КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Французский структурализм
Структурный психоанализ Ж. Лакана основывался на идеях, почерпнутых из различных сфер знания. Однако первостепенное значение имела тенденция к осуществлению синтеза лингвистической и психоаналитической проблематики, когда в центре внимания структуралистов оказались интерпретационные составляющие, связанные с языком и отношениями между различными элементами, образующими структуру психики, речи, культуры. Было бы некорректно говорить о том, что именно структурный психоанализ впервые обратил внимание на проблему языка. Данная проблематика всегда являлась составной частью исследовательской и терапевтической деятельности психоаналитиков и именно в рамках классического психоанализа она получила свое первоначальное осмысление. И действительно, как метод истолкования бессознательного психоанализ 3. Фрейда имел дело с речью пациента, с языком вообще. Но язык, которым оперировал психоаналитик, был весьма специфическим. В теоретических исследованиях и в терапевтической практике объектом исследования служил не столько обыденный язык, сколько скрытый язык бессознательного, имеющий свою собственную логику, не совпадающий с логикой высказываний, будь то свободная речь пациента или текстуальный контекст в рамках художественного произведения, человеческой культуры в целом. Точнее говоря, как в классическом психоанализе, так и в различных его модификациях психоаналитик вслушивался в обыденный язык, принимал его во внимание, однако он далеко не всегда верил в истинность высказываний и стремился за оболочкой этого языка вскрыть подлинное СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА содержание, выраженное в символической форме. Понимание символики языка, его расшифровка, истолкование инакомыслия бессознательного всегда были составными частями психоаналитической работы. Именно этот языковой аспект психоанализа привлек к себе внимание тех исследователей, которые попытались осуществить синтез лингвистической и психоаналитической проблематики. Речь идет прежде всего о французских структуралистах, использовавших метод психоаналитического исследования и многие идеи 3. Фрейда при раскрытии процессов структурализации мышления, языка, этнологических и исторических процессов, а также при анализе текстов светско-художественного или религиозно-мифологического содержания. К их числу относились такие основатели структуралистского движения во Франции, как К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, приверженцы лакановской школы психоанализа, включая С. Леклера, Ф.Перье и др. Структуралисты попытались выйти за рамки фрейдовского биологизма и механицизма в трактовке глубинных пластов личности. Они пересмотрели некоторые теоретические положения классического психоанализа, но в то же время признавали, что акцент 3. Фрейда на бессознательных механизмах человеческой деятельности и символической функции языка открыл широкие перспективы для понимания специфики языковых структур. Они стремились по-новому прочитать работы основателя психоанализа и тем самым внести свежую струю в интерпретационную деятельность независимо от того, относилась ли она к клинической практике или носила теоретико-исследовательский характер. Вместе с тем по мере развития структуралистского движения становилось все более очевидно, что без психоаналитического исследования закономерностей функционирования бессознательного и соответствующей интерпретации сексуальной символики структуралистское видение языка, человеческого поведения и культуры оставалось проблематичным. Не случайно в связи с этим высказывались соображения о том, что 3. Фрейд открыл структурализм до того, как структурализм открыл основателя психоанализа. Одним из тех, кто обратился к раскрытию структурных элементов материальной и духовной культуры, был известный французский антрополог Клод Леви-Строс (1908-1990). Его имя ассоциируется, как правило, с возникновением структурализма во Франции, с разработкой методологии структурного анализа, используемого при изучении мифов, первобытного общества и символического мира культуры. В научной литературе К. Леви-Строс нередко рассматривается в качестве ученого, вдохнувшего жизнь в структуралистские представления о реальности, имевшие место в отдельных работах предшествующих мыслителей, и предложив- ФРАНЦУЗСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ шего структурный метод исследования общественных явлений. Выдвинутые им концептуальные представления воспринимаются через призму тех исходных установок, которые послужили основой для возникновения структурного психоанализа. Встречаются и такие оценки, в соответствии с которыми К. Леви-Строса называют «отцом структурализма», создателем «социального психоанализа». В подобных оценках и характеристиках учения К. Леви-Строса несомненно есть доля истины, поскольку он действительно выдвинул ряд таких идей, которые позволяют говорить о структурном переосмысливании классического психоанализа. Такое переосмысление основывалось на синтезе разнонаправленных концепций, представленных социологами Э.Дюркгеймом и М.Моссом, языковедом Р.Якобсоном, психоаналитиками 3. Фрейдом и Ж. Лаканом. Причем разрозненные концепции этих авторов нашли свое отражение в теоретических построениях К. Леви-Строса в связи с осмыслением им того, что он назвал бессознательной структурой разума. В рамках этого осмысления важное место было уделено фрейдовскому и лакановскому представлениям о бессознательном. 3. Фрейд привлек внимание К. Леви-Строса своим психоаналитическим методом исследования глубин бессознательной психики, Ж. Лакан — выдвинутой им концепцией «Другого», в контексте которого осуществляется развертывание бессознательных структур. Вслед за З.Фрейдом К.Леви-Строс признал наличие в психике человека особых структур, изучение законов и функционирования которых представлялось важной задачей научного исследования. С точки зрения французского ученого, заслуга основателя психоанализа состояла в том, что он предпринял смелую попытку раскрытия существа глубинных структур человеческой психики. По его убеждению, организующим началом психической жизни человека являются те или иные структуры, а «совокупность этих структур составляет то, что мы называем бессознательным» [3, с. 180]. Такое понимание бессознательного восходит к психоаналитической его трактовке, поскольку основатель психоанализа обращался не только к выявлению бессознательных процессов, протекающих в глубинах психики невротиков, но и к осмыслению бессознательных структур, характерных для здоровых людей. Не случайно 3. Фрейд использовал свои гипотезы и психоаналитические конструкции при рассмотрении истории человечества, включая первобытное общество. Однако дальнейший поворот мысли К. Леви-Строса свидетельствовал о том, что его понимание не являлось тождественным фрейдовскому толкованию бессознательного. СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА Прежде всего необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что используемый К. Леви-Стросом концепт «бессознательная структура разума» не вписывается в теоретические построения 3. Фрейда, для которого разум, сознание — это одна, а бессознательное — другая, отличная от первой, сфера человеческой психики. Кроме того, хотя основатель психоанализа обращался к психоаналитическому изучению мифов, тотемизма, массовой психологии, тем не менее его в большей степени интересовало все же онтогенетическое (индивидуальное), а не филогенетическое (родовое) развитие, что особенно отчетливо находило свое отражение в клинической деятельности. Наконец, 3. Фрейд апеллировал к бессознательному психическому, в то время как французского ученого интересовала в первую очередь символическая функция бессознательного. В отличие от основателя психоанализа для К. Леви-Строса первостепенное значение имели коллективные традиции и мифы, т.е. общезначимые структуры, свидетельствующие о единстве внутренних законов структурирования социальной жизни от современного до первобытного общества. «Бессознательное, — подчеркивал он, — перестает быть прибежищем индивидуальных особенностей, хранилищем личной истории, которая делает каждого из нас существом уникальным. Термин "бессознательное" обозначает символическую функцию, отличную для человека, но у всех людей проявляющуюся согласно одним и тем же законам и, в сущности, сводящуюся к совокупности этих законов» [4, с. 180-181]. Казалось бы, в этом отношении подход К. Леви-Строса к осмыслению бессознательного стоит ближе к аналитической психологии К. Г. Юнга, акцентировавшей внимание на «коллективном бессознательном», нежели к классическому психоанализу 3. Фрейда. Ведь «коллективное бессознательное» рассматривалось К. Г. Юнгом как возникающее из наследственной структуры человеческого прошлого и представляющее собой резервуар, в недрах которого находятся архетипы, являющиеся символическими схемами и формальными элементами. Однако К. Леви-Строс не разделял установок аналитической психологии и выступал против юнговской теории мифов, трактовки мифологических тем как архетипов, рассматривая подобное толкование в качестве типичного заблуждения. Переосмысливание фрейдовской концепции бессознательного сопровождалось у К. Леви-Строса стремлением к проведению более четких различий между бессознательным и предсознательным, точнее подсознательным, чем это имело место в психологии. Вместе с тем, в отличие от основателя психоанализа, он иначе смотрел на природу выделенных им феноменов. Для 3. Фрейда предсознательное было такой психической инстанцией, в рамках которой сознательные представления перестают быть таковыми, но при определенных условиях способны снова стать соз- ФРАНЦУЗСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ нательными. Для К. Леви-Строса подсознательное - «хранилище воспоминаний и образов», накапливаемых каждым индивидом в процессе его жизни. Что касается собственно бессознательного, то оно, с его точки зрения, лишено какого-нибудь образного содержания и является своеобразным инструментом, предназначенным для подчинения отдельных элементов, будь то представления, воспоминания или эмоции, структурным законам, действующим в сфере данной реальности. Поясняя свою мысль, К. Леви-Строс подчеркивал: «Можно сказать, что подсознание — это индивидуальный словарь, в котором каждый из нас записывает лексику истории своей индивидуальности, и что бессознательное, организуя этот словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, понятным нам самим и другим людям (причем лишь в той мере, в какой он организован по законам бессознательного)» [5, с. 181]. В отличие от 3. Фрейда, разработавшего психоаналитическую методику перевода бессознательных содержаний психики в сознание, К. Леви-Строс акцентировал внимание на структурных законах бессознательного и организации поступающих извне нерасчлененных элементов в некую систему мифа, созданную самим субъектом или заимствованную из коллективных традиций. Он рассматривал миф с точки зрения выполнения символической функции благодаря неизменной структуре бессознательного. Поэтому если 3. Фрейд стремился разработать психоаналитический словник, или своеобразный сонник, применительно к анализу сновидений, позволяющий понимать символический язык бессознательного, то К. Леви-Строс, напротив, интересовался не столько словарем бессознательного, сколько структурными законами его организации. Для 3. Фрейда словник или сонник являлся ключом к расшифровке языка бессознательного. Для К. Леви-Строса структура бессознательного имела большее значение, чем его словарь. В этом пункте имелись расхождения между Леви-Стросовским пониманием и фрейдовским толкованием бессознательного. Отзвуки этого расхождения находили свое отражение при осмыслении З.Фрейдом и К. Леви-Стросом различных феноменов. В частности, если в классическом психоанализе миф рассматривался с точки зрения отражения в нем вытесненных желаний человека, где вытесненное бессознательное говорило на своем символическом языке, то для К. Леви-Строса миф выступал в качестве такого бессознательного структурного образования, в рамках которого одновременно наличествовали внутриязыковые и внеязыковые элементы, в своей совокупности составляющие специфическую систему, имеющую два измерения: диахронное (историческое), т.е. горизонтальное, связанное с прочтением мифа, и синхронное (структурное), т.е. вертикальное, соотнесенное с его смыслозначимостью. Вместе с тем, обратившись к рассмотрению мифа об Эдипе, он полагал, что как гипотеза З.Фрейда, 4*5 СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА так и текст Софокла относятся к числу версий мифа об Эдипе, заслуживающих не меньше доверия, чем более древние и на первый взгляд более подлинные. Расхождение в понимании бессознательного накладывало отпечаток на многие Леви-Стросовские концептуальные построения, которые отличались от фрейдовского понимания тех или иных феноменов. Вместе с тем К. Леви-Строс воспринял ряд психоаналитических идей как вполне приемлемые и плодотворные, способствующие раскрытию сущностных проявлений человека. И хотя французский ученый стремился дать свое толкование исследуемых им явлений, тем не менее он признавал важность психоанализа, особенно в изучении человеческой психики, и одобрительно отзывался о психоаналитических идеях, связанных с попытками осмысления структуры бессознательного. В работах «Колдун и его магия» (1949) и «Эффективность символов» (1949) К. Леви-Строс провел параллели между шаманским врачеванием и психоанализом. Исследуя магию и психологию колдуна, он подметил особенности шаманского врачевания, являющиеся близкими, а порой и тождественными по духу некоторым методам психотерапии и психоанализа. В частности, он указал на то обстоятельство, что в процессе шаманского врачевания, связанного с магическим лечением всевозможных болезней и оказанием помощи женщине в трудных родах, шаман пользуется такими же приемами, как и психоаналитик. Своими ритуальными действиями шаман воспроизводит или мимически изображает различные события, впадая в транс и создавая соответствующее переживание у больного. Он как бы занимается тем, что в терминах психоанализа называется «отреа-гированием». Если в психоанализе отреагирование связано с интенсивным переживанием больным исходной травматической ситуации, послужившей причиной его заболевания, в результате чего происходит устранение болезненного симптома, то аналогичная картина наблюдается и при шаманском лечении, поскольку шаман представляет собой, по мнению К. Леви-Строса, профессионального отреагирующего. Отличие состоит лишь в том, что в процессе шаманского врачевания говорит шаман, а не больной и, следовательно, первый совершает отреагирование вместо второго, в то время как при психоанализе говорит именно больной, а психоаналитик выступает в роли внимательного слушателя, в результате чего отреагирование происходит непосредственно у больного в присутствии психоаналитика. Но если учесть, что до того как стать профессиональным психоаналитиком, он сам должен подвергнуться анализу, и это является одной из необходимых и обязательных составных частей психоаналитического обучения, то очевидно, что и врач испытывает отреагирование, хотя оно и не совпадает по времени с отреагированием паци- ФРАНЦУЗСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ ента. В этом смысле, как считал К. Леви-Строс, между шаманским лечением и психоанализом имеется много общего. В самом деле, благодаря разработанной технике психоаналитик стремится воспроизвести в процессе своей терапевтической деятельности имевшую ранее в жизни пациента патогенную ситуацию и вызвать у него вновь соответствующее переживание. Он расшифровывает язык бессознательного, стремится довести до сознания пациента истоки его внутри-личностных конфликтов. Нечто аналогичное имеет место и в процессе шаманского лечения, поскольку, взывая к духам и к сверхъестественным силам, шаман создает миф, с помощью которого воссоздаются страдания и переживания больного. Используя мифологическую символику, шаман апеллирует к особому языку, способствующему самовыражению больного, когда ритуальные песнопения или действия первого организуют в единую систему переживания второго, тем самым помогая в мифологических, символических образах осознать то, что раньше выступало в стихийной, беспорядочной и бессознательной форме. Стало быть, сходство между шаманизмом и психоанализом состоит прежде всего в том, что, преследуя аналогичные цели, оба они создают миф, вызывающий соответствующие переживания у больного. Но между ними наблюдаются, с точки зрения К. Леви-Строса, не только сходства, но и различия. В психоанализе речь идет об индивидуальном мифе, созданном больным из фрагментов своего личного прошлого. В шаманизме - о социальном мифе, заимствованном из коллективной традиции и вызванном к жизни шаманом. Если в начале лечения психоаналитик слушает, а шаман говорит, то после того, как возникнут и реализуются соответствующие переносы при психоаналитической терапии больной как бы заставляет говорить аналитика, в то время как при заклинании шаман внушает больному свою интерпретацию его состояния. Если при лечении психического расстройства действия производит врач, а пациент создает миф, то в шаманском врачевании миф рассказывает шаман, а больной совершает действия. «Отличие психоанализа от шаманизма, хотя он, по существу, является современной формой последнего, определяется в основном тем, что в современной машинной цивилизации место для мифологического времени остается только в отдельном человеке» [6, с. 182]. Выявленное К. Леви-Стросом сходство между шаманизмом и психоанализом навело некоторых психотерапевтов на мысль об установлении тесных контактов между древними мистическими и современными психиатрическими методами лечения. Особенно заметно эта тенденция начала проявляться во второй половине XX в., когда в некоторых странах произошло возрождение западноевропейских мистических культов и наметился поворот к древневосточным мистическим учениям. На волне
14 - 3550 СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА этого мистического бума некоторые ученые обратились к исследованию паранормальных явлений и «мистических уровней сознания». Они стали не только изучать шаманское врачевание, как это имело место в работах К. Леви-Строса, но и призывать к взаимодействию между психиатрией и мистицизмом, к заключению «брака» между психиатрией и шаманизмом как специфической «формой терапии» [7, с. 278, 280, 281]. Было бы некорректно говорить о том, что у истоков отмеченной выше тенденции стоит К.Леви-Строс. В своих размышлениях о шаманизме и психоанализе он не заходил так далеко, как это делают те психотерапевты, которые призывают к брачному союзу между шаманизмом и психиатрией. Для него было важно выявить сходства и различия между шаманизмом и психоанализом. При этом он полагал, что изучение шаманизма в принципе может способствовать прояснению темных пятен в психоаналитическом учении 3. Фрейда, связанных с его трактовкой бессознательного и мифа. Вместе с тем К.Леви-Строс критически относился к тенденции превращения психоанализа в расплывчатую мифологию, в рамках которой психоаналитическое истолкование патологических феноменов и метод анализа индивидуального мышления используются также при изучении нормальных явлений в общественной жизни людей. Он не только критически относился к подобной тенденции, но и опасался, что она приведет к превращению психоанализа в своего рода магию. «Тогда (а быть может, уже сейчас) в некоторых странах основным в психоанализе станет не то, что он способен оказывать действительную помощь, излечивая отдельных индивидов, а то, что миф, лежащий в основе метода лечения, способен дать чувство безопасности целой социальной группе. На первое место в психоанализе выдвинется популярная мифологическая система, в соответствии с которой на основе этого мифа и будет перестроен мир социальной группы» [8, с. 163]. Высказывая эти опасения, К.Леви-Строс считал, что в подобной ситуации психоанализ станет не средством лечения психических расстройств, а социально приемлемым методом перестройки всех восприятий человека в зависимости от соответствующих психоаналитических интерпретаций. В этом отношении надо отдать должное тому, что он обратил внимание на ту реальную тенденцию в развитии психоанализа, которая была действительно связана с ростом конформистского умонастроения среди ряда психоаналитиков. Связанная с психоаналитической психологией Я данная тенденция стала доминирующей особенно в рамках американского психоаналитического движения. Превращение психоанализа в конформистскую философско-мифологическую систему, ориентирующую человека на приспособление к окружающей его социальной действительности, вызвало озабоченность даже среди критически мыслящих психоаналитиков. ФРАНЦУЗСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ Уже отмечалось то обстоятельство, что против данной тенденции развития психоанализа выступил Э.Фромм. Следует иметь в виду и то, что во Франции критически мыслящие психоаналитики также выступили против не только американизации психоанализа, но и его конформистской направленности. И если К.Леви-Строс только высказал опасение по поводу превращения психоанализа в мифологическую систему, то Ж. Лакан критически отнесся к психоаналитической психологии Я, в рамках которой открыто звучали адаптационные мотивы. Идеи К. Леви-Строса нашли свое отражение как в постструктуралистских учениях, связанных с интерпретацией литературных текстов, так и в концептуальных построениях тех, кто, наряду с ним, выдвигал свои собственные теории, исходя из признания важности фрейдовских представлений о бессознательном. К числу последних относились французский историк науки М.Фуко и французский психоаналитик Ж.Лакан. Первый сосредоточил внимание на дальнейшем развитии Леви-Стросов-ских идей об общих структурах бессознательного, второй — на углублении представлений о роли языка в человеческой деятельности. При этом оба они пересмотрели как концептуальные построения К. Леви-Строса, так и психоаналитические идеи 3. Фрейда. В отличие от К. Леви-Строса, основным объектом исследования которого были материальная и духовная культура первобытного общества, Мишель Поль Фуко (1926-1984) отталкивался от материала, особенно близкого по духу изысканиям 3. Фрейда. В самом деле, начиная от работ «Психическая болезнь и личность» (1954), «Безумие и неразумие. История безумия в классический век» (1961), «Рождение клиники: археология взгляда медика» (1963) и кончая публикацией трех томов по истории сексуальности (первый том из задуманного им 6-томного труда вышел в свет в 1971 г.), М. Фуко, по сути дела, проявлял интерес к тем же самым проблемам, которые стояли в центре внимания основателя психоанализа. Другое дело, что он рассматривал их с позиции историка науки, в то время как 3. Фрейд выступал в роли клинициста и теоретика, стремящегося создать новое учение о сексуальности и психических заболеваниях. М. Фуко неоднократно обращался к психоаналитическим идеям. Он считал, что «все то знание, в котором западная культура вот уже целое столетие строит образ человека, вращается вокруг работ Фрейда, не выходя при этом за пределы своих основных диспозиций» [9, с. 380]. Правда, в отличие от Ж. Лакана, который открыто заявлял о том, что он является психоаналитиком, «прочитавшим Фрейда», М.Фуко не относил себя к числу тех специалистов, кто досконально знал все фрейдовские работы. Однако он не только с почтением относился к 3. Фрейду, но и положительно оценивал его основополагающие концепции и идеи, используя 14* СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА их при разработке своей «археологии знания» и включая в остов иных концептуальных построений, касающихся проблемы соотношения власти и истины. Некоторые исследователи считали, что наиболее ценные открытия 3. Фрейда лежат в области сексуальной этиологии неврозов. С точки зрения М. Фуко, заслуга основателя психоанализа заключалась вовсе не в этом. «Не теория развития, не тайна сексуальности, скрывающаяся за неврозами и психозами, а логика бессознательного» [10, с. 213], — вот что, по его мнению, является основной заслугой 3. Фрейда, составляющей истинную значимость психоанализа. Для него основатель психоанализа — это прежде всего мыслитель, осуществивший «толкование тех безмолвных фраз, которые одновременно и поддерживают, и подрывают наши очевидные дискурсы, наши фантазии, наши сны, наше тело» [11, с. 322]. Выдвигая и обосновывая свою концепцию «археологии знания», М. Фуко неизменно подчеркивал важность раскрытия проблемы бессознательного для всех наук. Но основную значимость в этом отношении приобретают гуманитарные науки, поскольку они, по его убеждению, включают в себя концептуальные построения, основанные на логике развития бессознательного. Для М. Фуко проблема бессознательного — «это не просто одна из внутренних проблем гуманитарных наук, на которую они случайно натыкаются на своих путях: это проблема, которая, в конечном счете, сопряжена со всем их существованием» [12, с. 383]. В попытках раскрыть значение бессознательного в человеческой деятельности М.Фуко усмотрел одну из величайших заслуг З.Фрейда в развитии теоретического знания. Основатель психоанализа выдвинул такое учение, в рамках которого разрабатывались процедуры расшифровки языка бессознательного, перевода его в сознание и, следовательно, прочтения, интерпретации скрытых следов, или знаков, в той или иной форме нанесенных на «карту» бытия. Данная ориентация психоанализа импонировала М.Фуко, считавшему, что мир покрыт разнообразными знаками, нуждающимися в расшифровке. По мысли М. Фуко, буквально все, что окружает человека, будь то материальные объекты, духовные образования, речь или привычки, составляет «сетку следов» его деятельности, складывающуюся в «систему знаков», понимание которой является основной задачей человеческого познания. В соответствии с таким представлением о мире и человеке, М. Фуко говорил о необходимости разработки «грамматики бытия», основывающейся на их адекватном истолковании. В этом пункте он обращался к психоанализу 3. Фрейда с его интенцией на расшифровку бессознательного. «Задаваясь целью заставить бессознательное говорить сквозь сознание, психоанализ устремляется в сторону той основополагающей области, в которой 42О ФРАНЦУЗСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ разыгрываются отношения представления и конечного человеческого бытия» [13,392]. В «археологии знания» М. Фуко психоаналитические идеи присутствуют не только при рассмотрении значения бессознательного для гуманитарных наук, но и при осмыслении проблемы человека. В его понимании эта проблема стала самостоятельной лишь тогда, когда возникли научные представления о жизни, труде и языке, которые были разработаны в рамках биологии, политической экономии и лингвистики. Речь шла о скрытых структурах сознания или бессознательного, организующих элементы знания в некое единое целое, названное М.Фуко «эпистемой», в рамках которого впервые был прочерчен образ человека как одновременно объекта и субъекта познания. Различая в истории западноевропейской культуры три эпистемы, соответствующие эпохам Ренессанса, классического рационализма XVII — XVIII столетий и современности, М. Фуко исходил из того, что только с образованием новой эпистемы, относящейся к началу XIX в., человек начал обретать свою «научную плоть» и, следовательно, впервые в истории человечества предстал в образе подлинного человека, проявляющего свою бытийственность в природной жизни, производственной деятельности, языковой коммуникации. Соответственно этим сферам бытия на передний план выступили три модели человека - биологическая, экономическая и языковедческая (включающая в себя филологию и лингвистику). Биологическая модель учитывает телесные характеристики человека как природного, органического существа. Экономическая модель включает в себя параметры, связанные с трудовой деятельностью людей, где человек выступает в роли производителя. В языковедческой модели человек рассматривается как носитель языка и речи и, соответственно, филологическая модель имеет дело с интерпретацией, выявлением смысловых значений, а лингвистическая - со структуризацией, рассмотрением означающих систем. Останавливаясь на этих моделях, М. Фуко обратился к психоаналитическим идеям, полагая, что именно 3. Фрейд ближе всего подошел к познанию человека с помощью филологической и лингвистической модели. По его убеждению заслуга основателя психоанализа состояла не только в том, что в процессе познания человека он использовал филологическую и лингвистическую модель, но и в том, что он стер границу между нормальным и патологическим, означающим и неозначающим. Действительно, на основе выдвинутых им психоаналитических постулатов З.Фрейд пришел к выводу, что «граница между нормальным и ненормальным в области нервозности непрочна» [14, с. 275]. Из этого могли вытекать как позитивные, так и негативные последствия, особенно про- СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА являющиеся в клинической практике. Но М. Фуко не интересовали клинические последствия подобного стирания границы между нормальным и патологическим. Для него более существенным было то, что 3. Фрейд осуществил переход от исследования человека в понятиях функций, конфликтов и значений к анализу его в терминах норм, правил и систем. Такой поворот в изучении человека приветствовался и одобрялся М. Фуко. Согласно его взглядам, любые проявления человека могут быть осмыслены с точки зрения раскрытия существа и содержания системы, нормы, правила. Все это привело к тому, что М. Фуко не только признал ценность классического психоанализа в познании человека, но и выделил его в качестве такой дисциплины, которая по-новому осветила проблему бессознательного. Если все гуманитарные науки подходили к бессознательному, по выражению М.Фуко, как бы «пятясь назад», т.е. ожидая, что по мере углубления сознания в дебри истории или человеческой психики бессознательное обнаружится само по себе, то психоанализ, напротив, обратился непосредственно к бессознательному, как оно проявляется в реальности человеческого бытия, выявляя его систему, правило и норму, которые содержат соответствующие функции, конфликты и значения. Благодаря такой ориентации психоанализу удалось, как считал М. Фуко, приблизиться к аналитике конечности человеческого бытия, выраженной на психоаналитическом языке в понятиях жизни и смерти, сексуальных влечений и культурных запретов, символики бессознательного и его скрытых значений. Сам он перевел эти психоаналитические понятия в такие термины, как Смерть, Желание и Закон. М. Фуко допускал, что в силу специфики психоаналитический подход к познанию человека может восприниматься в качестве мифологии, поскольку в этом есть своя закономерность, обусловленная замкнутостью знания, вращающегося в кругу своих собственных представлений. «Однако, — возражал он, — когда мы следим за движением психоанализа во всем его блеске или же окидываем взглядом все эпистемологическое пространство целиком, то мы видим, что все эти образы, кажущиеся близорукому взгляду лишь игрой воображения, на самом деле являются истинными формами конечного человеческого бытия, каким его исследует современное мышление» [15, с. 393]. Для М. Фуко психоанализ — это не мифология, а особый подход к исследованию человеческого бытия, где Смерть, Желание и Закон обозначают условия возможности знания о человеке как некой «конечности без бесконечности». В этом отношении его позиция расходилась с трактовкой К. Леви-Строса, в соответствии с которой высказывалась озабоченность по поводу превращения психоанализа в мифологию. ФРАНЦУЗСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ В понимании М. Фуко основная задача структурализма состоит не в раскрытии символов или выявлении смысловых структур, а в анализе тех или иных явлений в терминах «генеалогии отношений» власти и знания, насилия и истины. Если в ранних своих работах он апеллировал к расшифровке знаков и языка бессознательного, то в более поздних трудах он призвал к осмыслению не столько семиотических и коммуникативных структур, сколько конфликтных ситуаций, связанных с борьбой между властью, с присущими ей структуризацией и нормообразованием в становлении знания в современном обществе. «История, которая порождает и детерминирует нас, — заявил М. Фуко, — имеет скорее форму войны, нежели форму языка, отношений власти, а не отношений смысла. История не имеет "смысла", хотя и нельзя сказать, что она абсурдна или непоследовательна» [16, с. 144]. Говоря о том, что «археология гуманитарных наук» должна быть установлена через изучение механизмов власти, М.Фуко вновь апеллировал к психоаналитическим идеям, полагая, что З.Фрейд рассматривал проблему власти и установления норм, осознавая свою собственную позицию в вопросе нормализации. Однако проблема отношения между властью и знанием не вытекала непосредственно из психоаналитического учения 3. Фрейда о человеке. В этом вопросе сказалось, пожалуй, отношение М.Фуко к психоанализу, выраженное им в более ранних работах, когда он не только позитивно оценивал психоаналитическое учение 3. Фрейда о человеке, но и отмечал его негативные стороны. Причем в критике психоанализа он опирался на идеи К. Леви-Строса, высказавшего ряд соображений по поводу некоторых психоаналитических концепций. Не случайно в связи с этим он подчеркнул следующее обстоятельство: «Что Леви-Строс сказал об этнологии, то можно сказать и о психоанализе: обе науки растворяют человека» [17, с. 397]. При этом М.Фуко отметил, что, начиная с работы З.Фрейда «Тотем и табу» (1913), психоанализ и этнология установили между собой общее поле для взаимного дискурса, обусловленного двойным ракурсом — историей индивидов с бессознательным в культурах и историчности культур с бессознательным в индивидах. Казалось бы, говоря о «растворении человека» в психоанализе, М. Фуко противоречит своим собственным утверждениям, согласно которым психоанализ не только вплотную подошел к аналитике человеческого бытия, но и выявил его конечные формы существования. Ведь Смерть, Желание и Закон воспринимались им как подлинные условия возможности всякого знания о человеке, открытые благодаря психоаналитическому учению 3. Фрейда. Но в том-то и дело, что, высказав на первый взгляд противоположные суждения о психоанализе, М.Фуко не столько впадал в противо- СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА речие с самим собой, сколько отстаивал принципы структурализма, сформулированные К.Леви-Стросом. Речь шла о сохранении и развитии основных положений структурализма, через призму которых рассматривался психоанализ. Там, где психоаналитический подход к человеку характеризовался ориентацией на расшифровку языка бессознательного, или, как полагал М. Фуко, на рассмотрение проблемы насилия и установления норм, там он воспринимался им как ценный и плодотворный в освещении человеческого бытия. Но где психоанализ пытался раскрыть эмпирические факты, связанные с клиническими наблюдениями, там он расценивался М. Фуко как ограниченный, «растворяющий человека», поскольку, согласно исходным установкам структурализма, сами по себе эмпирические факты не способствуют подлинному познанию человеческого бытия, которое остается невыявленным, если не исследованы его основополагающие структуры. В понимании М. Фуко психоанализ стремится к раскрытию конечных форм человеческой деятельности, рассмотренных под углом зрения болезненного расщепления психики индивида. Будучи эмпирической наукой, он связан с узкими рамками отношений между двумя индивидами — психоаналитиком и пациентом. Отсюда вытекает эмпирическая ограниченность психоанализа, которая отчетливо вырисовывается на фоне структурализма. «Дело в том, — замечает М. Фуко, — что психоанализ не может развертываться как чисто умозрительное познание или общая теория человека. Он не способен схватить все поле представления, устремиться за его пределы, указать в нем самое главное, оставаясь при этом эмпирической наукой, построенной на основе тщательных наблюдений» [18, с. 394]. Следует иметь в виду, что когда М.Фуко говорит о «разрушении», «растворении» человека психоанализом, то речь идет не об «умерщвлении» реального индивида, а о ниспровержении того образа человека, который был создан классическим мышлением. И это действительно так, поскольку 3. Фрейд не только поставил под сомнение предшествующий образ человека как рационального, сознательного существа, но и всячески стремился показать, что поведение человека детерминировано бессознательными влечениями. Это в равной степени относится и к высказываниям самого М. Фуко о возможности «исчезновения» человека, поскольку под этим он подразумевал не «уничтожение» человеческого бытия как такового, а порождение иного его образа, навеянного новым мышлением, вызванным к жизни новой социальной реальностью с ее специфическим культурным контекстом. Однако в размышлениях М. Фуко о «разрушении» человека психоанализом наблюдается некая двойственность. С одной стороны, ниспровержение 3. Фрейдом классического образа человека воспринималось им как прогрессивное явление, и с этой точки зрения психоаналитическое уче- РЕЧЬ И ЯЗЫК В ПСИХОАНАЛИЗЕ ние о человеке получило у него позитивную оценку. С другой стороны, он говорил об эмпиричности психоанализа как негативном факторе, не способствующем созданию целостного образа человека. Это двойственное отношение к психоанализу было обусловлено попыткой отстоять структурный подход к исследованию бытия человека в мире, в рамках которого остается место для возможности развития структуралистски ориентированного психоанализа. Не случайно М. Фуко полагал, что структурализм может способствовать объединению различных представлений о человеческом бытии в единое целое, которое будет выступать в качестве не «психоаналитической антропологии», а нового психоаналитического подхода к человеку, основанного на структуралистских концепциях исследования. «Можно лишь догадываться, — писал М.Фуко, — о столь же большой значимости, какую имел бы психоанализ, если бы он сомкнулся с измерением этнологии, но не путем учреждений новой "психологии культуры", не посредством социологического объяснения феноменов, проявляющихся в индивидах, а в открытии того, что и само бессознательное также обладает некой формальной структурой, что оно есть эта структура» [19, с. 398]. Таким образом, подобно К. Леви-Стросу, М. Фуко отстаивал идею структуризации бессознательного, и с этих позиций рассматривал возможные перспективы развития структурного психоанализа. При этом, в отличие от К. Леви-Строса, он обращал большее внимание на проблему языка, считая, что язык, как таковой, имеет фундаментальное значение для понимания человека. Он исходил из того, что мысль может мыслить только посредством языка, лингвистика позволяет осуществлять структуризацию соответствующих содержаний, а человек строит свой образ в промежутках между фрагментами языка. Аналогичных взглядов придерживался и французский психоаналитик Ж. Лакан, сосредоточивший свои усилия на раскрытии формальной структуры бессознательного и языка как такового, разработке основных теоретических и клинических положений структурного психоанализа. Предваряя рассмотрение концепций структурного психоанализа Ж. Лакана, стоит заметить, что в своих работах и лекциях французский психоаналитик неоднократно ссылался на идеи К. Леви-Строса и пользовался терминологией М. Фуко, говоря, например, об эпистеме как знании, связанном требованиями «формальной связности».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |