КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рациональность удовлетворения
Господство принципа производительности с неизбежностью приводило к усилению репрессивности разума, а удовлетворение сексуальных влечений человека в значительной степени зависело от отключения его сознания. За пределами принципа производительности инстинктивное удовлетворение нуждается, по мысли Г. Маркузе, в сознательном усилии, направленном на создание новой рациональности. Необходимость в последней связана с проникновением удовольствия в сознание, и уже сам Эрос вынужден создавать новую форму разума. Это означает, что разумным становится не то, что навязано извне обществом, а то, что внутренне поддерживает порядок удовлетворения. «Поскольку борьба за существование превращается в сотрудничество с целью развития и осуществления индивидуальных потребностей, репрессивный разум уступает место новой рациональности удовлетворения, в которой сливаются разум и счастье» [22, с. 233]. Рациональность удовлетворения способна создать собственное разделение труда, соответствующую иерархию и особые приоритеты. Можно предположить, что сексуальный инстинкт обладает внутренним барьером, благодаря которому происходит сдерживание его собственной силы. Речь идет об ограничении, не налагаемом извне принципом производительности, а устанавливаемом изнутри самого инстинкта. В свое время эта идея была выдвинута З.Фрейдом, который высказал соображение о том, что неограниченная сексуальная свобода ведет к неполному удовлетворению и что психическая ценность сексуальной потребности понижается, как только удовлетворение становится слишком доступным. В связи с этим основатель психоанализа допускал «возможность существования в самой природе сексуального влечения чего-то такого, что не благоприятствует наступлению полного удовлетворения» [23, с. 131]. Отталкиваясь от данного допущения З.Фрейда, Г.Маркузе полагал, что удовольствие содержит элемент самоопределения, а инстинктивный отказ может служить цели эротизации нелибидозных отношений. Стало быть, внутренний барьер против абсолютного удовлетворения может являться элементом свободы человека. Это не означает, что принцип удовольствия как таковой исключает наличие индивидуальных конфликтов на пути к удовлетворению. Однако, по выражению Г. Маркузе, «эти i87 ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ конфликты обладали бы либидозной ценностью и были бы проникнуты рациональностью удовлетворения, чувственной рациональностью, которой присущи собственные нравственные законы» [24, с. 238]. Как известно, нравственные законы соотносились 3. Фрейдом с наличием в психическом аппарате инстанции «Сверх-Я» как совести или представителя нравственности в сознании человека. Причем основатель психоанализа рассматривал Сверх-Я в плане действенности тех внутренних сил, которые уходили своими корнями в бессознательное Оно. Во второй половине 20-х гг. XX столетия психоаналитик Ш.Одье высказал предположение, в соответствии с которым часть Сверх-Я является представителем примитивной фазы развития, в рамках которой мораль все еще соотносится с принципом удовольствия. В его представлении в психике человека существует доисторическая, доэдиповская мораль, своего рода «псевдомораль», предшествующая принятию принципа удовольствия. По аналогии со Сверх-Я носитель данной морали получил у Ш.Одье название «Сверх-Оно». В определенной степени это Сверх-Оно олицетворяло собой воспоминание о первичном праве матери, являлось отождествлением с нею и отражало переживание ребенком либидозного отношения к матери. Г. Маркузе не только апеллировал к подобному пониманию доэдипов-ской морали, связанной с материнским представлением о реальности, противостоящим позднейшему господству отцовского принципа реальности, но считал, что в принципе можно говорить о материнской либидозной нравственности в структуре инстинктов. Эта нравственность соотносилась им с возможностью установления нового порядка чувственной рациональности. Вместе с тем он понимал, что если Эрос способен воспринять порядок чувственной рациональности, то возможность нерепрессивного развития цивилизации наталкивается- на глубинное препятствие, обусловленное психоаналитическим постулатом об инстинкте смерти. Факт смерти как бы перечеркивает идею о нерепрессивной цивилизации, поскольку предчувствие неминуемого конца вносит репрессивный элемент во все либидозные отношения. И все же Г. Маркузе полагал, что смерть как таковая не может служить основанием для опровержения идеи о возможности развития нерепрессивной цивилизации. Он исходил из того, что своей устремленностью к вечности Эрос бросает вызов такому пониманию, при котором либи-дозное удовольствие рассматривается исключительно через призму времени, а именно как временное, подлежащее контролю. Освободившийся от прибавочной репрессии Эрос мог бы обрести большую силу и поглотить цель влечения к смерти. i88 КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ, НЕОФРЕЙДИЗМ... Стремление инстинктов к удовлетворению при нерепрессивном порядке способствовало бы тому, что навязчивая регрессия в значительной степени утратила бы свое биологическое основание. Смерть как таковая перестала бы быть инстинктивной целью. «Она осталась бы фактом, пожалуй, даже последней необходимостью — но против этой необходимости восстала бы теперь вся не скованная репрессией энергия человечества, необходимостью, с которой оно вступило бы в свою величайшую битву» [25, с 246]. Рациональность удовлетворения предполагает объединение разума и инстинктов. На этой основе как раз и может развернуться борьба, в которой не смерть как таковая, а преждевременная смерть в агонии и страданиях предстает в качестве обвинительного акта цивилизации. Ведь в рамках репрессивной цивилизации смерть чаще всего становится инструментом подавления. Будучи символом несвободы и поражения, смерть воспринимается как постоянная угроза или судьба. Но, как полагал Г. Маркузе, неизбежность смерти не устраняет возможность окончательного освобождения человека. В условиях нерепрессивной цивилизации смерть может стать символом свободы, если она будет рациональной, безболезненной, а люди смогут умирать без тревоги и терзаний. Правда, рациональность удовлетворения не является автоматической гарантией такой свободы человека, которая спасает его от забвения в истории развития человечества. Г. Маркузе это осознавал. Не случайно он подчеркнул, что память о тех, кто умер в страданиях, и вина человечества перед своими жертвами — это как раз то, что «омрачает горизонт цивилизации, свободной от репрессии» [26, с. 248]. Классический психоанализ, неофрейдизм и философский психоанализ При рассмотрении гуманистического психоанализа Э.Фромма подчеркивалось то обстоятельство, что он усматривал в классическом психоанализе 3. Фрейда наличие радикальной критической струи и выступал с критикой современного психоанализа как конформистского, приспособляющегося к потребностям современного общества. Аналогичной позиции придерживался и Г. Маркузе, с точки зрения которого психоанализ 3. Фрейда являлся радикальной критической теорией. Казалось бы, оба исследователя единодушны в оценке классического психоанализа и тех конформистских тенденций, которые имели место в постфрейдовском психоаналитическом пространстве. Однако в действительности Г. Маркузе не только не соглашался с отдельными положениями, высказанными Э.Фроммом, но и выступил с резкой критикой ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ ревизии психоанализа, предпринятой различными психоаналитиками, включая тех, кто придерживался социокультурной ориентации. С одной стороны, он критически отнесся к ревизии классического психоанализа, предпринятой К. Г. Юнгом и В. Райхом. Аналитическая психология К. Г. Юнга рассматривалась им как превратившаяся в «обскурантистскую псевдомифологию». Попытка В.Райха развить скрытую в учении 3. Фрейда критическую социальную теорию оценивалась им как серьезная, однако он не мог принять отвержение данным психоаналитиком фрейдовской гипотезы инстинкта смерти. Кроме того, он считал, что у В. Райха осталось недифференцированным понятие сексуального подавления, ему не удалось раскрыть историческую динамику сексуальных инстинктов и у него отсутствовало понимание различий между репрессивной и нерепрессивной сублимацией. С другой стороны, он подверг резкой критике тот ревизионизм, который был осуществлен в рамках культурной и межличностной школ, возникших в психоаналитическом движении и получивших распространение в середине XX столетия. Наиболее заметными фигурами этих школ были К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм, психоаналитические взгляды которых как раз и послужили основным объектом критики со стороны Г. Маркузе. Как известно, неофрейдисты выступили против биологической ориентации классического психоанализа, акцентирующего внимание на филогенетическом и онтогенетическом прошлом человека, инфантильном сексуальном развитии с его эдиповым комплексом, предопределяющим возникновение неврозов. В противоположность подобному пониманию природных составляющих нормального и патологического развития личности неофрейдисты сместили акцент с биологического на социокультурный уровень, с прошлого на настоящее. Предметом психоанализа стал не природный индивид с его либидозными потребностями, а целостная личность, рассматриваемая с точки зрения взросления ребенка, установления межличностных отношений, развития продуктивных возможностей. Если 3. Фрейд обращался к динамике бессознательных влечений индивида и к статике общества, то неофрейдисты сместили ракурс исследования на социокультурные условия существования человека, оказывающие соответственное воздействие на его мышление и поведение в обществе. Если основатель психоанализа писал о присущих человеку деструктивных влечениях и инстинкте смерти, то неофрейдисты считали, что деструктивные наклонности людей обусловлены не биологической природой, а социокультурными условиями их жизни в индустриальном обществе. Для Г. Маркузе подобная ревизия классического психоанализа со стороны неофрейдистов оказывается не чем иным, как отходом от подлинного содержания радикальных взглядов 3. Фрейда на человека и культуру. По его igo КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ, НЕОФРЕЙДИЗМ... мнению, те социологические аспекты, к которым обратились неофрейдисты, органически входили в содержание основополагающих понятий классического психоанализа, в то время как у неофрейдистов они оказались внешними факторами. В результате подобной ревизии классического психоанализа острота и глубина конфликтов оказалась сглаженной, а взаимоотношения между человеком и обществом предстали в ложном свете. С точки зрения Г. Маркузе, у неофрейдистов имело место смешение действительности с идеологией. Апеллирование к целостной личности и межличностным процессам обернулось недооценкой биологической структуры индивида и динамики его инстинктов. То, что унаследованные и приобретенные качества интегрируются в человеке в целостную личность, которая развивается, соотнеся себя с миром, это бесспорно. Но личность и ее развитие предсформированы в лоне структуры инстинктов и, следовательно, разнообразие и автономия индивидуального роста являются вторичными. В какой степени действительность входит в индивидуальность, это зависит от формы и действенности репрессивного контроля цивилизации. В рамках индустриальной цивилизации личность превращается в стандартизированный набор реакций, становится отчужденной. И хотя неофрейдисты, особенно Э. Фромм, уделяли важное внимание рассмотрению феномена отчуждения человека в современном обществе, тем не менее от них ускользнуло понимание того, что отчуждение, охватывающее не только пациента, но и аналитика, проявляется скорее в качестве отличительного признака психического здоровья, нежели невротического симптома. Если в отчужденном мире друг другу противостоят родитель и ребенок, мужчина и женщина, если индивидуальные ситуации являются лишь производными общей судьбы, период формирования которой восходит к детству и «воссоздается» в зрелых связях, как считал 3. Фрейд, то в подлинно личностных отношениях сохраняется репрессивность. Классический психоанализ выводил всеобщее из индивидуального опыта и именно в этих пределах пытался бороться с отчуждением, овеществлением человеческих отношений. Неофрейдисты не видели, как полагал Г. Маркузе, действительного состояния отчуждения, ведущего к превращению человека в некую функцию, а личность — в идеологию. «В противоположность этому, основополагающие "биологизированные" понятия Фрейда вырываются за пределы идеологии и ее отражений: его отказ рассматривать общество как "развивающуюся сеть межличностного опыта и поведения", а отчужденного индивида — как "целостную личность" гораздо ближе к действительности; в нем содержится ее истинное понятие» [27, с. 267]. Неофрейдисты ратовали за целостное развитие личности. На этой предпосылке основывалась как межличностная психотерапия Г. С.Сал-ливана, так и гуманистический психоанализ Э.Фромма. Вместе с тем, 191 ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ по убеждению Г. Маркузе, в межличностной теории важную роль играли ценности статус-кво, а психоаналитические размышления Э.Фромма ориентировались на возрождение ценностей идеалистической этики, как будто в них никогда не содержались конформистские и репрессивные черты. И то, и другое не соответствовало духу психоаналитических концепций 3. Фрейда. Во всяком случае Г. Маркузе исходил из того, что статическое представление об обществе, имевшее место у основателя психоанализа, было ближе к истине, чем динамические социологические понятия, к которым апеллировали неофрейдисты. Не случайно понимание З.Фрейдом недовольства культурой через призму истоков, коренящихся в биологической конституции человека, имело самое прямое отношение к цели терапии, как она была сформулирована в рамках классического психоанализа. Он не только пытался разрушить иллюзии идеалистической этики, но и видел границы терапии, обусловленные регламентацией возможностей достижения счастья в условиях повседневного несчастья, связанного с подавлением либидоз-ных влечений человека и его агрессией. Если терапия 3. Фрейда предполагала выполнение минимальной программы (не обретение счастья, а избежание несчастий), то многие ревизионисты, включая Э. Фромма, провозгласили более высокую цель — оптимальное развитие возможностей человека и реализацию его самости. Однако, как подчеркнул Г. Маркузе, именно подобная цель терапии оказывается недостижимой, но не по причине несовершенства психоаналитической техники, а в силу того, что современная цивилизация отрицает данную возможность всей своей структурой. Г. Маркузе интересовали прежде всего критические импликации психоаналитической теории. Он оставил в стороне рассмотрение терапевтических заслуг неофрейдистов. Подобное ограничение было обусловлено не только в силу его недостаточной компетенции в этом вопросе, но и потому, что имелось, на его взгляд, существенное расхождение между теорией и практикой психоанализа. С точки зрения Г. Маркузе, психоаналитическая теория определяет психическое заболевание как коренящееся в заболевании существующей цивилизации, в то время как психоаналитическая терапия нацелена на излечение человека с тем, чтобы он мог должным образом функционировать в больной цивилизации, а не капитулировать перед ней. «Принятие принципа реальности, которым заканчивается психоаналитическая терапия, означает принятие индивидом цивилизованной регламентации своих инстинктивных потребностей, сексуальной в особенности» [28, с. 257]. Таким образом, разница между психическим здоровьем и неврозом состоит лишь в степени и действенности смирения, а это означает, что КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ, НЕОФРЕЙДИЗМ... психоаналитическая терапия учит смирению. Не случайно 3. Фрейд исходил из невозможности изменения репрессивных оснований цивилизации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что критические прозрения классического психоанализа относились только к сфере теории, удаленной от терапии, т. е. содержались в метапсихологии 3. Фрейда. Обратив внимание на подобную специфику классического психоанализа, Г. Маркузе считал, что ревизионистские школы стерли различие между теорией и терапией. Их представители отодвинули на задний план или отбросили вообще такие не подлежащие клинической верификации представления 3. Фрейда, как убийство праотца в первобытной орде со всеми вытекающими отсюда последствиями и инстинкт смерти. Кроме того, важнейшие понятия классического психоанализа, включая значение сексуальности для этиологии невроза или отношения между Я и Оно, претерпели у неофрейдистов такую трансформацию, в результате которой они утратили свою взрывную силу. Во всяком случае в ревизионистских школах произошло сглаживание глубинных конфликтов между структурой инстинктов и сферой сознания, а искажение теории инстинктов привело к недооценке материальных потребностей в пользу духовных. Так или иначе невроз стал для неофрейдистов в значительной степени нравственной проблемой, ответственность за неспособность реализовать внутренний потенциал пала не столько на общество, сколько на самого человека. В результате подобной модификации классического психоанализа психоаналитическое врачевание души стало воспитанием, нацеленным, особенно у Э. Фромма, на религиозное отношение к жизни, что, по убеждению Г. Маркузе, является не чем иным, как уходом от психоанализа к этике и религии. «Если "рана" человеческого существования не имеет корней в биологической конституции человека, и если причина ее появления и увековечения не в самой структуре цивилизации, то психоанализ лишается своего глубинного измерения, а (онтогенетический и филогенетический) конфликт между доиндивидуальными и надындивидуальными силами сводится к вопросу рационального или нерационального, нравственного или безнравственного поведения сознательных индивидов» [29, с. 281]. Неофрейдисты отказались от рассмотрения сексуальности в качестве динамического центра неврозов и подчеркнули возрастающее значение нравственных проблем. Подобное понимание не просто принизило роль либидо, но и изменило, как считал Г. Маркузе, направление теории 3. Фрейда. Данная тенденция наиболее наглядно проявилась в реинтерпрета-ции эдипова комплекса в работах Э.Фромма, в которых соответствующий комплекс рассматривался через призму межличностных отношений,
7 - 3550 ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ а не с точки зрения сексуальности. Но такая интерпретация эдипова комплекса подразумевала принятие свободы, отделенной от удовлетворения, в то время как в теории 3. Фрейда эдипово желание означало детский протест не против свободы как таковой, а против репрессивной свободы, ведущей к страданию. В понимании Г. Маркузе, эдипово желание представляет собой детское стремление к прообразу свободы. Но так как сексуальный инстинкт является биологическим носителем прообраза свободы, то сущность эдипова желания составляет именно сексуальное влечение. Объектом данного влечения служит не мать как мать, а мать как женщина. «Именно "сексуальное влечение" к матери-женщине составляет первую угрозу психическому фундаменту цивилизации; именно это "сексуальное влечение" превращает эдипов конфликт в прототип конфликтов между индивидом и его обществом» [30, с. 284-285]. Не менее критично Г. Маркузе воспринял и отказ неофрейдистов от фрейдовского понимания инстинкта смерти. По его предположению, энергия инстинкта смерти не обязательно парализует усилия, направленные на достижение лучшего будущего, для утверждения которого необходимо нечто большее, чем устранение негативных черт индустриального общества и безжалостной конкуренции, как полагали неофрейдисты. Стремления к лучшему будущему парализованы не пониманием 3. Фрейдом необходимости фундаментального изменения в структуре инстинктов и культуры, а той идеологизацией, которая скрыта за этическими рассуждениями неофрейдистов, отбросивших истинную ценность инстинктивных потребностей человека ради рассмотрения его через призму функционирования в межличностных отношениях. В конечном счете, как считал Г. Маркузе, принижение роли биологических факторов и искажение теории инстинктов привело неофрейдистов к тому, что они заключили союз с негативными чертами того же самого принципа реальности, который подвергли критике в своих работах. Уже обращалось внимание на то обстоятельство, что критика Г. Маркузе неофрейдизма вызвала не менее острую ответную реакцию, в частности, со стороны Э. Фромма, который заметил, что многие «философы психоанализа» недостаточно осведомлены о его клинической основе и не имеют достаточных знаний о классическом психоанализе в целом, в результате чего превратно истолковывают отдельные положения 3. Фрейда. Причем Э. Фромм не считал, что для обсуждения психоанализа нужно быть обязательно психоаналитиком и подвергнуться лично психоанализу. Однако он исходил из того, что для уяснения смысла психоаналитических концепций важно иметь представления об эмпирических данных, чтобы не оставаться в сфере абстрактных спекуляций и не изобретать фантастические конструкции. 1О4 КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ, НЕОФРЕЙДИЗМ... В отношении философского психоанализа Г.Маркузе Э.Фромм подчеркнул, что его автор допустил элементарные ошибки в изложении фрейдовских концепций: • неправильно понял существо выдвинутых 3. Фрейдом принципа удо • не обратился к рассмотрению характера человека в том динамическом • вследствие неточного использования понятия «подавление», непра • апеллируя к нерепрессивной цивилизации, выдвинул идею инфантиль • не принял во внимание тот факт, что для 3. Фрейда эволюция либидо
• сконструировал теорию, противоположную всему тому, что составляет • превратил эмпирические концепции З.Фрейда в предмет философ Словом, для Г. Маркузе психоанализ являлся, по выражению Э. Фромма, не «эмпирическим методом обнаружения бессознательных стремлений личности», а набором «метапсихологических сентенций о смерти, инстинкте жизни, детской сексуальности и т.д. [30, с. 26]. В контексте данной работы нет необходимости останавливаться на всех аргументах и контраргументах, которые приводились Г. Маркузе и Э. Фроммом в защиту своих представлений об истинной ценности классического психоанализа и содержащихся в нем скрытых тенденций. Стоит, пожалуй, обратить внимание лишь на то обстоятельство, что десять лет спустя после выхода в свет работы «Эрос и цивилизация» Г. Маркузе пришлось вносить поправки в ранее сформулированную идею о возможности развития нерепрессивной цивилизации. В частности, он был вынужден признать свою недооценку того факта, что рациональное основание господства не только не приводит к утверждению нового принципа реальности, но, напротив, усиливает действие старого, основанного на подавлении инстинктов, принципа реальности путем установления более действенных форм социального контроля. Интроекция принципа реальности нашла необходимые политические ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ инструменты в демократии масс, а «научное управление инстинктивными потребностями уже давно стало жизненно важным фактором воспроизводства системы» [31, с. 294]. Учитывая данную тенденцию, препятствующую возникновению нерепрессивной цивилизации, Г. Маркузе сменил тональность своих рассуждений. Если в середине 50-х гг. XX столетия он писал лишь о том, что психологические категории стали политическими, то десять лет спустя ему пришлось утверждать нечто большее, а именно то, что борьба за Эрос — это политическая борьба. Но подобное понимание возможности развития нерепрессивной цивилизации явно выходило за рамки теории и практики психоанализа, поскольку учение 3. Фрейда о человеке и культуре как в его концептуальных разработках, так и в прикладных импликациях не предполагало каких-либо политических баталий, а включало в себя новое, по сравнению с традиционным, осмысление проблем и противоречий, порождаемых защитными механизмами психики в ответ на те воздействия, с которыми приходится сталкиваться каждому индивиду в процессе своей жизни. ГЛАВА 10 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Я (А.ФРЕЙД, Х.ХАРТМАНН)
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |