КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Герберт Маркузе 2 страница
Психоаналитики считают, что основной причиной является страх. З.Фрейд полагал, что это — страх кастрации. Э.Фромм не соглашался с подобной точкой зрения. Для него основанием для вытеснения были страх прослыть неудачником, а также боязнь изоляции и остракизма. Он считал, что потребность человека находиться вместе с другими является такой страстью, которая представляется более сильной, чем секс и даже желание жить. Поэтому боязнь изоляции и остракизма в большей мере, чем страх кастрации, заставляет людей вытеснять из сознания то, что воспринимается как табу. Человек вынужден закрывать глаза на все, что в рамках группы объявляется несуществующим, или принимать за истину то, что большинство людей считают истинным. В конечном счете стадные взгляды, верования и чувства оказываются для него большей реальностью, чем то, что подсказывают ему собственные чувства и разум. Все, не подпадающее под клише в принятом обществе, вытесняется и становится бессознательным. Под КЛАССИЧЕСКИЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ угрозой остракизма человек отказывается от принятия того, что не совпадает с нормами общества. Боязнь остракизма включает в себя страх утратить тождественность, и эта комбинация двух страхов оказывает наиболее сильное воздействие на людей, подчиняющихся социальным клише. В классическом психоанализе признавалось, что культура и общество понуждают человека к вытеснению. Однако 3. Фрейд имел в виду вытеснение инстинктивных влечений, т.е. рассматривал индивидуальное, а не социальное бессознательное. В исследовательской и терапевтической деятельности он исходил из того, что осознание вытесненного индивидуального бессознательного может быть осуществлено без какой-либо апелляции к социальному бессознательному. Э. Фромм рассматривал подобную точку зрения как ограниченную. Он считал, что социальное и индивидуальное бессознательное находятся в постоянном взаимодействии между собой и, следовательно, «полное осознание вытесненного возможно только в том случае, если оно выходит за пределы индивидуальной сферы и включает в себя анализ социального бессознательного» [43, с. 352]. В отличие от классического, гуманистический психоанализ ориентирован на понимание того, что до тех пор, пока человек не в состоянии увидеть способствует ли общество, в котором он живет, развертыванию его внутреннего потенциала или, напротив, препятствует этому процессу, он не сможет полностью ни слиться со своей собственной человечностью, ни выразить ее в своей жизнедеятельности. Это означает, что психоаналитическая теория должна включать в себя раскрытие социальной динамики и критическую оценку общества с точки зрения универсальных человеческих ценностей. В свою очередь психоаналитическая практика должна быть нацелена на осознание не только индивидуального, но и социального бессознательного. При этом следует иметь в виду, что, выступая против игнорирования или недооценки роли социального бессознательного, гуманистический психоанализ в то же время не умаляет значимости индивидуального бессознательного. Во всяком случае Э. Фромм подчеркивал, что как критическое осмысление общества важно для аналитического понимания человеком самого себя, так и аналитическое осмысление индивидуального бессознательного вносит важный вклад в понимание общества. В классическом психоанализе бессознательное как таковое представлено главным образом темными силами в человеке. Для гуманистического психоанализа содержание бессознательного не является исключительно иррациональным или рациональным. Оно представляется и тем, и другим, т. е. включает в себя самое низменное и самое возвышенное, самое худшее и самое лучшее. Словом, бессознательное включает в себя все человеческое. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА Именно из такого понимания бессознательного следует исходить психоаналитику, придерживающемуся гуманистических позиций. «Мы, — замечал Э.Фромм, — должны относиться к бессознательному не так, будто это бог, которому следует поклоняться, или дракон, которого необходимо убить, но смиренно, с чувством юмора, отдавая себе отчет в том, что это — просто другая часть нас самих, воспринимая ее без ужаса и без благоговения» [44, с. 292]. В понимании Э. Фромма, бессознательное олицетворяет собой универсального, целостного человека, вбирающего в себя как его прошлое, относящееся к истокам человеческого существования, так и его будущее, когда он действительно станет человечным в подлинном смысле этого слова. Поэтому осознание бессознательного как одна из важных задач гуманистического психоанализа означает соприкосновение с воплощенной в человеке человечностью и устранение преград, возводимых обществом в каждом индивиде. Фактически это означает, что гуманистический психоанализ нацелен на избавление человека от социально обусловленного отчуждения от самого себя и от человечества. Э. Фромм признавал заслугу 3. Фрейда в его стремлении постигнуть смысл бессознательных проявлений человека, и в предложенных им методах анализа бессознательного как такового. Если психоанализ является не чем иным, как попыткой раскрыть правду о самом себе, то в этом отношении 3. Фрейд продолжал традицию мыслителей прошлого, включая Будду и Сократа, считавших, что истина делает человека добродетельным и свободным, или, используя психоаналитическую терминологию, здоровым. Поскольку цель психоаналитического лечения состоит в том, чтобы заместить бессознательное Оно сознательным Я, то аналитическая ситуация предстает таковой, где аналитик и пациент заняты поиском истины. Лечебными средствами восстановления, обретения здоровья служат истина и разум. «Вводить ситуацию, основанную на полной правдивости, в культуре, где такая искренность редка, это, возможно, самое великое проявление гения Фрейда» [45, с. 42]. Открытый и используемый основателем психоанализа метод свободных ассоциаций предназначался для выяснения того, что происходит в глубинах психики человека, и для открытия того, кем он является на самом деле. Однако, как заметил Э. Фромм, со временем этот метод претерпел метаморфозу. Вместо того, чтобы давать возможность содержательно выразить находящиеся под запретом мысли, метод свободных ассоциаций обернулся «бессмысленной болтовней». Благожелательное слушание пациента и повторение аналитиком в измененном виде сказанного больным стало преследовать противоположную цель, а именно — заставить человека забыть, кто он, а также осво- 158 КЛАССИЧЕСКИЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ бодиться от какого-либо напряжения и всякого чувства самости. Раскрывать душу перед специалистом по бессознательному вошло в моду и стало признаком хорошего тона. При этом перед психоаналитиком ставится задача, как можно убедительнее рассказать пациенту, что представляет собой нормальный человек (при молчаливом допущении критерия нормальности с точки зрения общества) и что в пациенте не в порядке, с тем чтобы помочь ему приспособиться и быть нормальным. Подобная миссия психоанализа ведет к тому, что психоаналитик видит перед собой только и исключительно неприспособленного к жизни человека, но от него ускользает его целостность. Разумеется, лечение, ставящее своей целью социальное приспособление человека, может уменьшить страдания невротика до среднего уровня страдания, внутренне присущего конформизму. Однако, как считал Э. Фромм, в данном случае речь не идет ни об оптимальном развитии способностей человека, ни о реализации его индивидуальности, что является одной из главных целей гуманистического психоанализа. Кроме того, в классическом психоанализе содержалась установка, в соответствии с которой пациент был объектом, а аналитик — своего рода сторонним наблюдателем, исследующим свободные ассоциации, сновидения и иной полученный от пациента материал. Все это не устраивало Э. Фромма, который со временем пришел к убеждению, что вместо того чтобы оставаться наблюдателем и бесстрастным интерпретатором,, психоаналитик должен стать участником живого процесса, подключиться к пациенту, быть вовлеченным и заинтересованным. Это не означает, что тем самым психоаналитик лишается возможности объективно относиться к пациенту. Напротив, психоаналитик остается объективным, если под объективностью понимается способность видеть пациента таким, каков он есть, а не таким, каким специалист по бессознательному хочет, чтобы он был. По убеждению Э. Фромма, для психоаналитика бить объективным значит не только говорить с пациентом, уважительно относиться к нему, но и не требовать для себя ни восхищения со стороны пациента, ни его подчинения, ни даже его исцеления. В своем искреннем желании помочь другому человеку психоаналитик действительно не должен хотеть чего-то для себя, т. е. его чувство собственного достоинства не пострадает, если в силу каких-либо причин у пациента не наступит улучшения, но он и не будет предаваться гордости по поводу своих достижений, если пациенту станет лучше. Э.Фромм исходил из того, что практическая реализация идей гуманистического психоанализа предполагает такую подготовку аналитиков, при которой они могли бы видеть в пациенте прежде всего человека, а не просто «этого больного». Психоаналитики должны преодолеть «вещизм», ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э.ФРОММА т. е. представление о самих себе и о других как вещах, преодолеть безразличие и отчуждение от других людей, от природы и от самих себя. С точки зрения Э.Фромма, конформистский психоанализ вовлечен во всеобщий процесс отчуждения. Психоаналитик воспринимает пациента в качестве вещи, состоящей из отдельных частей, которые сломались и требуют замены, подобно деталям автомобиля. Соответствующие поломки он называет симптомами и видит свою терапевтическую задачу в том, чтобы отремонтировать «сломанные детали». При этом он не рассматривает пациента как уникальное единство, которое можно понять полностью только в процессе тесной связи с ним, в акте сопереживания и любви. В отличие от подобной терапевтической практики, гуманистический психоанализ ориентирован на восприятие человека в качестве целостного существа. Осуществление такого психоанализа означает способность аналитика к установлению сердечных связей со своим пациентом. Психоаналитик не должен смотреть на пациента, как на объект исследования и лечения. Он должен стать с ним единым целым и в то же время сохранить чувство объективности. Полное понимание происходящего — это не интерпретация, с помощью которой происходит описание пациента как объекта с различными неисправностями и объяснение причин их появления, а интуитивное постижение, возникающее у аналитика и, если анализ оказывается удачным, у пациента. Если, как подчеркивал Э. Фромм, психоанализ будет развиваться в этом направлении, т.е. станет действительно гуманистическим, то он даст человечеству неисчерпаемые возможности для духовной трансформации и развития людей. Ведь цель гуманистического психоанализа -раскрытие перед человеком правды о нем самом и активизация его внутреннего потенциала для того, чтобы он был самим собой, ориентировался в своем мышлении и поведении на такие ценности жизни, приоритетом которых является не иметь, обладать (знаниями, вещами, властью, другим человеком и т. д.), а быть продуктивным, добродетельным, любящим, жизнерадостным. Если же психоанализ останется крепко связанным с социальным пороком отчуждения, то, хотя он и сможет исправить ту или иную «поломку» человеческой психики, он будет при этом лишь инструментом по превращению человека в более автоматизированное, приспособленное, прилаженное к обществу отчуждения существо. Для Э. Фромма психоаналитик — это не специалист по социальной адаптации, не наставник по приспособлению, а прежде всего и главным образом «целитель души». Придерживающийся гуманистических убеждений психоаналитик осуществляет такое лечение души, которое предполагает не только использование технических процедур, связанных с восстановлением здоровья пациента, но и проявление заботы о нем как о чело- КЛАССИЧЕСКИЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ веке, способном вести достойный, более человечный образ жизни, чем тот, который свойственен хорошо приспособленным к больному обществу людям, считающимся нормальными, здоровыми. Таким образом, гуманистический психоанализ отличается от классического психоанализа и его модификаций, ориентированных на приспособление человека к обществу, еще в одном существенном ракурсе. Этот ракурс обусловлен тем, что в рамках гуманистического психоанализа считается недостаточным одно лишь осознание человеком своих бессознательных влечений и причин возникновения болезни без последующего изменения его образа жизни. Традиционно многие психоаналитики полагали, что осознание вытесненного бессознательного может дать терапевтический эффект. Это действительно может иметь место, особенно в тех случаях, когда пациент страдает от строго определенных симптомов, связанных с истерией и неврозом навязчивых состояний. Однако на практике невозможно достичь длительного положительного эффекта у тех пациентов, страдания которых не ограничиваются подобными симптомами, а связаны с их характером и соответствующим образом жизни. Поэтому помимо осознания страданий пациента, понимания причин его страданий и путей, ведущих к освобождению от них, важно также осознание того, что для освобождения от страданий необходимо следовать определенным нормам и изменить существующий образ жизни. В этом отношении доведенный до логического завершения метод выявления бессознательного может, по мнению Э.Фромма, «приблизить человека к состоянию просветления, выраженного в философском контексте дзена наиболее радикальным и реалистическим образом» [46, с. 269]. Не случайно он полагал, что изучение дзен-буддизма может оказаться благотворным для прояснения многих аспектов теории и практики психоанализа, поскольку изучение человеческой природы в теории и перевоплощение человека на практике — это то, что объединяет между собой психоанализ и дзен-буддизм. В конечном счете гуманистический психоанализ придерживается установки, в соответствии с которой само по себе осознание причин заболевания без конкретных шагов к изменению жизненной ситуации остается теоретически необходимым, но практически неэффективным. Вот почему Э. Фромм называл свое учение не просто гуманистическим, а радикальным гуманистическим психоанализом.
i6o 6 - 3550 ГЛАВА 9 ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ В отличие от Э. Фромма, который, будучи по первоначальному образованию философом, впоследствии приобщился к психоанализу и занялся клинической практикой, Г. Маркузе был философствующим мыслителем, никогда не обращавшимся к терапевтической деятельности. Вместе с тем в центре его внимания находилось психоаналитическое учение 3. Фрейда о человеке и культуре, в результате чего он не только предпринял дальнейшую разработку психоаналитических представлений о направленности развития человеческой цивилизации, но и подверг критике «ревизионистские концепции» К.Хорни и Э.Фромма. Кроме того, в конце 60-х гг. XX столетия взгляды Г. Маркузе на человека и культуру способствовали становлению идеологии бунтарского молодежного движения в США и странах Западной Европы, и он, подобно В. Райху, воспринимался в качестве одного из вдохновителей «сексуальной революции». Во всяком случае выдвинутые им идеи в связи с переосмыслением тех психоаналитических тенденций, которые наметились в середине XX столетия, оказались в центре дискуссий ряда психоаналитиков, включая Э. Фромма. В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение психоаналитических взглядов Г. Маркузе на человека, культуру и возможность развития нерепрессивной цивилизации. Герберт Маркузе родился в Берлине 19 июля 1898 г. Изучал философию в Берлине и Фрейбурге. Закончил Фрейбургский университет и в 1922 г. стал доктором философии. На протяжении 20-х гг. занимался философскими исследованиями, особое внимание уделяя изучению трудов Гегеля, что впоследствии нашло свое отражение в публикациях «Онтология Гегеля и основание теории историчности» (1932), «Разум и революция. Гегель и возникновение социальной теории» (1941). В начале 30-х гг. Г. Маркузе стал сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, возглавляемом М.Хоркхаймером. ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ Именно в этом институте он познакомился с Э.Фроммом, психоаналитические идеи которого стимулировали его последующий интерес к психоаналитическому учению 3. Фрейда о человеке и культуре. После эмиграции в США в 1934 г. он продолжил свою работу в Институте социальных исследований, который сперва перебазировался в Женеву, а затем — в Нью-Йорк. В США в этом институте осуществлялись исследования по социальной психологии, авторитарной личности и, работая с такими сотрудниками, как Т.Адррно, Л.Левенталь, Э.Фромм и М.Хоркхаймер, Г.Маркузе имел возможность ближе познакомиться с психоаналитическими идеями, поскольку его коллеги стремились включить психоанализ в социальную философию. В личном плане отношения между Г. Маркузе и Э. Фроммом носили амбивалентный характер. Оба с уважением относились друг к другу, особенно на начальной стадии их сотрудничества. Со временем, после разногласий, которые обнаружились между М. Хоркхаймером и Э. Фроммом, что было связано с критикой последним сексуальной теории 3. Фрейда, состоялся идейный спор между Г.Маркузе и Э.Фроммом. Оба обвиняли друг друга в непонимании основополагающих психоаналитических идей 3. Фрейда. Выступив с критикой неофрейдистского ревизионизма, Г. Маркузе обвинил Э.Фромма в том, что принижение им роли сексуальности привело к смещению акцента с досублимированных на сублимированные проявления человека и что в процессе демонстрации «репрессивных черт интернализации» он фактически возродил «идеологию интернализации» [1, с.275]. В свою очередь Э.Фромм подчеркнул, что Г.Маркузе, написавший о психоанализе больше, чем кто-либо из философов, продемонстрировал пример того, «как "философия психоанализа" может извратить психоаналитическую теорию» [2, с. 20]. Несмотря на резкую критику идейных позиций друг друга Г. Маркузе и Э.Фромм серьезно относились к тем публикациям, которые выходили из-под их пера. Известно, что в личной библиотеке Э. Фромма имелись работы Г. Маркузе. Известно и то, что в середине 60-х гг. Г. Маркузе просил Э. Фромма дать рецензию на свою книгу «Одномерный человек. Исследования по идеологии развитого индустриального общества» (1964). Вместе с тем амбивалентные отношения между ними сохранились до конца жизни, о чем свидетельствует одна из историй, имевшая место в 70-х гг. По стечению обстоятельств, не зная того, они оба оказались не только в одном поезде, направлявшемся в Швейцарию, но и в одном купе. Э. Фромму показалось, что напротив него сидит Г. Маркузе, но он не заговорил с ним. Несколько дней спустя он рассказал об этом случае одному знакомому, который знал Г. Маркузе. Оказалось, что данный случай ему уже известен, поскольку Г. Маркузе в свою очередь рассказал ему о том, что ехал в одном купе с Э. Фроммом, но ни словом не обмолвился с ним. ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ В 1940 г. Г. Маркузе получил гражданство США. На протяжении нескольких лет работал в правительственных структурах, в частности в различных разведывательных службах. В 50-х гг. занимался исследовательской деятельностью в одном из центров Гарвардского университета и преподавал в Колумбийском университете. На протяжении последующих двух десятилетий он преподавал сперва в Калифорнийском университете, а затем в университете в Сан-Диего, где после выхода на пенсию оставался почетным профессором философии вплоть до смерти, наступившей 29 июля 1979 г. в Штарнберге. Г. Маркузе опубликовал ряд работ, принесших ему широкую известность во многих странах мира: «Советский марксизм. Критическое исследование» (1958), «Одномерный человек» (1964), «Культура и общество» (1965), «Конец утопии» (1967), «Негация. Эссе по критической теории» (1968), «Опыт об освобождении» (1968), «Контрреволюция и восстание» (1972), «Эстетическое измерение. К критике марксистской эстетики» (1977) и др. В психоаналитическом отношении наиболее значимыми являются такие его работы, как «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (1956) и «Психоанализ и политика» (1968). И если во второй работе психоанализ рассматривался в контексте происходящих в мире политических событий и процессов, то в первой книге речь шла об авторской интерпретации концепции 3. Фрейда о человеке и культуре в границах ее собственного социально-исторического содержания. Словом, в противоположность сформировавшемуся в то время неофрейдистскому направлению, представленному идеями К. Хорни, Г. С. Салливана, Э. Фромма и других психоаналитиков, критически настроенных по отношению к биологизму классического психоанализа и придерживающихся социокультурной ориентации, Г. Маркузе попытался восстановить «подлинное существо» теории 3. Фрейда в ее философских основаниях и социологическом измерении.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |