КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дональд Винникотт
О ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БАЗИСНЫЙ ДЕФЕКТ Регрессия в аналитической ситуации приводит к появлению желаний и просьб со стороны пациента. И если в рамках классического психоанализа неукоснительно действует правило абстиненции (отказ в удовлетворении желаний пациента), то новое понимание аналитического процесса соотносится с тем, что аналитик может позитивно ответить на возникшие запросы пациента, т. е. удовлетворить их. В такой позиции просматривалось явное влияние Ш. Ференци, который в свое время предлагал «активный анализ» и метод «изнеживания», предполагающий установку на удовлетворение некоторых желаний пациента, подобно тому, как заботливая мать удовлетворяет запросы ребенка. Вместе с тем М. Балинт исходил из того, что удовлетворение возникших в аналитической ситуации желаний пациента не подменяет собой интерпретацию, а дополняет ее. Важно, что в фазе нового начала пациент получает помощь в освобождении от запутанных форм отношений с его объектами любви и ненависти, приходит к более простым и менее сковывающим его формам, т.е. к первичной объектной любви или первичным объектным отношениям. Стало быть, в фазе нового начала в аналитической ситуации психоаналитик может взять на себя многие функции первичных объектов. Такова, согласно М. Балинту, новая техника анализа, в соответствии с которой психоаналитик принимает желание пациента как часть терапевтического процесса и своим поведением или своими интерпретациями не пытается затормозить развитие событий. «Он должен быть рядом, он должен быть уступчивым; он не должен оказывать чрезмерного сопротивления; он, конечно же, должен быть неуничтожимым и он должен дать возможность своим пациентам жить с ним в состоянии некоего гармоничного сочетания» [5, с. 183]. Позитивная сторона данной техники состоит в том, что по отношению к некоторым пациентам она действительно является эффективной, так как в фазе нового начала они покидают свой примитивный мир и происходит улучшение их психического состояния. Однако психоаналитику приходится иметь дело и с такими пациентами, когда удовлетворение их примитивных желаний сопровождается появлением новых желаний или притязаний, что приводит к злокачественной зависимости. За несбывшимися или нереалистичными ожиданиями таких пациентов следует нескончаемое страдание. Аналитик оказывается в такой трудной ситуации, когда ему становится сложно оказывать сопротивление возникшей у подобных пациентов зависимости. Все это может привести к такому исходу, при котором изменения будут ожидаться во внешнем окружении (со стороны аналитика, попавшего во власть контрпереноса), а не во внутреннем мире пациента. М. Балинт осознавал как позитивную, так и негативную стороны предложенной им техники анализа. Не случайно он провел различие не только ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (М. БАЛИНТ и др.) между доброкачественной и злокачественной формами регрессии, но и между регрессией ради признания (признание аналитиком внутренней жизни и индивидуальности пациента) и регрессией ради удовольствия (удовлетворение инстинктивных влечений пациента посредством действий, исходящих от аналитика как объекта аналитических отношений). В целом М. Балинт пришел к мысли, что регрессия является не только внутрипсихическим, но и межличностным феноменом. Последний аспект регрессии имеет решающее значение в рамках аналитической терапии, поскольку проявление конкретной формы регрессии зависит не только от личности пациента и его заболевания, но и от объекта. Словом, регрессию следует рассматривать в качестве целостного симптома взаимодействия между пациентом и аналитиком. Причем это взаимодействие характеризуется тем, как аналитик узнает регрессию, как принимает ее и как именно отвечает на нее. Осмысление проблемы регрессии в аналитической ситуации привело М. Балинта к рассмотрению вопроса о наиболее важных факторах психоаналитической терапии, к которым относятся интерпретация и объектные отношения, а также об исцеляющей силе отношений. Он исходил из того, что, наряду с интерпретацией, важную часть терапевтической задачи составляют создание и поддержание реальных отношений с пациентами, особенно теми, кто находится в состоянии регрессии. Ему представлялось, что терапевтическим эффектом обладают не только внутрипсихические процессы, но и межличностные отношения, т.е. объектные отношения, представляющие собой взаимодействие двух персон и основанные как на вербальных выражениях, так и на ощущении соответствующей атмосферы в отношениях. Если психоаналитик готов рассматривать регрессию пациента в аналитическом процессе не через призму бессознательных влечений последнего, а под углом зрения объектных отношений, то перед ним возникает вопрос о том, какая форма объектных отношений будет адекватной и окажет терапевтический эффект на регрессировавшего пациента. Психоаналитики по-разному отвечали на подобный вопрос. В отличие от тех, кто придерживался классической установки на статус аналитика как зеркала, лишь отражающего переживания пациента, М. Балинт придерживался точки зрения, в соответствии с которой аналитик должен принять потребность пациента в установлении объектных отношений и позволить ему создавать, а также поддерживать их в аналитической ситуации. Что касается интерпретаций со стороны аналитика, то впоследствии они могут положить начало и способствовать терапевтической реорганизации отношений с реальностью. Поскольку именно базисный дефект определяет, с точки зрения М. Балинта, доступные для пациента формы объектных отношений, то, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БАЗИСНЫЙ ДЕФЕКТ следовательно, задача терапии должна состоять в том, чтобы «погасить» эту активность путем создания условий, в которых базисный дефект мог бы «зарубцеваться». Это означает, что нужно позволить пациенту регрессировать к той форме объектных отношений, в которой возникло исходное состояние дефицита. По мере того, как пациент сможет отказаться от своих предшествующих реакций, обусловленных примитивными формами объектных отношений, можно будет создавать новые, более гибкие стратегии поведения, позволяющие ему не столько защищаться от реальности, сколько приспосабливаться к ней без излишнего противостояния и напряжения. Говоря о терапевтической ценности регрессии, М. Балинт обратил внимание на три негативных аспекта предшествующей аналитической техники и в соответствии с ними предложил следующие рекомендации. Во-первых, аналитику не стоит прибегать к интерпретациям всего и вся в качестве переноса, что подталкивает пациентов в окнофилический мир, где преобладают отношения зависимости. Кроме того, аналитик должен избегать фиксации на единственной форме объектных отношений, полезной в терапии других пациентов, и быть готовым перейти вместе со своим пациентом от окнофилического к филобатическому миру и даже к первичным примитивным отношениям. Во-вторых, подчас аналитик должен позволить пациенту обращаться с собой, как с неким первичным объектом, позволить ему опереться на себя и не оказывать этому слишком сильного сопротивления, которое возможно лишь в степени, не препятствующей движению вперед. В-третьих, аналитик должен избегать того, чтобы превращаться во всемогущую фигуру в глазах пациента. Его роль сводится к поддержанию рег-рессированного пациента, и его не должен беспокоить вопрос о сохранении четких границ между собой и пациентом. Если принять эти идеи в качестве руководства к осуществлению аналитической терапии, то в этом случае проблема, связанная с допустимостью или запрещением удовлетворять желания и притязания регрессировавшего пациента, оказывается не такой неразрешимой, как это представляется психоаналитикам, слепо следующим правилу абстиненции. «На самом деле, — замечал М. Балинт, — проблема заключается не в том, удовлетворять ли потребности регрессировавшего пациента или фрустрировать его, а в том, какое влияние окажет реакция аналитика на отношения между ним и пациентом и какие это может иметь последствия для дальнейшего хода лечения» [6, с. 223-224]. В конечном счете цель аналитической терапии состоит в том, чтобы дать возможность пациенту принять самого себя таким, каков он есть, т. е. найти самого себя и поладить с собой. Необходимо позволить пациенту ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (М. БАЛИНТ и др.) обрести собственный путь в мир объектов, а не наставлять его на «истинный» путь при помощи нравоучительных интерпретаций. Аналитик лишь создает благоприятную среду, более подходящую ситуацию, а не предоставляет пациенту «первичную любовь», излишнее удовлетворение или защиту. Эти соображения могли бы служить, согласно М. Балинту, критерием при решении вопроса, удовлетворять ли какое-то конкретное желание пациента, идя ему навстречу, или оставлять его неудовлетворенным. Дональд Винникотт — английский педиатр, детский психиатр и психоаналитик. Родился в Плаймоуте (Англия) в 1896 г. в семье, принадлежащей состоятельному среднему классу. Был младшим из трех детей, рос в любви и заботе со стороны родителей и старших сестер. Рос послушным ребенком, но в возрасте девяти лет испачкал кляксами свои тетради и на год отложил сдачу экзаменов. Занимался различными видами спорта и был лучшим бегуном в школе. Решив стать врачом, начал изучение медицины в Кембридже, которое было прервано призывом в армию во время Первой мировой войны. В 1920 г. окончил Королевский медицинский колледж. В 1923 г. женился на Алисе Тэйлор и поступил на работу в качестве врача в больницу Педдингтон Грин в Лондоне. На протяжении последующих сорока лет работал в данной больнице и в детском Королевском госпитале, где имел дело почти с 60 тыс. детей, их родителями, бабушками и дедушками. На терапевтических сеансах в больнице Педдингтон Грин использовал разработанную им технику «игры в каракули». Будучи педиатром, Д. Винникотт заинтересовался психоаналитическими идеями. В 1923 г. прошел анализ у английского психоаналитика Дж. Стречи, который был переводчиком работ З.Фрейда и подготовил английское 24-томное издание его трудов. В 1927 г. он был принят в Британское психоаналитическое общество, в 1934г. получил квалификацию психоаналитика, работающего со взрослыми людьми, в 1935 г. — квалификацию детского психоаналитика. В дальнейшем он прошел личный анализ у Дж. Ривьер, обучался у Дж. Рикмана и М. Кляйн. В 1935 г. прочел на заседании Британского психоаналитического общества доклад «Маниакальная защита», который был опубликован лишь в 1958г., когда его ученик М. Хан подготовил к публикации первый сборник работ своего учителя. В начале своего психоаналитического обучения Д. Винникотт придерживался традиции кляйнинской школы. Однако со временем он переосмыслил ряд идей этой школы и выступил против ее радикализма в психоанализе, что нашло свое отражение, в частности, в его статье «Мое личное отношение к вкладу Мелани Кляйн в понимание ранних стадий ДОНАЛЬД ВИННИКОТТ эмоционального развития» (1962). После раскола Британского психоаналитического общества на фрейдистов и кляйнианцев, он вошел в ту группу британских психоаналитиков, которые заняли независимую позицию в чем-то соглашаясь, а в чем-то расходясь с психоаналитическими концепциями А. Фрейд и М. Кляйн. Во время второй мировой войны Д. Винникотт имел возможность работать с детьми, имеющими серьезные нарушения, обусловленные эвакуацией из Лондона, других городов и отрывом от своих семей. В качестве психиатра он был консультантом Правительственного эвакуационного проекта, что позволило глубже понять важную роль матери в жизни ребенка. В 1951 г. он вступил во второй брак, женившись на Кларе Брит-тон, которая была социальным работником, имевшим психиатрическую подготовку, и с которой он сотрудничал в военные годы. После войны на протяжении более двух десятилетий Д. Винникотт работал в детском отделе Института психоанализа, читал лекции, вел частную практику. Дважды избирался президентом Британского психоаналитического общества, был членом ЮНЕСКО. В своем поведении Д. Винникотт был естественным, живым, но непреклонным человеком, отстаивавшим свои взгляды и в то же время не навязывающим их никому. По свидетельству одного из его учеников, когда ему посоветовали прочесть книгу Л. Триллинга «Фрейд и кризис нашей культуры» (1955), он сложил руки перед лицом и мягко отказался от прочтения, произнеся буквально следующее: «Если мне будет скучно, я засну на первой же странице, а если интересно, то уже после первой страницы начну книгу переписывать». В преклонном возрасте Д. Винникотт ездил на велосипеде, закинув ноги на руль, а также водил автомобиль, подчас высунув голову через крышу и давя тростью на газ. Известен случай, когда 71-летнему Д. Винникотту полиция сделала предупреждение за своеобразный способ езды на велосипеде. Он умер в Лондоне 28 января 1971 г. Д. Винникотт — автор ряда статей, включая «Наблюдение за младенцами в стандартной ситуации» (1941), «Примитивное эмоциональное развитие» (1945), «Ненависть при контрпереносе» (1947), «Переходные объекты и переходный феномен» (1953), «Метапсихологические и клинические аспекты регрессии в рамках психоанализа» (1954), «Клинические разновидности переноса» (1955), «Способность к одиночеству» (1958), «Искажение Я в форме истинной и ложной Самости» (1960), «Зависимость при уходе за младенцами и детьми в психоаналитической ситуации» (1963), «Использование объекта» (1969), а также таких книг, как «Клинические заметки о нарушениях в детском возрасте» (1931), «Нормально любящая мать и ее ребенок» (1949), «Мать и ребенок» (1957), «От педиатрии 13 - 3550 ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (М. БАЛИНТ и др.) к психоанализу» (1958), «Ребенок, семья и внешний мир» (1964), «Семья и индивидуальное развитие» (1965), «Терапевтические консультации в детской психиатрии» (1971), «Игра и реальность» (1971), «"Пигля": Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки» (1977).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |