Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логотерапия В. Франкла 2 страница





ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.)

В практическом плане логотерапевтический подход к лечению невро­тических расстройств включал в себя установку, в соответствии с которой невротические симптомы могут корениться в физических изменениях или психических проявлениях, выступать в форме средства достижения цели в социальной области или как модус существования человека. Лишь последняя форма психического заболевания становилась объектом экзи­стенциального анализа и поэтому логотерапия имела дело с неврозами, понимаемыми как продукт принятия решений, способ существования, род духовной установки человека. Отсюда цель логотерапии, заключающая­ся не в лечении отдельного симптома или болезни в целом, а в трансформации взглядов невротика на его невроз.

Чисто психологический анализ тех или иных проявлений пациента, включая его характер, приводит к тому, что называется психологизмом. Такая процедура ограничивается раскрытием биологических и психоло­гических оснований существования человека и приводит к утрате нооло-гического его измерения. Но специфический способ существования чело­века — это его самотрансценденция, выход за рамки психологии. Следо­вательно, адекватным подходом к пониманию существования человека может быть не психологический, а экзистенциальный анализ.

Логотерапия В. Франкла как раз и представляла собой такую терапию, которая принимала в расчет различие между ноэтическим и психическим, духом и разумом. При этом она основывалась на признании того обстоятель­ства, что благодаря способности к самоотстранению и посредством выхо­да в ноологическое измерение, человек способен отстраняться от своего психологического состояния. Исходя из подобного допущения, логотера­пия использовала способность человека к самоотстранению для устране­ния патологии в пределах психологического измерения, т. е. при лечении невротических и психотических расстройств.

Отвержение психологизма как такового не означало, что логотера­пия В. Франкла впадала в иную крайность, в так называемый ноологизм, присущий тем психотерапевтам, которые абсолютизировали отдельные положения экзистенциального анализа. Так, некоторые приверженцы экзистенциальной психотерапии считали, что страдающие эндогенной депрессией пациенты испытывают экзистенциальную вину, являющую­ся причиной их депрессивного состояния. Не разделяя подобную точку зрения, В.Франкл исходил из того, что эндогенная депрессия может иметь не ноогенное, а соматогенное происхождение и что соматогенный психоз пробу­ждает патологическое сознание вины, которое связано с конечностью человека. И если в подобном случае психотерапевт будет давать моралистическую интерпретацию болезненного состояния пациента исходя из присущей ему экзистенциальной вины, то это может привести к усилению патологи-


ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА

ческой склонности больного к самообвинению, что в свою очередь послу­жит толчком к попыткам самоубийства.

Выступая против крайностей психологизма и ноологизма, В. Франкл критически отнесся и к тому, что он назвал «патологизмом», не делаю­щим различия между просто человеческим и действительно болезнен­ным. Так, испытываемое человеком отчаяние, которое может приводить к самоубийству, нередко рассматривается врачами в качестве заболевания, патологии. Однако, как подчеркивал В.Франкл, отчаяние представляет собой нормальное человеческое чувство и не каждое самоубийство явля­ется патологическим. Многие самоубийцы страдают от духовных пережи­ваний, которые сами по себе не являются свидетельством психического заболевания. Точно так же экзистенциальная фрустрация не обязательно патогенна сама по себе. И только в том случае, когда она становится пато­генной, она приводит к ноогенным неврозам.

Говоря о Сцилле психологизма, Харибде ноологизма и неприемлемо­сти патологизма, В. Франкл высказывал также опасения против того, что нередко терапевты уповают всецело на технику лечения, в результате чего пациент становится объектом манипуляции, некой вещью, средством для достижения той или иной цели. Увлечение различными психотерапев­тическими техниками ведет к тому, что вместо личного участия психотера­певта при работе с пациентом на передний план выходит механистическое управление им, когда пациент воспринимается не в качестве уникальной личности, а с точки зрения некоего набора механизмов функционирова­ния психики, которые подлежат починке или замене. В этом случае психо­терапевт оказывается не более чем техником, овладевшим определенными техническими приемами, которые он использует в своей практике незави­симо от того, кто находится перед ним в качестве пациента.

Выражая озабоченность по поводу опасности технологического отно­шения в сфере психотерапии, В.Франкл подчеркивал, что имеет значение не то, какая техника применяется, но то, какой доктор применяет ее, или даже то, какой смысл он вкладывает в это. Исключительно технологический под­ход к лечению может блокировать терапевтический эффект. Более важ­ным является не техника лечения сама по себе, а отношение между вра­чом и пациентом, личная и экзистенциальная встреча между ними. Поэто­му, используя предложенную им технику лечения, основанную на методах парадоксальной интенции и дерефлексии, В.Франкл делал основной акцент в то же время не на технике как таковой, а на вовлеченности лого-терапевта в живой процесс общения с пациентом, в ходе которого чело­век никогда не рассматривается как средство для достижения цели, а док­тор учитывает не только заболевание, но и позицию больного по отноше­нию к своему заболеванию.


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.)

Психотерапия - это не только и не столько техника, сколько искусство обще­ния между двумя людьми, один из которых обращается за помощью к друго­му человеку, посвятившему свою жизнь служению медицине. Это искусство предполагает встречу не двух отчужденных существ, одно из которых явля­ется объектом лечения, а встречу Я и Ты, вступающих в конструктивный диалог. Именно данный аспект бытийственности человеческого существо­вания был провозглашен экзистенциализмом как важный и необходимый для понимания специфики бытия человека в мире. Именно он стал учиты­ваться теми психотерапевтами, которые ратовали за развитие экзистенци­альной психотерапии и экзистенциального психоанализа.

Однако замкнутый в своих собственных отношениях диалог между Я и Ты не является столь плодотворным, как полагают некоторые экзи­стенциалисты, если он не выходит за рамки обоюдных восприятий и пере­живаний. Дело в том, что уникальная способность человека к трансцен-денции, т. е. к выходу за собственные пределы, предполагает приближе­ние его не только к другому человеку, но и к смыслу. Для человека важно, как считал В. Франкл, переступить через самого себя и обратиться к смыс­лу, находящемуся за пределами терапевтического диалога между врачом и пациентом.

Если экзистенциальный анализ ориентировался на то, чтобы изба­вить слушающих друг друга людей от «онтологической глухоты», то лого-терапия стремилась освободить их также и от «онтологической слепо­ты», что достигается путем обращения их к осязаемому смыслу. В про­цессе психотерапии в центре внимания оказывается не только бытие человека, но и смысл его существования, обретение которого становится для пациента катализатором его исцеления. В этом отношении логотера-пия В. Франкла может быть рассмотрена в качестве исцеления смыслом.

Упование некоторых терапевтов исключительно на технику лечения, игнорирование способности человека к трансценденции, восприятие его в качестве отлаженного или нарушенного механизма функциониро­вания психических, соматических или психосоматических структур — все это приводит к такому взгляду на человеческое существо, в соответствии с которым им можно и необходимо управлять. В отличие от различных видов психотерапии, придерживающихся данной точки зрения на инди­вида, логотерапия В. Франкла не предполагала установку на то, чтобы управлять человеком. Одна из ее задач состояла не в управлении челове­ком, а в том, чтобы направлять его в русло изменения отношения к экзи­стенциальным фактам существования (боли, вине, смерти), обретения и реализации смысла жизни.

Если обычная психотерапия ориентировалась на освобождение чело­века от психических нарушений, а классический психоанализ — на расши-

28о


ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА

рение сферы Я (сознания) относительно сферы Оно (бессознательного), то логотерапия В. Франкла стремилась сделать людей свободными в дру­гом смысле, а именно свободными для того, чтобы они могли принять ответственность за самих себя. Речь шла не о навязывании ценностей жизни пациенту, а о свободном выборе им ответственности за принятие тех или иных ценностей.

По словам В. Франкла, задача логотерапии состояла в том, чтобы при­вести личность на те позиции, где она может самостоятельно определять свои задачи исходя из осознания своей ответственности, и может найти ясный, уникальный и единственный смысл своей жизни. Акцент на ответ­ственности отражается в категорической максиме логотерапии: «Жить так, как если бы ты живешь уже второй раз и как если бы ты поступал в первый раз так же неправильно, как собираешься поступить сейчас!»

Логотерапия В. Франкла основывалась на использовании не только экзистенциального анализа, но и специальной терапевтической техни­ки. Эта техника лечения включала в себя методы парадоксальной интен­ции и дерефлексии.

В основе метода парадоксальной интенции лежало представление о том, что чрезмерное внимание человека на чем-то может оказаться суще­ственным патогенным фактором, а чрезмерная интенция невротиков на своих страхах, опасениях, беспокойствах способствует усугублению и обострению их болезненного состояния. Метод лечения, названный парадоксальной интенцией, сводился к стремлению привести пациен­та к такому состоянию, чтобы он не избегал невротических симптомов, не боролся с ними, а, напротив, преувеличивал их и тем самым оказал­ся способным дистанцироваться по отношению к неврозу посредством высмеивания его.

Суть данного метода лечения состояла не только в изменении взгля­да пациента на свое заболевание и замене обычной реакции избегания интенциональными усилиями, но и в том, чтобы использовать чувство юмора в качестве средства ослабления и снятия того внутреннего напря­жения, которое он испытывает и которое порождает у него страх, неуве­ренность, тревогу. Если страдающий фобией человек пытается избегать соответствующих ситуаций, например, нахождения в закрытом простран­стве, будь то лифт, автобус или самолет, то в подобных случаях проис­ходит усиление его невротических симптомов. Однако если при работе с пациентом удается подвести его к тому, чтобы он перестал избегать про­явления соответствующих симптомов, не только прекратил свою борьбу с ними, но, напротив, постарался усилить их и при этом, отделив себя от невроза, оказался в состоянии смеяться над ними, то симптомы исче­зают и уже не преследуют человека.


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.)

При использовании метода парадоксальной интенции для логотерапевта имеет значение не симптом как таковой, но позиция пациента в отношении своего заболевания и его невротических проявлений. Лечение предусматрива­ет не проявление усилий логотерапевта с целью его воздействия на сим­птоматику заболевания пациента, а изменение отношения последнего к своему недугу, что в конечном счете приводит к соответственному улуч­шению его духа и психического состояния. По выражению В.Франкла, «пациент должен хотеть именно того (невроз страха), или совершать именно то (невроз навязчивых состояний), чего он всегда так сильно боялся» [38, с. 22]. И хотя метод парадоксальной интенции не являлся универсальной панацеей, пригодной ко всем случаям соматических, пси­хических и духовных расстройств, тем не менее его применение оказы­валось эффективным при характерных неврозах навязчивости, расстрой­ствах сна, фобиях, в основе которых лежит механизм страха ожидания.

Наряду с методом парадоксальной интенции в логотерапии В. Франкла использовался также метод дерефлексии, предполагающий нейтрализацию гиперрефлексии пациента, его невротической склонности к самонаблю­дению посредством игнорирования его невротических симптомов. При помощи дерефлексии можно противодействовать склонности пациента к навязчивому самоконтролю. Если благодаря парадоксальной интенции уда­ется превратить в смешное то, что тревожит пациента, то дерефлексия с ее переключением внимания человека на что-то другое, с направлением его сознания на что-то позитивное, способствует научению игнорировать в той или иной сте­пени саму тревожность.

Метод дерефлексии связан с доверием к бессознательной духовно­сти человека, т. е. доверием к его не поддающейся рефлексии духовности. И если в различных видах врачевания исследовательский и терапевтиче­ский акцент делается или на теле (соматика), или на душе (психика), или на том и другом одновременно, то в рамках логотерапии основное внима­ние уделяется духовному измерению человека. В. Франкл признавал нали­чие не только инстинктивного бессознательного с его физиологическими или психическими проявлениями, но и духовного бессознательного, бази­рующегося на интуиции и экзистенции, не поддающейся рефлексии.

Из подобного понимания бытия человека, центром которого является его духовно-экзистенциальная составляющая, вытекал и метод дерефлек­сии, направленный на преодоление гиперрефлексии, ведущей к патоло­гии навязчивого самонаблюдения и различного рода страхам. Посредством дерефлексии самоозабоченность пациента отходит на задний план и откры­вается возможность реализации его способности к самосвершению.

В логотерапии В. Франкла метод дерефлексии использовался при лече­нии сексуальных расстройств, включая импотенцию и фригидность, когда


ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА

внимание пациента переключалось с необходимых усилий по совершению качественного сексуального акта и достижению оргазма на сами сексуаль­ные отношения.

В эпоху «сексуальной революции», когда средства массовой информа­ции сделали доступными для молодежи интимную сторону жизни людей, значительное, а подчас и основное внимание стало уделяться сексуальной технике, повышенной потенции, достижению оргазма, целенаправлен­ному получению максимального удовольствия. Гиперинтенция (излишек намерения, форсированная направленность) и гиперрефлексия (избыток внимания, форсированная рефлексия) в интимных отношениях приводят к тому, что сексуальный акт превращается из процесса желания в стрем­ление к достижению конечного результата. В интимной близости утрачи­вается спонтанность, и партнеры начинают ощущать не столько потреб­ность в сексуальном акте, сколько обязанность совершать его, чтобы дока­зать свою состоятельность самим себе, оправдать ожидания других людей, соответствовать требованиям субкультуры или общества, основными цен­ностями которых являются сексуальные наслаждения.

Но чем больше сексуальное наслаждение становится самоцелью, тем меньшее удовольствие испытывает человек. При этом у многих сексу­альных партнеров происходит интенсивное порождение всевозможных страхов и тревог по поводу того, что они окажутся не на высоте и их потенция будет не столь значительной, как того хотелось бы для демон­страции своей силы и изощренной техники. В свою очередь эти страхи и тревоги ведут к импотенции и фригидности.

Метод дерефлексии предполагал смещение установок пациентах его фиксации на конечном результате полового акта на спонтанный процесс интимной близости, предполагающий проявление влюбленности и тре­петности, нежности и самозабвения, отрешенности и непринужденности. Рекомендовалось также переключение внимания пациента с его собст­венных ощущений и наблюдений за тем, что происходит с ним во время интимной близости, на сексуального партнера, воспринимаемого в каче­стве субъекта, а не объекта интимных отношений.

Причем использование метода дерефлексии могло дополняться мето­дом парадоксальной интенции, когда, например, в случае импотенции со стороны пациента логотерапевт рекомендует ему или обоим партне­рам использовать всевозможные ласки, но в течение какого-то времени воздерживаться от непосредственного сексуального акта. При такой реко­мендации воздержание сексуальных партнеров оказывается чаще всего неисполнимым, и страдающий импотенцией пациент становится нару­шителем предписаний врача, но зато обретает способность к полноцен­ной интимной жизни.

283


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.)

В целом дерефлексия связана со способностью и возможностью человека концен­трировать свои усилия не на внутренних конфликтах, а на внешних целях. В этом отношении она предполагает переключение сознания пациента на то, что существует смысл, ждущий своей реализации. Зацикливание на самом себе, на своих страхах и страданиях — прямой путь к усилению невротических симптомов. Выход пациента за пределы своего Я, его стремление к дости­жению чего-то находящегося над ним — предпосылка обретения здоровья, связанного со свободно выбранным смыслом жизни.

В конечном счете использование методов парадоксальной интенции и дерефлексии основывалось на специфических особенностях человека, свидетельствующих об отличии его от животного. К таковым относятся, прежде всего, способности человека к самотрансценденции и самодистан­цированию, к стремлению интересоваться смыслом жизни и умению сме­яться, в том числе и над своими собственными страхами. И если в основе некоторых видов терапии лежали «крысоантропоморфные» представле­ния о человеке, когда его влечения и реакции рассматривались по анало­гии с соответствующими влечениями и реакциями животных, то, с точки зрения В.Франкла, логотерапияявляласьрегуманизированной психотерапией, предполагающей приобретение индивидом опыта самотрансценденции и навы­ка самодистанцирования.

Логотерапия В. Франкла предполагала решение двойственной задачи. С одной стороны, она побуждала пациента к объективированию процес­са заболевания и самодистанцированию от этого процесса. С другой сто­роны, она стремилась не только объективировать болезненный процесс, но и побудить пациента придать болезни личностные характеристики, т. е. сделать все для того, чтобы, по выражению В. Франкла, произошло столкновение между человеческим в больном и болезненным в человеке. В этом отношении логотерапия выступала в качестве такой регуманизи­рованной терапии, которая ориентирована на выявление и проявление человеческого в больном.

Логотерапевтическая техника лечения предназначена для изменения внут­ренних установок пациента по отношению к своему заболеванию. Поэтому цель логотерапии заключалась не в светской исповеди, способствующей под­час смягчению страданий пациента, а в медицинском служении, помогаю­щем ему трансформировать его страдания во внутренние достижения с тем, чтобы придать смысл его собственной жизни.

По мнению В. Франкла, человек может придать смысл своей жизни посредством реализации трех типов ценностей:

• творческих ценностей (творческой деятельности, созидания);

• ценностей переживания (связанных с переживаниями в процессе
познания, созерцании прекрасного, восприятия добра);


ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА

• ценностей установки, т.е. отношения или страдания (видение смыс­
ла даже в безнадежной ситуации, в которой человек оказывается
не в силах что-либо противопоставить, как, например, в случае неиз­
бежной смерти).

Три типа ценностей предопределяют три пути, какими человек может сле­довать в стремлении обрести смысл в жизни:

• первый путь связан с тем, что он дает миру в своих творениях;

• второй — с тем, что он берет от мира в своих встречах и переживаниях;

• третий — с позицией, которую он занимает по отношению к жизнен­
ной ситуации, когда он не может изменить ни ее, ни свою судьбу.

Из подобного понимания трех типов ценностей и соответствующих путей нахождения смысла в жизни вытекала важная философская и тера­певтическая установка. В концептуально оформленном виде она предста­вала в логотерапии В.Франкла в форме утверждения, что жизнь никогда не перестает иметь смысл, так как даже лишенный ценностей творчества и переживаний человек все еще имеет смысл своей жизни, который необ­ходимо осуществить, — «смысл, содержащийся в праве пройти через стра­дание, не сгибаясь»[39,с.300].

В поле зрения логотерапии оказывались прежде всего и главным образом ценности установки (ценности отношения), связанные с тем, что В.Франкл назвал трагической триадой человеческого бытия. Речь шла о встрече человека с тремя экзистенциальными фактами жизни - болью, смер­тью и виной, которые связаны с конечностью его существования.

Боль, смерть и вина неизбежны. Трагическая триада неустранима. Хотя человек и пытается избавиться от нее при помощи различного рода рационализации, тем не менее на его долю выпадают всевозможные стра­дания. Так, чем больше невротик пытается отрицать боль, смерть и вину, тем в большей степени он навлекает на себя дополнительные страдания. Из признания неустранимости трагической триады вовсе не следо­вал пессимистический взгляд на существование человека. Напротив, философские основания логотерапии вели к оптимистическому воззрению на человека, требующему от него мужества по отношению к своим страда­ниям и практической реализации способности преобразовывать неиз­бежные страдания в соответствующие достижения. Как подчеркивал В.Франкл, «логотерапия — это оптимистическое отношение к жизни, потому что она учит тому, что нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы посредством занимаемой по отношению к ним пози­ции быть превращены в позитивные достижения» [40, с. 302].

В отличие от терапевтов и психиатров, акцентирующих свое внимание исключительно на заболеваниях пациентов, логотерапевт ориентирует­ся не только на лечение болезней, но и на оказание помощи пациентам


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.)

в выборе верного отношения к своим заболеваниям и страданиям. Он стре­мится сделать все для того, чтобы человек смог искренне взглянуть на само­го себя и занять верную позицию в случае своего заболевания и страдания. Важно понять, что даже в самой безнадежной ситуации, когда речь идет о неизлечимой болезни, человек может реализовать высший смысл своей жизни. Испытывая самые ужасные страдания, он может придать своей жизни смысл благодаря тому, как он встречает свою судьбу и каким образом воспринимает выпавшие на его долю страдания.

Трагическая триада такова, что человек может быть виновным вследствие различного рода обстоятельств, в том числе и не зависящих от него самого. Но переосмысление вины как таковой обусловлено соответствующей пози­цией, занимаемой им по отношению к окружению, другим людям и самому себе. Вина предполагает ответственность, хотя в ряде случаев виновность человека оказывается не сопряженной с его свободой. Вместе с тем чело­век свободен выбрать правильную позицию по отношению к своей вине. Он может искренне раскаяться в содеянном и хотя он не в состоянии изменить того, что уже произошло в его жизни, тем не менее, раскаявшись, он способен измениться сам и придать соответствующий смысл собственной жизни.

Смерть является реальным экзистенциальным фактом человеческой жизни. Человек смертен и его встреча со смертью неизбежна. Однако, по убеждению В. Франкла, смерть человека как таковая не перечеркивает собой смысл его жизни. Любая жизнь, какой бы жалкой она ни была, имеет свой смысл. Реализуя свои возможности при жизни, человек оставляет какой-то след после себя даже тогда, когда его уже нет в живых. В прошлом сохра­няется то, что свершается человеком при его жизни и, следовательно, все зависит от реализации его потенциальных возможностей, от выбора, кото­рый он осуществляет по их актуализации, от решений по поводу того, что станет памятником его существованию, и от ответственности, которую он принимает на себя.

Можно сказать, что логотерапия основывалась на таких концептуаль­ных предпосылках, в соответствии с которыми жизнь обладает безуслов­ным смыслом и успешная психотерапия возможна только тогда, когда пси­хотерапевт руководствуется безусловной верой в смысл любой жизни. Это означает, что логотерапевт должен не только обладать верой в смысл, но и в процессе установления терапевтических отношений с пациентом исходить из того, что тот способен быть ответственным существом, найти и обрести смысл своей жизни, а в случае успешного лечения и благоприят­ных обстоятельств реализовать его.

Логотерапия не ответственна за наличие или отсутствие смысла и жиз­ненных ценностей у пациента. Логотерапевт не навязывает пациенту цен­ностные суждения. Его роль состоит в расширении поля зрения пациента,


ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА

с тем чтобы он смог увидеть, осознать весь спектр смыслов и ценностей, а затем актуализировать потенциальный смысл своей жизни. При этом логотерапевт придерживается точки зрения, согласно которой подлинный смысл жизни должен быть найден в окружающем мире, а не в самом человеке или в его собственной психике, поскольку «сущность человека характеризуется направленностью и настроем на что-то или на кого-то, на дело или на чело­века, на идею или наличность» [41, с. 198]. Это значит, что ответственность за нахождение пациентом смысла его жизни лежит на нем самом. Логоте­рапия лишь стремится побудить пациента к осознанию его собственной ответственности, к самостоятельному принятию ее на себя. Таким образом, она выступает в качестве терапевтического средства, способствующего обучению ответственности.

Человек не застрахован от ошибок ни в своем мышлении, ни в своих дейст­виях. Он может стать виновным в силу совершаемых им ошибок, но может быть и без вины виноватым. Возможность становления виновным — своеоб­разная привилегия человека. Однако, по убеждению В. Франкла, ответствен­ность человека состоит в его способности преодолевать свою вину. Вместе с тем человек ответственен не только за преодоление своей вины, но и за осу­ществление своего уникального смысла, предполагающего помимо всего прочего понимание того, перед кем он несет ответственность.

Коль скоро каждая болезнь человека имеет свой смысл, который он же и придает ей, то, следовательно, именно на него возлагается соответст­вующая ответственность. Тем не менее важно иметь в виду, какую ответст­венность несет человек за свое заболевание. Как считал В. Франкл, больной человек несет ответственность не столько за свою болезнь, сколько за свое отноше­ние к ней.

Было бы некорректно говорить о том, что в рамках логотерапии врач навязывает ответственность пациенту. Напротив, придавая важное значе­ние ответственности как таковой, логотерапевт с уважением относится к той свободе пациента, которую он может проявлять при выборе того или иного решения, в том числе и по отношению к своему заболеванию. Но он исходит из того, что, в отличие от негативной свободы, граничащей с про­изволом, позитивная свобода человека связана с его собственной ответст­венностью. Именно пациент свободен в принятии решения относительно того, перед кем он несет ответственность — перед своей совестью, общест­вом, человечеством или Богом. И именно ему дается право, по выражению В. Франкла, решать, «перед чем или перед кем он будет чувствовать ответ­ственность» [42, с. 23].

Человек несет ответственность за реализацию ценностей и осуществле­ние смысла своей жизни. И если логос предполагает не только разумность, но и духовность, то в этом случае смысл, к которому апеллировала логоте-


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.)

рапия В. Франкла, не является только и исключительно религиозным, как это подчас принято считать. Достаточно сказать, что 3. Фрейд рассматри­вал постановку вопроса о смысле жизни, как относящуюся к сфере религии, религиозному верованию. Иной точки зрения придерживался В. Франкл, который придавал религиозности духовно-экзистенциальный характер.

Размышляя о стремлении к смыслу и о смысле жизни, В. Франкл пришел к мысли о наличии в мире того, что он назвал «сверхсмыслом», который является не предметом мышления, а предметом веры. И коль скоро речь идет о вере не только в смысл, но и в сверхсмысл, то тем самым логотера­пия, как одно из направлений в психотерапии, стала восприниматься неко­торыми исследователями в качестве религиозной веры. Исходя из этого, сама по себе логотерапия стала отождествляться с религией или во всяком случае — с религиозной психотерапией.

Однако, как подчеркивал ее основатель, логотерапия не представляет собой ни протестантскую, ни католическую, ни иудейскую психотерапию. Не разделяя религиозную веру в традиционном смысле этого слова, она рас­ценивает религиозное и нерелигиозное в человеке в качестве таких фено­менов, которые могут сосуществовать друг с другом. При этом логотера­пия занимает нейтральную позицию по отношению к ним и предназначена для оказания посильной помощи как религиозным, так и нерелигиозным людям. Другое дело, что она вправе заниматься не только проблемами, свя­занными со стремлением к смыслу и со смыслом жизни, но и с вопросами, относящимися к сверхсмыслу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.