КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пути и возможности терапии
О АГРЕССИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ С АГРЕССОРОМ чит действительно говорить все». В подобном случае пациент прибегает к вымышленному упреку, интроецирует его в себя, и, принимая активную роль, может этот упрек адресовать аналитику. Он начинает критиковать аналитика за то, в чем сам чувствует себя виновным. В действительности скрытное поведение пациента воспринимается им не как собственное сопротивление, а как предосудительное поведение со стороны аналитика. Соотнося защитный механизм идентификации с агрессором с формированием Сверх-Я, А. Фрейд показала эволюцию того, как активное нападение на внешний мир сменяется направленностью агрессии вовнутрь. По ее мнению, по мере интроецирования внешней критики и жстернализации поступка механизм идентификации с агрессором дополняется другой защитной мерой, связанной с проекцией вины. Негодование по поводу агрессивности других людей, замещающее чувство вины по отношению к себе, постепенно приобретает характер восприятия собственной вины, что составляет предварительную фазу нравственности в процессе развития Сверх-Я. Впоследствии строгость Сверх-Я обращается вовнутрь, а не вовне, и человек становится более терпимым по отношению к другим людям. Однако если человек задерживается на предварительной стадии развития Сверх-Я, то, даже воспринимая свою собственную вину, он может остаться агрессивным по отношению к другим людям. В этом случае заторможенность развития Сверх-Я способна привести к преждевременному развитию меланхолического состояния. Для А. Фрейд идентификация с агрессором, представляющая собой конкретное сочетание интроекции и проекции, является нормальным защитным механизмом, когда он используется человеком в попытках справиться с объектом тревоги. Но этот же защитный механизм становится патологическим, когда он направлен на любовную жизнь человека. Так, если муж перемещает на жену стремление к неверности, а затем упрекает ее в неверности, то в действительности он интроецирует упреки супруги и проецирует часть своих сексуальных влечений. Вместо агрессивного отношения к внешнему объекту он развивает навязчивую фиксацию на своей супруге, причем эта фиксация приобретает форму проецируемой ревности. В целом же идентификация с агрессором представляет собой, по выражению А. Фрейд, «с одной стороны, предварительную фазу развития Сверх-Я, а с другой — промежуточную стадию развития паранойи» [9, с. 94]. Отождествление с агрессором — один из защитных механизмов против агрессии. Наряду с ним существуют и иные защитные механизмы, к которым А. Фрейд относила смещение объекта, уничтожение и делегирование. Механизм смещения объекта имеет некоторое отношение к детской сексуальности, но значительно большую роль он играет в борьбе ребенка, ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) а также взрослого человека с агрессией. Смещение может осуществляться с одушевленного на неодушевленный объект или с человека на животное. Механизм уничтожения направлен исключительно на борьбу с агрессией и тесно связан с неврозом навязчивых состояний. Механизм делегирования направлен на ограничение агрессии и может быть использован двумя способами: перенесением ответственности за агрессивное действие или желание на другое лицо или внешнее воздействие; запрещением личности самой совершать агрессивные действия, но разрешением их свершения со стороны вышестоящих структур, будь то полиция, армия, государство или иные институты власти. Нормальное использование первого способа защитного механизма делегирования имеет место в детстве, патологическое — в случае паранойи. Общим для всех защитных механизмов, контролирующих агрессивные стремления, является, по мнению А. Фрейд, то, что все они в ходе развития «проявляются в неврозах как патогенные элементы» [10, с. 349]. Наибольший исследовательский и терапевтический интерес был проявлен А. Фрейд к осмыслению детской агрессивности. Она обратила внимание на агрессивные побуждения ребенка, направленные против собственного тела (самодеструкция в форме бития головой, кусания рук и ног) и на окружающий мир (разрушение неодушевленных предметов, поломка игрушек, агрессивное поведение по отношению к животным, когда стремление к разрушению объекта свидетельствует о проявлении не ненависти, а агрессивной любви). Предметом ее изучения была также патологическая агрессивность детей, испытывающих удовольствие от сломанных ими вещей и остающихся равнодушными по отношению к страданиям, причиненным ими животным или другим детям. На основе изучения маленьких детей и соответствующих размышлений над реальными фактами А. Фрейд пришла к убеждению, что патологические проявления свидетельствуют не об агрессивных устремлениях как таковых, а об отсутствии соединения их с эротическими побуждениями. Именно недостаток эмоционального развития ребенка ведет к тому, что агрессивные побуждения не объединяются с либидозными (эротическими), в результате чего они остаются свободными и стремятся проявиться в жизни в форме бесконтрольной разрушительности. «Патологический фактор обнаруживается в сфере эротического, эмоционального развития, которое искажено под влиянием внешних и внутренних условий, таких, как отсутствие объекта любви, отсутствие эмоционального ответа от окружающих взрослых, болезненный разрыв эмоциональных связей, произошедший слишком быстро вслед за их образованием, недостаток эмоционального развития вследствие внутренних причин» [11, с.363]. ПУТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ТЕРАПИИ Как отметила А.Фрейд, одержимость бесконтрольными, бессмысленными, деструктивными установками чаще всего наблюдается у детей, растущих в неполных семьях, являющихся сиротами, сменивших несколько приемных родителей, живущих в детских домах или пребывающих в иных детских учреждениях. Психоанализ включает в себя две составляющие, являющиеся одновременно и его целями: исследование и терапию. В зависимости от ракурса рассмотрения оба направления работы оказываются важными и существенными. Вместе с тем попеременно исследование и терапия в той или иной степени могут становиться приоритетными. Причем в одних случаях психоаналитик чувствует себя уверенным и в постановке диагноза психического заболевания и в стратегии лечения, в то время как в других случаях он может сталкиваться с довольно трудными проблемами и испытывать неуверенность в терапевтических возможностях. Отмечая данное обстоятельство, А.Фрейд считала, что в тех случаях, когда психоаналитическая терапия не приводит к улучшению, причина кроется не в психопатологии случая как такового, а в неблагоприятных внешних факторах, будь то неспособность пациента сотрудничать, семейные проблемы, связанные с соматическими заболеваниями перерывы, недостаток опыта или умения аналитика. Для А. Фрейд основной терапевтический эффект психоанализа заключался в изменении баланса сил между Оно, Я и Сверх-Я с тем, чтобы возросла терпимость по отношению к целям друг друга и имела место гармония между ними. При этом она исходила из того, что в процессе лечения психических расстройств внутренние конфликты являются главными патогенными факторами, в то время как межличностные отношения занимают второстепенное место. Это означало, что на результаты излечения оказывает воздействие степень проработанности внутрипсихических конфликтов, что предполагает прежде всего последовательную интерпретацию не только переноса, но и осуществляемых человеком защит. Многие психоаналитики единодушны в признании того, что аналитический метод состоит из интерпретации переноса и сопротивления, расширения сферы сознания за счет понимания действенности бессознательных процессов, усиления роли Я в мышлении и поведении человека. По мнению А. Фрейд, наряду с этими элементами аналитической терапии не менее важными являются и другие элементы, включая вербализацию и прояснение предсознательного, играющие определенную роль в подготовке к последующим интерпретациям и уменьшающие тревожность. Кроме того, она обратила внимание также на такие элементы аналити- ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А. ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) ческой терапии, как внушение и переубеждение, оказывающиеся необходимыми и действенными, особенно при работе с детьми. Как известно, возникновение классического психоанализа было связано с отказом от гипноза, который основывался на внушении пациенту того, что терапевт считал необходимым и целесообразным. 3. Фрейд стремился всячески избежать каких-либо действий, сопряженных с внушением как таковым. В этом отношении классический психоанализ не только не предполагал использование приема прямого внушения как терапевтического средства, но, напротив, в категорической форме отвергал любые попытки подобного внушения. Правда, по мере становления и развития психоанализа 3. Фрейд был вынужден признать, что так или иначе личность врача оказывает воздействие на пациента и, следовательно, элементы внушения имеют место в процессе аналитической терапии. Другое дело, что основатель психоанализа проводил различие между гипнотическим и психоаналитическим внушением. 3. Фрейд исходил из того, что если гипнотическая терапия стремится что-то затушевать в душевной жизни пациента, то психоаналитическая терапия нацелена на раскрытие бессознательных процессов. Первая использует внушение, чтобы запретить симптомы и с этой целью усиливает вытеснение. Вторая пытается вскрыть внутрипсихические конфликты и изменить их исход. Гипнотическая терапия оставляет пациента бездеятельным, неспособным к сопротивлению при новом поводе к заболеванию. Психоаналитическая терапия направлена на устранение внутренних сопротивлений и в случае успешного лечения жизнь пациента изменяется, и он остается защищенным от новых поводов к заболеванию. Аналитик помогает пациенту выполнить возложенную на него задачу, и эта помощь является таким внушением, которое действует, по выражению 3. Фрейда, в «воспитательном смысле», т.е. психоаналитическое лечение оказывается своего рода довоспитанием. Но аналитические результаты не заподозришь в том, что они получены благодаря внушению. Перенос, с которым имеет дело аналитик в процессе терапии, напоминает собой внушение. В то же время, если при суггестивном лечении перенос тщательно оберегается, то при психоаналитической терапии сам перенос становится объектом лечения, завершение которого предполагает устранение переноса и возникновение положительного результата, обусловленного «не внушением, а достигнутым с его помощью преодолением внутренних сопротивлений, на происшедшем в больном внутреннем изменении» [12, с. 290]. Некоторые психоаналитики стали уделять основное внимание подчас исключительно переносу и не поняли тонкостей, связанных с психоанали- 214 ПУТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ТЕРАПИИ тическим внушением. А. Фрейд не исключила элемент внушения из аналитической работы. Вместе с тем она считала, что интерпретации переноса, сопротивления и защиты являются наиболее важными аналитическими мерами, превращающимися в терапевтические приемы, и до тех пор, пока аналитик надлежащим образом осуществляет свою деятельность в этом направлении, внушение и переубеждение могут оставаться вне внимания терапевта. Словом, те или иные вспомогательные терапевтические элементы или их комбинация могут быть использованы аналитиком в зависимости от конкретного случая психического расстройства. Коль скоро А. Фрейд уделяла значительное внимание изучению специфики проявления различных защитных механизмов, то нет ничего удивительного в том, что направленность аналитической терапии соотносилась ею с необходимостью осознания пациентом бессознательных действий этих механизмов и установления приемлемых взаимоотношений между Оно, Я и Сверх-Я. В этом смысле одна из целей терапии была направлена на снижение страха Я перед Сверх-Я, устранение необходимости прибегать к защите, приводящей к патологическим последствиям. В частности, анализ может показать, что испытываемая пациентом объективная тревога на деле является продуктом его собственной фантазии, против которой нет необходимости осуществлять ранее используемые защитные операции. Психоаналитическая терапия оказывается эффективной в той мере, в какой она может укрепить Я, вводя в сознание бессознательное содержание Оно и уменьшая завышенные требования со стороны Сверх-Я. В результате аналитической работы Я пациента становится способным принимать иные решения, чем те, которые принимались им ранее. По убеждению А. Фрейд, границы использования психоаналитических приемов определяются тем, насколько взрослый пациент остается незрелым и зависимым, т.е. насколько он приближается в этом отношении к ребенку. Результативность терапии в определенной степени также зависит от пациента, который решает, что ему делать: еще раз проделать путь, приведший его к психическому заболеванию, пойти ли противоположным путем всеобъемлющего удовлетворения своих влечений или, осуществив анализ скрытых в нем сил, найти средний путь между первым и вторым. Акцентирование внимание на Я и его защитных механизмах привело к тому, что психоаналитическая терапия стала рассматриваться в плане возможного и необходимого приспособления пациента к окружающему миру. Во всяком случае в размышлениях А. Фрейд о терапевтической направленности психоанализа недвусмысленно звучала мыль о его адаптационной функции. Эта мысль сводилась к следующему: «При работе со взрослыми мы должны ограничиться тем, что помогаем им приспособиться к окружающей ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) среде. Мы не имеем ни намерения, ни возможности преобразовать эту среду соответственно их потребностям...» [13, с. 113]. Несколько иную позицию занимала А. Фрейд по отношению к психоаналитическому лечению детей. В отличие от терапии взрослых, направленной исключительно на адаптацию их к существующим условиям жизни, она считала, что психоаналитик может облегчить ребенку приспособление, пытаясь приспособить окружающий мир к нему, т. е. он способен проделать двойную работу: изнутри и извне. Тем не менее проблема адаптации получила свое звучание в работах А. Фрейд и постепенно приобрела актуальное значение в рамках психоаналитической психологии Я. Во всяком случае один из ее ведущих представителей X. Хартманн поставил эту проблему в центр своих теоретических исследований и терапевтических разработок.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |