КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самосублимация сексуальности
Для Г. Маркузе нерепрессивная цивилизация — это прежде всего установление новых отношений между инстинктами и разумом, при которых освобожденные от тирании разума инстинкты порождают новый принцип реальности. Но не ведет ли раскрепощение инстинктов человека к регрессу, поскольку в историческом плане именно подавление его бессознательных влечений и усиление рациональности способствовало развитию культуры и достижению ее цивилизованной формы? Не противоречит ли подобное видение перспектив нерепрессивной цивилизации идеям З.Фрейда, в соответствии с которыми культура строится на подавлении влечений человека, а регресс к предшествующим стадиям инфантильного либидо чреват психическими расстройствами или рецидивами варварства? Г. Маркузе предвидел такую постановку вопросов, но он исходил из того, что, во-первых, в фрейдовской теории инстинктов содержится такая скрытая тенденция, которая позволяет говорить о примирении принципа удовольствия с принципом реальности, а во-вторых, возможность нерепрессивной цивилизации связана не со сдерживанием, но с раскрепощением прогресса, обусловленного новой, так называемой «либидозной рациональностью». Стало быть, то, что традиционно воспринимается в качестве регресса, на самом деле может стать таким прогрессом, при котором освобожденные от прибавочной репрессии сексуальные инстинкты смогут создать «либидозную рациональность», способную направить прогрессивное развитие человечества на формирование новых форм цивилизованной свободы. О чем все-таки идет речь? Об ослаблении табу на сексуальность? О возрождении прегенитальной полиморфной сексуальности, свойственной, по мнению З.Фрейда, инфантильному развитию? Об освобождении инстинктов от давления со стороны общества? Если бы речь шла именно об этом, то тогда бы подтвердились опасения, высказываемые критиками свободного проявления либидо по поводу того, что освобождение инстинктов с неизбежностью приведет к засилью в обществе сексуальных маньяков. С точки зрения Г. Маркузе, речь должна идти не просто об освобождении, а о преобразовании либидо из сексуальности, ограниченной генитальностью, в эротизацию человеческого тела в целом. Благодаря такому преобразованию либидо, предполагающему прежде всего преобразование общества, откроется путь к свободной игре индивидуальных потребностей и способностей. Словом, необходимо не оправдание либидо внутри институтов, управляемых принципом производительности, а свободное развитие преобразованного либидо за пределами ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ данных институтов, в результате чего сексуальность будет стремиться к собственной сублимации, т.е. к самосублимации. Под самосублимацией понимается «способность сексуальности создать при специфических условиях высокоцивилизованные человеческие отношения, свободные от репрессивной организации, налагаемой на инстинкт существующей цивилизацией» [21, с.211]. По мысли Г.Мар-кузе, подобная самосублимация предполагает исторический прогресс, преодолевающий институциональные пределы принципа производительности. Для инстинктов это означает регресс от сексуальности, направленной исключительно на воспроизводство, к сексуальности, связанной с получением наслаждения от зон тела, что означает отход от предшествующей десексуализации тела, уход от приоритета генитальности к эротизации всего организма и концептуальное преобразование сексуальности в Эрос. Последнее положение, т.е. концептуальное преобразование сексуальности в Эрос вытекало из идей 3. Фрейда о сублимированных либи-дозных связях и расширении значения сексуальности до понятия Эроса, что нашло свое отражение в таких работах основателя психоанализа, как «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Недовольство культурой» (1930). Именно в этих работах содержатся скрытые представления о сублимации без десексуализации, о видах деятельности и отношениях, которые, не относясь к сфере организованной генитальной сексуальности, тем не менее оказываются либидозными и эротичными. Эта психоаналитическая идея была воспринята Г. Маркузе как плодотворная, способствующая реальному пониманию возможности развития нерепрессивной цивилизации. Отсюда его представления о том, что либидо может пойти путем самосублимации и что возрождение полиморфной и нарциссической сексуальности не составит угрозу культуре, а напротив, будет предопределять направленность ее развития. Во всяком случае преодоление противоречия между телом и духом откроет духовную сферу навстречу эротическому порыву, когда сексуальность не будет отклоняться на пути к своей цели, а, достигая ее, обеспечит переход к другим целям, способствующим полному удовлетворению человека. При этом Г. Маркузе исходил из того, что в контексте размышлений о нерепрессивной цивилизации фрейдовское понятие Эроса как инстинкта жизни получает дополнительное значение, в результате чего биологический импульс превращается в культурный, а преобразование сексуальности в Эрос распространяется на либидозные трудовые отношения. В представлении Г. Маркузе с преобразованием сексуальности в Эрос инстинкты жизни смогут развить свой собственный чувственный порядок. Сам разум станет чувственным настолько, что выступит на защиту i86 РАЦИОНАЛЬНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ и обогащение инстинктов жизни. В результате подобных изменений борьба человека за существование, столь характерная для предшествующих периодов развития цивилизации, окажется фундаментом эстетического опыта. Тем самым будет подготовлена почва для возникновения новой рациональности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |