КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зеркальный перенос
При идеализирующем переносе происходит не только терапевтическое оживление идеализированного объекта Самости, но и реактивация грандиозной Самости, что может вести, по мнению X. Кохута, к возникновению зеркального переноса. Данный вид переноса как раз и связан с реактивацией грандиозной Самости во время терапевтического процесса, когда происходит оживление первичного нарциссизма. В этом смысле он сродни идеализирующему переносу, хотя и имеет свои особенности. По выражению X. Кохута, зеркальный перенос «осуществляет терапевтическое восстановление той стадии развития, в которой ребенок пытается сохранить часть первоначального, всеобъемлющего нарциссизма при помощи концентрации совершенства и силы в грандиозной Самости и вывода всех несовершенных аспектов наружу» [14, с. 416]. Согласно воззрениям X. Кохута, формирование идеализированного объекта Самости и возникновение грандиозной Самости у ребенка происходит одновременно. Однако обе эти тенденции развития, как и основная патология, имеют неравномерное распределение у разных людей. Соответственно, анализ пациентов с нарциссическим нарушением личности может сопровождаться тем, что у одних из них развивается идеализирующий перенос, в то время как у других — зеркальный перенос. Размышляя о сущности зеркального переноса, X. Кохут выделил три его формы, соответствующие специфическим стадиям развития грандиозной Самости. Перенос-слияние, т. е. слияние на основе расширения грандиозной Самости, представляющее собой такую архаическую форму, в которой переживание Самости пациента распространяется также и на аналитика, воспринимаемого в качестве расширения Самости. Пациент относится к аналитику как носителю грандиозности, эксгибиционизма, конфликтов, напряжений и защит, вызванных проявлениями нарциссической структуры. Переживание пациентом своей грандиозной Самости выходит за пределы личности, происходит оживление ранней стадии его первичной идентичности с объектом. При этом пациент рассчитывает на обретение власти над аналитиком, воспринимаемым как часть Самости. 'А 16' ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА Близнецовый перенос (своего рода «второе Я»), олицетворяющий собой менее архаическую форму, в которой пациент предполагает, что аналитик похож на него или что психология аналитика сходна с его собственной психологией. Активация грандиозной Самости пациента сопровождается его восприятием аналитика как тождественного ему или похожего на него. В отличие от переноса-слияния при близнецовом переносе устанавливается не первичное единство, а подобие с объектом, степень отделения от которого определяется самим пациентом. Зеркальный перенос (в узком значении термина), отражающий еще менее архаическую форму, в которой аналитик переживается пациентом в качестве отдельного человека, имеющего важное значение для него в рамках потребностей, вызванных к жизни его терапевтически реактивированной грандиозной Самостью. В этом узком значении термина зеркальный перенос представляет собой восстановление фазы, в которой различные формы материнского участия в нарциссически радостных переживаниях ребенка укрепляют его самооценку и придают ему реалистическую направленность. Зеркальный перенос отражает потребность пациента в отклике, одобрении и поддержке со стороны аналитика, точно так же, как ребенок испытывает необходимость в удовлетворении соответствующей потребности со стороны матери. При этой форме переноса пациент реагирует на аналитика лишь в той мере, в какой последний способствует или препятствует сохранению его нарциссического равновесия. Аналитик притягателен и вызывает ту или иную реакцию лишь постольку, поскольку воспринимается в качестве человека, выполняющего или фрустрирующего потребности пациента в подкреплении его грандиозности и эксгибиционизма. Он важен пациенту лишь в качестве зеркала и эха для его реактивированной грандиозной Самости. Таким образом, пациент может использовать аналитика в качестве продолжения своего собственного архаического влечения и эксгибиционизма (перенос-слияние) или воспринимать его как отделенного от него носителя своего вытесненного совершенства (близнецовый перенос), или требовать от него отражения и подтверждения своего величия, а также одобрения своего эксгибиционизма (зеркальный перенос). В любом случае аналитик может извлечь, по выражению X. Кохута, «терапевтическую выгоду», поскольку та или иная форма зеркального переноса позволяет пациенту мобилизовать и поддержать процесс переработки, направленный на постепенное сдерживание и обуздание чуждых его сознанию импульсов и фантазий. Перенос-слияние и близнецовый перенос представляют собой восстановление регрессивных позиций, занятых ребенком на инфантильной стадии его доэдипального развития, когда ему не удалось осуществить 484 ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС переход на стадию зеркала. По мнению X. Кохута, эти виды переноса восстанавливают не первичные стадии идентичности с объектом и первичные отношения с ним как со вторым Я (близнецом), а их вторичные проявления в детстве, связанные с выявлением несостоятельности осуществляемых матерью функций зеркального отражения. Что касается зеркального переноса в узком значении термина, то по сравнению с переносом-слиянием и близнецовым переносом он имеет более близкое отношение к терапевтическому восстановлению нормальной фазы развития. Основная задача терапевтической работы при возникновении зеркального переноса состоит в пробуждении и осознании пациентом инфантильных фантазий о собственном эксгибиционистском величии. В случае переноса-слияния и близнецового переноса защита от чрезмерного нарциссического напряжения обеспечивается благодаря долгосрочному размещению нарциссических стремлений в аналитике, становящемся носителем детского величия и эксгибиционизма пациента. В случае зеркального переноса в узком смысле слова пациент мобилизует свои грандиозные фантазии и эксгибиционизм, полагая, что благодаря эмпатиче-скому участию аналитика, испытываемое им нарциссическое напряжение не достигнет опасного уровня. Во всех случаях присутствие слушающего, воспринимающего и зеркально отражающего аналитика укрепляет психологические силы пациента, поддерживающие связность его образа Самости, каким бы архаичным он ни был. По мнению X. Кохута, потребность в аналитике возникает у пациента на основе образования его грандиозной Самости в детстве. «Эхо-зеркальное» присутствие аналитика укрепляет психические силы пациента, оказывающие поддержку его Самости. Проработка соответствующего материала способствует осознанию пациентом как столкновений между его грандиозными фантазиями и реальной Самостью, так и того, что жизнь предоставляет ограниченные возможности для удовлетворения нарцисси-ческо-эксгибиционистских желаний. Процесс проработки при зеркальном переносе завершается такой трансформацией грандиозной Самости, в результате которой возрастает реалистическая самооценка пациента и увеличивается его способность к действию. Проработка зеркального переноса является важной частью лечения пациентов с нарциссическим нарушением личности. Другое дело, что по мере развертывания терапевтического процесса аналитик может столкнуться, как предупреждал X. Кохут, с трудностями эмоционального характера, когда под влиянием собственных нарциссических потребностей для него окажется нетерпимой ситуация, в которой ему отводится роль зеркала инфантильного нарциссизма пациента. 16 - 3550 485 ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА Так, при переносе-слиянии и близнецовом переносе для аналитика может стать непереносимым положение, когда пациент не будет рассматривать его в качестве независимого существа. Результатом этого станет скука, недостаточное участие аналитика в его взаимоотношениях с пациентом и недостаточное эмоциональное отношение к нему. При зеркальном переносе в узком смысле этого слова аналитику будет трудно понять нарциссические потребности пациента и, следовательно, он не сможет вовремя среагировать на них. Несмотря на различного рода трудности, с которыми подчас приходится сталкиваться аналитику в аналитическом процессе при возникновении нарциссического переноса, он должен проявлять выдержку и не мешать установлению данного переноса посредством преждевременных интерпретаций. Кроме того, аналитик обязан, как подчеркивал X. Кохут, оставаться позитивно включенным в нарциссический мир пациента, поскольку «многие переживания пациента в силу их довербальной природы должны постигаться аналитиком эмпатически, а их значение должно быть реконструировано, по крайней мере приблизительно, прежде чем пациент сможет воскресить в памяти (через "наложение") аналогичные более поздние воспоминания и связать текущие переживания с прошлым» [15, с.316]. Первоначальное выделение трех форм зеркального переноса (в широком значении термина), осуществленное Х.Кохутом при чтении лекций в Нью-Йоркской психоаналитической ассоциации в 1968 г., основывалось на его генетических представлениях о стадиях созревания грандиозной Самости. Несколько лет спустя он внес дополнение к прежней классификации нарциссических переносов, соотнеся зеркальный перенос с внешними факторами, имевшими место в прошлом (в детстве) и действующими в настоящем (терапевтический процесс). В частности, X. Кохут выделил три способа установления зеркального переноса в процессе анализа: первичный, вторичный и реактивный. В соответствии с этими способами он предложил рассматривать терапевтическую мобилизацию грандиозной Самости как возникающую непосредственно (первичный зеркальный перенос), временно в качестве отступления от идеализирующего переноса (реактивная ремобилизация грандиозной Самости) или в виде повторения при переносе специфической генетической последовательности (вторичный зеркальный перенос). Первичный зеркальный перенос возникает у пациента спонтанно, если аналитик не вмешивается в ход протекания терапевтического процесса. В рамках этого переноса аналитик может фиксировать специфические страхи и сопротивления, проявляющиеся у пациента. Среди первых могут наблюдаться такие, как страх неконтролируемой регрессии, страх потери ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС контакта с реальностью и др. Среди вторых — сопротивления, обусловленные опасениями пациента, препятствующими установлению переноса. Если страхи вызывают у пациента дискомфорт или мешают привлечению внимания архаичного объекта Самости к реактивированной грандиозной Самости, то аналитику необходимо объяснить пациенту значение возникшей проблемы. Однако, как считал X. Кохут, объяснения аналитика должны содержать не генетический материал, а дружеское разъяснение пациенту движущих сил существующей ситуации, чтобы он почувствовал себя в безопасности, а его страхи и связанные с ними сопротивления ослабли. Реактивная мобилизация грандиозной Самости представляет собой отступление от идеализирующего переноса, сопровождающееся активизацией архаического грандиозного представления пациента о себе. Она вызывает к жизни примитивные идентификации и регрессивные состояния пациента и может проявляться в его холодности, жестко защищаемой им враждебности, надменности, сарказме и молчании. Подобные проявления реактивной мобилизации грандиозной Самости связаны с нарциссическои уязвимостью пациента и не являются терапевтически нежелательными. Напротив, исследование этих состояний аналитиком в терапевтическом процессе и адекватное понимание их пациентом имеет несомненную ценность для последнего. Другое дело, что аналитику, как полагал X. Кохут, нет необходимости сосредоточивать все свое внимание на регрессивной позиции пациента как временном регрессивном отступлении в процессе анализа, а имеет смысл направить свои усилия на выявление общего направления терапевтического процесса и интерпретацию травматических событий, обусловивших регрессивное отступление. Вторичный зеркальный перенос имеет генетические корни и связан с повторением последовательности событий в детстве пациента. Точно так же как в детстве за кратковременной попыткой к идеализации следует возвращение ребенка к реактивированной грандиозной Самости, так и в процессе анализа наблюдается специфическая последовательность установления нарциссического переноса, когда за начальным периодом идеализации следует вторичный зеркальный перенос. Аналитик не должен оставлять без внимания ни кратковременный период идеализации, ни последующее спонтанное смещение к грандиозной Самости, поскольку, как считал X. Кохут, при переносе наиболее важные психологические события прошлого повторяются именно в этой последовательности, т. е. от пробной идеализации инфантильного объекта через прерывание идеализации к повторному акценту на грандиозной Самости. Важный аспект процессов переработки при зеркальном переносе включает в себя мобилизацию отщепленной или вытесненной грандиоз- 487 16* ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА ной Самости. При установлении зеркального переноса основная терапевтическая деятельность вначале должна быть связана с раскрытием у пациента его инфантильных фантазий об эксгибиционистской грандиозности. Последующий анализ должен быть нацелен на включение во взрослую личность дезинтегрированных или вытесненных компонентов грандиозной Самости. В целом X. Кохут считал, что трансформация проявлений переноса у пациентов с нарциссическим нарушением личности происходит, как правило, в направлении от более архаичных форм (перенос-слияние, близнецовый перенос) к более продвинутым позициям (зеркальный перенос в узком смысле термина). Другое дело, что в процессе анализа может иметь место временная регрессия, скажем, от зеркального переноса к переносу-слиянию. Причем подобная регрессия не обязательно приводит к реальному действию пациента, а может ограничиваться тем, что находит отражение в форме его сновидений. Однако во всех своих формах зеркальный перенос (в широком смысле термина) создает для пациента ситуацию относительной безопасности, позволяющей ему решать болезненную задачу сопоставления грандиозной Самости и реальности. Кроме того, важнейшая функция такого переноса состоит в том, что он вызывает состояние, поддерживающее необходимую энергию терапевтического процесса. С точки зрения X. Кохута, первичная цель процессов переработки при зеркальном переносе отличается от соответствующей цели при идеализирующем переносе. Если во втором случае эта цель заключается в усилении базисной нейтрализующей структуры психики, приобретении и усилении идеалов, то в первом случае она состоит в трансформации грандиозной Самости, в укреплении реалистической самооценки пациента. Установление зеркального переноса в той или иной форме способствует пониманию пациентом того, что жизнь предлагает лишь ограниченные возможности для удовлетворения нарциссических, эксгибиционистских желаний. Если такой перенос не развивается или если его установлению препятствуют действия аналитика, связанные с отвержением зеркального переноса или преждевременными интерпретациями в связи с ним, то в этом случае грандиозность пациента остается сосредоточенной на его грандиозной Самости, а аналитик будет восприниматься им как чужой, враждебный, не имеющий возможности стать партнером. Следствием такого положения дел станет то, что защитная позиция пациента останется неизменной и не произойдет расширения его Я. Пожалуй, следует обратить внимание на один дискуссионный аспект, связанный с тем, что некоторые западные психоаналитики усматривали сходство между идеями X. Кохута об идеализирующем и зеркальном ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ САМОСТИ переносе с определенными концепциями М.Кляйн. Первая форма нар-циссического переноса соотносилась ими с пониманием М. Кляйн феномена «проективной идентификации», вторая — с трактовкой ею явления «интроективной идентификации». X. Кохут признавал то обстоятельство, что рассмотренные им феномены в теоретическом аспекте частично пересекаются с соответствующими представлениями М. Кляйн. Однако в отличие от позиции М. Кляйн он исходил из того, что в терапевтическом отношении идеализирующий и зеркальный перенос отличны от проективной и интроективной идентификации. Для X. Кохута идеализирующий и зеркальный перенос являются терапевтически активированными формами двух основных позиций нар-циссического либидо, формирующихся после стадии первичного нарциссизма. Эти позиции не связаны с тем, что соотносилось М.Кляйн с шизоидным и паранойяльным развитием младенца. Напротив, они представлялись X. Кохуту здоровыми и необходимыми ступенями инфантильного развития. Поэтому и в процессе терапии фиксация на них или соответствующая регрессия не воспринималась им в качестве чего-то болезненного или неблагоприятного. Идеализирующий и зеркальный перенос рассматривались X. Кохутом как относящиеся к терапевтической активации не изолированных психических механизмов, типа проекции и интроекции (М.Кляйн), а стабильных и прочных личностных образований, не зависящих от преобладания того или иного психического механизма. Поэтому он считал, что в процессе терапии пациент сперва должен научиться распознавать эти формы нарциссизма в их терапевтической активации и принимать их как здоровые и необходимые для развития, а затем — постепенно изменить, перестроить их в более высокую организацию взрослой личности и использовать их для достижения, реализации зрелых целей и намерений.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |