КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интроспективно-эмпатическая позиция
В классическом психоанализе значительное внимание уделялось рассмотрению причинно-следственных связей, относящихся к психическим явлениям, что породило у некоторых психоаналитиков представление о необходимости развития сугубо эмпирических методов исследования психических процессов. Действительно, в период возникновения психоанализа 3. Фрейд полагал, что при помощи интроспекции не удается обнаружить психологическое содержание того, что он назвал актуальным неврозом. Исключение составляло обнаружение беспокойства при неврозе страха и болевых ощущений при неврастении. Исходя из этого, основатель психоанализа пришел к мысли, что актуальные неврозы представляют собой органические расстройства, а их изучение предполагает использование неинтроспективных методов исследования. Однако по мере становления и развития психоанализа, с проведением различий между актуальными неврозами и психоневрозами интроспекции и эмпатии стало уделяться некоторое внимание. Тем не менее для ряда психоаналитиков они не являлись важными составными частями психоаналитического наблюдения и исследования. Переосмысливая подобный подход, X. Кохут стал исходить из того, что психологическим (психическим) можно называть лишь то явление, в котором, наряду с интроспекцией другого человека, всегда присутствует наша собственная интроспекция или эмпатия. И то, и другое представляются наиболее существенными компонентами любого психологического наблюдения. Если же методы наблюдения не основаны на интроспекции и эмпатии, то рассматриваемые явления относятся к соматическим и поведенческим. ИЯ САМОСТИ X. КОХУТА Чем характеризуется психоанализ как таковой? Как известно, психоаналитик изучает поведение пациента с помощью метода свободных ассоциаций. На первый взгляд может показаться, что свободное ассоциирование как основной инструмент психоаналитического наблюдения не является интроспекцией. Однако, по мнению, X. Коху-та, многие клинические факты психоанализа были открыты 3. Фрейдом при помощи самоанализа, на основе чего была построена психоаналитическая система. Кроме того, в обычной аналитической ситуации психоаналитику приходится иметь дело с интроспективными наблюдениями пациента, а его психоаналитические инсайты являются результатами ранее выработанных им интроспективных навыков, которые он применяет в качестве эмпатии. Вполне очевидно, что интроспекция и эмпатия — не единственные виды психоаналитического наблюдения. Тем не менее, будучи тесно связанными с другими видами наблюдения, они оказываются последним и решающим актом, способствующим познанию бессознательного психического. Другое дело, что осуществленное в свое время 3. Фрейдом новое понимание нормальных и патологических психических феноменов скрывало подчас тот факт, что первым шагом в психоанализе стало постоянное использование интроспекции и эмпатии в качестве метода наблюдения новой науки. В этом плане свободное ассоциирование и анализ сопротивлений в качестве основных технических приемов психоанализа следует считать вспомогательными инструментами интроспективного и эмпатического методов наблюдения. Они, по выражению X. Кохута, «освободили интроспективное наблюдение от невидимых ранее искажений (рационализации), поэтому их введение в научный оборот (и, как следствие этого, признание искажающего влияния активного бессознательного), несомненно, значительно повысило ценность психоаналитического наблюдения» [3, с. 286]. Эти соображения были высказаны X. Кохутом в 1957 г. в сокращенном виде в докладе на парижском заседании Международной психоаналитической ассоциации и в более развернутом виде — в докладе, прочитанном в Чикаго на конференции, посвященной 25-летию Чикагского психоаналитического института. В этих же докладах он отметил некоторые особенности использования психоаналитического подхода, связанные с проявляемым пациентами и некоторыми аналитиками сопротивлением процессу интроспекции, а также страхом перед беспомощностью от нарастания напряжения, тем страхом, который приводит к защитному пренебрежению важностью интроспекции для психоанализа. X. Кохут критически отнесся к тем исследователям, которые или пренебрегали интроспекцией, или недооценивали этот метод наблюде- ИНТРОСПЕКТИВНО-ЭМПАТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ния в рамках психоанализа. Он считал, что описание социальной ситуации, в частности, описание взаимоотношений между матерью и ребенком, чему стали уделять основное внимание некоторые психоаналитики, не должно подменять собой эмпатическую интроспекцию применительно к ранним состояниям психики. Это не означает, что X. Кохут не признавал никакого значения в отношении исследования и описания ранних взаимоотношений между матерью и ребенком. Разумеется, признавал. Однако он считал, что в этом случае приходится иметь дело с формой социальной психологии и, следовательно, приходится ссылаться на то, с чем сравнивается ситуация, а это не соответствует результатам интроспективной психологии. В отличие от того, что делает социальный психолог (разграничение адаптационных процессов, сравнение различных уровней сложности решаемых задач), психоаналитик использует интроспекцию и эмпатию для различения механизмов не по их эффективности или сложности, а по тому, насколько далеко он находится от наблюдателя, по отношению к которому он проявляет эмпатию. 3. Фрейд апеллировал, как правило, к отдельной личности. В центре его интересов лежали внутриличностные, а не межличностные конфликты. На этом основании некоторые исследователи приходили к выводу, что психоанализ не является межличностной дисциплиной. Последующие психоаналитики, включая Г. С. Салливана, призывали к развитию межличностной теории. Однако, как полагал X. Кохут, часть психоаналитиков не поняла смысла межличностного подхода, поскольку она не учитывала того, что основным средством психоаналитического наблюдения является интроспекция. Важно по-новому определить значение самого понятия «межличностный», которое предполагает наличие межличностного опыта, открытого для интроспективного наблюдения. Не случайно, занимаясь интроспективным и эмпатическим исследованием психоневрозов, З.Фрейд открыл бессознательное психическое и явление переноса. Не случайно и то, что, находясь в межличностных отношениях, аналитик воспринимается пациентом не в качестве объекта переноса, а как выразитель его бессознательных воспоминаний. Как бы там ни было, но 3. Фрейд обратился к исследованию психозов, психотической ипохондрии, а некоторые его последователи — к изучению шизофрении, что предполагало интроспективное наблюдение над ранними формами переживаний индивида, утратившего контакт с другим человеком. В конечном счете активная интроспекция стала выходить, по мнению X. Кохута, на передний план, особенно при изучении нарциссических расстройств и пограничных состояний, что предполагало признание внутрипсихической борьбы в целях поддержания контакта с архаическим объектом. 463 ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА При этом следует иметь в виду, что аналитик не становится своего рода экраном для переноса пациента, а служит как бы продолжением ранней реальности, которая в результате своей ненадежности не смогла быть реализована в прочную психологическую структуру. Это значит, что по существу аналитик интроспективно переживается пациентом в рамках архаических межличностных взаимоотношений. Из подобного понимания происходящего в межличностных отношениях между аналитиком и пациентом X. Кохут вывел несколько положений, которые легли в основу его теоретических построений и терапевтических разработок. Во-первых, он пришел к убеждению, что без интроспективного подхода невозможно провести дифференциацию между влиянием прошлого на психическое развитие и влиянием актуально существующих осадков прошлого (вытесненного бессознательного). Во-вторых, все переносы можно рассматривать в качестве повторения прошлого, но не все повторения являются исключительно переносами. В-третьих, благодаря интроспекции можно провести различие между выбором объекта, соответствующим модели детства, но не связанным с переносом, и реальным переносом, имеющим место в аналитической ситуации. Перенос последнего рода способен исчезнуть под воздействием активной интроспекции, в то время как психоаналитическая интроспекция не оказывает существенного влияния на протекание первого процесса. В-четвертых, именно на основе интроспективного исследования внутреннего опыта возникает понятие влечения, наделенное типичными признаками сексуальных и агрессивных стремлений. В-пятых, гипотеза 3. Фрейда о первичном нарциссизме и первичном мазохизме может быть отнесена к теории интроспективной психологии, в то время как понятия влечения к жизни и влечения к смерти имеют биологический подтекст и лежат за пределами психоаналитической психологии. Уже на ранних стадиях своей исследовательской и терапевтической деятельности X. Кохут высказывал свое убеждение в том, что интроспекция и эмпатия являются важными инструментами наблюдения в науке, занимающейся изучением психических состояний. Более того, он полагал, что именно они определяют науку в целом. Поэтому нет ничего удивительного в рассмотрении им области психоанализа в качестве одной из сторон реальности, которую можно понять при помощи интроспекции и эмпатии. Во всяком случае психоанализ как наука соотносился X. Кохутом именно с интроспекцией и эмпатией. По его убеждению, «психоанализ является психологией сложных психических состояний, которая путем упорного интроспективно-эмпатического погружения наблюдателя во внутреннюю жизнь человека собирает свои данные, чтобы их объяснить» [4, с. 283]. ИНТРОСПЕКТИВНО-ЭМПАТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ В то же время было бы некорректно говорить о том, что в противоположность признанию строгого психического детерминизма X. Кохут целиком и полностью полагался на интроспекцию и эмпатию. Его точка зрения сводилась к тому, что господство закона психического детерминизма вполне допускает возможность выявления мотивов желаний человека, его решений, выбора и действия с помощью интроспекции в форме свободных ассоциаций и анализа сопротивлений. По его убеждению, многие упущения и ошибки в рамках психоанализа стали возможными благодаря пренебрежению тем фактом, что психоаналитическая теория возникла на основе внутренних переживаний, наблюдаемых при помощи интроспекции и эмпатии. Другое дело, что метод интроспекции имеет свои границы, за которые не может выйти научное наблюдение и, следовательно, «границы психоанализа определяются границами возможностей интроспекции и эмпатии» [5, с. 298]. В конечном счете X. Кохут пришел к заключению, что психологическая область определяется приверженностью наблюдателя интроспектив-но-эмпатическому подходу. Приверженность к подобному подходу привела его к необходимости внесения концептуальных уточнений в рамках психоанализа, что проявилось прежде всего в изменениях терминологии и развитии того, что было им названо психологией Самости. Говоря о необходимости развития психологии Самости, X. Кохут исходил из двух теоретических построений, в соответствии с которыми Самость трактовалась или в качестве центра психологической вселенной, или как содержание психического аппарата. Эти два подхода (две психологии Самости) рассматривались им с точки зрения принципа дополнительности. Речь шла о признании психологии Самости как в широком смысле, когда Самость помещалась в центр исследования, изучалось ее происхождение и развитие, выявлялись ее составляющие в норме и патологии, так и в более узком смысле, когда Самость воспринималась в качестве содержания психического аппарата, т. е. имело место частичное расширение характерной для классического психоанализа традиционной метапсихологии. Словом, X. Кохут считал, что для согласования различных феноменов, наблюдаемых в отношении Самости, необходимо изменить теоретическую систему психоанализа, для чего следует научиться мыслить одновременно в терминах двух концептуальных построений — психологии Самости в широком и узком смысле. При этом он подчеркивал, что осуществленное им переосмысление классического психоанализа вызвано не столько концептуальными и терминологическими уточнениями, сколько необходимостью углубленного понимания психологической сущности человека, адекватного объяснения его мотивов поведения. 465 ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА Осуществленные после З.Фрейда психоаналитические наработки не привели X. Кохута к отказу от классических теорий и психоаналитической концепции человека. Он был сторонником того, чтобы продолжить их применение к определенным четко очерченным областям психоаналитического знания. Вместе с тем для него стало очевидным, что некоторые классические психоаналитические формулировки можно использовать лишь в соответствующих границах. Во всяком случае X. Кохут полагал, что классическое психоаналитическое понимание природы человека не является правомерным в отношении всего спектра его психопатологии и ряда психологических феноменов, имеющих место за пределами клинической ситуации. Если уже при жизни 3. Фрейда под влиянием некоторых психоаналитиков стало наблюдаться смещение от психологии влечений Оно к психологии Я, то в дальнейшем появилась необходимость, по выражению X. Кохута, в расширении психоаналитического подхода, в дополнении его психологией Самости, что связано как с обогащением психоаналитической концепции неврозов, так и с объяснением нарушений Самости. Но что понималось X. Кохутом под тем, что он обозначил термином «Самость»? Какова сущность Самости и каково ее значение? Как это ни странно, но, говоря о необходимости разработки психологии Самости, X. Кохут не дал четкого определения того, что такое Самость. У него нет объяснения того, как следует понимать Самость и какова ее сущность. Более того, он подчеркивал то обстоятельство, что в рамках психологии Самости, понимаемой как в узком (определенная структура психического аппарата), так и в широком (центр психологической вселенной индивида) смысле слова, Самость в своей сущности непознаваема. Причем признание подобного рода делалось им без какого-либо раскаяния или стыда, поскольку X. Кохут считал, что посредством интроспекции и эмпатии невозможно проникнуть в Самость как таковую. Может возникнуть недоумение по поводу того, что, настаивая на необходимости использования инстроспекции и эмпатии в рамках психоанализа и говоря о психологии Самости, X. Кохут в то же время не может ничего сказать о существе Самости. Однако в этом вопросе он занял вполне определенную и принципиальную позицию, считая, что Самость является не понятием абстрактной науки, а выведенным из эмпирических данных обобщением. Это означает, что, несмотря на невозможность дать какое-то четкое определение Самости и выявить какую-то ее сущность, все же можно интроспективно и эмпатически воспринять ее психологические проявления. Иначе говоря, психология Самости позволяет, как полагал X. Кохут, собирать данные о постепенном формировании совокупности интроспективно и эмпатически воспринимаемых внутренних переживаний, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САМОСТИ наблюдать некоторые трансформации этого опыта, описывать различные формы проявления Самости, демонстрировать составляющие ее элементы, полюсы амбиций и идеалов, области талантов и навыков, а также выделять различные типы Самости и объяснять их особенности. Позиция X. Кохута в отношении понимания Самости лучше проясняется при сравнении Самости с такими понятиями классического психоанализа, как Оно, Я и Сверх-Я. Последние понятия относились З.Фрейдом к характеристике психического аппарата. Использованное X. Кохутом понятие Самости — к другому уровню понятийной структуры. В отличие от аналогичного термина, использованного К. Г. Юнгом для характеристики нового центра личности, отличного от Я и вбирающего в себя сознательные и бессознательные проявления, Самость представлялась X. Кохуту в качестве особой структуры, имеющей психическую локализацию. Будучи структурой, Самость, в его представлении, возникает в результате действия инстинктивной энергии и обладает устойчивостью. Различные репрезентации Самости наличествуют в каждом отдельном психическом феномене, а не только в Оно, Я и Сверх-Я, т. е. Самость как бы является содержанием психического аппарата, но не является одним из психических факторов. Прежде чем перейти к более детальному рассмотрению взглядов X. Кохута на проблему Самости, следует, видимо, перечислить те принципы, из которых он исходил. Так, в основе его психологии Самости лежали три принципа, приверженность которым он постоянно демонстрировал в своих работах. Во-первых, психологическая область рассматривалась в качестве той реальности, которая становится доступной исследователю благодаря самоанализу и эмпатии. Во-вторых, использовалась методология длительного погружения исследователя в психологическую область, в частности, в рамках клинических проявлений речь шла об эмпатическом погружении в перенос. В-третьих, осуществлялось формулирование конструкций в терминах, соответствующих интроспективно-эмпатическому подходу. В целом психология Самости предполагала наблюдение и объяснение внутреннего опыта, прежде всего восприятие объектов, Самости и их всевозможных взаимоотношений.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |