Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скрытая тенденция в психоанализе




В своих концептуальных представлениях и терапевтических импли­кациях 3. Фрейд исходил из того, что развитие культуры и человеческой цивилизации в целом основывается на обуздании инстинктов человека, на подавлении его влечений. Сексуальность, либидо постоянно прино­сятся в жертву культурному развитию. На этой основе осуществляется прогресс западной цивилизации с ее завоеванием природы и научно-тех­ническими достижениями, предназначенными для удовлетворения мате­риальных и духовных потребностей людей.

В то же время принесение в жертву природной сексуальности, подав­ление либидозных влечений ведут к таким последствиям, которые обо-


СКРЫТАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

рачиваются для человека возникновением психических расстройств. И хотя З.Фрейд полагал, что подобное развитие человеческой циви­лизации является неизбежным, в то же время он задавал вопрос о том, не в праве ли мы поставить диагноз, согласно которому «многие культуры или целые культурные эпохи (а возможно и все человечество) сделались "невротическими" под влиянием культуры?» [3, с. 133].

Как известно, 3. Фрейд оставил данный вопрос открытым. Большин­ство последователей основателя психоанализа не только не пытались ответить на поставленный им вопрос, но и постарались обойти его вни­манием, отождествив саму постановку подобного вопроса с метапсихо-логическими построениями, которые были осуществлены З.Фрейдом в работах позднего периода и которые нередко воспринимались анали­тиками в качестве абстрактных концепций, не имеющих прямого отно­шения к терапевтической практике. Лишь некоторые психоаналитики, в частности Э.Фромм, предприняли попытку раскрытия существа пато­логии культуры. Однако в большинстве случав психоаналитики предпочи­тали не углубляться в дебри метапсихологических построений З.Фрейда и сосредоточивали основное внимание на технических проблемах психо­анализа, связанных с совершенствованием психоаналитических навыков работы с пациентами.

В противоположность подобной ориентации большинства психоана­литиков Г. Маркузе задался целью, направленной не на развитие самого психоанализа и тем более его техники, поскольку не был клиницистом, а на раскрытие философии психоанализа, которая, как он полагал, содержит скрытую тенденцию, включающую в себя представление о возможности развития нерепрессивной цивилизации. Если некоторые психоаналитики отвергали или игнорировали метапсихологию З.Фрейда, особенно его позднюю теорию влечений (борьбу между Эросом и влечением к смер­ти), то Г. Маркузе, напротив, рассматривал метапсихологические идеи классического психоанализа в качестве эвристически ценных, имеющих перспективное значение с точки зрения лучшего понимания отношений между сексуальностью и культурой, принципом удовольствия и принци­пом реальности, подавлением влечений человека в современном мире и возможностью развития нерепрессивной цивилизации.

В работе «Эрос и цивилизация» Г. Маркузе не касался понимания пси­хоанализа как технической дисциплины, в которую он все более стал превращаться. Прежде всего и главным образом его интересовала тео­рия классического психоанализа, что предполагало восприятие 3. Фрей­да в качестве одного из наиболее видных представителей философской традиции. В этом отношении Г. Маркузе не претендовал на улучшение или исправление базовых концепций основателя психоанализа. Его задача


ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ

состояла в раскрытии философских и социальных импликаций этих кон­цепций. При этом он исходил из того, что «никакая терапевтическая аргу­ментация не должна служить препятствием развитию теоретической кон­струкции, цель которой — не излечение отдельных болезней, а диагности­ка общего расстройства» [4, с. XXVII].

Обратившись к фрейдовскому пониманию отношений между принци­пом удовольствия и принципом реальности, Эросом и инстинктом смерти, Г. Маркузе показал, что в рамках классического психоанализа представля­ет собой модификация психического аппарата в цивилизации и каковы те изменения в направляющей системе ценностей, которые произошли в западной культуре. Он отметил то обстоятельство, что в процессе пси­хоаналитической интерпретации принцип реальности не отменяет собой принцип удовольствия, а модифицирует его. Принцип реальности изме­няет как форму, так и срок получения удовольствия, к которому стремит­ся человек. Под его воздействием в человеческом существе развивается функция разума: животные побуждения превращаются в организованное Я, человек приобретает навыки по тестированию реальности и становится сознательным, способным к осуществлению рациональной деятельности.

Согласно 3. Фрейду, вытеснение принципа удовольствия принципом реальности является одновременно и предпосылкой развития культуры, и значительным травматическим событием в филогенетическом и онто­генетическом развитии человека. Филогенетически оно впервые имело место в первобытной орде, где праотец монополизировал власть на полу­чение удовольствия, в то время как онтогенетически оно повторяется каждый раз в раннем детстве человека, когда повиновение принципу реальности осуществляется под воздействием родителей или иных воспи­тателей. Психоаналитическое понимание смены принципа удовольствия принципом реальности состоит в том, что сперва речь идет о внешнем подавлении со стороны праотца как архетипа господства и родителей как воспитателей своего ребенка, а затем — об овнутрении, интроекции внеш­них предписаний вовнутрь психического аппарата, что предстает в форме самоподавления подавленного индивида, того самоподавления, которое обес­печивает сохранность существующих институтов господства и власти.

Поскольку принцип реальности должен каждый раз заново утвер­ждаться в развитии человека, то это означает, по мнению Г. Маркузе, непрочность его триумфа над принципом удовольствия. По крайней мере, с точки зрения 3. Фрейда, принцип удовольствия сохраняет свою зна­чимость в вытесненном бессознательном и, стало быть, он продолжает существовать как в психике индивида, так и внутри самой цивилизации.

Такое понимание живучести принципа удовольствия наряду с господ­ством принципа реальности позволяет говорить о том, что, во-первых,

i66


СКРЫТАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

в классическом психоанализе психическая динамика предстает как дина­мика цивилизации, а во-вторых, сила принципа удовольствия различными путями способна оказывать воздействие на саму реальность, стремящуюся вытеснить данный принцип. Не случайно основатель психоанализа неод­нократно писал в различных своих работах о возвращении вытесненного и в жизни отдельного человека, и в истории развития человечества. Это означает, что возвращение вытесненного создает, по выражению Г. Мар­кузе, «табуированную, подпольную историю цивилизации, изучение кото­рой открывает секрет как индивида, так и самой цивилизации» [5, с. 6].

В рамках классического психоанализа было осуществлено бескомпро­миссное выявление репрессивного содержания достижений культуры. При этом З.Фрейд высказал такие соображения о неизменном подавле­нии сексуальности и агрессивности человека, в соответствии с которыми история развития цивилизации представлялась ареной постоянной борь­бы между инстинктом жизни и инстинктом смерти, Эросом и Танатосом. Подобное видение отношений между подавлением и культурой восприни­малось многими критиками классического психоанализа, включая психо­аналитиков, предпринявших его ревизию, в качестве пессимистическо­го взгляда на историю развития человеческой цивилизации. Именно под этим углом зрения К.Хорни и Э. Фромм, например, осуществили критиче­ское переосмысление представлений 3. Фрейда о человеке, усмотрев в них биологизаторскую тенденцию, не принимавшую в расчет специфику той или иной культуры и социальную организацию того или иного общества. Казалось бы, в теории 3. Фрейда действительно содержится установка, в соответствии с которой подавление сексуальных и агрессивных влече­ний человека является неизменным атрибутом развития культуры и, сле­довательно, нерепрессивная цивилизация в принципе невозможна. Одна­ко, как считал Г. Маркузе, в теории основателя психоанализа содержатся также подрывающие такую позицию элементы, которые «разносят вдре­безги доминирующую традицию в западном мышлении, заставляя думать о повороте в этой традиции» [6, с. 8].

О каких элементах, составляющих скрытую тенденцию психоанализа, идет речь?

Г. Маркузе усматривает их в психоаналитическом понимании бессозна­тельного как самого глубокого и древнего слоя психики личности, памя­ти как хранилища истины бессознательного и опыта прошлого счастья, а также фантазии, восстающей против установленного репрессивного порядка реальности.

Бессознательное характеризует собой стремление к целостному удов­летворению желаний человека, предполагающему отсутствие репрессии. Оно хранит память о прошлой свободе, о том состоянии, когда целостное


ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ

удовлетворение не табуировалось сознанием. В этом отношении прошлое постоянно напоминает о себе и бросает вызов будущему.

Память является наиболее важной способностью познания и пред­стает в психоанализе в качестве терапевтического средства. Однако, как считал Г. Маркузе, память - нечто большее, чем терапевтическое средство. Ее истинная ценность состоит в специфической функции сохранять пер­спективы и возможности, не до конца использованные человеком или отвергнутые им в процессе своего развития как социально и культурно недопустимые. Но, если в прошлом возможности удовлетворения жела­ний были реализованы хотя бы частично, то они никогда не забываются полностью. Будучи ограниченной принципом реальности, познаватель­ная функция памяти хранит в глубинах бессознательного опыт прошлого и пробуждает желание воссоздать предшествующее состояние, при кото­ром могло иметь место целостное удовлетворение. Путем психоаналити­ческого освобождения памяти обретает свою действенность повторное познание запрещенных образов и инфантильных побуждений.

Освобождение памяти человека от навязанных цивилизацией запре­тов идет рука об руку с возрождением фантазии, которая восстает против репрессивного порядка. Психические способности фантазии извлекают­ся из сферы мечты и вымысла, тем самым открывая простор для воспро­изведения прошлой свободы. Обращаясь к содержанию фантазии, психо­анализ выявляет истину прошлого, которая не только не совпадает с гра­ницами настоящего, но и готова их преступить.

По убеждению Г. Маркузе, в конечном счете психоаналитическая теория приводит к таким открытиям, благодаря которым освобождение прошлого должно вести не к примирению с настоящим, где наблюдается постоянная репрессивность и превалирует рациональность подавленного индивида, а к восстанию против такого настоящего. Стало быть, ориентация на про­шлое оказывается такой регрессией, которая становится не чем иным, как дви­жущей силой, предопределяющей направление прогресса и задающей ориентацию на будущее. Оживление прошлого, поиск утраченного становятся средст­вом достижения освобождения в будущем. Именно под таким углом зрения видится Г. Маркузе скрытая тенденция в психоанализе, которая открывает перспективу для возможности создания нерепрессивной цивилизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.