КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По ту сторону принципа реальности
При рассмотрении двух принципов психической деятельности 3. Фрейд обратил внимание на живучесть источников удовольствия и на трудности, испытываемые человеком при необходимости отказа от них. Одновременно основатель психоанализа подчеркнул важное значение для жизнедеятельности человека сферы фантазии, оказывающейся подчас едва ли ни единственным прибежищем для индивида, где он может выйти из-под власти принципа реальности и реализовать ту свободу, которую утратил в результате подавления своих природных влечений. По этому поводу он писал: «При введении принципа реальности один род умственной деятельности должен был отщепиться; он был свободен от исследования действительности и подчинялся только принципу удовольствия. Это то, что называется фантазией, которая зарождается вместе с играми детей и, продолжая жить в мечтаниях, отказывается опираться на действительность» [12, с. 239]. В понимании З.Фрейда фантазия обладает собственной ценностью, поскольку позволяет человеку оставаться, вопреки действию принципа реальности, тем существом, которое хотя бы в своем воображении может руководствоваться принципом удовольствия. Если в действительной жизни человеку приходится считаться с существующей реальностью и отказываться от получения сиюминутного наслаждения, то в своих фантазиях он может быть попеременно и животным, идущим на поводу своих природных инстинктов, и цивилизованным существом, сублимирующим сексуальность в социокультурную деятельность. Эта особая сфера психической деятельности как раз и привлекла внимание Г. Маркузе, поскольку в ней реализуется свобода от подавления и существуют возможности для неограниченного удовлетворения желаний человека. По его собственному выражению, «фантазия играет важ- ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ нейшую роль в психической структуре в целом: она связывает глубочайшие слои бессознательного с высшими продуктами сознания (искусство), мечту с реальностью; она сохраняет архетипы рода, незыблемые, но вытесненные представления коллективной и индивидуальной памяти табуированные образы свободы» [13, с. 143-144]. Для Г. Маркузе заслуга 3. Фрейда состояла вовсе не в том, что он привлек внимание исследователей к сфере фантазии. Задолго до основателя психоанализа фантазия не только признавалась важной составной частью мыслительного процесса, но и рассматривалась с точки зрения ее истинной ценности. То новое, что было привнесено З.Фрейдом в понимание роли фантазии в жизнедеятельности человека, заключалось в другом, а именно в том, что он установил органическую связь между фантазией и принципом удовольствия, показал большое значение сексуальности для функционирования фантазии. Человек обладал способностью к фантазированию (воображению) до того, как стал личностью, руководствующейся в своей деятельности принципом реальности. После того, как в нем возобладал разум, способствующий подавлению, вытеснению природных влечений, фантазия отступила на задний план перед натиском реальности. Однако она сохранила свою прежнюю структуру и память о филогенетическом и онтогенетическом прошлом, когда человек находился под властью принципа удовольствия. Причем, как считал Г. Маркузе, по мере подавления сексуальности и санкционированного проявления ее под эгидой принципа реальности фантазия как особая психическая деятельность стала утверждать себя нередко в противостоянии нормальной сексуальности, но не в перверс-ных проявлениях, а в форме эротического наслаждения, достигаемого путем удовлетворения без подавления. 3. Фрейд учитывал возможность фантазийного проявления эротического наслаждения. Но он соотносил ее с регрессией филогенетического или онтогенетического характера. Свободное, нерепрессированное проявление сексуальности оказывалось возможным или на доисторической ступени развития человечества, или на начальных догенитальных этапах развития ребенка. И если для основателя психоанализа действие нерепрессированного принципа реальности соотносилось исключительно с прошлым человеческого рода или индивида, то Г. Маркузе усматривал перспективу действенности подобного принципа в будущем. Размышления Г. Маркузе о перспективной функции фантазии в какой-то степени совпадали с идеями К. Г. Юнга о воображении, как психической деятельности, ориентированной в будущее. Подобное понимание воображения лежало в основе метода активного воображения, разрабатываемого в рамках аналитической психологии. Но, если К. Г. Юнг предупреждал ПО ТУ СТОРОНУ ПРИНЦИПА РЕАЛЬНОСТИ о тех опасностях, с которыми аналитик может столкнуться при использовании метода активного воображения в процессе терапии, когда архетипы коллективного бессознательного могут затопить сознание человека и привести его к окончательному разрыву с реальностью, то Г. Маркузе не только не обратил внимание на подобную опасность, но и вообще не принял в расчет возможные негативные последствия активизации психической деятельности, связанной с фантазией и воображением. Для Г. Маркузе наибольший интерес представляла критическая функция фантазии. Ему импонировала именно эта составляющая метапсихо-логии 3. Фрейда, которая была нивелирована, на его взгляд, в аналитической психологии К. Г. Юнга. Во всяком случае перспективная ценность воображения и фантазии рассматривались им под этим углом зрения. «Истинная ценность воображения распространяется не только на прошлое, но также и на будущее: свобода и счастье, живущие в его формах, притязают на историческую реальность. В этом отказе принять ограничения, налагаемые на свободу и счастье принципом реальности, как окончательные, в отказе забыть о том, что возможно, и заключается критическая функция фантазии» [13, с. 152]. Таким образом, опора на фантазию и воображение, выступающие в форме Великого отказа, т.е. своеобразного протеста против прибавочной репрессии, стала отправной точкой размышлений Г. Маркузе о нерепрессированном развитии инстинктов в зрелой цивилизации. Термин «Великий отказ» был позаимствован им из философии А. Уайт-хеда, который соотносил «Великий отказ» с первичной эстетической характеристикой, способствующей пониманию того, что неверное в отношении действительного факта какое-то высказывание может оказаться истинным в качестве эстетического достижения. Но он использовал выражение «Великий отказ» для того, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть критический смысл фантазии, не смиряющейся с принципом реальности, а с другой стороны, проиллюстрировать необходимость отрицания принципа производительности как не только не противоречащего прогрессу сознательной рациональности, но, напротив, совпадающему с ним. Что касается эстетической составляющей Великого отказа, то она была включена в концептуальные размышления Г. Маркузе в форме доказательства внутренней связи между эстетическим измерением реальности и удовольствием, чувственностью, свободой, которые могут быть основой нерепрессивной цивилизации. Г. Маркузе считал, что развитие принципа производительности способствовало усилению расхождения между архаическим бессознательным и сознательными процессами в человеке. Оно также привело к расхождению между реальным состоянием и потенциальными возможностями ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ человека. Вместе с тем человечество движется в таком направлении, когда возможен новый поворот в преобразовании инстинктов. В процессе этого преобразования действующим лицом становится не человек, наделенный животными инстинктами, как это имело место в прошлом, а рационально мыслящий, сознательный человек, использующий окружающий его мир для самореализации собственных возможностей. Поворотный пункт преобразования инстинктов оказывается не регрессией к первоначальному состоянию, а прогрессивным развитием рациональной организации высокоразвитого общества, в рамках которого становится возможным освобождение от власти отчужденного труда и нерепрессивное, свободное от прибавочного подавления проявление инстинктов. Власть принципа производительности привела к такому развитию цивилизации, где критерием уровня жизни стали телевизоры, автомобили и другие предметы потребления, погоня за которыми оправдывает необходимость прибавочной репрессии. За пределами власти данного принципа уровень жизни определяется другими критериями, прежде всего всеобщим удовлетворением основных человеческих потребностей и свободой от вины и страха. Причем свобода от вины и страха понимается с точки зрения освобождения человека как от внешних, так и от внутренних диктатов. Размышления Г. Маркузе о жизни человека за пределами принципа производительности основывались на предположении, что в условиях зрелой цивилизации созданное людьми материальное и интеллектуальное богатство может быть использовано для удовлетворения их потребностей без наличия институтов и отношений господства. При таком состоянии общественного устройства механизация и рационализация труда будут способствовать уменьшению расхода количества энергии инстинктов на необходимую деятельность (неотчужденный труд), что приведет к крушению системы репрессивных ограничений. Это означает, что ранее существовавший антагонизм между принципом удовольствия и принципом реальности утратит свою силу. Более того, в условиях зрелой цивилизации возникнет перевес в пользу принципа удовольствия, в результате чего произойдет высвобождение Эроса и инстинкта жизни, которые будут превалировать в жизнедеятельности человека. По мысли Г. Маркузе, за пределами принципа производительности открывается такой простор для работы воображения, который становится питательной почвой для возникновения потребности в новом принципе реальности. Освобожденная от институтов власти производительность лишается своей репрессивной функции и способствует свободному развитию потребностей человека. Появившееся свободное время и неизрасходованная на необходимый труд энергия человека могут быть исполь- АРХЕТИПЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ В НЕРЕПРЕССИВНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ зованы для «свободной игры» человеческих способностей вне господства отчужденного труда. «Область за пределами труда означает свободу и самореализацию и формирует условия человеческого существования, отрицающего принцип производительности. Это отрицание упраздняет рациональность господства и сознательно "дереализует" построенный ею мир, переосмысливая последний в свете рациональности удовлетворения» [14, с. 161]. Подобное видение возможностей развития нерепрессивной цивилизации привело Г. Маркузе к выдвижению постулата о грядущем изменении динамики инстинктов. Направленность этого изменения обусловлена тем, что за пределами принципа производительности теряют свое былое значение как его производительность, так и его культурные ценности. Имевшая ранее место борьба за существование становится не чем иным, как борьбой против каких-либо ограничений свободной игры человеческих способностей. Контроль над инстинктами, который ранее осуществлялся под воздействием принципа производительности, оказывается не только обременительным, но и исторически изжившим себя. Переориентация борьбы за существование приводит к радикальному изменению динамики инстинктов, что имеет далеко идущие последствия, касающиеся структуры психики человека и полного переустройства его бытия. Во всяком случае речь может идти, как полагал Г. Маркузе, о возобладании нового принципа реальности, сексуализации человеческого тела и отношений между людьми, восстановлении ранее подвергнутого репрессии права на удовлетворение, изменении равновесия между Эросом и инстинктом смерти, угасании в инстинктах тех консервативных тенденций, о которых 3. Фрейд писал в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |