Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дональд Винникотт




О


ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БАЗИСНЫЙ ДЕФЕКТ

Регрессия в аналитической ситуации приводит к появлению желаний и просьб со стороны пациента. И если в рамках классического психоана­лиза неукоснительно действует правило абстиненции (отказ в удовлетво­рении желаний пациента), то новое понимание аналитического процесса соотносится с тем, что аналитик может позитивно ответить на возникшие запросы пациента, т. е. удовлетворить их. В такой позиции просматрива­лось явное влияние Ш. Ференци, который в свое время предлагал «актив­ный анализ» и метод «изнеживания», предполагающий установку на удов­летворение некоторых желаний пациента, подобно тому, как заботливая мать удовлетворяет запросы ребенка.

Вместе с тем М. Балинт исходил из того, что удовлетворение возник­ших в аналитической ситуации желаний пациента не подменяет собой интерпретацию, а дополняет ее. Важно, что в фазе нового начала пациент получает помощь в освобождении от запутанных форм отношений с его объектами любви и ненависти, приходит к более простым и менее сковы­вающим его формам, т.е. к первичной объектной любви или первичным объектным отношениям.

Стало быть, в фазе нового начала в аналитической ситуации психоана­литик может взять на себя многие функции первичных объектов. Такова, согласно М. Балинту, новая техника анализа, в соответствии с которой психо­аналитик принимает желание пациента как часть терапевтического процесса и своим поведением или своими интерпретациями не пытается затормозить раз­витие событий. «Он должен быть рядом, он должен быть уступчивым; он не должен оказывать чрезмерного сопротивления; он, конечно же, дол­жен быть неуничтожимым и он должен дать возможность своим пациен­там жить с ним в состоянии некоего гармоничного сочетания» [5, с. 183].

Позитивная сторона данной техники состоит в том, что по отношению к некоторым пациентам она действительно является эффективной, так как в фазе нового начала они покидают свой примитивный мир и происходит улучшение их психического состояния. Однако психоаналитику прихо­дится иметь дело и с такими пациентами, когда удовлетворение их прими­тивных желаний сопровождается появлением новых желаний или притя­заний, что приводит к злокачественной зависимости. За несбывшимися или нереалистичными ожиданиями таких пациентов следует нескончае­мое страдание. Аналитик оказывается в такой трудной ситуации, когда ему становится сложно оказывать сопротивление возникшей у подобных паци­ентов зависимости. Все это может привести к такому исходу, при котором изменения будут ожидаться во внешнем окружении (со стороны аналитика, попавшего во власть контрпереноса), а не во внутреннем мире пациента.

М. Балинт осознавал как позитивную, так и негативную стороны пред­ложенной им техники анализа. Не случайно он провел различие не только


ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (М. БАЛИНТ и др.)

между доброкачественной и злокачественной формами регрессии, но и между регрессией ради признания (признание аналитиком внутренней жизни и индивидуальности пациента) и регрессией ради удовольствия (удов­летворение инстинктивных влечений пациента посредством действий, исходящих от аналитика как объекта аналитических отношений).

В целом М. Балинт пришел к мысли, что регрессия является не только внутрипсихическим, но и межличностным феноменом. Последний аспект регрессии имеет решающее значение в рамках аналитической терапии, поскольку проявление конкретной формы регрессии зависит не только от личности пациента и его заболевания, но и от объекта. Словом, рег­рессию следует рассматривать в качестве целостного симптома взаимо­действия между пациентом и аналитиком. Причем это взаимодействие характеризуется тем, как аналитик узнает регрессию, как принимает ее и как именно отвечает на нее.

Осмысление проблемы регрессии в аналитической ситуации привело М. Балинта к рассмотрению вопроса о наиболее важных факторах пси­хоаналитической терапии, к которым относятся интерпретация и объ­ектные отношения, а также об исцеляющей силе отношений. Он исхо­дил из того, что, наряду с интерпретацией, важную часть терапевтической задачи составляют создание и поддержание реальных отношений с пациента­ми, особенно теми, кто находится в состоянии регрессии. Ему представлялось, что терапевтическим эффектом обладают не только внутрипсихические процессы, но и межличностные отношения, т.е. объектные отношения, представляющие собой взаимодействие двух персон и основанные как на вербальных выражениях, так и на ощущении соответствующей атмо­сферы в отношениях.

Если психоаналитик готов рассматривать регрессию пациента в анали­тическом процессе не через призму бессознательных влечений последнего, а под углом зрения объектных отношений, то перед ним возникает вопрос о том, какая форма объектных отношений будет адекватной и окажет тера­певтический эффект на регрессировавшего пациента. Психоаналитики по-разному отвечали на подобный вопрос. В отличие от тех, кто придержи­вался классической установки на статус аналитика как зеркала, лишь отра­жающего переживания пациента, М. Балинт придерживался точки зрения, в соответствии с которой аналитик должен принять потребность пациента в установлении объектных отношений и позволить ему создавать, а также поддер­живать их в аналитической ситуации. Что касается интерпретаций со сторо­ны аналитика, то впоследствии они могут положить начало и способство­вать терапевтической реорганизации отношений с реальностью.

Поскольку именно базисный дефект определяет, с точки зрения М. Балинта, доступные для пациента формы объектных отношений, то,


ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БАЗИСНЫЙ ДЕФЕКТ

следовательно, задача терапии должна состоять в том, чтобы «погасить» эту активность путем создания условий, в которых базисный дефект мог бы «зарубцеваться». Это означает, что нужно позволить пациенту регрессировать к той форме объектных отношений, в которой возникло исходное состояние дефицита. По мере того, как пациент сможет отка­заться от своих предшествующих реакций, обусловленных примитивны­ми формами объектных отношений, можно будет создавать новые, более гибкие стратегии поведения, позволяющие ему не столько защищаться от реальности, сколько приспосабливаться к ней без излишнего проти­востояния и напряжения.

Говоря о терапевтической ценности регрессии, М. Балинт обратил внимание на три негативных аспекта предшествующей аналитической техники и в соответствии с ними предложил следующие рекомендации. Во-первых, аналитику не стоит прибегать к интерпретациям всего и вся в качестве переноса, что подталкивает пациентов в окнофилический мир, где преобладают отношения зависимости. Кроме того, аналитик дол­жен избегать фиксации на единственной форме объектных отношений, полезной в терапии других пациентов, и быть готовым перейти вместе со своим пациентом от окнофилического к филобатическому миру и даже к первичным примитивным отношениям.

Во-вторых, подчас аналитик должен позволить пациенту обращать­ся с собой, как с неким первичным объектом, позволить ему опереться на себя и не оказывать этому слишком сильного сопротивления, которое возможно лишь в степени, не препятствующей движению вперед.

В-третьих, аналитик должен избегать того, чтобы превращаться во все­могущую фигуру в глазах пациента. Его роль сводится к поддержанию рег-рессированного пациента, и его не должен беспокоить вопрос о сохране­нии четких границ между собой и пациентом.

Если принять эти идеи в качестве руководства к осуществлению анали­тической терапии, то в этом случае проблема, связанная с допустимостью или запрещением удовлетворять желания и притязания регрессировавше­го пациента, оказывается не такой неразрешимой, как это представляет­ся психоаналитикам, слепо следующим правилу абстиненции. «На самом деле, — замечал М. Балинт, — проблема заключается не в том, удовлетво­рять ли потребности регрессировавшего пациента или фрустрировать его, а в том, какое влияние окажет реакция аналитика на отношения между ним и пациентом и какие это может иметь последствия для даль­нейшего хода лечения» [6, с. 223-224].

В конечном счете цель аналитической терапии состоит в том, чтобы дать возможность пациенту принять самого себя таким, каков он есть, т. е. найти самого себя и поладить с собой. Необходимо позволить пациенту


ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (М. БАЛИНТ и др.)

обрести собственный путь в мир объектов, а не наставлять его на «истин­ный» путь при помощи нравоучительных интерпретаций. Аналитик лишь создает благоприятную среду, более подходящую ситуацию, а не предос­тавляет пациенту «первичную любовь», излишнее удовлетворение или защиту. Эти соображения могли бы служить, согласно М. Балинту, критери­ем при решении вопроса, удовлетворять ли какое-то конкретное желание пациента, идя ему навстречу, или оставлять его неудовлетворенным.

Дональд Винникотт — английский педиатр, детский психиатр и психо­аналитик. Родился в Плаймоуте (Англия) в 1896 г. в семье, принадлежащей состоятельному среднему классу. Был младшим из трех детей, рос в любви и заботе со стороны родителей и старших сестер. Рос послушным ребен­ком, но в возрасте девяти лет испачкал кляксами свои тетради и на год отложил сдачу экзаменов. Занимался различными видами спорта и был лучшим бегуном в школе. Решив стать врачом, начал изучение медицины в Кембридже, которое было прервано призывом в армию во время Пер­вой мировой войны. В 1920 г. окончил Королевский медицинский кол­ледж. В 1923 г. женился на Алисе Тэйлор и поступил на работу в качестве врача в больницу Педдингтон Грин в Лондоне. На протяжении последую­щих сорока лет работал в данной больнице и в детском Королевском гос­питале, где имел дело почти с 60 тыс. детей, их родителями, бабушками и дедушками. На терапевтических сеансах в больнице Педдингтон Грин использовал разработанную им технику «игры в каракули».

Будучи педиатром, Д. Винникотт заинтересовался психоаналитиче­скими идеями. В 1923 г. прошел анализ у английского психоаналитика Дж. Стречи, который был переводчиком работ З.Фрейда и подготовил английское 24-томное издание его трудов. В 1927 г. он был принят в Бри­танское психоаналитическое общество, в 1934г. получил квалификацию психоаналитика, работающего со взрослыми людьми, в 1935 г. — квалифи­кацию детского психоаналитика. В дальнейшем он прошел личный анализ у Дж. Ривьер, обучался у Дж. Рикмана и М. Кляйн. В 1935 г. прочел на засе­дании Британского психоаналитического общества доклад «Маниакаль­ная защита», который был опубликован лишь в 1958г., когда его ученик М. Хан подготовил к публикации первый сборник работ своего учителя.

В начале своего психоаналитического обучения Д. Винникотт придер­живался традиции кляйнинской школы. Однако со временем он переос­мыслил ряд идей этой школы и выступил против ее радикализма в пси­хоанализе, что нашло свое отражение, в частности, в его статье «Мое личное отношение к вкладу Мелани Кляйн в понимание ранних стадий


ДОНАЛЬД ВИННИКОТТ

эмоционального развития» (1962). После раскола Британского психоана­литического общества на фрейдистов и кляйнианцев, он вошел в ту груп­пу британских психоаналитиков, которые заняли независимую позицию в чем-то соглашаясь, а в чем-то расходясь с психоаналитическими концеп­циями А. Фрейд и М. Кляйн.

Во время второй мировой войны Д. Винникотт имел возможность работать с детьми, имеющими серьезные нарушения, обусловленные эва­куацией из Лондона, других городов и отрывом от своих семей. В качест­ве психиатра он был консультантом Правительственного эвакуационно­го проекта, что позволило глубже понять важную роль матери в жизни ребенка. В 1951 г. он вступил во второй брак, женившись на Кларе Брит-тон, которая была социальным работником, имевшим психиатрическую подготовку, и с которой он сотрудничал в военные годы. После войны на протяжении более двух десятилетий Д. Винникотт работал в детском отделе Института психоанализа, читал лекции, вел частную практику. Два­жды избирался президентом Британского психоаналитического общест­ва, был членом ЮНЕСКО.

В своем поведении Д. Винникотт был естественным, живым, но непре­клонным человеком, отстаивавшим свои взгляды и в то же время не навя­зывающим их никому. По свидетельству одного из его учеников, когда ему посоветовали прочесть книгу Л. Триллинга «Фрейд и кризис нашей культуры» (1955), он сложил руки перед лицом и мягко отказался от про­чтения, произнеся буквально следующее: «Если мне будет скучно, я засну на первой же странице, а если интересно, то уже после первой страницы начну книгу переписывать». В преклонном возрасте Д. Винникотт ездил на велосипеде, закинув ноги на руль, а также водил автомобиль, подчас высунув голову через крышу и давя тростью на газ. Известен случай, когда 71-летнему Д. Винникотту полиция сделала предупреждение за своеобраз­ный способ езды на велосипеде.

Он умер в Лондоне 28 января 1971 г.

 

Д. Винникотт — автор ряда статей, включая «Наблюдение за младенца­ми в стандартной ситуации» (1941), «Примитивное эмоциональное разви­тие» (1945), «Ненависть при контрпереносе» (1947), «Переходные объек­ты и переходный феномен» (1953), «Метапсихологические и клинические аспекты регрессии в рамках психоанализа» (1954), «Клинические разно­видности переноса» (1955), «Способность к одиночеству» (1958), «Иска­жение Я в форме истинной и ложной Самости» (1960), «Зависимость при уходе за младенцами и детьми в психоаналитической ситуации» (1963), «Использование объекта» (1969), а также таких книг, как «Клинические заметки о нарушениях в детском возрасте» (1931), «Нормально любя­щая мать и ее ребенок» (1949), «Мать и ребенок» (1957), «От педиатрии

13 - 3550


ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (М. БАЛИНТ и др.)

к психоанализу» (1958), «Ребенок, семья и внешний мир» (1964), «Семья и индивидуальное развитие» (1965), «Терапевтические консультации в детской психиатрии» (1971), «Игра и реальность» (1971), «"Пигля": Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки» (1977).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.