КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Младенческая депрессивная позиция
По мнению М. Кляйн возникающие у младенца страхи преследования, включая страх преследования «плохой» грудью матери, страх быть отравленным и съеденным, играют важную роль в развитии паранойи и шизофрении. Широко распространенные в период первых нескольких месяцев жизни, эти феномены позднее обнаруживаются в симптоматической картине шизофрении. Подобные состояния в ранний период жизни первоначально были названы М. Кляйн «фазой преследования», затем — «параноидной позицией» и, наконец, «параноидно-шизоидной позицией». Последний термин был использован ею как некий синтез взглядов Р.Д.Фейрберна, писавшего о «шизоидной позиции», с ее собственными ранними представлениями. Если страхи преследования слишком сильны, то ребенок не в состоянии преодолеть параноидно-шизоидную позицию. В дальнейшем эта позиция перерастает в депрессивную, способствующую развитию признаков маниакально-депрессивных расстройств. Словом, как считала М. Кляйн, депрессивная позиция играет центральную роль в раннем детском развитии, хотя последствия преодоления ее зависят от успешности преодоления предшествующей ей фазы, т.е. параноидно-шизоидной позиции. Размышляя о параноидно-шизоидной и депрессивной позициях, М. Кляйн исходила из того, что между ними не может быть проведена МЛАДЕНЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ четкая демаркационная линия. Между этими позициями всегда имеются некоторые колебания, что является частью нормального развития. Другое дело, что «преодоление параноидно-шизоидной и депрессивной позиций, происходящее в течение первых лет детства, играет существенно важную роль в инфантильном неврозе» [10, с.449]. Следует иметь в виду, что говоря о параноидной и депрессивной фазах развития ребенка, М. Кляйн предпочла использовать термин «позиция». Этот термин представлялся ей наиболее адекватно отражающим существо дела, связанного не с наличием какой-то обособленной ступени инфантильного развития, а в ряде случаев с позднейшей жизнью человека. Соответствующие группировки тревог и защит рассматривались ею как впервые появляющиеся на самых ранних стадиях развития. Однако они воспринимались ею как не ограничивающиеся их пределами, а вновь и вновь возникающие в течение первых лет жизни, а при определенных обстоятельствах, и в ходе всей последующей жизни. В представлении М. Кляйн эмоциональное развитие ребенка осуществляется следующим образом. Новорожденный младенец «страдает от тревоги преследования, которую пробуждают процесс рождения и утрата внутриутробного состояния» [ 11, с. 343]. В течение первых нескольких месяцев жизни возможные состояния интеграции у ребенка весьма кратковременны. На передний план выходят не достижения интеграции, а скорее страх преследования, депрессивная тревога, процессы расщепления. В дальнейшем с прогрессом в интеграции и синтезе противоположных эмоций по отношению к одному объекту происходит фактическое ослабление тревоги, что служит предпосылкой для нормального развития. Можно сказать, что возбудитель страха преследования подкрепляет шизоидный механизм, ведущий к расщеплению ребенком себя и объекта, в то время как хорошее переживание укрепляет доверие к хорошим объектам, способствует интеграции Я и синтезу объекта. Первоначально (в первые три-четыре месяца жизни) объектное отношение ребенка к матери является отношением к частичному объекту, на который переносятся орально-либидозные и орально-деструктивные импульсы. В возрасте 4-6 месяцев происходят изменения в эмоциональном развитии ребенка, включая укрепление его отношения к матери как к личности. По мере того, как он оказывается способным воспринимать и интроецировать свою мать в качестве не частичного, а целостного объекта, происходит усиление идентификации с ней. У ребенка меняется отношение не только к матери, но в какой-то степени к отцу и другим людям. По мере того, как у него появляется способность интроецировать мать и отца в качестве целостных объектов, что предполагает осуществление
12 - 3550 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М. КЛЯЙН некоторой интеграции, на передний план начинает выступать депрессивная позиция. Сближение «хороших» и «плохих», любимых и ненавидимых объектов в психике ребенка сопровождается стремлением к ослаблению противоречий между внешними и внутренними образами. Развертывается тенденция к установлению согласованности между расщепленными частями Я. Вместе с тем процессы интеграции и синтеза приводят к усилению конфликта между любовью и ненавистью. Амбивалентность начинает переживаться ребенком уже по отношению не к частичным, а к целым объектам. У него возрастает способность к осознанию усиливающейся конфликтности психической реальности. Возникает депрессивная позиция, в рамках которой ранние способы защиты (идеализация, отрицание, расщепление, контроль над внешними и внутренними объектами) начинают использоваться для борьбы с депрессивной тревогой и в конечном счете образуют маниакальную защиту, способную привести ребенка к регрессии, т.е. к параноидально-шизоидной позиции, характеризующейся ростом тревоги преследования. Подобная регрессия может быть причиной серьезных нарушений в раннем развитии ребенка, ведущих к возникновению некоторых форм шизофренических заболеваний. Неудача в преодолении младенческой депрессивной позиции может обернуться также маниакально-депрессивным расстройством. Не исключены и тяжелые неврозы. В свете возможности возникновения подобного рода последствий М. Кляйн высказала свое твердое убеждение в центральном значении депрессивной позиции для первого года развития ребенка. Неспособность ребенка преодолеть депрессивную тревогу ведет к задержке развития его способности любить, нарушению структуры формирующихся объектных отношений, торможению его фантазийной жизни. В конечном счете в целом ряде своих работ М. Кляйн не только выдвинула, но и отстаивала положение, гласящее о том, что «чрезмерная тревога преследования и чрезмерная депрессивная тревога, присутствующие в психических процессах младенца, способны сыграть решающую роль в психогенезе душевных расстройств» [12, с. 384]. Может создаться впечатление, что в размышлениях М. Кляйн депрессивная позиция отождествляется исключительно с различного рода психическими расстройствами. Однако в действительности это не так. Специфика ее взглядов на развитие ребенка состояла в том, что депрессивная позиция рассматривалась не только в негативном, но и в позитивном ракурсе. Наличие депрессивной тревоги воспринималось ею в плане того, что осуществляемый Я контроль над объектами и импульсами был направлен на предотвращение фрустрации, агрессии и недопущение депрессив- МЛАДЕНЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ ной тревоги как таковой. Ранее используемые методы расщепления оказывались таковыми, что выступали защитой от депрессивной тревоги. Прежний искаженный образ родителей (идеализированный или вселяющий ужас) стал восприниматься более реалистически. По мере того как у ребенка появляется ощущение, что его деструктивные импульсы и фантазии направлены против целостного объекта, происходит нарастание чувства вины и стремления восстановить поврежденный любимый объект. Словом, в психике ребенка закладывается фундамент для нормального развития. Если в предшествующий период развития ребенок был способен формировать «хорошие» объекты, и этот процесс не сопровождался избыточной тревогой преследования и расщепления, то в дальнейшем тревога преследования и шизоидные механизмы ослабевают, в результате чего он оказывается способным интроецировать целостные объекты и переводить их во внутренний план. В этом случае происходит преодоление депрессивной позиции. Если ребенку не удается справиться с тяжелыми ситуациями тревоги, то на стадии депрессивной позиции возможна сильная регрессия к параноидно-шизоидной позиции, что может, по выражению М. Кляйн, «воспрепятствовать интроекции целостных объектов и сильно повлиять на развитие как в течение первого года, так и в продолжение всего детства» [13, с. 312]. Согласно М. Кляйн, фундаментальные шаги в преодолении депрессивной позиции совершаются ребенком в то время, когда он формирует целостные объекты, т. е. в течение второй половины первого года. Однако нормой является завершение инфантильных неврозов в возрасте около пяти лет. В целом депрессивная позиция рассматривалась М. Кляйн в качестве важной составляющей нормального эмоционального развития. Другое дело, что способы, благодаря которым ребенок справляется со своими тревогами и эмоциями, а также используемые им защиты, оказываются своего рода индикаторами нормального или патологического течения развития. На основании гипотезы о младенческой депрессивной позиции М. Кляйн пришла к пониманию сложности ранних процессов и переживаний, оказывающих существенное влияние на эмоциональную жизнь ребенка. Исходя из данной гипотезы, она попыталась пролить свет на этиологию психических расстройств и высказала соображение, в соответствии с которым имеется тесная связь между инфантильной депрессивной позицией и феноменами скорби, меланхолии. В частности, скорбь рассматривалась ею как включающая в себя повторение эмоциональных ситуаций, пережитых ребенком в депрессивной позиции.
12' ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М. КЛЯЙН ТРЕВОГА И ВИНА
Тревога и вина В понимании проблем тревоги и вины М. Кляйн отталкивалась от психоаналитических идей, высказанных 3. Фрейдом и К.Абрахамом. С одной стороны, ее привлекла точка зрения 3. Фрейда, в соответствии с которой наиболее раннее проявление тревоги у ребенка связано с его переживаниями чувства опасности по поводу того, что младенческая потребность может оказаться неудовлетворенной из-за «отсутствия» матери. С другой стороны, ей импонировали взгляды К.Абрахама, который одним из первых среди психоаналитиков установил тесную связь между тревогой, виной и каннибалистскими желаниями ребенка. Отталкиваясь от этих идей и анализируя инфантильные ситуации тревоги, М. Кляйн выдвинула ряд положений, углубляющих предшествующие психоаналитические представления как о вине, так и о тревоге. В частности, она высказала свое убеждение в том, что для возникновения тревоги имеют исключительно важное значение те садистические импульсы и фантазии, которые наблюдаются у маленьких детей. Она также пришла к пониманию того, что ранние процессы интроекции и проекции приводят к образованию у ребенка как хороших, так и пугающих объектов, представляющихся ему в свете собственных агрессивных импульсов и фантазий. «К происходящей отсюда тревоге примешивается вина, обусловленная переживаниями младенца по поводу собственной враждебности к своему первому, как внешнему, так и переведенному во внутренний план, объекту» [14, с. 398]. На ранней стадии своей исследовательской и терапевтической деятельности М. Кляйн пришла к заключению, что наиболее ранние защиты ребенка при нормальном и патологическом развитии направлены против тревоги, возникающей вследствие переживания младенцем агрессивных импульсов и фантазий. В дальнейшем она обратилась к гипотезе 3. Фрейда о борьбе между инстинктами жизни и смерти, которая в применении к клиническому материалу привела ее к выдвижению предположения о том, что возникновение тревоги связано с опасностью, которой подвергает организм инстинкт смерти. М. Кляйн утверждала, что возбуждаемые страхом уничтожения и смерти опасности являются первичной причиной тревоги. При этом она исходила из того, что поскольку противостояние инстинктов жизни и смерти не прекращается на протяжении всей жизни человека, то, следовательно, данный источник страха никогда не устраняется и является постоянным фактором во всех ситуациях тревоги. С точки зрения М. Кляйн, страх перед уничтожением возникает на самой ранней стадии жизни ребенка. Младенец проецирует собственные агрессивные импульсы на материнскую грудь, в результате чего эта грудь и сама мать становятся в его представлении пожирающим объектом. В дальнейшем этот страх распространяется на отцовский пенис и на самого отца. Воспринимаемые ребенком опасные внутренние объекты становятся представителями инстинкта смерти. В процессе проекции и интроекции, когда формируется двойственное отношение к объекту (материнской груди), у ребенка возникает тревога преследования «плохой» грудью. Если тревога преследования становится довольно сильной, то происходит более обширное расщепление Я, в результате чего оно оказывается неспособным интегрировать себя и синтезировать чувства ребенка к объекту. Тревога преследования и расщепление, в том числе расщепление груди на два объекта (хороший и плохой), порождают состояние дезинтеграции. Если хорошее переживание укрепляет доверие ребенка к хорошим объектам, то каждый возбудитель страха преследования подкрепляет шизоидный механизм, в результате чего нарастают болезненные эмоции депрессивной тревоги и вины. Эта тревога и вина постепенно фокусируются на матери и интенсифицируются. Согласно М. Кляйн депрессивная тревога может быть связана с переживанием ребенка по поводу его враждебности по отношению к хорошей матери, т.е. обусловлена чувством вины. Эта тревога сопряжена со страхом потерять «хорошую» мать из-за направленных на нее агрессивных импульсов. Что касается тревоги преследования, то она может быть связана с тем, что ребенок боится возможности превращения матери в «плохую», деструктивную. Обе формы тревоги способны стать источником формирования фобий ребенка в возрасте трех-четырех месяцев. В представлении М. Кляйн в течение первого года жизни ребенка осуществляется такое развитие, частью которого являются процессы, ведущие к модификации депрессивной тревоги вообще и тревоги преследования в частности. Тревога ребенка первоначально сосредоточивается на родителях, находит свое выражение в ранних фобиях, оказывает существенное влияние на его либидозное развитие. Она приводит к фиксации на прегенитальных стадиях и вызывает регрессию. В то же время тревога стимулирует либидозное развитие. Рост силы генитального либидо способствует ослаблению тревоги. В процессе ослабления оральных, анальных и уретральных тенденций и достижения примата генитальной зоны ребенок приобретает способность надежно организовывать хорошие объекты в своем внутреннем мире. Он также начинает развивать стабильные отношения к своим родителям, что ведет к постепенному преодолению тревоги. М. Кляйн исходила из того, что по мере возникновения депрессивной тревоги (с наступлением депрессивной позиции) у ребенка наблюдается стремление к проекции, к направлению желаний, эмоций и вины
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |