КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мелани Кляйн 3 страница
К этому следует добавить, что и другие важные идеи, лежащие в основе логотерапии, были первоначально выдвинуты в рамках психоанализа. В частности, ценность страдания, на которой акцентировал внимание В. Франкл, принималась во внимание Ш. Ференци, который в докладе «Эластичность техники психоанализа», прочитанном в Венгерском психоаналитическом обществе в 1928 г., подчеркивал, что полностью избежать страданий не дано и что «научить выносить страдание — это одно из основных достижений психоанализа» [68, с. 378]. Наконец, логотерапия В. Франкла не только поднимала многие важные философские вопросы, но и являлась своего рода философским (экзистенциальным) анализом, лежащим в основе не только различного рода концептуальных обоснований, но и терапии как таковой. Однако философская направленность была свойственна как логотерапии, так и классическому психоанализу. И дело не только в том, что, по мнению 3. Фрейда, психоанализ занимает среднее место между медициной и философией и что он возник тогда, когда появилась необходимость трактовать наблюдаемые факты психопатологии философски. Дело в том, что психоанализ, по выражению 3. Фрейда, «должен работать прежде всего с концепциями, которые являются философски неопределенными» [69, с. 85]. Данная философская интенция психоанализа понималась далеко не всеми психоаналитиками, как впрочем и в настоящее время она не понимается многими из них, особенно теми, кто, занимаясь клинической деятельностью, стремится не замечать метапсихологических конструкций З.Фрейда. Вместе с тем наиболее талантливые психоаналитики признавали философскую интенцию классического психоанализа. Ш. Ференци, например, в 1926г. предсказывал новое зарождение врачебной философии или, используя его термин, «ятрофилософии», краеугольный камень которой составляли труды 3. Фрейда [70, с. 295]. Таким образом, использование идей и техники логотерапии В. Франкла в рамках осуществления психоаналитической терапии не является чем-то недопустимым с точки зрения «чистоты» психоанализа как такового. И дело не только в том, что некоторые логотерапевтические идеи, КЛАССИЧЕСКИЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ а также техника парадоксальной интенции и дерефлексии уходят своими корнями в соответствующие представления классического психоанализа. Более существенно то, что в ряде случаев использование идей и техники логотерапии при психоаналитическом лечении пациентов действительно оказывается плодотворным и эффективным как в исследовательском плане, так и в терапевтическом отношении. В плане установления сходств и различий между классическим и экзистенциальным психоанализом следует иметь в виду также то, что приверженцы первого направления основное внимание акцентировали на прошлом пациентов, в то время как сторонники второго направления сместили центр исследования на настоящее и будущее. Это вовсе не означало, что в рамках различных вариантов экзистенциального психоанализа прошлое пациентов никак не принималось в расчет. Речь шла скорее о признании в качестве ошибки той методологической позиции, в соответствии с которой можно объяснить настоящее пациента через призму механического результата непреложного прошлого, как это имело место у 3. Фрейда. Так, подобно другим психоаналитикам, Р. Лэйнг признавал роль детства в возможности возникновения психических заболеваний. При разборе конкретных клинических случаев он обращался к рассмотрению отношений между матерью и ребенком. Однако, в отличие от психоаналитиков, делавших ставку на влияние «шизофреногенной матери» на последующее заболевание ребенка, он исходил из того, что не только мать, но также и вся ситуация в семье может препятствовать развитию способности ребенка принимать участие в установлении отношений с другими людьми. В связи с этим Р. Лэйнг выдвинул положение, в соответствии с которым целесообразнее говорить о шизофреногенных семьях, чем об исключительно шизофреногенных матерях. По крайней мере, подчеркивал он, «это может поощрить дальнейшие работы по динамике семьи как целого вместо изучения матерей, или отцов, или братьев и сестер без достаточных ссылок на всю динамику семьи» [71, с. 205]. Пытаясь продвинуться в этом направлении исследований, Р. Лэйнг различал так называемые семьи типа «серии» и семьи типа «нексус». В первом типе семьи ее члены не испытывают друг к другу особого интереса, зато проявляют заботу о том, чтобы окружающие люди не знали о происходящих в семье недоразумениях, т. е. чтобы не выносился «сор из избы». Совместное существование в такой семье основывается на страхе по поводу того, что думают и говорят другие люди. Иной является семья типа нексус. В ней совместное существование поддерживается страхом и виновностью с помощью морального шантажа, психического давления друг на друга, ощущения обязанности, наси- ЗЗ1 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) лия. Члены такой семьи живут, словно в гетто. Семья типа нексус функционирует как банда гангстеров, предлагая друг другу обоюдную защиту от насилия по отношению друг к другу. «Это взаимный терроризм с предложением защиты и безопасности от насилия, которым один стращает другого и которого человек страшится, если нарушает правила» [72, с. 278]. Стоит только выпасть из системы правил поведения, установленных в данной семье, как тут же на такого члена семьи может быть навешен ярлык шизофреника. Поэтому, как считал Р.Лэйнг, при рассмотрении психических расстройств следует апеллировать не столько к эдипову комплексу, как это имело место в классическом психоанализе, или к шизофреногенной матери, от чего отталкивались некоторые психоаналитики, модифицировавшие представления З.Фрейда о неврозах, сколько к шизофреногенной семье, психический климат в которой способствует становлению онтологически неуверенной личности. Различие между классическим и экзистенциальным психоанализом состояло также в том, что в первом случае основное внимание акцентировалось на психическом аппарате, внутренние объекты которого воспринимались в качестве частей единой системы, и личность не рассматривалась в соотнесенности с другим человеком, в то время как во втором случае предпринимались попытки каким-то образом выразить встречу Я с другими и учесть не только внутриличностный, но и межличностный контекст. Как замечал Р.Лэйнг, используемые в классическом психоанализе понятия проекции и интроекции сами по себе не перекрывают пропасть между личностями. Поэтому в рамках различных направлений экзистенциального психоанализа внимание обращается на отношение между личностями с точки зрения их переживаний и онтологической структуры их существования. По мнению Р. Мэя, такие конструкты классического психоанализа, как «инстинкт смерти», не могут быть использованы научно, но они являются теми элементами, которые спасают систему З.Фрейда от полной механистичности. Эти конструкты лежат вне сферы детерминистских ограничений его теории и представляются мифологией в лучшем смысле этого слова. Методология З.Фрейда была основой его радикального вклада в новый образ человека, того человека, которым движут демонические, деструктивные силы. И хотя формулировка «инстинкта смерти» как биологического инстинкта не имеет никакого смысла, тем не менее как психологическое и духовное состояние трагической натуры человека эта идея имеет большое значение и превосходит любую биологическую или механистическую интерпретацию. КЛАССИЧЕСКИЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ С точки зрения Р.Мэя, один из основных вкладов З.Фрейда состоял в том, что основатель психоанализа осуществил прорыв через самообман викторианской силы воли, открыл обширные области, в которых поведение и мотивы детерминируются бессознательными влечениями. Однако наряду с этим произошел подрыв авторитета функций воли и решения как таковых, в результате чего всеобъемлющей болезненной тенденцией середины XX столетия стало видеть себя пассивным, беспомощным, лишенным воли, решимости и ответственности. З.Фрейд описал Я как слабое, неавтономное. С развитием психологии Я этой инстанции были приписаны функции автономии, чувства идентичности, синтеза. При этом некоторые психоаналитики стали говорить о множестве Я в одной личности не только по отношению к невротичным, но и нормальным индивидам. По убеждению Р. Мэя, множественное Я — это точное описание невротической личности. Ни Я, ни бессознательное, ни тело не могут быть автономными. Это означает, что логически и психологически следует выйти за систему Оно, Я и Сверх-Я и попытаться понять бытие, различными проявлениями которого она является. Что касается понимания Я как слабого и пассивного, то сам факт признания этого является, по выражению Р. Мэя, «доказательством и симптомом потери смысла бытия в наше время, симптомом вытеснения онтологических проблем» [73, с. 152]. Одно из различий между классическим и экзистенциальным психоанализом заключалось в их отношении к терапевтической технике. Придерживающиеся классической ориентации психоаналитики в основном уповали на разработанные 3. Фрейдом технические приемы анализа пациентов. Часть из них не только использовала соответствующие техники, но и стремилась к их усовершенствованию. При этом исходная установка нередко сводилась к тому, что понимание следует за техникой, и если используется правильная техника, то можно разгадать загадку пациента, раскрыть причины его заболевания и излечить. Поскольку экзистенциальный анализ являлся способом понимания человеческого существования, то его представители полагали, что главными препятствиями к пониманию человека являлись стремление видеть в нем некий объект анализа и чрезмерный акцент на технике. Поэтому они в меньшей степени уделяли внимание терапевтической технике, а в большей — проблеме понимания пациента. Это вовсе не означало, что экзистенциальные аналитики вообще игнорировали терапевтическую технику как таковую. Как было показано ранее, В. Франкл, например, придавал важное значение методам парадоксальной интенции и дерефлексии в своей клинической деятельности. Однако, в противоположность представителям классического психоанализа, и он, и другие экзистенциальные аналитики считали, что не понимание следует за техникой, а техника - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) за пониманием. «Центральная задача, за которую отвечает терапевт, — подчеркивал Р. Мэй, — понять пациента как существо и бытие-в-мире. Все технические вопросы подчинены этому пониманию. Без понимания технические методы в лучшем случае нейтральны, в худшем — они "структурируют" невроз» [74, с. 184]. Экзистенциальные аналитики не умаляют роль техники в терапевтическом процессе. Однако они обращают особое внимание на контекст терапии. Так, экзистенциальный аналитик может проинтерпретировать конкретный сон пациента в сходной манере, не отличающейся от классического психоаналитика. Вместе с тем контекст терапии может оказаться совершенно иным. Экзистенциальная терапия делает акцент на том, как данный сон способствует пониманию существования этого пациента в его мире, пониманию того, где он находится в текущий момент и куда движется. Экзистенциальные аналитики исходили из того, что используемая терапевтическая техника должна быть гибкой и разнообразной, изменяющейся от пациента к пациенту и от одного периода к другому при работе с тем же самым пациентом. Они считали, что выбор приемлемой техники обусловлен прежде всего ответом на вопрос, сможет ли она наилучшим образом помочь раскрыть существование пациента в данный момент его истории и понять его бытие-в-мире. Например, в случае сексуального вытеснения классический психоаналитик говорил бы о поиске сексуального объекта, искал бы причины данного вытеснения в прошлом и задавался бы вопросом, как этот случай сексуального вытеснения можно разрешить. В отличие от подобного подхода, экзистенциальный аналитик говорил бы о сексе между людьми, рассматривал бы сексуальное вытеснение как ограничение потенциала существования пациента и, начав работу с сексуальной проблемой, видел бы в ней не механизм вытеснения, а ограничение бытия-в-мире этого человека. Наконец, можно говорить о различиях между классическим и экзистенциальным психоанализом в плане той установки, которой придерживается аналитик по отношению к пациенту. С точки зрения классических психоаналитиков, терапевт должен быть «непрозрачным» для пациента, т. е. выступать в роли зеркала. По убеждению экзистенциальных аналитиков, в аналитической ситуации терапевт обязан присутствовать в качестве живого человека. Речь идет не о присутствии как таковом, поскольку так или иначе аналитик присутствует в аналитических отношениях. Речь идет о реальности его присутствия. Аналитик не зеркало, во всяком случае не только и не исключительно зеркало. Он является живым человеческим существом, занятым понима- КЛАССИЧЕСКИЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ нием и переживанием бытия пациента. Он представляет собой необходимую часть совместного существования с пациентом в данной аналитической ситуации. И если аналитик не является частью поля отношений с пациентом и не принимает участие в нем, то он вряд ли сможет непредвзято увидеть пациента и адекватным образом понять его. Словом, реальность присутствия аналитика в терапевтическом процессе рассматривалась в экзистенциальном психоанализе с точки зрения восприятия пациента как человеческого существа, которое необходимо понять, а не как объекта, который должен быть подвергнут анализу. Хотелось бы обратить внимание также на следующее. Характеризующийся сменой парадигм мышления в понимании человека экзистенциальный психоанализ с его сущностными аспектами интеграции, системности и смыслозначимости способствовал изменению взглядов не только на природу невротических заболеваний и технических возможностей их лечения, но и на статус психотерапевта. Если в рамках традиционной психотерапии основным и чаще всего единственным принципом, которым руководствовался врач в своей деятельности, было утверждение ценности здоровья, то экзистенциальная терапия ввела такие элементы в работу с пациентами (философствование, духовность, вера в смысл жизни), которые требуют от психотерапевта объективного обсуждения духовных мучений человека. Врачебное служение стало не столько деятельностью дипломированного специалиста по психосоматическим заболеваниям, сколько духовной помощью аналитика как человека, имеющего дело не просто с больным, а таким же как и он человеком, только в силу различного рода обстоятельств оказавшимся не способным связать между собой бытие и время, бытие и Ничто, смысл своего существования и ощущение бессмысленности происходящего в мире. Психотерапевт становился не «медиком», использующим свои научные знания по отношению к пациенту-объекту, а «целителем», выходящим за пределы этого знания, проявляющим экзистенциальную заботу об обратившемся к нему за помощью субъекте и выражающим свою трансцендентность в процессе общения с ним. В заключение остановимся на суммарном обобщении, касающемся интегративных, системных и смыслозначимых составляющих, лежащих в основе понимания человека и его психических заболеваний в классическом психоанализе, экзистенциальной философии и экзистенциальном психоанализе. Итак, интегративность классического психоанализа 3. Фрейда проявилась в сочетании причинного объяснения и смыслового понимания при изучении человеческой психики, раскрытии механизмов возникновения неврозов и разработке аналитической техники их лечения. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) Системность психоанализа нашла отражение в представлении: • психического аппарата как некой системы, состоящей из подсистем • человека как закрытой системы, структурно организованной вокруг • невротических заболеваний как специфического решения психиче • возможностей лечения неврозов, предполагающих использование Смыслозначимостъ психоанализа состояла в его методологической установке на рассмотрение бессознательной деятельности человека (ошибочные действия, сновидения, невротические симптомы) как имеющей скрытый от сознания субъекта смысл, постижение которого требует расшифровки языка бессознательного, предполагающей самоанализ, а в случае психических заболеваний использование специальной психоаналитической техники. Экзистенциальная философия предложила иное видение человека, задав тем самым новую парадигму мышления и придав интегративности, системности и смыслозначимости другие измерения. Интегративность экзистенциализма состояла в рассмотрении человека не как отдельного индивида, противостоящего культуре, что имело место в классическом психоанализе, а как бытия-в-мире, существующего в мире, своим существованием задающим не только совместность с миром, но и взаимопринадлежность мышления и бытия и, следовательно, для своего собственного познания требующего исключительно понимания (не объяснения) своей экзистенции. Системность экзистенциализма заключалась: • в признании человека не закрытой, как в психоанализе, а открытой • в понимании организованной структуры времени, состоящей из трех • в рассмотрении человека как некой целостности бытия и Ничто, КЛАССИЧЕСКИЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ • в описании возможностей развертывания экзистенции, заставляющей личность раскрыть свое бытие первоначального проекта, реализации свободы действия и выбора человеческой реальности. Смыслозначимостъ экзистенциализма нашла отражение в утверждении того, что везде господствует смысл (в человеческом бытии, в технике, в происходящих в мире изменениях), не человек выдумал или создал этот смысл, сокрытый смысл повсюду затрагивает его, а выявление смысла бытия является насущной задачей человеческого существования. Экзистенциализация психотерапии сопровождалась сменой парадигмы мышления, нашедшей отражение в возникновении таких направлений, как экзистенциальный психоанализ, экзистенциальный анализ, дазайн-анализ, логотерапия. Она привела к новому пониманию интегративности, системности и смыслозначимости, что в наиболее яркой форме нашло свое отражение в логотерапии В. Франкла. Интегративность логотерапии В. Франкла основывалась на признании необходимости учета различных измерений человека в едином исследовательском пространстве с целью адекватного понимания его бытия, экзистенциальных стремлений и фрустраций. Речь идет об интегративности как постижении единства в многообразии, рассмотрении противоречий как не противоречащих единству человеческой реальности, где детерминизм и свобода, объективность и субъективность, смысл и ценности, единый человеческий способ бытия и разнообразные формы его проявления становятся понятными в свете димензиональной онтологии, рассматривающей существующие в биологии, психологии, социологии и других науках представления о человеке не с точки зрения их противоречивости друг другу, а в плане их многозначности. Системность логотерапии В. Франкла включала в себя установку на понимание целостности человеческого бытия, рассмотрение человека как одновременно закрытой (в своей конечности) и открытой (в своей само-трансценденции) системы, включающей в себя не две составляющие (тело и душа, соматическое и психическое), как это было характерно для предшествующей психотерапии, включая классический психоанализ, а три измерения — соматическое, психическое, духовное. Соматическое и психическое — такие размерности человеческого бытия, которые позволяют говорить о возможных заболеваниях человека. Однако только духовное (ноэтическое) измерение имеет непосредственное отношение к полноте человеческого бытия, к его целостности, не говоря уже о том, что в основе ряда неврозов лежат духовные проблемы, экзистенциальный кризис. Системность логотерапии В. Франкла проявлялась и в том, что она воспринимала человека в его полноте и целостности, представленными такими его атрибутами существования, как духовность, свобода и ответствен- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) ность. В соответствии с таким восприятием человека логотерапия основывалась на трех фундаментальных допущениях, составляющих звенья единой цепи и включающих в себя волю к смыслу, свободу воли и смысл жизни, так или иначе соотносящихся с трагической триадой человеческого бытия — страданиями (болью), виной и смертью. Смыслозначимость логотерапии В. Франкла — это ее ориентация на признание не только воли к смыслу как основной составляющей человеческого бытия, но и смысловой конфронтации, способной привести к экзистенциальному кризису. Воля к власти соотносилась с тем, что человек представляет собой изначально (ориентация на смысл), смысловая конфронтация - с тем, каким он должен быть (обретение смысла). При таком понимании человека смысл является не самим бытием, а его выражением, он не совпадает с бытием, а задает темп для него. При превращении смысловой ориентации в смысловую конфронтацию свобода человека достигает уровня ответственности, в которой логотерапия усматривала суть человеческого бытия, считая, что трагические аспекты бытия (страдания, вина, смерть), ограниченность жизни не принижают ее смысловую наполненность, а смысл жизни может быть найден не только через восприятие благ, но и через страдание. ГЛАВА 12 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М. КЛЯЙН Мелани Кляйн (Райцес) — одна из ключевых фигур в психоаналитическом движении, возглавившая английскую школу объектных отношений. Родилась в Вене в 1882 г. в семье, где уже было трое детей. Ее отец, выходец из еврейской семьи, в студенческие годы изучавший талмуд, но позднее ставший доктором медицины и работавший дантистом, состоял во втором браке и был на 15 лет старше своей жены. К моменту рождения младшей дочери ему было более 50 лет. В раннем детстве и в последующие годы М. Кляйн пришлось пережить ряд трагических событий, связанных со смертью близких ей людей. В пятилетнем возрасте она потеряла сестру, позже — брата, когда ей было 18 лет, умер ее отец, несколько лет спустя — ее мать. Мечтала стать врачом, но, в 1903 г. выйдя замуж за инженера А. Кляйна, изучала в Венском университете искусство и историю. Вместе с мужем покинула Вену, проживала с ним в Словакии и Селе-зии, родила троих детей, один из которых — старший сын — погиб в автомобильной катастрофе. С 1910 по 1919г. М.Кляйн проживала с семей в Будапеште. В 1914г., находясь в депрессивном состоянии, связанном со смертью матери и рождением третьего ребенка, обратилась за консультацией к венгерскому психоаналитику Ш. Ференци, брат которого был знаком с ее мужем. Прошла у него курс анализа и проявила интерес к психоанализу как таковому. Психоаналитическую деятельность начала в 1917 г. с анализа собственного ребенка, своего младшего сына, а затем — пятилетнего мальчика, сына ее знакомых. Участвовала в работе 5-го Международного психоаналитического конгресса, проходившего в Будапеште в 1918г., где впервые увидела 3. Фрейда. В 1919 г. выступила с докладом «Влияние сексуального просвещения и отказа от авторитета на интеллектуальное развитие ребенка» в Венгерском психоаналитическом обществе и стала членом данного общества. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М. КЛЯЙН Познакомившись с немецким психоаналитиком К.Абрахамом на международной встрече, в 1921г. М.Кляйн переехала по его приглашению в Берлин, где продолжила свою исследовательскую и терапевтическую деятельность в области детского психоанализа. Осуществляла анализ детей, возраст которых в ряде случаев был менее трех лет. В 1922 г. разошлась с мужем, оставшись с двумя детьми. Начиная с 1924 г., на протяжении четырнадцати месяцев проходила личный анализ у К.Абрахама, который (анализ) был прерван в связи со смертью последнего. Познакомилась с некоторыми английскими психоаналитиками (Э.Гло-вер, А. Стрейч), предложившими ей прочитать курс лекций в Лондоне. Во время поездки в Лондон, где она прочитала шесть лекций о детском психоанализе, президент Британского психоаналитического общества Э.Джонс, с которым она встретилась в 1925г., пригласил М.Кляйн осуществлять ее дальнейшую исследовательскую и терапевтическую деятельность в Англии. В 1926г. М.Кляйн переехала в Лондон, где начала активно развивать свои идеи, связанные с детским психоанализом и использованием техники игры с маленькими пациентами. Ее новации в этой сфере психоаналитической деятельности были критически восприняты дочерью основателя психоанализа А.Фрейд, которая, так же как и М.Кляйн, искала пути и возможности использования психоаналитических идей и методов лечения при работе с детьми. Наметившиеся между ними разногласия, относящиеся к пониманию специфики детского психоанализа, обострились после того, как, спасаясь от нацизма, А. Фрейд со своим отцом переехала в Лондон в 1938 г. Вместе с тем в 30-е гг. XX столетия идеи М. Кляйн нашли поддержку среди части психоаналитически ориентированных врачей. Многие из них, включая Д. Винникотта и Дж. Болби, прошли у нее личный анализ или супервизировались. В 40-х гг. исследовательская и терапевтическая деятельность М. Кляйн сопровождалась развертыванием в Лондоне идейных дискуссий между ее сторонниками и последователями А. Фрейд. В 1944 г. в Британском психоаналитическом обществе она выступила с докладом «Об эмоциональной жизни ребенка в свете концепции депрессивной позиции», в котором развила свои теоретические положения о «депрессивной позиции», впервые сформулированные ею в середине 30-х гг. В результате бурных дискуссий было заключено «джентльменское соглашение», в соответствии с которым в Британском психоаналитическом обществе образовались три паритетные группы психоаналитиков (кляйнинская, фрейдовская, независимая). В 50-е гг. идеи М. Кляйн о ранних формах объектных отношений, депрессивной позиции в развитии ребенка, проективной идентифика- ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ ции и ряд других привлекли к себе внимание нового поколения британских психоаналитиков, включая В. Биона. В дальнейшем эти идеи оказались востребованными в психоаналитических кругах различных стран мира, особенно в странах Латинской Америки. М. Кляйн умерла в Лондоне в 1960 г. в возрасте 78 лет. Она является автором ряда психоаналитических работ, включая «Значение символообразования в развитии Я» (1930), «Психоанализ детей» (1932), «К вопросу о психогенезе маниакально-депрессивных состояний» (1934), «Печаль и ее отношение к маниакально-депрессивным состояниям» (1940), «Заметки о некоторых шизоидных механизмах» (1946), «Вклад в психоанализ,1921-1945» (1948), «Развитие в психоанализе» (1952, совместно с С. Айзеке, Дж. Райвери, П.Хайманн), «Зависть и благодарность» (1957)и др.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |