КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Терапевтические основания психологии Самости 1 страница
По убеждению X. Кохута, модель психического функционирования, в частности, модель защиты от влечений, используемая представителями психологии Я, особенно X. Гартманом, при рассмотрении реакций пациента на стремление аналитика раскрыть его сопротивления, не соответствует эмпирическим фактам. Так, когда пациент приходит в ярость из-за стремления аналитика преодолеть его сопротивление, то он это делает не потому, что соответствующая интерпретация последнего ослабляет его защиты и активизирует агрессивную энергию, а в силу того, что травмирующая ситуация из его раннего детства воспроизводится в аналитиче- ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА ской ситуации и переживается как неэмпатический ответ со стороны объекта Самости. Это означает, что гнев пациента не является результатом проявления направленной им вовне, т.е. на аналитика, агрессии. «Гнев пациента — это "нарциссический гнев"» [16, с. 95]. Когда пациент реагирует гневом на интерпретации аналитика, то он воспринимает его с позиций архаической Самости. Эта архаическая Самость активизируется в процессе анализа. Стало быть, аналитик оказывается свидетелем проявления не примитивного агрессивного влечения, а распада первичного переживания Самости, при котором ребенок и эмпатический объект Самости едины. Если говорить о терапевтической ситуации вообще и роли психоаналитика в ней, то X. Кохут придерживался одного принципиального положения. Он был убежден в том, что функциональной основой аналитической ситуации должна быть эмпатическая отзывчивость. Важно отвечать не только тактично, но и пачеловечески тепло на нарциссическую уязвимость пациентов, бурно реагирующих на те или иные интерпретации. И если пациент реагирует на интерпретацию аналитика гневом, то необходимо предоставить ему возможность восстановить свое нарциссическое равновесие. В рамках классического психоанализа прослеживалась четкая установка на свободное ассоциирование пациента и равномерно парящее внимание аналитика. При этом некоторые психоаналитики воспринимали равномерно парящее внимание аналитика как приостановку его сознательных процессов мышления и ориентацию на пассивное участие в аналитическом процессе. X. Кохут по-иному истолковал классическую установку на поведение психоаналитика в терапевтическом процессе. Для него равномерно парящее внимание аналитика — это необходимое дополнение к свободному ассоциированию пациента, связанное с проявлением и использованием аналитиком дологических способов восприятия и мышления. Иначе говоря, равномерно парящее внимание аналитика является не чем иным, как его активной эмпатическои реакцией на свободные ассоциации пациента. Постоянная включенность глубоких слоев психики аналитика — непременное условие поддержания аналитического процесса. По мнению X.Кохута, постулированную З.Фрейдом аналитическую нейтральность и пассивность аналитика следует определять как отзывчивость и понимание, достигаемое посредством эмпатического погружения во внутреннюю жизнь пациента. Он исходил из того, что реакции аналитика требуют участия в аналитическом процессе глубоких слоев его личности. Аналитик должен вести себя по-человечески и тепло по отношению к пациенту. Осторожная сдержанность и безмолвие, эмоциональная сдержанность и молчаливая отзывчивость со стороны аналитика, отвечающие потреб- 49О ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ САМОСТИ ностям пациента, страдающего классическим неврозом переноса, могут иметь пагубные последствия по отношению к пациенту с нарциссическим расстройством личности. Вместе с тем, как замечал X. Кохут, аналитик не должен ставить себе целью проявление «чрезмерной любви» и «чрезмерной доброты» по отношению к пациенту. Он может оказать существенную помощь ему только в том случае, если будет использовать психоаналитические навыки и специальные знания. Некоторые психоаналитики призывали к развитию активной деятельности аналитика в терапевтическом процессе и к использованию им активной техники. Подобная тенденция к активности аналитика распространялась и на интенсификацию им переноса, что противоречило позиции 3. Фрейда. X. Кохут придерживался точки зрения, в соответствии с которой активные техники, стимулирующие установление нарциссического переноса, необходимы при терапии некоторых форм антисоциального поведения человека, хотя и представляют собой крайние средства для того, чтобы создать эмоциональную связь с аналитиком. Другое дело, что при оценке активного формирования переноса следует обратить особое внимание на то, соотносится ли этот перенос с грандиозной Самостью или с идеализированным родительским образом. Кроме того, в процессе лечения таких пациентов нежелательно создавать ситуации, в которых их регрессивная уступчивость активно используется аналитиком для того, чтобы добиться его идеализации. Активное поощрение идеализации аналитика может привести к сильной зависимости пациента от него и препятствовать постепенному терапевтическому изменению существующих нарциссических структур. «Но, если искусственное вызывание идеализации аналитика — в аналитическом отношении вещь опасная, то спонтанно возникающую терапевтическую мобилизацию идеализированного родительского имаго или грандиозной самости, несомненно, надо приветствовать и ей не мешать» [17, с. 183]. В представлении X. Кохута интроспективному пониманию доступны содержания структур, конфликтующих друг с другом, а не находящихся друг с другом в гармонии. Из этого вовсе не следует, что психология Самости акцентирует свое внимание исключительно на конфликтующих структурах. Скорее ее внимание фокусируется не на конфликтах, а на изменениях состояния Самости, степени ее фрагментации, архаическом отношении к объектам Самости, трансформации отношений между Самостью и ее объектами. Словом, психология Самости - это изучение не только происхождения Самости, но и ее развития, ее элементов, целей и нарушений. С позиции психологии Самости можно говорить о двух типах переживаний тревоги пациентом в аналитической ситуации. ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА Первый тип включает тревожность, переживаемую человеком тогда, когда его Самость является более или менее целостной. В этом случае речь идет о страхах перед ситуацией угрозы. Переживания пациента связаны не с его состоянием Самости, а с соответствующей угрозой. Второй тип вбирает в себя тревоги, воспринимаемые человеком в результате осознания дезинтеграции, распадения его Самости. Речь идет уже о переживаниях, соотнесенных с небезопасным состоянием Самости. Источником страха оказывается не страх перед влечениями, на чем обычно акцентируют внимание приверженцы классического психоанализа, а предвосхищение распада Самости. Подобного рода страх невозможно адекватно понять, как считал X. Кохут, вне понятийной системы психологии Самости. В конечном счете значительно лучше поддерживать распадающуюся Самость пациента, объясняя события, приводящие к возникновению угрозы ее распадения, как это имеет место в рамках психологии Самости, чем снабжать пациента различными рационализациями, к чему прибегают подчас психоаналитики классической ориентации. Классический психоаналитический подход предполагает обращение к анализу инфантильных воспоминаний пациента о тех событиях, фантазиях и переживаниях, которые имели место в его детстве. Психология Самости также придает важное значение этому моменту. Однако в первом случае цель воскрешения прошлого в памяти пациента состоит в том, чтобы осознать бессознательные влечения человека и компоненты структурных конфликтов, в то время как во втором случае целью подобной деятельности является укрепление связности Самости. В связи с рассмотрением инфантильных воспоминаний X. Кохут выдвинул положение, в соответствии с которым психоанализ должен отойти от своего интереса к очевидным событиям в ранней жизни ребенка. Он не отрицал того факта, что очевидные события (рождение и смерть братьев, сестер или родителей, длительная разлука ребенка с матерью и другие события) могут играть важную роль в переплетении разнообразных факторов, способных привести к психическому заболеванию. Но он считал, что в большинстве случаев неразрешимые внутренние конфликты объясняются патогенной личностью родителей и особенностями патогенной обстановки, в которой находится ребенок. По его убеждению, кажущиеся причиной последующих нарушений очевидные события детства часто оказываются лишь «точкой кристаллизации», за которой скрываются подлинные причины возникновения расстройства. «За кажущейся важностью сексуальной гиперстимуляции ребенка и конфликтов, связанных, например, с тем, что он являлся сви- ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ САМОСТИ детелем полового акта родителей, часто скрывается гораздо более важное отсутствие эмпатических ответов родителей на потребность ребенка в зеркальном отражении и нахождении объекта для своей идеализации» [18, с. 182]. В рамках классического психоанализа основной акцент делался на влечениях человека, включая его сексуальность и агрессивность. Однако цель анализа, как считал X. Кохут, состоит не в том, чтобы продемонстрировать пациенту его подавленные влечения и помочь ему научиться сублимировать или интегрировать их в свою личность. Наиболее глубокий уровень связан не с влечениями человека, а с угрозой организации Самости, с переживанием отсутствия эмпатическои отзывчивости со стороны объекта Самости. В конечном счете задача анализа заключается в том, чтобы помочь пациенту стать достаточно эмпатическим в отношении самого себя и понять контекст, в котором возникли и закрепились те или иные его проявления, будь то гипертрофированная сексуальность, гнев, чувство вины. Психопатология пациентов с нарциссическими нарушениями личности, у которых в основе расстройства лежала дефектная интеграция грандиозной Самости, разделялась X. Кохутом на две группы. К первой группе относились пациенты, архаическая грандиозная Самость которых находилась в вытесненном состоянии или вообще отрицалась. Речь шла о так называемом горизонтальном расщеплении психики, когда реальность Я лишалась нарциссической подпитки из глубинных источников, в результате чего появлялись симптомы, связанные с нарциссической недостаточностью и проявляющиеся в форме неуверенности человека, его безынициативности, отсутствия интереса к работе и т.д. Ко второй группе относились пациенты, у которых грандиозная Самость оказывалась вне сферы влияния со стороны реалистического сектора психики вследствие вертикального расщепления. Внешние проявления таких пациентов весьма противоречивы, поскольку, с одной стороны, они хвастливы, самодовольны, настойчивы в своих грандиозных требованиях, а с другой стороны, — обнаруживают симптомы первой группы пациентов, так как скрывают в себе вытесненную грандиозную Самость. Раскол в личности возникает в зависимости от психологической локализации используемых человеком защит, приобретенных им в детстве. Этот раскол может представлять собой горизонтальное расщепление, обусловленное возникновением барьера вытеснения, на что обращалось особое внимание в классическом психоанализе. Но он может быть вызван и вертикальным расщеплением, отделяющим весь сегмент психики от сегмента, относящегося к центральной Самости, в результате чего возникают состояния, в которых отрицается фрустрированная потребность ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА в одобрении или преобладают ощущения внутренней пустоты и низкой самооценки, с чем, как правило, и имеет дело психология Самости. С учетом возможности горизонтального и вертикального расщепления психики позиция аналитика при работе с пациентами с дефектной грандиозной Самостью состоит в том, что аналитик должен обращаться не к Оно, т.е. части психики, в которой грандиозность вытеснена, не к Я, т. е. отщепленной части психики, а к реальности Я или ее остаткам. По мнению X. Кохута, аналитик должен сосредоточить свои усилия на объяснении взаимосвязей между вертикальным и горизонтальным расщеплением психики, чтобы пациент смог увидеть свои ранее неосознаваемые защиты, благодаря которым, несмотря на внешнее самоуверенное отстаивание нарцисси-ческих требований одним сектором психики, от него было скрыто понимание того, что более важный сектор его личности фактически лишен притока нарциссического либидо, подкрепляющего его самооценку. При нарциссических нарушениях личности аналитику приходится иметь дело не с изоляцией одних ограниченных содержаний от других или с изоляцией мышления от аффекта, а с сосуществованием разделенных по вертикали личностных установок с разными целевыми структурами, способами получения удовольствия, моральными ценностями. Поэтому цель аналитической работы состоит не в классическом доведении до сознания пациента его бессознательных влечений, а в приведении центрального сектора личности к осознанию психической реальности, т. е. его нарциссических целей, целевых структур и моральных норм, принадлежащих центральному сектору. Постепенное принятие реальностью Я глубинных нарциссических требований «приводит к тем благоприятным трансформациям в нарциссической сфере, которые и являются целью процесса переработки при анализе пациентов с нарциссическими нарушениями личности» [19, с. 205]. С точки зрения X. Кохута, терапия нацелена прежде всего на понимание пациентом защит, окружающих первичный дефект в Самости, компенсаторных структур и связи между ними, затем — на аналитическое преодоление защитных структур. Завершающая стадия анализа нарциссических нарушений личности предполагает восполнение первичного дефекта Самости (благодаря переработке и преобразующей интернали-зации), в результате чего ранее дефектные структуры становятся функционально надежными. В понимании X. Кохута анализ пациентов с нарциссическим нарушением личности достигает стадии завершения в том случае, если их Самость становится устойчивой и перестает реагировать на потерю их объектов серьезным ослаблением, фрагментацией, неконтролируемым гневом. Словом, в психологии Самости речь идет о том, что он назвал «функцио- ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ САМОСТИ нальным восстановлением Самости», предполагающим преобразование объектов Самости в такие психологические структуры, которые будут функционировать в соответствии с самостоятельно проявляемыми инициативами и собственными идеалами. Важная терапевтическая цель психологии Самости состоит в том, чтобы в процессе аналитической деятельности осуществить реактиви-зацию здоровой грандиозной Самости и здорового идеализированного объекта, т.е. осуществить восстановление структур, в силу тех или иных обстоятельств не интегрированных в Самость зрелой организации. Цели и задачи аналитической терапии изменяются в соответствии с теми проблемами, которые возникают в различные эпохи. По убеждению X. Кохута, современные психоаналитики должны учитывать изменения, касающиеся основной психологической проблемы человека. В конце XIX — начале XX вв., когда возник и начал развиваться психоанализ, западный человек страдал от внутрипсихического конфликта и испытываемого им чувства вины. С середины XX столетия человек стал страдать от ощущения внутренней пустоты, изоляции, отчужденности, нереализованности. Во время 3. Фрейда психологическое здоровье человека достигалось благодаря решению внутрипсихических конфликтов, поэтому лечение рассматривалось с точки зрения разрешения соответствующего конфликта путем расширения сознания пациента. В условиях современности психологическое здоровье все чаще достигается путем исцеления ранее фраг-ментированной Самости, и, следовательно, лечение должно теперь, как считал X. Кохут, расцениваться с точки зрения достижения «связности Самости», восстановления Самости благодаря установлению эмпатиче-ской близости с «отзывчивыми объектами Самости». Для придерживающихся классической теории и практики психоаналитиков критерием психического здоровья человека является его способность трудиться и любить. С точки зрения психологии Самости под психическим здоровьем понимается не только свобода от невротических симптомов и торможений, а также вовлеченность в любовь и работу, но и способность устойчивой Самости пользоваться присущими человеку талантами и умениями, позволяющими ему успешно любить и работать. Успехи лечения пациентов в первом случае (структурный невроз) соотносятся с их способностью более полно, чем до анализа, испытывать удовольствие в жизни. Успехи лечения во втором случае (патология Самости) — со способностью пациентов больше, чем прежде, испытывать радость от бытия и творческим, продуктивным отношением к жизни даже в отсутствие удовольствия. Успехи лечения патологии Самости зависят, помимо всего прочего, от тщательности проработки идеализирующего и зеркального переносов ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА пациента. В сотрудничестве с аналитиком пациент может противостоять этим переносам и путем постепенного понимания их в динамическом, экономическом, структурном и генетическом аспектах попытаться достичь контроля над ними и отказаться от связанных с ними требований. По выражению X. Кохута, достижение такого контроля «является важной и отдельной терапевтической целью анализа нарциссических нарушений» [20, с. 227]. В целом терапия патологии Самости способна привести пациента от ненадежности его существования, где преобладают эмоциональные колебания между амбициями и ощущением неудачи, грандиозным тщеславием и чувством стыда, к внутреннему спокойствию, самообладанию и уверенности в себе, которые возникают благодаря трансформации архаичного нарциссизма в необходимые идеалы, реалистичные цели, устойчивую самооценку. Более того, терапевтическая мобилизация архаических нарциссических позиций может привести, как полагал Х.Кохут, к приобретению пациентом таких ценных социокультурных качеств, как эмпа-тия, творчество, юмор и даже мудрость, которые, к сожалению, у многих людей отделены от своих истоков и кажутся автономными свойствами наиболее зрелых уровней психики. Разумеется, от пациента, как, впрочем, и от аналитика, не следует ожидать подвига, связанного с обретением мудрости. Полное достижение мудрости предполагает эмоциональное принятие бренности человеческого существования, и поэтому мудрость как таковая достижима лишь некоторыми людьми. Причем ее надежная интеграция в жизненную позицию выходит за пределы психологических возможностей человека. Тем не менее обретение некоторой мудрости в аналитическом процессе возможно. Это касается прежде всего той мудрости, которая связана с отношением пациента к себе, аналитику и результатам аналитической работы. Подобная мудрость позволяет пациенту, как замечал X. Кохут, «сохранять самооценку, несмотря на осознание своих несовершенств, и испытывать уважение и благодарность к аналитику, несмотря на понимание внутренних конфликтов и недостатков, которые могут быть у аналитика» [21, с. 350]. Классический психоанализ и психология Самости Работа с нарциссическими пациентами привела X. Кохута к выдвижению ряда концептуальных идей и терапевтических приемов, отличных от тех, которые были сформулированы и использованы в рамках классического психоанализа. В частности, X. Кохут считал, что главной тревогой, встречающейся при анализе нарциссических нарушений личности, является не страх 496 КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ кастрации, а страх недифференцированного вторжения нарциссических структур и энергий в Я. В процессе анализа такие пациенты демонстрируют страх потери реальной Самости, страх потери контакта с реальностью, страх изоляции вследствие переживания нереалистичной грандиозности, страх разобщенности отдельных аспектов тела и психики, а также другие пугающие проявления, связанные с переживанием чувства стыда и застенчивости. Психоаналитикам хорошо известно, что о реальном проявлении страхов пациента можно судить по его сновидениям. Поэтому нет ничего удивительного, что в психологии Самости сновидениям пациентов уделялось не меньшее внимание, чем в классическом психоанализе. Однако содержательная трактовка сновидений в психологии Самости отличалась своей спецификой, не свойственной классическому психоанализу. Так, в отличие от классического психоаналитического понимания сновидений как исполнения желаний человека, X. Кохут различал два типа сновидений. Первый тип сновидений связан с доступной вербализацией скрытых содержаний влечений, конфликтов и попыток их разрешения. Второй тип сновидений представляет собой попытку связывания невербального напряжения травматических состояний, в частности, дезинтеграции Самости при помощи вербализуемых образов. С точки зрения психологии Самости, в сновидениях второго типа находит свое отражение страх сновидца по поводу возможного распада его личности или усиления неконтролируемой напряженности. В случае первого типа сновидений аналитик следует за свободными ассоциациями пациента в глубины его психики с целью раскрытия бессознательного значения сновидения. В случае второго типа сновидений свободные ассоциации не способствуют выявлению скрытых бессознательных слоев психики. Аналитику необходимо исследовать явное содержание сновидения и его ассоциативных связей под углом зрения того, что здоровые секторы психики пациента реагируют тревогой на доставляющие беспокойство изменения в его Самости. X. Кохут назвал второй тип сновидений «сновидениями о состоянии Самости», адекватное толкование которых предполагает наличие знания психоаналитика об уязвимости пациента и возможности возникновения такой специфической ситуации, которая связана с архаичными состояниями Самости, вторжением в переживания пациента архаического материала, оживлением старых грандиозных иллюзорных представлений. Различия между психологией Самости и классическим психоанализом (психологией влечений) особенно наглядно проявились при осмыслении феномена агрессии. X. Кохут не отрицал, что ненависть, деструктив- ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА ность и агрессию в целом можно рассматривать в рамках влечений, как это имело место в работах 3. Фрейда. Подобный подход к человеку, в соответствии с которым деструктивность изначально является частью его психологического оснащения, был, по мнению X. Кохута плодотворным в прошлом и в какой-то степени остается важным объяснительным конструктом в клинической ситуации. Однако он считал, что теория агрессивного влечения ограничена, неадекватна и, следовательно, ее необходимо дополнить другой теорией, в которой феномен агрессии должен быть рассмотрен с позиций психологии Самости. И дело не в том, что агрессия трактовалась в классическом психоанализе как глубоко укорененная в биологической структуре человека. Подобное видение имеет под собой прочное основание, и доказательств, подтверждающих понимание человека как агрессивного животного, а также реальное деструктивное его поведение, более чем достаточно. Другое дело, что рассмотрение деструктивности в качестве первичного инстинкта не приносит пользы аналитику, деятельность которого направлена на предоставление пациентам возможности справиться с агрессией. Поэтому, не ставя под сомнение распространенность агрессивных проявлений человека, X. Кохут расценил классическую формулировку З.Фрейда как неадекватную и поставил под сомнение значение и сущность деструктивности как таковой. Отталкиваясь от клинического опыта, он стал рассматривать деструктивность пациентов не в качестве проявления их первичного влечения, а как примитивный продукт дезинтеграции их Самости. В аналитической ситуации агрессия пациентов может проявляться в форме сопротивления или негативного переноса. В первом случае она может быть результатом интерпретации со стороны аналитика, воспринимаемой пациентом с точки зрения недостаточной эмпатии, проявляемой последним в настоящем. Во втором случае агрессия является оживлением реакций пациента на недостаточность эмпатии со стороны объектов Самости в детстве, что связано с прошлым. Исходя из психоаналитического видения мира переживаний пациентов, X. Кохут пришел к выводу, что психологический феномен деструктивности человека является вторичным, возникающим в результате неспособности окружающих объектов Самости удовлетворить потребности ребенка в оптимальных эмпатических ответах. Как психологический феномен, агрессия не представляется элементарной, «она с самого начала является компонентом самоутверждения ребенка, и в обычных условиях она остается слитой с утверждением себя в жизни зрелой самости взрослого человека» [22,с. 118]. В понимании X. Кохута, проявляемые ребенком гнев и деструктивность не следует рассматривать в качестве выражения первичного инстинкта. 49» КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ Они являются не чем иным, как продуктами регрессии, фрагментами более широких психологических конфигураций, составляющих ядерную Самость. С самого начала поведение ребенка выступает в качестве утверждающего себя, а агрессия оказывается элементом настойчивости и уверенности, отражающих предъявляемые им требования в отношении объектов Самости. Первоначально у младенца наличествует врожденное доверие к своему окружению, и его первые импульсы направлены на восстановление психического равновесия в том случае, если оно нарушается. С точки зрения X. Кохута, можно говорить о нормальной, первичной, недеструктивной агрессии, которая в своей примитивной или развитой форме исчезает, как только индивид достигает своей цели — утверждения Самости благодаря эмпатической отзывчивости. Если же потребность в контроле над объектом Самости хронически и травматически фруст-рируется в детстве, то возникает хронический нарциссический гнев с его пагубными последствиями. Исходя из подобного понимания феномена деструктивности (гнева), X. Кохут выступил тем самым против и точки зрения 3. Фрейда о врожденном инстинкте агрессии человека, и гипотезы М.Кляйн, в соответствии с которой паранойяльная позиция младенца органически связана с его первичной психологической агрессивностью. Словом, в его понимании агрессия, гнев, деструктивность не представлялись первичными данностями, а рассматривались в качестве возникающих реакций на недостаточные эмпатические ответы со стороны объектов Самости. В отличие от установок классического психоанализа, X. Кохут выдвинул иную точку зрения также в отношении понимания либидозных влечений. Он придерживался мнения, в соответствии с которым в психологическом плане сексуальное влечение ребенка не является первичным. Подобное влечение на оральной, анальной и фаллической стадии развития — лишь элемент первичной психологической конфигурации, представляющей собой переживание отношений между Самостью и эмпатическим объектом Самости. Если Самость не имеет серьезных нарушений, то переживание сексуального влечения не представляется проблемой и его можно не рассматривать в качестве объяснительных конструкций. Однако если Самость нарушена или повреждена, то это ведет к появлению изолированного влечения, которое становится важнейшим элементом психического развития. Лишенный эмпатии со стороны объектов Самости ребенок будет не только обращаться к оральным, анальным и фаллическим ощущениям, но и интенсивно переживать. То же самое может иметь место и в случае отсутствия объекта Самости. Подобные детские переживания в отношении ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА сильно окрашенных либидозных влечений становятся источником развития психопатологии взрослого человека, являющейся не чем иным, как болезнью Самости. В целом X. Кохут исходил из того, что различного рода сексуальные перверсии, садистские фантазии и другие либидозные проявления становятся более понятными, если они исследуются не с точки зрения психологии влечений, а под углом зрения отношения Самости к его объекту. Так, природа сексуального мазохизма может быть рассмотрена через призму того, что оставшиеся без ответа желания ребенка слиться с идеализированным объектом Самости привели к распаду идеализированного образа на фрагменты, в результате чего потребность в слиянии сексуализирова-лась и направилась на эти фрагменты. Таким образом, психология Самости способствует пониманию того, что садизм и мазохизм не являются выражением первичной деструктивной или саморазрушительной тенденции. Эти проявления возникают вследствие нарушения первичного психологического единства, ведущего к появлению влечения, направленного на восстановление утраченного слияния патологическими средствами.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |