Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иятегративные функции и автономное развитие Я




При рассмотрении интегративных функций и автономного разви­тия Я Х.Хартманн обратил внимание на те упущения, которые, на его взгляд, имели место в классическом психоанализе.

Прежде всего он отметил, что классический психоанализ ориентиро­вался главным образом на осмысление регуляций со стороны инстинктив­ных влечений и мышления человека, но он упустил из поля зрения регу­ляцию со стороны его желания. Психоаналитики знают кое-что о зависи­мости желания человека от его потребностей, но им мало что известно о независимой, специфически психологической значимости желания. По мнению же X. Хартманна, раскрытие психологической значимости желания должно стать объектом пристального внимания со стороны современных психоаналитиков. В этой связи он высказал предположение, что в будущем психология процессов желания будет играть несомненно важную роль в психологии Я.

Кроме того, большинство психоаналитиков интересовались главным образом бессознательными процессами, в то время как диапазон синте­зирующих факторов значительно шире, поскольку включает в себя пред-сознательные и сознательные факторы. Поэтому они не смогли раскрыть роль иерархии ценностей в адаптационных процессах человека. Между тем, как полагал Х.Хартманн, психоаналитики не должны недооценивать значение соответствующих ценностных иерархий, благодаря которым даже маленький ребенок может находить подходящий способ справлять­ся со своими либидозными и агрессивными импульсами. Во всяком слу­чае следует иметь в виду, что принятие этической иерархии ценностей является синтетически значимым, хотя не всегда может быть полезным для индивидуальной адаптации.

Важно понимать также роль искусства в действенности функций Я. Ведь искусство не только доставляет удовольствие человеку, но и вклю­чает в себя упорядочивающий элемент. В художественной деятельности и соответствующем наслаждении проявляется подвижность Я, обеспечи­вающая свободу от регуляции со стороны внешнего мира, что открывает доступ к внутреннему миру.

Наконец, необходимо обратить внимание, по мысли X. Хартманна, на религию, содержащую такие ценности, которые имеют интегратив-ную направленность. 3. Фрейд писал об интегрирующих элементах рели­гии, имеющих своим источником попытки утешения и систему этиче­ских императивов. Однако не стоит сбрасывать со счета и то, что именно содержащиеся в ней интегративные представления являются питатель­ной почвой для продолжающегося воздействия религии на умы людей,


 



I - 3550



ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН)

а возможность удовлетворения требований, исходящих из психических инстанций Оно, Я и Сверх-Я, не в последнюю очередь соотносится с рели­гиозными системами.

Касаясь осмысления проблемы предсознательного, Х.Хартманн рас­смотрел автоматизмы, действующие в этой сфере психического аппара­та. В частности, он отметил, что автоматизированные функции позволя­ют говорить об иллюзорности представления, в соответствии с которым Я является всецело гибким, хотя установившиеся действия не полностью ригидны. Помимо адаптивности, предсознательные автоматизированные действия могут отклоняться с целью адаптации к конкретной ситуации.

Как бы там ни было, но предсознательные автоматизмы играют важную роль среди тех функций, которые сами адаптивны или используются процессами адаптации. Поэтому утверждение о том, что одна из целей психоанализа заключается в трансформации автоматизмов в подвижные процессы Я, не оценивает по достоинству предсознательные автоматические дейст­вия. Фактически автоматизация «является характерным примером тех сравнительно устойчивых форм адаптированности, которые оказывают длительное воздействие на процессы адаптации» [21, с. 123-124].

Х.Хартманн не разделял точку зрения тех психоаналитиков, которые считали, что ригидность Я препятствует адаптации. В отличие от них, он утверждал, что автоматизмы могут быть вполне удачными формами функционирования. По его мнению, для Я характерны как гибкость, так и автоматизмы. Одни функции Я принимают гибкую форму, другие — автоматизированную, третьи — комбинацию этих двух форм. При этом не следует упускать из вида, что Я способно включать автоматизирован­ные функции в свои процессы адаптации.

Считается, что автоматизмы являются преградой на пути достиже­ния психического здоровья. Подобное видение основывается на логиче­ской предпосылке, в соответствии с которой нормальное Я должно быть способно к контролю. X. Хартманн не оспаривал подобное утверждение. Однако оно представлялось ему односторонним и неполным. Он исхо­дил из того, что, помимо способности к контролю, нормальное Я также долж­но быть способно к долженствованию и к временному приостанавливанию своих наиболее важных функций.

В связи с этим Х.Хартманн недвусмысленно подчеркивал, что нор­мальное Я действительно способно уступать долженствованиям, анало­гом чего может служить положение, имеющее место в ходе психоанализа, когда Я приостанавливает свои функции контроля и отдается свободным ассоциациям. В целом, как считал он, у здорового человека превосходя­щие по классу функции, олицетворяющие собой центральную регуляцию или целевую структуру, определяют, когда Я может использовать автома-


ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И АВТОНОМНОЕ РАЗВИТИЕ Я

тизмы, действовать гибким образом, временно приостанавливать свои достижения.

Принимая в расчет свободную от конфликтов сферу Я и исследуя его функции, не выводящиеся из инстинктивных влечений человека, Х.Харт­манн выдвинул положение о том, что эти функции принадлежат сфере, которую он назвал автономным развитием Я. Он исходил из того, что сома­тические и психические аппараты оказывают воздействие на развитие и функции Я. Эти аппараты являются конституционно данными и, следо­вательно, компоненты «конституции Я» заслуживают не меньшего вни­мания, чем компоненты конституции влечения. Отталкиваясь от данно­го допущения, Х.Хартманн предположил, что механизмы Я вырастают из «общего корня», предшествующего дифференциации Я и Оно, а вро­жденными аппаратами Я являются те, которые после осуществленной дифференциации находятся на службе Я.

Предположение о наличии врожденных аппаратов Я ведет к измене­нию ранее существовавших представлений о целенаправленности разви­тия человека, поскольку можно говорить о том, что не все обусловлено его инстинктивными влечениями и что адаптация приобретается зано­во каждым поколением. Соматические и психические аппараты облада­ют потенциальной способностью к адаптации, но этого недостаточно, и поэтому, как считал X. Хартманн, их специфические действия должны быть адаптированы благодаря процессу обучения.

Размышления X. Хартманна о свободной от конфликтов сфере Я и его аппаратах позволили ему прийти к следующим выводам.

Во-первых, автономное развитие Я является «одной из предпосылок всех отношений реального существования».

Во-вторых, оно служит также «предпосылкой для многих других функций». В-третьих, психология аппаратов Я представляется хорошим приме­ром «взаимозависимости конфликта и адаптации».

В-четвертых, развитие ритма этих аппаратов является «одной из детер­минант той последовательности, в которой вырабатываются защитные методы».

В-пятых, становится очевидным, что психоаналитическая психология Я должна серьезно браться за разрешение проблем, связанных с адекват­ным пониманием защитных функций Я, специфических связей с защит­ными процессами, в которых они выступают, а также взаимосвязей между конфликтами, адаптацией и адаптированностью [22, с. 141-142].

В целом психоаналитическая психология Я X. Хартманна характеризо­валась признанием того, что Я обладает первичной и вторичной автономи­ей. Первичная автономия Я соотносилась с врожденными его составляю­щими, независимыми от бессознательных влечений. Я рассматривалось

о* 227


ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А. ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН)

в плане свойственных ему первичных автономных функций, связанных с врожденными способностями к развитию, будь то восприятие, мотор­ные или эвристические функции. Вторичная автономия Я соотносилась с созреванием и обучением человека. Я рассматривалось с точки зрения присущих ему вторичных автономных функций, используемых человеком против воздействия сил Оно, Сверх-Я и окружающей среды.

Классический психоанализ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.