КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип производительности и прибавочная репрессия
В статье «Формулировка двух принципов психического процесса» (1911) З.Фрейд ввел в структуру своего учения о влечениях и психическом аппарате психоаналитическое значение внешней реальной жизни для невротика и человека вообще. В соответствии с изложенными в дан- i68 ПРИНЦИП ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ПРИБАВОЧНАЯ РЕПРЕССИЯ ной статье взглядами, первичные проявления бессознательных процессов осуществляются в психике человека под воздействием принципа удовольствия, поскольку все душевные движения направлены главным образом на получение удовольствия. Психическая деятельность отвращается от всего того, что может причинить неудовольствие. Вместе с тем психический аппарат вынужден считаться с реальными отношениями внешнего мира и человеку приходится сталкиваться с новым принципом душевной деятельности, охватывающим не только то, что приятно, но и то, что реально, даже если это неприятно. Исходя из подобного понимания функционирования психики, 3. Фрейдом был признан действенным, наряду с принципом удовольствия, и принцип реальности. С психоаналитической точки зрения воспитание является побудительным средством преодоления принципа удовольствия для замены его принципом реальности. По мере развития ребенка и формирования личности принцип удовольствия отходит на задний план, уступая место принципу реальности. Вместе с тем это не означает, что у взрослого человека принцип удовольствия исчезает бесследно. По убеждению 3. Фрейда, замена принципа удовольствия принципом реальности не означает устранение или уничтожение принципа удовольствия как такового. Скорее, данная замена ведет к укрыванию его. «Отказываются от минутного, опасного по своим последствиям удовольствия, чтобы получить позже на новом пути иное, более надежное» [7, с. 240]. Подобное понимание существа принципа удовольствия и принципа реальности стало превалирующим в классическом психоанализе. Вместе с тем по мере развития теории и практики психоанализа некоторые психоаналитики стали утверждать, что выдвинутое 3. Фрейдом понятие «принцип реальности» основывается на биологически обусловленных влечениях человека и игнорирует исторический контекст внешнего мира, связанный со специфической социокультурной организацией действительности. Не случайно в классическом психоанализе репрессивность как таковая, служащая подавлению природных влечений человека, рассматривается в качестве неизбежной составляющей функциональной деятельности культуры вообще. Г. Маркузе признавал справедливость подобной критики фрейдовского понимания принципа реальности. Однако он считал, что данная критика не затрагивает выявленной З.Фрейдом истины, состоящей в том, что в основе всех исторических форм принципа реальности, возникающих в результате развития человеческой цивилизации, находится репрессивная организация инстинктов человека. И если некоторые психоаналитики социокультурной ориентации говорили о «внеисторичности» фрейдовского принципа реальности, то в понимании Г. Маркузе историческое ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ содержание данного принципа и сопровождающей его репрессивности может быть выявлено путем развертывания скрытой в психоаналитической теории тенденции, вследствие чего становится очевидным, что исторические процессы выглядят у 3. Фрейда вполне естественными, сопряженными с биологическими процессами. Ддя разъяснения своей мысли Г. Маркузе прибегнул к удвоению понятий, поскольку полагал, что использованные 3. Фрейдом термины не обеспечивают адекватного различия между биологическими инстинктами и их социоисторическими превращениями. С этой целью он ввел такие понятия, как «прибавочная репрессия» («дополнительное подавление») и «принцип производительности». Прибавочная репрессия — это ограничения, налагаемые социальной властью. Если основное подавление влечений человека служит его «окульту-ризации» в процессе развития индивида и предназначено для формирования человечества в цивилизованной форме, то прибавочная репрессия связана с дополнительным подавлением, обусловленным наличием специфических властных структур и институтов патриархального общества. Принцип производительности - это превалирующая историческая форма принципа реальности, предопределенная рациональностью господства, которое отличается от рационального использования власти. Если рациональное использование власти присуще любому общественному разделению труда, осуществляемому во благо всех членов общества, то рациональность господства направлена на поддержание привилегий особой группы или отдельного человека, в результате чего оно оказывается не чем иным, как иррациональным принуждением по отношению к другим группам или членам общества. В понимании Г. Маркузе различные типы господства над человеком и природой находят свое отражение в различных исторических формах принципа реальности, которые обусловливают соответствующую степень и объем подавления в зависимости от преобладания частной или коллективной собственности, ориентации общественного производства на прибыль или индивидуальное потребление. Те или иные формы принципа реальности воплощаются в системе соответствующих институтов, ценностей и отношений, под воздействием которых происходит изменение мышления и поведения людей. Любая форма принципа реальности предполагает наличие репрессивного контроля над влечениями человека, однако специфические исторические институты вносят дополнительный контроль над ними, в результате чего возникает прибавочная репрессия. В конечном счете основное подавление и прибавочная репрессия оказываются настолько переплетенными между собой в истории цивилизации, что нет ничего удивительного в том, что чаще всего исследователи не видят 1-7О ПРИНЦИП ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ПРИБАВОЧНАЯ РЕПРЕССИЯ различий между ними. Между тем прибавочная репрессия связана с институтами и структурами не принципа реальности вообще, а вполне определенного принципа реальности, который можно назвать принципом производительности. В представлении Г. Маркузе принцип производительности характерен для общества потребления. Под его воздействием общество расслаивается в соответствии с различными видами экономической деятельности, социальный труд оказывается под контролем, люди начинают выполнять заданные им функции и тем самым отчуждаются друг от друга. Лишенный радости отчужденный труд оказывается противоположным принципу удовольствия, либидо человека переключается на выполнение одобренных обществом инструментальных задач, в результате чего его деятельность оказывается не совпадающей с внутренними способностями и желаниями. Словом, при господстве принципа производительности тело и душа становятся не чем иным, как инструментами отчужденного труда, и имеет место непримиримый конфликт «не между работой (принципом реальности) и Эросом (принципом удовольствия), а между Эросом и отчужденным трудом» [8, с.41]. Говоря о специфике принципа производительности, Г. Маркузе пришел к выводу, в соответствии с которым господство данного принципа в обществе потребления приводит к социально необходимой десексуализа-ции тела. Такая десексуализация обусловлена временным и пространственным ограничением либидо, когда во временном отношении проявление сексуальности сокращается и подчиняется темпу отчужденной деятельности, а в пространственном отношении либидо сосредоточивается в одной части тела, в то время как другие его части оказываются предназначенными для использования в качестве инструмента труда. Под руководством принципа производительности общество использует сексуальность лишь в качестве средства достижения полезных целей, таких как деторождение, продолжение человеческого рода. Все иные виды сексуальности подпадают под категорию перверсий, поскольку в них сексуальность является самоцелью. И коль скоро перверсные либидозные отношения выходят за пределы принципа производительности, то общество осуждает их. Осуждение и подавление перверсий во имя усиления господства рациональности и власти осуществляется также потому, что, являясь, по выражению Г. Маркузе, «символами разрушительной силы», представляющей собой «единство свободы и счастья», они подрывают устои общества и ставят под угрозу превалирование принципа производительности. Выявляя специфику принципа производительности и прибавочной репрессии, Г.Маркузе обратился к идеям и гипотезам З.Фрейда, относящимся не только к онтогенетическому, но и филогенетическому развитию человека. Наряду с психоаналитическим пониманием либидо, взаимоотношений между Оно, Я и Сверх-Я, а также взаимосвязей между Эросом ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ и инстинктом смерти, он рассмотрел филогенетическую гипотезу об отцеубийстве в первобытной орде и архаическом наследии, предопределившем направленность развития человеческой цивилизации и ее репрессивный характер. С его точки зрения, выдвинутая 3. Фрейдом филогенетическая гипотеза способствовала пониманию того, что зрелая цивилизация все еще отмечена печатью архаической психической незрелости, в результате чего индивиду приходится сталкиваться с возвращением вытесненного и испытывать бессознательное чувство вины за поступки, которые он лично не совершал. На основе данной гипотезы становится более понятной и трансформация принципа удовольствия в принцип производительности, та трансформация, благодаря которой деспотическая монополия отца превратилась в ограниченную власть, проявляющуюся в сферах образования и экономики. Так, некогда имевшее место господство отца переросло сферу личных отношений и создало общественные институты, упорядочивающие удовлетворение растущих потребностей человека. И в то же время развитие этих институтов подрывает, как полагал Г. Маркузе, фундамент цивилизации, в которой господствует принцип производительности. 3. Фрейд исходил из того, что развитие цивилизации связано с сублимацией либидо. Но так как сублимация представляет собой десексуализацию, то это означает, что по мере развития цивилизации происходит сужение поля действия сексуальности и высвобождение склонности человека к разрушению. Создающий культуру десексуализированный Эрос как бы освобождает разрушительные импульсы и, следовательно, агрессивные влечения человека способ ствуют движению цивилизации к саморазрушению. Эта мысль была выражена З.Фрейдом в его работе «Я и Оно» (1923), когда он подчеркнул, что отказ от сексуальных целей (десексуализация) связан с перестройкой либидо в Я, которое, десексуализируя или сублимируя либидо Оно, «работает против целей Эроса, начинает служить вражеским первичным влечениям» [9, с. 380]. Развитие данной мысли нашло свое продолжение в его книге «Недовольство культурой» (1930), где основатель психоанализа недвусмысленно писал о том, что «агрессивное стремление является у человека изначальной, самостоятельной инстинктивной предрасположенностью» и что вследствие изначальной враждебности людей к культуре и «природной неприязни людей к труду» культурному сообществу «постоянно угрожает распад» [10, с. 80, 107, 115]. Г. Маркузе соглашался с тем, что основанная на принципе производительности цивилизация подрывает собственные основания. Однако он высказал ряд возражений против той аргументации, которая приводилась 3. Фрейдом. Прежде всего он считал, что не всякий труд предполагает десексуализацию и не всякий труд неприятен для человека. Так, под- ПРИНЦИП ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ПРИБАВОЧНАЯ РЕПРЕССИЯ линно художественная деятельность является таким видом труда, который направлен на нерепрессивные цели и может доставлять удовольствие человеку, причем применительно к данному виду труда термин «сублимация» требует значительной модификации. Кроме того, налагаемые культурой запреты направлены на агрессивные и разрушительные побуждения человека и, следовательно, в определенной степени они оказывают содействие Эросу. Наконец, трудовая деятельность связана с социальным использованием агрессивных побуждений человека и в этом отношении она может быть рассмотрена как служащая силам Эроса. Таким образом, психоаналитическую теорию влечений необходимо освободить, как считал Г. Маркузе, от ориентации на принцип производительности, что откроет перспективу для рассмотрения возможности развития нерепрессивной цивилизации. Для этого важно провести различие между филогенетически необходимым подавлением и прибавочной репрессией и исходить из того, что «внутри целостной структуры подавляемой личности доля прибавочного подавления отражает специфические общественные условия, в которых реализуются специфические интересы господства» [11, с. 86]. В понимании Г. Маркузе диалектика цивилизации такова, что рациональность подавления влечений человека с точки зрения развития культуры и превалирование принципа производительности в индустриальной цивилизации сами по себе ведут к качественному изменению человеческих потребностей и жизни в целом: • рационализация труда высвобождает энергию для достижения целей, • технологизация труда сокращает время, необходимое для производ • индустрия времяпровождения ослабляет сексуальные табу; • рациональность прогресса повышает иррациональность его организа • поддерживающие принцип производительности затраты становятся все менее необходимыми; • создаются условия, при которых подрываются основания принципа Если говорить о происходящих в индустриальной цивилизации изменениях в психоаналитических понятиях, то они, по мнению Г. Маркузе, сопровождаются тем, что взаимодействие Оно, Я и Сверх-Я «окаменевает в автоматических реакциях», а Я сжимается до такой степени, что многообразные антагонистические процессы между этими инстанциями психического аппарата не могут развернуться в той классической форме, о которой писал 3. Фрейд. ФИЛОСОФСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. МАРКУЗЕ Основатель психоанализа полагал, что между принципом удовольствия и принципом реальности существует неизбежный конфликт. Отсюда напрашивался вывод об извечности борьбы между проявлением и подавлением сексуальности, стремлением к агрессивности и сдерживанием ее Эросом и инстинктом смерти. Отсюда логически вытекала и установка в соответствии с которой человеческая цивилизация всегда оказывается репрессивной, стремящейся к подавлению сексуальных и агрессивных влечений человека. Акцентируя внимание на этом аспекте размышлений 3. Фрейда о человеке и культуре, Г. Маркузе тем не менее исходил из того, что развитие психоаналитической теории инстинктов оставляет возможность поставить под сомнение постулированную в классическом психоанализе неизбежность конфликта между принципом удовольствия и принципом реальности. С точки зрения Г. Маркузе, прогресс западной цивилизации осуществлялся под воздействием специфического принципа реальности, а именно принципа производительности. Навязанные данным принципом потребности человека во многом определялись господством и отчуждением, имевшим место в социальной организации труда. Но со временем направляемый принципом производительности прогресс цивилизации достиг такого уровня, когда социальная необходимость в расходовании энергии влечений на отчужденный труд значительно сокращается. И если до сих пор наблюдается репрессивная организация инстинктов, то она уже обусловлена не столько борьбой за существование, сколько интересами господства. Во всяком случае исторический процесс ведет к устареванию институтов принципа производительности, а следовательно, к освобождению инстинктов от ограничений, налагаемых данным принципом. Возникает реальная возможность упразднения прибавочной репрессии, что может привести к поглощению деструктивности сексуальностью или нейтрализации ее усиливающимся либидо. Причем подобное видение возможности развития нерепрессивной цивилизации вытекает, по мнению Г. Маркузе, не только из исторических условий «устаревания» принципа производительности, но и из допущения такого исторического превращения инстинктов, которое позволяет говорить о нерепрессивном их развитии. Последнее обстоятельство связано с адекватным пониманием теории инстинктов 3. Фрейда, предполагающим критику утвердившегося принципа реальности (в данном случае принципа производительности) во имя принципа удовольствия и переоценку антагонистического отношения между этими измерениями человеческого бытия. В конечном счете Г. Маркузе выдвинул гипотезу о возможности развития нерепрессивной цивилизации, основываясь не только на исторической ограниченности принципа производительности, но и на скрытых элементах, содержащихся ПО ТУ СТОРОНУ ПРИНЦИПА РЕАЛЬНОСТИ Пеории инстинктов 3. Фрейда. Речь шла не только о признании основателем психоанализа историчности развития инстинктов человека, но и о специфических психических силах, остающихся свободными от принципа реальности даже в условиях подавления сексуальности и агрессивности. В классическом психоанализе эти психические силы связаны с деятельностью бессознательного, особенно с той психической реальностью, которая оказывается действенной, противостоящей принципу реальности в сфере фантазии и утопии. Именно к данной психической деятельности и обратился Г. Маркузе, полагавший, что гипотеза нерепрессивной цивилизации связана прежде всего и главным образом с возможностью нерепрессивного развития либидо в условиях зрелой человеческой цивилизации.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |