Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логотерапия В. Франкла 1 страница




Переосмысление психоаналитического учения З.Фрейда о челове­ке с точки зрения использования философских идей, разработанных в рамках экзистенциализма, нашло свое отражение в работах австрий­ского психиатра В. Франкла. Ему принадлежит заслуга в становлении того направления в психотерапии, которое первоначально он назвал экзистен­циализмом, а позднее логотерапией как одной из школ в рамках экзистенциаль­ной терапии. Первые представления об этом были выражены в его статье «Философия и психотерапия. К вопросу об основаниях экзистенциально­го анализа» (1938).

Виктор Эмиль Франкл родился в Вене 26 марта 1905 г. В школьные годы заинтересовался психоаналитическими идеями, вступил в перепис­ку с З.Фрейдом, по рекомендации которого в 1924г. опубликовал науч­ную статью в Международном психоаналитическом журнале. Он про­явил интерес также к идеям А.Адлера, вступил в общество Индивидуаль­ной психологии, в 1925 г. опубликовал статью в Международном журнале индивидуальной психологии, но в 1927 г. по идейным разногласиям поки­нул ряды адлерианцев.

В 1928 г. В. Франкл основал Центр консультирования в Вене, кото­рый возглавлял на протяжении нескольких лет. В 1930 г. получил степень доктора медицины и начал работать в области клинической медицины. С 1930 по 1938 г. был штатным сотрудником нейропсихиатрической уни­верситетской клиники. В 1933 г. осуществил исследование «невроза без­работицы». В начале 40-х гг. работал в Венском еврейском госпитале. Был арестован нацистами, с 1942 по 1945 г. находился в концентрационных лагерях (Аушвиц, Дахау, Освенцим, Терезиенштадт), где погибли его роди­тели, брат и жена. Сохранив «упрямство духа», он «написал» в уме работу, которая была опубликована после Второй мировой войны в форме книги


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.)

«Психолог в концентрационном лагере». В 1959г. эта книга была опубли­кована на английском языке, пять раз объявлялась «книгой года» в США, неоднократно переиздавалась в различных странах мира (общий тираж достиг более 9 млн экземпляров) и принесла ему мировую известность.

В 1946 г. В. Франкл стал директором Венской неврологической больни­цы. С 1947г. преподавал в Венском университете. В 1949г. получил степень доктора философии. В 1950г. возглавил австрийское общество психоте­рапевтов. С 1955 г. — профессор неврологии и психиатрии Венского уни­верситета. В 1960-1970 гг. путешествовал по миру, выступал в различных университетах, 29 из которых присвоили ему звание почетного доктора. В 1977 г. в США был создан Институт Виктора Франкла. В 1985 г. В. Франкл приезжал в Москву и прочитал две лекции на психологическом факульте­те МГУ. Умер в Вене 3 сентября 1997 г. в возрасте 92 лет.

В. Франкл — автор значительного количества публикаций. Наибольший интерес представляют такие его работы, как «Психолог в концентраци­онном лагере» (1946), «Время и ответственность» (1947), «Психотерапия на практике» (1947), «Подсознательный бог» (1948), «Безусловный чело­век» (1949), «Человек страдающий» (1951), «Доктор и душа: от психотера­пии к логотерапии» (1955), «Человек в поисках смысла» (1962), «Введение в логотерапию» (1963), «Психотерапия и экзистенциализм» (1967) и др.

Логотерапия В. Франкла — одно из направлений психотерапии, акцен­тирующее внимание на духовной сущности человека и осуществляющее терапию в духовных терминах. Ее название происходит от греческого термина «логос», понимаемого не в традиционном для философии зна­чении как «разум», а в менее распространенном, но выражающем другой его важный аспект — как «дух», «смысл». В этом плане логотерапия выступа­ла в качестве психотерапии духовного и являлась терапией, опирающейся на то, что в человеке остается здоровым. Она ориентировалась на пробуждение духа, выявление смысла жизни и формирование установки, в соответст­вии с которой остается нечто здоровое в больном в противоположность тому, что стало больным в человеке.

При выдвижении логотерапевтических идей В. Франкл исходил из того, что классический психоанализ 3. Фрейда и индивидуальная пси­хология А. Адлера с их акцентами на вытеснении и аранжировке, эдипо­вом комплексе и комплексе неполноценности, необходимости осознания бессознательного и значении ответственности раскрыли лишь тот или иной аспект человеческого существования, в то время как для выявле­ния истинной картины человека оба аспекта должны быть объединены с целью выхода за пределы динамики его аффектов и актуализации его латентных ценностей духовного порядка. Фактически им был поставлен вопрос о необходимости такой формы психотерапии, которая «прони-


ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА

кала бы глубже динамики аффектов, вскрывала бы за психическим стра­данием невротика его духовную борьбу» [31, с. 35-36]. Речь шла о более глубокой (по сравнению с выявлением за физическими симптомами их психических причин) терапевтической деятельности, ориентированной на обнаружение страданий человеческого духа и облегчение этих страданий.

Логотерапия не подменяла собой психотерапию как таковую, а лишь дополняла ее. В отличие от предшествующих видов терапии, она осно­вывалась на экзистенциальном анализе, экзистенциально-аналитическом подходе к лечению невротических расстройств человека в терминах его свободы и осознания ответственности. Она базировалась на новой пара­дигме мышления, состоящей в повороте от клинического подхода, исклю­чающего ценностные ориентации психотерапевта, к сознательной пози­ции, предполагающей вторжение в философскую проблематику, связан­ную с утратой и поиском человеком смысла жизни.

В общем плане логотерапия представляла собой одну из школ, возник­ших в рамках экзистенциальной психотерапии. Можно говорить о том, что логотерапия и экзистенциальный анализ в значительной степени близки друг другу. Однако, поскольку в терминологическом отношении нет ясно­сти между такими понятиями, как «экзистенциальный анализ» и «дазайн-анализ», а первое из этих понятий потеряло точный смысл, то со временем В. Франкл назвал выдвинутое им учение о человеке и его невротизации, вос­принимаемое часто в виде «третьей венской школы» (наряду с психоанали­зом З.Фрейда и индивидуальной психологией А. Адлера), логотерапией.

Логотерапия В. Франкла — это не только экзистенциальный анализ, т. е. анализ существования, бытия, но и терапия, базирующаяся на опреде­ленной философии жизни и активной терапевтической позиции. В осно­ве исповедуемой ею философии жизни лежали три концептуальных допу­щения, признающие важность свободы воли, воли к смыслу и смысла жизни как необходимых звеньев единой цепи, в своей совокупности составляющие то, что представляет собой человек.

Первое концептуальное допущение относилось к пониманию свободы воли. С точки зрения В. Франкла, свойственная человеку свобода воли не является неким произволом. Как конечное существо индивид обладает свободой, ограниченной определенными пределами его жизни. По своей природе человек не свободен ни от биологических, ни от психологиче­ских, ни от социальных условий жизни. Он не может полностью освобо­диться от всего того, что привязывает его к различным сферам бытия. Но он свободен занять ту или иную позицию по отношению к существующим условиям. Человек всегда обладает некоторой свободой, позволяющей ему принимать решения. Точно так же он свободен в изменении своего отно­шения к соответствующим условиям жизни, а также к самому себе.


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.)

Человек обладает такими характеристиками своего существования, которые свидетельствуют о его способности к самотрансценденции и самодистанцированию. Он может выйти за пределы исключительно соматических (телесных) или психических проявлений своего сущест­вования и вступить в новое поэтическое (ноологическое) измерение, связанное с духовностью, смыслозначимостью жизни. По мнению В. Франкла, человек — это не только психика, но и дух. Человеческое бытие ноэтично. Человек свободен и ответственен, что является основой его духовности. Свобода как субъективный аспект человеческого бытия немыслима без объектив­ного его аспекта — ответственности. Словом, человек свободен быть ответст­венным за реализацию смысла своей жизни. Исходя из данного концептуаль­ного допущения «логотерапия, по своей сути, является процессом воспи­тания ответственности» [32, с. 164].

Второе концептуальное допущение — постулат о наличии у человека воли к смыслу.

В теоретическом отношении логотерапия исходила из признания того, что первичной мотивирующей силой человека является не стремление к удовольствию (3. Фрейд), не воля к власти (А.Адлер), а стремление найти смысл собственной жизни. Это стремление к смыслу или «воля к смыс­лу» составляет тот фундаментальный факт существования, в соответствии с которым человек склонен к осмысленности. Стремление человека к удо­вольствию и его воля к власти являются вторичными, производными. Они выходят на передний план лишь тогда, когда у человека фрустрировано стремление к осуществлению смысла. В этом отношении «воля к смыслу» определяется В. Франклом как то, что подвергается в человеке фрустрации, когда он испытывает ощущение бессмысленности, пустоты, никчемности.

Логотерапия основывалась на признании стремления к смыслу в качестве базовой характеристики человека. Речь шла именно о стремлении к смыслу, а не о влечении к нему. По мнению В. Франкла, стремление человека и его влечение к чему-то — это не одно и то же. Если влечение толкает человека, то стремление к смыслу притягивает его. Из подобного различения между влечением и стремлением следует, что в реальной жизни человек не все­гда в состоянии решить, хочет ли он или нет осуществлять свой смысл. Если ставится вопрос о необходимости осуществления смысла, то это предполагает, что человек принимает определенное решение.

Признание наличия в человеке стремления к смыслу означает между прочим и то, что любая болезнь имеет свой смысл. Не все врачи соглашаются с подобной точкой зрения, а многие из тех, кто готов признать наличие смысла в болезни человека, тем не менее ищут данный смысл не там, где он лежит. В.Франкл исходил из того, что любой болезни действительно присущ определенный смысл. Но он считал, что только больной может


ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА

придать смысл своей болезни при столкновении с нею как с судьбой. Именно больной человек может реализовать глубочайший смысл своей болезни и это происходит тогда, когда человек не только сталкивается с возможной участью заболеть, но и вбирает в себя установку по отноше­нию к этой участи. Как подчеркивал В.Франкл, «в каждой болезни есть свой "смысл", но действительный смысл болезни заключается не в том, чем именно болеть, а в том — как болеть» [33, с. 172].

Смысловая ориентация — это то, что человек представляет собой изна­чально. В той мере, в какой он осуществляет смысл во внешнем мире, он реализует также и самого себя. Но ему свойственна и смысловая конфронта­ция, свидетельствующая о напряжении между бытием и смыслом. Посту­лируя эти концептуальные положения, В. Франкл считал, что напряжение между бытием и смыслом неискоренимо в человеке, поскольку второе не должно совпадать с первым. Смысл находится впереди бытия и задает его темп, а напряжение между ними необходимо для здоровья человека. Сло­вом, неотъемлемой частью душевного благополучия человека является не состояние покоя, к чему призывают сторонники теории гомеостаза, а порождаемая смыслом здоровая доля напряжения.

С точки зрения В. Франкла, напряжение между бытием и смыслом, реальностью и идеалами — это норма существования человека. Идеалы и ценности необходимы для его жизни. В той мере, в какой он живет в поле напряжения, созданном реальностью и идеалами, требующими своей материализации, он остается нормальным человеком, обладающим стремлением к смыслу. Быть человеком — значит «находиться перед смыс­лом, который необходимо осуществить, и ценностями, которые нужно реализовать» [34,с.259].

Третье концептуальное допущение - смысл жизни, который существует для каждого человека и который он может реализовать.

Это не означает, что следует говорить о каком-то конкретном смысле жизни, имеющем одно и то же значение для всех людей. Универсального смысла жизни нет. Имеются уникальные смыслы индивидуальных ситуаций, и смыслы, относящиеся к состоянию человечества. Последние представляют собой то, что обычно понимается под ценностями. Если уникальные смыслы связаны с индивидуальными ситуациями, то ценности или, по выражению В. Франкла, «универсалии смысла» — с типичными ситуациями, с которыми сталкиваются различные общества и человечество в целом.

Логотерапия не предписывает, а описывает смысл жизни, т. е. осуществляет феноменологическое исследование опыта повседневного бытия челове­ка, позволяющее расширять поле его видения благодаря понятиям смыс­ла и ценностей. Она включает в себя установку на то, что смысл необхо­димо скорее найти, чем открыть или передать.


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.)

Смысл не задается логотерапевтом и не передается им пациенту. Логотерапевт не знает, в чем заключается смысл жизни пациента. Он не в состоянии придать его жизни какой-либо смысл и не может проло­жить путь к нему, поскольку смысл невозможно прописать пациенту как некое лекарство. Но логотерапевт придерживается убеждения, в соот­ветствии с которым этот смысл существует и человек имеет возможность приступить к его осуществлению. В соответствии с данным убеждением он может пробудить потребность пациента в необходимости обретения смысла и описать то, что происходит в душе человека, когда он готов отправиться на его поиски, чтобы наполнить свою жизнь смыслом.

Как считал В. Франкл, в жизни до самого последнего ее момента всегда есть смысл, и задача логотерапии состоит в том, чтобы эта истина стала не только доступной пониманию человека, но и способствовала осозна­нию того, что жизнь наполнена не только смыслом работы, творчества, красо­ты, добра, общения с другими людьми, но и смыслом страдания.

Один из важных принципов логотерапии В. Франкла как раз и состоял в признании того, что ограниченность жизни не принижает ее смысло­вую наполненность и что смысл жизни может быть обретен не только через восприятие благ, но и через страдание.

Воля к смыслу связана со смысловой ориентацией и смысловой кон­фронтацией. Проблема смысла жизни сопряжена с экзистенциальной фру­страцией, которая, по выражению В. Франкла, стала «коллективным нев­розом нашего времени» [35, с. 27]. Данный тип невроза характеризуется утратой интереса, безынициативностью, отчаянным чувством пустоты, сомнением людей в том, что жизнь имеет какой-либо смысл. Речь идет об экзистенциальном вакууме— чувстве общего недостатка или потере смыс­ла существования, делающего жизнь человека привлекательной.

Согласно В. Франклу, экзистенциальный вакуум возникает в результа­те потери инстинктов, обеспечивающих безопасность живого организма в окружающем мире, и утраты традиций, на которых основывалась жизнь человека в прежние времена. Если в рамках традиционной психотерапии считалось, что именно стрессы ведут к невротизации человека, то логоте-рапия исходила из того, что ведущее к пустоте отсутствие стрессов (экзи­стенциальный вакуум) также способствует возникновению его патологии. Современному человеку угрожает не столько сексуальная фрустрация, сколько ощу­щение бессмысленности его жизни, углубляющееся состояние скуки и апатии, духовный кризис, связанный с безработицей, выходом на пенсию, осоз­нанием того, что жизнь недостаточно содержательна.

Экзистенциальная фрустрация, экзистенциальный вакуум способ­ны привести к специфической невротизации, названной в логотера­пии «ноогенным неврозом», возникающим не на психологической почве


ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА

(психогенный невроз), а в ноологической сфере (от греч. «ноос» — дух, смысл) человеческого существования. В отличие от психогенного нев­роза ноогенный невроз не обусловлен конфликтами между различными влечениями человека или столкновениями между психическими инстан­циями Оно, Я и Сверх-Я. Он возникает на почве противоречий между раз­личными ценностями или из неудовлетворенной способности человека обладать смыслом своей жизни. Он коренится не в психологических ком­плексах и психических травмах, а в духовных проблемах, нравственных конфликтах, экзистенциальных кризисах. Ноогенный невроз связан с фруст­рацией человека, с экзистенциальной фрустрацией его воли к смыслу.

Сам человек далеко не всегда осознает экзистенциальную фрустрацию, которая может принимать скрытые, завуалированные формы. Фрустри-рованная воля к смыслу способна замещаться различными компенсирую­щими формами, выступающими под масками интенсификации воли к вла­сти или стремления к достижению всевозможного удовольствия. Боясь внутренней пустоты, человек может спасаться от нее бегством в профес­сиональную деятельность (трудоголик), в специфическое заглушение тоски (алкоголик, наркоман) или в дипсоманию, связанную с различного рода развлечениями, страстью к азартным играм, сплетням, многочислен­ным сексуальным контактам.

Типичной формой проявления экзистенциального вакуума являются так называемые «воскресные неврозы», сопровождающиеся различной сте­пенью депрессии. Оказавшись вне будничной суеты и ускоренного темпа привычной деятельности, требующей повышенного напряжения физи­ческих и психических сил, некоторые люди начинают ощущать бесцель­ность и бессодержательность своей собственной жизни, не знают куда приткнуться и что делать в той пустоте, которая вызывает у них апатию и скуку.

Экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация приводят к такому состоянию человека, которое не подпадает под описание обыч­ных клинических симптомов, с которыми традиционно имела дело пси­хотерапия. Получивший медицинское образование клиницист воспри­нимает подобное состояние обратившегося к нему за помощью человека как патологическое, поскольку утрата пациентом смыслозначимости, его сомнения в смысле жизни как таковом или его стремление к поиску смыс­ла своего существования рассматриваются не иначе как признаки явного психического расстройства.

Для традиционного психотерапевта или психиатра обращение чело­века к смыслозначимой проблематике само по себе означает патологию. Даже в рамках классического психоанализа попытка человека ответить на вопрос о смысле своей жизни воспринималась в качестве свидетельст-


ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.)

ва соскальзывания его в болезнь. Так, 3. Фрейд полагал, что, когда чело­век задает вопрос о смысле жизни, то он нездоров.

С точки зрения В. Франкла, подобная позиция не способствует пони­манию того, с чем в действительности приходится иметь дело психоте­рапевтам, к которым обращаются за помощью пациенты, оказавшиеся в экзистенциальном вакууме и столкнувшиеся с экзистенциальной фру­страцией. Он исходил из того, что постановка вопроса о смысле жизни — это не признак психического расстройства, а, напротив, специфическое проявление подлинно человеческого в человеке. Поиск человеком смысла - не патология, не болезнь, а норма жизни, необходимое условие подлинности чело­веческого бытия.

Сам по себе экзистенциальный вакуум является не психическим забо­леванием, а духовным дисстрессом. Сомнение человека в осмысленности своей жизни — экзистенциальное отчаяние. Но поиск человеком смысла своего существования и даже сомнения в том, можно ли его вообще найти, не свидетельствуют о некой патологии. Все это означает, что расхожде­ние между тем, чего человек достиг, и что он должен свершить, каков человек и каким он должен стать, представляет собой нормальное напря­жение, необходимое для его психического здоровья. Именно это внутрен­нее напряжение поддерживает постоянную ориентацию человека на реа­лизацию смысла его существования.

Понимание подобной экзистенциальной динамики (ноодинамики) лежало в основе логотерапии, нацеленной на оказание помощи человеку в осознании того смысла, который ждет он него своей реализации, и его воли к смыслу, которая находится в ожидании выполнения соответствую­щей миссии.

Логотерапия В. Франкла стремилась провести человека через его экзи­стенциальный кризис роста и развития. Но она не являлась ни логи­ческим размышлением о смысле жизни, ни нравственной проповедью. Логотерапия добивалась осознания человеком не столько чего-то пси­хического, сколько чего-то ноэтического, связанного с «реобъективаци-ей объективного», т. е. логоса как мира смыслов и ценностей. Тем самым открывался путь к восстановлению единства и целостности человека в двух неразрывно связанных между собой аспектах — бытия в его субъек­тивности, что являлось предметом осмысления экзистенциализма, и лого­са в его объективности, на чем акцентировала внимание логотерапия.

Одним из важных принципов логотерапии В. Франкла являлось признание самотрансценденции как сущности существования. В соответствии с этим принципом существование аутентично только в том случае, когда оно направлено на что-то, выходящее за его пределы. Это означает не только то, что человека нельзя рассматривать как средство для достижения цели,


ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА

но и то, что он обретает себя настолько, насколько забывает себя. Борьба человека за свою идентичность оказывается обреченной на неудачу, если она не посвящена чему-то за пределами его Я.

Рассмотрение самотрансценденции в качестве одного из основных принципов логотерапии привело В. Франкла к необходимости проясне­ния его отношения к концептуальным представлениям о самореализации как главном мотиве, определяющем состояние здоровья человека. Подоб­ные представления о самореализации нашли свое отражение в рамках ряда психологических направлений, включая гуманистическую психоло­гию А. Маслоу, К. Роджерса и гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Казалось бы, отстаиваемая В. Франклом идея самотрансценденции в содержательном отношении тождественна разделяемой некоторыми психологами и психоаналитиками идее самореализации как конечном мотиве жизнедеятельности человека. На самом же деле В. Франкл не толь­ко не разделял позицию тех, кто акцентировал основное внимание на про­блеме самореализации, но и критически отнесся к подобным представле­ниям о человеке.

С точки зрения В. Франкла, главная ошибка концепции самореализа­ции заключается в низведении мира с его объектами до уровня средств удовлетворения, когда окружающий мир оказывается не более чем средст­вом для целей самореализации. В противоположность подобному понима­нию он исходил из того, что основные стремления человека и его конеч­ное предназначение не могут быть адекватно описаны понятием само­реализации.

Для В. Франкла самореализация - это следствие, а не цель и, следовательно, она не может быть объектом стремления человека. Для него самореализация не является ни главным стремлением, ни конечным пунктом назначения человека. Она выступает скорее в качестве результата или побочного продукта. Поэтому одним из существенных качеств человеческого бытия является не самореализация, а самотрансценденция, способность человека выхо­дить за пределы самого себя и не концентрировать свое внимание исключитель­но на самом себе. На этом исходном принципе логотерапии В. Франкла основывалась терапевтическая техника дерефлексии и парадоксальной интенции.

Что касается отстаиваемого рядом исследователей принципа самореа­лизации, то он скорее соотносится с поиском возможностей человека и использованием его внутренних потенций. Речь идет о понимании жиз­ненной задачи человека как актуализации его возможностей с целью мак­симальной реализации его личности. Однако, как считал В. Франкл, жиз­ненный потенциал человека следует рассматривать через призму смысла и ценностей. Человек может реализовать себя в той степени и настолько,



ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.)

в какой степени и поскольку он реализует смысл. Это означает, что реаль­ная проблема начинается как раз там, где она заканчивается для тех, кто придерживается концепции самореализации.

Из многих возможностей человек должен выбрать одну, соответствую­щую реализации его внутренних потенций и отвечающую требованиям жизни. Поскольку каждая жизненная ситуация является вызовом ответ­ственности, то, осуществляя выбор того, какая из существующих воз­можностей будет им реализована, он принимает ответственность за свой выбор. Другое дело, что человек склонен поддаваться самообману, избе­гать ответственности за свой выбор или перекладывать ее на других людей. Однако так или иначе он сталкивается с требованием принимать смыслообразующие и ценностные решения, т. е. в конечном счете экзи­стенциальные решения.

Для тех, кто придерживается концепции самореализации, противоре­чие между тем, что есть, и тем, что должно быть, оказывается камнем пре­ткновения на пути обретения человеком психического здоровья. В этом отношении так называемые потенциалисты недалеко ушли от психо­аналитиков, придерживающихся принципа гомеостаза, в соответствии с которым психическое равновесие — это основная цель жизни человека, достигаемая путем снятия внутреннего напряжения благодаря удовлетво­рению его потребностей и влечений. В противоположность подобному пониманию В. Франкл исходил из того, что напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть, внутренне присуще человеческому существованию.

Поскольку человек смертен, то он никогда не может выполнить до конца свою жизненную задачу. Познание своей незавершенности и конечности — важный шаг на пути смирения с тем и другим, что само по себе означает, по убеждению В. Франкла, создание условий для психи­ческого здоровья. Неспособность принять свою незавершенность и конечность является основополагающей чертой невротической личности. С этой точки зре­ния принцип гомеостаза можно расценивать в качестве невротического феномена, а концепцию самореализации, в рамках которой напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть, невыносимо для человека, — как не соответствующую адекватному пониманию человеческого бытия. «Только невротик не выносит нормального напряжения жизни — будь оно физическое, психическое или моральное» [36, с. 55-56].

Наряду с присущим человеческому существованию напряжением между тем, что есть, и тем, что должно быть, имеется не менее важная проблема, с которой постоянно сталкиваются исследователи и терапевты. Речь идет о разрыве между субъектом и объектом познания, том разрыве, который неоднократно пытались преодолеть многие мыслители прошло­го. В исследовательских и терапевтических целях необходимо достигать


ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА

такого положения, при котором субъект приближается к объекту, несмот­ря на разделяющую их пропасть.

Однако необходимая для познания и лечения «когнитивная близость» субъекта к объекту (врача к пациенту) не должна превращаться, по мнению В. Франкла, в такое самовыражение субъекта, при котором объект теряет для него свою объективность и становится не чем иным, как его собствен­ной проекцией. Полное стирание субъектно-объектных различий не толь­ко не способствует адекватному пониманию человеческого существования, но, напротив, искажает его. Напряжение между субъектом и объектом является таким же жизненно необходимым, как и напряжение между тем, что есть и что должно быть в человеческом существовании. Это означает, что человек не дол­жен преодолевать двойное напряжение своего бытия. Скорее он должен, по мысли В. Франкла, испытать это двойное напряжение.

Именно в ситуации напряженности между человеком и миром, в кото­ром он пребывает, заключена динамика человеческого существования. В отличие от психодинамики, с которой имели дело, как правило, психо­аналитики классической ориентации, в логотерапии В. Франкла речь шла о ноодинамике, ноодинамическом напряжении между субъектом и объек­том. Такое понимание важности учета ноодинамического напряжения как важного фактора человеческого существования отличало логотерапию и от эпистемологической позиции некоторых представителей экзистен­циальной философии, апеллирующих к человеческому бытию, но не при­знающих объективность объекта и исходящих из того, что мир челове­ка является не чем иным, как спроецированной им самим конструкцией, отражающей структуру его бытия.

В клиническом отношении логотерапия В. Франкла была ориентирована на работу с такими пациентами, которые фрустрированы не в сексуальном, а в экзистенциальном смысле и которые страдают не столько от чувства непол­ноценности, сколько от ощущения бессмысленности. Поскольку логотерапия добивалась того, чтобы пациент осознал скрытый смысл своих мыслей и действий, то она являлась аналитической, схожей с психоанализом. Вместе с тем она не ограничивалась выявлением и осознанием инстинк­тивных факторов в бессознательном пациента.

Логотерапия В. Франкла акцентировала внимание на «духовном бессозна­тельном» [37, с. 225], воле к смыслу, реализации потенциального смысла человеческого существования. В этом отношении она расходилась с клас­сическим психоанализом в том, что рассматривала человека как такое существо, главной целью которого является осуществление смысла и актуа­лизация ценностей, нежели простое удовлетворение влечений и инстинк­тов, примирение конфликтующих инстанций Оно, Я и Сверх-Я или адап­тация и приспособление к обществу, существующим условиям жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.