КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объектные отношения, расщепленность, зависимость
Рональд Фейрбейрн Уильям Рональд Доддс Фейрбейрн родился в 1889 г. Получил образование в Эдинбургском университете в Шотландии. На протяжении трех лет изучал богословие и древнегреческую культуру. Работал в одной из палестинских компаний, после чего стал изучать психологию и медицину. Заинтересовался психоанализом. Несмотря на то, что его профессиональная деятельность осуществлялась в Шотландии и ему не удалось пройти полный курс психоаналитического образования, тем не менее за оригинальный вклад в теоретические разработки и клиническую деятельность он был принят в Британское психоаналитическое общество и стал его членом. Наряду с М. Кляйн и Д. Винникоттом он был одним из основателей психоаналитической психологии объектных отношений. Умер в 1964г. Р. Фейрбейрн — автор ряда статей, в том числе: «Пересмотренная психопатология психозов и психоневрозов» (1941), «Военные неврозы: их природа и значение» (1943), «Критическая оценка некоторых основных психоаналитических концепций» (1956), и работы «Психоаналитическое исследование личности» (1952). В 1994г. вышло в свет издание «От инстинкта к Самости», представляющее сборник его трудов. 39» ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, РАСЩЕПЛЕННОСТЬ, ЗАВИСИМОСТЬ Апеллируя к объектным отношениям, Р. Фейрбейрн использовал фрейдовское понятие «либидо». Вместе с тем его осмысление природы человека и его связей с миром сопровождалось собственным пониманием того, как и каким образом осуществляется становление и развитие индивида. В частности, в противоположность поиску удовольствия, являющемуся исходной посылкой понимания человека в классическом психоанализе, Р. Фейрбейрн выдвинул концепцию «поиска объекта». Согласно этой концепции, цель либидо заключается не в ослаблении напряжения и разрядке сексуальной энергии, а в установлении удовлетворительных взаимоотношений. В понимании Р. Фейрбейрна с самого начала своей жизни ребенок ориентируется на окружающую реальность и стремится установить устойчивые отношения с другими людьми, что является его базальной человеческой потребностью. В основе его первичной ориентации не лежат удовольствия, связанные с раздражением эрогенных зон, как полагал 3. Фрейд и его приверженцы. Эрогенные зоны являются лишь теми участками тела, благодаря которым ребенок может достичь удовлетворительных отношений с матерью. Они оказываются своеобразными посредниками, способствующими реализации потребностей ребенка в его отношениях с объектами, прежде всего с матерью как первичным объектом его привязанности. В отличие от многих психоаналитиков, считавших, что Я ребенка постепенно формируется из Оно в процессе приобщения ребенка к окружающей его реальности, Р. Фейрбейрн исходил из иной позиции. Он придерживался точки зрения, в соответствии с которой в качестве некой структуры Я наличествует с самого рождения ребенка. Причем Я уже обладает собственной энергией, независимой от каких-либо инстинктивных влечений. Следовательно, как считал Р. Фейрбейрн, либидо можно рассматривать в качестве важной функции именно Я, а не Оно. Если при рассмотрении примитивной организации психического аппарата и того, что было названо М. Кляйн депрессивной позицией, она заимствовала у Р. Фейрбейрна понятие «шизоидный», то в свою очередь при осмыслении специфики нормального и патологического развития личности он использовал ее представления о внутренних объектах. В частности, ему представлялось, что ребенок может достигнуть уровня структурированной внутренней безопасности в том случае, если он будет иметь дело с образом хорошей матери. Тревога же появляется у ребенка тогда, когда он сталкивается с угрозой раскола своей Самости на отдельные фрагменты, что оказывается для него более действенным в плане возможной патологии, чем утрата хорошего объекта. ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (М. БАЛИНТ и др.) В понимании Р. Фейрбейрна травматические переживания ребенка сопровождаются появлением у него чувства того, что он является нелюбимым. Если врожденное стремление ребенка к взаимодействию не находит ответа со стороны матери или замещающего ее объекта, то у него возникает ощущение, что его собственная любовь как бы дефектна. В этом случае его оральные потребности могут приобретать агрессивную направленность, а вызванное отсутствием материнской любви беспокойство станет причиной восприятия своей любви как излишне требовательной. Следствием подобного положения становится отказ от первичных спонтанных отношений с матерью, погружение во внутренний мир и расщепление Я на две части, одна из которых ориентируется на взаимодействие с внешним миром, а другая - на установление связей с внутренними объектами. Д. Фейрбейрн не апеллировал к таким понятиям, как Оно и Сверх-Я, точнее, не испытывал потребности в их дальнейшем осмыслении с точки зрения углубления психоаналитических знаний о человеке. В центре его размышлений стояло Я как целостная психическая структура, энергетически ориентированная на внешнюю реальность и прежде всего на установление отношений ребенка с первичным объектом, которым является материнская грудь. Предполагалось, что психическое развитие ребенка осуществляется в направлении от исходного Я к Самости благодаря процессам интернализации и расщепления материнского объекта. Для Д. Фейрбейрна расщепление Я представлялось таким психическим феноменом, который неизбежен и необходим для нормального развития личности. В результате естественного процесса расщепления Я в психике ребенка возникают различные внутренние объекты. Одни из них соотносятся с отдельными частями тела (грудь матери). Другие — с целостным восприятием людей (мать, отец). Вместе с тем, способствуя организации Я, расщепление может оказаться патологическим, углубляющим раскол между тем, что он назвал возбуждающим объектом (привлекающим к себе внимание, хорошим) и отвергающим объектом (фрустрирующим, плохим). Д. Фейрбейрну принадлежит понятие «внутреннего диверсанта» (внутреннего саботажника), введенное им для обозначения отщепленной части Я, связанной с отвергающим объектом специфическими внутренними отношениями. В предложенной им структурной модели внутренний диверсант олицетворял собой антилибидозное Я, которое воспринималось Д. Фейрбейрном в качестве своеобразного предшественника того, что у 3. Фрейда было названо Сверх-Я. С точки зрения Д. Фейрбейрна, в процессе развития ребенка первоначальная целостная психическая организация разделялась на три части: • центральное Я, выполняющее функцию вытеснения; ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, РАСЩЕПЛЕННОСТЬ, ЗАВИСИМОСТЬ • либидозное Я, вытесненную часть и вступающую в либидозные отноше • антилибидозное Я, вытесненную часть и вступающую в отношения Если в представлении основателя классического психоанализа Сверх-Я — это та инстанция, в рамках которой наблюдается возникновение у человека страха совести и вины, то в структурной модели Д. Фейрбейрна проводилось различие между внутренним диверсантом или антилиби-дозным Я, порождающим страх, и более поздним структурным образованием, ответственным за появление чувства вины. Тем самым в психоаналитическое понимание структуры личности вводилось новое измерение, позволяющее рассматривать психическое развитие человека через призму установления объектных отношений, в частности отношений между возбуждающими и отвергающими объектами, либидозными и антилиби-дозными частями Я. В отличие от М. Кляйн, Р. Фейрбейрн не разделял концепцию 3. Фрейда, связанную с признанием инстинкта смерти. Его внимание было сосредоточено на рассмотрении качественных сторон материнской любви, оказывающих предопределяющее воздействие на реализацию ребенком врожденного стремления к взаимодействию. Он считал, что психоаналитики должны в большей степени ориентироваться на изучение зависимости ребенка от других людей, а также событий и переживаний, связанных с соответствующей зависимостью, чем на исследование сексуальных и агрессивных влечений, чему отдавали предпочтение приверженцы классического психоанализа. 3. Фрейд и М. Кляйн не уделяли достаточного внимания проблеме зависимости ребенка. Д. Винникотт считал, что история развития конкретного ребенка не может быть адекватно понята без рассмотрения его зависимости от матери, без учета внешней опеки, удовлетворяющей его зависимости или справляющейся с этой задачей. Он исходил из того, что в жизни каждого человека вначале имеет место практически полная зависимость, которая постепенно переходит в относительную зависимость, а затем намечается путь к независимости, которая никогда не становится абсолютной. Человек никогда не обретает независимость по отношению к социальному окружению, но может чувствовать себя свободным и независимым в той степени, насколько он ощущает собственную идентичность. Подобно Д. Винникотту, Д. Фейрбейрн обратился к осмыслению феномена зависимости. В предложенной им модели объектных отношений он выделил три стадии развития ребенка, основанные на установлении и изменении зависимости от матери. Стадия инфантильной зависимости, характеризующаяся абсолютной зависимостью ребенка от материнской груди и включающая в себя пер-
4оо 4О1 ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (М. БАЛИНТ и др.) вичную идентификацию с матерью. Эта стадия может быть подразделена на доамбивалентную или раннюю оральную, связанную с материнской грудью как частичным объектом, и амбивалентную или позднюю оральную, сопряженную с образом обладающей грудью матери как целостным объектом. Стадия псевдозависимости, представляющая собой переходную фазу, не связанную с биологическим объектом. На данной стадии устанавливаются более прочные отношения ребенка с внешним миром, объекты которого не только дифференцируются им, но и вбираются вовнутрь, образуя с помощью воображения собственный внутренний мир, способствующий осуществлению различий в смысле принятия и отвержения тех или иных частей объекта. Стадия зрелой независимости, отражающая способность ребенка к осуществлению полного различения между собой и внешним миром, а также установлению таких объектных отношений, при которых он в состоянии самостоятельно брать и давать объекты как таковые. На этой стадии устанавливаются целостные взаимоотношения между индивидом и другими людьми, когда биологические объекты (гениталии) оказываются лишь частью человеческих отношений. Классический психоанализ и психоаналитическая психология объектных отношений В классическом психоанализе основное внимание акцентировалось на сексуальных влечениях человека. Именно под этим углом зрения рассматривалось и инфантильное развитие. В отличие от подобной позиции, размышления М. Балинта, Д. Винникотта и Р. Фейрбейрна сосредоточивались на признании и осмыслении существа объектных отношений как первооснове эмоционального развития ребенка. В частности, для Д. Винникотта постепенное развитие объектных отношений было признаком прогресса в становлении эмоциональной сферы индивида. При этом он выступал против двух крайностей в понимании объектных отношений: первая крайность состояла в приписывании объектным отношениям инстинктивной природы; вторая — в представлении объектных отношений как существующих с самого рождения, когда объект еще не отделен от субъекта. С его точки зрения, при рассмотрении объектных отношений можно выделить стадию «Я существую», на которой индивид обретает существование прежде, чем начинает что-то делать, и в рамках которой мать адаптируется к потребностям ребенка. На ее основе развивается способность ребенка к объектным отношениям, предполагающая обмен между внутренними 4О2 ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ моделями и внешней реальностью и свидетельствующая о применении им символов в творческой игре. З.Фрейд считал, что для понимания нормального и патологического развития человека важно рассмотрение тех событий и переживаний, которые относятся к периоду детства в первые пять или шесть лет жизни ребенка. В пределах этого отрезка времени наиболее важным ему представлялся период между двумя и четырьмя годами. В противоположность подобной точке зрения представители психологии объектных отношений обращали внимание на более ранние периоды, жизни, в течение которых ребенок считался наиболее уязвимым в психическом отношении. Так, если М. Кляйн придавала большое значение первым шести месяцам жизни младенца, то Д. Фейрбейрн — первым двенадцати месяцам, Д.Винникотт — первым восемнадцати месяцам, а М. Балинт — всем первым годам жизни ребенка. В рамках классического психоанализа основное внимание уделялось функционированию инстинктивных влечений индивида. С точки зрения представителей психоаналитической психологии объектных отношений важно помнить о том, что существуют не подчиненные влечениям объектные отношения, включая независящие от них (влечений) элементы игры. В классическом психоанализе влечения пациента воспринимались как желания, которые должны быть поняты, а не как обоснованные потребности, на которые необходимо реагировать в плане их удовлетворения. В психоаналитической психологии объектных отношений помимо понимания влечений пациента внимание акцентировалось также на возможности их удовлетворения, включая отыгрывание. При этом считалось, что сам аналитик должен определить, когда уместно удовлетворение той или иной потребности пациента, какая его форма может быть дозволена и каким образом должно осуществляться соответствующее удовлетворение. Если в классическом психоанализе рамки аналитического сеанса ограничены символическими действиями со стороны аналитика и технические отступления от правила абстиненции недопустимы, то с точки зрения представителей психологии объектных отношений в некоторых случаях, особенно при работе с регрессировавшими пациентами, аналитик может пойти на удовлетворение их некоторых требований для того, чтобы сохранить терапевтические отношения. Другое дело, что в последнем случае аналитик, как считал М. Балинт, должен иметь представление о способах, позволяющих избегать развития злокачественных форм регрессии и состояний, похожих на злокачественную зависимость. Предложенная в качестве ответа на потребности пациента особая форма объектных отношений (более примитивных по сравнению с теми, что выявлялись и устанавливались в классическом психоанализе) может быть оправданной технической мерой. Ее оправдание делает возможным 4°3 ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (М. БАЛИНТ и др.) выход за рамки теории бессознательных влечений, принадлежащей сфере психологии одной персоны (пациента), и вступление в область психологии двух персон (пациента и аналитика). Поэтому, если исходя из теории влечений, характер и глубина регрессии пациента зависят исключительно от него самого, то с точки зрения психологии объектных отношений характеристики регрессии являются результатом взаимодействия между пациентом и аналитиком. Психоаналитическая техника включала в себя важную проблему, связанную с соотношением между интерпретациями и объектными отношениями. В рамках классического психоанализа предпочтение отдавалось интерпретациям, которые подчас становились если не единственным, то преобладающим средством анализа и терапии. Представители психоаналитической психологии объектных отношений не считали, что интерпретации могут заменить собой полностью иные средства терапии. Так, для М. Балинта объектные отношения являлись более важными и надежными средствами терапии в случае лечения регрессивных пациентов, особенно тогда, когда анализ достигает области базисного дефекта. Другое дело — состояние пациента, вышедшего из регрессии, при анализе которого интерпретации аналитика приобретают свою значимость. Однако и в этом случае интерпретации требуют внимательного отношения, поскольку подчас они могут восприниматься пациентом в качестве недопустимого требования, принуждения или соблазнения. М. Балинт высказывал опасения в связи с тем, что психоаналитик мог прибегать к так называемым окнофилическим интерпретациям, когда, выступая в качестве объекта, в котором нуждался пациент, он не только вторгался, но и вмешивался в жизнь последнего, что приводило к усилению неравенства между субъектом и объектом. По его мнению, «к интерпретациям стоит прибегать только в том случае, если аналитик уверен, что пациент нуждается в них, и лишь в такие моменты, когда не дать интерпретацию означало бы предъявить необоснованное требование или оказать давление» [25, с. 238]. Для регрессировавших пациентов изощренные и правильные интерпретации могут оказаться непереносимыми в том плане, что будут восприниматься в качестве сомнений по поводу обоснованности соответствующих жалоб, обид, обвинений. Верные интерпретации могут предстать перед пациентами как несвоевременное вмешательство и обесценивание всего того, что их беспокоит. Учитывая данное обстоятельство, аналитику следует не только избегать преодоления защит пациентов при помощи интерпретаций, но и принимать их жалобы, обиды и обвинения как реальные и обоснованные. Более того, аналитик должен предоставить конкретному пациенту достаточно времени для того, чтобы тот перешел, по мнению ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ М. Балинта, от негодования и агрессии к печали и сожалению по поводу исходной травмы, неудачи или какой-либо утраты, являющихся свидетельством существования в психике человека соответствующего нарушения или изъяна. В содержательном плане несколько иную позицию в отношении интерпретаций занимал Д.Винникотт. В отличие от М. Балинта, он рассматривал интерпретацию с точки зрения ее полезности или бесполезности в контексте игрового пространства между пациентом и аналитиком. Однако, как и другие представители психологии объектных отношений, включая М. Балинта, он полагал, что роль интерпретаций в аналитическом процессе не столь значительна, как это имело место в рамках классического психоанализа. Более того, он придерживался точки зрения, в соответствии с которой осмысление существа игры способствует пониманию того, как можно проводить глубинную психотерапию, не занимаясь интерпретациями. Кроме того, в своей терапевтической деятельности он прибегал подчас к такому приему, когда для разгрузки собственного ума записывал интерпретации, не произнося их вслух. Наградой за сокрытие интерпретаций становилось то, что позднее пациент сам приходил к соответствующим интерпретациям. Одно из различий между классическим психоанализом и психоаналитической психологией объектных отношений состояло в разном понимании значения феномена отыгрывания. 3. Фрейд считал, что отыгрывание и воспоминание пациента — это два различных способа перенесения прошлого в настоящее. В процессе терапии может происходить отыгрывание пациента, выступающее в форме навязчивого повторения, подменяющего собой необходимость воспоминания не только в личном отношении к аналитику (перенос), но и в любом другом отношении, а также деятельности, на которой сосредоточен пациент в данный момент жизни. При отыгрывании нечто производится в действии, а не припоминается и не вербализуется. В этом смысле 3. Фрейд рассматривал отыгрывание как нежелательный феномен в процессе аналитической терапии, поскольку отыгрывание означает сопротивление аналитическому процессу. Аналитик должен сделать все необходимое, чтобы вместо отыгрывания пациент прибегал к воспоминаниям и вербализации. Однако, как показали приверженцы объектных отношений, существуют такие ситуации, когда вербализация невозможна. При работе с пациентами, регрессировавшими до очень раннего уровня развития, вербализация перестает быть надежным средством коммуникации. В этом случае регрессия может стать общим переживанием пациента и аналитика. Нечто подобное характерно, как считал, например, М. Балинт, для работы в области базисного дефекта, где, с точки зрения аналитической техники, 4°5 ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (М. БАЛИНТ и др.) следует принять отыгрывание пациента в терапевтической ситуации в качестве адекватного способа коммуникации, и нет необходимости в поспешных попытках организации материала посредством привычных интерпретаций. При этом аналитик не ограничивается позицией сочувствующей пассивности. Напротив, «присутствие аналитика приобретает огромное значение, однако главная задача состоит не в том, что его присутствие всегда должно ощущаться, а в том, чтобы он всегда находился на верной дистанции — эта дистанция не должна быть настолько большой, чтобы пациент чувствовал себя потерянным и брошенным, но она не должна быть и очень маленькой, чтобы не вызвать у пациента чувства стеснения и несвободы, — по сути, дистанция должна соответствовать актуальной потребности пациента» [26, с. 236]. Итак, в отличие от классического психоанализа, где отыгрывание воспринималось как сопротивление, в психоаналитической психологии объектных отношений отыгрывание рассматривалось в качестве адекватного способа коммуникации. В частности, в понимании М. Балинта аналитик должен проявлять терпение и уважение к отыгрыванию пациента в процессе анализа, он должен отказываться от попыток заставлять его переходить от невербальных способов выражения к вербальным, характерным для эдиповой стадии развития. Для М. Балинта реальная техническая проблема состоит в том, чтобы предложить пациенту нечто такое, что может выступить в образе первичного объекта или быть его адекватной заменой. Для достижения состояния гармонии с пациентом первичным объектом может стать аналитик, а его заменой — терапевтическая ситуация. С точки зрения безопасности, более приемлемым вариантом было бы то, если бы такой заменой для пациента стала терапевтическая ситуация. В этом случае снижается риск превращения аналитика в объект привязанности и всемогущества. Словом, задача аналитика состоит в том, чтобы создать ту атмосферу, в которой нуждается пациент и, следовательно, отыгрывание последнего в аналитическом процессе не только нормальное, но подчас необходимое явление. Одно из расхождений между классическим психоанализом и психоаналитической психологией объектных отношений состояло в подходе к осмыслению феномена творчества. Так, 3. Фрейд посвятил одну из своих работ анализу творчества известного итальянского художника и ученого, что нашло свое отражение в его работе «Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), в которой было дано психоаналитическое объяснение торможений в его сексуальной жизни и в его художественной деятельности, а также была предпринята попытка «постигнуть суть индивида по его реакциям, обнаружить исходные движущие силы его психики, как и их последующие преобразования и состояния» [27, с. 210]. Однако такой ПСИХОАНАЛИЗ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ подход рассматривался некоторыми представителями психологии объектных отношений как неверный. В частности, Д. Винникотт считал, что при подобном подходе оказывается обойденной главная тема, касающаяся творческого импульса как такового, поскольку «продукт творчества находится между наблюдателем и креативностью автора» [28, с. 126]. Человек или живет творчески и соответственно этой установке организует свою жизнь, или не может творчески подойти к жизни и сомневается в ее ценности. Такие различия между людьми напрямую связаны, по мнению Д. Винникотта, с количеством и качеством заботы со стороны социального окружения на ранних этапах жизни ребенка. Поэтому предпринимаемые аналитиками попытки описать психологию творческого человека с точки зрения изолированного индивида не могут приблизиться к проблеме источников творчества, которая должна быть осмыслена с позиции его социального окружения. В классическом психоанализе мужское и женское начала чаще всего ассоциировались с активностью и пассивностью. Соответствующие формулировки по поводу обнаружения и использования эрогенных зон ораль-ности и анальности выводились из анализа мужского начала в человеке. В психоаналитической психологии объектных отношений имело место иное понимание. В частности, Д. Винникотт исходил из того, что изучение чисто женского начала приводит к другим результатам. Объектные отношения в терминах женского начала не имеют ничего общего с активностью, и изучение именно женского начала ведет к проблеме существования, бытия, а также формирует единственную основу для открытия человеком самого себя. Переосмысление мужского и женского с позиции объектных отношений ведет к тому, что в клинической деятельности аналитик может выйти на новый уровень понимания важности диссоциации у некоторых пациентов, касающейся их мужского и женского начала и частей их личности, основанных на этих элементах. Хотелось бы обратить внимание и на следующее. На начальных этапах становления и развития классического психоанализа 3. Фрейд не признавал врожденный характер агрессивности. Лишь позднее он пришел к мысли о том, что инстинкт разрушения, деструктивность изначально присущи человеку. Подобная идея основателя психоанализа была поддержана М. Кляйн, стоящей у истоков возникновения психологии объектных отношений. Однако в противоположность данной позиции ведущие представители психоаналитической психологии объектных отношений придерживались иного умонастроения. Так, осмысление Д. Винникоттом перехода от объектных отношений к использованию объекта способствовало становлению нового подхода к проблеме агрессии. 4°7 ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (М. БАЛИНТ и др.) Если в классическом психоанализе деструктивная деятельность соотносилась с разрушением и уничтожением объекта, то в представлении Д. Винникотта подобная деятельность порождает объект как качественно новую реальность. С его точки зрения в разрушении объекта нет никакого гнева. Напротив, его разрушение становится бессознательным фоном для любви к реальному объекту, выживание которого приносит своеобразную радость. И если в фантазии объект всегда подвергается разрушению, то это делает реальность выжившего объекта более насыщенной, в результате чего он может быть использован. В конечном счете Д. Винникотт признавал позитивную ценность деструктивности субъекта и считал, что «деструктивность и выживание объекта вопреки разрушению выносят объект за пределы того круга предметов, которые связаны с функционированием проективных механизмов субъекта» [29, с. 170]. В терапевтической деятельности подобное понимание в рамках психологии объектных отношений сопровождалось признанием того, что выживание аналитика вопреки деструктивности пациента позволяет последнему использовать аналитика, а позднее строить новые отношения с ним на основе перекрестных идентификаций. Речь идет о том, что в своем воображении пациент может встать на место аналитика, а аналитику полезно примерить на себя позицию пациента, оставаясь при этом самим собой. Тем самым в аналитическом процессе достигается более адекватное понимание аналитиком тех состояний и переживаний, в которых находится и которые испытывает пациент, что может способствовать эффективности терапии или во всяком случае создает благоприятные предпосылки для становления его Самости. ГЛАВА 14 СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |