КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Терапевтические основания психологии Самости 2 страница
В классическом психоанализе клинические данные рассматривались, как правило, с точки зрения психического аппарата, пытающегося справиться с влечениями и структурным конфликтом, с точки зрения Я, побуждаемого страхом кастрации или завистью к пенису. В психологии Самости осмысление клинических данных осуществляется под углом зрения Самости, побуждаемой страхом дезинтеграции и борющейся за сохранение своей связности. Такое изменение в подходе к клиническим данным потребовало от X. Кохута пересмотра выдвинутого 3. Фрейдом постулата об эдиповом комплексе как основополагающего концепта классического психоанализа. Переоценка эдипова комплекса с точки зрения психологии Самости осуществлялась X. Кохутом исходя из следующих принципов. С одной стороны, он подверг сомнению не факты, выявленные 3. Фрейдом в эдипальных отношениях между ребенком и его родителями, а их значение и адекватность интерпретации в соответствующей системе психоаналитических представлений. С другой стороны, он отверг не классическую теорию, отводящую эдипову комплексу центральное место в психосексуальном развитии ребенка и возникновении неврозов, а универсальную применимость ее ко всем феноменам жизни человека. По мнению X. Кохута, классическая теория влечений, в основе которой лежат связанные с эдиповым комплексом переживания ребенка, не в состоянии адекватно объяснить важные переживания человека, 5°° КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ относящиеся к развитию и преобразованию его Самости, в частности, к формированию и сохранению связной ядерной Самости. Фрейдовская теория влечений, а также последующие ее модификации объясняют переживания человека, отягощенные его виной, но оказываются несостоятельными при осмыслении иных его переживаний. Во всяком случае X. Кохут полагал, что в терминах эдипова комплекса можно объяснять не только психопатологию, но и психическое здоровье человека. По его собственному выражению, наличие прочной Самости является предварительным условием переживания эдипова комплекса. Первоначально X. Кохут считал, что появление в процессе анализа эдипальной ситуации является оживлением соответствующего конфликта из детства. Однако позднее он пришел к убеждению, что возникновение подобных ситуаций в рамках переноса свидетельствует о позитивных последствиях, связанных с созреванием и укреплением Самости. Если классическая теория сосредоточивала свое внимание на структурном конфликте, то психология Самости обращается к рассмотрению позитивных аспектов того периода психического развития, который сопряжен с эдипальны-ми отношениями. В связи с осмыслением эдипова комплекса X. Кохут выделил две группы нарушений. К первой группе нарушений он отнес псевдонарциссические расстройства, связанные с эмоциональным уходом от конфликтов и страхов эдипова периода, способным привести к постоянному принятию нарциссической позиции, используемой в защитных целях. Ко второй — невроз псевдопереноса, порожденный своего рода омертвением ребенка вследствие ощущения фрагментарности его Самости или недостатка жизненных сил, что приводит к принятию эдиповой позиции, также используемой в зищитных целях. В дальнейшем он пришел к мысли, что, наряду с псевдонарциссически-ми расстройствами и неврозом переноса, следует выделить также смешанные формы нарушений, в которых первичная нарциссическая патология сочетается с эдиповой патологией. При рассмотрении эдипова комплекса классический психоанализ ограничивался фокусировкой внимания на структурном конфликте и структурном неврозе. Психология Самости смещает акцент исследования на позитивные аспекты эдипова периода, исходя из того, что если ребенок обладает прочной, непрерывной Самостью, то в тот период он будет испытывать активно-собственнические и нежно-сексуальные желания в отношении родителя противоположного пола, а также чувства, выражающие уверенность в себе. Однако, как замечал X. Кохут, переживания ребенка в эдиповой фазе развития становятся понятными не тогда, когда их рассматривают 5oi ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА изолированно, а тогда, когда они воспринимаются в рамках эмпатических или неэмпатических ответов со стороны его объектов Самости. В классическом психоанализе больший интерес представлял вопрос о последствиях неблагоприятного прохождения ребенком эдиповой стадии развития. В рамках психологии Самости на передний план выступала другая постановка вопроса, связанная с рассмотрением того, в чем состоит эдипов комплекс ребенка, вступающего в данную стадию развития с прочной, связной Самостью и опекаемого родителями, которые сами имеют здоровую Самость. По мнению X. Кохута, переживания здорового ребенка в период эди-пальной стадии развития содержат и сохраняют в себе глубокую радость, не связанную с содержанием эдипова комплекса в традиционном смысле и имеющую важное значение для последующего развития человека. Эта радость покоится на двух источниках, включающих в себя внутреннее осознание ребенком важного шага в психологическую сферу новых переживаний и переживание им гордости, исходящей от родительских объектов Самости. Признание подобного положения ведет к тому, что если в рамках классического психоанализа эдипов комплекс воспринимается в качестве ядра невроза, то с точки зрения психологии Самости этот комплекс является своего рода матрицей, вносящей существенный вклад в укрепление независимости Самости и позволяющей ребенку следовать собственным путем с большей уверенностью, чем ранее. Для психологии Самости эдипов период развития ребенка является скорее источником его потенциальной силы, нежели слабости. Такое понимание привело к новой, по сравнению с классическим психоанализом, оценке значения эдипова комплекса. Оно состояло в том, что соотнесение периода вступления ребенка в эдипальную стадию развития с ощущением им чувства радости побуждало по-новому оценить традиционные представления. В частности, X. Кохут поставил вопрос о том, не является ли эдипов комплекс классического психоанализа выражением патологического развития в стадии становления человека. Сам он исходил из того, что эдипов комплекс не наносит человеку таких глубоких ран, как это принято считать в классическом психоанализе. Напротив, этот комплекс действует на человека воодушевляюще и доставляет радость. И если многие психоаналитики расценивали драматические желания и тревоги ребенка на эдиповой стадии развития как нормальные события, то X. Кохут считал, что они являются не чем иным, как реакциями ребенка на недостаток эмпатии со стороны объекта Самости в этот период жизни. В целом он полагал, что «случаи эдиповой патологии встречаются теперь реже, тогда как случаи патологии самости — все более часто» [23, с. 260]. 5О2 КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ В понимании X. Кохута эдипов период служит лишь почвой для возникновения невротических конфликтов, но не является основным очагом серьезных нарушений Самости. Эдипова стадия развития ребенка не определяет судьбу Самости. Можно говорить о такой точке развития человека, когда в результате критического испытания становится очевидным, было ли его предшествующее развитие успешным или неудачным. Эту точку следует отнести к такому возрасту (позднему среднему возрасту), когда человек спрашивает себя, соответствует ли он своему внутреннему предназначению. Речь идет о периоде «предельного отчаяния» для некоторых людей, сопровождающегося апатией, депрессией без чувства вины. В этот период самоубийства обуславливаются не давлением на человека со стороны его карающего Сверх-Я, а желанием избавиться от чувства омертвления и стыда из-за признания окончательной неудачи в жизни. С введением структурной точки зрения в остов классического психоанализа внутрипсихические конфликты рассматривались не только под углом зрения сшибок между бессознательными влечениями Оно и сознательными проявлениями Я, но и с позиций психических коллизий между тираническим Сверх-Я и несчастным Я, когда на передний план выходили бессознательные чувства вины. В представлении X. Кохута нарцисси-ческие личности не склонны поддаваться чувству вины, чрезмерно реагировать на давление со стороны Сверх-Я. Их преобладающая тенденция заключается в другом, а именно в том, что «ими часто овладевает чувство стыда, т. е. они реагируют на прорыв архаических аспектов грандиозной самости, прежде всего на ее не подвергшийся нейтрализации эксгибиционизм» [24, с. 254]. В отличие от предшествующих психоаналитических трактовок, X. Кохут придерживался мнения, в соответствии с которым представление о том, что чувство стыда является реакцией Я на неудачу при удовлетворении требований и ожиданий со стороны Сверх-Я, следует признать ошибочным. Клинические наблюдения за нарциссическими пациентами показывают, что переживаемое ими чувство стыда не обусловлено наличием прочных идеалов. Такие пациенты являются крайне честолюбивыми, имеют ярко выраженные эксгибиционистские потребности и свойственный им психический дисбаланс связан не со слабостью Я при столкновении с идеалами Сверх-Я, а именно с эксгибиционистскими проявлениями. С точки зрения психологии Самости можно жить наполненной творческой жизнью, несмотря на наличие невротического конфликта и даже невротического заболевания. В то же время при отсутствии невротического конфликта некоторые люди оказываются жертвами бессмысленности своего существования. Говоря о том, что психология Самости способствует лучшему пониманию подобных явлений, X. Кохут высказал 5°3 ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА даже такое соображение, в соответствии с которым данная психология когда-нибудь сможет объяснить, почему одни люди расценивают неизбежность смерти как доказательство бессмысленности жизни, а другие — принимают смерть как неотъемлемую часть осмысленной жизни. Для психоаналитиков, придерживающихся психологии влечений, цель анализа состоит в том, чтобы пациент смог осознать свои влечения и благодаря этому сублимировать их или разрядить посредством реалистического действия. Психология Самости предполагает смещение акцента с переработки влечений психическим аппаратом на идею об отношениях между Самостью и ее объектом. Такое смещение оказывается плодотворным не только в концептуальном отношении, но и в терапевтическом плане. В концептуальном отношении психология Самости ведет к пониманию того, что неспособность родительского объекта Самости выступить в качестве зеркала для здорового самоутверждения ребенка может оказать такое воздействие на его психику, что у него не только возникнут, но закрепятся и останутся на всю жизнь обида, чувство горечи, садизм. В практическом плане «только посредством терапевтической реактивации изначальной потребности в ответах со стороны объектов самости действительно удается уменьшить гнев и садистский контроль, вернуться к здоровому самоутверждению» [25, с. 131]. В отличие от некоторых последователей 3. Фрейда, рассматривающих вслед за ним феномен переноса как исключительно повторение инфантильного отношения пациента в процессе анализа, X. Кохут различал выбор объекта в переносе, сформировавшийся в соответствии с моделями детства (нередко ошибочно называемым «позитивным» переносом), и настоящими переносами. В афористичной форме, напоминающей манеру 3. Фрейда (все вытесненное является бессознательным, но не все бессознательное является вытесненным), он высказал утверждение, в соответствии с которым все переносы суть повторения, но не все повторения - переносы. Исходя из подобного понимания феномена переноса, он пришел к выводу, что «позитивный» перенос представляет собой лишь инструмент, используемый при анализе нарциссических нарушений, но именно переработка и конечный отказ от зеркального переноса или идеализации архаичного объекта Самости характеризуют собой успешное завершение психоаналитической терапии. «Позитивный» перенос и терапевтический альянс рассматривались X. Кохутом с точки зрения не переноса как такового, а отношения между аналитиком и пациентом, основанного на ранних межличностных переживаниях последнего, нейтрализованных и сдержанных по цели, но продолжающих влиять на его объектные связи, включая аналитика. Подобная привязанность пациента к объекту относилась им не к области переноса, а к сфере прогрессивной нейтрализации. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ Сравнивая подходы классического психоанализа, психологии Я и психологии Самости к завершению аналитической терапии, X. Кохут выделил два направления, связанные с рассмотрением функционирования человека. Одно направление исходит из представлений о том, что он назвал «Виновным человеком». Другое — о «Трагическом человеке». В первом случае внимание акцентируется на цели реализации влечений человека, во втором — на цели, направленной на реализацию его Самости. Виновный человек руководствуется в своей жизни принципом удовольствия, но часто он оказывается неспособным к достижению цели реализации своих влечений не только из-за давления со стороны окружения, но и в результате внутреннего конфликта. Трагический человек стремится выразить структуру своей ядерной Самости, и его усилия находятся по ту сторону принципа удовольствия, хотя его неудачи могут затмевать его успехи. В основе классического психоанализа лежат представления о Виновном человеке, для описания и объяснения поведения которого аналитики прибегают к концепциям психического аппарата и структурной модели психики. В основе психологии Самости лежат представления о Трагическом человеке, рассмотрение которого осуществляется через призму его биполярной структуры и напряжения между двумя полюсами. Исходя из понимания пребывающего в конфликте Виновного человека, классический психоанализ сделал много полезного для раскрытия существа неврозов переноса. Однако, как считал X. Кохут, классическая теория не способна адекватно объяснить ни борьбу пациента, страдающего нарциссическим нарушением личности, за восстановление самого себя, ни отчаяние без чувства вины тех, кто обнаруживает, что на протяжении своей жизни им не удалось реализовать свои базисные самостные устремления и идеалы. «Структурно-динамическая метапсихология не объясняет эти проблемы человека, ей не дано постичь проблемы Трагического Человека» [26, с. 227]. С точки зрения X. Кохута, сексуальное и деструктивное Оно, сдерживающее и запрещающее Сверх-Я, как они понимались в классическом психоанализе, являются элементами структурного аппарата Виновного, а ядерные амбиции и идеалы — полюсами Самости, между которыми возникает дуга напряжения, формирующая главные цели Трагического человека. Центр развития Виновного человека и возникновения психоневрозов составляют конфликтные аспекты эдипова комплекса. В этом ракурсе представления классического психоанализа о психическом аппарате пригодны для объяснения структурного невроза, а также чувства вины и депрессии, характерных для психических нарушений и конфликтов Виновного человека, в то время как психология Самости оказывается необходимой
5°4 17 - 3550 5°5 ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА для объяснения патологии фрагментарной Самости (шизофрения, нарцис-сические нарушения личности, опустошающая депрессия), относящейся к психическим нарушениям и борьбе Трагического человека. При структурном неврозе, с которым имел дело классический психоанализ, успешность анализа определяется оценкой того знания, которое пациент приобрел о происхождении своих невротических симптомов и патологических черт характера, а также оценкой степени контроля, который он может осуществлять над своими сексуальными и агрессивными влечениями. При нарциссических нарушениях личности, являющихся главным объектом исследования и лечения в рамках психологии Самости, успешность анализа оценивается с точки зрения связности и прочности Самости пациента, восполнения дефектов в структуре его Самости, восстановления его компенсаторных структур. Может создаться впечатление, что в целом психология Самости кардинальным образом противостоит классическому психоанализу. Однако в действительности это не так. При всех выше отмеченных расхождениях с классическим психоанализом психология Самости не претендовала на то, чтобы подменить собой буквально все концептуальные и терапевтические разработки 3. Фрейда. В частности, X. Кохут признавал, что как в случае осознанных психических конфликтов при нормальном функционировании, так и в относящейся к области структурных нарушений психопатологии аналитик может не обращаться к понятию Самости. Поэтому при сравнении классического психоанализа с психологией Самости речь должна идти не о противопоставлении их друг другу, а о дополнении психологии влечений, структурного конфликта идеями о здоровом и патологическом развитии Самости. «Психоаналитическая теория, — подчеркивал X. Кохут, — приблизится к осуществлению своей цели — стать общей психологией, если она расширит свои границы и будет рассматривать полученные ею данные и свои классические объяснения в более широких рамках психологии самости» [27, с. 219]. Интересно отметить, что в некоторых работах 3. Фрейда высказывались соображения, связанные с одной, как он называл, «примечательной психологической проблемой». Речь шла о том, что подчас собственные мысли пациента как бы охраняются от него самого (от Самости). «Словно бы его Самость не является больше единством, за которое он всегда ее принимал, словно бы в нем имелось и еще что-то другое, что может противопоставляться этой Самости. Ему может как бы померещиться что-то в виде противоположности между Самостью и душевной жизнью в широком смысле» [28, с. 52]. Это соображение было высказано 3. Фрейдом в работе «Проблема дилетантского анализа» (1926). Здесь явственно присутствовала мысль о некоем КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ единстве Самости и возможности восприятия пациентом того, что как бы противопоставлялось ей. Другое дело, что основатель психоанализа не исследовал феномен Самости в качестве психической структуры, характеризующейся целостностью и фрагментарностью, что впоследствии стало основным объектом анализа в психологии Самости X. Кохута. Следует иметь в виду, что долгое время X. Кохут не только разделял основные идеи классического психоанализа, но и в своей терапевтической деятельности придерживался соответствующих установок и подходов, сформулированных и выдвинутых 3. Фрейдом. Только со временем он почувствовал необходимость расширения классических психоаналитических представлений о человеке, возникновении психических расстройств и возможностях их лечения. Эта необходимость была вызвана к жизни как клинической практикой, в рамках которой X. Кохуту пришлось иметь дело с пациентами, характеризующимися нарциссическим нарушением личности, так и пониманием того, что в изменившемся мире психоанализ должен отвечать новым задачам, если он хочет оставаться жизнеспособным. Как известно, терапевтические возможности классического психоанализа соотносились с возникновением у пациента переноса в процессе общения с аналитиком и тщательной проработкой невроза переноса, что способствовало осознанию пациентом его бессознательных способов защит, сопротивлений, моделей поведения в реальной жизни. Подобная стратегия лечения основывалась на клинических данных, почерпнутых при работе 3. Фрейда с пациентами, страдающими истерией и неврозом навязчивых состояний, т.е. с пациентами, у которых в процессе анализа наблюдалась повышенная склонность к переносу собственных чувств и переживаний на аналитика. Правда, основателю психоанализа приходилось сталкиваться с такими обстоятельствами, когда его ученики рассматривали теоретические и практические возможности работы с тем, что он сам называл «нарциссическим неврозом». При лечении нарциссических неврозов возникали трудности, связанные с тем, что соответствующие пациенты были сосредоточены исключительно на себе и у них не наблюдалось столь явного феномена переноса в рамках аналитического процесса, как это имело место при работе с истериками. 3. Фрейд не отрицал необходимости работы с нарциссическими неврозами средствами психоанализа. Напротив, после опубликования статьи «О нарциссизме» (1914) он говорил о важности разрешения загадки нарциссических неврозов. По его собственному выражению «возникла задача найти динамическое объяснение этих заболеваний и одновременно пополнить наше знание душевной жизни пониманием Я» [29, с. 270]. Другое дело, что в то время в рамках классического психоанализа еще
17* 5°7 ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА не были выработаны технические приемы, позволявшие осуществлять эффективную работу с нарциссическими пациентами. «Нарциссические неврозы, — признавал основатель психоанализа, — едва ли проницаемы для той техники, которой мы пользовались при изучении неврозов перенесения... Наши технические методы должны быть, таким образом, заменены другими» [30, с. 270]. X. Кохут имел дело с пациентами, страдающими нарциссическим нарушением личности и нет ничего удивительного, что, столкнувшись с необходимостью использования новых технических методов при работе с такими пациентами, он фактически попытался восполнить существующий пробел в классическом психоанализе, следуя, собственно говоря, по стопам 3. Фрейда. Правда, если основатель психоанализа соотносил необходимость разгадки нарциссических неврозов с пополнением психоаналитических знаний о Я, то X. Кохут сделал акцент на глубинном понимании феномена Самости. Однако его развитие знаний в этом направлении было, по сути дела, не чем иным, как продолжением размышлений 3. Фрейда о направленности исследования природы и возможностей лечения нарциссических неврозов. В самом деле, ведь именно З.Фрейд обратил внимание на то, что для понимания нарциссических неврозов необходимо исходить из предположения фиксации либидо на более ранних фазах развития ребенка, чем при истерии или неврозе навязчивых состояний. Более того, по его мнению, соответствующая фиксация, пролагающая путь к образованию симптомов, находится, вероятно, «на стадии примитивного нарциссизма» [31, с. 269]. И если при разработке основных положений психологии Самости X. Кохут пересмотрел классическую теорию влечений, то это вовсе не означало, что он отверг психоанализ как таковой. Напротив, в осмыслении данной проблематики он следовал за теми установками 3. Фрейда, в соответствии с которыми при дальнейшем объяснении нарциссических неврозов психоаналитики будут придерживаться, по его словам, «невысокого мнения о нашем нынешнем знании о судьбах либидо, почерпнутом из изучения неврозов перенесения» [32, с. 270]. Представляется, что с учетом выше изложенного становится более понятным пояснение X. Кохута по поводу того, что в дополнение к классической теории и технике психоанализ нуждается в психологии Самости и соответствующей ей технике, на разработку которых и были направлены его концептуальные и терапевтические усилия. В условиях современности психоанализ должен, по его мнению, сместить фокус своего внимания с внутренних конфликтов человека, вызванных эдиповыми и другими инцестуозными стремлениями, на исследование превратностей Самости. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ Словом, говоря о необходимости соблюдения глубинного принципа комплементарности, X. Кохут надеялся на понимание психоаналитиками того, «почему теории, в которых рассматривается динамика влечений и защит, бессознательное, трехуровневая модель психики, объектный катексис, идентификация и т. д., использовавшиеся в качестве адекватных систем для объяснения структурных конфликтов индивида, должны быть теперь дополнены... такими теоретическими концепциями, как фрагментация самости, ядерная самость, элементы самости, отношения с объектами самости, преобразующая интернализация и т. д., служащими для объяснения доминирующей патологии нашего времени» [33, с. 262]. 5о8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Полагаю, нет необходимости в каком-либо подробном обобщении того материала, который был рассмотрен на страницах данной работы. Ознакомившись с различными концептуальными и терапевтическими разработками, имевшими место в постклассическом психоанализе XX в., читатель сам может выявить для себя то ценное, что окажется для него приемлемым при осмыслении своих собственных проблем, исследовании проблематики человека или осуществлении профессиональной деятельности в области психотерапии. Имеет смысл, по всей вероятности, лишь обратить внимание на два обстоятельства, характерные для современного развития психоаналитической теории и практики и психоаналитического движения в целом. Первое обстоятельство касается той тенденции, которая наметилась в рамках мирового сообщества. Так, если история развития психоаналитического движения в XX столетии характеризовалась отпочкованием от классического психоанализа различных терапевтических направлений, включая индивидуальную психологию А.Адлера, аналитическую психологию К. Г. Юнга, логотерапию В. Франкла и ряд других, то в XXI в. все отчетливее ощущается потребность в систематизации и интеграции концептуальных представлений, клинических наблюдений и философских обобщений в целях практической реализации специфической аналитической терапии. Той терапии, которая действительно могла бы стать своего рода врачебной философией, направленной на исцеление души, осуществляемой «врачевателями» или «целителями души». Показательным в этом отношении мне представляется франко-русский психоаналитический симпозиум «Влечение в современном психоанализе» (30-31 октября 2004г., Москва), в работе которого приняли участие такие видные французские психоаналитики, как А.Грин, А.Жибо, Дж. Мак-Дугалл, Ж. Шассге-Смиржель, А. де Мижолла, Р. Руссийон, П.Израэль. В рамках данного симпозиума демонстрировался фильм «Мое имя Сабина Шпильрейн», ранее показанный на 43-м конгрессе Международной психоаналитической ассоциации (2004г.). После просмотра фильма состоялось его обсуждение, когда впервые, пожалуй, после длительного разрыва между сторонниками классического ЗАКЛЮЧЕНИЕ психоанализа 3. Фрейда и аналитической психологии К. Г. Юнга состоялся конструктивный обмен мнениями между аналитиками, представленными в лице президента Международной ассоциации истории психоанализа Алена де Мижолла и президента Международной ассоциации аналитической психологии Христиана Гайяра. Символично то, что сближение позиций сторонников классического психоанализа и аналитической психологии произошло в России, причем в связи с обсуждением судьбы Сабины Шпильрейн, родившейся в России в конце XIX в., проходившей курс лечения у К. Г. Юнга в Швейцарии в начале XX столетия, получившей медицинское образование в Цюрихском университете, ставшей известным психоаналитиком и установившей дружеские отношения с 3. Фрейдом, с его одобрения возвратившейся на родину в середине 20-х гг. и погибшей в России в период Второй мировой войны. Второе обстоятельство связано с возрождением психоанализа в России конца XX — начала XXI столетий. Причем это возрождение является столь интенсивным по своему размаху, что может оказаться превалирующей тенденцией развития психоанализа в мировом масштабе, отмеченной печатью спада интереса к психоаналитической терапии в странах Западной Европы и США, по сравнению с тем, что имело место в этих странах в середине XX в. Во введении к работе «Классический психоанализ: история, теория и практика» (2001) мне пришлось констатировать, что в апреле 1999 г. в России не было ни одного члена Международной психоаналитической ассоциации. Сегодня, по прошествии семи лет, в России насчитывается, по известным мне данным, около десяти членов Международной психоаналитической ассоциации и порядка 50-60 кандидатов. Если учесть, что в настоящее время существует довольно значительное количество аналитиков, завершивших психоаналитическое образование в российских психоаналитических учебных заведениях и приступивших к терапевтической деятельности не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и во многих регионах России и ближнего зарубежья, то можно представить себе динамику роста числа российских психоаналитиков. Судя по всему, психоаналитическое движение в России в количественном отношении идет такими ускоренными темпами, что по растущему числу психоаналитических обществ, центров, учебных заведений и специалистов, практикующих психоанализ или психоаналитическую терапию, оно скоро окажется «впереди планеты всей». Хотелось бы надеяться, что и в качественном отношении данное движение окажется не менее продуктивным, а российские психоаналитики выдвинут оригинальные идеи, концепции и терапевтические разработки, которые получат мировое признание. 5" ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Как знать, быть может в недалеком будущем развитие теории и практики психоанализа в России не только достигнет международного уровня, но и займет в мировом психоаналитическом движении ключевые позиции. Не исключаю того, что по прошествии какого-то времени президентом Международной психоаналитической ассоциации станет россиянин, а центром психоанализа XXI в. окажется Россия, подобно тому как соответствующим центром в начале XX столетия была Австрия, а в середине XX в. - США.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |