КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Речь и язык в психоанализе
Среди структуралистов Ж.Лакан был, пожалуй, одним из первых, кто не только апеллировал к психоаналитическим концепциям, но и предпринял попытку возвращения к оригинальным текстам 3. Фрейда с целью «очи- СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА щения» психоанализа от тех наслоений, которые были привнесены различными психоаналитиками, превратно истолковавшими те или иные психоаналитические идеи. Данная интенция в афористической форме была отчетливо выражена самим Ж.Лаканом, подчеркнувшим, что «смысл возвращения к Фрейду — это возвращение к смыслу Фрейда» [20, с. 117]. При этом он исходил из того, что предложенные и разработанные З.Фрейдом концепции еще недостаточно критически проработаны, сохраняют двусмысленность вульгарного словоупотребления и нуждаются в «открытии нескольких окон», выходящих на просторы фрейдовского учения о человеке и культуре. Одновременно им был поставлен вопрос о праве психоанализа, как метода обнаружения истины, применять свои принципы к представлению психоаналитиков о своей роли в лечении пациентов, о своем месте в духовном сообществе и о своей образовательной миссии. Ж. Лакан был обеспокоен тем, что осмысление концептуального наследия 3. Фрейда и дальнейшее развитие психоанализа проходили под знаком смещения интереса психоаналитиков с функций речи и поля языка на изменение цели и техники аналитической терапии. В его понимании соответствующее смещение акцентов осуществлялось, по крайней мере, по трем направлениям. Во-первых, в технике психоаналитического опыта и в образовании объекта на различных стадиях психического развития, чему способствовали исследования в области детского психоанализа, открывавшие доступ к изучению и формированию структур на довербальном уровне. Смещение акцента с функций речи и поля языка на довербальное поведение спровоцировало возврат на старые позиции, связанные с постановкой вопроса о символической подоплеке интерпретируемых фантазий. Во-вторых, в наметившемся возврате к символизации как основе аналитической техники, который стал возможен под воздействием концепции либидозных объектных отношений, изменяющей способ видения лечения. В-третьих, в выявлении значения контрпереноса и соответствующей подготовки психоаналитиков, что обусловлено колебаниями между двумя позициями — существованием аналитика, как важного фактора, оказывающего решающее воздействие на анализ, и невозможности успешного завершения лечения без обстоятельного изучения внутренней динамики бессознательного. По мнению Ж. Лакана, изучение функций речи и поля языка оказалось свернутым, значительно сокращенным у тех, кто пытался реформировать классический психоанализ, в то время как возвращение к исследованию данной проблематики является первостепенной задачей психоаналитиков. Ведь психоаналитическую технику нельзя ни адекватно понять, ни эффе-кивно применить до тех пор, пока не будут надлежащим образом осмыс- РЕЧЬ И ЯЗЫК В ПСИХОАНАЛИЗЕ лены лежащие в ее основе концепции. Подлинный же смысл этих концепций можно выявить лишь тогда, когда они оказываются ориентированы в поле языка и подчинены функции речи. Средой психоанализа всегда является речь пациента. Любая речь требует ответа и, когда имеется слушатель, она никогда не остается без него, даже если встречается с молчанием. Функция речи в анализе как раз и состоит в том, чтобы получить ответ, и в этом отношении психоаналитик стремится осуществить анализ поведения субъекта с тем, чтобы обнаружить в нем то, о чем тот умалчивает. Ему самому приходится прибегать к речи, чтобы получить признание от пациента. Но если аналитик молчит, то тем самым не фрустрирует ли он пациента? Некоторые психоаналитики как раз и прибегают к подобной стратегии, чтобы путем фрустрации пациента вызвать у него соответствующие переживания, которые должны стать объектом анализа. Ж. Лакан не разделял подобную позицию, считая, что ответ на пустую речь порождает более сильную фрустрацию, чем молчание. Более того, он ставил вопрос о том, не содержится ли фрустрация в самом дискурсе субъекта и не является ли субъект собственным созданием в сфере воображаемого. Ответ на данный вопрос сводился им к тому, что человеческое Я является фрустрацией по своей сути, но не фрустрацией желания субъекта, а фрустрацией, вызванной самим объектом, в котором его желание отчуждено. Психоаналитик имеет дело с речью, которая сообщает действиям пациента определенный смысл. Его деятельность связана с областью конкретного дискурса как поля трансиндивидуальной реальности субъекта. В этом отношении фрейдовское открытие бессознательного следует рассматривать, как считал Ж. Лакан, с точки зрения того, что «бессознательное есть та часть конкретного трансиндивидуального дискурса, которой не хватает субъекту для восстановления непрерывности своего сознательного дискурса» [21, с. 28]. Как и многие другие психоаналитики, Ж. Лакан обратился к осмыслению проблемы бессознательного. При этом он всячески стремился подчеркнуть, во-первых, отличие фрейдовского понятия бессознательного от предшествующих его философских трактовок и, во-вторых, специфику своего собственного понимания этого феномена, положенного в основу структурного психоанализа. Согласно его взглядам, фрейдовское бессознательное не тождественно ни романтической трактовке бессознательного как продукта творческого воображения, ни метафизическому осмыслению его, как это имело место у немецкого философа Э. фон Гартмана. 3. Фрейд открыл психическое бессознательное, в результате чего появилась возможность проникнуть в глубины человеческой психики. Но исследование основателем психоанализа бессоз- СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА нательного ограничилось освещением только некоторых, главным образом биологических слоев психики. Этот биологизм давал знать о себе и в том случае, когда 3. Фрейд обращался к анализу языка бессознательного. Необходимо, по убеждению Ж. Лакана, пересмотреть значение фрейдовского открытия, осуществить его дебиологизацию, снять ту терминологическую противоречивость, которая имела место в классическом психоанализе с его использованием понятия «бессознательное мышление». Важно рассматривать саму психоаналитическую сферу как являющую реальность слова, речи, дискурса в его самостоятельности. В понимании Ж. Лакана бессознательное — это глава истории человека, прошедшей цензуру, содержащей белое пятно или ложь, но истина которой может быть найдена, поскольку чаще всего она записана в другом месте. Ее истина может обнаружиться в следующих местах: • в памятниках, одним из которых является тело как ядро невроза, где • в архивных документах (воспоминаниях детства), смысл которых непо • в семантической эволюции, связанной с запасом слов, особенностями • в традициях и легендах, где личностная история предстает в приукра • в следах искажений, возникших в результате соседства с другими гла истории. Психоаналитик помогает осуществить ему сегодняшнюю истори-зацию фактов, обусловивших те или иные исторические повороты в его жизни. Это означает, что инстинктивные стадии развития, которые часто являются объектом исследования некоторых психоаналитиков, в процессе переживания уже организованы в субъективность. Так, например, анальная стадия развития ребенка как в случае его раннего переживания, так и тогда, когда осмысливается в процессе анализа взрослого человека, всецело принадлежит интерсубъективности и ничем не отличается от субъективности аналитика. В конечном счете, как считал Ж. Лакан, за инстинктивными стадиями развития всегда стоит история человека, опосредованная интерсубъективностью. «Всякая фиксация на так называемой инстинктивной стадии представляет собой оставленный в истории шрам: либо страницу стыда, которую забывают или зачеркивают, либо страницу славы, которая обязывает. Но забытое дает о себе знать в действиях, зачеркнутое сопротивляется тому, РЕЧЬ И ЯЗЫК В ПСИХОАНАЛИЗЕ что говорится где-то в другом месте, а обязательство увековечивает в символе ту самую иллюзию, у которой субъект оказался в плену» [22, с. 31-32]. Психоаналитик имеет дело не столько с инстинктивными стадиями развития, сколько с речью пациента, языком. Именно в языке пребывает то, что аналитик открывает субъекту как его бессознательное. Поэтому, замечал Ж. Лакан, осваивая идейное наследие основателя психоанализа, следует меньше внимания обращать на его ссылки на инстинкты человека, а в большей степени понимать смысл таких его работ, как «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901) и «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), в которых в той или иной степени затрагивалась природа языка. Человек живет в мире слов. Он говорит, но говорит благодаря символу, который и делает его человеком. Как и рассмотренные К. Леви-Стросом элементарные структуры родства, язык императивен по форме, но бессознателен по своей структуре. В аналогичном положении находится и исследованный М.Фуко Закон, обнаруживающий свою идентичность со строем языка, находящий свое субъективное выражение в запрете инцеста и носящий символическую функцию в имени отца. Если учесть, что жизнь человека окутана сетью символов, а они порождают слова, определяющие закон действий, то становится очевидной необходимость в раскрытии речевого согласия или разногласия в круговерти языка. Тем самым возникает понимание того, что основная проблема заключается в отношениях речи и языка внутри субъекта. Подобное понимание имеет не только теоретическое значение, но и практическую направленность, поскольку, по убеждению Ж. Лакана, оно непосредственным образом связано с аналитической терапией. По его собственному выражению, «симптом целиком разрешается в анализе языка, потому что и сам он структурирован как язык; что он, другими словами, и есть язык, речь которого должна быть освобождена» [23, с. 39]. В отношениях речи и языка внутри субъекта Ж. Лакан выделял три парадокса. Во-первых, в безумии следует различать отрицательную свободу речи, т. е. препятствие к переносу, и разнообразные формы бреда, которые в по-своему выраженном языке объективируют субъект. Во-вторых, симптомы торможения и страха в картине различных неврозов являются означающими вытесненных из сознания субъекта означаемых, а вплетенные в ткань тела символы в силу своей семантической двусмысленности оказываются причастными к языку. В-третьих, утрата субъектом своего смысла в объективациях дискурса, когда вместо понимания им Я как такового возникает представление о том, что он именует «своим собственным Я». СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА Именно на этой почве парадоксов в отношении речи и языка в концептуальном делении человека на Оно, Я и Сверх-Я создается для субъекта дополнительная возможность отчуждения. И именно здесь, по выражению французского психоаналитика, «на пути речи встает стена языка». Рассмотрение парадоксов в отношениях речи и языка внутри субъекта сопровождалось у Ж. Лакана размышлениями о необходимости формализации психоанализа. При этом он считал, что обращение к лингвистике позволяет выдвинуть метод, который позволяет различать в языке диахронические и синхронические структурные образования и лучше понять различный смысл, приобретаемый языком в интерпретациях сопротивления и переноса. Если идеальное психоаналитическое образование соотносилось 3. Фрейдом с включением в него, наряду с психиатрией и сексологией, знания истории цивилизации, мифологии, психологии религий и литературы, то Ж. Лакан добавлял к этому перечню дисциплин риторику, диалектику, грамматику и поэтику. Отдавая должное классическому психоанализу, он в то же время подчеркивал, что «дать научное обоснование своей теории и практике психоанализ может лишь путем адекватной формализации существенных измерений своего опыта, к которым, наряду с исторической теорией символа, относятся интерсубъективная логика и тем-поральность субъекта» [24, с. 58]. В целом Ж. Лакан ратовал за возвращение психоаналитического опыта к речи и языку как своей основе, поскольку считал, что отстаиваемые многими психоаналитиками принципы усовершенствования техники анализа, например, анализа сопротивления, привели на практике к игнорированию субъекта, рельефно проявившемуся в отказе от выявления связей с интерсубъективной речью. Искусство же анализа состоит, на его взгляд, в умении играть «на многообразии возможных прочтений партитуры», записанной речью «в регистрах языка». Подобным умением несомненно обладал 3. Фрейд, благодаря чему он достиг определенных успехов в аналитической терапии. Однако не стоит подражать основателю психоанализа, поскольку выработанные им понятия в силу своей вульгаризации оказались замурованными в стену языка. Для того чтобы наша речь вернула себе действенность речи 3. Фрейда следует, как считал Ж. Лакан, обратиться не к соответствующим фрейдовским терминам, а к лежащим в их основе принципам. Французский психоаналитик исходил из того, что прежде всего необходимо учитывать диалектику самосознания. В этом отношении важно опираться на открытия 3. Фрейда и немецкого философа Гегеля с его реконструкцией феноменологии духа. Фрейдовское открытие сделало сомнительным любые поиски «осознания», выходящие за рамки психологического 43О РЕЧЬ И ЯЗЫК В ПСИХОАНАЛИЗЕ феномена. Психоаналитическая техника не может обойтись и без признания структурных элементов гегелевской феноменологии с ее диалектикой господина и раба и всего того, что способствует пониманию, каким образом «конституирование объекта подчинено реализации субъекта». Психоанализ должен быть ориентирован на речь и язык. Для освобождения речи пациента необходимо ввести его в язык собственного желания, на котором он рассказывает о себе аналитику и который говорит символами симптома. Обнаруженный анализом символизм является языком, носящим универсальный характер языковой системы, и в то же время является частным языком данного субъекта. Исследование символов способствует восстановлению в речи ее способности вызывать представления. И, следовательно, психоаналитик должен обладать способностью к глубокому усвоению ресурсов языка, в особенности тех его ресурсов, которые реализованы в поэтических текстах. В этом отношении примером может служить З.Фрейд, обладавший глубокими познаниями в области немецкой словесности и драматургии Шекспира. В своей символизирующей функции речь стремится к трансформации субъекта, которому она адресуется, путем установления его связи с субъектом, от которого она исходит. Поэтому так важно понимание структуры языкового общения. Однако, как с сожалением замечал Ж. Лакан, взаимонепонимание в беседе и речевые изъяны в значительной степени оказались обусловленными концептуальным отождествлением языка со знаком, когда языковая коммуникация рассматривается в качестве сигнала. В результате этого возникло недоверие к технике речи и повышенный интерес к жестам, чертам поведения, мимике и заминкам в движении. Типичным проявлением подобной тенденции является, в глазах Ж. Лакана, характероанализ В. Райха, в рамках которого аналитик пытается найти по ту сторону речи неизреченные средства и стремится извлечь органическую выразительность из защитного панциря. С точки зрения Ж. Лакана отношениям речи и языка присуща внутренняя антиномия, состоящая в том, что большая функциональность языка делает его непригодным для речи. Чем в большей степени язык приобретает слишком частный характер, тем в значительной мере он утрачивает свою языковую функцию. Чем больше нейтрализуются служебные функции языка в плане приближения его к чисто информационному, тем более ему приписывается избыточность, связанная с тем, что значительная часть фонетического материала оказывается ненужной при передаче информации на расстояние. Однако, подчеркивал Ж. Лакан, функция языка состоит не в информировании, а в вызывании представления. Пациент ищет в речи ответ. Реакция не является ответом. Функция ответа заключается не в том, чтобы СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА быть воспринятым субъектом как одобрение или неприятие его дискурса, а в том, чтобы признать или не признать в качестве субъекта его самого. В этом как раз и состоит ответственность аналитика, когда он прибегает к речевому вмешательству. Ж. Лакан выступал против любой объективирующей тенденции в анализе. Он считал, что целью анализа должно быть не что иное, как проявление истинной речи и осознание пациентом своей истории в ее соотнесенности с тем или иным будущим. Но для реализации данной цели аналитику необходимо знать, для кого и через кого пациент ставит свой вопрос, а чтобы знать, как следует отвечать пациенту, важно определить место, где находится его Я. При этом не менее важно, чтобы субъективность психоаналитика не отдала пациента на милость предписаниям его собственной речи. Что касается действительной роли аналитика в языковой коммуникации, то она сводится к расстановке в речи субъекта ее «диалектической пунктуации». С точки зрения Ж. Лакана, и пациент, и аналитик находятся у подножия стены - стены языка. Точнее было бы сказать, что они оба находятся по ту же сторону этой стены. Именно у этой стены аналитик пытается отозваться на эхо речи пациента. Он опирается на психоаналитический опыт, открывающий в человеке императив Слова и Закона. Используя поэтическую функцию языка, этот опыт придает человеческому желанию символическое опосредование. Реальность его результатов заключена лишь в даре речи, поскольку, вновь совершая акт речи, человек сберегает эту реальность. На первый взгляд может показаться, что акцентирование внимания Ж. Лакана на речи и языке как раз и является дебиологизацией учения 3. Фрейда о человеке. Однако, как подчеркивал он сам, было бы несправедливо упрекать его в попытке переноса смыслового центра тяжести работ 3. Фрейда с биологических оснований на культурные. Он стремился лишь напомнить психоаналитикам, что неверно интерпретированные идеи 3. Фрейда, связанные с биологическими основаниями, культурными импликациями и структурой языка, не способствуют пониманию диалектики их соотношений без учета человеческой речи. Словом, при использовании аналитической техники следует иметь адекватное представление о функциях речи и поле языка в психоанализе.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |