КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дазайн-анализ М. Босса
258 9* ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) жен переходить границы действительности и ориентироваться на реальность, рассматриваемую, по выражению Л. Бинсвангера, с точки зрения трансцендентности бытия-в-мире и бытия-за-пределами-мира. Таким образом, Л. Бинсвангер исходил из того, что психотерапия является не более чем попыткой довести пациента до точки, где он окажется в состоянии понять, каким образом структурировано человеческое существование или бытие-в-мире и в каком месте соединения он вышел за пределы самого себя. Отсюда цель психотерапии, заключающаяся в том, чтобы вернуть пациента из его Экстравагантности к тому согласованному опыту существования, откуда возможно новое восхождение человеческого духа, основанное на онтологической безопасности и безусловной вере в бытие. Одним из тех, кто развивал экзистенциальную аналитику в рамках психоанализа, был швейцарский психиатр и психоаналитик М. Босс. Медард Босс родился 4 октября 1904(3) г. в СентТаллене (Швейцария). В детстве он мечтал стать художником, но родители, особенно отец, не поддержали его в этом намерении, в результате чего позднее он уехал в Австрию, где начал изучать медицину. Будучи студентом, в Вене прошел личный анализ у 3. Фрейда. После возвращения в Швейцарию в 1928 г. М.Босс завершил свое образование в Цюрихском университете, получил степень доктора медицины и на протяжении четырех лет работал ассистентом Э. Блейлера. В последующие два года он проходил психоаналитическую подготовку в Англии и Германии, обучался у известных психоаналитиков того времени, включая Э.Джонса, В.Райха, К.Хорни, О.Фенихеля. По возвращении в Швейцарию использовал свои знания в клинической практике, придерживаясь идей классического психоанализа. В конце 30-х гг. познакомился с К. Г. Юнгом, на протяжении ряда лет посещал его семинары. Последующее знакомство с Л. Бинсвангером и его идеями обновления классического психоанализа с позиций фундаментальной онтологии М. Хайдеггера привело его к переосмыслению психоаналитических идей. Во время Второй мировой войны М. Босс был офицером медицинской службы. В послевоенный период, испытывая потребность в адекватном понимании фундаментальной онтологии, он едет в Германию, где в 1947г. встречается с М.Хайдеггером. Эта встреча положила начало дружбе между двумя мыслителями, а их последующая переписка продолжалась на протяжении 25 лет до смерти М. Хайдеггера. М. Босс неоднократно приглашал М. Хайдеггера в Швейцарию для ознакомления пси- гбо ДАЗАЙН-АНАЛИЗ М. БОССА хиатров и психоаналитиков с идеями немецкого философа. Его попытки заинтересовать К. Г. Юнга фундаментальной онтологией оказались безуспешными, поскольку при всем своем пристрастии к философии швейцарский психолог и культуролог с сомнением отнесся к работам М. Хайдеггера, язык которых оказался для него «невразумительным». Со временем М.Босс заинтересовался восточной мыслью. Изучив хинди, он в 1956 и 1958 гг. совершил полугодовые поездки в Индию, где читал лекции в университетах и давал консультации пациентам в клиниках. В Индии он познакомился с духовным опытом гуру, в частности, с Свами Говинда Каулом, который оказал на него не меньшее идейное воздействие, чем З.Фрейд и М.Хайдеггер. М.Босс принимал активное участие в работе различных психиатрических и психоаналитических обществ. В начале 50-х гг. он основал Международную федерацию медицинской психотерапии и на протяжении ряда лет был ее президентом. Совместно с другими коллегами он основал также Институт медицинской психотерапии в Цюрихе, на базе которого в 1971 г. был организован Институт дазайн-аналитической психотерапии и психосоматики. Умер в 1990 г. М. Босс — автор ряда работ, посвященных различным проблемам психоанализа, дазайн-анализа, медицины. Наиболее значимыми среди них являются такие публикации, как «Значение и содержание сексуальных перверсий» (1949), «Введение в психосоматическую медицину» (1954), «Анализ сновидений» (1953), «Психоанализ и дазайн-анализ» (1957), «Психиатр открывает Индию» (1959), «Основания медицины» (1971), «Вчера я видел сон» (1975). Отталкиваясь от фундаментальной онтологии М.Хайдеггера, М.Босс исходил из того, что дазайн следует понимать прежде всего как «высвечивание», способствующее постижению мира вещей. Это означает, что психиатрия и психоанализ должны иметь дело прежде всего и главным образом не просто с рассматриваемыми ими феноменами как таковыми (сновидения, механизмы защиты, невротические симптомы), а с явлениями, которые становятся доступными для адекватного их понимания только благодаря высвечиванию различных аспектов бытия-в-мире. Следовательно, в своей исследовательской и терапевтической деятельности дазайн-аналитик обязан отталкиваться не от заранее сформулированных конструкций и предвзятых интерпретаций, что имело место в традиционной психиатрии и классическом психоанализе, а от изначальной соотнесенности человека с миром. С точки зрения М. Босса, рассмотрение изначальной соотнесенности человека с миром предполагает признание наличия открытости его как миру, так и внутренним своим возможностям. Открытость — экзистенциальная ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) составляющая, характеризующая индивида как человека, конституирующего себя в мире. Именно с позиций экзистенциальной открытости можно говорить о человеке как здоровом или больном, поскольку в первом случае человек открыт навстречу возможностям реализации себя в мире, в то время как во втором случае он стеснен узкими рамками восприятия внешнего и внутреннего мира. Хотя интерес М. Босса к дазайн-анализу был предопределен обращением к трудам Л. Бинсвангера, тем не менее он отнесся критически к его неортодоксальной интерпретации основополагающих идей М. Хайдегге-ра. М.Босс исходил из того, что экзистенциальная аналитика немецкого философа не позволяет говорить о трансформации бытия-в-мире и рассматривать невротиков как имеющих собственные уникальные проекты мира, как это имело место у Л. Бинсвангера. В соответствии с основными положениями хайдеггеровской фундаментальной онтологии, он считал, что сущностная структура человека должна быть определена с точки зрения его возможных форм бытия и что сущность человека высвечивается им самим как бытие-в-мире, а не благодаря другому бытию. Л. Бинсвангер модифицировал хайдеггеровское представление о бытии-в-мире, интерпретировав его в духе экзистенциально-психоаналитических размышлений Ж. П. Сартра о человеческой реальности как выборе бытия-в-себе, бытия-для-себя и бытия-для-других. При этом он рассматривал человека в межличностной интеграционной структуре Мы. В отличие от Л. Бинсвангера, М. Босс последовательно придерживался фундаментальной онтологии М.Хайдеггера, выступая, по сути дела, против сартровского вычленения различных видов бытия и бинсвангеров-ского понимания тесных связей между Я и Ты. Однако, несмотря на различия, обнаружившиеся между Л. Бинсвангером и М. Боссом в трактовке хайдеггеровской фундаментальной онтологии, и тот, и другой сходились в одном — в необходимости критического переосмысления некоторых исходных постулатов классического психоанализа. М. Босс критически отнесся к фрейдовскому понятию бессознательного как сущностной характеристики человека. С его точки зрения подобная трактовка бессознательного несовместима с экзистенциальной идеей человеческого бытия. Это не означало, что он не придавал значения бессознательному в процессе клинической терапии. Напротив, как и Л. Бинсвангер, он уделял значительное внимание переводу бессознательного в сознание и рассматривал эту процедуру как необходимую предпосылку успешного лечения пациентов. Но М. Босс не принял фрейдовскую интерпретацию бессознательного, которая носила слишком общий характер и утрачивала связь с субъективной уникальностью человека. Используя хайдеггеровские идеи, он апеллировал не только к бессознательному, но и к сознанию, исходя из того, что невротический способ бытия-в-мире может быть преодолен 2б2 ДАЗАЙН-АНАЛИЗ М. БОССА сознательными образами и фантазиями, а различного рода фобии и иллюзии могут быть поняты в терминах экзистенциального беспокойства. И Л.Бинсвангер, и М.Босс полагали, что различие между сознанием и бессознательным должно интерпретироваться с точки зрения времени и существования. Но если первый допускал такое понимание, в соответствии с которым отправной точкой для этой интерпретации не может быть сознание и что «вместо этого ею может быть только "бессознательное", заброшенность и детерминированность Dasein» [29, с. 193], то, по крайней мере по отношению к бессознательному, второй высказывался более категорически. Во всяком случае, выступая с онтологических позиций, М. Босс подверг критике фрейдовское понятие бессознательного психического и даже высказал мысль о том, что данное понятие должно быть исключено из словаря психопатологии. По его собственному выражению, с позиций учета и понимания человеческой экзистенции «нет никакой необходимости в постулировании бессознательного психического» [30, с. 137]. Согласно М. Боссу, даже тогда, когда объекты мира и внутрипсихиче-ские процессы не становятся объектом сознания человека, это связано не с его бессознательным психическим, а с тем, что суженность горизонта восприятия и понимания не позволяет ему сделать их осознанными. Вместе с тем их осознание может быть достигнуто человеком в силу того, что дазайн способно высветить бытие, чему служит экзистенциал заботы. Именно забота как неотъемлемое свойство дазайн освещает бытие посредством восприятия человеком себя и своего окружения в онтологическом смысловом контексте. И если в представлении Л. Бинсвангера онтологическая структура заботы вариативна у различных индивидов, то в понимании М. Босса дазайн-аналитик не может говорить об индивидуальных модификациях бытия-в-мире. В представлении М. Босса человек обладает способностью к проявлению заботы, т.е. к пониманию своего бытия и ответственности за него. Причем под заботой подразумевается не расхожее клише, соотносящееся с беспокойством человека о своем благополучии. Термин «забота» был использован М. Боссом в соответствии с тем пониманием его, которое имело место в фундаментальной онтологии М.Хайдеггера. Забота рассматривалась в плане всеобъемлющего понятия, включающего любовь, ненависть и другие отношения человека с миром. В конечном счете все отношения человека представляют собой соответствующие способы поведения в заботе или утрате ее. В этом смысле человеческое существование и забота обусловливают друг друга. Для М. Босса дазайн как забота — это открытость, просвет, в котором выявляется смысл бытия-в-мире. В отличие от здорового человека невротик и психотик лишены открытости экзистенции. Точнее говоря, они ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) не столько лишены экзистенции вообще, сколько страдают от суженности горизонта восприятия бытия, в результате чего утрачивается смысл их существования. Поскольку же суженность горизонта восприятия бытия обусловлена наличием предвзятых понятий и объективистских тенденций, широко распространенных в современных техницистских обществах и находящих отражение в различных научных и терапевтических дисциплинах, включая психоанализ, то задачей дазайн-анализа становится их преодоление. Навязанные обществом и воспринятые человеком предвзятые понятия и объективистские тенденции заслонили от него бытие и, следовательно, излечение от невротических расстройств предполагает раскрытие их пагубности, высвечивание подлинности бытия-в-мире и расширение горизонта восприятия с целью реализации присущих человеку возможностей. Если человек забывает о своем бытии, не умеет охватить свое существование в целом и быть аутентичным, скатывается к конформизму и анонимности, то фактически он утрачивает свое существование и становится несостоятельным. Если он как бы запирает свой внутренний потенциал, то тем самым становится виновным перед тем, что ему дано от рождения, что заложено в его сущностном ядре. На подобном экзистенциальном состоянии бытия виновным основываются, как считал М. Босс, всевозможные ощущения человеком вины, являющиеся причиной возникновения неврозов. С точки зрения М. Босса, страдающие психическими расстройствами люди скованы границами своего видения мира, других людей и самих себя. У них отсутствуют спонтанность, произвольность мышления и поведения. Зашоренные и жестко привязанные к определенным нормам и правилам, задаваемым семьей, различного рода авторитетами и социальной структурой общества, невротики и психотики остаются в плену своих собственных представлений. Они оказываются неспособными к проявлению своего подлинного бытия. Их существование характеризуется печатью внешнего и внутреннего непозволения быть открытыми и свободными. Поэтому психотерапия, ориентированная на высвечивание дазайн, должна стать таким лечением психических расстройств, которое бы позволило человеку быть как он есть. Итак, согласно М. Боссу, следует позволить пациенту быть как он есть со всеми присущими ему потенциями, возможностями, смыслами своего существования. Прежде всего это означает позволить ему стать вновь ребенком, открытым по отношению к окружающим его людям и миру в целом. Поскольку предшествующее воспитание пациента привело к жесткой структуре, когда, лишив, по сути дела, спонтанности своего проявления, из него сделали взрослого, вынужденного считаться с правилами и нормами поведения, то важно создать в процессе лечения такие ДАЗАЙН-АНАЛИЗ М. БОССА условия, при которых он мог бы воспроизвести и осуществить свои ранее нереализованные скрытые возможности. В этом отношении дазайн-анализ напоминает собой психоанализ, нацеленный на раскрытие подавленных инфантильных влечений и желаний пациента. Однако если в рамках классического психоанализа речь шла о воскрешении детских воспоминаний и переживаний, то в дазайн-ана-лизе М. Босса обращение к раннему детству осуществлялось с целью позволения пациенту стать ребенком, чтобы, освободившись из-под власти навязчивых представлений, вернуться к изначальной открытости миру и на этой основе пройти заново такой путь к взрослости, который позволил бы реализовать присущие ему возможности. В душе каждого невротика, как считал М. Босс, незримо живет маленький ребенок, который в силу различного рода обстоятельств жизни оказался если не лишенным любви, нежности и заботы со стороны окружающих его людей, то во всяком случае наделенным такими переживаниями. Став взрослым, этот ребенок не имел возможности для спонтанного проявления своих чувств. В принципе в душе каждого человека сохранился след маленького ребенка. Другое дело, что нормальным человеком считается именно тот, кто является рассудительным, придерживающимся определенных правил и не проявляющим ребячливости. В этом смысле невротик внутри себя сохранил ощущение детства, хотя и утратил открытость миру, в то время как человек, считающийся нормальным, оказался закрытым по отношению к себе как ребенку, но открытым по отношению к своему неподлинному бытию, принимаемому за некую норму жизни. Позволяя невротику быть самим собой и пройти путь от ребенка к взрослому с сохранением открытости к самому себе и другим людям, дазайн-аналитик тем самым не только способствует освобождению пациента от стереотипов мышления и поведения, но и открывает перед ним в просвете бытия смысл существования, предполагающий свободу выбора, возможность принятия собственных решений и ответственность за них. Терапевтическая деятельность М. Босса была напрямую связана с его экзистенциальными представлениями о существовании человека как бытия-в-мире. Именно эти представления обусловили его переосмысление наиболее важных и существенных положений, выдвинутых З.Фрейдом в рамках классического психоанализа, несмотря на то, что в своей клинической практике он использовал кушетку и метод свободных ассоциаций, а также работал с переносом как необходимой частью анализа. Подобно другим представителям классического психоанализа, М. Босс высоко оценивал открытие З.Фрейдом феномена переноса. Однако, в отличие от них, он не считал, что невротик переносит свои чувства по отношению к матери или отцу на терапевта. Придерживаясь экзи- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) стенциальной ориентации, он исходил из того, что невротик является таким человеком, который в некоторых областях совсем не развивался, т. е. не выходил за пределы инфантильных форм переживания. Соответственно, в аналитической ситуации он воспринимает аналитика через те же самые ограничения, через ту же призму, через которую он видел своих родителей. Поэтому то, что происходит в анализе, следует понимать в терминах восприятия и отношения человека к миру. Словом, рассмотрение переноса в смысле перемещения отстраненных чувств от одного объекта к другому оказывается излишним, а новое понимание этого феномена освобождает психотерапию от бремени тех проблем, которые нередко оказываются неразрешимыми в рамках классического психоанализа. Что касается сопротивления пациентов, то М. Босс рассматривал его в плане стремления человека отказаться от присущей ему потенциальности и уникальности. Для него обычной формой сопротивления являлась социальная комфортность, обусловленная стремлением пациента быть принятым в мир других людей. Поэтому даже принятие пациентом интерпретаций аналитика расценивалось М. Боссом подчас в качестве выражения сопротивления. Тем самым он ратовал за более адекватное, по сравнению с тем, что давал, на его взгляд, классический психоанализ, понимание между аналитиком и пациентом и за устранение тех псевдосопротивлений, которые служили оправданной защитой пациента против насилия над его сущностью. Таким образом, каждый тип поведения человека, включая пациента в аналитической ситуации, рассматривался М. Боссом в свете его экзистенции как человеческого существа. Он не отрицал наличия тех явлений и процессов, которые были зафиксированы и рассмотрены 3. Фрейдом. Вместе с тем, ратуя за то, чтобы выбросить из арсенала психоанализа устаревшие интеллектуальные представления, М. Босс стремился осмыслить соответствующие процессы и явления через призму свойственной человеку потенциальности, а не трансформации сексуальной энергии. В частности, если, с точки зрения 3. Фрейда, ведущий к возникновению невроза внутрипсихический конфликт обусловлен противоречием между сексуальными влечениями человека и существовавшими в культуре того времени нравственными нормами поведения в обществе, то в понимании М. Босса соответствующий конфликт лежит скорее в области принятия или отвержения человеком собственной потенциальности. То вытеснение, о котором говорил основатель психоанализа, может быть связано с противостоянием культуры человеку. Но до того, как вытеснение становится возможным, у человека должен быть некоторый запас свободы, и, следовательно, при работе с пациентом аналитик сталкивается с экзистенциальной проблемой личностной свободы. Поэтому вытеснение следует ЛОГОТЕРАПИЯ В.ФРАНКЛА рассматривать в плане отрицания человеком этой свободы, с точки зрения лишь одного из способов его отношения к возможности реализации своей потенциальности. В целом дазайн-аналитическая терапия М. Босса была нацелена на то, чтобы пациент смог обрести способность к проявлению своей открытости миру, другим людям и самому себе, а также к обретению свободы по отношению к развертыванию своих возможностей. Для проявления открытости и свободы необходимо высвечивание бытийственных возможностей, открывающих человеку простор для принятия решений и осуществления свободного выбора, предполагающих личную ответственность как за свои деяния, так и за смысл своего существования в мире.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |