КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экзистенциальный психоанализ Ж. П. Сартра
В отличие от М. Хайдеггера, непосредственно не обращавшегося к психоаналитическим идеям 3. Фрейда, французский представитель экзистенциализма Ж.П.Сартр (1905-1980) уделил пристальное внимание критическому переосмыслению фрейдовского учения о человеке, что нашло свое отражение в таких его работах, как «Очерк теории эмоций» (1939) и «Бытие и ничто» (1943). Одновременно он пересмотрел и некоторые теоретические положения экзистенциального учения М. Хайдеггера. В конечном счете путем критического осмысления хайдеггеровской фундаментальной онтологии и фрейдовских представлений о внутрипсихи-ческой деятельности личности Ж.П.Сартр попытался соединить экзистенциализм с психоанализом и предложил свое собственное учение, названное им экзистенциальным психоанализом. Жан Поль Сартр — французский писатель, драматург, философ. Родился 21 июня 1905 г. в Париже. Его отец умер, когда ему не было двух лет, и поэтому он воспитывался в семье отца матери, который был дядей знаменитого врача и философа Альберта Швейцера. Учился сперва в лицее Генриха IV в Париже, а затем, после второго замужества матери, — в лицее Ла-Рошель и, наконец, в Высшей нормальной школе, которую закончил в 1929 г. В 1933-1934 гг. стажировался во Французском институте в Берлине, где изучал философию Э.Гуссерля, М. Хайдеггера, К.Ясперса, а также работы психоаналитиков. На протяжении 15 лет преподавал философию в различных лицеях Франции, в частности, в лицеях Гавра, Лиона и Парижа. В 1939 г. был призван в армию, в 1940 г. после вторжения немцев во Францию попал в лагерь для военнопленных. После освобождения из плена (по состоянию здоровья) сотрудничал в печати движения Сопротивления. В 1943г. Ж.П.Сартр подготовил докторскую диссертацию «Бытие и ничто. Очерк феноменологической онтологии», в которой выска- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) зал идею о необходимости развития экзистенциального психоанализа. С 1945г. возглавлял журнал «Новые времена». В конце 40-х — начале 50-х гг. под углом зрения экзистенциального психоанализа исследовал творчество некоторых французских писателей и поэтов, включая Ш. Бодлера, Г. Флобера. В 1952 г. на Венском конгрессе присоединился к движению сторонников мира. В 1964 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказался в знак протеста против войны, развязанной США во Вьетнаме. В 1965 г. по политическим мотивам отказался от поездки в США, куда его пригласили для чтения лекций в Корнельском университете. Умер от опухоли легких 15 апреля 1980 г. В 1958г. голливудский режиссер Дж. Хьюстон предложил Ж.П.Сартру написать сценарий, по которому собирался снять фильм о З.Фрейде. Основу фильма должен был составить период жизни 3. Фрейда, предшествовавший возникновению психоанализа. Ж. П. Сартр с увлечением взялся за работу и в 1959 г. написал соответствующий киносценарий, предполагая, что одну из героинь будет играть Мэрилин Монро. Однако Дж. Хьюстон не счел данный сценарий приемлемым для экранизации, в результате чего фильм не был снят. Лишь в 1962 г. на экран вышел фильм «Фрейд, тайная страсть», который был снят по переработанному голливудскими сценаристами сартровскому тексту, однако в титрах данного фильма имя Ж. П. Сар тра не значилось. Написанный им текст был опубликован после его смерти в 1984г. В одном из эпизодов данного текста З.Фрейду приписывалось следующее высказывание: «Психиатрия пока находится в младенческом состоянии. Может быть, однажды мы будем излечивать безумие, воздействуя прямо на мозговые клетки. Но мы далеки от этого: в нас существуют силы, которые сегодня нельзя сводить к физическим силам» [17, с. 26]. Как писатель и публицист Ж. П. Сартр опубликовал большое количество произведений, включая роман «Тошнота» (1938), сборник рассказов «Стена» (1939), а также «Мухи» (1943), «Мертвые без погребения» (1946), «Дьявол и Господь Бог» (1951), «Затворники Альтоны» (1960) и др. Как философу ему принадлежат работы «Трансцендентальность Я» (1934), «Воображение» (1936), «Воображаемое» (1940), «Экзистенциализм — это гуманизм» (1946), «Критика диалектического разума» (1960). Психоаналитические идеи нашли свое отражение в такой его работе, как «Эскиз теории эмоций» (1939), а представления об экзистенциальном психоанализе — в главном философском труде «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии» (1943). Ж. П. Сартру импонировали психоаналитические идеи, согласно которым поведение человека требует расшифровки, раскрытия смысла тех или иных поступков, выявления значения любого психического акта. Заслуга 3. Фрейда состояла, по его мнению, в том, что основатель психо- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. П. САРТРА анализа обратил внимание на скрытую символику и предложил аналитический метод, позволяющий психоаналитику раскрывать существо этой символики в контексте межличностных отношений «врач — пациент», «я — другой». Вместе с тем Ж.П.Сартр критически отнесся к попыткам психоаналитического объяснения принципов функционирования человеческой психики посредством бессознательных влечений и аффективных проявлений индивида. Подобно К. Ясперсу, он отверг сам принцип психоаналитического объяснения эмоций и человеческой деятельности, основанный на выявлении причинных связей и зависимостей. Глубокое противоречие классического психоанализа состояло, по его убеждению, в том, что при изучении различных феноменов он стремился установить как требующие объяснения причинные связи, так и предполагающие понимание смысловые значения. Отсюда проистекают несоответствия между теорией и практикой психоанализа: исследователь стремится установить жесткие причинные связи между изучаемыми фактами, в то время как врач анализирует прежде всего факты сознания в понимании, т. е. раскрывает внутренние отношения между символизацией и символом, вытесненным материалом и невротическим симптомом. Было бы некорректно говорить о том, что, обратив внимание на противоречие между теорией и практикой в рамках классического психоанализа, Ж. П. Сартр полностью отвернулся от учения 3. Фрейда о человеке. Ограничившись отрицанием всякого значения и признания фрейдовской теории психической причинности, французский мыслитель в то же время подчеркнул, что он не отбросил результаты психоанализа, «когда они получены посредством понимания» [18, с. 129]. Ж. П. Сартр поставил в упрек 3. Фрейду то обстоятельство, что последний свел рассмотрение истории развития человека к индивидуально-личным переживаниям, уходящим своими корнями в детство, инфантильное прошлое, и отстранился от осмысления будущего, которое не в меньшей степени чем прошлое оказывает воздействие на мотивацию поведения человеческого существа. В противоположность основателю психоанализа, он обратился к осмыслению человеческой реальности не столько через прошлое, сколько с учетом будущего. Важную роль в его учении о человеке играло понятие «проекта», включающего в себя интенциональность сознания, трансцендентность, открытость по отношению к возможности развертывания человеческой деятельности в перспективном плане. Под этим углом зрения Ж. П. Сартр пересмотрел основополагающее положение 3. Фрейда, согласно которому главенствующую роль в жизнедеятельности человека играет бессознательное. В его понимании не бессознательное, а сознание составляет суть человеческого бытия. Именно эта кон- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) цептуальная установка была положена им в основу построения собственной теории эмоций и исследования человеческого бытия как такового. В работе «Бытие и ничто» Ж. П. Сартр особо подчеркнул различие между эмпирическим, т.е. фрейдовским, и экзистенциальным психоанализом, заключающееся в неприятии последним представлений о бессознательном как исходном пункте осмысления бытия человека в мире. «Экзистенциальный психоанализ отвергает постулат бессознательного; для него психический факт совпадает с сознанием» [19, с. 574]. Апелляция Ж.П.Сартра к сознанию основывалась на признании факта самообмана, характерного для человека. Именно в психоанализе была выявлена склонность человека к самообману. Однако, по мнению Ж. П. Сартра, классический психоанализ подставлял в понятие самообмана идею обмана без обманщика, что позволяло понять, как человек мог не обмануть себя, но быть обманутым. Между тем в ряде случаев, например, тогда, когда пациент скрывает от самого себя желание продолжать лечение, невозможно прибегать к бессознательному, чтобы объяснить самообман, поскольку человек находится в полном сознании со всеми его противоречиями. Если обратиться к фрейдовскому пониманию цензуры, то нетрудно предположить, что цензура должна знать, что она подавляет, вытесняет. При отказе от вещистской мифологии психоанализа и метафор, представляющих вытеснение как действие слепых сил, оказывается, что цензура осуществляет какой-то выбор. Но, чтобы осуществлять выбор, она должна представлять себе, о чем идет речь, должна обладать неким знанием. А всякое знание является сознанием знания. Стало быть, как полагал Ж.П.Сартр, цензура выступает в качестве самообмана, что оказалось не выявленным классическим психоанализом, в рамках которого отделение сознания от бессознательного при помощи цензуры привело к локализации двойственности активности отталкивания и притяжения на уровне цензуры. Как бы там ни было, но психоанализу удалось зафиксировать самообман, но не удалось избежать его. «Таким образом, с одной стороны, объяснение посредством бессознательного, поскольку оно разрывает психическое единство, не может дать отчета о фактах, которые, на первый взгляд, казалось бы им открываются. И, с другой стороны, существует несметное число действий из самообмана, которые явно отвергают этот тип объяснения, поскольку их сущность предполагает, что они могут проявиться только в прозрачности сознания» [20, с. 89]. Ж. П. Сартр отказывался понимать фундаментальное признание в качестве бессознательного. Он полагал, что именно оно конституирует самообман воли. Поэтому он проводил различие не между бессознательным и сознательным, а между фундаментальным сознанием и нерефлексированным созна- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. П. САРТРА нием. Кроме того, Ж.П.Сартр считал, что понятие самообмана должно заменить понятия цензуры, вытеснения и бессознательного, как они использовались в классическом психоанализе 3. Фрейда и в индивидуальной психологии А.Адлера. Наконец, он занимал своеобразную позицию по отношению к некоторым концепциям индивидуальной психологии А.Адлера. В частности, признание важности комплекса неполноценности сопровождалось у него утверждением, в соответствии с которым подобное признание является выбором, и тот, кто страдает от неполноценности, фактически становится палачом самого себя. Ж.П.Сартр исходил из того, что сексуальные влечения и различного рода комплексы человека не конституируют первоначальный проект, задающий ориентиры для становления бытия-в-мире. В основе его реализации лежит выбор как бытие человеческой реальности. Таким образом, экзистенциальный психоанализ представляет собой «метод, предназначенный обнаруживать в строго объективной форме субъективный выбор, посредством которого каждая личность делается личностью, т.е. объявляет о себе, чем она является» [21, с. 577]. То, что человек ищет, это выбор бытия. Но поскольку сам человек является в то же время бытием, то он должен сводить свои поступки не к сексуальности, а к фундаментальным отношениям бытия, выражающимся в этих поступках. Поэтому экзистенциальный психоанализ стремится к пониманию бытия-в-мире и ставит своей целью найти через конкретные проекты первоначальный способ, посредством которого каждый человек должен выбрать свое бытие. Ж.П.Сартр соглашался с теми представителями классического психоанализа, которые считали, что многочисленные отношения и окружающие ребенка предметы содержат сексуальность. Но он не разделял мнения, в соответствии с которым уже конституированный сексуальный инстинкт нагружает эти отношения и предметы сексуальным значением. Он придерживался точки зрения, что данные отношения и предметы принимаются ребенком сами по себе и открывают ему способы бытия и отношения к бытию для-себя, проясняющие и формирующие его сексуальность. И если психоаналитики объясняли интерес ребенка к различного рода дырам (пещеры, углубления, выемки в песке) анальным характером инфантильной сексуальности, предродовым шоком или предчувствием сексуального действия, то Ж. П. Сартр не поддерживал подобные объяснения. Это не означало, что он отрицал возможность анальной сексуальности ребенка. Однако он полагал, что для того, чтобы подобная сексуальность объясняла и наделяла соответствующим символом отверстие, встречаемое ребенком в поле восприятия, необходимо было признать, что ребенок познал свой анус как отверстие, дыру. Однако ребенок не может 251 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) понять какую-либо часть своего тела в качестве объективной структуры мира. По мнению Ж. П. Сартра, анус как таковой не может переживаться самим ребенком. Он выступает в качестве отверстия не для самого ребенка, а для Другого. Именно через Другого, т. е. через слова, употребляемые матерью для обозначения тела ребенка, последний узнает об анусе как отверстии. В самом ребенке отверстие оказывается символом способа бытия, который и должен прояснить экзистенциальный психоанализ. Подобно 3. Фрейду, Ж. П. Сартр считал, что действие не может ограничиваться самим собой, поскольку оно отсылает человека к более глубинным структурам. Классический психоанализ воспринимался им в качестве метода, позволяющего прояснять эти структуры. Другое дело, что при рассмотрении соответствующих структур 3. Фрейд обращался к прошлому субъекта, и для классического психоанализа не существовало измерение будущего. Но такая ориентация классического психоанализа, когда человеческая реальность интерпретировалась единственно посредством регрессии к прошлому, исходя из настоящего, воспринималась Ж. П. Сартром как неадекватная, не способствующая реальному пониманию ни основных структур субъекта, ни значимости его действий. В этом отношении не следует, как подчеркивал он, брать за образец психоаналитический метод и пытаться выявлять значения какого-либо действия исходя из принципа, в соответствии с которым всякое действие является простым следствием предшествующего психического состояния. Напротив, метод классического психоанализа следует применять в «обратном смысле», т. е. вместо того, чтобы постигать рассматриваемый феномен исходя из прошлого, необходимо понимать действие как «возвращение будущего к настоящему». Ж. П. Сартр соглашался с психоаналитиками в том, что всякое человеческое действие априорно понимаемо. Вместе с тем он ставил им в упрек то обстоятельство, что они не признавали первичную осмысленность и пытались объяснить рассматриваемое действие посредством предшествующего и тем самым вновь вводили в свои концептуальные построения причинный механизм. В его же собственном понимании всякое действие следует воспринимать как проект самого себя к возможному. Как и М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр поднял вопрос о прояснении смысла Бытия и Ничто. Постижение их смысла приводило к рассмотрению отношений между человеком и миром, тревогой и свободой выбора собственного бытия, ужасом и трансцендирующей способностью личности. Осмысление этой проблематики сопровождалось выдвижением французским философом следующих положений: • страх — это страх человека перед миром, в то время как тревога — это • в тревоге человек обретает сознание своей свободы; ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Ж. П. САРТРА • ужас не определяет возможное действие и сам по себе является проектом этого действия. По выражению Ж. П. Сартра, «бытие ужаса» обнаруживается в себе как не являющееся причиной действия, которого оно требует, а избежание страха, придающее определенное трансцендентное будущее, заставляет скрываться в рефлексии, дающей только неопределенное будущее. Иными словами, посредством своего ужаса человек идет к будущему, конституирует будущее как возможное и уничтожением ужаса как мотива усиливает ужас как состояние. Сознание же быть собственным будущим по способу небытия вызывает тревогу, которая может быть «тревогой перед будущим» или «тревогой перед прошлым». Словом, «тревога как проявление свободы перед лицом себя означает, что человек всегда отделен посредством ничто от своей сущности» [22, с. 71]. В целом Ж. П. Сартр считал, что при рассмотрении тех или иных феноменов недостаточно только составить список действий, склонностей, стремлений, переживаний. Помимо простого эмпирического описания важно расшифровать их, т. е. нужно уметь их «опрашивать». Подобное же «опрашивание» может быть осуществлено только на основе особого метода, которым и является экзистенциальный психоанализ. Одним из основных принципов экзистенциального психоанализа является то, что человек воспринимается в его целостности и открывается в чувстве, привычке, в любом человеческом действии. Отправной точкой данного психоанализа служит опыт, а точкой опоры — доонтологиче-ское и фундаментальное понимание человеком своей личности. Целью же экзистенциального психоанализа является расшифровка поступков человека, что предполагает освещение открытий, которые каждый из них содержит, и концептуальную их фиксацию. С точки зрения Ж. П. Сартра, экзистенциальный психоанализ предназначен для раскрытия перед человеком действительной цели его поиска, которой является бытие как органический сплав в-себе с для-себя. Этот вид психоанализа должен открыть моральному субъекту, что он сам является бытием, благодаря которому существуют ценности. В этом случае свобода человека откроется в тревоге в качестве единственного источника ценности и Ничто, посредством которого существует мир. Идеи экзистенциального психоанализа Ж. П. Сартра оказали влияние на ряд психоаналитиков, обратившихся к экзистенциальному осмыслению бытия человека в мире и использовавших соответствующие взгляды в своей терапевтической деятельности. Не случайно именно он написал предисловие к книге Р.Лэйнга и Д.Купера «Разум и насилие» (1964). Не случайно и то, что его идеи стали предметом осмысления одного из видных представителей экзистенциального анализа Л. Бинсвангера. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) Экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера Высказанные М. Хайдеггером и Ж. П. Сартром идеи о бытии-в-мире, экзистенции, трансцендировании, заботе, ужасе, свободе, выборе, проекте были подхвачены рядом психиатров и психотерапевтов, которые, опираясь на технику классического психоанализа и новые веяния в философии, попытались ввести экзистенциальный анализ в психотерапию. Во всяком случае осуществленные в этом направлении усилия таких практикующих психиатров, как Л. Бинсвангер и М. Босс оказались столь привлекательными, что фактически стала возможной экзистенциализация психотерапии, имевшая место во второй половине XX столетия и нашедшая свое отражение в исследовательской и практической деятельности ряда ведущих специалистов, включая Р.Лэйнга, Р. Мэя, В.Франкла и многих других. Людвиг Бинсвангер — швейцарский психиатр, психоаналитик, философ. Родился в 1881 г. в семье психиатра, воглавлявшего частную лечебницу «Бельвью». Получил медицинское образование, обучаясь в Лозанне, 1ей-дельберге и Цюрихе. В 1906 г. поступил на работу в Цюрихскую университетскую клинику Бургхёльцли. Во время работы ассистентом у Э. Блейлера в Цюрихе познакомился с К. Г. Юнгом и проявил интерес к психоаналитическим идеям. Под руководством К. Г. Юнга защитил диссертацию «Психогальванический рефлекторный феномен». В 1907г. вместе с К. Г. Юнгом принял участие в заседании венских психоаналитиков, проходившем в доме 3. Фрейда. После отъезда К. Г. Юнга остался на неделю в Вене. Между ним и 3. Фрейдом установились дружеские отношения, сопровождавшиеся обширной перепиской, насчитывающей более ста писем и открыток. Л. Бинсвангер входил в правление Цюрихской психоаналитической группы и играл роль посредника между 3. Фрейдом и К. Г. Юнгом в тот период их отношений, когда в 1912г. между ними наметился разрыв. Когда в том же году Л. Бинсвангер решился на операцию по удалению злокачественной опухоли, З.Фрейд был единственным человеком, с кем он поделился своими чувствами. В мае того же года основатель психоанализа нанес визит к Л. Бинсвангеру в Кройцлингене. Несмотря на расхождения по некоторым вопросам, 3. Фрейд дружески относился к своему младшему коллеге. В 1929 г. он писал ему: «В отличие от многих других Вы не допустили, чтобы Ваше интеллектуальное развитие, которое Вы все больше высвобождали из-под моего влияния, разрушило бы также и наши личные отношения, и Вы сами знаете, как благотворно действует на людей подобная деликатность» [23, с.51]. В 1910г. Л.Бинсвангер был избран президентом швейцарского психоаналитического общества. В 1911г. стал руководить санаторием в Кройцлингене, который до этого возглавлял его отец. В 20-е гг. познакомился с осно- ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Л. БИНСВАНГЕРА вателем феноменологии Э. Гуссерлем и одним из основателей экзистенциальной философии М.Хайдеггером. Их идеи оказали предопределяющее воздействие на становление его собственного экзистенциального анализа как теории и практики, используемой при лечении психических заболеваний. В 1936 г. по случаю празднования 80-летия 3. Фрейда он выступил с докладом «Фрейдовская концепция человека в свете антропологии», в котором дал высокую оценку деятельности основателя психоанализа и в то же время высказал ряд критических соображений, связанных с психоаналитическим пониманием человека. В 1956 г. Л. Бинсвангер был награжден медалью Кре-пелина за выдающиеся заслуги в области психотерапии. Умер в 1966 г. Л. Бинсвангер — автор ряда книг и статей, опубликованных в различных психиатрических и психоаналитических журналах. Его перу принадлежат такие работы, как «Основные формы и познание человеческого существования» (1942), «Генрик Ибсен и проблема самореализации в искусстве» (1949), «Фрейд: воспоминания о дружбе» (1957), а также материалы, связанные с описанием и разбором клинических случаев Эллен Вест, Лолы Фосс, Юрга Цюнда, Сюзанн Урбан. Отталкиваясь от идей классического психоанализа, Л. Бинсвангер признавал важность открытий 3. Фрейда в области глубинного понимания человека. Отмечая заслуги основателя психоанализа в этой сфере знания, он подчеркивал значимость фигуры 3. Фрейда, который, по его выражению, «научно разработал гигантскую структуру своей техники снятия маски и стал первым, кто приоткрыл завесу над загадкой сфинкса, известной как невроз» [24, с. 137]. Вместе с тем Л. Бинсвангер считал, что представления 3. Фрейда о человеке являлись естественно-научным конструктом, сходным с биофизиологическим понятием организма и основанным на биопсихологической идее. Подобная трактовка человека как homo natura была сопряжена с принятием инстинктивных импульсов в качестве предопределяющих его жизнедеятельность. При таком понимании человека его уникальность и независимость поглощались инстинктивными стремлениями, побуждениями и влечениями, что приводило, по мнению Л. Бинсвангера, к нивелировке и уравниванию отдельных аспектов человеческого бытия. Кроме того, у 3. Фрейда желание выступало в качестве конституирующего фактора психического аппарата, в то время как при рассмотрении основных форм человеческого существования, будь то религиозная, этическая или эстетическая, нельзя сказать, что желание является конституирующим для человечества в целом. Основатель психоанализа подверг критике лицемерие отдельного человека и западноевропейской культуры. Эта тенденция, сама по себе критическая и продуктивная, привела, однако, к ошибке истолкования существования как естественной истории. Разоблачение отдельного лицемерия ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) было отождествлено с разрушением осмысленности человеческого существования вообще. В свою очередь это привело, как замечал Л. Бинсвангер, к объяснению религиозного способа существования тревогой и беспомощностью детства, включая ранний период человечества, этического способа существования — внешним принуждением и интроекцией, а эстетического — удовольствием от созерцания прекрасного и сублимацией. Исходные постулаты классического психоанализа базировались на признании инстинктивных влечений в качестве детерминант развития психики и возникновения внутрипсихических конфликтов. Философские размышления над проблемой человека и клиническая деятельность Л. Бинсвангера привели к тому, что он обратил свой взор на важность учета человеческого духа. В частности, он поднял вопрос о том, как следует понимать пациентов, которые не могут сделать решающий шаг к психоаналитическому инсайту и упорствуют в своих страданиях вопреки усилиям психоаналитика и прогрессу, достигнутому в усовершенствовании психоаналитической техники. Пытаясь ответить на данный вопрос, Л. Бинсвангер высказал идею, в соответствии с которой такую несостоятельность пациента следует понимать как результат его неспособности возвыситься до уровня «духовного общения» с аналитиком. Эта идея была высказана им 3. Фрейду в 1927 г. и он был крайне удивлен, когда основатель психоанализа заметил, что «дух — это все». При этом основатель психоанализа добавил, что человечество всегда знало о своем обладании духом, а он должен был показать ему другую сторону, связанную с инстинктами. И если 3. Фрейд действительно в большей степени обращал внимание на раскрытие того воздействия, которое оказывают на человека его бессознательные инстинктивные влечения, то Л. Бинсвангер стал рассматривать человеческое бытие через призму его духа и экзистенциальных возможностей его развертывания. Речь шла о попытке понять человека во всем его существовании, т. е. с точки зрения выявления онтологических потенциальных возможностей человека. У 3. Фрейда главный акцент был сделан не на существовании как изменении, а на том, что сохраняется среди изменения, т. е. на инстинктивном влечении. С точки зрения Л. Бинсвангера, важно сместить ракурс исследования как на раскрытие первичной формы в изменении, так и на понимание всей сложности изменения, что предполагает рассмотрение человека с позиций антропологии, т. е. под углом зрения того, что означает быть человеком. Речь шла, по сути дела, о замещении естествознания антропологией, представления о homo nature идеей существования, поскольку человек - это не только механическая необходимость, организация и закрытая система, но и свобода, возможность и открытое изменение. Человек — не просто мир или в-мире, но прежде всего и главным образом бытие-в-мире. «Его ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Л. БИНСВАНГЕРА существование можно понять только как бытие-в-мире, как проектирование и раскрытие мира — что так впечатляюще продемонстрировал Хай-деггер» [25, с. 152]. Л. Бинсвангер был одним из первых швейцарских психиатров и психоаналитиков, кто предпринял попытку перенесения фундаментальной онтологии М.Хайдеггера на почву психоаналитической практики. Предпринятая немецким философом аналитика существования была воспринята им в качестве новой методологии, с помощью которой психиатр мог описать исследуемые феномены в феноменальном содержании и внутреннем контексте. Эта методология включала в себя установку не на изучение конкретно фиксируемых состояний индивида или психических состояний пациента, что имело место в классическом психоанализе, а на анализ человека как некоего целого, на раскрытие смысла существования в его целостности, предполагающей устранение традиционного разделения человеческого существа на тело, разум, душу и постижение онтологических основ его бытия. Она ориентировала аналитика на рассмотрение пациента не только и не столько с точки зрения его индивидуальных страданий, сколько под углом зрения его онтологической заброшенности, ужаса как мотива трансцендентальной возможности интенциональных актов, свободы выбора в конструировании проекта мира и созидании собственного бытия-в-мире. Говоря о классическом психоанализе, Л. Бинсвангер подчеркивал, что учение, не исходящее из интенциональности сознания, должно интерпретировать различие между сознанием и бессознательным с точки зрения времени и существования. И если З.Фрейд интерпретировал бессознательное с позиций сознания, то тем самым он не учитывал заброшенность и детерминированность Дазайн. Л. Бинсвангер не отрицал феномен бессознательного. В ответ на беспокойство З.Фрейда по поводу того, как его швейцарский коллега относится к бессознательному, он замечал, что не может обойтись без бессознательного ни в теории, ни в терапевтической практике. Вместе с тем он подчеркивал, что обращение к экзистенциальному анализу привело к пониманию некорректности рассмотрения бессознательного в плане противоположности сознанию. В практическом плане обращение к экзистенциальной аналитике означало понимание психических заболеваний в качестве нарушения функционального единства онтологических потенциальных возможностей человеческой экзистенции. Как подчеркивал Л. Бинсвангер, психоаналитическое объяснение невроза под углом зрения психического конфликта не является исчерпывающим, поскольку с точки зрения экзистенциального анализа неврозы не должны пониматься только в свете существования. «То, что
9 - 3550 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) люди вообще могут стать "невротиками", — это тоже признак заброшенности Dasain и признак его потенциальной возможности падения — короче, признак его конечности, его трансцендентальной ограниченности или несвободы» [26, с. 192]. Вместе с тем, в отличие от М. Хайдеггера, Л.Бин-свангер рассматривал бытие-в-мире как некую возможность трансформации, соотнесенную со свободой выбора человека, позволяющей реализацию проекта бытия-за-пределами-мира. Таким образом, в экзистенциальном анализе Л. Бинсвангера человек не раскладывался на составные части при помощи естественно-научных категорий, но понимался в свете его собственного, человеческого бытия. Психические заболевания изымались из чисто природного или исключительно психического контекста и описывались с точки зрения нарушения функционального единства онтологических потенциальных возможностей. Подобный подход к психическим заболеваниям приводил к обнаружению не только того, что психически больные люди страдают от аналогичных комплексов, свойственных здоровым, но и того, что они «двигаются в тех же пространственно-временно-исторических направлениях, что и мы — хотя и другими способами и путями» [27, с. 172]. Так, меланхолия понималась как нарушение между телесным и психическим бытием Дазайн, которое проявляется как вегетативное нарушение организма и в то же время как преувеличенная и искаженная форма неотъемлемо свойственной конечному Дазайн вины. В этом отношении возникновение меланхолии могло быть соотнесено с семейной трагедией, потерей силы или конкретной виной, а также с внутренними болезнями. В классическом психоанализе невроз объяснялся с позиций наличия психического конфликта. С точки зрения экзистенциального анализа Л. Бинсвангера, невроз не должен пониматься исключительно в свете существования. То, что человек может стать невротиком - это признак заброшенности Дазайн, признак его конечности, трансцендентальной ограниченности или несвободы. Невротиком становится тот, кто оказывается не в ладах с фундаментальными условиями существования. Л. Бинсвангер исходил из того, что при психическом заболевании имеет место нарушение согласованности естественного опыта, в котором существование человека обычно протекает ненавязчиво, плавно, как естественная цепь событий, находящаяся в гармонии с вещами, обстоятельствами жизни и другими людьми. Несогласованность естественного опыта подразумевает неспособность безмятежно пребывать среди вещей, обстоятельств жизни и других людей. Человек начинает страдать, так как дела обстоят не так, как он хотел бы. Его способ поведения оказывается способом простого желания и преследования идеала, когда, например, он может продолжать диктовать, какими вещи должны быть. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Л. БИНСВАНГЕРА Деспотическое распоряжение вещами сопровождается ослаблением согласованного экзистенциального порядка. Опыт не может ни примириться с самим собой, ни развертываться свободно. Оказавшись неспособным примириться с несогласованностью и беспорядком своего существования, человек постоянно ищет выход, чтобы порядок был восстановлен. Его жизнь становится мукой. И если он не находит выхода из существования и несогласованности опыта, то это порождает состояние безысходности, которое может сопровождаться сумасшествием, уходом из активной жизни или самоубийством. В поисках новых путей выхода человек может прибегнуть к формированию у себя экстравагантных идеалов, маскирующихся под жизненную позицию. Чаще всего это имеет место тогда, когда происходит расщепление несогласованности опыта на альтернативы, включающие в себя жесткое «или-или». Экстравагантные идеалы не соответствуют жизненной ситуации и создают непреодолимые препятствия на пути существования. Дазайн не находит больше путь назад и запутывается в Экстравагантности. Утрата опоры на какой-то экстравагантный идеал приводит к тому, что Дазайн становится тревожным, способным породить пассивное страдание. В частности, вместо дара любви, предназначенного другому человеку, невротик может демонстрировать мученическое страдание от любви, а психотик — приносить себя в жертву. В целом, как полагал Л. Бинсвангер, экстравагантный идеал ограничивает возможности человека быть самим собой, в результате чего он оказывается зажатым в тисках одного проекта, что ведет к «заброшенности», соскальзыванию его существования в пропасть, возникновению паники и приступов тревоги. Существованием овладевает экзистенциальная тревога, являющаяся не чем иным, как истощением существования и его прогрессирующей утратой мира, утратой Я. С точки зрения экзистенциального анализа речь идет не о настроении или об аффекте (например, страхе), как это имело место в классическом психоанализе, а о потере мира и Я. Это означает, что шизофреническое безумие может быть понято только в том случае, если «оно изначально трактуется как экзистенциальный модус Экстравагантности» [28, с. 295]. При таком понимании психических заболеваний меняется роль психиатра и психоаналитика. Как считал Л. Бинсвангер, они должны быть не просто медиками, а целителями, ориентированными не на наблюдение за организмом пациента, являющимся объектом научного изучения, а на достижение взаимопонимания с человеком. Речь идет о таком отношении к пациенту, которое коренится в заботе и любви. Словом, приверженец экзистенциального анализа должен выходить за пределы научного знания, почерпнутого в области психопатологии и психотерапии. Он дол-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |