КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И психоаналитическая психология Я
Было бы некорректно говорить о том, что высказанные А. Фрейд и X. Хартманном идеи, составившие остов психоаналитической психологии Я, радикально порывали с классическим психоанализом. Напротив, по замыслу их авторов психоаналитическая психология Я служила логическим продолжением того пути развития психоанализа, который был намечен, хотя и не всегда в достаточной мере пройден 3. Фрейдом. И это действительно так, поскольку начинания в сфере осмысления защитных механизмов и развития функций Я были предприняты в рамках классического психоанализа. Причем основатель психоанализа обратился к рассмотрению соответствующей проблематики не только в 20-х гг. XX столетия, когда им был поставлен вопрос о раскрытии зависимостей Я, но и в период выдвижения психоаналитических идей, когда его внимание привлек феномен защиты, наблюдаемый при психических расстройствах. В частности, понятие «защита» было использовано 3. Фрейдом при попытках психологического объяснения истерии, фобий, навязчивых представлений и галлюцинаторных психозов. В статье «Защитные невро-психозы» (1894) он провел различие между гипноидной истерией, неот-реагированной истерией и истерией защиты, тем самым высказав первые представления о защите, которые впоследствии легли в основу его некоторых психоаналитических идей, включая концепцию вытеснения. Согласно предположениям 3. Фрейда, защита направлена против невыносимого для человека представления с целью ослабления его посредством отделения от него аффекта и отвода этого аффекта из психики в сома-тику. Смещенный аффект обладает способностью возвращения из соматической области к первоначальному представлению, что может породить истерический припадок. Если невыносимое, болезненное представление имеет тесную связь с реальностью, то защита от него может привести к галлюцинаторному психозу как отказу от реальности. В написанной совместно с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З.Фрейд рассматривал защиту в качестве важного фактора, КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И... ПСИХОЛОГИЯ Я способствующего возникновению одной из форм истерии. Здесь же он впервые, пожалуй, наряду с защитой использовал термин «вытеснение», говоря о том, что патогенное воспоминание вытесняется исходящей от Я психической силой. В статье «Еще несколько замечаний о защитных невропсихозах» (1896) З.Фрейд высказал мысль, согласно которой защита является «ядром психического механизма», ведущего к возникновению невротических заболеваний. Как и в предшествующей работе, в данной статье понятия «защита» и «вытеснение» используются в качестве равнозначных, взаимозаменяемых. Одновременно 3. Фрейд предпринял попытку рассмотрения различных форм защиты, проведя различие между «первичной защитой», в которой решающую роль играют чувства стыда и совести, и «вторичной защитой», приобретающей значение навязчивого побуждения, превращающегося в навязчивые действия. «Первичная защита» служит поддержанию внешнего здоровья человека, в то время как «вторичная защита», осуществляемая под воздействием возвращения вытесненных воспоминаний, порождает компромиссные образования в форме невротических симптомов типа разнообразных навязчивых действий. Словом, в статье «Еще несколько замечаний о защитных невропсихозах» речь шла фактически, о различии между нормальной и патологической защитами, к которым может прибегать человек в процессе своей жизнедеятельности. Столь значительное внимание к проблеме защиты было уделено 3. Фрейдом как раз в тот период его исследовательской и терапевтической деятельности, когда он ввел в научный оборот термин «психоанализ». На начальном этапе становления психоанализа проблематика защиты в ее различных ракурсах занимала не последнее место в его концептуальных построениях. Так, в работе «Психопатология обыденной жизни» (1901) защита рассматривалась им не только с точки зрения раскрытия психологии невротиков, но и в плане осмысления природы такого феномена, как забывание. С одной стороны, 3. Фрейд подчеркивал, что «стихийное стремление к защите от представлений, могущих вызвать ощущение неудовольствия, стремление, с которым можно сравнить лишь рефлекс бегства при болезненных раздражениях, приходится отнести к числу главных столпов того механизма, который является носителем истерических симптомов» [23, с. 254]. При этом он был далек от утверждения того, что тенденция защиты всегда в состоянии одержать верх и не исключал возможность отнесения ее к низшей психической инстанции, которая может парализоваться другими, высшими инстанциями. С другой стороны, основатель психоанализа сводил к тенденции защиты такие явления, как случаи забывания, и считал, что «там, где это невоз- ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) можно, тенденция защиты передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы нечто иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что, собственно, и вызвало отпор» [24, с. 255]. Однако по мере становления и развития психоанализа понятие защиты все более уходило у него на задний план, в то время как на передний план стали выдвигаться представления о вытеснении. Первые три десятилетия развития психоаналитической теории и практики как раз и прошли под знаком усиленного внимания 3. Фрейда и других психоаналитиков к проблемам вытеснения и сопротивления. Позднее, во второй половине 20-х гг., после того, как в центре психоаналитических исследований оказались не только процессы вытесненного бессознательного, но и те психические процессы, которые были вызваны к жизни деятельностью Я и Сверх-Я, он вновь вернулся к рассмотрению проблемы защиты. В работе «Я и Оно» (1923) основатель психоанализа охарактеризовал Я как «несчастное существо», так как ему приходится служить как бы двум господам: беззащитное Я тщетно обороняется и от наглых требований Оно, и от укоров карающей совести, т.е. от Сверх-Я. Более того, «несчастное Я» страдает, по мнению 3. Фрейда, от троякого рода угроз, исходящих со стороны внешнего мира, бессознательных влечений Оно и сурового Сверх-Я. Говоря о трудном положении, в котором находится «несчастное Я», он подчеркнул то обстоятельство, что этому Я все время приходится защищаться, обороняться от нависших над ним угроз. При этом 3. Фрейд указал на ряд защитных действий, используемых Я с целью избежания внешних и внутренних опасностей. В частности, он отметил, что «истерическое Я защищается против мучительного восприятия, грозящего ему вследствие критики его Сверх-Я, тем же путем, каким оно обычно привыкло защищаться от невыносимой для него загрузки объектом — т.е. путем акта вытеснения» [25, с.385]. Наряду с вытеснением, в этой же работе родоначальник психоанализа коснулся таких средств защиты, как идентификация, сопротивление, регрессия, сублимация, образование реакций. В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) З.Фрейд высказал мысль о необходимости использования понятия «защита», к которому он обращался тридцать лет тому назад в статье «Еще несколько замечаний о защитных невропсихозах» (1896). Он полагал, что будет, несомненно, полезно вернуться к старому понятию «защита», если исходить из того, что оно должно служить обозначением всех тех технических приемов, которыми пользуется Я при своих возможных конфликтах, ведущих к неврозу. Считая это «терминологическое новшество» оправданным, 3. Фрейд особо выделил такие технические приемы защиты Я, как вытеснение, изоляция, регрессия, реактивные изменения Я. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И... ПСИХОЛОГИЯ Я В этой работе еще не использовался термин «защитные механизмы»: в ней фигурировали понятия «технические приемы Я», его «методы защиты». Однако З.Фрейдом были высказаны важные мысли, предопределившие, по сути дела, интерес ряда психоаналитиков к проблеме защитных механизмов Я. Две из них заслуживали особого внимания: одна мысль касалась необходимости исследования тесной связи между особыми формами защиты и определенными невротическими заболеваниями; вторая — выявления зависимости между уровнем развития психики и методами защиты, используемыми человеком до разделения Я и Оно, до формирования у него Сверх-Я и после образования этих психических инстанций. В данной работе 3. Фрейд не только провел различие между вытеснением и защитой, но и высказал мысль о том, что накопленные психоаналитические знания о возникновении симптомов, истерии и неврозе навязчивости являются достаточным основанием, чтобы воспользоваться старым понятием «защита», которое может охватить все процессы, обеспечивающие «защиту Я от требований влечений», и включить в это понятие вытеснение, «как один специальный случай» [26, с. 313]. Кроме того, следует, как заметил он, принять во внимание возможность, что углубление исследований откроет тесную связь между «особыми формами защиты» и определенными заболеваниями. Здесь следует обратить внимание на одно обстоятельство. Работа 3. Фрейда «Торможение, симптом и страх» была переведена на русский язык под названием «Страх» в 1927 г. В русскоязычном издании вместо понятия «защита» использован термин «отражение», что может ввести в заблуждение тех, кто обращается к идейному наследию 3. Фрейда. Последующие переиздания данной работы осуществлялись, как правило, с того издания, которое было опубликовано в 1927 г. и, следовательно, в них сохраняется терминология, затрудняющая понимание важного момента в развитии классического психоанализа, а именно возвращение к использованию понятия «защита». Что касается интереса 3. Фрейда к проблеме защиты и тех идей, которые были высказаны им в работе «Торможение, симптом и страх», особенно в приложении к ней, то именно на этот аспект психоаналитических разработок своего отца обратила внимание А. Фрейд. Собственно говоря, ее исследование защитных механизмов являлось не чем иным, как углубленным продолжением того, что было намечено 3. Фрейдом. Как подчеркнула А. Фрейд, выдвинутое основателем психоанализа новое представление о роли вытеснения, в соответствии с которым вытеснение сводилось к особому методу защиты, «требует исследования других конкретных способов защиты и сопоставления таких способов, открытых и описанных исследователями, работающими в психоаналитической традиции» [27, с. 37-38]. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) 1од спустя после публикации работы своей дочери о защитных механизмах Я 3. Фрейд опубликовал «Анализ конечный и бесконечный» (1937), где отметил, что пока психоаналитикам не совсем хорошо известны методы, названные «защитными механизмами» и что книга А. Фрейд позволяет «получить первое представление об их многообразии и многостороннем значении» [28, с. 38]. Сам он обозначил «действие защит в Я» как «изменение Я», если понимать под этим «дистанцию от фиктивного нормального Я», которое является союзником в аналитической работе. Одновременно он высказал соображения, согласно которым противодействующий «защитным устремлениям Я» количественный момент силы влечений устанавливает предел эффективности аналитической работы, благодаря которой контроль над влечениями становится лучше, но по-прежнему остается несовершенным, поскольку преобразование защитных механизмов не является полным. Высказанные 3. Фрейдом в различное время идеи о защитах Я от бессознательных влечений и их действии в психике человека послужили отправной точкой для ряда психоаналитиков, уделивших основное внимание в своей исследовательской и терапевтической деятельности защитным механизмам Я. На этой почве возникла психоаналитическая психология Я, представители которой, с одной стороны, продолжили начатые 3. Фрейдом разработки, а с другой стороны — внесли некоторые коррективы в предшествующее понимание механизмов функционирования психики, роли Я в нормальном и патологическом развитии человека, цели терапии. Так, в классическом психоанализе Оно представало в качестве биологической части, а Я — в качестве небиологической. В психоаналитической психологии Я такое противопоставление считалось неоправданным и не признавалось. В частности, Х.Хартманн считал, что до дифференциации Оно и Я нет никакого ни Я, ни Оно и что обе эти инстанции являются продуктами дифференциации. Для 3. Фрейда психоанализ был частью психологии, занятой изучением бессознательного, главным образом вытесненного бессознательного, связанного с Оно. Психоаналитическая психология Я сместила акцент исследования с Оно на Я, тем самым расширив границы психоанализа. В подобной исследовательской ориентации просматривалась тенденция на наведение мостов между психоанализом и академической, неаналитической психологией. Правда, А. Фрейд не претендовала на такую интеграцию. А вот Х.Хартманн недвусмысленно заявил, что в свете разработок психоаналитической психологии Я психоанализ является не чем иным, как «общей психологией в самом широком смысле этого слова» и он действительно может стать «общей психологией развития», если займется изучением не только инстинктивных влечений человека и психологии КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И... ПСИХОЛОГИЯ Я конфликтов, но и автономных функций Я, проблемы адаптации, а также заново проанализирует со своей точки зрения и своими собственными методами те результаты, которые получены в соответствующих областях неаналитической психологии [29, с. 16, 20]. Что касается цели терапии, то, казалось бы, она очевидна как для классического психоанализа, так и для аналитической психологии Я, поскольку цель любой терапии — выздоровление пациента. Однако тонкости в понимании существа защитных механизмов Я и адаптации в классическом психоанализе и в психоаналитической психологии Я оказались таковыми, что в определенной степени обусловили расхождения, связанные с направленностью терапии. Классический психоанализ не ставил перед собой цель стереть все человеческие особенности во имя схематической нормальности. 3. Фрейд исходил из того, что анализ должен создать наиболее благоприятные психологические условия для функций Я. При этом вовсе не предполагалось, что психоаналитик должен воздействовать на пациента таким образом, чтобы тот ориентировался на общественную нравственность и социальные институты. Установка на признание реальности не означала, что целью психоанализа должна была стать адаптация пациента к принятым в обществе критериям и стандартам жизни. Более того, 3. Фрейд признавал, что бывают случаи, когда врач должен с пониманием отнестись к разрешению конфликта в форме невроза в качестве безобидного и социально допустимого решения. Он считал, что психоаналитику не пристало играть роль фанатика здоровья вопреки любым жизненным ситуациям, поскольку в мире существуют не только невротические расстройства, но и иные многочисленные страдания, и поскольку необходимость может потребовать от человека пожертвовать своим здоровьем и этой жертвой предотвратить несчастье других людей. «Если можно сказать, что у невротика каждый раз перед лицом конфликта происходит бегство в болезнь, то следует признать, что в некоторых случаях это бегство вполне оправдано, и врач, понявший это положение вещей, молча отойдет в сторону, щадя больного» [30, с. 244]. В психоаналитической психологии Я в явном виде не содержится установка на устранение человеческих особенностей во имя схематической нормальности. Вместе с тем, в отличие от классического психоанализа, в ней отчетливо просматривается установка на адаптацию, приспособление пациента к существующим в обществе нормам и ценностям жизни. У А. Фрейд это выражено в форме утверждения, что «при работе с пациентами мы должны ограничиться тем, что помогаем им приспособиться к окружающей среде» [31, с. 113]. В работах Х.Хартманна содержались такие размышления о необходимости адаптации пациентов к реальности, ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, X. ХАРТМАНН) которые, независимо от его личностной позиции о цели терапии, воспринимались подчас именно в духе обязательного приспособления к обществу, если человек хочет быть здоровым. Как бы там ни было, но последующее развитие психоаналитической психологии Я оказалось таковым, что целью терапии стало именно приспособление страдающих психическими расстройствами людей к существующим условиям жизни. Между тем 3. Фрейд в свое время подчеркивал, что «знать, когда целесообразнее овладеть своими страстями и склониться перед реальностью или, наоборот, стать на их сторону и оказывать сопротивление внешнему миру, является кладезем мудрости» [32, с. 70]. Надо сказать, что нашедшая отражение в теории и практике постклассического психоанализа адаптационная точка зрения стала настолько преобладающей, что вызвала противостояние со стороны некоторых здравомыслящих психоаналитиков, которым претила установка на превращение психоанализа из критического учения в конформистское. Не случайно подобная направленность психоаналитической психологии Я была подвергнута критике теми психоаналитиками, кто не считал адаптацию пациентов к реальности необходимой и единственной целью психоанализа. Данной позиции придерживался не только Э.Фромм, о чем говорилось в соответствующем разделе настоящей работы. Ее разделял и французский психоаналитик Ж. Лакан, который выступил против американизации психоанализа, вобравшей в себя установки психоаналитической психологии Я. ГЛАВА 11 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР, Л. БИНСВАНГЕР, М.БОСС, В.ФРАНКЛ, Р.ЛЭЙНГ, Р.МЭЙ)
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |