КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экзистенциально-феноменологический анализ Р.Лэйнга 1 страница
Рональд Дэвид Лэйнг — шотландский психиатр и психоаналитик. Родился в Гованхилле (Глазго) в 1927 г. В 1932 г. поступил в грамматическую школу для мальчиков, где был одним из лучших учеников по классическим дисциплинам и музыке. В 1944 г. получил диплом Королевской музыкальной академии, в 1945 г. — Королевского музыкального колледжа. Во время обучения проявил интерес к работам как философов, включая Ф.Ницше, С.Кьер-кегора, так и психоаналитиков, прежде всего к работам З.Фрейда. В 1945-1951 гг. учился на медицинском факультете университета Глазго. Начал свою профессиональную деятельность в психиатрической клинике, в результате Ю - 3550 289 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Р. ЛЭЙНГА
чего стал специализироваться в сфере психиатрии. В 1951г. был призван в армию, где работал в качестве психиатра. После возвращения из армии в 1953 г. работал в Гартневэльской психиатрической больнице в Глазго, где завершил свое психиатрическое образование. Принимал участие в экспериментальном лечении шизофреников в условиях, когда пациенты вели активный образ жизни, занимались приготовлением пищи, приобщались к художественной деятельности, носили такую же одежду, как и врачи. В 1956 г. Р. Лэйнг стал квалифицированным психиатром, получил место старшего регистрата в Тэвистонской клинике в Лондоне и прошел психоаналитическую подготовку в Институте психоанализа. В 1960 г. в качестве психоаналитика открыл частную практику в Лондоне и начал экспериментировать с наркотиками, особенно с ЛСД. В том же году опубликовал книгу «Расколотое Я», которая получила благожелательные рецензии в медицинских журналах, но оказалась невостребованной у массового читателя. В 1962 г. возглавил Лангхэмскую клинику в Лондоне. В последующие годы стал выступать в средствах массовой информации и на британском телевидении вел передачу по проблемам сумасшествия, здоровья и семьи. Переизданная в 1965 г. его работа «Расколотое Я» стала бестселлером. В том же году он совместно с А. Эстерсоном и Г. Купером приступил к реализации проекта по созданию коммуны Кингсли Холл. Это была экспериментальная коммуна, в рамках которой при работе с шизофрениками использовались наркотики, а пациенты и врачи находились в равном положении. Работа в данной коммуне осуществлялась на протяжении пяти лет, пока соответствующий проект не был закрыт в 1970 г. Наряду со своими коллегами Р. Лэйнг стал одним из лидеров антипсихиатрического движения, выступавшего против официальной психиатрии. В 1971 г. Р. Лэйнг со своей второй женой и двумя детьми совершил путешествие в Шри-Ланку, где на протяжении двух месяцев изучал медитацию в одном из буддистских монастырей. В том же году он посетил Индию, где в течении трех месяцев учился у индусского аскета Гангроти Баба, посвятившего его в культ индийского божества Кали, изучал санскрит и посетил Говинду Лама, который был гуру для Тимоти Лири, приобщавшего западную молодежь к экспериментированию с ЛСД. По возвращении в 1972 г. в Лондон Р. Лэйнг продолжил свою работу в качестве психиатра и психоаналитика, а также совершил турне по США, где выступил с циклом лекций. Встреча с психотерапевтом Э. Фэр, практиковавшей психодраму «возрождение» для лечения пациентов, привела к тому, что в 1973 г. он использовал эту технику на себе. За свою деятельность по развитию движения антипсихиатрии он удостоился особой чести, когда в 1985 г. в Национальной портретной галерее Шотландии появился его портрет. В 1987 г. его имя было вычеркнуто из официально- го списка членов медицинского сообщества, имеющих право заниматься медицинской практикой. Умер от сердечного приступа во время игры в теннис во Франции в 1989 г. Р.Лэйнг — автор работ «Расколотое Я» (1960), «Я и другие» (1961), «Политика переживания и райская птица» (1967), «Узлы» (1971), «Вы любите меня?» (1976), «Факты жизни» (1976), «Разговоры с детьми» (1978), «Мудрость, сумасшествие и безумие» (1985). В отличие от традиционных психиатров и психоаналитиков, придерживавшихся классической ориентации, Р. Лэйнг предпринял попытку экзистенциально-феноменологического изучения шизоидных и шизофренических личностей. При этом он употреблял термины «шизоидный» и «шизофренический» не столько в привычном клиническо-психиатрическом контексте, сколько в экзистенциальном и феноменологическом смысле. Р. Лэйнг признавал, что термин «шизоидный» может быть отнесен к человеку, цельность переживания которого расщеплена двойственным образом: как разрыв в его отношениях с миром, так и раскол в его отношении к самому себе. Вместе с тем он использовал термин «шизоидный» для характеристики здорового состояния индивида, в то время как термин «шизофренический» - для его психотического состояния. Экзистенциально-феноменологический подход к личности связан с попыткой описания природы переживания ею своего мира и самого себя. Речь идет об описании не столько частных переживаний человека самих по себе, сколько о переживании в контексте всего его бытия-в-мире. Придерживаясь подобной позиции, Р. Лэйнг подчеркивал, что сказанные и сделанные шизофреником вещи остаются, по сути, закрытой книгой, «если не понять их экзистенциального контекста» [43, с. 7]. Психиатрическая и психоаналитическая терминология является столь специфичной, что она расщепляет человека вербально и не дает представлений о его целокупности. Имеет место не только разделение на разум и тело, психическое и соматическое, психологическое и физическое, но и изоляция человека от других людей и от мира в целом. Лишь экзистенциалистское мышление дает возможность сочетать переживание человека самого себя в связи с другими в его мире, позволяя адекватным образом отражать его цельность. Тем самым экзистенциально конкретное постигается как экзистенция человека, его бытие-в-мире. Именно подобный подход и необходим, по убеждению Р.Лэйнга, если мы действительно хотим понять шизоидное бытие-в-мире. Данный подход учитывает то обстоятельство, что бытие человека можно рассматривать с разных точек зрения, в частности, человека можно воспринимать в качестве личности и как вещь. Отношение к личности отлично от отношения к организму. На языке экзистенциальной феноменологии другой
ю* ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) человек, рассмотренный в качестве личности или организма, является объектом различных интенциональных актов. Исследователь выбирает интен-циональный акт или точку зрения внутри всеобщего контекста, в результате чего перед ним предстают различные стороны человеческой реальности. Когда человек рассматривается в качестве организма, то он оказывается не чем иным, как комплексом вещей и вещественных процессов. Их объяснение основывается на машинной и биологической аналогии. Теория человека как личности сводится к его описанию как машины или органической системы вещественных процессов. Это приводит к тому, что основанная на подобном видении человека психопатология устраняет возможность понимания дезорганизации пациента как неумения достичь личностной формы единства. Как замечал Р. Лэйнг, 3. Фрейд был самым великим психопатологом, тем не менее на созданном им классическом психоанализе лежала печать того видения человека, которое имело ограничения, связанные с механицизмом. «Он сошел в "Преисподнюю" и встретился там с абсолютным ужасом. Он принес с собой свою теорию, как голову Медузы, превратившую эти ужасы в камень. Мы, следующие за Фрейдом, обладаем знанием, с которым он возвратился и передал нам. Он выжил. Мы должны увидеть, сможем ли мы выжить, не пользуясь теорией, которая в некоторой степени является оборонительным оружием» [44, с. 16]. Р. Лэйнг исходил из того, что собственное представление аналитика о диапазоне и размерах бытия человека может не совпадать ни с его представлением, ни с представлениями других психиатров и психоаналитиков. Важно стать способным соотнести себя с другим как личностью, а не рассматривать другого как объект внутри системы собственных координат. Когда другим является пациент, то экзистенциальная феноменология превращается в попытку реконструирования бытия пациента в его мире. Другое дело, что в терапевтическом плане центром внимания оказывается бытие пациента с аналитиком. Можно смотреть на поведение пациента как на признаки болезни или смотреть на его поведение как на выражение его экзистенции. В отличие от предшествующих точек зрения, распространенных в рамках официальной психиатрии и классического психоанализа и придерживающихся первого видения пациента, экзистенциально-феноменологический подход ориентирован на второе его видение. Смотреть на пациента, слушать его и видеть признаки шизофрении как болезни и смотреть и слушать его просто как человеческое существо — значит, как подчеркивал Р. Лэйнг, видеть и слышать в корне отличающимся образом. В первом случае можно узнать о психопатологии шизофрении почти все, что описано в соответствующих учебниках, но оказаться не способным понять одного-единственного шизофреника. Во втором случае, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Р.ЛЭЙНГА не отказываясь от здравого ума, необходимо перенестись самому в странный, чуждым мир другого. Только в этом случае можно достичь понимания экзистенциального положения пациента. Обращаясь к исследованию специфики психических расстройств, Р. Лэйнг провел различие между первичной онтологической уверенностью человека и его первичной онтологической неуверенностью. По его мнению, за физическим рождением и биологическим приобретением жизни следует экзистенциальное рождение ребенка как реального и живого. Такое развитие является фундаментом той уверенности, от которой зависит любая другая уверенность человека. Однако при некоторых условиях жизни индивид может ощущать себя скорее мертвым, чем живым. Он может не обладать ощущением личностной согласованности и связности, может ощущать свое Я как частично отлученное от тела. Если связь онтологически уверенной личности с другими доставляет ей удовольствие, то онтологически неуверенная личность занята сохранением самой себя, а не доставлением себе удовольствия. Если человек не достигает первичной онтологической безопасности, то условия повседневной жизни начинают восприниматься им как представляющие угрозу его собственной экзистенции, что чревато возникновением у него различного рода тревог. Р. Лэйнг выделил три формы тревоги, свойственные онтологически неуверенной личности. К ним он отнес то, что назвал поглощением, разрыванием и окаменением. Поглощение, связанное с тем, что человек боится отношений как таковых с кем угодно и с чем угодно, даже с самим собой. Любые взаимоотношения рассматриваются им как угрожающие потерей индивидуальности. Неуверенность в стабильности его автономии оставляет человека незащищенным перед страхом утратить ее при любых взаимоотношениях. Поглощение ощущается как риск быть понятым или просто увиденным. Человек боится быть уничтоженным также посредством поглощения любовью. Любовь страшит его больше, чем ненависть. Для описания того, что угрожает человеку, используются различные образы, будь то страх быть сожженным, утопленным или затянутым в трясину, погребенным зыбучими песками. В психоанализе обусловленная поглощением тревога ответственна за негативную терапевтическую реакцию, когда быть верно понятым аналитиком означает для пациента быть поглощенным, проглоченным, съеденным, задушенным предполагаемым постижением со стороны другой личности. Основной стратегией, используемой для сохранения индивидуальности под влиянием страха поглощения, становится изолирование. Разрывание - ощущение пустоты, ужас переживания мира, который может вторгнуться и уничтожить индивидуальность. Человек ощуща- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) ет, что, подобно вакууму, он совершенно пуст. Несмотря на то, что в других случаях он стремится к тому, чтобы эта пустота заполнилась, человек все же боится, что это произойдет. Он начинает ощущать, что все, чем он может быть, есть не что иное, как жуткое ничто самого вакуума. Столкновение с реальностью, контакт с ней переживается как страшная угроза. Переживаемая с подобных позиций реальность оказывается взрывоопасной, угрожающей индивидуальности. Реальность как таковая становится своего рода преследователем. Достаточно какого-либо незначительного толчка, скажем, легкого жара, как весь мир оборачивается для человека преследующей стороной. В принципе все люди находятся всего лишь в нескольких градусах от переживания такого порядка. Окаменение, выступающее в нескольких смыслах. Во-первых, в качестве особой формы ужаса, при которой человек каменеет, превращается в камень. Во-вторых, в форме боязни, что это случится, т.е. в форме страха быть превращенным из живой личности в мертвый камень, робот, автомат, не обладающую субъективностью вещь. В-третьих, в качестве магического акта, посредством которого можно превратить в камень кого-то другого, отрицать автономию другой личности, игнорировать ее чувства, рассматривать ее как вещь, убить в ней жизнь. Когда к человеку относятся не как к личности, обладающей свободой воли, а как к вещи, то в этом случае можно говорить не просто об окаменении, а о деперсонализации индивида, о его овеществлении. Деперсонализация оказывается методом, используемым в качестве средства общения с другими людьми. Человека пугает возможность стать вещью в мире другого, не обладающей собственным бытием. Под воздействием подобной тревоги акт переживания другого как личности может ощущаться как самоубийство. В этом случае он начинает переживать другого как умерт-вляющего. Сам акт его существования воспринимается в качестве угрозы собственному Я человека. Превращение самого себя в камень оказывается способом не стать превращенным в камень кем-то другим. Поглощение, разрывание и окаменение (деперсонализация) являются теми тревогами, которые свойственны основополагающей онтологической неуверенности. Эти тревоги возникают в конкретной экзистенциальной обстановке. Поэтому, как считал Р. Лэйнг, важно понять, какую форму отношений с собой развивает онтологически неуверенная личность. В этом плане следует рассмотреть такое переживание личности, которое связано с расщеплением на разум и тело, ее воплощенным и невоплощенным Я. Личность переживает себя как воплощенную, когда она связана со своим телом, ощущает его живым и реальным. В моменты стресса у нее ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Р.ЛЭЙНГА может возникнуть ощущение частичного отделения от тела. Но имеются индивидуумы, живущие без ощущения погружения в свои тела, обнаруживающие некое отстранение от них. Их можно назвать невоплощенными. На первый взгляд может показаться, что воплощенная личность — это здоровая, нормальная, в то время как невоплощенная — больная, патологическая личность. Однако Р.Лэйнгу подобная оценка представлялась неуместной, поскольку с одной точки зрения воплощение можно считать желательным, в то время как с другой точки зрения человек должен предпринять усилия для того, чтобы выпутать себя из тела и достичь состояния невоплощенной духовности. Речь идет о двух экзистенциальных положениях, обусловливающих способ переживания человеком его связи с другими личностями и с миром. Воплощенная личность ощущает, что состоит из плоти, крови, костей. Она находится в своем теле и переживает себя, будучи подверженной опасностям, угрожающим ее телу, будь то болезни, уродства, смерть. Такая личность подвержена плотским желаниям и расстройствам тела. Она имеет переживания своего тела как основания, на которых строятся ее отношения с другими людьми. И хотя бытие такой личности не расщеплено на разум и тело, тем не менее она может быть разделена множеством способов. Как бы там ни было, но в некоторых отношениях положение такой личности, как считал Р. Лэйнг, более рискованно, чем положение человека, каким-то образом отделенного от тела. Ведь воплощенная личность подвержена чувству вины и тревоги, сопутствующему плотским желаниям, а ее собственное тело не служит убежищем от самопорицания. Во всяком случае телесное Я не является ни гарантом против чувства безнадежности и бессмысленности, ни нерушимым оплотом, спасающим от онтологических сомнений и неопределенностей. Словом, само по себе телесное Я не является защитой от психоза. Другое дело, что у воплощенной личности есть точка отсчета, способная служить предпосылкой для иерархии возможностей, отличной от той, которая присуща личности, переживающей себя с точки зрения дуализма тела и Я. В понимании Р. Лэйнга невоплощенная личность переживает свое Я как отделенное или отстраненное от тела. Тело ощущается не в качестве собственного бытия, а как объект среди других объектов в мире. Оно воспринимается в качестве ложного Я, на которое истинное Я как бы смотрит то с изумлением, то с опаской, то с ненавистью. Подобное отделение Я от тела приводит к тому, что невоплощенное Я становится сторонним наблюдателем, наделяется функциями контроля и критики того, что тело делает и переживает. Невоплощенное Я становится своего рода гиперсознанием, создает свой собственный образ и развивает такие отношения с самим собой и телом, которые оказываются подчас слишком сложными для человека. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) Шизоидный индивидуум не воздвигает оборонительные сооружения против потери части своего тела. Его попытки сосредоточены на сохранении своего Я. Но тем самым он оказывается подвержен страху, связанному с возможностью собственного исчезновения в ничто. Его автономии угрожает поглощение. Ощущая себя пустым, шизоидный индивидуум воспринимает реальность других людей в качестве покушения на его права, в качестве того, что может полностью сокрушить и уничтожить его Я. Он боится реальных взаимоотношений с живыми людьми и может связывать себя лишь с деперсонализированными личностями. Таким образом, шизоидное состояние может быть понято, по мнению Р. Лэйнга, как попытка сохранить свое ненадежно структурированное бытие. Поскольку все бытие невозможно защитить, то шизоидный индивидуум готов отдать все, чем он является, кроме своего Я. Трагический парадокс состоит в том, что чем сильнее защищается Я таким способом, тем сильнее оно оказывается подвергнутым разрушению. Конечное разрушение Я при шизофрении «завершается не посредством внешних атак врага (настоящего или предполагаемого), не снаружи, а из-за опустошения, вызванного самими внутренними оборонительными маневрами» [45, с. 75]. Проводя различие между истинным Я и ложным Я у шизоидного индивидуума, Р. Лэйнг исходил из того, что прямые взаимоотношения с миром являются сферой деятельности его ложного Я. Последнее напоминает собой маску, которую носит человек в повседневной жизни. Однако ложное Я шизоидного индивидуума отличается от маски, носимой нормальной личностью. Во избежание путаницы Р. Лэйнг выделил три формы ложного Я, свойственные нормальным людям, истерикам и шизоидным личностям. У нормального человека часть его действий совершается машинально. Эти действия не мешают проявлению спонтанного выражения, человек не стремится отвергнуть их как чуждые телу и не пытается разрушить инородную реальность внутри себя. В отличие от нормального человека, истерик отделяет себя от того, что делает. Он уклоняется от полного вовлечения в собственные действия, притворяется, что будто не участвует в собственных деяниях. Стремясь достичь удовольствия посредством собственных действий, истерик в то же время умаляет значимость этих действий. Такое уклонение отлично от раскола в бытии шизоидного индивидуума, ложное Я которого не служит средством для осуществления Я или доставления ему удовольствия. Его ложное Я вынуждено угождать воле других людей. Нереальность, бессмысленность, мертвенность являются у шизоидной личности не просто продуктами вторичной защиты, а представляют собой прямые следствия динамической структуры его бытия. Причем основной раскол в ее бытии проходит по линии расщепления между внешней угодливостью и внутренним отходом от угодливости. 2О.6 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Р. ЛЭЙНГА По мнению Р. Лэйнга, шизоидный индивидуум часто играет в психотика или притворяется, что это так. Он использует притворство и двусмысленности, что делает его речь и действия труднодоступными для понимания. Нередко шизофреник делает дурака из самого себя и из врача. Он разыгрывает сумасшедшего, чтобы любой ценой избежать возможной ответственности за свои мысли и намерения. Однако в действительности шизоидный индивидуум или не знает, кем (чем) он является, или стал кем-то (чем-то) иным, а не самим собой. Если основной раскол в шизоидной личности представляет собой расщепление между внешней угодливостью и внутренним отходом от нее, а также расщепление, отделяющее Я от тела, то подобное разделение раскалывает его собственное бытие надвое, в результате чего ощущение Я «раз-вошющается», а тело становится центром ложного Я. У такой личности происходит путаница между «здесь» и «там», «внутри» и «снаружи». Поэтому задачей терапии должно быть, по Р. Лэйнгу, достижение такого состояния пациента, при котором его тело должно быть отделено от других людей. В этом случае личность окажется способной походить на кого-то, не будучи этой другой личностью, и она сможет разделять свои чувства, не смешивая и не сливая их с чувствами другого человека. На этой стадии для шизоидной личности важно подвергнуть проверке детали, лежащие на границе между «внутри» и «снаружи», а также открыть то, что принадлежит ее реальному Я. Тем самым Я может стать подлинно воплощенным Я. Многие исследователи придерживались мнения, что психология имеет дело с поведением человека и никак не связана с его переживанием. Р. Лэйнг исходил из того, что экзистенциально-феноменологический анализ соотносит переживание одним человеком поведения другого с переживанием вторым поведения первого, т. е. речь идет о взаимном переживании. Поведение тесно связано с переживанием и опосредовано им. В свою очередь переживание одного человека всегда опосредовано поведением другого. Другое дело, что в современном обществе области переживания становятся все более отчужденными от человека и утрачивается соприкосновение между переживаниями одной личности и переживаниями другой. Не случайно то, что называется «нормальным», оказывается не чем иным, как производным подавления, вытеснения, расщепления, проекции, интроекции и иных форм разрушительного воздействия на переживание, которое, как подчеркивал Р. Лэйнг, коренным образом отчуждено от структуры бытия. Но если переживание отчуждено от человека или разрушено, то он утрачивает свое собственное Я. С точки зрения Р. Лэйнга, заслуга 3. Фрейда состояла в демонстрации того, что обычная личность является высушенной, сморщенной частичкой того, чем она может быть. Последующие психоаналитики с помощью механизмов защиты описали множество способов, с помощью которых ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) личность оказывается отчужденной от самой себя. Однако необходимо пойти дальше, поскольку защиты имеют механический характер, потому что личность в своем переживании самой себя отделена от них. Личности кажется, что она страдает от этих механизмов защиты. Они воспринимаются ею в качестве процессов, воздействующих на нее, и поэтому она переживает себя в качестве пациента, имеющего какую-то патологию. Для Р. Лэйнга подобное состояние личности обусловлено ее собственным отчужденным переживанием. Но если личность становится неотчужденной, то она узнает о своих механизмах защиты, делает шаг к постепенному осознанию происходящего и может обрести ушедшую из-под ног почву. Ведь защитные механизмы являются нечем иным, как действиями, предпринимаемыми личностью на основе своего собственного переживания. В результате этого личность отделила себя от своих собственных действий, переживает себя как часть личности, подверженной вторжению разрушительных психопатологических механизмов, перед которыми она оказывается относительно беспомощной жертвой. Подобного рода защиты не являются исключительно внутриличност-ными, как полагали некоторые психоаналитики. В понимании Р. Лэйнга данные защиты как внутриличностны, так и межличностны, поскольку человек воздействует не только на самого себя, но и на другого. В свою очередь другой человек воздействует не только на себя, но и на мое переживание. Поэтому деятельность как таковая должна пониматься с точки зрения переживания, из которого она возникает. При этом в теоретическом и практическом плане важно иметь в виду, что центральным является отношение между двумя личностями. Это означает, что в отношениях аналитик — пациент оба должны выступать в качестве личностей и что пациент для аналитика является не объектом исследования и лечения, а прежде всего и главным образом личностью, во взаимоотношениях с которой присутствует не только взаимодействие, но и взаимопереживание. По убеждению Р. Лэйнга, психотерапия, ориентированная на рассмотрение пациента как объекта, который нужно изменить, а не как личность, которую нужно принять, фактически увековечивает болезнь, подвергаемую лечению. В противоположность этому психотерапия должна быть попыткой двух людей восстановить полноту человеческого бытия путем взаимоотношения между ними, поиском того, что человек потерял, своего рода изысканием, обоснованным «разделенным с другими переживанием переживания, вновь обретенного посредством терапевтического взаимоотношения здесь и сейчас» [46, с. 252]. Психоаналитику приходится сталкиваться с тем, что у пациента нарушено его переживание. Это общее состояние человека, у которого нарушено как его собственное переживание, так и переживание другого. При- 298 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Р. ЛЭЙНГА чем образовавшееся опустошение оказывается покрыто ложным сознанием, различного рода мистификациями, скрывающими разорванность тела, разума и духа, когда человек становится, по выражению Р. Лэйнга, полубезумным существом в сумасшедшем мире. При этом люди действительно разрушают самих себя различными способами, в том числе и насилием, скрывающимся под маской любви. И это начинается с детства, когда взрослые превращают детей в слабоумных с высоким коэффициентом интеллекта. С момента рождения ребенок каменного века сталкивается с матерью современного века и подвергается насилию, называемому любовью, как до него подвергались его отец и мать, а до них родители их родителей. «Это насилие в основном направлено на разрушение его потенциальных возможностей. Это предприятие в целом успешно. Ко времени, когда новому человеческому существу исполняется пятнадцать лет, оно уже похоже на нас. Полубезумное существо, более или менее приспособленное к сумасшедшему миру. В наш век это норма» [47, с. 255]. Рассматривая воздействие семьи, школы и социальных институтов на разрушение человеческой природы, Р.Лэйнг пришел к выводу, что в результате всевозможных мистификаций человек оказывается в мире общественных галлюцинаций, называемых реальностью, а то, что принято называть душевным здоровьем, на самом деле является условным безумием. Подобное положение ведет к тому, что специалисты в области психиатрии и психоанализа называют шизофрениками тех, кто потерпел неудачу в процессе приспособления к тому, что они именуют реальностью. В то время как шизофрения является, по мнению Р. Лэйнга, ярлыком, наклеиваемым одними людьми на других в ситуациях, где происходит межличностное разъединение. Шизофреник — это человек, обладающий такими переживаниями или действующий таким образом, которые с точки зрения его родственников и других людей, включая психиатров, кажутся им странными, причудливыми, непостижимыми. Поэтому любой случай шизофрении должен рассматриваться путем исследования не одного предполагаемого больного, а всего социального контекста. Принято считать, что неприспособленность человека к обществу является признаком шизофрении. Но можно посмотреть на это иначе. Возможно, само общество стало настолько плохо функционирующим, что некоторые люди стараются защитить себя от него всеми доступными способами, включая проекцию, интроекцию, расщепление. Ведь социальная приспособляемость к плохо функционирующему обществу может оказаться чрезвычайно опасной, в результате чего те, кого принято считать здоровыми, в действительности могут представлять значительную опасность для окружающих их людей и для мира в целом. «В совершенстве ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) приспособленный пилот бомбардировщика может представлять собой большую угрозу человеческому роду, чем госпитализированный шизофреник с манией, что внутри него находится бомба» [48, с. 301]. Для Р. Лэйнга шизофрения - это не столько состояние, сколько ярлык, обусловленный социальным фактом, политическим событием. То, что диагностируется как шизофрения и лечится в психиатрических клиниках, является поведенческим выражением определенной драмы переживания. Однако эта драма чаще всего воспринимается медиками в искаженном виде, а их терапевтические усилия еще больше искажают ее.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |