Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патология нормальности и кризис психоанализа




Очевидно, что понимание психического здоровья и психических рас­стройств зависит в первую очередь от представления о природе человека. Поскольку природа человека рассматривалась Э.Фроммом через призму экзистенциальных дихотомий и исторических противоречий человече­ского существования, соответствующих потребностей индивида и возмож­ностей их удовлетворения, то можно было ожидать, что его представле­ния о здоровье и болезни могли отличаться от официально признанных и широко распространенных в традиционной психиатрии и классическом психоанализе. Именно это и имело место в гуманистическом психоанали­зе, поскольку Э. Фромм акцентировал внимание не только на естественных потребностях человека, но и на его специфических (экзистенциальных) потребностях, вытекающих из особенностей положения индивида в мире. Прежде всего Э. Фромм исходил из того, что даже полное удовлетворе­ние естественных потребностей человека не является достаточным усло­вием для психического здоровья. Это здоровье зависит от удовлетворения чисто человеческих потребностей в приобщенности, преодолении огра­ниченности собственного существования, укорененности, идентичности, системе ориентации и поклонения. Если одна из основных потребностей остается нереализованной, возможно возникновение психического заболе­вания. Если такая потребность реализуется неудовлетворительным образом, не исключено развитие явного невроза или социальной ущербности.

Таким образом, понятие психического здоровья выводилось Э. Фроммом из самих условий человеческого существования и оказывалось единым для всех

Ч1


ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА

времен и культур. «Психическое здоровье, — писал он, — характеризуется способностью к любви и созиданию, освобождением от кровосмеситель­ной привязанности к роду и земле, чувством тождественности, основан­ным на переживании своего "Я" в качестве субъекта и реализатора соб­ственных способностей, осознанием реальности вне нас и в нас самих, т.е. развитием объективности и разума» [34, с.330].

Итак, психическое здоровье зависит от адекватного удовлетворения спе­цифических человеческих потребностей. Но от чего зависит возможность удовлетворения этих потребностей?

Отвечая на данный вопрос, Э.Фромм исходил из того, что удовлетво­рение данных потребностей обусловлено рядом факторов, среди которых большое значение имеет способ организации общества. Здоров человек или нет, это в первую очередь зависит не от самого человека, а от струк­туры общества, в котором он живет. Так, здоровое общество способствует развитию способности человека любить других людей, осуществлять сози­дательный труд, обретать чувство собственного Я, основанного на ощуще­нии своих творческих сил. Нездоровое общество, напротив, порождает взаимную вражду и недоверие, превращает человека в объект манипуляций и эксплуатации.

В свое время З.Фрейд пришел к выводу о неизбежности конфликта между культурой, цивилизацией и психическим здоровьем, счастьем чело­века. Он полагал, что в первобытном обществе человеческое существо было более здоровым по сравнению с цивилизованным человеком, поскольку оно могло свободно удовлетворять свои инстинкты. С развитием культуры циви­лизованный человек стал пользоваться плодами науки, техники и искусства, тем самым улучшив свое материальное положение, но оказался обреченным на невротизацию, поскольку созданная им культура играла первостепенную роль в подавлении, вытеснении его сексуальных и агрессивных влечений.

Размышления о том, что с развитием культуры и человеческой цивили­зации как таковой происходит усиление невротизации человека, подвели 3. Фрейда к мысли о постановке диагноза, согласно которому многие культу­ры (возможно, и все человечество) стали невротическими. Он полагал, что попытка применения психоанализа к культурному сообществу не является ни бессмысленной, ни бесплодной. Правда, диагноз коллективных неврозов сталкивается с различного рода трудностями. В частности, пока речь идет об индивидуальном неврозе, можно говорить о контрасте между больным человеком и здоровым обществом.

Но, какой фон может быть использован для сравнения, когда заходит речь о невротической культуре? Если решиться на терапию социального невроза, то располагаем ли мы таким авторитетом, который мог бы побу­дить все общество к лечению?


ПАТОЛОГИЯ НОРМАЛЬНОСТИ И КРИЗИС ПСИХОАНАЛИЗА

Основатель психоанализа только поставил эти вопросы, предоставив возможность поразмышлять над ними другим психоаналитикам. Сам он не рискнул давать на них какие-либо ответы и тем более не претендовал на терапию всего человечества. Вместе с тем, обратив внимание на имею­щиеся затруднения методологического и мировоззренческого характера, он выразил надежду на то, что «однажды кто-нибудь отважится на изуче­ние патологии культурных сообществ» [35, с. 133].

Э. Фромм был тем психоаналитиком, кто отважился на исследование патологии цивилизованного общества. В работе «Здоровое общество» (1956) он не только поставил вопросы о том, нормальны ли мы и может ли обще­ство быть больным, но и высказал идею, в соответствии с которой здоро­вым является общество, соответствующее подлинным, а не искусственно навязанным потребностям человека.

В XX в. существовали расхожие представления о том, что люди запад­ного мира совершенно нормальны. Хотя некоторые личности страдали тяжелыми формами психических расстройств, тем не менее общий уро­вень душевного здоровья не вызывал особых сомнений. Считалось, что используя современные достижения науки и техники, а также вводя более совершенные методы психической гигиены, можно улучшить состояние здоровья людей. И если речь заходила об индивидуальных психических расстройствах, то они рассматривались, как правило, в качестве досадных патологических отклонений, подлежащих лечению с целью выздоровле­ния заболевшего человека и возвращения его в лоно здорового общества. Многие психиатры, психоаналитики и психологи отказывались при­знавать, что общество в целом может быть психически нездоровым. Боль­шинство из них полагали, что проблема душевного здоровья общества состоит лишь в том, что имеются неприспособленные к жизни индиви­ды, которым требуется медицинская помощь, способствующая их лучшей ориентации в жизни. В отличие от подобного видения психических рас­стройств в здоровом обществе, Э.Фромм поставил вопрос не об индиви­дуальной патологии, а о патологии нормальности в западном обществе.

Значительные масштабы распространения индивидуальной патологии в западной культуре, будь то убийства, самоубийства, деструктивные дей­ствия, наркомания и алкоголизм, свидетельствуют о том, что что-то нелад­но в современном мире. Причем именно в тех странах, которые ближе других подошли к цели материального обеспечения жизни, относитель­но равного распределения богатства и стабильной демократии, наблю­даются тяжелые симптомы психических отклонений. Обратив внимание на, казалось бы, видимый парадокс, Э.Фромм задумался над следующими вопросами. Нет ли чего-нибудь в корне неправильного в современном образе жизни людей и в целях, к достижению которых они стремятся?


ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА

Не ведет ли в материальном отношении обеспеченная жизнь человека к возникновению у него невыносимой скуки, болезненные попытки изба­виться от которой сопровождаются самоубийствами и алкоголизмом?

Отвечая на эти вопросы, Э. Фромм провел различие между индивиду­альными и социальными психическими заболеваниями, в основе кото­рого лежит дифференциация понятий ущербность и невроз. В том случае, когда человеку не удается достичь спонтанности, подлинного самовыра­жения и свободы, его можно считать ущербным, если исходить из того, что каждое человеческое существо стремится к непосредственности выра­жения своих чувств. В том случае, когда большинство членов общества не достигают подобной цели, можно говорить о социально заданной ущерб­ности. Другое дело, что, будучи присуща многим людям, такая ущербность не осознается отдельным человеком в качестве неполноценности. В дей­ствительности же личность, с позиций отчужденного общества считаю­щаяся здоровой, с гуманистической точки зрения оказывается больной, правда, не в плане индивидуального заболевания, а в смысле социально заданной ущербности.

Поскольку социальная ущербность возводится обществом в ранг доб­родетели, то она может усилить у человека ощущение уверенности в дос­тигнутом успехе по обеспечению безопасности путем сходства с другими людьми. Ущербность не вызывает у него ни раздражения, ни презрения. Человек не испытывает глубоких переживаний и действует как автомат. Страдая от недостатка спонтанности и индивидуальности, он в то же время существенно не отличается от других людей, находящихся в точно таком же положении. Несмотря на свою ущербность, многие члены обще­ства сохраняют здоровье, так как это общество предусматривает опреде­ленную модель поведения и предлагает соответствующие средства против явного проявления невротических симптомов.

Правда, для некоторых людей предлагаемая обществом модель поведе­ния оказывается неэффективной, в результате чего у тех, кто подвержен серьезной индивидуальной ущербности, может развиться невроз. Пре­доставляемые культурой средства стабилизации могут оказаться недейст­венными и для тех, кто честнее и чувствительнее остальных и кто именно в силу этих свойств не желает приспосабливаться к обществу и быть как все, но в то же время не имеет ни сил, ни здоровья, чтобы жить по-свое­му наперекор всему.

Общество принимает различные меры против вспышки явных сим­птомов невроза, а человек обладает поразительной способностью при­способления почти к любым условиям жизни. Однако, как подчеркивал Э.Фромм, в качестве ответной реакции на бесчеловечное обращение с людьми, сопровождающееся их запугиванием и возникновением у них


ПАТОЛОГИЯ НОРМАЛЬНОСТИ И КРИЗИС ПСИХОАНАЛИЗА

чувства страха, подозрительности и одиночества, у них может развивать­ся апатия, наблюдаться деградация умственных способностей, накапли­ваться разрушительная энергия или возникать стремление к независимо­сти и свободе, способное стать основой для создания более совершенного общества. Словом, если человек живет в условиях, не соответствующих его природе и душевному здоровью, то он может реагировать на них про­тивоположными способами, вынуждающими его или деградировать, или создавать иные условия, согласующиеся с его потребностями.

В рассматриваемом контексте Э. Фромм обратил внимание на феномен скуки, по отношению к которой можно выделить три категории людей:

• способные продуктивно реагировать на стимулирующее раздражение
и не знающие скуки;

• постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании, обре­
ченные на хроническую скуку, умеющие ее компенсировать и поэтому
не осознающие ее;

• неспособные к возбуждению нормальными раздражителями, не умею­
щие ее компенсировать и находящиеся в хронической депрессии.

В компенсированной или некомпенсированной форме хроническая скука является одной из основных психопатологий современного общества. Не будучи тяжелобольными, большинство людей страдают от недостатка продуктивности и постоянно скучают, если не находят каких-то способов стимулирования.

Как правило, хроническая, компенсированная форма скуки не счита­ется патологией. Это происходит потому, что, как подчеркнул Э.Фромм, в современном обществе скука становится массовым явлением, а такое широко распространенное заболевание, как патология нормальности, не считается болезнью.

Многие люди пытаются компенсировать скуку интенсивной работой или различного рода развлечениями, включая телевидение, вечеринки, алкоголь, секс. Для некоторых из них выходные дни, свободное от работы время становятся ахиллесовой пятой, поскольку они не знают, чем занять­ся, что делать и как заполнить образовавшуюся пустоту. Одной из целей современного человека как раз и является стремление убежать от собст­венной скуки, причем даже секс, который, казалось бы, должен приносить наслаждение, не дает некоторым людям радости и становится для них не менее скучным, чем все остальное. При этом далеко не все люди откры­то заявляют о своей скуке, внешне стараются выглядеть бодрыми, в резуль­тате чего появилась новая разновидность патологии «депрессия с улыб­кой», олицетворяющая собой патологию нормальности.

Признание социально заданной ущербности, способности человека реагировать различным образом на условия своего существования и пато-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.