КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Техника и терапевтические цели психоанализа
В свое время Дж. Рикман предложил рассматривать всю психологию как разделяющуюся на отдельные области в зависимости от числа испытуемых, т.е. можно говорить о психологии одного человека, психологии двух и более человек. У каждой из этих психологии имеется своя сфера исследований со своим собственным языком технических терминов и понятий. В предшествующее время особенно много было сделано в области психологии одного человека. Некоторые психоаналитики относили психоанализ к подобной психологии одного человека, исследовавшей проявление патологических форм у индивида. Другие психоаналитики исходили из того, что в психоаналитической ситуации задействован не один человек, в ней участвуют двое и, следовательно, можно говорить о психоанализе как психологии двух человек. М. Балинт, в частности, сетовал на то, что у психоаналитиков нет точного знания о том, какие нарушения происходят и что они упускают из виду «при описании переживаний двух человек (аналитической техники) на языке психологии одного человека» [31, с. 141]. Ж. Лакан считал, что рассмотрение психоанализа с точки зрения психологии двух человек является более конструктивным по сравнению с достижениями психологии одного человека. Именно на учете психологии двух человек возникла в психоанализе теория объектных отношений. Однако, спрашивал Ж. Лакан, достаточно ли сказать, что в психоанализе речь идет об отношениях между двумя индивидами? Ведь именно через призму подобного понимания становятся очевидными тупики теории объектных отношений и соответствующей аналитической техники. По его убеждению, не может быть психологии двух человек без вмешательства третьего элемента, которым является речь. «Если принять речь — как и положено — в качестве центральной точки перспективы, то во всей своей полноте аналитический опыт должен формулироваться в тройственном, а не двойственном отношении» [32, с. 19]. Если отношения внутри психоаналитической ситуации рассматривать под углом зрения подобной триады, то в зависимости от направленности исследования всегда можно выбрать из данной триады два элемента. Акцент может быть сделан на любом из установившихся в триаде отношений. И именно на этой основе, как считал Ж. Лакан, имеет смысл рассматривать и оценивать теоретические модели психоаналитической техники. Структурирующим элементом аналитической техники является восстановление истории субъекта. Но реинтеграция субъектом своей собственной истории — это не воскрешение прошлого, так как, согласно Ж. Лакану, ииилиАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА история есть прошлое лишь настолько, насколько прошлое историзиро-вано в настоящем. Поэтому воссоздание целостности субъекта связано скорее не с переживанием заново прошлого, но с его реконструкцией, не с припоминанием, а как бы с переписыванием истории. Ведь центром тяжести субъекта оказывается называемый историей синтез прошлого с настоящим. В психоанализе значительное внимание уделяется раскрытию сопротивлений пациента. Однако, как считал Ж. Лакан, акцент многих психоаналитиков исключительно на необходимости технической работы с сопротивлениями является искажением того, что имело место у 3. Фрейда. Поэтому он поставил перед собой задачу вернуть смысл тем предписаниям, которые утратили свою действенную силу в современном психоанализе. С точки зрения Ж. Лакана, многие психоаналитики не столько мыслят сопротивление, сколько рисуют его в воображении, полагая, что путем сопротивления пациент защищается от чего-то. В действительности же невозможно судить правильно о том, что представляет собой сопротивление на деле, если не принимать во внимание тот дискурс, где оно проявляется во время анализа. Сопротивление тем сильнее, чем больше субъект приближается к последнему и нужному дискурсу, который полностью отвергается им. Сопротивление воплощается в системе собственного Я и Другого. Оно реализуется внутри этой системы в тот или иной момент анализа. Но истоки сопротивления коренятся в невозможности субъекта преуспеть в области реализации своей истины. Суть сопротивления проявляется в отклонении «маятника речи» в сторону присутствия слушателя, т. е. аналитика. В момент остановки речи пациента как раз и проявляется сопротивление, окрашенное тревогой, порожденной чувством присутствия аналитика. Для Ж. Лакана анализировать сопротивление — это не значит оказывать воздействие на пациента, заставлять его осознавать, каким образом его предрассудки и попытки поддержать Я в равновесии мешают ему видеть. Не означает это и усиление собственного Я пациента. Анализировать сопротивление - значит понимать, на каком уровне следует ожидать ответ в каждый момент аналитического контакта. Из такого видения вытекало своеобразное понимание сопротивления в структурном психоанализе Ж. Лакана, связанное с тем, что сопротивление пациента провоцируется самим аналитиком. Оказывается, что со стороны пациента нет никакого сопротивления и он сопротивляется лишь давлению, исходящему от аналитика. Пытаясь понять, что происходит в аналитическом процессе, аналитик воображает себе некую нулевую точку отсчета. Таким образом, сопротивление оказывается не чем иным, как состоянием интерпретации пациента на данный момент. «Сопротив- ТЕХНИКА И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПСИХОАНАЛИЗА ление — это, собственно говоря, абстракция, которую вы же сами туда и внедряете, чтобы во всем сориентироваться» [33, с. 325]. С точки зрения Ж. Лакана, аналитик вводит представление о мертвой точке в анализе, которую называет сопротивлением. И в этом нет ничего противоестественного. Однако если он делает отсюда шаг к представлению о том, что данное сопротивление следует ликвидировать, то немедленно впадает в абсурд и бессмыслицу. На самом деле речь идет о сопротивлении аналитика, когда он не понимает, с чем имеет дело, и когда полагает, что его интерпретация сводится к объяснению пациенту, что предметом его желания является какой-то сексуальный объект. В связи с этим Ж. Лакан не уставал повторять, что «кроме сопротивления аналитика другого сопротивления в анализе нет» [34, с. 388] и что «существует лишь одно сопротивление — это сопротивление аналитика» [35, с. 326]. Говоря о том, что единственное настоящее сопротивление в анализе — это сопротивление аналитика, Ж. Лакан имел в виду нечто вполне определенное. Речь шла о том, что анализ мыслим лишь постольку, поскольку исчезает другой. В анализе должно произойти субъективное очищение (исчезновение другого), благодаря чему в процессе продолжения анализа возможно было бы слияние другого (зеркального отражения собственного Я пациента) с Другим. То, что в собственном Я пациента идет от Воображаемого, будет уже согласовываться не с другим, являющимся лишь его партнером, а со скрытым от него Другим. В этом отношении Ж. Лакан не только не обольщался пристрастностью аналитиков к анализу сопротивлений пациентов, но и, напротив, полагал, что на практике следует избегать склонности аналитиков к подобной деятельности. Если проблема сопротивления в анализе рассматривалась Ж. Лаканом под углом зрения сопротивления аналитика, то по отношению к феномену переноса он высказал также не традиционные для классического психоанализа взгляды. С одной стороны, перенос воспринимался им в качестве актуализации личности аналитика. С другой стороны, он отталкивался от представления о том, что вся значимость феномена переноса переживается пациентом как внезапное восприятие присутствия. Причем перенос невозможно понять в качестве воображаемого отношения, т. е. дуального отношения между пациентом и аналитиком. Движущей силой переноса является речь. Очевидна необходимость третьего условия, которое является речью и которое позволяет представить себе «зеркальный перенос». Эффективный перенос — это акт речи. В том случае, когда речь говорящего является полной и подлинной, имеет место символический перенос, изменяющий природу обоих присутствующих людей. Но в психоанализе чаще всего говорят о другом переносе, выступающем в качестве проблемы и препятствия. Этот перенос следует отнести к сфере Воображаемого. СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА Для уточнения его функций и использовались такие представления, которые соотносились с повторением прошлых ситуаций, с бессознательным повторением. Однако, как полагал Ж. Лакан, подобное понимание переноса не выявляло значения и функции того, что имеет место в реальности. В классическом психоанализе был выделен невроз переноса, представляющий собой искусственный, вторичный невроз, вбирающий в себя воображаемую личность аналитика. Ж. Лакан назвал его «нозологической этикеткой», обозначающей то, чем пациент взволнован. В классическом психоанализе перенос — это любовь. Между переносом и тем, что обычно называется любовью, нет никакой существенной разницы. Однако речь идет не о любви как Эросе, лежащем в основе реальности, а о любви-страсти в том конкретном виде, в каком она переживается пациентом. Эта любовь-страсть является своего рода психологической катастрофой. И основной вопрос состоит в том, какова связь такой любви-страсти с аналитическим отношением. Ж. Лакана не удовлетворяло то понимание переноса, которое содержалось в работах психоаналитиков, акцентировавших внимание на нарцис-сическом характере воображаемого любовного отношения и на смешении качества любимого объекта с идеалом собственного Я субъекта. Он предпочитал оставить понятию переноса его эмпирическую целостность и в то же время обращал внимание на то, что данное понятие многозначно и одновременно задействовано в регистрах Символического, Воображаемого и Реального. Прежде всего перенос разыгрывается вокруг символического отношения, он целиком относится к отношению символическому. Поэтому функция переноса может быть понята именно в плоскости Символического, хотя преломление переноса имеет место в области Воображаемого. Кроме того, обычно психоаналитики признают две возможности в переносе — проявление любви и ненависти. Однако, как полагал Ж. Лакан, эти две возможности не обходятся без третьей — неведения в качестве страсти. Ведь пришедший в анализ человек занимает позицию неведающего. И эта ориентация является основополагающей. Пациент готов к переносу благодаря тому, что занимает в речи позицию признания и поиска истины. В этом отношении аналитик не должен игнорировать способность достижения бытия Другого из измерения неведения пациента. В оценке переноса существуют по меньшей мере три направления. Одни психоаналитики понимают феномен переноса в связи с Реальным, другие — с Воображаемым, третьи — с Символическим. По мнению Ж. Лакана, если рассматривать перенос в качестве реального, то аналитик будет иметь дело с Реальным, которое нереально, а иллюзорно. В случае оценки пере- ТЕХНИКА И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПСИХОАНАЛИЗА носа на уровне воображаемого психоаналитик упускает из вида то, что функция Воображаемого присутствует повсюду, особенно тогда, когда речь идет об идентификации. Вместе с тем феномен Воображаемого действительно играет в переносе важную роль. Перенос приносит открытие воображаемого отношения лишь достигнув ключевых точек речевой встречи с Другим, в аналитическом процессе — с аналитиком. Для Ж. Лакана перенос не являлся стремлением к повторению. Перенос происходит между Я и другим, т. е. зеркальным отражением Я. Но по мере того как в процессе анализа Я пациента начинает постепенно сообразовываться с существенной речью, с ним можно обращаться как с Другим, т. е. связывать его с субъектом. Это ведет к тому, что Я пациента не становится более сильным и знающим, как полагают некоторые аналитики. Скорее, наоборот, оно становится тем, чем оно прежде не было, т. е. приходит в то место, где находится субъект. В представлении Ж. Лакана перенос — это вовсе не то, что было пережито субъектом ранее. Если он и повторение происшедшего, то лишь постольку, поскольку повторяется сама форма. В этом смысле перенос является не тенью прежних любовных обманов, а обособлением в настоящем той функции любви в чистом виде, которая заключается в обмане. Словом, перенос не связан с тем повторением пережитого прошлого, о котором так любят говорить психоаналитики. «Субъект, занимая по отношению к желанию аналитика позицию подданного, пытается, напротив, воспользовавшись этим подданством, его обмануть — обмануть, заставив любить себя, предлагая ему, со своей стороны, ту ложь, которой является, по сути своей, любовь» [36, с. 271]. Таким образом, когда говорят о любви в переносе, то это свидетельствует о наличии связи между желанием аналитика и желанием пациента. Пояснение 3. Фрейда о любви в переносе как всего лишь желании пациента является, по выражению Ж. Лакана, ловким трюком иллюзиониста, рассчитанным на доверчивых собратьев. Разумеется, о желании пациента никто не спорит, в действительности это желание встречается с желанием аналитика. Что касается контрпереноса, то Ж. Лакан придерживался взгляда, согласно которому контрперенос является не чем иным, как функцией Я аналитика, суммой его предрассудков. Признавая то обстоятельство, что аналитик может испытывать различные чувства по отношению к пациенту, он в то же время подчеркивал, что аналитик должен уметь не только не поддаваться этим чувствам и ставить их на место, но и адекватно пользоваться ими в своей технике. Лакановские представления о бессознательном, сопротивлении и переносе в значительной степени предопределили понимание сущест- СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА ва и целей психотерапии, как они были сформулированы в структурном психоанализе. В частности, Ж.Лакан считал, что бессознательное понятие о собственном Я субъекта складывается из того, что он в своем структурированном образе принципиально не признает. Например, плененный воображаемыми фиксациями, субъект не способен войти в символическое развертывание своей истории. Не способен понять то, что носило характер травмы. В процессе осуществления аналитической работы он может собрать воедино сохраненные в памяти различные травматические события в такую форму, доступ к которой был ранее закрыт. Такая форма открывается ему лишь при помощи вербализации, т.е. при посредничестве аналитика. Благодаря речевому усвоению своей истории может произойти становление субъекта на путь реализации своего усеченного воображения. В процессе анализа пациент выражает свое желание в присутствии Другого, аналитика. Тем самым у него в плоскости Воображаемого происходит изменение, позволяющее воображаемым и реальным вещам предстать в одновременности или в контрастах. Задача психоанализа состоит в том, чтобы в пациенте возобладала реальность, которую поддерживает его желание по отношению к символическим конфликтам и воображаемым фикциям. Благодаря анализу проясняется интерсубъективный опыт, в котором желание как средство согласования Символического и Воображаемого достигает своего признания. Трудность подобного анализа состоит в том, что часто отождествляют между собой такие понятия, как субъект и Я, хотя это не одно и то же. Ж. Лакан исходил из того, что если субъект - это прежде всего субъект желания, то Я - это воображаемая конструкция. В диалектике психоанализа невозможно ничего понять, если не принимать во внимание Я как воображаемую конструкцию. Такое понимание не умаляет значимости Я. Напротив, с точки зрения Ж. Лакана данное понимание составляет достоинство Я, поскольку если бы оно не было воображаемым, то человек не был бы человеком. Другое дело, что, обладая воображаемым Я, человек может оказаться промежуточным существом, именуемым сумасшедшим, который срастается с этим воображаемым. В процессе аналитической работы психоаналитик имеет дело с аналитическим субъектом, а не с субъектом в его целокупности. У этого субъекта есть его собственное Я и он полагает, что оно как раз и есть он. В процессе анализа появляется возможность показать, что Я — это форма, и именно в форме зеркала ему является тот, кого называем ему подобным. Эта форма другого не только находится с его Я в тесной связи, но и накладывается на него. Имеется, следовательно, плоскость зеркала, симметричный мир Я и однородных других. ТЕХНИКА И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПСИХОАНАЛИЗА От этой плоскости отличается то, что Ж. Лакан назвал стеной языка. В порядке, установленном стеной языка, Воображаемое черпает свою ложную реальность. Будучи воображаемыми сущностями, собственное Я, другой, подобный становятся объектами, поименованными в системе стены языка. Субъект имеет дело с определенным числом персонажей, которых ставит в связь со своим собственным образом. В процессе диалога с ними они становятся одновременно теми, с кем он себя отождествляет. Но существуют и истинные субъекты, настоящие Другие, находящиеся по другую сторону стены языка. Аналитический субъект устремляется к истинным субъектам, но ему приходится довольствоваться только тенями. Стена языка отделяет его от истинных Других. Язык создан для того, чтобы укоренять субъекта в Другом, но в то же время он мешает пониманию его. Именно с этим положением и имеет дело психоаналитический опыт. Субъект не знает, что он собой представляет и, соответственно, не знает, что говорит. Но он видит себя по ту сторону зеркала, где зеркальный первообраз оказывается не только воображаемым, но и иллюзорным. Этим фактом Ж. Лакан как раз и объяснял извращенное по своему характеру отклонение, наблюдаемое в аналитической технике и состоящее в том, что субъект призван соединить в единое целое все расчленяющие его формы, все действительно пережитое в прегенитальной стадии, все свои частные влечения. При таком понимании анализ нацелен на то, чтобы Я смогло реализовать себя, стать цельным. Но если учесть, что Я — это воображаемая конструкция, то восстановление с собой и восстановление своей целостности происходит посредством себя подобного. Свое воображаемое Я субъект воссоздает вокруг другого центра, в форме Я аналитика. Поскольку речевое вмешательство аналитика мыслится как встреча двух Я, то задача сводится к тому, чтобы позволить субъекту перейти от реальности психической к реальности истинной, воспроизведенной в воображаемом по образу Я аналитика. Тем самым, как подчеркивал Ж. Лакан, воображаемое усвоение частичных объектов посредством фигуры аналитика ведет всего лишь к воображаемому потреблению самого аналитика. Подвергая критике подобное понимание аналитической техники, Ж. Лакан исходил из другой концепции анализа, в соответствии с которой анализ представляет собой нечто иное, чем воссоединение продуктов присущего субъекту воображаемого расчленения. И дело не в том, что подобного расчленения не существует. Оно имеет место быть и является одним из измерений, позволяющих аналитику действовать методом идентификации. Однако анализ должен стремиться к тому, чтобы открыть перспективы для истинной речи, соединяющей одного субъекта с другим, находящимся по другую стену языка. «Именно окончательная связь с подлинным Другим, с Другим, чей ответ
15 - 3550 СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА КЛАССИЧЕСКИЙ И СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
всегда оказывается неожиданным, и определяет собой окончание анализа» [37, с. 353]. В процессе анализа собственное Я аналитика должно отсутствовать, а сам он должен являть собой не живое, а пустое зеркало. Успешное осуществление анализа предполагает смещение отношений между собственным Я пациента и другими. Эти отношения пациент может осознавать по ту сторону стены языка в качестве переноса, в котором он участвует, но себя при этом не узнает. Анализ заключается в том, чтобы позволить пациенту осознать свои отношения не с собственным Я аналитика, а с Другими, являющимися его истинными, но не узнанными собеседниками. Постепенно пациент должен открыть для себя, к какому Другому он обращается на самом деле. И хотя субъектов без собственного Я не бывает, тем не менее от пациента нужно добиваться именно этого, что является идеалом анализа, который остается чистой возможностью. На первый взгляд может показаться, что структурный психоанализ нацелен на раскрытие перед пациентом реальности. И хотя в процессе анализа у пациента открываются глаза на какие-то его желания, которые он раньше не осознавал, тем не менее анализ не имеет в виду явить с помощью психоаналитика взору субъекта (пациента) его реальность. На самом деле, как подчеркивал Ж. Лакан, «субъект открывает посредством анализа свою истину, т. е. значение, которое приобретают в его конкретной судьбе те данные, которые написаны ему от роду и которые можно назвать выпавшим ему жребием» [38, с. 460]. В этом смысле исцеление как таковое является в психоанализе всего лишь благотворным побочным эффектом, и аналитик, признающий возможность подобного исцеления, вовсе не склонен к злоупотреблению им. Необходимо иметь в виду, что пациент начинает анализ, говоря о себе, но не для психоаналитика, или, говоря для психоаналитика, но не о себе. А вот когда он заговорит о себе с аналитиком, тогда, как замечал Ж. Лакан, можно считать анализ законченным. При этом следует отдавать себе отчет в том, что, полагая, будто в анализе мы понимаем слишком много, в действительности мы по большей части обманываемся. Это означает, что необходимо остерегаться слишком много понимать, т.е. понимать больше того, что содержится в речи пациента. Структурный психоанализ взывает не просто к речи, а к полной речи. Психоаналитик стремится выявить парадоксы и противоречия на месте неясностей и темных моментов. Он исходит из того, что гармоничные с виду и понятные рассуждения часто оказываются неясными, а рассеять неясности могут только антиномии. В воображаемом существует некая косность, вмешивающаяся в речь субъекта, запутывающая ее и порождающая заблуждения. Именно из-за нее пациент не отдает себе отчета в том, что, желая кому-то добра, он желает ему зла, что, любя его, на самом деле любит себя самого. Анализ как раз и должен быть направлен на то, чтобы рассеять обусловленные воображением заблуждения, вернуть речи свойственный ей смысл. При этом важно понять, существует ли символическое как таковое вообще или оно представляет собой некий фантазм воображаемых согласований. Классический и структурный психоанализ В построении структурного психоанализа Ж. Лакан отталкивался от основных положений классического психоанализа 3. Фрейда. Критикуя концепции новых направлений в психоанализе, связанных с психоаналитической психологией Я и теорией объектных отношений, он призывал вернуться к подлинному пониманию идей 3. Фрейда, в которых присутствовали элементы того, что нашло свою дальнейшую разработку в признании трех регистров психики — Воображаемого, Символического и Реального. Под этим углом зрения Ж. Лакан и осуществлял как свое прочтение работ основателя психоанализа, так и критику психоаналитической психологии Я и теории объектных отношений. При этом свое отношение к фигуре З.Фрейда он выразил следующим образом: «Мы не следуем за Фрейдом, мы идем бок о бок с ним. Присутствие некоторого понятия в творчестве Фрейда вовсе не гарантирует, что употребление его соответствует духу фрейдовского исследования. Мы же, со своей стороны, стараемся прислушиваться к духу, стилю его исследования» [39, с. 162]. Рассматривая основополагающие идеи и концепции 3. Фрейда, он обратился, в частности, к осмыслению сути эдипова комплекса. Ж. Лакан исходил из того, что прежде всего необходимо разобраться в тех отношениях, которые составляют структуру комплекса Эдипа. Так, нарцисси-ческое или воображаемое отношение к отцу отлично от отношения символического и реального. Рассмотрение этой сложной структуры может привести к иному пониманию мифа об Эдипе. С точки зрения Ж. Лакана, первоосновой, покрывающей все поле человеческих отношений, является комплекс Эдипа, определяющий принятие пола. Однако, изучение мифологии показывает, что в некоторых культурах комплекс Эдипа может быть ничтожной деталью огромного мифа. Вообще мифы обнаруживают такой богатый и сложный ряд отношений между субъектами, что Эдип оказывается порой сокращенным вариантом. Это не значит, что психоаналитическое толкование комплекса Эдипа утрачивает свое значение. Напротив, для психоаналитиков он является отправной точкой исследования неврозов. Другое дело, что попытки его
45° 15* СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА КЛАССИЧЕСКИЙ И СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
переосмысления у многих аналитиков приводят, по мнению Ж. Лакана, к ужасной путанице вследствие неумения различать Воображаемое, Символическое и Реальное. Французский психоаналитик признавал, что комплекс Эдипа является существенным как для формирования человека, так и для измерения психоаналитического опыта. Однако, в отличие от 3. Фрейда, он исходил из того, что лишь на данный момент этот комплекс занимает привилегированное положение в западной цивилизации и что, будучи необходимой, его структура не отменяет других структур того же уровня, которые в отдельном случае могут играть не менее решающую роль. Во всяком случае для Ж. Лакана эдипов комплекс представлялся одновременно всеобщим и случайным, являвшимся «всецело и исключительно символическим» [40, с. 52]. Осмысление эдипова комплекса осуществлялось Ж. Лаканом через призму признания действенности отцовской метафоры. В этом плане он выделил в эдиповом комплексе три этапа или, по его собственному выражению, три такта. На первом этапе (такте) субъект (ребенок) отождествляет себя в зеркале с тем, что является объектом желания его матери. Это первичный фаллический этап, на котором отцовская метафора действует сама по себе и первенство фаллоса уже утверждено в мире существованием символа дискурса и закона. Речь идет о том, что ребенок как бы принимает для себя положение, в соответствии с которым, чтобы понравиться матери, необходимо и достаточно быть фаллосом. Отец существует, но ребенок сталкивается с вопросом о фаллосе у матери. На первом этапе имеется отношение ребенка не к матери, а к желанию матери, и поэтому речь идет о желании желания. На втором этапе (такте), являющемся негативной стадией, ребенок отделяется от предмета, с которым он отождествляет себя. Это отделение привязывает его к закону, принимающему облик того, что его мать находится в зависимости от объекта, который предстает уже не просто в качестве объекта ее желания, а объекта, который наличествует или нет у Другого. Речь идет об отношении ребенка не с отцом, а с отцовским словом. Отец заявляет о себе, будучи опорой закона, причем заявляет о себе посредством матери. На третьем этапе (такте) отец выступает в качестве того, кто имеет фаллос, а не того, кто сам является фаллосом. Здесь инстанция фаллоса может восстановиться как объект желания матери, а не как объект, которого он может ее лишить. И этот этап знаменует собой исход эдипова комплекса. Если в рамках классического психоанализа аналитики сосредоточивали свою работу на втором этапе (такте), когда последствия комплекса соотносились с всемогуществом отца, то следует, по мысли Ж.Лака-
на, пойти дальше и задуматься над тем, что совершаемая на втором этапе кастрация лишает фаллоса не ребенка, а мать. Фактор могущества в гени-тальном смысле обнаруживается именно на третьем этапе, где отец может дать матери то, что она желает, и в силу чего отношение матери к отцу переносится в реальный план. Именно на этом этапе идентификация ребенка с отцом приводит к возникновению идеала Я. Ж. Лакан выразил также свое несогласие с расхожим пониманием Сверх-Я в психоанализе. У З.Фрейда оно соотносилось с требовательной, суровой инстанцией психики. С точки зрения французского психоаналитика, не следовало представлять себе, будто Сверх-Я является чем-то свирепым, подстерегающим Я, чтобы наброситься на него. Для Ж. Лакана Сверх-Я было расколом, который осуществляется в символической системе, интегрированной субъектом. В этом отношении оно отличается от Я-идеала, являющегося воодушевляющей функцией. В отличие от Я-идеала, Сверх-Я располагается в символической плоскости речи. Сверх-Я однородно понятию закона, т. е. совокупности системы языка. В то же время этот закон безрассудный, в результате чего особенно у невротиков Сверх-Я превращается в отрицание закона. «Сверх-Я — это одновременно закон и его разрушение» [41, с. 140]. Ж.Лакан называл Сверх-Я «страшилищем», соотнесенным с фигурами, имеющими непосредственное отношение к перенесенным ребенком первичным травмам. И нет ничего удивительного, что в процессе анализа пациент может идентифицировать аналитика со своим Сверх-Я. Правда, между пациентом и аналитиком могут складываться такие отношения, когда первый будет идентифицировать второго со своим Я-идеалом. Еще одно отличие структурного психоанализа от классического состояло в своеобразном понимании соотношений между прошлым и будущим. Ж. Лакан считал, что прошлое и будущее в точности соответствуют друг другу. Однако в процессе анализа соответствие между ними проходит не по линии от прошлого к будущему, как это может показаться на первый взгляд, а в плоскости от будущего к прошлому. Лишь благодаря тому, что у пациента есть будущее, аналитик занимается отыскиванием прошлого. Если в рамках классического психоанализа важным концептом является представление о возвращении вытесненного, то объяснение этому феномену может быть найдено, как полагал Ж. Лакан, исходя не из прошлого, а из будущего. Словом, то что видится в качестве возращения вытесненного, является стертым сигналом чего-то, что «получит свое назначение лишь в будущем посредством его символической реализации, его вписывания в историю субъекта» [42, с.211]. С точки зрения 3. Фрейда, выраженной в работах 20-30-х гг., агрессивность изначально присуща человеку. Ж. Лакан попытался углубить поня- СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА тие агрессивности и провел различие между агрессивностью и агрессией. Он считал, что лишь в своем пределе, виртуально, агрессивность превращается в агрессию. Но агрессия не имеет ничего общего с витальной реальностью. Она является экзистенциальным актом, связанным с воображаемым отношением. Пересматривая традиционные представления в рамках психоанализа, Ж. Лакан выступил против двух тенденций, получивших распространение в лоне психоаналитического движения. Он критически отнесся как к психоаналитической психологии объектных отношений, развиваемой в английской школе психоанализа, так и к психоаналитической психологии Я, получившей поддержку в американском психоанализе. Критикуя позицию сторонников объектных отношений, Ж. Лакан выступил прежде всего против понимания М. Балинтом психоанализа как психологии двух людей. На этот момент уже обращалось внимание, когда говорилось о том, что в его представлении речь должна идти о трехсторонних отношениях, включающих в себя язык. В данном контексте важно лишь подчеркнуть то обстоятельство, что «психология двух» воспринималась им в плане таких отношений, которые представляли собой отношения объекта к объекту, а подобное отношение имеет негативные последствия в конкретной терапевтической работе с пациентом. Ведь объективация субъекта с целью признания реальности ведет к упразднению всего регистра символического, а вместе с ним и регистра воображаемого, в результате чего объекты приобретают абсолютное значение. Кроме того, французский психоаналитик показал, что понимание объектного отношения в плоскости удовлетворения, когда объект определяется как объект удовлетворения, ведет к тупикам психоаналитической теории и практики, а акцент на фрустрации как ключевом моменте аналитического процесса мешает подлинному пониманию природы психических заболеваний. В частности, представители психологии объектных отношений не могут выйти из тупика при рассмотрении перехода от прегени-тальной к генитальной стадии развития, поскольку принимают во внимание объективацию субъекта и исключают интерсубъективность. Наконец, понятие объектного отношения в феноменологии перверсий не дает исчерпывающего объяснения догенитальных стадий развития ребенка, поскольку нет, по мнению Ж. Лакана, ни одной формы перверс-ных проявлений, структура которых не опиралась бы в момент переживания на интерсубъективное отношение. Перверсия подразумевает, по его выражению, измерение воображаемой интерсубъективности. В конечном счете в рамках психоанализа более важно исходить не из объектных отношений, а из интерсубъективности, принятия одного субъекта другим. В противном случае не учитывается символическая функция, благодаря КЛАССИЧЕСКИЙ И СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ которой возникает собственно человеческое измерение. В использовании символа с самого начала дана интерсубъективность и именно отсюда начинается воплощение символического в воображаемом переживании субъекта. «Пренебрегая интерсубъективным измерением, исследователь неизбежно попадает в регистр объектного отношения, из которого невозможно выйти и который приводит как к теоретическим, так и практическим тупикам» [43, с. 288]. В отношении психоаналитической психологии Я Ж. Лакан замечал, что ее приверженцы ориентированы на исследование защитных механизмов Я. Но собственное Я структурировано по типу симптома. Внутри субъекта оно является не чем иным, как привилегированным симптомом, т. е. душевной болезнью человека. А это значит, что у представителей психоаналитической психологии Я, акцентирующих внимание на механизмах защиты, составляющих собственное Я, наблюдается двусмысленность в концептуальном понимании Я. Кроме того, их аналитическое вмешательство оказывается не чем иным, как попыткой психоаналитиков нормализовать поведение пациентов исходя из собственного Я. Тем самым получается моделирование одного Я посредством другого Я. И завершением анализа нередко считается достижение идентификации Я пациента с Я аналитика, что, по убеждению Ж. Лакана, не соответствует духу подлинного психоанализа. Что касается признания Х.Хартманом существования автономного Я, то этот, по выражению Ж. Лакана, «херувим психоанализа» фактически отошел от фрейдовского открытия, рассматривавшего Я как источник конфликтов. Общеизвестна формула 3. Фрейда «Там, где было Оно, должно быть Я». Фактически, именно этой формулой руководствуются психоаналитики в своей профессиональной деятельности. Ж. Лакан с пониманием отнесся к фрейдовской формуле. Однако он считал, что многие психоаналитики прибегают к слишком грубому пространственному толкованию ее, когда аналитическая терапия сводится к отвоеванию у Оно некой территории, которая должна стать достоянием сознания. По его мнению, подобное толкование фрейдовской формулы в действительности ведет к созданию миража. На деле Я как бы превращается в Самость, что является окончательным отчуждением субъекта. Между тем, конструирующим в анализе представляется именно акт речи. Поэтому задачей анализа становится не расширение поля Я, а перемещение, затрагивающее как Оно, так и Я. Подобное понимание цели анализа открывало второй смысловой пласт известного изречения 3. Фрейда «Там, где было Оно, должно быть Я». По убеждению Ж. Лакана, в конце анализа субъект (пациент) должен держать речь и вступать в отношения с истинными Другими. Это значит, что фрейдовское изречение может быть прочитано следующим образом: СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА «Там, где был Субъект, должно быть Я». Именно при такой направленности анализа субъект действительно может собрать свое расчлененное тело и усвоить себе свой опыт. В классическом психоанализе использовались такие разные понятия, как «желание» и «любовь». Они не отождествлялись между собой и тем не менее далеко не всегда между ними выявлялись какие-либо содержательные различия. Неудовлетворенный подобным положением Ж. Лакан провел различие между любовью и желанием. Под желанием он понимал предельное отношение, устанавливающееся у всякого организма к удовлетворяющему его объекту. Любовь же соотносилась им не столько с удовлетворением, сколько с бытием. Причем о любви речь идет только там, где наличествует символическое отношение как таковое. Ж. Лакан отличал любовь как воображаемую страсть от активного дара, создаваемого ею в плоскости символического. Любовь того, кто желает быть любимым, оказывается не чем иным, как попыткой захватить другого в ловушку себя самого. Желание быть любимым — это желание заманить любящий объект, закабалить его в особенности себя самого как объекта. В то время как активный дар любви имеет целью восприятие любящего человека не в его особенности, а в его бытии. Любовь как активный дар, а не страсть, нацелена по ту сторону воображаемого пленения, на бытие любимого субъекта. Одно из различий между классическим и структурным психоанализом состояло в ином понимании бессознательного по отношению к фактору времени. 3. Фрейд говорил о том, что бессознательное располагается вне времени. По мнению Ж. Лакана, это верно, но в то же время не верно. Верно в том смысле, что бессознательное находится вне времени в качестве понятия, поскольку само по себе является временем. И если З.Фрейд полагал, что бессознательное характеризуется безвременностью, то французский аналитик ориентировался на раскрытие бессознательного с точки зрения осмысления его временных связей, структурированных в языке. Речь идет не о противопоставлении лакановской временной структуры бессознательного фрейдовской его безвременности, а об изменении Ж.Лаканом психоаналитических представлений о времени как факторе понимания скрытого смысла символического языка бессознательного. В классическом психоанализе безвременность бессознательного в теоретическом плане подчинялась логике психоаналитического сеанса в клинической практике, строго фиксированного во времени и ограниченного 55 минутами. Психоаналитик и пациент находились во власти времени, в течение которого разматывалась нить безвременного бессознательного. Иная картина наблюдалась в структурном психоанализе, поскольку КЛАССИЧЕСКИЙ И СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. Лакан ввел новацию - короткий психоаналитический сеанс, где время подвижно и заранее не задано. В этом случае сам психоаналитик структурировал время и был готов в любую минуту прервать речь пациента, не давая ему возможности собраться с мыслями и не оставляя времени для осмысления сложившейся ситуации. В процессе традиционного психоаналитического сеанса акцент делался на свободных ассоциациях, когда пациент мог говорить о чем угодно, а психоаналитик за этой произвольной речью пытался уловить определенные закономерности, которые в конечном счете сводились им к воспоминаниям детства и бессознательным желаниям индивида. В случае лакановского короткого психоаналитического сеанса пациент оказывался как бы вне времени, ибо стоило ему перейти к изложению чего-то главного и важного, как психоаналитик прерывал его, говоря о том, что на сегодня данный сеанс закончен. Свободные ассоциации имели место уже не столько в процессе самого психоаналитического сеанса, сколько в промежутках между различными сеансами. Речь пациента по необходимости структурировалась, становясь более короткой, афористичной, открывающей тем самым простор для аналитической работы. Психоаналитик стремился раскрыть язык бессознательного, выявляя в преднамеренно сделанных им перерывах сеанса анализа, а также в перерывах речи пациента, связанных с провалами памяти, замешательством и т.д., те скрытые смысловые структуры, которые обусловливают человеческую деятельность. Так лакановское переосмысление фрейдовских идей о структурных составляющих человеческой психики и бессознательном привело к структуралистскому пониманию отношений между субъектом и языком, в соответствии с которым временные связи и зависимости оказываются заданными и структурированными не только психоаналитической ситуацией, но и самим языком, речью Другого. По мнению Ж. Лакана, у пациента наблюдается дезинтеграция его отношения к Другому. Она приводит к колебанию образа собственного Я, создает и нарушает целостность данного образа. В процессе терапевтической деятельности аналитик развертывает свою работу таким образом, чтобы пациент воспринял образ собственного Я в его целостности, к которой у него не было доступа. Если это удается осуществить, то у пациента появится возможность распознать все этапы своего желания и все объекты, составившие суть его собственного образа. Словом, в ходе анализа создается благоприятная почва для того, чтобы путем последовательных идентификаций пациент смог сконструировать историю собственного Я. Анализ предполагает несколько этапов. Первый этап определяется переходом от того, что неизвестно пациенту в собственном Я, к тому образу, где он признает свои проявления воображаемого. Второй этап характеризуется тем, что СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА аналитик занимает место идеала Я пациента. В целом анализ как таковой является «техникой речи», и речь служит средой, в которой происходит движение анализа. «Именно по отношению к функции речи можно провести различие одних пружин анализа от других, раскрыть их собственный смысл и их точное место» [44, с. 342]. Стоит отметить, пожалуй, еще одно соображение, высказанное Ж. Лаканом по поводу того феномена, который не был рассмотрен в рамках классического психоанализа. Речь идет о том, что он назвал «постаналитической паранойей», возникающей в процессе анализа и после него. Интересующийся психоанализом субъект может формулировать для себя проблемы на заранее имеющемся в его распоряжении языке расхожего психоанализа. Этим проблемам он придает соответствующую весомость и тем самым может заработать себе маниакальный психоз. К этому следует добавить, что психоаналитическая литература часто представляет собой, на взгляд Ж. Лакана, своего рода готовый бред и что некоторые субъекты пользуются ею как «магазином готового платья». Таковы некоторые важные идеи, выдвинутые Ж. Лаканом и позволяющие говорить о тех сходствах и различиях, которые имеют место между классическим и структурным психоанализом. В целом можно сказать, что в рамках структурализма был проявлен интерес к проблематике, центрирующим звеном которой служила сама структура бессознательного, независимо от того, воспринималась ли она в качестве основных структурных составляющих разума (К. Леви-Строс), общефункциональных типов человеческого мышления (М.Фуко) или структуризации языка (Ж. Лакан). По мере развития структурного психоанализа в рамках этой проблематики превалирующее место стал занимать лингвистический срез исследования, осмысленный с точки зрения того вклада, который был внесен 3. Фрейдом в рассмотрение бессознательных аспектов речи и языка. ГЛАВА 15 ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ X. КОХУТА
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |