КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структуризация бессознательного
При рассмотрении бессознательного Ж. Лакан исходил из того, что оно представляет собой «суммарный результат речи о субъекте». Именно язык в своей дискурсивности, прерывистости и расчлененности создающий СТРУКТУРИЗАЦИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО предпосылку для рационального познания психического, и является сферой бессознательного. «Бессознательное структурируется как язык» [25, с. 20] — такова одна из его максим, лежащая в основе структурного психоанализа. Дословно воспроизводимое или по-разному конкретизируемое это высказывание проходит красной нитью через все работы французского психоаналитика. Уточнения, которые он делает по поводу понимания бессознательного, касаются разъяснений относительно того, что подразумевается под субъектом. Ж. Лакан пересмотрел классическое определение субъекта, наиболее рельефно выраженное в формуле французского философа XVII в. Р.Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую». Он полагал, что фрейдовский подход к человеку недалеко отстоит от картезианского, поскольку субъект в понимании 3. Фрейда — такой же несомненный факт существования, как и у Р.Декарта. Но картезианская трактовка субъекта не способствует, по мнению Ж. Лакана, раскрытию подлинной сути и закономерностей развития человеческой психики. Действительный субъект отнюдь не представляет собой единства мышления и существования. Субъект не есть живой субстрат, или субстанция. Для Ж. Лакана субъект - это прежде всего «субъект бессознательного». В этом отношении он признавал заслугу 3. Фрейда, открывшего в бессознательном говорящего субъекта как обманщика, лгущего с сознанием дела и вне участия сознания. Существование субъекта обнаруживается в разрывах речи, но не столько самого говорящего, сколько Другого. Как таковой он соотносится не с другим субъектом, а с «означающим». Более того, субъект, по словам Ж. Лакана, рождается только тогда, когда «означаемый появляется в поле зрения Другого» [26, с. 199]. Таким образом, можно сказать, что субъект в лакановском структурном психоанализе детерминирован речью Другого, т. е. без него нет и самого субъекта. Так лакановская максима «бессознательное структурировано как язык» дополняется не менее важным для структурного психоанализа теоретическим положением, в соответствии с которым «бессознательное является речью другого» или «бессознательное - это дискурс Другого» [27, с. 116; 391]. Ж. Лакан стремился провести различие между понятиями «влечение» и «инстинкт», считая, что описываемые им феномены не тождественны друг другу. По мере возможности он старался вообще отказаться от использования термина «инстинкт» как неопределенного и не отвечающего требованиям современного научного знания. На первый взгляд может показаться, что в лакановском структурном психоанализе радикально пересматривается фрейдовская концепция влечений, поскольку «сексуальный инстинкт», являющийся основой человеческой деятельности в классическом психоанализе, не только не признается, но, напротив, отвергается. СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА Более того, в то время как 3. Фрейд апеллировал к принципу удовольствия и принципу реальности, Ж. Лакан говорил скорее о желании, чем удовольствии, полагая, что принцип удовольствия - это принцип гомеостаза, не играющий существенной роли в жизнедеятельности человека. Если 3. Фрейд противопоставлял принцип реальности принципу удовольствия, то тем самым, как замечал Ж. Лакан, реальность десексуализировалась в классическом психоанализе. Это означает, что фрейдовское представление о Сверх-Я покоилось на десексуализированном либидо. Для самого Ж. Лакана такое понимание десексуализированного либидо выглядело странным и парадоксальным. Но он полагал, что именно тенденция к десексуализации в скрытом виде содержалась в учении 3. Фрейда о двух принципах психической деятельности человека. Казалось бы, Ж. Лакан стремился отойти от фрейдовского толкования сексуальности. На самом же деле его пересмотр фрейдовской концепции влечений имел определенную направленность, свидетельствующую о том, что, несмотря на критическое отношение к некоторым постулатам классического психоанализа, основные идеи 3. Фрейда сохранили свою действенность в рамках структурного психоанализа. Не случайно Ж. Лакан исходил из того, что именно субъект желания составляет подлинную сущность человека, а сексуальность играет немаловажную роль в проявлении бессознательного. Он признавал важность либидо в психоанализе. Причем неоднократно подчеркивал, что либидо — это всегда либидо сексуальное. Вместе с тем он рассматривал его не как биологическую энергию, что было характерно для 3. Фрейда, или психическую энергию в трактовке К. Г. Юнга, а как особый «орган». В связи с этим он подчеркивал, что либидо — это «существенный орган в понимании природы человека». Но в его интерпретации этот орган не реальный, а фантазматический. Речь идет о признании Ж. Лаканом символического уровня психики, на котором либидо выступает в виде определенных символов. Одним из таких символов является фаллос. Для Ж. Лакана фаллос — это символ означающего, выражающий скрытое желание в метафорическом образе Другого, или символ недостатка, не фаллос как таковой, а его отсутствие. С самого начала фаллос работает как означающее нехватки, зазора, дистанции между требованием субъекта и его желанием. Он представляет собой «означающее означаемого вообще». Можно сказать, что фаллос — это не форма, фигурирующая как объект, не образ и не сам объект, а означающее желание. Когда невротику предстоит найти символ того, что он желает, он прибегает для этого к символу фаллоса. Как только субъект сталкивается с желанием матери, фаллос оказывается сразу же в центре происходящего. Словом, в представлении Ж. Лакана желание субъекта, каково бы оно СТРУКТУРИЗАЦИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ни было, так или иначе оказывается соотнесенным с фаллосом. Поэтому, в противоположность тем психоаналитикам, которые акцентировали внимание исключительно на рассмотрении дуальных отношений между ребенком и матерью, он исходил из того, что в этих отношениях всегда имеется еще третий элемент - фаллос как объект желания матери. Говоря о символе фаллоса, Ж. Лакан считал, что символы вообще характеризуют направленность влечений человека и структуру его желаний. Они подлежат расшифровке в контексте языка. Стало быть, структурный психоанализ по-своему воспроизводит основополагающие идеи 3. Фрейда, давая им структуралистскую трактовку, при которой происходит смещение акцента исследования на символический уровень человеческой психики и на структурные составляющие речи, языка. В понимании Ж. Лакана субъект - это прежде всего субъект желания, желающий субъект. Желание же представляет собой отношение бытия к нехватке. Оно заявляет о себе на стыках языка, возникает вместе с символическим строем в момент воплощения в речь. В определенном смысле субъект реализует желание тогда, когда символически отождествляет себя с воображаемым. В различные периоды человеческой жизни другой в той или иной степени соединяется с Я-идеалом, с идеалом собственного Я. Субъект видит собственное существо посредством отражения в отношении к другому, в отношении к Я-идеалу. Таким образом, функции собственного Я оказываются различными. С одной стороны, они осуществляют структурирование реальности. С другой стороны, они проходят у человека через отчуждение, которое связано с отраженным образом его самого и отношением с Другим. В текстах Ж. Лакана встречается двойственное понимание другого, точнее говоря, речь идет по меньшей мере о двух других: другой как мое соб ственноеЯ и Другой, имеющий дело с функцией речи. Для того, чтобы не было путаницы в этом вопросе, он ввел обозначение другого с маленькой буквы (собственное Я) и Другого с большой буквы (относящегося к функции речи). При этом фаллос рассматривался Ж. Лаканом в плане означающего, посредством которого устанавливались отношения между Другим как местопребыванием речи, и другим как отзеркаливанием субъекта. Речь является опосредованием между субъектом и Другим, она подразумевает реализацию Другого в самом опосредовании. Причем речь может как объединять субъекта с Другим, так и разъединять их. В принципе речь сводится к функции отношения к Другому. Это отношение может проявляться в форме отклонения в функции речи, соблазнения, попытки захватить Другого в игре и даже полного расстройства функции речи в переносе. СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА Согласно Ж.Лакану, система собственного Я немыслима без системы Другого, поскольку собственное Я устанавливается в соотнесенности к Другому. Такая соотнесенность относится и к желанию субъекта. Сперва желание субъекта смутно улавливается в желании Другого. И лишь только тогда, когда субъект оказывается увлеченным одним из его подобных, желание возвращается в субъект, причем возвращается уже вербализованным. Словом, как подчеркивал Ж. Лакан, «желание человека есть желание Другого» [28, с. 38, 115]. Таким образом, к двум вышеупомянутым теоретическим положениям, а именно, бессознательное структурировано как язык и бессознательное - это речь Другого, добавляется третье, согласно которому желание человека является желанием Другого. Таковы три краеугольных теоретических положения, лежащие в основе модификации Ж.Лаканом классического психоанализа 3. Фрейда и составляющие суть его структурного психоанализа. Стадия зеркала Для лучшего понимания основных положений структурного психоанализа Ж. Лакана следует рассмотреть те его ранние идеи, которые получили свое отражение в его представлениях о стадии зеркала. Речь идет о взглядах французского аналитика на развитие ребенка, связанное с особенностью человеческого поведения, выявленной данными сравнительной психологии. Эта особенность состоит в том, что с 6-8-месячного возраста ребенок начинает узнавать свое отражение в зеркале в качестве своего собственного, о чем свидетельствует его мимика озарения. Ж. Лакан исходил из того, что в процессе физиологического созревания человека в определенный момент наблюдается интегрирование его двигательных функций и достигается реальное господство над собственным телом. Но осознание им целостности собственного тела происходит раньше этого момента. Этот вид целостной формы человеческого тела дает субъекту воображаемое господство над его телом, которое предшествует реальному овладению им. Человек предвосхищает завершение психологического развития, и это предвосхищение придает некий стиль позднейшему осуществлению действительного овладения двигательными функциями. Речь идет о первичном видении себя, где человек в отражении осознает себя иным, чем он есть. Таков момент развития, названный Ж.Лаканом стадией зеркала, в рамках которого закладывается человеческое измерение, структурирующее его фантазматическую жизнь. Узнавая себя в зеркале, ребенок совершает ряд игровых жестов, с помощью которых пытается соотнести движения уже усвоенного им образа СТАДИЯ ЗЕРКАЛА с его отраженным в зеркале окружением. Причем образ тела завоевывается им в качестве чего-то одновременно существующего и не существующего. По отношению к этому образу он координирует свои действия. В игровой форме ребенок пытается соотнести уведенное им в зеркале с реальностью, т.е. со своим собственным телом, а также с людьми и неодушевленными предметами, расположенными в поле отражения и находящимися по соседству. Эта стадия схватывания собственного отражения в зеркале и соотнесенности его с самим собой и окружающим миром характерна для развития ребенка вплоть до 18-месячного возраста. Она отражает трансформацию, происходящую с ребенком при ассимиляции им своего образа. Для Ж. Лакана стадия зеркала не является лишь моментом развития ребенка. Наряду с ним она вскрывает некоторые отношения субъекта к своему образу или прообразу собственного Я. Это связано с тем, что целостную форму своего тела субъект может схватить лишь в качестве образа, т. е. с внешней стороны. Он полагается на зеркальное расположение, воспринимая образ своего собственного тела со всеми его индивидуальными особенностями и соотнесенностью с окружением, в котором он находится. В этом отношении функция стадии зеркала оказывается частным случаем функции образа, заключающейся в установлении соответствующих связей между человеком и окружающим его миром. На стадии зеркала происходит пространственная идентификация ребенка с самим собой. Однако в действительности эта идентификация оказывается таковой, что порождает ряд фикций, оказывающихся принципиально неустранимыми для индивида. Таким образом, как полагал Ж. Лакан, стадия зеркала «представляет собой драму, чей внутренний импульс устремляет ее от несостоятельности к опережению — драму, которая фабрикует для субъекта, попавшегося на приманку пространственной идентификации, череду фантазмов, открывающуюся расчленением образов тела, а завершающуюся формой его целостности» [29, с. 512]. В конечном счете именно на стадии зеркала человек приобретает ту «броню отчужденной идентичности», чья жесткая структура предопределит собой его дальнейшее умственное развитие. Так возникает собственное Я субъекта, которое он отождествляет с тем, кем он является в реальности. На завершающей стадии зеркала, сопровождающейся закреплением связи с себе подобным путем идентификации с его образом, происходит становление диалектики, связывающей Я с социально обусловленными ситуациями. Возникает состояние опосредованности желанием другого и соотнесенности с другими равноценными в своей абстрактности объектами. Именно на этой стадии «первичный нарциссизм» сталкивается СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА с тем, что было обозначено 3. Фрейдом в качестве инстинкта разрушения и инстинкта смерти. Речь идет об установлении связи и фиксации противодействия между нарциссическим либидо и отчуждающей функцией Я. Подобная связь обусловливает проявление агрессивности в отношениях Я с другим даже тогда, когда этот другой выступает в роли отзеркали-вания самого себя. В свете предложенной Ж.Лаканом концепции стадии зеркала становится более понятной его идея, связанная с постулированием другого и выдвижением тезиса о том, что желание субъекта является желанием другого. Ведь именно на стадии зеркала ребенок усваивает себе образ формы другого, являющейся не чем иным, как зеркальным отражением самого себя. Внутри его располагается та поверхность, благодаря которой возникает отношение внешнего к внутреннему. Посредством этого отношения ребенок начинает мыслить себя как тело. Кроме того, все что пребывает в нем в состоянии желания оказывается обращенным в другого. Пока желание не научится узнавать себя посредством символа, оно видится лишь в другом. Первое переживаемое представление о целостности тела, первый всплеск желания проходит опосредованно через определенную форму, которую ребенок видит внешней по отношению к нему, т.е. когда он видит эту форму в своем собственном отражении. Ж. Лакан исходил из того, что в опыте зеркала относительно другого происходит различение сознания и тела. На этой же стадии собственное Я человека начинает обретать свои функции. Иными словами, собственное Я устанавливается на основе воображаемого отношения. И это явление рассматривалось французским психоаналитиком в качестве свидетельства воображаемой функции Я в субъекте. Для Ж. Лакана стадия зеркала не была каким-то «магическим заклинанием», способным дать исчерпывающее знание о субъекте и его собственном Я. Со временем он даже предупреждал о том, что не стоит злоупотреблять некогда высказанной им идеей. Тем не менее стадия зеркала способствовала выделению и прояснению существа тех измерений, регистров психики, которые выступили у него в форме Воображаемого, Символического и Реального.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |