КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мелани Кляйн 2 страница
Второе измерение связано с преобразованием осознания в самосознание. Если пациент осознает свои желания, то он начинает видеть, каким образом он может сделать что-то относительно их. Он становится вовлечен во взаимоотношения удовольствия, любви, доверия, красоты. В этом измерении воля становится не отрицанием желания, а его составляющей частью на более высоком уровне сознания. Третье измерение соотносится с решением и ответственностью, являющимися отличительными формами сознания человека, движущегося к самореализации, интеграции и зрелости, что предполагает соединение любви и воли, слияние воли и любви в то состояние, которое экзистенциалисты называют заботой. Забота противоположна апатии и является психологической стороной Эроса. Она включает в себя, используя выражение М.Хайдеггера, феномен Самости, т.е. становится возвращением человека к своей сущности. Она онтологична, поскольку конституирует человека как человека. Для Р. Мэя забота является также особым типом интенциональности в психотерапии, связанным с интенцией желать кому-то выздороветь. В этом смысле забота становится источником как любви, так и воли. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) Цель экзистенциальной психотерапии - достижение смысла бытия, выявление отношения пациента к своему Я и своему миру, переживание собственного существования, что является предпосылкой для работы над теми или иными проблемами. Принятие аналитиком пациента дает последнему свободу для переживания собственного существования. Но решающим для пациента оказывается вопрос, что он будет делать с фактом самопринятия после того, как он осознает происходящее и примет на себя ответственность за свое собственное существование. В более конкретизированной форме психоанализ и другие формы психотерапии не являются техническими авторитетами, способными принять на себя всю тяжесть человеческой любви. С точки зрения Р.Мэя, в действительности психотерапия, особенно экзистенциальная, может лишь помочь человеку устранить препятствия на пути к любви. Она не может любить за него и не претендует на это. Напротив, психотерапия способна нанести человеку вред, если притупит его осознанность относительно любви и уменьшит его ответственность в этом вопросе. В целом экзистенциальный анализ ориентирован на глубинное понимание человеческого существования, что предполагает, по мнению Р. Мэя, опору на следующие положения. Во-первых, экзистенциальные аналитики используют разнообразные терапевтические техники, а экзистенциальную терапию отличает чувство реальности и конкретности. Во-вторых, психотерапия основывается на признании того, что психологический динамизм всегда приобретает свое значение из экзистенциальной ситуации жизни пациента, т. е. каждый динамизм имеет онтологический базис, а каждый тип поведения рассматривается с точки зрения экзистенции пациента как человеческого существа. В-третьих, отношение пациента и аналитика воспринимается как настоящее и, следовательно, речь идет о реальности присутствия аналитика в процессе терапии, когда он способен относиться к пациенту как к одной экзистенции, общающейся с другой экзистенцией. Акцент на реальности присутствия не отменяет выявленного 3. Фрейдом феномена переноса. Однако в экзистенциальной терапии перенос помещается в новый контекст ситуации, происходящей в реальности отношений между аналитиком и пациентом. В этом смысле реальность бытия аналитика в общении с пациентом имеет вполне определенную цель, а именно помочь последнему произвести на свет что-то находящееся внутри его, или, другими словами, аналитик — это то, что Сократ называл «повивальной бабкой». В-четвертых, в процессе терапии могут быть выявлены те виды поведения, которые разрушают присутствие, и поэтому аналитику необходимо ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Р. МЭЯ осознать, что именно блокирует его полное присутствие, но он не должен использовать терапевтическую технику для блокирования его. В этом отношении положение аналитика похоже на положение художника, который изучил технику живописи, но знает, что если в процессе рисования он будет слишком много занят мыслями о ней, то в тот же момент он потеряет свое видение. В-пятых, целью терапии является переживание пациентом своего существования как реального, ее задача — высветить это существование для того, чтобы пациент мог осознать свои возможности и научиться действовать на их основе. Стало быть, терапия ориентирована не на излечение невротических симптомов, а на оказание помощи человеку в испытании его существования, где освобождение от симптомов оказывается сопутствующим результатом этого процесса. В-шестых, экзистенциальные аналитики признают важность обязательства и исходят из того, что решение предшествует знанию. Предшествующие виды терапии основывались на том, что чем больше пациент узнает о себе, тем более правильные решения он будет принимать. В отличие от подобной точки зрения, экзистенциальные аналитики считают, что хотя отчасти это и так, тем не менее «пациент не может позволить себе инсайт или знание о себе, пока не будет готов решить, не займет решительную позицию в жизни, не примет предварительных решений» [59, с. 196]. Причем под решением понимается не какой-то поступок, а решительное отношение к существованию, установка обязательства. Стало быть, экзистенциальный анализ нацелен на оказание помощи пациенту в развитии его ориентации на обязательство как осознанную установку по отношению к своему бытию. Акцент на феноменологических и экзистенциальных аспектах человека вовсе не означал презрительного отношения к изучению и использованию диагностики, клинической динамики и соответствующих техник в процессе психотерапии, как это, возможно, может показаться на первый взгляд. В действительности Р.Мэй исходил из того, что диагностические концепции и техники находятся на разных уровнях понимания того, что происходит при непосредственной встрече психоаналитика и пациента в психотерапии. Одно не должно поглощать другое. Аналитику важно придерживаться определенного курса «между Сциллой, опасностью позволить знанию техник заменить непосредственное понимание пациента и общение с ним, и Харибдой, допущения того, будто он работает в редкой атмосфере клинической чистоты вообще без каких-либо конструктов» [60, с. 22]. Для Р.Мэя диагностика являлась законной и необходимой функцией, используемой в начале психотерапии, но она отлична от терапии как
32О 11 - 3550 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) таковой и требует другой установки по отношению к пациенту. Это означает, что терапия рассматривалась им в плане основывающейся на базисе концепции существования пациента как бытия-в-мире и терапевта как существующего и принимающего участие в мире. Классический и экзистенциальный психоанализ Подобно классическому психоанализу, экзистенциальный психоанализ рассматривал все проявления психической жизни как выражение в символической форме фундаментальных и глубинных структур, образующих личность. Но если в рамках классического психоанализа считалось, что аффективность индивида первична, то экзистенциальный психоанализ придерживался установки, в соответствии с которой перед первоначальным проявлением человеческой свободы нет ничего. Классический психоанализ был нацелен на раскрытие смысла деяний человека. Ту же самую цель преследовал и экзистенциальный психоанализ. Однако в рамках классического психоанализа особое внимание уделялось определению комплекса, в то время как в рамках экзистенциального психоанализа — выявлению первоначального выбора. В последнем случае первоначальный выбор как таковой рассматривался в качестве центра отношений бесконечно многозначных смыслов. В классическом психоанализе конкретное поведение, единичное желание познавались при помощи рефлексии. И хотя рефлексия конституируется доонтологическим пониманием фундаментального проекта, тем не менее, по мнению некоторых представителей экзистенциального психоанализа, она не располагает инструментами и необходимыми средствами, способствующими выделению символизируемого выбора и фиксации его в понятиях, полностью освещающих его. Так, Ж. П. Сартр утверждал, что «рефлексия не может служить основой экзистенциального психоанализа» [61, с. 574]. Во всяком случае он придерживался точки зрения, согласно которой рефлексия просто обеспечивает психоанализ сырыми материалами, по отношению к которым аналитик должен занять объективную позицию. Это означает, что извлеченные из глубин бессознательного комплексы, которые в экзистенциальном психоанализе понимаются в качестве проектов, постигаются с точки зрения Другого, когда обнаруженный объект рассматривается в качестве бытия-для-другого, даже если психоаналитик и субъект психоанализа — одно и то же лицо. В классическом психоанализе общение между врачом и пациентом носило ограниченный, как бы односторонний характер, когда переживание, соучастие и конфронтация между участниками аналитического КЛАССИЧЕСКИЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ процесса в настоящий момент уступали место прошедшему времени, рассмотренному через призму исследовательского интереса аналитика к прошлому пациента. В рамках данного типа психоанализа игнорировалась структура онтологической проблематики, когда человеческое Я объективировалось и теоретизировалось с позиций разделения его на составные части Оно, Я, Сверх-Я и тем самым исключалось из подлинной сферы бытия, существования. В отличие от подобного подхода к человеку, экзистенциальный психоанализ ориентировался на двухстороннее, личностное общение между врачом и пациентом в рамках «мы-взаимоотношения». Он интересовался не столько абстракцией тела, сколько условиями и потенциальными возможностями дазайн, возможными видами и способами существования человека. Помимо всего прочего это означало, что если аналитику удается рассматривать свой собственный способ существования или бытия-в-мире как его тип Самости, то он не может не видеть существование других видов Самости и не учитывать специфики человеческого бытия. В отличие от классического психоанализа, в основе которого лежало признание детерминизма психических феноменов, экзистенциальный психоанализ учитывал первоначальную случайность выбора, являющуюся обратной стороной его свободы. Этот выбор является не чем иным, как бытием человеческой реальности. Поэтому экзистенциальный психоанализ не отталкивался от «комплекса», являющегося выбором бытия, чтобы дойти до такой абстракции, как либидо, с помощью которой можно было бы разъяснить его. Во всяком случае либидо не воспринималось в экзистенциальном психоанализе ни в качестве присущего всем людям общего свойства, ни в качестве чего-то нередуцируемого. Делая конечной границей своего исследования выбор как таковой, экзистенциальный психоанализ отказался тем самым от предположения о механическом воздействии среды на человека. Это не означало, что его представители вообще отрицали возможность воздействия среды на человека. Они скорее исходили из того, что среда может воздействовать на субъекта лишь в той степени, в какой он ее понимает, т.е. преобразует в ситуацию. Соответственно, психоаналитик не может придерживаться универсальной символики, а экзистенциальный психоанализ должен каждый раз вновь изобретать символику в соответствии с рассматриваемым отдельным случаем. И коль скоро психоаналитик не упускает из виду, что выбор является живым, то всегда остается возможность для замены его изучаемым субъектом. Поэтому экзистенциальный психоанализ предполагает определенную гибкость и следование за малейшими изменениями, наблюдаемыми у субъекта, чтобы иметь возможность понять не только индивидуальное, но часто даже мгновенное. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) Цель экзистенциального психоанализа - открытие выбора, а не состояния, как это имело место в классическом психоанализе. Предмет его исследования — не некое данное, погребенное в потемках бессознательного, а свободное и сознательное решение, формирующееся лишь с этим сознанием. В этом отношении классический психоанализ лишь находился на пути к экзистенциальному открытию, так и не дойдя до него. Как только аналитик приближался к фундаментальному выбору, так сразу же наталкивался на сопротивление пациента, который внезапно признавал свой образ, представленный ему подобием того, если бы он смотрел на себя в зеркало. Подобное обнаружение ценно для психоаналитика, осуществляющего курс лечения. Именно эта составляющая анализа признавалась ценной в структурном психоанализе Ж. Лакана. Однако, как полагал Ж. П. Сартр, соотносящий подобную направленность исследования и лечения с классическим психоанализом, опираясь на свои первичные постулаты, аналитик оказывается не в состоянии ни понять, ни использовать обнаруженное свидетельство. Аналитик имеет лишь смутный образ внезапного совпадения сознательного и бессознательного, но он не располагает средствами, необходимыми для понимания этого совпадения. В свою очередь пациент может лишь поверить в вероятность психоаналитической гипотезы, но эта простая вера не ведет к разрушению преград, отделяющих бессознательные склонности от его сознания. Экзистенциальный психоанализ нацелен на выявление субъективного выбора человека. То, что он ищет, — это выбор бытия. И он должен свести единичные действия человека не к сексуальности, а к фундаментальным отношениям бытия, которые выражаются в этих действиях. «Следовательно, — подчеркивал Ж. П. Сартр, — экзистенциальный психоанализ с самого начала направляется к пониманию бытия и может ставить себе только цель найти бытие и способ бытия перед лицом самого бытия» [62, с. 578]. Классический психоанализ ориентировался на раскрытие символического языка бессознательного. В рамках экзистенциального психоанализа ставка делалась на отделение бытия от его символических выражений. Предполагалось, что на основе сравнительного исследования действий человека каждый раз изобреталась символика, предназначенная для расшифровки этих действий. Причем подчеркивалось то обстоятельство, что изучаемыми экзистенциальным психоанализом действиями должны стать не только мечты, навязчивые действия и неврозы, но «также и особенно мысли в бодрствовании, успешные и обычные действия, стиль и т. д.» [63, с. 578]. И если Ж. П. Сартр считал, что подобный психоанализ еще не нашел своего Фрейда, Дж. Нидлман полагал, что «в лице Бинсван-гера он его нашел» [64, с. 126]. КЛАССИЧЕСКИЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Чтобы психоанализ стал экзистенциальным, необходимо, по мнению большинства приверженцев данного типа психоанализа, отбросить эмпирические принципы или постулаты, которые априори превращают человека в некую сексуальность (3. Фрейд) или в некую волю к власти (А. Адлер). Цель экзистенциального психоанализа должна быть строго установлена исходя не из психологии, а из онтологии, поскольку до описания в качестве либидо или воли к власти человеческая реальность является выбором бытия, представленным опосредованно или через присвоение мира. Этот психоанализ обязан заниматься прежде всего тем, чтобы установить способ, благодаря которому каждая вещь является объективным смыслом бытия и отношением человеческой реальности к данному бытию. Для экзистенциального психоанализа важно прояснение экзистенциальных категорий, позволяющих постигнуть общие проекты человеческой реальности. Психоаналитика должно интересовать в первую очередь определение свободного проекта отдельной личности исходя из индивидуального отношения, соединяющего ее с различными символами бытия. Поскольку отдельные склонности личности представляют собой определенный присваивающий выбор бытия, то экзистенциальный психоанализ должен их сравнивать и классифицировать. В рамках экзистенциального психоанализа ряд исследователей и практиков сосредоточили свое внимание на проблеме смысла жизни человека. Так, В. Франкл вышел за рамки психоаналитического выявления смысла невротических симптомов и обратился к пониманию смысла жизни человека вообще и смысла его духовных страданий в частности. В отличие от классического психоанализа, ориентированного на осознание психического, душевного, логотерапия В.Франкла стремилась к осознанию духовного, т. е. включала в себя понимание не столько психических проявлений человека, сколько его духовных интенций, связанных с ответственностью перед смыслом. Поэтому вопрос о смысле жизни человека и его страданий вышел на передний план теории и практики логотерапии. Было бы некорректно говорить о том, что в классическом психоанализе не поднимался вопрос о смысле жизни. Так, в работе «Недовольство культурой» (1930) З.Фрейд отмечал, что вопрос о смысле человеческой жизни неоднократно ставился пытливыми умами, но удовлетворительный ответ на него так и не был найден. При этом он добавлял, что, возможно, удовлетворительного ответа на данный вопрос вообще не найти [65, с. 75]. Если учесть то обстоятельство, что сама постановка вопроса о смысле жизни рассматривалась основателем психоанализа в качестве признака психического расстройства, то нет ничего удивительного, что в классическом психоанализе проблема смысла жизни не выходила за рамки концептуального рассмотрения вопроса о стремлении человека к переживанию
325 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) сильного чувства удовольствия и к избежанию страданий. Что касается клинической практики, то 3. Фрейду приходилось иметь дело с такими пациентами, психические расстройства которых основывались, как правило, на конфликтах между бессознательными влечениями сексуального характера и пуританской моралью конца XIX — начала XX столетий. К середине XX столетия культурные, социальные и политические изменения в развитых странах мира привели к трансформации ценностей жизни, в результате чего появился новый контингент пациентов, испытывающих духовные страдания в связи с ощущением скуки, утратой ценностных ориентации и смысла своего существования. Вопрос о смысле человеческой жизни оказался одним из наиболее частых среди тех, с которыми душевнобольные люди стали обращаться к психотерапевту. Столкнувшись с подобной ситуацией, В. Франкл пришел к выводу, в соответствии с которым сам по себе факт того, что смысл жизни подвергается сомнению, не может быть выражением болезненного в человеке, как полагал 3. Фрейд. Это скорее является выражением самого человеческого в человеке. С точки зрения В. Франкла, только человек оставляет за собой право подвергать сомнению собственное бытие и только ему свойственно переживание по поводу смысла своего существования [66, с. 12]. Вопрос о смысле жизни вообще, смысле мироздания, а также сомнения в смысле всего происходящего являются прерогативой философии и религии. Психотерапия не предполагает вторжение в эти запредельные области, хотя аналитику приходится подчас обращаться к рассмотрению данной проблематики, особенно в том случае, когда в качестве пациента оказывается склонный к философствованию или религиозный человек, интересующийся сверхсмыслом, судьбой, провидением. Психотерапия имеет дело, как правило, с такими пациентами, перед которыми стоит вопрос о смысле их собственной, личной жизни. Причем чаще всего пациенты соотносят смысл их жизни с обретением счастья, получением удовольствия, а точнее с невозможностью достижения того и другого. Подобные представления совпадают с положениями классического психоанализа о принципе удовольствия и принципе реальности: человеческая деятельность предопределяется стремлением индивида к получению удовольствия; однако ему приходится считаться с реальностью; тем не менее принцип реальности не противоречит принципу удовольствия и не отменяет последний, а является его модификацией, в конечном счете нацеленной на отсроченное получение удовольствия. В. Франкл не разделял подобные представления, составляющие основу классического психоанализа. В соответствии с концептуальной установкой логотерапии, удовольствие является не целью устремлений человека, а следствием их реализации. Само по себе удовольствие мало что опреде- КЛАССИЧЕСКИЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ляет в жизни. Более того, если лишь в одном удовольствии видеть смысл жизни, то в этом случае жизнь действительно покажется бессмысленной. На самом деле принцип удовольствия оказывается неудовлетворительным ни в теории, ни на практике. Радость способна сделать жизнь содержательной лишь тогда, когда она сама имеет смысл. Но этот смысл лежит вне ее самой. Удовольствие испытывают по поводу чего-то, а радуются чему-то. Это означает, что радость направлена на что-то, т. е. включает в себя интенциональный акт, который в своей предметности имеет трансцендентный характер и сопряжен с ценностями. Ценности по отношению к акту необходимо трансцендент-ны и раскрываются в личных задачах познающего, действующего и переживающего человека. В плане сравнения классического и экзистенциального психоанализа стоит, пожалуй, обратить внимание еще на один аспект. Так, психоаналитический подход к человеку характеризовался установкой на понимание его как существа, которое руководствуется максимой «Я обязан» считаться со своими влечениями и желаниями, с наследственными факторами и воздействиями со стороны внешнего мира, что нашло свое отражение в концепции детерминизма. Экзистенциальная философия и некоторые неофрейдистские направления ориентировались на такое понимание человека, в основе которого лежит максима «Я могу», что соответствовало концепции самореализации. Логотерапия В. Франкла акцентировала внимание на ином измерении человека, воплощенном в максиме «Я должен». Точнее говоря, она вводила в качестве дополнения к рассмотренным ранее установкам человека измерение долженствования, предполагающее реализацию конкретного смысла в той или иной жизненной ситуации. Тем самым субъективный аспект человеческого существования дополнялся объективным содержанием, задаваемым смыслом и воплощенным в нем. Для В. Франкла стремление человека найти смысл жизни не являлось ни вторичной рационализацией инстинктивных влечений, ни защитным механизмом бегства от невыносимой реальности. Воля к смыслу — главная мотивационная сила в человеке. Исходя из этого допущения логотерапия В. Франкла не ограничивалась учетом соматических нарушений пациента или раскрытием тех или иных форм проявления его бессознательного психического. Она была нацелена на выявление его стремления к смыслу жизни и на прояснение смысла его существования. Подобная интенция логотерапии может вызвать вполне оправданное вопрошание типа того, способен ли пациент выдержать тот груз ответственности, который возлагается на него, если принять во внимание, что утрата им смысла жизни, опустошенность и безынициативность являются ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) следствием его самостоятельных попыток устранения излишних переживаний и снятия обременительных нагрузок, так или иначе связанных с его существованием во враждебном ему мире. В. Франкл не оставил подобное вопрошание без ответа, поскольку действительно различного рода перегрузки и стрессы рассматривались многими предшествующими психотерапевтами в качестве существенных факторов, оказывающих соответствующее воздействие на возникновение психических расстройств. Вместе с тем он считал, что в современных условиях жизни, когда многие люди пребывают в состоянии экзистенциального вакуума, большей опасностью для них являются не перегрузки, а, напротив, отсутствие нагрузок как таковых, которые бы были достаточными для нормального человеческого существования. По убеждению В. Франкла, к патологии могут приводить не только различного рода перегрузки и стрессы, но и их отсутствие, ведущее к ощущению пустоты. Для жизнедеятельности человека необходимо определенное напряжение, избежание которого не менее чревато болезненными проявлениями, чем неспособность выдержать соответствующие нагрузки. Во всяком случае «недостаточность нагрузки, как следствие утраты смысла, так же опасна для психического здоровья, как и перегруженность» [67, с. 30]. Логотерапия В. Франкла способствовала расширению и прояснению поля зрения пациента, в результате чего перед ним представал широкий диапазон смыслов и ценностей, который мог быть им не только осознан, но и претворен в жизнь. При этом ему не навязывалось какое-то решение. Напротив, признавая то, что человек является ответственным существом и что именно он должен реализовать потенциальный смысл своей жизни, логотерапия тем самым подчеркивала момент самотрансценденции. Одновременно пациенту разъяснялось то обстоятельство, что подлинный смысл жизни человека не находится в его психике, а должен быть обнаружен им в окружающем мире, даже если этот смысл заключен в его страдании. В определенной степени подобная направленность логотерапии отвечала целям и задачам психоаналитической терапии. Как в том, так и в другом случае речь шла не о суггестии, внушении, под воздействием которых пациент становится послушной марионеткой в руках врача, слепо следуя его наставлениям и предписаниям. Напротив, перед ним раскрывался спектр новых возможностей, связанных с пониманием ценности страдания, обретением смысла жизни, выбором иных путей решения старых и новых проблем, ведущих не к бегству в болезнь, а к самотрансценденции. Осмысление происходящих изменений в мироощущении невольно подводило пациента к философскому восприятию мира, себя самого и своего отношения к нему. Это новое видение мира, себя и отношений с ним предполагало пересмотр предшествующего образа мышления и дей- КЛАССИЧЕСКИЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ствия, в результате чего у пациента могла сформироваться вполне осознанная позиция, в соответствии с которой ответственность за свои решения начинает возлагаться не на других людей, включая психотерапевта, а на самого себя. В этом плане логотерапевт и приверженец классического психоанализа действительно выступали в качестве врачевателей души, оказывающих посильную помощь в реорганизации представлений человека о своем предназначении в мире. Имеет смысл подчеркнуть и то, что в своих философских импликациях логотерапия В. Франкла выросла, фактически, из психоанализа. И действительно ряд идей и технических приемов логотерапии воспроизводят то, что было сформулировано в концептуальном виде и использовано в клинической практике 3. Фрейдом и его коллегами. Принято считать, что техника парадоксальной интенции и дерефлек-сии является собственным открытием логотерапии В. Франкла. Менее известно то, что первоначальное использование этой техники имело место в рамках классического психоанализа, когда 3. Фрейд посоветовал обратившемуся к нему за помощью дирижеру венского оперного театра Б.Вальтеру, испытывающему боли в руке во время своей профессиональной деятельности, совершить путешествие в Италию и приобщиться к сокровищницам мирового искусства. Дирижер последовал совету 3. Фрейда и по возвращении в Вену вновь пришел к основателю психоанализа, чтобы пройти курс лечения. Однако З.Фрейд не взял его в анализ и сказал, чтобы тот приступал к своей профессиональной деятельности. Когда Б.Вальтер высказал свои опасения по поводу того, что из-за болей в руке не сможет дирижировать оркестром, 3. Фрейд заверил его, что тот вполне справится с подобной задачей и что он берет всю ответственность на себя. Б. Вальтер приступил к осуществлению своей профессиональной деятельности и больше не испытывал ни страха перед возможной неудачей из-за соответствующих болей, ни болей как таковых. На заре становления психоанализа З.Фрейд выдвинул положение, согласно которому врач не должен проявлять какой-либо активности по отношению к пациенту. Однако позднее, при анализе некоторых случаев истерии страха, он несколько изменил свою позицию, поскольку оказалось, что пациенты не могли справиться с тупиковыми ситуациями анализа, пока их не вынуждали прибегнуть к такому положению, которого они пытались избежать из-за присущего им страха. Отталкиваясь от данного представления основателя психоанализа венгерский психоаналитик Ш. Ференци прибегнул к так называемой «активной технике», предполагающей определенную деятельность врача, сводящуюся к тому, что его активность распадалась на ряд систематических заданий и запретов при соблюдении ситуации отказа, на которую обратил особое 329 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Ж. П. САРТР и др.) внимание 3. Фрейд. Ведь именно основатель психоанализа сформулировал важное правило аналитической работы, сводящееся к тому, что лечение следует выполнять в ситуации отказа: тот отказ, который ранее способствовал образованию симптома, может являться причиной выздоровления. Эти идеи как раз и легли в основу техники логотерапии В. Франк-ла, поскольку парадоксальная интенция и дерефлексия предполагают некоторые задания и запреты, которые врач дает пациенту или налагает на него.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |