КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жак Лакан
Жак-Мари-Эмиль Лакан родился в Париже 13 апреля 1901г. в семье, придерживающейся католических традиций. Он учился в иезуитской школе, изучал латинский язык, интересовался философией и литературой. Обучаясь в медицинской школе, заинтересовался психоаналитическими идеями. Поступив на медицинский факультет Парижского университета, специализировался в области психиатрии. После завершения медицинского образования в 1927 г. приступил к клинической деятельности. В 1932 г. Ж. Лакан защитил докторскую диссертацию «О параноидном психозе и его отношении к личности». Прошел личный анализ у Р. Левен-штейна. В 1934 г. стал членом Парижского психоаналитического общества. Во время нацистской оккупации Франции в знак протеста прекратил свою официальную профессиональную деятельность. В послевоенный период стал активно разрабатывать психоаналитические идеи и ввел ряд новаций в психоаналитическую практику, за что в 1962 г. был исключен из Международной психоаналитической ассоциации. В 1949 г. выступил с докладом на XVI Международном конгрессе по психоанализу, после чего приобрел широкую известность. Доклад «Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я в том виде, в каком она предстает нам в психоаналитическом опыте» представлял собой дальнейшее развитие идей о стадии зеркала, ранее высказанных им в 1936 г. С 1953 г. Ж. Лакан — профессор психиатрии госпиталя Сент-Анн. В 50-х гг. он вел семинары, которые привлекли внимание французской интеллигенции. Его семинары посещали известные ученые, философы, литературоведы: С. Альтуссер, М. Мерло-Понти, П. Рикёр и др. Близкие к Ж. Лакану психоаналитики говорили, что он отличался юношеским задором и аристократизмом, привлекавшими к себе многих его последователей. Известна одна история, свидетельствующая о юноше- СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА ском задоре Ж. Лакана. Однажды он был приглашен за границу для чтения лекций. После чтения лекции в одном городе был организован прием, на котором присутствовали самые важные лица этого города. Ж. Лакану задавали различные вопросы и попросили раскрыть секрет его обаяния. Однако он не стал отвечать на данный вопрос, но, повернувшись к стоящей рядом молодой очаровательной женщине шепнул ей на ухо о том, не позволит ли она ему сообщить ей свой секрет. Далекая от психоанализа женщина ответила, что рада была бы услышать этот секрет. И тогда Ж. Лакан сказал ей: «Мне 5 лет, вот мой секрет» [1, с. 23]. В 1953 г. в Парижском психоаналитическом обществе произошел раскол, в результате которого «лакановская тройка» (В. Гранова, С.Лекле-ра, Ф. Перье) и их приверженцы покинули данное общество. Было создано Французское общество психоанализа, руководителем которого стал Ж. Лакан. Это общество было отвергнуто Международной психоаналитической ассоциацией, в результате чего входящие в него психоаналитики оказались в трудном положении. В начале 60-х гг. наметились разногласия в «лакановской тройке», обострение которых привело к очередному расколу уже во Французском обществе психоанализа. Группа учеников Ж. Лакана приняла решение отделиться от него. Одновременно частью французских аналитиков была подписана резолюция об исключении Ж. Лакана из списка официально признанных психоаналитиков, имеющих право проводить учебный анализ. Было создано новое общество — Французское психоаналитическое объединение — признанное Международной психоаналитической ассоциацией и порвавшее отношения с Ж.Лаканом, который в 1963 г. основал Фрейдовскую школу Парижа. Этой школой Ж. Лакан руководил на протяжении 60-70-х гг. В 1980 г. он создал «школу фрейдизма». Умер в Париже 9 сентября 1981 г. Идеи Ж. Лакана нашли широкую поддержку среди французской интеллигенции. Он стал своего рода культурным героем, бескомпромиссно выступавшим против американского влияния во Франции и против институционального психоанализа, особенно широко распространенного в США. Некоторые теоретики стали называть его «французским Фрейдом», а журналисты заявили, что XX в. должен быть назван «веком Лакана». Как бы там ни было, но распространение психоаналитического учения 3. Фрейда во Франции действительно во многом обязано Ж. Лакану, который, выдвинув лозунг «Назад к Фрейду», на своих семинарах подробно разбирал тексты основателя психоанализа и давал им соответствующую интерпретацию, привлекая тем самым молодых психоаналитиков к освоению оригинального наследия классического психоанализа. Не случайно некоторые исследователи подчеркивали, что «Лакан сделал психоанализ превалирующей интеллектуальной дисциплиной во Франции» [2, ФРАНЦУЗСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ с. 20]. Он внес заметную лепту в формирование и распространение структурного психоанализа, который в настоящее время имеет своих приверженцев не только во Франции, но и в других странах мира. На становление концепций структурного психоанализа оказали воздействие различные мыслители. Во всяком случае Ж. Лакан находился под идейным воздействием немецких философов Гегеля и М.Хайдегге-ра, лингвистов Ф. де Соссюра и Р.Якобсона, антрополога К. Леви-Строса и представителей других научных дисциплин. При жизни Ж. Лакана им было опубликовано несколько работ, включая такие, как «Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я» (1936), «Функция и поле речи и языка в психоанализе» (1953), «Тексты» (1966), «Четыре основные концепции психоанализа» (1978). После его смерти было опубликовано несколько томов, содержащих материалы семинаров, которые он вел в 50-60-гг.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |