КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регистры психики
Пытаясь осмыслить положение субъекта в его соотнесенности с другим и Другими, Ж. Лакан прибегнул к основополагающей структурной гипотезе, находящей свое отражение в оптике. Эта гипотеза заключается в утверждении того, что каждой точке реального пространства соответствует одна и только одна точка воображаемого пространства. В оптике РЕГИСТРЫ ПСИХИКИ реальное и воображаемое пространства совмещены, но мыслиться они должны как различные. Ж. Лакан приводил следующий пример-демонстрацию. Представьте себе сферическое зеркало и в центре его полусферы поставленный ящик, который является с одной стороны полым. На ящике стоит реальная ваза, а снизу — букет цветов. В результате отражения от сферической поверхности букет окажется в симметричной ему светящейся точке, а все лучи, исходящие из этой точки, попадут в одну и ту же точку, симметричную данной. За пределами глаза лучи расходятся, но для глаза они будут сходящимися и дадут реальное изображение. Реальный букет спрятан, но, если удачно расположиться, то человек увидит появление воображаемого букета. У него создается впечатление реальности. Подобный пример образования иллюзии не объясняет полностью реальные (объективные) и воображаемые отношения. Причем при желании можно сделать воображаемым то, что реально, если вазу поместить внизу, а цветы наверху. Вместе с тем этот пример позволяет, как считал Ж. Лакан, проиллюстрировать то, что вытекает из тесного переплетения в психическом аппарате воображаемого и реального миров. Если прибегнуть к аналогии, то полый ящик можно сравнить с телом, букет цветов — с желаниями и объектами желаний, зеркальную сферу — с корой головного мозга, а глаз, являющийся символом субъекта, — с раздражителем коры головного мозга. Чтобы воображаемое могло включать реальное и одновременно оформлять его или реальное включало и одновременно определяло положение воображаемого, необходимо, чтобы глаз занимал определенную позицию. Иными словами, в отношении между реальным и воображаемым все зависит от положения, которое определяется его местом в мире символического, т.е. в мире речи. Согласно Ж. Лакану структура воображаемого порядка является центральной структурой человеческого опыта. Функция воображаемого охватывает все многообразие пережитого субъектом и поэтому встречается во множестве различных форм, которые оказываются не чем иным, как гештальт-ловушками. Понятие воображаемого может относиться как к связи субъекта с его образующими идентификациями, так и к его связи с реальным, характеризующимся иллюзорностью. Но функция воображаемого участвует в психической жизни в качестве символа. У Ж. Лакана символическое отождествляется с языком. Именно язык присоединяется к первым опытам человека, и сама жизненная необходимость делает человеческую среду символической. Посредством символического происходит конструирование человеческого существа как такового. Язык мыслится как некоторая решетка, сеть, наложенная на совокупность вещей, на всю сумму реального. Она вписывает в плоскость СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. ЛАКАНА реального иной план, который является символическим. И приблизиться к реальному можно только посредством символического. Символическое - это то, что человек определяет себя посредством закона. Именно символическое отношение определяет положение субъекта в качестве видящего. Именно слово как символическая функция определяет степень полноты, приблизительности воображаемого. В этом плане Я-идеал управляет игрой отношений, от которой зависит отношение к Другому. В свою очередь от отношения к Другому зависит то, насколько удовлетворительно структурировано воображаемое. В понимании Ж. Лакана Реальное связано с непосредственными жизненными функциями субъекта, Воображаемое — с психическими представлениями, соотнесенными с его жизненными функциями, а Символическое— с теми представлениями, которые опосредованы языком и преобразованы этим опосредованием. Соответственно, можно говорить о субъекте, представленном в трех ипостасях: • на уровне Реального субъект является субъектом потребности; • на уровне Воображаемого — субъектом желания; • на уровне Символического — субъектом словесно выраженного требования. требование, т. е. адресоваться Другому. Для своей реализации желание субъекта должно стать его требованием и, таким образом, возникает диалектика желания и требования. В рамках требования субъект и Другой находятся в отношениях взаимности. Но поскольку желание субъекта зависит от требования Другого, то и то, чего требует Другой, зависит от субъекта. В свете подобного рассмотрения становятся более понятными психические конфликты, переживаемые невротиками, поскольку у них наблюдается расщепление между желанием (регистр Воображаемого) и требованием (регистр Символического). Невротик испытывает потребность в том, чтобы где-то реализовалось его желание, но он не знает, чего требует, или требует того, что не способствует реализации желания. Потребность проходит через фильтр требования, происходит искажение потребности, а желание предстает в форме абсолютного условия по отношению к Другому, когда, в частности, сексуальное желание становится безусловностью требования любви. Желание занимает место и как-то организовывается в виртуальном пространстве между зовом удовлетворения и требованием любви. Как таковое оно выходит за рамки лежащего на уровне удовлетворения ответа и требует ответа абсолютного. Здесь возникает противоречие, поскольку Другой оказывается одержим желанием, изначально чуждым субъекту. 44О РЕГИСТРЫ ПСИХИКИ Не в состоянии справиться со сложившейся ситуацией, субъект выстраивает невротические структуры, в зависимости от которых могут возникать такие проявления, которые психоаналитики относят к истерии или неврозу навязчивых состояний. Для Ж. Лакана одна из существенных проблем субъекта состоит в сведении желания к требованию. Желание возникает в просвете, которое открывает в требовании речь. Но тем самым оно находится по ту сторону всякого конкретного требования. Поэтому всякая попытка свести желание к чему-то, требующему своего удовлетворения, наталкивается на внутреннее противоречие. Здесь как раз и дают знать о себе рассогласования между Реальным, Воображаемым и Символическим. Без трех систем соотнесений или регистров психики (Воображаемое, Символическое, Реальное) невозможно, согласно Ж. Лакану, понять что-либо ни во фрейдовской технике и опыте, ни в человеческой жизни. Трехчастность Символического, Воображаемого, Реального относится к измерению бытия. Только в его измерение, а не в измерение Реального, могут быть вписаны три основные страсти: • на стыке Символического и Воображаемого — любовь; • на стыке Воображаемого и Реального — ненависть; • на стыке Реального и Символического - неведение. При символической реализации субъекта в речи любовь направлена на бытие Другого. Без речи имеет место воображаемое завораживание, а не любовь. Если любовь стремится к развитию бытия Другого, то ненависть хочет его отрицания, падения, ниспровержения. Воображаемое измерение ненависти связано с тем, что разрушение Другого является одним из полюсов структуры интерсубъективного отношения. Если субъект стремится к поиску истины, то он оказывается в измерении неведения. Из этого измерения возникает способность к достижению бытия Другого. Речь идет также об определении функции Другого в установлении адекватности Воображаемого и Реального. Многие люди, включая психоаналитиков, часто путают Я с субъектом. Однако о развитии Я можно говорить тогда, когда субъект включен в символическую систему и утверждается в результате осуществления подлинной речи. Причем именно символизация определяет позицию, исходя из которой субъект может внести в игру Воображаемое и Реальное и тем самым завладеть своим развитием. В понимании Ж. Лакана собственное Я человека является воображаемой функцией. Оно не сливается с субъектом. Собственное Я оказывается скорее миражом, элементом объектных отношений субъекта. Оно носит принципиально отчужденный характер зеркального отражения. И задача состоит в том, чтобы определить место Воображаемого в структуре Сим- структурный психоанализ ж. лакана волического, место субъекта в символическом порядке. Смысл анализа как раз и состоит в том, чтобы узнать, какую функцию берет на себя субъект в символическом порядке. Чтобы постичь смысл действий пациента в ходе аналитического процесса, следует исходить из понятия Символического. Таким образом, выделение Ж. Лаканом трех регистров психики имело не только эвристическое значение, связанное с разработкой концептуальных положений структурного психоанализа, но и практическую составляющую, имеющую непосредственное отношение к клинической деятельности. В частности, оно способствовало пониманию того, что механическое подключение сексуального влечения происходит под воздействием образов, т. е. на воображаемом отношении. Стало быть, либидозное влечение сфокусировано функцией Воображаемого. Отсюда вытекает одно важное, особенно для клиники, положение, сводящееся к тому, что сексуальное поведение поразительным образом попадается на обман. Через призму Воображаемого, Символического и Реального Ж. Лакан рассматривал как возникновение психических расстройств, так и возможности их устранения в аналитическом процессе. Так, свойственная психотику структура соотносилась с символическим ирреальным. Психотический субъект характеризовался как утративший сознание реальности, но не нашедший ему никакой воображаемой замены. Мазохизм трактовался как располагающийся на стыке Воображаемого и Символического. Здесь же, по Ж. Лакану, располагалось и то, что у 3. Фрейда выступало в виде инстинкта смерти. В понимании французского психоаналитика у психотика наблюдается раздвоение между Другим как местопребыванием речи, и другим как двойником, перед лицом которого субъект оказывается в положении собственного зеркального образа. Большой Другой может быть сведен к маленькому другому, воображаемому другому, что будет соответствовать восполнению Символического Воображаемым. Исчезновение же двойственности как раз и обусловливает, по выражению Ж. Лакана, «те многочисленные трудности, которые психотик испытывает, когда пытается удержать себя в Реальном человеческом — другими словами, в Реальном символическом» [30, с. 13]. С точки зрения французского психоаналитика, аналитический опыт разворачивается на стыке Воображаемого и Символического. Именно на этой границе разыгрывается вся деятельность анализа, значительная часть которого должна представлять собой исследование тупиков опыта Воображаемого. Словом, в процессе аналитической работы проблема состоит в сопряжении Символического и Воображаемого при конструировании Реального. ТЕХНИКА И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПСИХОАНАЛИЗА
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |