КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проективная и интроективная идентификации
SL ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М. КЛЯЙН на новые объекты. Эти процессы являются движущей силой последующих сублимаций. Однако если по отношению к первому объекту опасности преобладают чувства обиды и ненависти, то они могут сохраниться и по отношению к объекту-заместителю. Отталкиваясь от подобного понимания, М. Кляйн выдвинула предположение, в соответствии с которым наблюдающиеся на более поздних стадиях развития проявления тревоги и вины могут быть прослежены до наиболее ранних проявлений агрессии ребенка в отношении игрушек. В свою очередь существует еще более ранняя связь, проявляющаяся в отношении ребенка к материнской груди. Я ребенка постепенно разворачивает свои защиты. На самой ранней стадии развития (шизоидно-параноидная позиция) тревоге противостоят такие защиты, как расщепление, всемогущество, отрицание. На следующей стадии развития (депрессивная позиция) защиты претерпевают изменения, характеризующиеся возрастающей способностью Я переносить тревогу. Усвоение навыков чистоплотности ослабляет чувство вины. В противоположность ранним формам расщепления, приводящим к состоянию дезинтеграции, наблюдаются процессы вытеснения, которые связаны с интеграцией. Выбор подвергающихся вытеснению влечений и фантазий зависит от возрастающей способности Я воспринимать внешние объекты и его способности к осуществлению синтеза внутри Сверх-Я. Для М. Кляйн процесс интеграции и синтеза постоянно нарушается и не является основным. Развитие ребенка сопровождается постоянным взаимодействием между регрессией и движением вперед. Однако если тревога постепенно модифицируется, то прогресс будет преобладать над регрессом, а в ходе развития и преодоления младенческого невроза закладывается основа психической стабильности ребенка. Возрастание интеграции вызывает изменения в природе тревоги. Когда любовь и ненависть в отношении к объекту оказываются более синтезированными, это ведет к возникновению депрессивных чувств и вины. Ненависть в какой-то степени смягчается любовью, что способствует изменению качеств эмоций по отношению к объекту. В то же время прогресс в интеграции и объектных отношениях позволяет Я развивать более эффективные, по сравнению с ранними стадиями развития, методы противодействия тревоге и деструктивным импульсам, ее порождающим. Проведя различия между двумя формами тревоги (тревога преследования и депрессивная тревога), М. Кляйн тем самым попыталась установить более тесную связь между тревогой и виной. Тревога преследования соотносилась ею с уничтожением Я, а депрессивная тревога - с переживаниями ТРЕВОГА И ВИНА по поводу вреда, наносимого внутренним и внешним любимым объектам враждебностью субъекта. Именно последняя тревога рассматривалась М. Кляйн как связанная с виной. С точки зрения М. Кляйн, депрессивная тревога и вина возникают вместе с интроекцией объекта как целого. Казалось бы, связь тревоги и вины должна была рассматриваться ею не столько на стадии возникновения параноидно-шизоидной позиции, сколько в период становления депрессивной позиции. Однако, несмотря на соотнесение вины с депрессивной тревогой, она полагала, что уже на самой ранней стадии развития ребенка тревога и вина играют определенную роль в раннем объектном отношении младенца, связанном с его отношением к материнской груди. Как считала М. Кляйн, несмотря на расщепление как первого объекта (груди), так и чувств по отношению к нему, с самого начала жизни у младенца существует тенденция к самоинтеграции, стремлению синтезировать различные аспекты объекта. В стремлении к интеграции обнаруживается определенная мера синтеза любви и ненависти по отношению к частичному объекту. Именно это «служит истоком депрессивной тревоги, вины и желания восстановить поврежденный любимый объект — прежде всего хорошую грудь» [15, с.411]. Сущность вины усматривалась М. Кляйн в переживаниях ребенком собственной враждебности по отношению к любимому объекту, в ощущении вреда, причиняемого этому объекту его агрессивными импульсами. Считая себя причиной подобного положения вещей, ребенок стремится возместить нанесенный им ущерб. Данное стремление возникает в результате вины, т.е. тенденция к возмещению ущерба является нечем иным, как последствием чувства вины. Отщепленные и проецируемые деструктивные части ребенка могут ощущаться им как преследователи. Поскольку они ощущаются ребенком как представляющие опасность для любимого им объекта, то у него появляется чувство вины. Этот процесс проекции также подразумевает перекладывание чувства вины с себя на других людей. Причем, как замечала М. Кляйн, эта вина не уничтожается, а ощущается как бессознательная ответственность за тех людей, которые стали представителями агрессивной части ребенка. Но является ли вина элементом депрессивной тревоги? Представляют ли они собой различные аспекты одного процесса, следует ли говорить о том, что вина является следствием тревоги или, напротив, тревога — это следствие вины? Для М. Кляйн это были такие вопросы, однозначный ответ на которые представлял значительную трудность. Во всяком случае она признавалась в том, что до тех пор, пока у нее нет какого-либо определенного ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М. КЛЯЙН ответа на данные вопросы, она вынуждена придерживаться предположения, в соответствии с которым депрессивная тревога, вина и стремление к возмещению нанесенного ущерба часто переживаются одновременно. Ей также представлялось, что отмеченные три аспекта (депрессивная тревога, вина и стремление к возмещению нанесенного ущерба) переживаются только в том случае, если чувство любви по отношению к объекту преобладает над деструктивными импульсами. В целом осмысление проблем тревоги и вины осуществлялось М. Кляйн под углом зрения тех ее первичных наработок, в которых инфантильная тревога соотносилась с ролью агрессии в деструктивных проявлениях ребенка. В дальнейшем, в частности, в работе «Ранние стадии Эдипова конфликта» (1927) она выдвинула предположение о том, что тревога и вина возникают в течение первого года жизни ребенка как при нормальном, так и при патологическом его развитии. При этом возникновение тревоги и вины соотносилось ею непосредственно с процессами проекции и интроекции, с ранними стадиями развития Сверх-Я. В более поздних работах причину возникновения тревоги и вины М. Кляйн усматривала в наличии взаимодействия между агрессией и либидо, инстинктом жизни и инстинктом смерти. При рассмотрении связей между тревогой и виной М. Кляйн пришла к следующим выводам. Во-первых, действующий внутри организма инстинкт смерти дает начало возникновению тревоги. Во-вторых, это действие ощущается как страх уничтожения и приобретает форму тревоги преследования. В-третьих, страх перед деструктивными импульсами прикрепляется к объекту и переживается как тревога перед сверхмощным и неконтролируемым объектом. В-четвертых, важным источником первичной тревоги является также травма рождения и фрустрация телесных потребностей. В-пятых, с депрессивной тревогой тесно связана вина, возникающая в течение нескольких первых месяцев жизни и соотносящаяся с наиболее ранними стадиями развития Сверх-Я. В-шестых, вина возникает не тогда, когда эдипов комплекс подходит к концу, как полагал 3. Фрейд, а значительно раньше, поскольку является одним из факторов, с самого начала определяющих его течение. В-седьмых, инфантильное чувство вины может распространяться на любой вред, причиненный любимому объекту, включая вред, источником которого был преследующий объект. В-восьмых, вина приводит к возникновению тенденции, характеризующейся стремлением к возмещению нанесенного ущерба. Збо ПРОЕКТИВНАЯ И ИНТРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ В конечном счете М. Кляйн высказала такие суждения, в соответствии с которыми тревога, чувство вины и депрессивные состояния являются неотъемлемыми элементами эмоциональной жизни ребенка. Они пронизывают ранние отношения ребенка к объектам, состоящим как из отношений к реальным людям, так и отношений к их представителям во внутреннем мире. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что у истоков теории объектных отношений лежали представления М. Кляйн о проективной и интроективной идентификациях. Именно ей принадлежала идея о такой психической деятельности ребенка на ранней стадии его развития, которая была ею названа «проективной идентификацией». М. Кляйн исходила из того, что в своих фантазиях ребенок стремится овладеть внешними объектами, прежде всего своей матерью, посредством проекции. Он как бы делает эти объекты продолжением самого себя. Процессы, благодаря которым внешние объекты становятся представителями его Я, оказываются основой для идентификации через проекцию. Эти процессы как раз и получили у М. Кляйн название «проективной идентификации», которая имеет место, по ее мнению, уже в наиболее раннем отношении ребенка к груди матери и в целом представляет собой окрашенную всемогуществом фантазию, в рамках которой субъект вкладывает в объект части самого себя, а потом идентифицируется с ними. По выражению М. Кляйн, развиваемые в фантазиях ребенка «вампири-ческое» сосание и опустошение груди прокладывают путь сперва в грудь, а затем и в тело матери. «Соответственно, проективная идентификация могла бы начаться одновременно с жадной орально-садистической интро-екцией груди» [16, с. 229]. Стало быть, идентификация посредством интроекции и идентификация посредством проекции оказываются такими процессами, которые взаимно дополняют друг друга. Итак, в представлении М. Кляйн ненависть ребенка по отношению к различным частям самого себя направляется на мать, что приводит к появлению специфических форм идентификации. Эти идентификации образуют прототип агрессивного объектного отношения. Для обозначения этих процессов М. Кляйн ввела термин «проективная идентификация». Тем самым она попыталась охарактеризовать начало ощущения младенцем своей матери в качестве некоего преследователя, когда проекция оказывается связанной с побуждением причинить вред матери и контролировать ее. В психических расстройствах идентификация объектов с невидимыми частями собственной личности приводит к интенсификации ненависти, 36i ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М. КЛЯЙН направленной на других людей. Поглощение чрезмерным отщеплением и выбросом в окружающий мир частей самого себя сопровождается ослаблением и истощением личности. По убеждению М. Кляйн интроекция и проекция взаимодействуют с самого начала жизни. Так, интроекция преследующего объекта в какой-то степени обусловлена проекцией деструктивных импульсов на данный объект. Поэтому можно говорить об устойчивом взаимодействии между страхом преследования, связанным с внешним и внутренним миром. Это такое взаимодействие, в котором включенные в проективную идентификацию процессы играют существенную роль в жизни человека. Следует иметь в виду, что проецируются и выбрасываются вовне не только плохие части ребенка, но и его хорошие части. Основанная на этом типе проекции идентификация также оказывает жизненно важное влияние на объектные отношения. Так, проекция хороших чувств и хороших частей ребенка вовнутрь матери существенно важна для формирования у него способности развивать хорошие объектные отношения. Другое дело, что если подобные проективные процессы слишком обширны, то хорошие части ребенка могут ощущаться как потерянные, что способно привести к ослаблению и истощению Я. Вследствие этого возможно перенесение соответствующих процессов на других людей, что ведет к сильной зависимости от внешних представителей собственных хороших частей, а также возникновение страха перед ощущением потери способности любить. Проективная идентификация рассматривалась М. Кляйн в качестве существенного процесса развития ребенка. По ее выражению, процесс отщепления частей самости и проецирования их в другие объекты является «важным компонентом нормального развития, в той же мере, в которой он важен для формирования патологических объектных отношений» [17, с.438]. Кроме того, она подчеркивала, что проективная идентификация является основой для целого ряда ситуаций тревоги и в то же время представляет собой защитный механизм. Проективная идентификация может служить агрессивному овладению объектом, средством избегания чувства обособленности от любимого объекта или способом коммуникации ребенка, что-то сообщающего о себе матери и проецирующего на нее свои чувства. Другое дело, что чрезмерная проективная идентификация, посредством которой отщепленные части себя проецируются на объект, может приводить к сильной спутанности между собой и объектом, что чревато грубыми нарушениями объектных отношений и ослаблением Я. Интроективная идентификация — процесс, противоположный проективной идентификации. Он основывается на фантазиях об оральном ИНСТИНКТЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ поглощении объекта, благодаря которому как раз и осуществляется идентификация. Из-за потребности обладать объектом интроективный процесс может оказаться более интенсивным по сравнению с проективным процессом. Между проекцией и интроекцией наблюдается постоянное взаимодействие. С одной стороны, внешние опасности переживаются в свете внутренних опасностей, что в свою очередь приводит к усилению и интенсификации первых. С другой стороны, угрожающие извне опасности интенсифицируют постоянно существующие внутренние ситуации опасности. Кроме того, проекция преимущественно враждебного внутреннего мира, подчиненного страхам преследования, приводит к интроекции, обратному восприятию враждебного внешнего мира, а интроекция искаженного враждебного внешнего мира подкрепляет проекцию враждебного внутреннего мира. Наконец, интроекция может вызывать у ребенка ощущение такого проникновения окружающего мира вовнутрь, которое воспринимается им как возмездие за яростную проекцию, в результате чего возможны нарушения в процессе интроекции хороших объектов вследствие страха, что его тело и психика контролируются другими враждебно настроенными людьми. По мнению М. Кляйн, проекция происходит из отклонения инстинкта смерти от его первоначального направления и помогает Я преодолеть тревогу посредством избавления от опасности, а также от всего плохого, что имеется в нем. Проекция отщепленных частей Самости внутрь других людей существенным образом влияет на объективные отношения и на личность человека в целом. Что касается интроекции, то благодаря интроецированию хороших объектов происходит защита Я от тревоги.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |