КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архетипы существования в нерепрессивной цивилизации
В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/1917) З.Фрейд писал о том, что хотя в процессе развития цивилизации на смену принципа удовольствия пришел принцип реальности, тем не менее отказ от удовольствия всегда давался человеку с трудом и он совершался не без определенного возмещения. В качестве замещения человек сохранил в себе душевную деятельность, в которой допускалось дальнейшее существование всех оставленных источников наслаждения и путей их получения. Речь идет о фантазии, где человек «наслаждается свободой от внешнего принуждения, от которой он давно отказался в действительности» [15, с.238]. Создание душевной области фантазии 3. Фрейд сравнивал с организацией заповедников и национальных парков, сохраняющих свое прежнее состояние, которое в других местах принесено в жертву необходимости, ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ обусловленной требованиями земледелия, промышленности, транспорта, бурное развитие которых изменило до неузнаваемости первоначальный облик земли. Как в заповедниках и национальных парках человек может насладиться первозданной природой, отрешившись от окружающей его цивилизации, в рамках которой ему приходится постоянно пребывать, так и в фантазии он может получить воображаемое удовлетворение честолюбивых, эгоистических, эротических желаний, подавляемых и вытесняемых разумом в реальной жизни. Но, если заряженность фантазии энергией (чаще всего энергией либидо) повышается настолько, что она становится излишне требовательной, порождающей стремление к практической реализации, то возникает конфликт между ней и Я. Возврат либидо к фантазии становится переходной ступенью на пути образования невротических симптомов, поскольку, с точки зрения 3. Фрейда, фантазия обладает психической реальностью, а в мире неврозов решающей является именно психическая реальность. Поскольку Г. Маркузе не был клиницистом, то его не интересовала проблематика, связанная с рассмотрением отношений между фантазией и образованием невротических симптомов, возникновением психических расстройств. Но его привлекли размышления 3. Фрейда о фантазии как психической деятельности, в которой сохраняется свобода человека от действия принципа реальности (сознания, разума) и возможность следования принципу удовольствия (бессознательным влечениям). Именно под этим углом зрения он и оценивал скрытую тенденцию его теории инстинктов, соотнося с ней возможность развития нерепрессивной цивилизации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что рассмотрение 3. Фрейдом фантазии как несовместимой с разумом было воспринято Г. Маркузе в плане включения основателя психоанализа в давнюю историческую традицию, в соответствии с которой власть репрессивного разума не считалась полной, а стремление человека к целостному самоосуществлению соотносилось с фантазией, в рамках которой противоречащие разуму образы свободы становятся рациональными, а инстинктивное удовлетворение обретает свое собственное достоинство. Для Г. Маркузе представляли интерес прежде всего символы и архетипы, находящие отражение в фольклоре, литературе, искусстве и сохраняющие свою ценность в фантазиях, воображении человека. Поэтому он попытался рассмотреть некоторые символы и архетипы, которые привлекли его внимание с точки зрения выявления их исторической истинности и приемлемости в качестве возможных ориентиров развития нерепрессивной цивилизации. С этой целью он обратился к «культурным героям», находящимся в воображении человека в качестве символов того или иного пути разви- АРХЕТИПЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ В НЕРЕПРЕССИВНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ тия человечества. Так, Прометей рассматривался им как «герой-архетип принципа производительности», Пандора - как женское олицетворение сексуальности и наслаждения. И если Прометей, выступающий в качестве культурного героя тяжелого труда, знаменовал собой прогресс, достигаемый путем подавления природных влечений, то Пандора, наделенная красотой и в то же время несущая на себе печать разрушения и проклятия, оказалась роковой женщиной в прометеевском мире труда. Отсюда проистекало позитивное отношение к образу Прометея, предопределившему направленность развития человеческой цивилизации, управляемой принципом производительности, и негативное отношение к сексуальности, подлежащей отрицанию и запрету, если она не соотносилась с продлением человеческого рода. Наряду с этими архетипами в истории существовали и иные символы, не связанные, как Прометей, с тяжелым трудом. Имелись такие фигуры, как Орфей и Нарцисс, которые хотя и не стали героями западной цивилизации, тем не менее воплощали в себе образ радости, покоя, умиротворения и удовлетворения. С точки зрения Г. Маркузе именно данные фигуры стали теми символами, которые олицетворяли собой иной принцип реальности по сравнению с прометеевским принципом производительности. В жизни этих фигур на переднем плане выступал вовсе не подневольный труд как олицетворение господства принципа производительности. Для них более важными были такие составляющие их бытия, как песня, созерцание красоты, игра, чувственность. Они восставали против культуры, покоящейся на отречении от удовольствия и ориентированной на тяжелый труд. Их жизнь служила примером оправдания удовольствия, ухода от времени, забвения смерти. «В образах Орфея и Нарцисса примиряются Эрос и Танатос. Они возвращают опыт мира, который не завоевывается, а освобождается, опыт свободы, которая должна пробудить силу Эроса, связанного репрессивными и окаменевшими формами отношений между человеком и природой. Эта сила несет не разрушение, а мир, не страх, а красоту» [16, с. 168]. Орфический и нарциссический опыт мира выходят за пределы того опыта, который стал превалирующим в западной цивилизации и который включал в себя ориентацию на принцип производительности. Орфико-нарцис-сические образы проникнуты пафосом поэзии, поэтического отношения к природе и человеку, в результате чего преодолевается противоположность между объектом и субъектом. Основным мотивом их жизни является любовь ко всему живому и неживому. Причем их любовь является свободной, неподвластной репрессивному давлению принципа производительности. Более того, любовь Нарцисса - это протестная любовь, выходящая за рамки узаконенных форм проявления Эроса и подлежащая наказанию i8o ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ в прометеевском мире труда, что нашло свое воплощение в мифе о превращении прекрасного юноши, отвергнувшего любовь нимфы и очарованного отражением в воде мужского лица, в окаменевший цветок. Следует отдать должное тому, что Г. Маркузе вышел за рамки привычного понимания образа Нарцисса как себялюбца, отрешенного от мира и погруженного в восхищенное любование своим собственным отражением в зеркале воды. Он специально подчеркнул то обстоятельство, что Нарцисс не знал, кому принадлежит восхитивший его образ, и что символ Нарцисса и термин «нарциссический» используются им в ином значении, чем это имело место в работах З.Фрейда. В этом отношении размышления Г. Маркузе о символе Нарцисса сводились к утверждению того, что этот герой отверг не Эрос как таковой, а лишь одно проявление его ради другого и что приведшая к смерти эротическая установка не порвала его связь с жизнью, поскольку и после смерти он продолжал жить в образе нарцисса — цветка, названного его именем. Образы Орфея и Нарцисса воспринимались Г. Маркузе в качестве символов нерепрессивного эротического отношения к реальности. Но коль скоро он почерпнул их из мифологии и искусства, а не из теории либидо 3. Фрейда, о чем свидетельствует его предупреждение об ином, по сравнению с психоаналитической трактовкой, использовании термина «нарциссический», то напрашивается вопрос о соотнесенности его размышлений о нерепрессивной цивилизации с теми скрытыми элементами, которые содержались в работах основателя психоанализа. Оказывается в действительности такая соотнесенность имела место не только при рассмотрении им возможности реализации нового принципа реальности, предполагающего примирение с принципом удовольствия, но и при раскрытии исторической ценности образа Нарцисса как символа нерепрессивного эротического отношения к реальности. В самом деле, при обсуждении возможностей развития нерепрессивной цивилизации Г. Маркузе апеллировал к фрейдовскому пониманию «первичного нарциссизма», представление о котором в скрытом виде содержалось в книге основателя психоанализа «Тотем и табу» (1913), эксплицитно было сформулировано в его работе «О нарциссизме» (1914), где им было проведено различие между «Я-либидо» и «объект-либидо», что впоследствии послужило толчком к выделению «первичного» и «вторичного нарциссизма». Так, уже в работе «Тотем и табу» З.Фрейд писал о «нарциссической стадии», на которой диссоциированные до того сексуальные влечения сливаются в одно целое и концентрируются на Я. Эта нарциссическая организация «уже никогда не исчезает полностью», и в известной степени «человек остается нарциссическим даже после того, как нашел внешний объект для своего либидо» [17, с. 418]. Позд- АРХЕТИПЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ В НЕРЕПРЕССИВНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ нее в работе «Недовольство культурой» (1930) основатель психоанализа высказал свои размышления о «первичном чувстве Я» как всеобъемлющем, соответствующем «неотделимости Я от внешнего мира» и связи с «мировым целым» [18, с. 69]. Для Г. Маркузе открытие 3. Фрейдом первичного нарциссизма означало появление прообраза нового «экзистенциального отношения к действительности», свидетельствующего о соединении в единое целое Я и объективного мира. Поэтому он с удовлетворением воспринял мысль основателя психоанализа, в соответствии с которой нарциссизм не обязательно ведет к нарциссическому расстройству, а привычное его понимание в плане эгоистического ухода от реальности на самом деле может быть неадекватным, поскольку нарциссизм означает подчас фундаментальную сопричастность действительности. Словом, «нарциссизм, возможно, содержит зародыш иного принципа реальности: либидозное содержание "Я" (собственного тела) может стать источником нового либидозного сдерживания объективного мира, превращения его в новый способ бытия» [19, с. 173]. В свое время 3. Фрейд размышлял над тем, не связана ли способность к сублимации с нарциссизмом, поскольку именно Я сперва превращает сексуальное либидо объекта в нарциссическое, а затем ставит перед ним другую цель. Г. Маркузе не только обратил внимание на данное размышление основателя психоанализа, но и пришел к идее, в соответствии с которой всякая сублимация начинается с оживления нарциссического либидо и эта, по сути дела, фрейдовская гипотеза «революционизирует» представление о сублимации в том смысле, что указывает на нерепрессивный способ сублимации, проистекающий не от вынужденного отклонения либидо, а от его избытка. Рассмотренные под этим углом зрения образы Орфея и Нарцисса воспринимались Г. Маркузе в плане отказа примириться с утратой либидозного объекта, того Великого отказа, который выражает потребность в освобождении от репрессивного порядка с целью воссоединения с утраченным объектом. Не случайно он считает Орфея прообразом поэта как освободителя и создателя нового, более высокого порядка, не нуждающегося в каком-либо подавлении и устанавливающего связь между человеком и природой не с помощью силы, а благодаря песне. Соответственно такому пониманию Нарцисс воспринимался как герой, выражающий протест против репрессивного порядка сексуальности, когда последняя признается только в качестве функциональной деятельности, связанной исключительно с деторождением. В конечном счете Эрос Орфея и Нарцисса - это не что иное, как отрицание установленного порядка и открытие новой реальности. «Орфический Эрос преобразует бытие: он укрощает жестокость и смерть освобождением. Его язык — песня, его а83 ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ САМОСУБЛИМАЦИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ
труд - игра. Жизнь Нарцисса - это красота и созерцание. Эти образы указывают на эстетическое измерение как источник и основу их принципа реальности» [20, с. 175]. Апеллируя к Орфею и Нарциссу как архетипам воображения, противоположным культурным героям репрессивной производительности, Г. Маркузе тем самым стремился подчеркнуть ценность символов принципа реальности по ту сторону принципа производительности. При этом он исходил из того, что эти архетипы-символы воплощают в себе эротическое примирение человека и природы в эстетическом измерении, в соответствии с которым порядок является красотой, а труд — игрой. В свою очередь эстетический опыт соотносился Г. Маркузе с чувственностью, доставляющей человеку удовольствие и порождающей новые принципы, имеющие всеобщее значение для установления объективного порядка, определяемого такими категориями, как «целесообразность без цели» и «закономерность без закона». Именно эти категории, почерпнутые из философии И.Канта, рассматривались им как составляющие существо нерепрессивного порядка, определяющие структуру красоты и свободы, обеспечивающие удовлетворение человека посредством свободной игры раскрепощенных возможностей. В рамках нового принципа реальности игра воображения порождает красоту, эстетическая закономерность связывает природу и свободу, удовольствие и нравственность, а эстетическое примирение ведет к освобождению чувственности от репрессивного господства разума. Опираясь на идеи И. Канта и М. Шелера об эстетическом опыте человека, основанном на новом принципе реальности, Г. Маркузе выдвинул такое понимание возможности развития нерепрессивной цивилизации, в соответствии с которым устранялся антагонизм между разумом и чувственностью. Если под воздействием принципа производительности чувственность подавлялась во имя торжества разума, то в нерепрессивной цивилизации, управляемой новым принципом реальности, разум становится чувственным, а чувственность - рациональной. Эстетическое видение мира способствует освобождению чувств с целью не разрушения цивилизации, а ее упрочения и расширения возможностей человека, порождаемых свободной игрой воображения. Путь к свободе — не торжество разума, а освобождение чувственности, энергия которой должна прийти в согласие с универсальным порядком свободы. Причем сам человек, будучи свободным, должен создать гармонию между индивидуальным и всеобщим удовлетворением. В конечном счете речь идет о возможности развития нерепрессивной цивилизации, основанной, по выражению Г. Маркузе, на «десублимировании разума» и «самосублимировании чувственности».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |