег беГыiIе. цит. место, 8. 1—2

 


Создается необходимость разрешить накопившееся раздражение, будь то раздражение внутреннего или внешнего порядка.

Снизить доходящие извне раздражения, тормозить их доступ в

организм, наконец, снизить тонус раздражения, исходящего от так называемых влечений, вот задачи. Которые берет на себя психический аппарат, который последние работы психоанализа метко определяют как

«орган торможения»1 основная тенденция всего организма, которая и от­

ражается, если допустить психологическую терминологию, в «принципе наслаждения» (Еп$фгiп7iр) и сводится, таким образом, к тенденции одолеть и освободиться от воспринимаемых им извне и изнутри раздражений и возбуждений»2, достигнуть состояния наименьшего тонуса возбуждения3.

Таким образом, понятие влечения получает свою энергетическую, количественную формулировку, происходящие в психике процессы сводятся к энергетическим процессам раздражений и реакцией на них, а с тем пропадает и тот психологический, субъективный характер, который носит с первого взгляда iм$ргiп7iр, как основная тенденция организма; нам хотелось бы здесь же подчеркнуть, что с этим и пропадает та мнимая телеология, которой якобы подчинен организм с точки зрения психоанализа; она заменяется строгой биологической причинностью, и в ней, конечно, не остается и следа от какого бы то ни было произвольного «стремления к удовольствию»: психологическая теология заменяется органической каузальностью4.

Нам ясен органичсский характер влсчений; однако нам следует ближе познакомиться и с их органическими источниками; этим мы подойдем ко второму из поставленных нами вопросов и будем иметь случаи еще раз указать на второй важный шаг, сделанный психоанализом для построения материалистически-монистической психологии цельного организма введение мозга и, таким образом, психики в общую систему органов тела и их интерреляции.

Психоанализ уже давно заметил, что некоторые части тела обладают особой восприимчивостью к различным внешним и внутренним

 

 

и др.

1 Ср.: Фрейд з. о нарцизме. т. уiii. с. 129; «душевньий аппарат орудие, при помощи которого мы

справляемся с возбуждениями». Ср.: 1еп8еi$ ае5 iх$iргiпяiр$. Аiехапс!ет Е. Меiар$ус1iо1оi$сйе веiГас1йЦпеп. цит. место. 8. 272. Еетепсi 5. Оiе Р$усiiе аI$ нешшппогап II Iпiегп. 7еiс1iг. Г. Р$усiiоапаiу$е. 1922. 8. 203 IТ. Кетрф Руе1iораi1iо1оу. 1920.

2 Фрейд З. лекции... т. и. С. 146 и 164. Ср. его же: 1епеi с1е Гiнргiп7iр$. 8. 62: «Ош Гiнргiпкiр$ i$1еiпе тепсiепк, е1е1iе ин Оiеве еiпег Еппiiiоп $еЫ, сiег е кпГдiii, ден $ееii$еiiеп Аррага епеопц1о ii

шаеiiеп осiег сiеп Ве1га сiег Епепп iп iЬш 1оп$IапI оЬег шц1iс1i пiес1гi кп егiiаiiеп». Вешзсii Е. Р$уе11оапа1уеппс! огцапI(гапI(IIейеп //iпiегв. 7еiI$еIIг. Г. Р$усiiоапаiу$е. 1922. 8. 290—29 1, а также цитированные работы Ф.

Алексавдера и др.

Ср. особ. Етеькi 5. Оа iсii ппс! сiа$ Е$. 8. 23 цит. соц. ]еI?етзта. любопытно отметить, что система психоанализа совпадает здесь с учением Авенариуса о жизнеразностях (ср. Авенариус. критика чистого опыта, например, в изложении луначарского. М., 1909. С. 24 и ел.).

Ср.: Аiехапсет Е. МЫар$ус1iо1оi$с11е веiгасьшпеп. цит. место. 8. 270—271 и Вiпзи’апет Е.

Рус1гiоапа1у$е ппс! Кiiпi$сiiе РБусI’iiагiiе. цит. место. 8. 153—154. в этом пункте особенно стоит отметить

диалектический подход к проблеме теологии: то, что нам кажется стремлением к цели (наслаждения), есть лишь осуществление биологической необходимости. противоречие между каузальностью и телеологией

сводится здесь на нет.


раздражениям и что раздражение их становится особо мощной стимулирующей силой для мозга и всей нервно-психической системы. Таким образом, оказалось совершенно невозможным при изучении психики игнорировать источники ее «движущих сил» отдельные органы тела и изучать мозг вне системы интерреляции органов1.

Так была поставлена проблема об органических источниках влечений и реакций личности; так развилось в психоанализе учение о психологическом значении органов тела, то, что вылилось позднее в строгую систему учения об эрогенных зонах (З. Фрейд)2 и о малоценных органах и их психической компенсации (А. Адлср)3 и что нашло себе блестящее подтверждение в физиологическом учении об интерреляции органов и влиянии эндокринной системы на мозг и его функции.

А. Адлер первый выдвинул вопрос о важности для психологии изучения отдельных органов тела и их функций и обосновал ее в стройной системе. По его мнению, мы часто встречаемся с органами, обладающими относительно пониженной функциональной способностью, слабостью и повышенной раздражимостью4 их Адлер квалифицировал как «органы малоценные» и указал на то, что именно эта молоценность лежит в основе их заболевания5. Однако биологически невозможно, чтоб пониженная деятельность органа осталась без компенсации со стороны чего-нибудь, заменяющего это слабое место в организме; так, в случае малоценности одного из парных органов (легкие, почки, мозг, полушария), часть функций его берет на себя второй «вакарирующий» орган; при малоценности одного легкого компенсаторно развивается второе6. Иную картину видим мы при малоценности непарного органа: в таком случае задачу компенсировать недостаток берет на себя центральная нервная система, которая и исполняет ее путем торможения направленных на орган раздражений и путем создания над функцией данного органа соответствующей «психической надстройки», помогающей осуществлению возложенных на орган заданий7. При малоценном органе эта задача компенсировать его малоценность

 

1 Ср.: Ас//ет А. $Iпс{iе ьЬег сие Мiпйег’уегйфсеi с1ег огап. 19О7.особ. 8. 59; ЦГ/’гееiет Ж м. ов Iв$Iiвс1$ II Тiгiе Хопгваi оГ аЬпойтiаi Р$ус1iо1оу. 1920—21. УоI. ХУ. Р. 295 ГГ.: «Типичный психолог не изучает материал так, как это следует, то есть сравнивая и сопоставляя отдельные его части, как это делает

естсствоиспытатсль, но ограничиваст свое исследование головой, игнорируя остальные части организма...» Вiпячiп?ет 1. Рус11оапа1у$с опа КIiпi$сIIс Р$усiiiагЁiе. цит. место. 8. 153. Белов Н. А. Физиология типов. орел, i 924. общим фундамситом для психических и тслесных явлений у Фрейда не является

изолированный мозг, но влечение, как понятие пограничное между психическим и соматическим, представляющее органические силы (курсив мой. А. Л.).

2 Учение об эрогенных зонах одно из основных учений психоанализа получило свое обоснование в

«Теории полового влеченвя 3. Фрейда и имеет большую литературу.

это учение выдвинуто А. Адлером в его классическом труде «$гiсБе ьЬег сие мiпаеегй81еi1 сiег огав» (1907) и получило свою дальнейшую разработку в последующих трудах А. Адлера «ььег сiеп пег’уцвев Сiгiагаiоег» (1912), «Ргахi8 ввс! ТЬеогiе сiег 1пс!iУiс1па1р$усЬо1оiе» (1920) и др.

некоторый авторы указывают на близость понятий малоценного органа и эрогенной зоны, опираясь как раз на такое определение малоценности. Ср.: Ц7ехЬет Е. две психоаналитические теории. Русс. пер. II психотерапия. 1912. Нептес/’гзеп О. Наше понимание душсвнмх процессов в связи с теориями Фрсйда и Адлсра. Там же. 1913. вып. 6; ср. также: Ай/ет А. $Охс!iе ь]эег с!iе мiпаееж81еi1 с!ег огап. 8. 25.

5Ас/Iет А. $Iвсiiе ь]эег с!iе мiпаеежиеii с!сг огап. Рашiаi.

6Ас//етА. Там же, с. 10 и сл.

7Ас//етА. Там же, с.28, 32,47 и особ. 61 и сл.


становится основной движущей силой психики, орган становится в центре интересов и внимания1, являясь, таким образом, источником целой системы реакции личности.

Таково в самом схематичном виде выдвинутое учение о значении органов для психических функций2.

Здесь мы переходим к учению об органической основе влечений, выдвинутому З. Фрейдом и дающему серьезную позитивную подпочну всему психоанализу. Из указанных уже выше соображений нам придется остановиться главным образом на органических источниках сексуальных влечений.

Крупнейшей заслугой Фрейда, бесспорно, является то, что он обратил внимание на ту роль, которую играют для психической жизни отдельные органы и зоны, обладающие той специфически-повышенной раздражимостью, которую мы уже охарактеризовали выше как основной признак влечения. Эти зоны, дающие при возбуждении то, что мы выше назвали наслаждением (в указанном смысле), и являются «источниками влечений»3. Это не обязательно область гениталий; сюда относятся также и слизистые оболочки рта, анального отверстия4, сюда при широком понимании могут быть отнесены также некоторые места кожного покрова и мышцы5.

Все эти области, называемые психоанализом «эрогенными зонами»6,

создают единую мощную систему, воздействующую на психический аппарат, направляющую его деятельность и регулирующую его борьбу за «снижение тонуса напряжения», за «принцип наслаждения».

Однако эти области, где эндогенное возбуждение сталкивается с возможностью его внешнего удовлетворения, носящие по учению психоанализа определенно сексуальный характер7, не ограничиваются, как мы уже указали, лишь сферой гениталий. Эрогенная функция может часто присоединяться к обычным функциям органа8 и, таким образом,

 

1 Ас!IерА. Там же, с. 62, 69.

2 Мы не задели в нашем изложении целого ряда важных сторон этой оригинальной теории: учение о

«стигмах» малоценных органов (органических и психологических), учение о путях и исходах центральной компенсации, а также и всю построенную на этой основе «индивидуальную психологию», К ней мы надеемся вернуться в другом месте.

Ср.: Фрейд З. Теория полового влечения. Т. УIII. С. 43, 57. Лекции... Т. II. С. 103. Гетепсгi 5. НуIгiегiе

ппс’ Ра1iопепгоеп (1919).

Ср.: Фрейд З. Теория полового влечения. Т. УIII. С. 55—56, 57, 76, 127 и др. Фрейд З. О превращении влечений, в особенности анальной эротики. Цит. изд. Т. III. С. 199 и сл. Характер и анальная эротика. т. У. С. 17 и сл., а также помещенные в вып, психологически и психоаналит. библ. статьи Э. джонса, Г. Хаттингберга, С. Задгера. Гоп АпсIгеа$ $аiоiрй АпаI ппс’ $ехгаi. «Iшаоп, ВсI. IУ и мн. др.

Ср.: $ас1еi- I. Эротика кожных и слизистых покровов и мышечной системы. Цит. библ. Т. У. С. 125—164.

Понятие эрогенных зон имеет свою историю. Шарко обратил внимание на их повышенную чувствительность и специфические свойства, назвав их «истерогенными зонами»; Шамбар (1881) рассматривал их как <сепIге$ егоепе» в соотношении с сексуальными функциями; Фере (1883) указал на сходство обеих; подробно учение об эрогенных зонах было разработано Бине и Фере, Х. Эллисом и, наконец З. Фрейдом. См.: ЕIIi$ Н. ТЬе 1Зосгiпе оi’его8епоп 2опе8 II МесIiсаI Кеуiе’у оГКеуiеу. 1920. Аргii. Р. 191.

Ср.: Фрейд З. Теория полового влечения. Т. УI. С. 59—60 и приведенные выше цитаты.

8 Фрейд З. Лекции... Т. II. С. 97—98, 113 и сл. и др. Здесь учение Фрейда об эрогенности близко соприкасается с учением о функциях органов Адлера.


характеризует и еще ранее введенное в психоанализ понятие «Ощап1ii1», осложняя последнее; таким образом, эрогенной зоной может быть любая зона человеческого тела, и наоборот, «ни одно место на теле не свободно всецело от эрогенности»1.

Все эти положения основаны на изучении детских, прегенитальных форм сексуальности, сексуальности невротиков и половых извращений. Именно эти исследования подчеркнули, что эрогенность разлита по всему организму и что эрогенные функции лишь в позднейшем концентрируются на гениталиях, которые, таким образом, можно рассматривать не как единственную, но лишь как обычно доминативную эрогенную зону2.

Именно такое положение вещей, при котором исходным является разлитость эрогенных функций по различным органам тела, и подчеркивает огромное значение эрогенных зон для психики. Направляя работу психического аппарата в духе осуществления «принципа наслаждения», эрогенные зоны регулируют у ребенка также и его отношение к внешнему миру, заставляя его отдифференцировать эрогенные раздражения от иных, и тем обусловливают различные реакции ребенка на внешнюю среду.

Не следует особенно объяснять то понятное положение, что

материнская грудь, соприкасающаяся с ротовой полостью ребенка и возбуждающая слизистые оболочки рта, концентрирует вокруг себя (так же точно, как и раздражители, лишенные пищевого характера, например, соски, пальцы при сосании так паз. Еiiс1iеп и т.д.) все «интересы» или, как мы скажем, реакции ребенка, так же как впоследствии это делают отдельные раздражения кожи и мышц или деятельность кишечника и раздражения, связанные с выводными отверстиями3, и т.д.

Неудивительно поэтому, что эрогенные зоны могут влиять на все дальнейшее построение личности, и поставленная так проблема интерреляции психики и других органов может перевести в совершенно иную, новую для психологии плоскость такие вопросы психологии, как формирование характера и т.п.

Учение о формировании характера, перенесенное на органическую основу, еще недостаточно развито психоанализом, но даже то немногое, что он дает нам, помогает нам понять человеческую психику несравненно больше, чем это могла сделать старая субъективная, «эмпирическая» психология.

 

1 Ср.: Фрейд З. Теория полового влечения. Цит. библ. Т. УiII. С. 59 и прим. Еегепсгi 5.

Ну1iегiе ппI Ра1iоiiеiiгоеп (1919).

2 Развитие примата генитальной эрогенной ЗОНЫ вполне подходит ПОД КОНСТКЦИЮ «доминантов», как

сфер наибольшей возбудимости, Привлекающей к себе все, даже идущие на адрес ИНЫХ Органов, раздражения, введенную А. А. Ухтомским и его школой. См. ст. его и его учеников в «Русском

физиологическом журнале». 1923. Кн. IУ. Ср. с этим развитие примата гениталий, как его описывает,например, Еетепсгi 5. НугПгiегiе iшсi Ра]гiопевтоеп. 1919. 11. Примат генитальной ЗОНЫ проявляется в том,что каждое возбуждение эрогенной области сейчас же втягивает в возбуждение и гениталии... Гениталии как центральная эрогенная зона относятся к другим эрогенным зонам, как мозг к органам чувств. Ср. также:

Фрейд З. Теория полового влечения Т. УIII. С. 82.

Ср., например: Джонс Э. Об анально-эротических чертах характера. Цит. библ. Т. У. С. 24. «Акт

дефекации составляет в первые ГОДЫ жизни младенца один из главных интересов его жизни».


Если функции эрогенных органов действительно занимают такое большое место в жизни ребенка, то именно в них должны мы искать корни образования многих черт человеческого характера. Мы уже указали выше, что функции таких органов в известные периоды развития концентрируют вокруг себя главную часть интересов ребенка; раздражения, приходящиеся на их долю, и реакции на них составляют, пожалуй, самое значительное в примитивной, еще организующейся жизни ребенка; поэтому не мудрено, что эти реакции часто служат моделью, к которой возвращаются формы позднейшей психической жизни. Разбирая отдельные черты характера и их происхождение из примитивных реакций на идущие со стороны органов раздражения, мы можем установить, по крайней мере, три пути, с помощью которых примитивные влечения и формы органических реакций могут превратиться в сложные черты характера: особенность характера может или просто повторять форму примитивной реакции, или повторять ее в измененном, усложненном, «сублимированном» виде, или же, наконец, она может получиться как реактивное образование к этой форме первичного удовлетворения и подчеркивать черты, противоположные тем, которые были в детстве1.

Уже выше мы заметили вскользь, что развитие организма ребенка идет по пути преобладания отдельных эрогенных зон, которые уже впоследствии заменяются посредством одной доминанты генитального аппарата, мощно влияющего на психическую деятельность.

Из таких стадий преобладания эрогенных зон психоанализ отмечает прежде всего фазы так называемой оральной эротики (эрогенное значение ротовой полости, связанное с питанием), затем фазу преобладания анальной эрогенной зоны (связанную с пищеварительным аппаратом и выделительным трактом); Уже затем выступают другие преобладающие зоны, заменяющиеся, наконец, генитальной2.

Не мудрено, что преобладание каждой из этих зон сказывается на образовании характера, причем влияние их на психическую организацию может выбрать один из указанных выше путей.

Так, например, одна из важнейших стадий в развитии ребенка стадия преобладания анальной эрогенной зоны характеризуется повышенной раздражимостью слизистых оболочек анального отверстия3,доминантным значением всех связанных с этой зоной реакций и стремлением к постоянным раздражениям ее. У ребенка это выражается в повышенном Интересе, проявляемом к акту дефекации и тенденции как можно дольше

 

1 Ср., например: Джонс Э. Об анально-эротических чертах характера, цит. библ. т. У. С. 24. Фрейд З.

Характер и анальная эротика. Там же. С. 19 и сл.

2 Ср.: Гтеасi5. О формах (стадиях) прегенитальной фазы развития ребенка. 72 и сл. Лекции... Т. II. С. 115 и сл. Ср. также: Еог1i В. Тие гпсIiiтiеiII$ о1 СЬага1ег /1 Р$усiзоап. Реу. 1921. Р. 117 IТ., где различаются триглавные фазы прегенитальной организации: 1) вегетативная, 2) фаза выделения эрогенных зон, связанных с

питательным аппаратом, 3) фаза кожной эротики. Именно эти фазы прегенитальной организации влияют на дальнейшую судьбу <сексуальной конституции». Ср.: Фрейд З. Теория полового влечения. т. уiii. С. 80, 109

идр.

Ср.: Фрейд З. Теория полового влечения. т. уiii. С. 58 и др.


задерживать кал, оттягивать акт дефекации и связанное с ним опорожнение кишечника и прекращением раздражений1.

Егепсi, а за ним и отдельные авторы описывают ряд черт характера, корни которых с несомненностью можно проследить в этих связанных с

преобладанием анальной эрогенной зоны примитивньтх реакциях.

Так, например, повторение формы этих реакций в дальнейшей жизни может проявиться в чертах «упрямства», в нерешительном оттягивании своих задач и исполнения обязанностей с последующим импульсивным исполнением их и т.д.2 Человек в этом случае просто повторяет в других сферах жизни то «упрямство», то «стремление оттягивать конечный акт» (дефекация), которые когда-то играли такую крупную роль на заре его жизни, когда он еще был примитивным существом, в центре «интересов» которого стояла деятельность кишечника и раздражение связанных с ней зон3. Механизм образования таких черт характера и привычек вполне совпадает, таким образом, с механизмом образования условных рефлексов на примитивной, органической базе.

В качестве примера образования черт характера путем преобразования, сублимации примитивных анально-эротических функций психоанализ приводит бережливость, скупость как то же стремление задерживать кал, принявшее более социальные формы и перенесенное на другой объект, будь то вещи (при коллекционировании) или деньги и т.д.4

Наконец, примитивныс черты анальной эротики могут быть заторможсны, вытеснены в будущей эволюции организма, как социально неприемлемые, и, даже больше, они реактивно могут быть заменены иными, противоположными им, социально окрашенными чертами5. Такова, по мнению Фрейда и его учеников, черта чистоплотности и аккуратности, реактивно развившаяся на месте заторможенного, вытесненного стремления к нечистоплотности, обмазыванию себя выделениями и т.п. стремлений, связанных, опять-таки, с деятельностью анальной эрогенной зоны6.

Как бы несовершенны ни были предложенные психоанализом примеры, какими бы странными они нам ни казались7, нам важно подчеркнуть одно: здесь мы видим первую попытку построить учение об образовании характера человека не на основе каких-нибудь субъективных

 

 

1 Ср.: Фрейд 3. Характер и анальная эротика. цит. изд. Т. У. С. 18 и ел. джонс э. об анально­ эротических чертах характера. там же. С. 24 и др.

2 эту интерееную черту э. джоне замечает в любопытном факте опягивания ответов на пиеьма,

откладывания разных обязанноетей по дому у хозяйки и т.д., ер. его цит. ет. С. 29—30.

мы привели лишь две указанных черты характера, оетавив в етороне чрезвычайно интерееное иееледование, каеающееея иных еторон.

Ср.: Фрейд 3. Характер и анальная эротика. цит. изд. т. У. С. 21 и ел. ,Цжонс э. об анально­

эротических чертах характера. там же. С. 25, 42 и др.

На этих механизмах пеихических образований мы оетановимея ниже, когда речь у нае будет идти о динамике и диалектике пеихичеекой жизни.

Фрейд 3. Характер и анальная эротика, 19 и ел. джонс э. цит. ет. 44, 47 и др.

Так, э. джонс цит. ет. е. 24 говорит: «Самый поразительный результат иселедований З. Фрейда,

вызывающий, быть может, больше всего сомнений и больше всего протестов, составляет его открытие, что

определенные черты характера, зависящие от сексуальных раздражений анальной зоны., обусловливают глубокое изменение в самом раннем детстве человека».


«психических качеств», не путем чисто внешней аналогии с биологическими законами1, но на органической основе, путем прослеживания примитивных основ сложных черт характера в деятельности органов человеческого тела и в их влиянии на психический аппарат.

Принцип интерреляции органов, в число которых мозг входит как одна из составных частей, дает возможность, по выражению Л. Бинсвангера2,

«материализовать» учение о характерах, поставить его на позитивные основы.

 

**

 

Так закладываются основы психологии, построенной на фундаменте материалистического монизма, рассматривающего явления психической жизни как один из видов органических явлений, не проводящей никакой принципиальной границы между процессами, происходящими в отдельных органах человеческого тела, и психическими реакциями на них.

Психоанализ, перенося учение о психических явлениях в совершенно иную плоскость учения об органических процессах, происходящих в цельном человеческом организме, резко порывает с метафизикой и идеализмом старой психологии и закладывает (вместе с учением о реакциях и рефлексах человека)3 твердый фундамент психологии материалистического монизма, позитивно подходящей к психике цельной личности.

Именно этим психоанализ отвечает на первую задачу, поставленную перед современной психологией крупнейшей философией эпохи диалектическим материализмом: задачу материалистически подойти к цельной личности и движущим силам ее психики.

Психоанализ внес крупный вклад в решение этой проблемы, сделав один за другим два крупных шага: утвердив слитность отдельных психических функций и введя всю психику в общую систему органов и их биологически обусловленной деятельности.

Этим он развернул целую новую «биологию психики»4, сделав серьезные

шаги по пути создания стройной, объективной монистической системы5, и мы можем вполне согласиться с 0. Пфистером в высказанном им положении:

«Фрейд первый большой позитивист в психологии»6.

 

1 Ср., Например, Фулье, “Темперамент и характер”, строящий учение о темпераменте по аналогии сбиологическими процессами интеграции-дифференциации.

2 В психоанализе характер представляется фиксированным, материализованным и динамически освещенным” (Вiчавое,1. Рус1iоапаIуе iлпi К1iпiс1зе РусIзiаiiiе. Цит. место. 8. 155).

О принципиальной близости подходов психоанализа и рефлексологии ср., например, Бехтерев. Основы рефлексологии человека, ГПЗ, 1923 (! Изд. 1918, гл., 38), работы его учеников: Иванов-Смоленский, Ленц в журн. “Психиатрия, неврол. и эксприм. психология” и “Новые идеи в медиц.” Сб. 4; ср. также: Наiвр1геу 6. ТIзе сопсii1iопаi геiiех апсi IIзе }гепаiап У’ТiI /1 Iогiгааi о1 аЬпогiтiаi рус1гiо1оу. ХIУ. Р. 338.

Подробнее на этом мы еще остановимся.

Р’iег О. пш Каiпр1шп йiе Рус11оапа1у$е. 1920. 8. 247: “Еiiiе ап пепе рус1зо1оiс1iе Уе11 гiiс1з агi1 еiве гоеiiеi1 пепе Вiо1оiе сiег $ееiе”.

Ср. Ленi’ А. К. Условные рефлексы и конструкция современной психиатрии II Новые идеи в медицине. Сб. 4. С. 69: “Психоанализ система, лишь по названию психологическая; в самом же деле он объективен, физi{ологичен”.

6Р/i$ее О. 2шп Кашрiштi сие РусIгiоапа1уе. 1920. 8. 241.


Однако, чтоб система психоанализа еще ближе подошла к требованиям, предъявляемым методологией диалектического материализма, ей нужно было развить во всей полноте динамику, диалектику психической жизни и сделать третий шаг по пути целостного подхода к организму ввести его в систему социальных влияний1.

Этими сторонами психоанализа нам и придется заняться в следующих главах нашего исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.