КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экзистенциализация психотерапии
Развитие психотерапии XX столетия характеризовалось сменой парадигм мышления, нашедших свое отражение в современной психотерапевтической теории и практике. Одной из таких парадигм явилось то, что может быть названо экзистенциализацией психотерапии — использованием в психотерапевтической теории и практике фундаментальных идей экзистенциализма, выдвинутых и обоснованных такими известными философами, как К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр. Экзистенциализация психотерапии имела место не только в рамках психиатрии, основывающейся на психологии сознания с ее видением шизоидного и параноидного пациента, страдающего от расщепления Я, но и в остове психоанализа, акцентирующего внимание на психологии бессознательного, той сферы психической деятельности человека, которая, с психоаналитической точки зрения, обладает отличной от сознания структурой, логикой развития, языком. В научной литературе предпринимались попытки исследования влияния экзистенциализма на некоторые направления в психиатрии, психоанализе, психологии [1]. В контексте данной работы есть смысл уделить основное внимание тем аспектам экзистенциализации психотерапии (интегра-тивность, системность, смыслозначимость), которые не нашли должного отражения в отечественных и зарубежных публикациях, но которые послужили отправной точкой для реформирования классического психоанализа 3. Фрейда. Как известно, становление и развитие классического психоанализа в начале XX в. сопровождалось радикальным переосмыслением традици- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) онных представлений о тождестве сознания и психики. Формулируя основные положения психоанализа, 3. Фрейд не только выступил против отождествления психики с сознанием, но и высказал гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная, но тем не менее реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания. Разумеется, З.Фрейду не принадлежал приоритет в открытии бессознательной деятельности человека. Представления о действенности бессознательного содержались в отдельных философских трудах XIX в., в частности, в работах Э. фон Гартмана, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Однако если в философских системах прошлого признание самостоятельного статуса бессознательного ограничивалось в лучшем случае попытками осмысления взаимоотношений между сознательными и бессознательными процессами, то 3. Фрейд пошел дальше. Он не только рассмотрел взаимоотношения между двумя сферами психики человека (сознанием и бессознательным), но и попытался раскрыть содержательные характеристики самого бессознательного психического, выявить глубинные процессы, протекающие по ту сторону сознания, объяснить причины возникновения внутриличностных конфликтов, ведущих к образованию невротических симптомов, и разработать технику лечения нервнобольных. Психоаналитическое учение 3. Фрейда о человеке противостояло двум крайним философским позициям: предельному рационализму, выводящему эмпирическое существование индивида из абсолютной идеи или мирового духа, с одной стороны, и мистическому иррационализму, растворяющему человеческое существо в слепой воле или бессознательном начале, стоящем вне, помимо и за человеческим бытием как таковым, — с другой стороны. В отличие от философов, стремящихся к построению системы представлений о мире и человеке, основатель психоанализа предпринял попытку интеграции знаний о топике, динамике и экономике различных психических процессов, а также функционировании психического аппарата, состоящего из трех систем — сознания, предсознательного и бессознательного. Интегративностъ психоанализа нашла свое отражение в метапсихологии 3. Фрейда и применении методов объяснения и понимания при исследовании психических феноменов (выявлении причинных связей и раскрытии смысла бессознательного поведения). Его системность — в концептуальном обосновании механизмов вытеснения, фиксации, сопротивления, регрессии, сублимации и практическом использовании системы знания, техники анализа и соответствующих приемов в процессе психоаналитической терапии невротиков. Что касается смыслозначимости психоанализа (не психоаналитической теории и практики, а эвристики), то три области эмпирически фиксируемого проявления бессознательного, а именно ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПИИ ошибочные действия (оговорки, описки, забывание слов, затеривание предметов, несчастные случаи и другие промахи), сновидения и невротические симптомы, рассматривались З.Фрейдом как полноценные психические акты, наделенные смыслом и имеющие важное значение в жизни человека. В противоположность философским концепциям, авторы которых уповали на безграничную власть сознания над человеческими страстями и апеллировали к разуму как непогрешимому источнику могущества людей, 3. Фрейд показал зависимость Я от бессознательных влечений человека и от требований культуры с ее этическими предписаниями, нравственными запретами, социальными ограничениями. Его представления о Я как «несчастном существе», подверженном троякой угрозе (со стороны внешнего мира, вожделений Оно и строгости Сверх-Я), были направлены против ранее распространенных иллюзий о человеке как внутренне непротиворечивой, не раздираемой никакими коллизиями личности. С точки зрения 3. Фрейда, на протяжении истории развития научной мысли человеческая самовлюбленность перенесла два ощутимых удара: «космологический», нанесенный Н. Коперником и сокрушивший превратные представления человека о Земле как центре Вселенной; «биологический», нанесенный Ч.Дарвиным, доказавшим, что человек произошел от обезьяны и, следовательно, является лишь ступенькой в эволюции животного мира. Собственную заслугу он видел в том, что благодаря психоаналитическому учению о «несчастном Я», которое не является «хозяином в собственном доме» и довольствуется незначительными сведениями о бессознательной душевной жизни, удалось нанести третий, «психологический», «самый чувствительный удар по человеческой мании величия» [2, с. 181]. Психоаналитическое изучение «несчастного Я» предполагало дальнейшее исследование бытийственности человеческого существования, с тем чтобы раскрыть внутриличностные коллизии и драмы, разыгрывающиеся в глубинах человеческой психики, а также переживания удовольствия и страдания, выпадающие на долю человека, прибегающего к крайностям садизма или мазохизма, печали или меланхолии, психоза или невроза. Именно эта задача и ставилась основателем психоанализа, который рассматривал зависимости Я от внешнего мира, Оно и Сверх-Я, описывал различные столкновения между бессознательными влечениями человека и требованиями культуры. На основании изучения человека под этим углом зрения он как раз и пришел к выводу, что душевная жизнь каждого из нас часто сопровождается конфликтами, которые предстоит разрешить тем или иным путем — нормальным или патологическим. В традиционных философских теориях разрешение конфликтов между человеком и окружающим его миром не представлялось чем-то проблемно- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) неразрешимым. Считалось, что в ходе эволюционного развития человека у него вырабатываются и формируются определенные защитные механизмы, позволяющие приспосабливаться к внешнему миру. З.Фрейд не отрицал таких возможностей разрешения конфликтов, точнее, предупреждения возникновения их. Более того, он ввел в психоаналитическое учение представления о «принципе удовольствия» как внутренне присущей каждому человеку программе функционирования психических процессов, в соответствии с которой бессознательные влечения автоматически направляются в русло получения максимального удовольствия, и «принципе реальности», обусловленном необходимостью считаться с требованиями окружения и задающем ориентиры на поиск таких путей достижения первоначальной цели, которые как бы застраховывали человека от различного рода потрясений и перегрузок, связанных с невозможностью непосредственного и сиюминутного удовлетворения влечений. Вместе с тем 3. Фрейд исходил из того, что защитные механизмы подобного рода, эффективные по отношению к внешней реальности, далеко не всегда способствуют разрешению глубинных конфликтов, связанных с наличием психической реальности, представленной бессознательными процессами и различного рода фантазиями. Защитные механизмы создают порой лишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, поскольку вытесненные в бессознательное желания человека могут в любой момент вырваться наружу и стать причиной очередной человеческой драмы. В клинической практике постоянно приходится сталкиваться с подобной ситуацией, когда благодаря механизмам внутреннего вытеснения своих желаний человек формально справляется с внутренними конфликтами, а на самом деле отстраняется от действительности, всецело погружаясь в созданный им иллюзорный и фантастический мир. Уход от неудовлетворяющей действительности завершается, по выражению З.Фрейда, «бегством в болезнь». Невротические заболевания — типичный пример такого «бегства в болезнь», свидетельствующий о своеобразных и в общем-то тщетных попытках разрешения человеком своих внутренних конфликтов. Кроме того, 3. Фрейд считал, что хотя защитные механизмы служат цели предотвращения опасности, тем не менее они сами могут обернуться опасностью. Те или иные защитные механизмы фиксируются в Я и становятся постоянными способами реагирования, повторяющимися на протяжении человеческой жизни. Они оказываются действенными даже тогда, когда опасность не существует в реальности. По выражению основателя психоанализа, защитные механизмы оказываются своего рода инфан- ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПИИ тилизмами, и окрепшее Я взрослого человека считает себя обязанным выискивать жизненные ситуации, заменяющие собой первоначальную опасность, чтобы оправдать его фиксацию на привычных способах реагирования. Таким образом, защитные механизмы сами по себе могут стать патогенными, поскольку «все более отчуждая от внешнего мира и постоянно ослабляя Я, подготавливают вспышку неврозов» [3, с. 41]. Дальнейшее развитие психоаналитической теории и практики сопровождалось более детальной и обстоятельной разработкой первоначально выдвинутых 3. Фрейдом идей о патогенных конфликтах, механизмах защиты, причинах возникновения и возможностях устранения невротических заболеваний. В рамках психоаналитически ориентированной терапии не только сформировалось ортодоксальное направление, представители которого целиком и полностью придерживались предложенной основателем психоанализа методологии исследования психических процессов и использованных им технических приемов лечения нервнобольных, но и обнаружились разногласия между 3. Фрейдом и теми аналитиками, которые проявили самостоятельность и независимость в процессе изучения человеческой психики, мотивов поведения человека, а также обоснования целей психотерапии. Среди первых диссидентов психоанализа оказались такие теоретики и практики, как А.Адлер, К.Г.Юнг, В.Райх, которые основали новые направления в психотерапии — соответственно индивидуальную психологию, аналитическую психологию, характероанализ. В отличие от З.Фрейда, открыто выступавшего против рассмотрения психоанализа в качестве какой-либо философской системы, А.Адлер и К. Г. Юнг не только признавались в своих пристрастиях к отдельным философским идеям, но и высказали ряд положений, позднее вошедших в остов различных философских школ. В частности, в противоположность основателю психоанализа, А.Адлер одним из первых стал подчеркивать важность учета «телеологического плана жизни» человека. Он рассматривал человека как творящего свою собственную «линию жизни», «внутренний план» развития своих сущностных сил. Контроверзы между классическим психоанализом и индивидуальной психологией развертывались (помимо всего прочего) по линии расхождения между 3. Фрейдом и А.Адлером в трактовке человека с точки зрения сведения его настоящего к прошлому или важности учета перспективного «плана жизни», в соответствии с которым формируются определенные способы человеческой деятельности. В этом смысле позднее выдвинутая Ж. П. Сартром экзистенциальная идея «проекта» человеческого бытия являлась не чем иным, как измененным концептом «жизненного плана» личности, предложенным в свое ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) время А. Адлером, который исходил из того, что «правильно понятые отдельные акты в своей взаимосвязи должны отобразить единый жизненный план и его конечную цель» [4, с. 25-26]. И нет ничего удивительного в том, что в своей работе «Бытие и ничто» (1943) Ж. П. Сартр (один из видных представителей французского экзистенциализма) обратился к осмыслению не только психоаналитического учения 3. Фрейда о человеке, но и к концептуальным построениям А. Адлера, включая его идеи о «комплексе неполноценности». Можно, пожалуй, сказать, что становление экзистенциализма как одного из философских направлений XX столетия в определенной степени проходило под знаком переосмысления психоаналитических представлений о человеке. В частности, немецкий философ К.Ясперс (1883-1969) одним из первых среди экзистенциалистов обратил внимание на учение 3. Фрейда о человеке. До того, как были сформулированы основные положения экзистенциализма, он имел возможность ознакомиться с психоаналитическими идеями, поскольку в начале своей теоретической деятельности специализировался в области психологии и психиатрии и, следовательно, не мог пройти мимо дискуссий, которые велись в первое и второе десятилетие XX в. вокруг психоанализа. В ряде своих статей того периода и в книге «Всеобщая психопатология» (1913) [5] К.Ясперс настороженно отнесся к элементам «объясняющей психологии», включенным в концептуальные построения 3. Фрейда, но усмотрел основную заслугу венского психоаналитика в его стремлении использовать идеи «понимающей психологии», правда, переосмысленной им по-своему. Следует иметь в виду, что и по отношению к «понимающей психологии», как она трактовалась 3. Фрейдом, К.Ясперс был настроен критически. Но его критика касалась не столько проблемы понимания в ее эвристическом значении, сколько психоаналитического подхода, в рамках которого 3. Фрейд пытался создать теорию о функционировании психического аппарата и развертывании психических процессов как таковых. В последующих философских работах К. Ясперса понимание, в противоположность объяснению, стало отправным пунктом для постижения человеческого бытия. Если классический психоанализ был нацелен на расшифровку бессознательного, на раскрытие сексуальной символики, то философия, согласно К.Ясперсу, должна ориентироваться на поиск символов бытия, на экзистенциальное толкование шифров, несущих информацию о мире и человеке. Для него были неприемлемы фрейдовские натуралистические импликации, являющиеся составной частью психологии бессознательного. Он не признавал необходимость перевода бессознательных содержаний в сознание для постижения символов бытия, которая представлялась 3. Фрейду важной, особенно в терапевтическом плане. Тем не менее его ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПИИ экзистенциальная концепция шифров в определенной степени перекликалась с психоаналитическими идеями о символической природе человеческой деятельности. Акцентируя внимание на внутреннем постижении человеком своей экзистенции (посредством ее и своего бытия в мире), К.Ясперс тем самым отстранился от психоаналитических претензий на объективное познание человеческого существа. Он исходил из того, что «экзистенция» является не концепцией, а «знаком», указывающим на выход за пределы объективности с целью постижения «необъективного бытия», которое «представляет собой экзистенцию, если она может проявляться первоначально для меня в моем собственном бытии» [6, с. 68]. Отталкиваясь от этого положения, он стремился подчеркнуть бесплодность научных попыток, предпринимаемых исследователями в надежде выявить эмпирические, предметные характеристики человека, которые, по его мнению, ничего не говорят о самобытности индивида, о его экзистенциальной структуре и трансценденции как побуждении духа в сфере реального существования. С данных экзистенциальных позиций К. Ясперс выступал против эмпиризма психоанализа с его акцентом на биологических характеристиках индивида и инстинктах, проявляющихся на всех ступенях развития человеческого существа. Ориентация психоанализа, согласно которой вся человеческая жизнь рассматривалась через призму бессознательных влечений человека, была воспринята К.Ясперсом как методологически ошибочная, не способствующая познанию человеческого бытия как такового. Это не означало, что он отрицал роль бессознательных влечений в жизни человека или не признавал за ними никакого статуса. Напротив, К.Ясперс исходил из того, что подобные влечения вполне реальны, однако, как замечал немецкий философ, «мы должны ограничить их и научиться рассматривать человеческое существование как нечто отличное от них» [7, с. 154]. В противоположность 3. Фрейду, он акцентировал внимание не столько не бессознательном, сколько на сознании, на бытийственности существования человека. Все импликации бессознательного, так или иначе учитываемые при осмыслении бытия человека в мире, воспринимались К.Ясперсом как имеющие значение лишь с точки зрения интенционалъности сознания. В соответствии с этой установкой, объектом исследования стала экзистенция как «сознание вообще», имеющее отношение не к эмпирическим проявлениям индивида, а к онтологическим структурам самого бытия. Если классический психоанализ ориентировался на описание объективных составляющих бессознательного, независимо от того, принимались ли во внимание реальные сексуальные влечения или учитывались их сим- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) волические формы выражения, то основной интерес К.Ясперса лежал в плоскости осмысления природы бытия, в рамках которого «необъективность» является бессознательным эквивалентом «интенционального, объективного сознания». С точки зрения К.Ясперса, будучи неотъемлемой частью бытия, сознание выступает в качестве «медиума всех вещей». Поэтому экзистенциальный анализ должен быть не чем иным, как анализом сознания, поскольку «анализировать существование — значит анализировать сознание» [8, с. 49]. Так, критическое переосмысление психоаналитических представлений о бессознательном, сопровождаемое обращением к идеям Э. Гуссерля об интенциональности сознания, привело К.Ясперса к выдвижению экзистенциальной философии с ее трактовкой экзистенции в качестве основы сознания. Понимание экзистенции как обозначения бытия человека стало отправной точкой размышлений немецкого философа М. Хайдеггера (1889-1976), идеи которого оказали существенное влияние на экзистенциализацию психотерапии. В отличие от К.Ясперса, он не обращался к обстоятельному рассмотрению идей классического психоанализа. И хотя М.Хайдег-гер соглашался с тем, что «психоанализ — очень важная дисциплина», тем не менее он исходил из того, что эта дисциплина является терапевтической, но «ее философские позиции несостоятельны» [9, с. 152]. Подобная оценка психоанализа сопровождалась смещением акцента исследования в иную, отличную от фиксации эмпирических проявлений бессознательного плоскость — в плоскость раскрытия самого человеческого бытия, поскольку, в представлении М. Хайдеггера, по своей сути человек принадлежит бытию как таковому и, следовательно, вопрос о том, кто есть человек, тесно связан с вопросом о сущности бытия. Поэтому в его философских размышлениях осмысление проблемы человека осуществлялось через призму раскрытия «бытия-в-мире», в котором человеческое существо характеризуется прежде всего открытостью и экзистенциальной историчностью. В основополагающей работе «Бытие и время» (1927) М.Хайдеггер предпринял попытку осмысления проблемы бытия, присутствия, существования человека. Он попытался постичь одновременно как отношение бытия к существу человека, так и сущностное отношение человека к открытости бытия. Для того чтобы выразить и то, и другое в одном слове в той области, в которой человек предстает именно как человек, М.Хайдеггером было использовано понятие «дозами» (Dasein), переводимое на русский язык как «тут-бытие», «присутствие». Один из основных тезисов работы «Бытие и время» включал в себя важную мысль, согласно которой сущность тут-бытия или присутствия заключена в его экзистенции. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПИИ Понятие «экзистенция» употреблялось исключительно как обозначение бытия человека, поскольку, как замечал М.Хайдеггер, «сущее, существующее способом экзистенции, это человек» [10, с. 32]. Философствование М. Хайдеггера основывалось на пересмотре традиционных, а также возникших в конце XIX в. представлений о человеке. С одной стороны, он стремился провести различия между бытием и сущим, сосредоточивая свое внимание на исследовании человеческого бытия, в результате чего в поле зрения оказались не эмпирические, онтические характеристики человека, а феноменология бытийственности, онтологические структуры его. С другой стороны, объектом размышлений М. Хайдеггера стало не сознание, как оно понималось в картезианской философии, и не бессознательное, трактуемое в психоаналитическом духе, а «бытие сознания», т. е. те априорные, дорефлексивные структуры, на основе которых возникают все эмпирические явления. Сочетание этих двух аспектов в единой познавательной ситуации, предполагающей ориентацию на прочтение «смысла» бытия, как раз и лежало в основе хаидеггеровского учения, названного им «фундаментальной онтологией». Если 3. Фрейд предпринял попытку осмысления структурных составляющих психики через призму бессознательных влечений и желаний человека, то М.Хайдеггер обратился к онтологическим структурам человеческого бытия, рассмотренным с точки зрения дорефлексивного их понимания. Если основатель психоанализа стремился к расшифровке скрытого символического языка бессознательного, то создатель фундаментальной онтологии сосредоточил свои усилия на интерпретации языка как такового, благодаря которой проявляется смысл бытия, поскольку, согласно М. Хайдеггеру, именно в языке открывается возможность человеческого существования. В этом плане можно говорить о сходной исследовательской интенции 3. Фрейда и М. Хайдеггера, направленной на раскрытие смысла происходящего посредством психоаналитического или экзистенциально-феноменологического толкования языка как основной «обители» бессознательно-символических или дорефлексивно-онтологических структур. Другое дело, что в центре внимания основателя психоанализа оказалась смыслозначимость психических процессов, в то время как основателя фундаментальной онтологии интересовало прежде всего и главным образом постижение смысла человеческого бытия как такового. В конечном счете фундаментальная онтология М. Хайдеггера оказалась близкой к психоаналитическому учению 3. Фрейда по описанию бытийственности человеческого существования. Подобно основателю психоанализа, исследовавшему житейские ситуации, в которых обнаруживались симптомы проявления амбивалентных чувств любви и ненависти, вины ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) и раскаяния, страха и беспокойства, М.Хайдеггер апеллировал к такой повседневности бытия, где человек характеризовался «страдательными экзистенциалами» типа заботы, заброшенности, отчаяния, ужаса, страха смерти. И хотя содержательная трактовка бытийственности человеческого существования различна в психоанализе и в фундаментальной онтологии, поскольку 3. Фрейда интересовали главным образом психологические механизмы образования различных душевных состояний индивида, в то время как М. Хайдеггер стремился раскрыть «экзистенциальное беспокойство», обусловленное разрывом между «подлинностью» и «неподлинностью» человеческого бытия, тем не менее исследовательский акцент на «страданиях» человека в общем плане был однотипным в обоих учениях. Как в том, так и в другом случае всевозможные страдания человека рассматривались через призму прояснения смысла конкретного поведения, или человеческого существования как такового, выявления глубинных психических, или онтологических структур бытия. Вместе с тем в объяснении неподлинности человеческого существования психоанализ и фундаментальная онтология отличались друг от друга: 3. Фрейд усматривал истоки страданий человека в расхождении между его природными бессознательными влечениями и культурными ценностями цивилизации; М. Хайдеггер исходил из того, что «экзистенциальное беспокойство» является следствием внутренних противоречий «бытия-в-мире», где человеческое существование выступает одновременно в качестве сокрытости и открытости, наличности и трансцендентности, эмпиричности и проекта, бытия и Ничто, поскольку, в представлении немецкого философа, человеческое бытие «проецируется в Ничто» и только благодаря этому оно имеет какое-то существование или, иначе говоря, «Ничто есть условие возможности раскрытия сущего как такового для человеческого бытия» [11, с. 23]. При осмыслении источника страданий человека 3. Фрейд и М. Хайдеггер пришли, хотя и каждый по-своему, к той фундаментальной проблеме, которая, как мне представляется, в значительной степени предопределила последующую экзистенциализацию психотерапии. Для первого это была проблема страха, являющаяся, по его выражению, «узловым пунктом, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить свет на всю нашу душевную жизнь» [12, с. 251]. Для второго таковой представлялась проблема ужаса, так как, по его собственным словам, в фундаментальном настроении ужаса человек достигает того события в своем бытии, «благодаря которому открывается Ничто и исходя из которого должен ставиться вопрос о нем» [13, с. 21]. 3. Фрейд подчеркивал, что подверженное опасности с трех сторон «несчастное Я» может быть охвачено тройственным страхом — реальным страхом перед внешним миром, страхом совести перед Сверх-Я и нев- ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПИИ ротическим страхом перед Оно. Психоаналитические представления о структуризации психики привели его к пониманию того, что бессознательное Оно не испытывает страха, поскольку не может судить о ситуациях опасности, и именно Я, а не Оно является местом сосредоточения страха, представляет собой «подлинный очаг боязни» и ввиду угрозы трех опасностей развивает «рефлекс бегства», в результате чего происходит образование невротических симптомов и защитных механизмов, ведущих к различным фобиям. При этом 3. Фрейд провел различия между страхом, боязнью и испугом, считая, что стирал: означает определенное состояние ожидания опасности и приготовления к последней, если она даже и неизвестна, боязнь предполагает конкретный объект, которого бояться, в то время как испуг отражает момент неожиданности и представляет собой состояние, возникшее при опасности, когда человек оказывается к ней неподготовлен [14, с. 206]. Стремясь к постижению смысла человеческого бытия в его онтологическом измерении, М. Хайдеггер сосредоточил свое внимание на проблеме ужаса, того ужаса, который, по его представлению, в корне отличен от страха и боязни. Человек всегда боится того или иного конкретного сущего, которое ему угрожает. Страх перед чем-то также касается определенных вещей. Боязни и страху присущи очерченность причины и предмета. В отличие от них, ужасу присущ оцепенелый покой. Ужас перед чем-то всегда есть ужас от чего-то, а неопределенность того, перед чем и отчего берет человека ужас, является не недостатком определенности, а принципиальной невозможностью что бы то ни было определить. Подчеркивая специфику ужаса, М.Хайдеггер заметил: «Мы не можем сказать, перед чем человеку жутко. Вообще делается жутко. Все вещи и мы сами тонем в каком-то безразличии» [15, с. 21]. Следует отдать должное тому, что, несмотря на интеллектуальные и терапевтические усилия по выявлению природы именно страха, 3. Фрейд не обошел стороной проблематику ужаса. В статье «Жуткое» (1919) он попытался понять суть ощущения человеком ужаса и в связи с этим обратил внимание на высказывание немецкого философа Ф. Шеллинга, согласно которому жуткое — это все, что должно было оставаться тайной, сокровенным и выдало себя. Однако если экзистенциалистское понимание ужаса соотносилось с тайной Ничто и возможностью ее раскрытия, то З.Фрейд усматривал в жутком пробуждение инфантильного страха, действие навязчивого повторения, зависящего от внутренней природы влечений человека и связанного с возвращением вытесненного. В конечном счете основатель психоанализа исходил из того, что жуткое является «чем-то издревле привычным для душевной жизни, что было отчуждено от нее в результате процесса вытеснения» [16, с. 275]. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) Психоаналитическое понимание страха и жуткого способствовало разработке технических приемов, связанных с психотерапией невротических пациентов, страдающих различными фобиями. Однако сама по себе проблема жуткого оставалась нерешенной, поскольку связь между жуткостью, страхом и вытеснением не представлялась столь однозначной, как это первоначально казалось 3. Фрейду. Не случайно в работе «Торможение, симптом и страх» (1926) он пересмотрел свои взгляды на природу страха, подчеркнув, что не вытеснение создает страх, а страх производит вытеснение. Новое видение данной проблематики открывало путь к осмыслению вопросов, связанных с травмой рождения и страхом смерти, что предполагало дальнейшую разработку метапсихологии. Однако ортодоксальные последователи 3. Фрейда сосредоточили свои усилия на совершенствовании технических приемов анализа в процессе лечения нервнобольных и с недоверием отнеслись к метапсихологии, требующей глубоких философских раздумий, в том числе и по проблемам ужаса, жути. В отличие от ортодоксального психоанализа, фундаментальная онтология М. Хайдеггера была ориентирована на постижение смысла человеческого бытия через призму раскрытия тайны Ничто, что предполагало обращение к проблеме ужаса, испытываемого людьми. По его мнению, именно ужас заставляет ускользать сущее в целом, но с общим ускользанием сущего происходит ускользание людей от самих себя. Такое понимание ужаса вело к выдвижению принципиального положения, согласно которому жутко делается не конкретному индивиду, не «мне» и «тебе», а человеку как таковому. В ужасе находит отражение не расколотость повседневности, которая в психиатрии воспринимается нередко в качестве возможной причины возникновения страха и невротического поведения, а единство целого, связанного с бытием. Эта захваченность человека целым ведет к его скуке, глубокой тоске, гнездящейся в безднах человеческого бытия. И в то же время исходный ужас является залогом таинственной возможности опыта бытия, поскольку только благодаря ему раскрывается «неприметная распахнутость» Ничто. Другое дело, что вследствие скрытости присутствия исходный ужас в человеке большей частью подавлен. Высказанные М.Хайдеггером идеи об ужасе способствовали экзистен-циализации психотерапии, поскольку в процессе лечения невротиков психотерапевтам приходилось сталкиваться с такими непонятными проявлениями пациентами скуки, тоски, безразличия к миру, другим людям и самим себе, которые не могли быть объяснены только и исключительно инфантильными страхами и возвращением вытесненного. Психические состояния многих пациентов свидетельствовали об их глубокой отрешенности от своего бытия, об утрате смысла своего существования, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. П. САРТРА о захваченности неким целым или его тенью, неопределенность которых воспринималась человеком как некое отсутствие собственного присутствия в мире, провал в бездну небытия. Имея дело с подобными пациентами, психотерапевты различных ориентации нередко приходили к выводу, что обратившиеся к ним за помощью люди не являются больными в традиционном понимании, обусловленном представлением о причинно-следственной связи между психическим состоянием и инфантильными переживаниями, и что экзистенциальный вакуум, скука, безразличие создают для аналитиков больше проблем, чем сексуальная неудовлетворенность или комплекс неполноценности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |