КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема адаптации
Если А. Фрейд сосредоточила свое внимание на изучении Я с точки зрения работы его бессознательных защитных механизмов, то X. Хартманн сместил акцент исследования в плоскость изучения первичной и вторичной функций Я, связанных с рациональным мышлением и действием. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) Если дочь основателя психоанализа лишь затронула вопрос о приспособлении взрослых и детей к окружающей среде, то Х.Хартманн поставил задачу разрешения проблемы адаптации в центр своих исследовательских и терапевтических разработок. В отличие от А. Фрейд, с точки зрения которой вопрос об адаптации в психоанализе ставится в плане его терапевтической цели и, отчасти, воспитательной значимости, для Х.Харт-манна проблема адаптации представлялась прежде всего как проблема психоаналитической психологии Я. Х.Хартманн исходил из того, что сам по себе психоанализ не может решить проблему адаптации, поскольку она является также предметом изучения других наук, включая биологию и социологию. Вместе с тем он придерживался мнения, в соответствии с которым психоаналитические знания, открытые психоанализом факты и отношения относительно адаптации являются ценными, способствующими глубинному пониманию данной проблемы, и их необходимо принимать во внимание при рассмотрении тех или иных аспектов соответствующей проблематики. Помимо исследовательской составляющей повышенный интерес к проблеме адаптации объяснялся его собственной озабоченностью относительно существовавших в то время формулировок о психическом здоровье, использующих в качестве критерия понятие «приспособление к реальности». Поскольку в период своего становления и первоначального развития классический психоанализ уделял основное внимание анализу Оно и только в 20-е гг. XX столетия обратился к изучению Я, то нет ничего удивительного в том, что работавшие в то время психоаналитики недостаточно понимали психические процессы и установки психического аппарата, ведущие к адаптивным достижениям. Подобная ситуация не удовлетворяла X. Хартманна, который считал, что выявление и феноменологическое описание ранее не принимавшихся во внимание процессов и установок является важной составной частью психоаналитического понимания личности и приобретает особую значимость в психоаналитической психологии Я. Исследования А. Фрейд защитных механизмов Я обогатили психоаналитические знания о природе и функциях Я. Вместе с тем имеются, как полагал Х.Хартманн, проблемы, делающие необходимым изучение других функций и аспектов активности Я. Речь идет об учете и рассмотрении не только конфликтов, обусловленных борьбой Я с Оно и Сверх-Я, но и «мирных» путей развития личности, связанных с адаптацией человека к окружающему миру. Выступив с подобных позиций, Х.Хартманн выдвинул идею, в соответствии с которой хотя Я растет на конфликтах, тем не менее они не являются единственным источником его развития. Можно говорить о внекон- ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ фликтном понимании развития Я или, по выражению X. Хартманна, о «свободной от конфликтов сфере Я». Под предложенным им условным термином «свободная от конфликтов сфера Я» он понимал тот ансамбль функций, который в любое время осуществляет свое воздействие вне сферы психических конфликтов. «Я не хочу, — подчеркнул X. Хартманн, — чтобы меня неправильно поняли: я говорю не об области психики, развитие которой в принципе свободно от конфликтов, а скорее о процессах, которые так, как они протекают у индивида, остаются эмпирически вне сферы психического конфликта. Вполне возможно перечислить, что принадлежит к этой свободной от конфликтов сфере, как относительно поперечного, так и относительно продольного аспектов психической жизни индивида. Чего у нас еще нет, так это систематического психоаналитического знания об этой сфере» [15, с. 21]. Таким образом, Х.Хартманн не отрицал значения конфликтов в процессе психического развития личности. Он признавал, что нарушения в развитии ряда психических функций могут вести к началу образования конфликтов, а трансформация психических процессов может играть существенную роль в конфликтах инстинктивных влечений и затруднении способности индивида овладевать соответствующими функциями. Однако ему было очевидно, что адаптация включает в себя не только процессы, связанные с конфликтными ситуациями, но и процессы, имеющие отношение к свободной от конфликтов сфере Я. Поэтому он считал важным и необходимым изучение взаимодействия процессов, ведущих к нормальной адаптации, с теми механизмами, которые ведут к психическим расстройствам. Во всяком случае он недвусмысленно высказал убеждение в том, что ни одна из проблем не может быть полностью понята и решена на языке инстинктивных влечений и конфликтов, как это имело место в рамках классического психоанализа. В этом отношении одной из задач психологии Я становится изучение того, как психологический конфликт и бесконфликтное внутреннее развитие взаимно содействуют и препятствуют друг другу. На первый взгляд может показаться, что X. Хартманн придерживался взгляда, в соответствии с которым психические конфликты соотносились с патологическим развитием, а бесконфликтность сферы Я — с нормальным развитием человека. Однако подобное представление ошибочно, поскольку в его понимании конфликты являются частью существования человека, нормальное развитие которого не свободно ни от проблем, ни от конфликтов. Другое дело, что нормальное или патологическое развитие обусловлено масштабами развертывания и интенсивностью протекания конфликтов. Поэтому, если, например, А. Фрейд показала работу механизмов защиты от инстинктивных влечений человека, вступающих в конфликт с Я и Сверх-Я, ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) то для Х.Хартманна интерес представлял также вопрос о том, каким образом и до какой степени защита косвенно регулируется теми функциями Я, которые в конкретных обстоятельствах не вовлечены в конфликт и ориентированы на адаптацию человека к реальности. Словом, в сфере интересов X. Хартманна находилась не только патология процесса в его генетической взаимосвязи с нарушениями адаптации, но и позитивная адаптационная ценность функций Я. Не случайно, признавая заслугу А. Фрейд в рассмотрении защитных механизмов, он в то же время выдвинул положение, в соответствии с которым подобные механизмы, включая отрицание, избегание и другие, не только ведут к ограничению Я, но и являются эффективным адаптационным средством, т.е. вбирают в себя другую, по сравнению с ранее исследованной, группу тенденций Я. В основе концептуальных разработок X. Хартманна лежало утверждение о том, что концепция адаптации имеет эвристическую ценность для теории психоанализа и что свободная от конфликтов сфера Я непременно должна быть включена в психоаналитические исследования. Более того, обстоятельное изучение Я под этим углом зрения может внести, по его мнению, значительный вклад в развитие других наук, в частности, в развитие социологии и иных социальных дисциплин. Во всяком случае исследование свободной от конфликтов сферы Я и его функций, а также «дальнейшее исследование проблемы адаптации откроет неосвоенную территорию между социологией и психоанализом и таким образом увеличит вклад психоанализа в социальные науки» [16, с. 37]. Наряду с этим Х.Хартманн подчеркивал, что в свете предложенных им идей иное звучание приобретает и концепция психического здоровья. Обычно психическое здоровье противопоставляется неврозу. Однако, если концепция здоровья понимается исключительно с точки зрения отрицания невроза и не принимает во внимание состояние свободной от конфликтов сферы Я, то она, по выражению Х.Хартманна, является слишком узкой. Говоря о необходимости изучения свободной от конфликтов сферы Я, Х.Хартманн сосредоточил свое внимание на тех функциях, которые тесно связаны с адаптацией, овладением реальностью. Тем самым адаптация стала у него центральной концепцией психоаналитической психологии Я. Это было обусловлено тем, что, на его взгляд, многие проблемы сводятся к адаптации, а ее понимание способствует прояснению сложных вопросов, сопряженных с нормальным и патологическим развитием человека, с психоаналитической концепцией здоровья. Обычно принято считать, что человек является хорошо адаптированным, если его продуктивность деятельности, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушаются. При таком понимании любая неудача человека воспринимается в качестве недостатка его адапта- 22О ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ции. Однако, как полагал Х.Хартманн, подобное видение не имеет смысла, поскольку не учитываются важные взаимосвязи, имеющие непосредственное отношение к адаптации. На самом деле степень адаптивности человека может быть определена лишь в связи с конкретными ситуациями, характеризующимися спецификой окружающей среды. При этом необходимые критерии адаптивности могут быть получены лишь при более обстоятельном и детальном изучении феномена адаптации как такового. Исходя из того, что адаптация является прежде всего взаимосвязью между живым организмом и окружающей средой, Х.Хартманн провел различие между состоянием адаптивности и процессом адаптации. Первое — это то, что достигается между живым организмом и окружающей его средой, второй — то, что приводит к данному состоянию. Состояние адаптивности может иметь отношение и к настоящему, и к будущему, в то время как процесс адаптации всегда предполагает соотнесенность с будущим состоянием. На основании осуществленного им различия Х.Хартманн сформулировал задачи, которые стоят перед психоанализом в связи с рассмотрением проблемы адаптации. «Психоанализ, — заметил он, — дает нам возможность распознать те процессы, которые посредством прямого и активного воздействия или окружающей среды, или индивида порождают состояние адаптивности между индивидом и окружающей его средой, и исследовать взаимоотношения между ранее сформировавшимися средствами человеческой адаптивности и этими адаптационными процессами» [17, с. 41]. Х.Хартманн обратил внимание на то, что адаптация может вызываться как изменениями в психофизической системе индивида, так и изменениями, осуществляемыми им в окружающей его среде. Подобное понимание двух видов адаптации не было оригинальным, поскольку в рамках классического психоанализа З.Фрейд выделил, вслед за Ш.Ференци, два пути адаптации - аутопластический и аллопластический. Так, в работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он подчеркнул, что в психоанализе это принято называть «аутопластической или аллопластической адаптацией в соответствии с тем, происходит ли этот процесс посредством изменений собственной психической организации или изменением внешнего (в том числе и социального) мира» [18, с. 70]. X. Хартманн внес дополнение в предшествующее психоаналитическое понимание двух видов адаптации. Он считал, что хотя научиться действовать аллопластически является одной из задач человеческого развития, тем не менее аллопластическое действие не всегда оказывается адаптивным, а аутопластическое — неадаптивным. Кроме того, наряду с этими двумя видами адаптации, он выделил, следуя представлениям Э. Парра, третью форму адаптации, представляющую собой ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) выбор новой окружающей среды, благоприятной для функционирования живого организма. Эта форма адаптации, не являющаяся ни полностью независимюй от аллопластических и аутопластических форм, ни полностью идентичной им, рассматривалась X. Хартманном в качестве наиболее важной, имеющей особое значение в процессе приспособления человека к реальности. С точки зрения Х.Хартманна, индивидуальная адаптация и адаптация вида не являются тождественными, они могут прийти в столкновение друг с другом. Психоанализ должен принимать это обстоятельство во внимание, особенно тогда, когда он имеет дело с социальными проблемами. При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о терапевтических целях, на передний план выступают скорее интересы индивида, чем общества, но если сфера исследования расширяется до учета потребностей общества, то картина меняется. Подобное понимание терапевтической и идейной установок психоанализа, связанных с проблемой адаптации, таило в себе потенциальную опасность конформизма. Сам X. Хартманн не выходил за пределы концептуального осмысления проблемы адаптации, понимая под адаптацией «не одно лишь пассивное подчинение целям общества, но также активную их выработку и попытки их изменить» [ 19, с. 50]. Тем не менее последующее развитие психоаналитической психологии Я нередко сопровождалось на практике развитием конформистских тенденций в рамках психоанализа, когда приспособление к социокультурной и политической реальности становилось чуть ли не единственной целью терапии. Что касается представлений X. Хартманна по этому вопросу, то они сводились к следующему. • с самого начала жизни человек ориентирован на адаптацию к другому • он адаптируется к окружающей среде, одна часть которой сформирова • человек адаптируется к обществу и в то же время может активно уча • окружающая человека среда в значительной степени формируется • решающей адаптацией человека является его приспособление к соци • структура общества и социальное положение человека не только опре • какие формы поведения человека могут иметь наибольшие шансы ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ • «социальная податливость» обусловлена социальной структурой, она играет существенную роль как при нормальном развитии человека (особенно в отношении ребенка), так и при развитии неврозов, психопатии, криминальных наклонностей [20, с. 49-50]. Учитывая выдвинутые X. Хартманном положения об адаптации, напрашивается мысль о социологизации психоаналитической психологии Я. Однако было бы некорректно говорить о том, что, в противоположность биологическому пониманию проблемы адаптации, X. Хартманн социологизировал ее. Скорее, он выступал против крайностей биологизирования и социологизирования. Не соглашаясь с позицией, названной им «биологическим солипсизмом», X.Хартманн в то же время рассматривал психологическое в качестве существенной части биологического, а не антитезы ему. При этом он исходил из того, что поскольку психологическое является частью биологического, то психоаналитический метод может пролить свет и на физиологическое развитие, имеющее отношение к инстинктивным влечениям человека. В концептуальном отношении X. Хартманн выделил и противопоставил друг другу две формы адаптации: прогрессивную и регрессивную. Под прогрессивной адаптацией он понимал такую, направление которой совпадает с развитием. Под регрессивной адаптацией — успешные попытки приспособления, использующие обходной путь через регрессию. Во втором случае речь идет не о традиционном понимании регрессии, ассоциирующемся с иррациональным поведением индивида, страдающего психическими расстройствами, а о высокоадаптивном целенаправленном достижении здорового человека. Таким образом, регрессивная адаптация оказывается на службе Я, как это случается, например, при адаптации человека, использующего обходной путь через фантазию, которая хотя и коренится в прошлом, тем не менее может благодаря связыванию прошлого и будущего стать основой для вполне реалистических целей. Основываясь на психоаналитическом понимании психического аппарата и принимая во внимание эластичность человеческой адаптивности, X. Хартманн различал четыре типа равновесия: • равновесие между индивидом и окружающей средой; • равновесие инстинктивных влечений; • равновесие психических инстанций; • равновесие между синтетической функцией Я и его остальной частью. ского равновесия. С точки зрения подобной корреляции можно, как считал X. Хартманн, утверждать, что адаптация и взаимоприспособление взаимозависимы, т.е. взаимоприспособление является, как правило, предпосылкой процесса адаптации и наоборот. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А. ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) Подобные новации понадобились X. Хартманну для того, чтобы внести некоторые коррективы в ранее существовавшие психоаналитические представления о приспособлении к реальности и о взаимосвязи между принципом удовольствия и принципом реальности. Так, он выразил несогласие с точкой зрения Ш. Ференци на мазохизм как добровольное принятие текущей боли при любых обстоятельствах. По его мнению, мазохизм вовсе не обязательно должен играть основную роль в процессах адаптации при нормальном развитии. Кроме того, Х.Хартманн дал свою интерпретацию введенного 3. Фрейдом принципа реальности. Он пришел к выводу, что отношение к реальности определяется принципом реальности в более широком и принципом реальности в более узком смысле. Согласно такому пониманию, принцип реальности в более широком смысле исторически предшествует и исторически превосходит принцип удовольствия. Отсюда выводилось утверждение о том, что прежде чем начинаются целенаправленные процессы адаптации, у человека уже имеет место состояние адаптивности. Стало быть, регулирующие факторы и их взаимосвязь с внешним миром начинают функционировать до того, когда развитие Я осуществится в полном объеме. Для X. Хартманна Я - это специфический орган адаптации. Поэтому он рассматривает защитные механизмы Я как одновременно служащие и осуществлению контроля над инстинктивными влечениями, и адаптации к внешнему миру. Наглядным примером в этом отношении является рассмотренная А. Фрейд идентификация с агрессором. Что касается функций Я вообще, то, как полагал Х.Хартманн, Я одновременно осуществляет адаптацию, запрет и синтез. Причем любой нормальный новорожденный с самого первого момента адаптируется к окружению. Точнее было бы говорить о его состоянии адаптивности, когда процессы адаптации еще не играют никакой роли. В дальнейшем в процессе развития Я дифференциация в нем создает специфические условия для адаптации. Другое дело, что достижения адаптации могут превращаться в расстройства адаптации. Так, невротический симптом является не чем иным, как попыткой адаптации, правда, неудачной, безуспешной. Но это означает, что и адаптационные расстройства могут превращаться в адаптационные достижения, когда прорабатываются должным образом, как это имеет место в психоанализе, исправляющем и регулирующем адаптацию. Однако соответствующая проработка адаптационных расстройств может оказаться успешной лишь в том случае, если аналитик имеет адекватное представление об интегративных функциях и автономном развитии Я. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И АВТОНОМНОЕ РАЗВИТИЕ Я
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |