КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логотерапия В. Франкла 1 страница
Переосмысление психоаналитического учения З.Фрейда о человеке с точки зрения использования философских идей, разработанных в рамках экзистенциализма, нашло свое отражение в работах австрийского психиатра В. Франкла. Ему принадлежит заслуга в становлении того направления в психотерапии, которое первоначально он назвал экзистенциализмом, а позднее логотерапией как одной из школ в рамках экзистенциальной терапии. Первые представления об этом были выражены в его статье «Философия и психотерапия. К вопросу об основаниях экзистенциального анализа» (1938). Виктор Эмиль Франкл родился в Вене 26 марта 1905 г. В школьные годы заинтересовался психоаналитическими идеями, вступил в переписку с З.Фрейдом, по рекомендации которого в 1924г. опубликовал научную статью в Международном психоаналитическом журнале. Он проявил интерес также к идеям А.Адлера, вступил в общество Индивидуальной психологии, в 1925 г. опубликовал статью в Международном журнале индивидуальной психологии, но в 1927 г. по идейным разногласиям покинул ряды адлерианцев. В 1928 г. В. Франкл основал Центр консультирования в Вене, который возглавлял на протяжении нескольких лет. В 1930 г. получил степень доктора медицины и начал работать в области клинической медицины. С 1930 по 1938 г. был штатным сотрудником нейропсихиатрической университетской клиники. В 1933 г. осуществил исследование «невроза безработицы». В начале 40-х гг. работал в Венском еврейском госпитале. Был арестован нацистами, с 1942 по 1945 г. находился в концентрационных лагерях (Аушвиц, Дахау, Освенцим, Терезиенштадт), где погибли его родители, брат и жена. Сохранив «упрямство духа», он «написал» в уме работу, которая была опубликована после Второй мировой войны в форме книги ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) «Психолог в концентрационном лагере». В 1959г. эта книга была опубликована на английском языке, пять раз объявлялась «книгой года» в США, неоднократно переиздавалась в различных странах мира (общий тираж достиг более 9 млн экземпляров) и принесла ему мировую известность. В 1946 г. В. Франкл стал директором Венской неврологической больницы. С 1947г. преподавал в Венском университете. В 1949г. получил степень доктора философии. В 1950г. возглавил австрийское общество психотерапевтов. С 1955 г. — профессор неврологии и психиатрии Венского университета. В 1960-1970 гг. путешествовал по миру, выступал в различных университетах, 29 из которых присвоили ему звание почетного доктора. В 1977 г. в США был создан Институт Виктора Франкла. В 1985 г. В. Франкл приезжал в Москву и прочитал две лекции на психологическом факультете МГУ. Умер в Вене 3 сентября 1997 г. в возрасте 92 лет. В. Франкл — автор значительного количества публикаций. Наибольший интерес представляют такие его работы, как «Психолог в концентрационном лагере» (1946), «Время и ответственность» (1947), «Психотерапия на практике» (1947), «Подсознательный бог» (1948), «Безусловный человек» (1949), «Человек страдающий» (1951), «Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии» (1955), «Человек в поисках смысла» (1962), «Введение в логотерапию» (1963), «Психотерапия и экзистенциализм» (1967) и др. Логотерапия В. Франкла — одно из направлений психотерапии, акцентирующее внимание на духовной сущности человека и осуществляющее терапию в духовных терминах. Ее название происходит от греческого термина «логос», понимаемого не в традиционном для философии значении как «разум», а в менее распространенном, но выражающем другой его важный аспект — как «дух», «смысл». В этом плане логотерапия выступала в качестве психотерапии духовного и являлась терапией, опирающейся на то, что в человеке остается здоровым. Она ориентировалась на пробуждение духа, выявление смысла жизни и формирование установки, в соответствии с которой остается нечто здоровое в больном в противоположность тому, что стало больным в человеке. При выдвижении логотерапевтических идей В. Франкл исходил из того, что классический психоанализ 3. Фрейда и индивидуальная психология А. Адлера с их акцентами на вытеснении и аранжировке, эдиповом комплексе и комплексе неполноценности, необходимости осознания бессознательного и значении ответственности раскрыли лишь тот или иной аспект человеческого существования, в то время как для выявления истинной картины человека оба аспекта должны быть объединены с целью выхода за пределы динамики его аффектов и актуализации его латентных ценностей духовного порядка. Фактически им был поставлен вопрос о необходимости такой формы психотерапии, которая «прони- ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА кала бы глубже динамики аффектов, вскрывала бы за психическим страданием невротика его духовную борьбу» [31, с. 35-36]. Речь шла о более глубокой (по сравнению с выявлением за физическими симптомами их психических причин) терапевтической деятельности, ориентированной на обнаружение страданий человеческого духа и облегчение этих страданий. Логотерапия не подменяла собой психотерапию как таковую, а лишь дополняла ее. В отличие от предшествующих видов терапии, она основывалась на экзистенциальном анализе, экзистенциально-аналитическом подходе к лечению невротических расстройств человека в терминах его свободы и осознания ответственности. Она базировалась на новой парадигме мышления, состоящей в повороте от клинического подхода, исключающего ценностные ориентации психотерапевта, к сознательной позиции, предполагающей вторжение в философскую проблематику, связанную с утратой и поиском человеком смысла жизни. В общем плане логотерапия представляла собой одну из школ, возникших в рамках экзистенциальной психотерапии. Можно говорить о том, что логотерапия и экзистенциальный анализ в значительной степени близки друг другу. Однако, поскольку в терминологическом отношении нет ясности между такими понятиями, как «экзистенциальный анализ» и «дазайн-анализ», а первое из этих понятий потеряло точный смысл, то со временем В. Франкл назвал выдвинутое им учение о человеке и его невротизации, воспринимаемое часто в виде «третьей венской школы» (наряду с психоанализом З.Фрейда и индивидуальной психологией А. Адлера), логотерапией. Логотерапия В. Франкла — это не только экзистенциальный анализ, т. е. анализ существования, бытия, но и терапия, базирующаяся на определенной философии жизни и активной терапевтической позиции. В основе исповедуемой ею философии жизни лежали три концептуальных допущения, признающие важность свободы воли, воли к смыслу и смысла жизни как необходимых звеньев единой цепи, в своей совокупности составляющие то, что представляет собой человек. Первое концептуальное допущение относилось к пониманию свободы воли. С точки зрения В. Франкла, свойственная человеку свобода воли не является неким произволом. Как конечное существо индивид обладает свободой, ограниченной определенными пределами его жизни. По своей природе человек не свободен ни от биологических, ни от психологических, ни от социальных условий жизни. Он не может полностью освободиться от всего того, что привязывает его к различным сферам бытия. Но он свободен занять ту или иную позицию по отношению к существующим условиям. Человек всегда обладает некоторой свободой, позволяющей ему принимать решения. Точно так же он свободен в изменении своего отношения к соответствующим условиям жизни, а также к самому себе. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) Человек обладает такими характеристиками своего существования, которые свидетельствуют о его способности к самотрансценденции и самодистанцированию. Он может выйти за пределы исключительно соматических (телесных) или психических проявлений своего существования и вступить в новое поэтическое (ноологическое) измерение, связанное с духовностью, смыслозначимостью жизни. По мнению В. Франкла, человек — это не только психика, но и дух. Человеческое бытие ноэтично. Человек свободен и ответственен, что является основой его духовности. Свобода как субъективный аспект человеческого бытия немыслима без объективного его аспекта — ответственности. Словом, человек свободен быть ответственным за реализацию смысла своей жизни. Исходя из данного концептуального допущения «логотерапия, по своей сути, является процессом воспитания ответственности» [32, с. 164]. Второе концептуальное допущение — постулат о наличии у человека воли к смыслу. В теоретическом отношении логотерапия исходила из признания того, что первичной мотивирующей силой человека является не стремление к удовольствию (3. Фрейд), не воля к власти (А.Адлер), а стремление найти смысл собственной жизни. Это стремление к смыслу или «воля к смыслу» составляет тот фундаментальный факт существования, в соответствии с которым человек склонен к осмысленности. Стремление человека к удовольствию и его воля к власти являются вторичными, производными. Они выходят на передний план лишь тогда, когда у человека фрустрировано стремление к осуществлению смысла. В этом отношении «воля к смыслу» определяется В. Франклом как то, что подвергается в человеке фрустрации, когда он испытывает ощущение бессмысленности, пустоты, никчемности. Логотерапия основывалась на признании стремления к смыслу в качестве базовой характеристики человека. Речь шла именно о стремлении к смыслу, а не о влечении к нему. По мнению В. Франкла, стремление человека и его влечение к чему-то — это не одно и то же. Если влечение толкает человека, то стремление к смыслу притягивает его. Из подобного различения между влечением и стремлением следует, что в реальной жизни человек не всегда в состоянии решить, хочет ли он или нет осуществлять свой смысл. Если ставится вопрос о необходимости осуществления смысла, то это предполагает, что человек принимает определенное решение. Признание наличия в человеке стремления к смыслу означает между прочим и то, что любая болезнь имеет свой смысл. Не все врачи соглашаются с подобной точкой зрения, а многие из тех, кто готов признать наличие смысла в болезни человека, тем не менее ищут данный смысл не там, где он лежит. В.Франкл исходил из того, что любой болезни действительно присущ определенный смысл. Но он считал, что только больной может ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА придать смысл своей болезни при столкновении с нею как с судьбой. Именно больной человек может реализовать глубочайший смысл своей болезни и это происходит тогда, когда человек не только сталкивается с возможной участью заболеть, но и вбирает в себя установку по отношению к этой участи. Как подчеркивал В.Франкл, «в каждой болезни есть свой "смысл", но действительный смысл болезни заключается не в том, чем именно болеть, а в том — как болеть» [33, с. 172]. Смысловая ориентация — это то, что человек представляет собой изначально. В той мере, в какой он осуществляет смысл во внешнем мире, он реализует также и самого себя. Но ему свойственна и смысловая конфронтация, свидетельствующая о напряжении между бытием и смыслом. Постулируя эти концептуальные положения, В. Франкл считал, что напряжение между бытием и смыслом неискоренимо в человеке, поскольку второе не должно совпадать с первым. Смысл находится впереди бытия и задает его темп, а напряжение между ними необходимо для здоровья человека. Словом, неотъемлемой частью душевного благополучия человека является не состояние покоя, к чему призывают сторонники теории гомеостаза, а порождаемая смыслом здоровая доля напряжения. С точки зрения В. Франкла, напряжение между бытием и смыслом, реальностью и идеалами — это норма существования человека. Идеалы и ценности необходимы для его жизни. В той мере, в какой он живет в поле напряжения, созданном реальностью и идеалами, требующими своей материализации, он остается нормальным человеком, обладающим стремлением к смыслу. Быть человеком — значит «находиться перед смыслом, который необходимо осуществить, и ценностями, которые нужно реализовать» [34,с.259]. Третье концептуальное допущение - смысл жизни, который существует для каждого человека и который он может реализовать. Это не означает, что следует говорить о каком-то конкретном смысле жизни, имеющем одно и то же значение для всех людей. Универсального смысла жизни нет. Имеются уникальные смыслы индивидуальных ситуаций, и смыслы, относящиеся к состоянию человечества. Последние представляют собой то, что обычно понимается под ценностями. Если уникальные смыслы связаны с индивидуальными ситуациями, то ценности или, по выражению В. Франкла, «универсалии смысла» — с типичными ситуациями, с которыми сталкиваются различные общества и человечество в целом. Логотерапия не предписывает, а описывает смысл жизни, т. е. осуществляет феноменологическое исследование опыта повседневного бытия человека, позволяющее расширять поле его видения благодаря понятиям смысла и ценностей. Она включает в себя установку на то, что смысл необходимо скорее найти, чем открыть или передать. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) Смысл не задается логотерапевтом и не передается им пациенту. Логотерапевт не знает, в чем заключается смысл жизни пациента. Он не в состоянии придать его жизни какой-либо смысл и не может проложить путь к нему, поскольку смысл невозможно прописать пациенту как некое лекарство. Но логотерапевт придерживается убеждения, в соответствии с которым этот смысл существует и человек имеет возможность приступить к его осуществлению. В соответствии с данным убеждением он может пробудить потребность пациента в необходимости обретения смысла и описать то, что происходит в душе человека, когда он готов отправиться на его поиски, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Как считал В. Франкл, в жизни до самого последнего ее момента всегда есть смысл, и задача логотерапии состоит в том, чтобы эта истина стала не только доступной пониманию человека, но и способствовала осознанию того, что жизнь наполнена не только смыслом работы, творчества, красоты, добра, общения с другими людьми, но и смыслом страдания. Один из важных принципов логотерапии В. Франкла как раз и состоял в признании того, что ограниченность жизни не принижает ее смысловую наполненность и что смысл жизни может быть обретен не только через восприятие благ, но и через страдание. Воля к смыслу связана со смысловой ориентацией и смысловой конфронтацией. Проблема смысла жизни сопряжена с экзистенциальной фрустрацией, которая, по выражению В. Франкла, стала «коллективным неврозом нашего времени» [35, с. 27]. Данный тип невроза характеризуется утратой интереса, безынициативностью, отчаянным чувством пустоты, сомнением людей в том, что жизнь имеет какой-либо смысл. Речь идет об экзистенциальном вакууме— чувстве общего недостатка или потере смысла существования, делающего жизнь человека привлекательной. Согласно В. Франклу, экзистенциальный вакуум возникает в результате потери инстинктов, обеспечивающих безопасность живого организма в окружающем мире, и утраты традиций, на которых основывалась жизнь человека в прежние времена. Если в рамках традиционной психотерапии считалось, что именно стрессы ведут к невротизации человека, то логоте-рапия исходила из того, что ведущее к пустоте отсутствие стрессов (экзистенциальный вакуум) также способствует возникновению его патологии. Современному человеку угрожает не столько сексуальная фрустрация, сколько ощущение бессмысленности его жизни, углубляющееся состояние скуки и апатии, духовный кризис, связанный с безработицей, выходом на пенсию, осознанием того, что жизнь недостаточно содержательна. Экзистенциальная фрустрация, экзистенциальный вакуум способны привести к специфической невротизации, названной в логотерапии «ноогенным неврозом», возникающим не на психологической почве ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА (психогенный невроз), а в ноологической сфере (от греч. «ноос» — дух, смысл) человеческого существования. В отличие от психогенного невроза ноогенный невроз не обусловлен конфликтами между различными влечениями человека или столкновениями между психическими инстанциями Оно, Я и Сверх-Я. Он возникает на почве противоречий между различными ценностями или из неудовлетворенной способности человека обладать смыслом своей жизни. Он коренится не в психологических комплексах и психических травмах, а в духовных проблемах, нравственных конфликтах, экзистенциальных кризисах. Ноогенный невроз связан с фрустрацией человека, с экзистенциальной фрустрацией его воли к смыслу. Сам человек далеко не всегда осознает экзистенциальную фрустрацию, которая может принимать скрытые, завуалированные формы. Фрустри-рованная воля к смыслу способна замещаться различными компенсирующими формами, выступающими под масками интенсификации воли к власти или стремления к достижению всевозможного удовольствия. Боясь внутренней пустоты, человек может спасаться от нее бегством в профессиональную деятельность (трудоголик), в специфическое заглушение тоски (алкоголик, наркоман) или в дипсоманию, связанную с различного рода развлечениями, страстью к азартным играм, сплетням, многочисленным сексуальным контактам. Типичной формой проявления экзистенциального вакуума являются так называемые «воскресные неврозы», сопровождающиеся различной степенью депрессии. Оказавшись вне будничной суеты и ускоренного темпа привычной деятельности, требующей повышенного напряжения физических и психических сил, некоторые люди начинают ощущать бесцельность и бессодержательность своей собственной жизни, не знают куда приткнуться и что делать в той пустоте, которая вызывает у них апатию и скуку. Экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация приводят к такому состоянию человека, которое не подпадает под описание обычных клинических симптомов, с которыми традиционно имела дело психотерапия. Получивший медицинское образование клиницист воспринимает подобное состояние обратившегося к нему за помощью человека как патологическое, поскольку утрата пациентом смыслозначимости, его сомнения в смысле жизни как таковом или его стремление к поиску смысла своего существования рассматриваются не иначе как признаки явного психического расстройства. Для традиционного психотерапевта или психиатра обращение человека к смыслозначимой проблематике само по себе означает патологию. Даже в рамках классического психоанализа попытка человека ответить на вопрос о смысле своей жизни воспринималась в качестве свидетельст- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) ва соскальзывания его в болезнь. Так, 3. Фрейд полагал, что, когда человек задает вопрос о смысле жизни, то он нездоров. С точки зрения В. Франкла, подобная позиция не способствует пониманию того, с чем в действительности приходится иметь дело психотерапевтам, к которым обращаются за помощью пациенты, оказавшиеся в экзистенциальном вакууме и столкнувшиеся с экзистенциальной фрустрацией. Он исходил из того, что постановка вопроса о смысле жизни — это не признак психического расстройства, а, напротив, специфическое проявление подлинно человеческого в человеке. Поиск человеком смысла - не патология, не болезнь, а норма жизни, необходимое условие подлинности человеческого бытия. Сам по себе экзистенциальный вакуум является не психическим заболеванием, а духовным дисстрессом. Сомнение человека в осмысленности своей жизни — экзистенциальное отчаяние. Но поиск человеком смысла своего существования и даже сомнения в том, можно ли его вообще найти, не свидетельствуют о некой патологии. Все это означает, что расхождение между тем, чего человек достиг, и что он должен свершить, каков человек и каким он должен стать, представляет собой нормальное напряжение, необходимое для его психического здоровья. Именно это внутреннее напряжение поддерживает постоянную ориентацию человека на реализацию смысла его существования. Понимание подобной экзистенциальной динамики (ноодинамики) лежало в основе логотерапии, нацеленной на оказание помощи человеку в осознании того смысла, который ждет он него своей реализации, и его воли к смыслу, которая находится в ожидании выполнения соответствующей миссии. Логотерапия В. Франкла стремилась провести человека через его экзистенциальный кризис роста и развития. Но она не являлась ни логическим размышлением о смысле жизни, ни нравственной проповедью. Логотерапия добивалась осознания человеком не столько чего-то психического, сколько чего-то ноэтического, связанного с «реобъективаци-ей объективного», т. е. логоса как мира смыслов и ценностей. Тем самым открывался путь к восстановлению единства и целостности человека в двух неразрывно связанных между собой аспектах — бытия в его субъективности, что являлось предметом осмысления экзистенциализма, и логоса в его объективности, на чем акцентировала внимание логотерапия. Одним из важных принципов логотерапии В. Франкла являлось признание самотрансценденции как сущности существования. В соответствии с этим принципом существование аутентично только в том случае, когда оно направлено на что-то, выходящее за его пределы. Это означает не только то, что человека нельзя рассматривать как средство для достижения цели, ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА но и то, что он обретает себя настолько, насколько забывает себя. Борьба человека за свою идентичность оказывается обреченной на неудачу, если она не посвящена чему-то за пределами его Я. Рассмотрение самотрансценденции в качестве одного из основных принципов логотерапии привело В. Франкла к необходимости прояснения его отношения к концептуальным представлениям о самореализации как главном мотиве, определяющем состояние здоровья человека. Подобные представления о самореализации нашли свое отражение в рамках ряда психологических направлений, включая гуманистическую психологию А. Маслоу, К. Роджерса и гуманистический психоанализ Э. Фромма. Казалось бы, отстаиваемая В. Франклом идея самотрансценденции в содержательном отношении тождественна разделяемой некоторыми психологами и психоаналитиками идее самореализации как конечном мотиве жизнедеятельности человека. На самом же деле В. Франкл не только не разделял позицию тех, кто акцентировал основное внимание на проблеме самореализации, но и критически отнесся к подобным представлениям о человеке. С точки зрения В. Франкла, главная ошибка концепции самореализации заключается в низведении мира с его объектами до уровня средств удовлетворения, когда окружающий мир оказывается не более чем средством для целей самореализации. В противоположность подобному пониманию он исходил из того, что основные стремления человека и его конечное предназначение не могут быть адекватно описаны понятием самореализации. Для В. Франкла самореализация - это следствие, а не цель и, следовательно, она не может быть объектом стремления человека. Для него самореализация не является ни главным стремлением, ни конечным пунктом назначения человека. Она выступает скорее в качестве результата или побочного продукта. Поэтому одним из существенных качеств человеческого бытия является не самореализация, а самотрансценденция, способность человека выходить за пределы самого себя и не концентрировать свое внимание исключительно на самом себе. На этом исходном принципе логотерапии В. Франкла основывалась терапевтическая техника дерефлексии и парадоксальной интенции. Что касается отстаиваемого рядом исследователей принципа самореализации, то он скорее соотносится с поиском возможностей человека и использованием его внутренних потенций. Речь идет о понимании жизненной задачи человека как актуализации его возможностей с целью максимальной реализации его личности. Однако, как считал В. Франкл, жизненный потенциал человека следует рассматривать через призму смысла и ценностей. Человек может реализовать себя в той степени и настолько, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) в какой степени и поскольку он реализует смысл. Это означает, что реальная проблема начинается как раз там, где она заканчивается для тех, кто придерживается концепции самореализации. Из многих возможностей человек должен выбрать одну, соответствующую реализации его внутренних потенций и отвечающую требованиям жизни. Поскольку каждая жизненная ситуация является вызовом ответственности, то, осуществляя выбор того, какая из существующих возможностей будет им реализована, он принимает ответственность за свой выбор. Другое дело, что человек склонен поддаваться самообману, избегать ответственности за свой выбор или перекладывать ее на других людей. Однако так или иначе он сталкивается с требованием принимать смыслообразующие и ценностные решения, т. е. в конечном счете экзистенциальные решения. Для тех, кто придерживается концепции самореализации, противоречие между тем, что есть, и тем, что должно быть, оказывается камнем преткновения на пути обретения человеком психического здоровья. В этом отношении так называемые потенциалисты недалеко ушли от психоаналитиков, придерживающихся принципа гомеостаза, в соответствии с которым психическое равновесие — это основная цель жизни человека, достигаемая путем снятия внутреннего напряжения благодаря удовлетворению его потребностей и влечений. В противоположность подобному пониманию В. Франкл исходил из того, что напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть, внутренне присуще человеческому существованию. Поскольку человек смертен, то он никогда не может выполнить до конца свою жизненную задачу. Познание своей незавершенности и конечности — важный шаг на пути смирения с тем и другим, что само по себе означает, по убеждению В. Франкла, создание условий для психического здоровья. Неспособность принять свою незавершенность и конечность является основополагающей чертой невротической личности. С этой точки зрения принцип гомеостаза можно расценивать в качестве невротического феномена, а концепцию самореализации, в рамках которой напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть, невыносимо для человека, — как не соответствующую адекватному пониманию человеческого бытия. «Только невротик не выносит нормального напряжения жизни — будь оно физическое, психическое или моральное» [36, с. 55-56]. Наряду с присущим человеческому существованию напряжением между тем, что есть, и тем, что должно быть, имеется не менее важная проблема, с которой постоянно сталкиваются исследователи и терапевты. Речь идет о разрыве между субъектом и объектом познания, том разрыве, который неоднократно пытались преодолеть многие мыслители прошлого. В исследовательских и терапевтических целях необходимо достигать ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА такого положения, при котором субъект приближается к объекту, несмотря на разделяющую их пропасть. Однако необходимая для познания и лечения «когнитивная близость» субъекта к объекту (врача к пациенту) не должна превращаться, по мнению В. Франкла, в такое самовыражение субъекта, при котором объект теряет для него свою объективность и становится не чем иным, как его собственной проекцией. Полное стирание субъектно-объектных различий не только не способствует адекватному пониманию человеческого существования, но, напротив, искажает его. Напряжение между субъектом и объектом является таким же жизненно необходимым, как и напряжение между тем, что есть и что должно быть в человеческом существовании. Это означает, что человек не должен преодолевать двойное напряжение своего бытия. Скорее он должен, по мысли В. Франкла, испытать это двойное напряжение. Именно в ситуации напряженности между человеком и миром, в котором он пребывает, заключена динамика человеческого существования. В отличие от психодинамики, с которой имели дело, как правило, психоаналитики классической ориентации, в логотерапии В. Франкла речь шла о ноодинамике, ноодинамическом напряжении между субъектом и объектом. Такое понимание важности учета ноодинамического напряжения как важного фактора человеческого существования отличало логотерапию и от эпистемологической позиции некоторых представителей экзистенциальной философии, апеллирующих к человеческому бытию, но не признающих объективность объекта и исходящих из того, что мир человека является не чем иным, как спроецированной им самим конструкцией, отражающей структуру его бытия. В клиническом отношении логотерапия В. Франкла была ориентирована на работу с такими пациентами, которые фрустрированы не в сексуальном, а в экзистенциальном смысле и которые страдают не столько от чувства неполноценности, сколько от ощущения бессмысленности. Поскольку логотерапия добивалась того, чтобы пациент осознал скрытый смысл своих мыслей и действий, то она являлась аналитической, схожей с психоанализом. Вместе с тем она не ограничивалась выявлением и осознанием инстинктивных факторов в бессознательном пациента. Логотерапия В. Франкла акцентировала внимание на «духовном бессознательном» [37, с. 225], воле к смыслу, реализации потенциального смысла человеческого существования. В этом отношении она расходилась с классическим психоанализом в том, что рассматривала человека как такое существо, главной целью которого является осуществление смысла и актуализация ценностей, нежели простое удовлетворение влечений и инстинктов, примирение конфликтующих инстанций Оно, Я и Сверх-Я или адаптация и приспособление к обществу, существующим условиям жизни.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |