КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мелани Кляйн 1 страница
И» 323 321 3*9 3*5 3*3 Зо8 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Р. МЭЯ Ответы на эти вопросы побудили некоторых психоаналитиков и терапевтов разрабатывать экзистенциально-аналитическое направление. Прежде всего это было связано с тем, что аналитик должен знать пациента и существовать в его мире, если он действительно хочет понять его. Поиск ответов на соответствующие вопросы способствовал обращению Р. Мэя к экзистенциальному анализу, в основе которого лежало онтологическое понимание бытия человека-в-мире. Придерживаясь экзистенциального подхода, Р.Мэй выдвинул несколько принципов, которые, на его взгляд, необходимо включить в науку и психотерапию в качестве основных. Во-первых, наука должна быть релевантна к отличительным качествам и характеристикам человеческого бытия, без которых оно не будет таким, каким на самом деле является. Во-вторых, простое может быть понято и объяснено только в терминах более общего, что находится в оппозиции положению, превалирующему в традиционной науке, когда комплексные вещи объяснялись через более простые: такой уровень комплекса, как самосознание у человека, становится решающим для понимания всех предыдущих комплексов. В-третьих, основной единицей изучения в психотерапии является не проблема, с которой приходит пациент, не невротическое поведение или диагностическая категория заболевания, а существование-двух-лично-стей-в-мире, представленном в данный момент комнатой терапевта: только в контексте этого мира может возникнуть понимание бытия пациента в собственном мире [51, с. 32]. Наряду с данными принципами науки и психотерапии Р. Мэй предложил шесть онтологических характеристик пациента как существующей личности, с которой имеет дело аналитик. Эти характеристики он назвал также принципами, относящимися непосредственно к терапевтической деятельности. Первым принцип - центрированность существования, человеческого бытия. Как и любой человек, пациент центрирован на своей личности и нападение на данный центр является нападением на все ее существование. Понятие центрированности человеческого бытия дает основу для понимания болезни и здоровья, невроза и душевного равновесия. Так, невроз используется индивидом, чтобы сохранить свой центр, свое существование. Поэтому невроз — это не отклонение от того, каким должен быть человек. Он может быть рассмотрен в качестве необходимой регуляции, при помощи которой сохраняется центрированность. Симптомы невроза представляют собой способ сужения границ мира для того, чтобы центрированность существования могла быть защищена от угрозы проникновения внешнего мира. 3°9 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) Второй принцип - любая личность обладает свойством самоутверждения, потребностью сохранить свою центрированность. Личность обладает свойством самоутверждения в человеческом бытии. Это то, что П.Тиллих назвал «мужеством быть», которое, по его мнению, «коренится во всем многообразии человеческого существования и в конечном счете в структуре самого бытия» [52, с. 7]. Мужество онтологично по своей природе, поскольку является самоутверждением бытия вопреки факту небытия. Третий принцип - у всех людей есть потребность и возможность выйти из своей центрированности, чтобы прикоснуться к другому бытию. Такая потребность и возможность связаны с риском. Если человек выйдет из себя слишком далеко, то он может потерять свой собственный центр, свою идентичность. В том случае, когда невротик отказывается выходить за пределы себя, замыкается в себе и живет в ограниченном пространстве, то его рост и развитие блокируются. Во времена 3. Фрейда обычное невротическое проявление человека было связано с невротическим подавлением и торможением. С преобладанием конформизма частыми невротическими реакциями стали такие, как рассеивание собственного Я человека в процессе объединения и идентификациями с другими, вплоть до опустения собственного бытия. Четвертый принцип - субъективной стороной центрированности является осознание. Оно присутствует не только в человеке, но и в других формах жизни. Речь идет о примитивной реакции организма на угрожающую его жизни опасность. Как и предыдущие принципы, данный принцип разделяется существующей личностью с бытием всех людей и соответствует биологическому уровню, на котором оказывается действенным любое человеческое бытие. Пятый принцип - самосознание как индивидуальная человеческая характеристика, собственно человеческая форма сознания. Если осознание ассоциируется с бдительностью, то самосознание является не просто осознанием угрозы из внешнего мира, но способностью знать себя как индивида, которому угрожают, переживать себя в качестве субъекта, которого окружает мир. Способность к самосознанию лежит в основе ряда возможностей, которые имеются у человека по отношению к его миру. Она составляет основу психологической свободы, обретающей онтологическую базу. Задача терапии состоит не столько в том, чтобы помочь пациенту осознать существо своих невротических симптомов, сколько в том, чтобы помочь ему превратить его осознавание в сознание. Самосознание поднимает осознавание на принципиально новый уровень, который дает пациенту возможность достижения инсайта, видения мира и своих проблем в отношении к самому себе. Шестой принцип - тревога как состояние человеческого бытия. Борьба с тревогой может разрушить человеческое бытие. Эта борьба направле- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Р. МЭЯ на против чего-либо вне человека, но более значительной для психотерапии является внутренняя сторона борьбы, конфликт личности, стоящей перед выбором реализации собственных возможностей. Само по себе сознание всегда подразумевает возможность для человека противостоять своей сущности, в чем проявляется трагическая природа человеческого опыта, включающего в себя онтологическую тревогу, которую испытывает человек. Выделенные Р. Мэем онтологические характеристики бытия или принципы могут дать, по его мнению, как структурную базу для психотерапии, так и основу науки о человеке, которая не будет разрывать на куски человеческое единство в процессе изучения. И хотя экзистенциальная терапия делает акцент на трагических аспектах жизни, тем не менее она не является пессимистичной, как это может показаться на первый взгляд. По убеждению Р.Мэя, скорее напротив. Трагедия связана с переживанием катарсиса, неотделима от человеческого достоинства и величия, является «аккомпанементом, как это было показано в драмах Эдипа и Ореста, моментах великого инсайта человеческого бытия» [53, с. 67]. В понимании Р. Мэя задача экзистенциальной терапии состоит в анализе структуры человеческого существования. Если аналитик способен реализовать эту задачу, то он может прийти к пониманию реальности, лежащей в основе критических ситуаций, имеющих место в жизни человека. Существенным в экзистенциальном анализе является то, что данный анализ выступает против рассмотрения пациента в рамках существующих предварительных концепций и представлений. Подобный подход расширяет знание о человеке в исторической перспективе и углубляет его познание, принимая во внимание факты самораскрытия индивида в различных сферах бытия и не раскалывая его на объект и субъект. Хотя экзистенциализм как таковой имел дело с онтологическими структурами человеческого существования, тем не менее экзистенциальная психотерапия погружается в глубины психологического анализа с целью раскрытия живого человека в дегуманизированной культуре. Экзистенциальные аналитики рассматривают, по выражению Р.Мэя, «не изолированные психологические реакции сами по себе, а психологическое бытие живого человека, который делает свою жизнь», т.е. они используют «психологические термины в онтологическом смысле» [54, с. 118]. Вполне очевидно, что знание природы влечений и механизмов функционирования психики человека полезно для аналитика. Знакомство с межличностными отношениями также может иметь прямое отношение к пониманию жизни пациента. Информация о его социальном окружении тоже важна. Однако, как считал Р. Мэй, все это проявляется на совершенно ином уровне, когда аналитик встречается непосредственно с самим 3" ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) пациентом. Все предшествующие знания приобретают смысл и значение из действительности конкретного человека. Словом, если аналитик хочет узнать пациента, то знание о нем должно быть подчинено факту его действительного существования. А существование — это то, что из бесконечного множества детерминированных фактов образует человека, с которым что-то происходит и у которого есть потенциальная способность сделать паузу перед тем, как отреагировать. Таким образом, существование оказывается такой областью, в которой человеческое существо не является исключительно совокупностью влечений и детерминированных форм поведения, а представляет собой потенциальность, некое становление возможного будущего. Для экзистенциальных аналитиков человек и его мир — это единое структурное целое, описываемое ими как бытие-в-мире. Я и мир диалектически связаны между собой. Причем, как об этом говорил в свое время Л.Бинсвангер, следует различать три формы мира, характеризующие каждого человека как бытия-в-мире: • Umwelt — биологический, предметный, природный мир, окружающая • Mitwelt — мир человеческих существ, соплеменников, мир взаимоотно • Eigenwelt — собственный мир человека, форма отношений его с собст Останавливаясь на рассмотрении значимости этих трех форм мира для человека, Р. Мэй отмечал, что экзистенциальные аналитики не отрицают реальность природного мира, настаивают на серьезном рассмотрении его и способны уловить суть Umwelt не хуже, чем те исследователи, которые расчленяют этот мир человека на его мотивы, влечения. Но они не считают его единственной формой существования и не пытаются вместить в него все человеческое существование. Экзистенциальные аналитики признают также важность Mitwelt, т.е. мира, имеющего структуру значения, созданного взаимоотношениями людей друг с другом. Если Umwelt описывается в категориях приспособления и адаптации, то для Mitwelt эти категории неточны, более верным является термин «отношение», точнее «взаимоотношения». Однако, как подчеркивал Р.Мэй, для экзистенциальных аналитиков наиболее важным и существенным является Eigenwelt — собственный мир человека, характеризующийся самосознанием. Но именно эта форма мира или практически полностью игнорируется в психологии и психиатрии, или оказывается понятой хуже всего. В оценке Л. Бинсвангера классический психоанализ имел дело в основном с Umwelt, т.е. миром инстинктов, влечений, биологического детер- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Р. МЭЯ минизма. В понимании других исследователей школа межличностных отношений, прежде всего межличностная теория Г. С. Салливана, имела теоретический базис для работы с Mitwelt, миром отношений человека с другими людьми. Однако, как полагал Р. Мэй, межличностные отношения становятся выхолощенными, если аналитик не обращается к учету и рассмотрению Eigenwelt, пониманию того мира, в котором исключительное значение приобретает отношение человека к самому себе. Р. Мэй исходил из того, что в каждый момент времени человек существует в мире предметном, биологическом мире. Но то, как он относится к своей собственной потребности в любви, к проявлению того или иного влечения, во многом зависит от мира человеческих отношений, определяющих его реакцию. В контексте же собственного мира человека он осознает, что происходит в феномене самосознания и что происходит при инсайте, когда благодаря внутреннему образу осуществляется преобразование его самого. «Человек одновременно живет в Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt. Это три разных мира, но при этом это три одновременно существующих формы бытия-в-мире» [55, с. 169-170]. В свете рассмотрения трех миров, составляющих бытие человека в мире, Р.Мэй предпринял попытку осмысления тех особенностей, которые представлялись важными для экзистенциальной терапии. Так, линейный подход ко времени соотносился им с предметным миром, где человек воспринимался в качестве действующих на него инстинктивных побуждений. В мире личностных отношений количественное (часовое) время имеет мало общего со значением происходящего, т. е. с внутренним значением событий. В мире самосознания проникновение в значение события не имеет для человека практически ничего общего с часовым временем. С учетом подобной специфики можно говорить о том, что главным модусом человеческого существования является не столько прошлое или настоящее, сколько будущее. Словом, для экзистенциального аналитика важно понимание того, что человек - это существо, стремящееся в будущее, он может познать себя, только представляя себя в будущем и, следовательно, личность можно понять только на ее пути движения к будущему. Из подобного понимания бытия и времени, рассмотренного с учетом потенциальных возможностей личности (не настоящее или прошлое, а будущее — доминантная форма времени для человека), вытекают два следствия, имеющие прямое отношение к клинической практике. Во-первых, воспоминания о том, кем пациент был, определяют то, кем он хочет стать и, следовательно, будущее определяет прошлое. Во-вторых, именно от его решения, относящегося к будущему, зависит то, сможет ли пациент вспомнить значение событий прошлого, посколь- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) ку часто прошлое пациента не оживает потому, что с ним ничего не происходит в будущем. Таким образом, экзистенциальный аналитик выступает против избегания ведущих к тревоге вопросов настоящего и против попытки спрятаться от них за детерминистской ролью прошлого. Он серьезно относится к истории и исходит из того, что пациенты неспособны соотносить себя с будущим. «Чтобы любой обнаженный фрагмент прошлого стал реальностью, необходимо, — подчеркивал Р. Мэй, — иметь какую-то надежду и преданность делу для изменений в обозримом будущем — будь то преодоление тревоги или других болезненных симптомов, или интеграция личности для последующей творческой активности» [56, с. 162]. Говоря о состоянии мира, в котором находился человек середины XX столетия, Р. Мэй исходил из того, что данный мир можно назвать шизоидным. Под шизоидностью им понимался не признак психопатологии, а общее состояние цивилизации, в рамках которой превалирующими стали неспособность человека чувствовать, боязнь близости, отчуждение, полное равнодушие, безразличие. И хотя в принципе шизоидное состояние может восприниматься в качестве конструктивного способа разрешения глубинных проблем, тем не менее, в отличие от других цивилизаций, подталкивающих шизоидную личность к творчеству, западная цивилизация подталкивает человека к шизоидному образу жизни, отличающемуся механистичностью и отстраненностью. В шизоидном мире невротик играет, как считал Р.Мэй, роль Кассандры. Раздираемый психологическими страстями, он несет в себе бремя сотрясающих эпоху конфликтов и своими действиями как бы предсказывает те явления, которые позднее могут во всей своей остроте проявиться в обществе. В этом отношении невротик как бы предвещает направленность развития цивилизации, поскольку он осознанно переживает то, что у большинства людей оказывается погруженным в глубины бессознательного. Можно сказать, что невротические проблемы оказываются неким языком, на котором бессознательное обращается к сознанию общества. Данное положение может быть наглядно проиллюстрировано следующими примерами. Так, у пациентов, с которыми имел дело 3. Фрейд, на передний план выходили скрытые сексуальные проблемы, ставшие более явными у многих людей в разных странах только после Второй мировой войны. Агрессивность, на которую обратил внимание основатель психоанализа, стала проявляться у пациентов 30-х гг. XX столетия и в качестве осознанного явления дала знать о себе в обществе десять лет спустя. Состояние тревоги пациентов того периода сперва фиксировалось аналитиками в качестве симптома патологии, затем — как общее свойство характера и, наконец, в 50-х гг. XX в. — как относящееся не только к невроти- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Р. МЭЯ кам, но и к нормальным людям, живущим в тревожное время. Проблема идентичности тоже сперва заботила лишь психотерапевтов, работающих с пациентами, но несколько десятилетий спустя стала объектом внимания всего общества. По мнению Р. Мэя, характерной особенностью шизоидного мира стало то, что любовь и воля, которые ранее помогали человеку справляться с жизненными невзгодами, оказались серьезной проблемой для многих людей. Некоторые исследователи заговорили об эпохе слабоволия. В понимании Р. Мэя в основе слабоволия лежит притупление чувств, что ведет к порождению состояния апатии. И если признаки этого феномена проявлялись у пациентов 50-х гг. XX столетия, то позднее состояние апатии стало серьезной проблемой технологического общества. Обнаружилось движение к состоянию полного равнодушия как жизненной установке или свойству характера. По выражению Р. Мэя, апатия и шизоидный мир идут рука об руку и обусловливают друг друга. Причем апатия тесно связана с любовью и волей. В этом отношении можно сказать, что противоположностью любви является не ненависть, а апатия, точно так же как противоположностью воли - не нерешительность, а отстраненность, безучастность, нежелание принимать участие в жизненно важных событиях. Для Р. Мэя апатия, подобно фрейдовскому инстинкту смерти, означает постепенный отказ от участия человека в чем-либо. Апатичный образ жизни провоцирует насилие. В свою очередь насилие способствует распространению апатии. Трагический парадокс состоит в том, что в шизоидном мире человек использует апатию как средство защиты, с помощью которого потерпевший поражение индивид обретает покой, а умение не волноваться воспринимается в качестве некоего нормального состояния. Но в противоположность конструктивной шизоидной установке, способствующей превращению шизоидного раскола личности в сопротивление духовной пустоте и самовыражение в искусстве, апатия ведет к устранению воли и любви и, следовательно, необходим поиск новой основы для восстановления ее жертв. С этой целью Р. Мэй подверг анализу существовавшие в то время представления о любви и воле. Прежде всего он рассмотрел четыре типа любви, традиционно представленные на Западе: • секс или вожделение, либидо; • эрос или любовь как стремление к воспроизводству и творчеству; • филия или дружба, братская любовь; • агапе или забота о благе другого человека. Подлинная любовь представляет собой смесь этих четырех видов любви. Но в современном мире наблюдаются такие парадоксы любви ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) и секса, которые, по мнению Р. Мэя, порождают апатичный образ жизни человека. Прежде всего следует иметь в виду то, что радикально изменилось, по сравнению с концом XIX в., отношение к сексу как таковому. 3. Фрейду приходилось иметь дело с пациентами, у которых присутствовали симптомы подавления секса. Сегодня терапевты имеют дело с пациентами, свободно говорящими о сексе, проявляющими значительную половую активность, не испытывающими нравственных сомнений по поводу своих занятий любовью. Подобная перемена была связана с половым воспитанием, свободой слова в области секса и открытым выражением половых эмоций, что стало просвещенческой установкой первой четверти XX в. Однако, как заметил Р. Мэй, просвещение не решило половых проблем западной цивилизации. Оно принесло положительные результаты в плане свободы человека и ослабления чувства вины перед обществом и окружающими людьми, но в то же время усилило внутреннее ощущение вины и беспокойства. Половое просвещение (знания о сексе, противозачаточные средства и т.д.) привело к нивелированию самой половой страсти, что явилось одним из парадоксов любви и секса. Второй парадокс связан с увлечением техникой секса, которое, переходя все границы, приводит к тому, что сексуальная деятельность превращается в механический процесс, ведущий к отчуждению и обезличиванию. Озабоченность в достижении оргазма при помощи техники секса лишь усиливает неуверенность человека в себе, его внутреннюю пустоту и одиночество. За физической наготой половой близости не стоит проявление нежности, предполагающее психологическую и духовную обнаженность. Зацикленность на технике секса оказывается напрямую связана с ослаблением сексуальных ощущений. Умелый любовник оказывается потенциальным импотентом. Третий парадокс проявляется в том, что сексуальная свобода на деле превратилась в новую форму пуританства, состоящего, по мысли Р. Мэя, из таких элементов, как отчуждение от тела, отделение эмоции от разума и использование тела в качестве машины. Раньше грехом считалось удовлетворение сексуальных желаний человека, теперь греховным является неполное сексуальное самовыражение. Раньше многие люди (старые пуритане) боролись с сексом и при этом были людьми страсти, теперь новые пуритане борются со страстью и при этом являются людьми секса. «В викторианскую эпоху человек искал любви без секса; современный человек ищет секса без любви» [57, с. 43]. Фактически, новое пуританство ограничивает чувства, сводит любовный акт к тому, что на вербальном уровне выражается техническим термином «трахаться», способствует эмоциональному обнищанию и ведет к откровенной враждебности между людьми, находя- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Р. МЭЯ щей свое отражение, в частности, в ненормативной лексике, связанной с областью секса. Говоря о данных парадоксах секса и любви, Р.Мэй выделил одну их общую черту — банализацию и секса, и любви, связанную с их опустошением и отделением секса от эроса. Люди стали использовать секс в качестве защиты от страсти эроса. Но они добились лишь того, что столкнулись с «местью угнетенного». Г.Маркузе полагал, что в обществе со свободными нормами сексуальной морали секс непременно сольется с эросом. Но, как подчеркнул Р.Мэй, общество стало развиваться в противоположном направлении, отделив секс от эроса и стремясь подавить последний. Результатом такой направленности развития стало то, что страсть как один из элементов подавляемого эроса вносит разлад в бытие человека. Размышляя о парадоксах секса и любви, Р.Мэй обратил внимание на связь между любовью и смертью. Ощущение смертности порождает и обогащает любовь. Связь любви со смертью отчетливо просматривается в половом акте. В мифологии половой акт непременно ассоциируется с тревогой и смертью. В современном мире занятие сексом без любви олицетворяет собой попытку спасения от тревоги, издревле являющейся неотъемлемой частью человеческой любви. Секс становится как бы средством снятия беспокойства, хотя на самом деле он лишь подготавливает почву для утраты эмоциональности и развития импотенции. Причем одержимость сексом, по выражению Р. Мэя, помогает человеку скрывать страх перед смертью. Для Р. Мэя любовь представляет собой одну из составляющих человеческого бытия. Второй его составляющей является воля, которая становится значительной проблемой для современности. Более того, по убеждению Р. Мэя, невроз современного человека обусловлен ослаблением его воли и способности принимать решения. Разлад и паралич воли становятся тем широко распространенным феноменом, который способствует развитию апатии человека в современном мире. 3. Фрейд придерживался принципа строгого детерминизма и в этом отношении выступал против ранее распространенной позиции, приверженцы которой неизменно апеллировали к свободе воли человека. Некоторые его последователи настолько абсолютизировали данную установку, что процесс терапевтической деятельности стал соотноситься с побуждением пациентов отказываться от волевых решений. При этом подчас упускалось из вида то обстоятельство, что 3. Фрейд не отрицал необходимости свободы выбора со стороны пациентов. В работе «Я и Оно» (1923) он со всей определенностью подчеркивал, что Оно пациента не вырабатывает единой воли, и поэтому психоанализ стремится к тому, чтобы предоставить Я пациента свободу выбора того или иного пути дальнейшего развития. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) Для Р. Мэя была неприемлема позиция тех психоаналитиков, которые возвели в абсолют принцип строгого детерминизма и полностью отказались от свободы воли человека. Вместе с тем он критически отнесся и к предложениям представителей психоаналитической психологии Я (X.Хартманн и др.), которые выдвинули представления об автономии Я, свойственной ему функции свободы и выбора. По его мнению, ни Я, ни тело, ни бессознательное не могут быть «автономными» сами по себе, они существуют как части целого. Другое дело, что в рамках классического психоанализа действительно пришлось столкнуться с неразрешимостью проблемы воли, что дало знать о себе как в процессе последующего развития психоаналитических представлений о человеке, так и в кризисе воли людей, живущих в современной западной цивилизации. Р. Мэй не отрицал действия детерминации бессознательных факторов. Однако, придерживаясь экзистенциальных установок, он обратился к проблеме интенциональности, считая, что интенциональность переносит проблематику детерминизма и свободы на более глубокий уровень, в результате чего возможно новое понимание человеческого волевого акта. Р. Мэй исходил из того, что интенциональность, понимаемая в качестве структуры, придающей смысл переживанию, лежит в основе сознания и является ключом к проблеме желания и воли. Как структура смысла интенциональность служит мостом между субъектом и объектом, делает возможным для человека видеть и понимать внешний мир таким, каков он есть. Интенциональность - это бытийное состояние, включающее всю ориентацию человека по отношению к миру в данное время. Если рассматривать интенциональность в качестве того, что лежит в основе сознательных и бессознательных намерений, то становится очевидно, что в процессе терапевтической деятельности приходится иметь дело с такими пациентами, у которых наблюдается отрицание воли и способности принимать решения, опустошенность и отчаяние, вызванные неспособностью человека желать. Отсюда вытекает важная функция психоанализа, которая, как считал Р. Мэй, должна способствовать более глубокому пониманию и измерению интенциональности. По его собственному выражению, «психоанализ дарит нам глубинное измерение, вклад, который значительно расширяет намерение и действительно продвигает нас от сознательной цели к более целостному, органичному, чувствующему и желающему человеку, являющемуся продуктом своего прошлого и движущемуся к будущему» [58, с. 254]. Языком интенциональности служит тело, которое не только выражает интенциональность, но и «высказывает» ее. Так, когда пациент входит в кабинет психоаналитика, то интенциональность выражается в его 3i8 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Р. МЭЯ походке, жестах, наклонах туловища и головы, дрожании рта, испуганных глазах. Для психоаналитика чрезвычайно важны все сообщения пациента на языке тела, позволяющие ему лучше понять смысл происходящего с обратившимся к нему за помощью человеком. Этот язык передает подчас значительно больше, чем интеллектуальный разговор пациента, способного несколько сессий болтать о чем угодно, лишь бы не обнаруживать своих собственных чувств. По мысли Р. Мэя, задача терапевта заключается в том, чтобы осознать в чем состоит интенциональность пациента на каждом конкретном сеансе. Причем выявление этой интенциональности следует осуществлять таким образом, чтобы пациент не смог не осознать ее. В конечном счете психотерапия должна служить уникальным источником данных относительно того, каким образом желание, воля и интенциональность переживаются страдающим человеком и как переживается им конфликт между намерением и интенциональностью. Психоанализ должен быть направлен на переживание намерений, подразумеваемых ими действий и их смысла, служить своего рода «игровой площадкой для интенциональности» без необходимости для пациента превращать все это в открытое поведение. В понимании Р. Мэя процесс терапии включает сведение вместе трех измерений: желания, воли и решения. Первое измерение (желание) наблюдается на уровне осознания. Растущее осознание своего тела, желаний и стремлений влечет за собой повышенную самооценку.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |