Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агрессия и деструктивность 1 страница




О

И8

И6

По

Юо.


ю8


ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА

стью превращать органическое в неорганическое, видеть в людях безлич­ные объекты, вступать в контакт с другим человеком с целью обладания им как какой-либо вещью. Некрофилы испытывают страх перед жизнью и относятся с ненавистью ко всему тому, что напоминает жизнь. Подобные тенденции отчетливо проявляются у них в постоянно повторяющихся сно­видениях, в которых имеют место всевозможные убийства, нагромождение трупов, похороны, склепы, кладбища, кровь, экскременты.

Некрофильные устремления имеют широкий диапазон. Они могут проявляться в непреднамеренных действиях, связанных с разбиванием различных предметов и привычкой ломать, рвать на мелкие кусочки все, что попадается под руку, будь то карандаши, бумага, цветы. Некрофиль­ные устремления проявляются также в случаях вандализма, разрешении проблем и конфликтов путем насилия, повышенном интересе к болезням и уголовной хронике, выборе темных и поглощающих свет тонов, страсти к техническим приспособлениям, заменяющим живое общение с людьми. Кроме того, о некрофильности человека можно судить по его речи, жес­там, выражению лица, одежде, поскольку некрофил чаще всего холоден в обращении с другими людьми, безжизненен в своих проявлениях, пред­почитает носить неброскую одежду.

Для Э. Фромма некрофилия представляла собой основополагающее ориентирование, находящееся в полном противоречии с жизнью. Она рассматривалась им в качестве наиболее болезненной и опасной среди всех жизненных ориентации, на которые способен человек. Будучи пре­валирующим в структуре характера, подобное ориентирование способ­ствует возникновению некрофильной личности. «Итак, — подчеркивал Э. Фромм, — некрофилию в характерологическом смысле можно опреде­лить как страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся; одновременно это страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения; а также исклю­чительный интерес ко всему чисто механическому (небиологическому). Плюс к тому это страсть к насильственному разрыву естественных биоло­гических связей» [19, с.285].

Какие же условия приводят к некрофилии? Какие факторы ведут к нек-рофильному ориентированию?

Поскольку исследования в этой области знания были явно недостаточ­ны, то Э.Фромм не претендовал на то, чтобы дать полноценные ответы на данные вопросы. Вместе с тем на основании опыта практикующего аналитика и анализа группового поведения он высказал несколько пред­положений на этот счет.

Прежде всего он отметил, что некрофилия чрезвычайно заразитель­на и, следовательно, ребенок, находящийся в семье, где не только нет


СИНДРОМЫ РАСПАДА И РОСТА

оЩущения полноты жизни, но, напротив, наличествует тяга к мертвому, может воспринять некрофильную ориентацию. Мать, интересующаяся только болезнями и невзгодами своего ребенка и придающая значение только мрачным прогнозам относительно его будущего, может задушить в нем радость жизни и заразить его собственным некрофильным ориен­тированием. Мать, стремящаяся воспитать своего ребенка чистоплотным, проявляющая повышенный интерес к его испражнениям и являющаяся женщиной с сильно выраженным анальным характером, может оказать такое влияние на ребенка, благодаря которому у него тоже сформируется анальный характер и проявится любовь к неживому и мертвому.

В целом созревание в семье, члены которой любят мертвое, ощуще­ние дефицита заботы, тепла, ласки и любви со стороны родителей, страх по поводу утраты расположения со стороны значимых для ребенка лиц, недостаток инициативы, восприятие жизни как рутинной и неинтерес­ной, отсутствие стремления к установлению тесных связей с миром и дру­жеских отношений с другими людьми — все это способствует возникнове­нию у человека некрофильной ориентации.

Разумеется, воспитание чистоплотности само по себе не ведет с необ­ходимостью к возникновению у человека анального характера и нек-рофильного ориентирования. Как замечал Э.Фромм, к формированию анального характера приводит не воспитание, как таковое, а характер матери, которая через свой страх и ненависть к жизни побуждает ребенка интересоваться процессом опорожнения и направлять детскую энергию на страсть обладать и накапливать.

Соотнося между собой два типа характера — некрофильный и аналь­ный — Э. Фромм полагал, что первый является злокачественной формой такой структуры характера, доброкачественной формой которой служит второй тип. Он рассматривал некрофильный характер в качестве связую­щего звена между описанным З.Фрейдом анальным характером, осно­ванным на сексуальной энергии либидо, и базирующимся на биологиче­ских предпосылках представления основателя психоанализа о влечении

к смерти.

Что касается социальных предпосылок некрофилии, то Э. Фромм соот­носил их со спецификой и духом современных обществ, нацеленных на эксплуатацию природных богатств, покорение и разрушение приро­ды, истребление животного мира в погоне за материальной выгодой, гонку вооружения и создание оружия массового уничтожения, бюрокра­тическое управление людьми как объектами манипулирования, превра­щение людей в послушные винтики государственной машины, автомати­зацию и стандартизацию, формирование человека как всеядного потре­бителя, получающего удовольствие от приобретения все новых и новых

in


ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА

товаров, которые искусственно навязываются ему различными средствами информации.

Все эти тенденции не отражают принципы подлинной жизни челове­ка и свидетельствуют о его отчуждении и от природы, и от других людей, и от самого себя. Другое дело, что многие люди не замечают этого, прини­мают возбуждающие соблазны за радость жизни и пребывают в иллюзии относительно того, что, обладая многими вещами и предметами и имея возможность удовлетворить все разрастающиеся, навязанные обществом потребности, они полностью реализуются в своей жизни.

Обычно люди не осознают своей отрешенности от реальной жизни и склонности к мертвому. Они не воспринимают некрофильную ориента­цию как некую патологию, болезнь. Напротив, некрофильные тенденции претерпевают такую рационализацию, в результате которой развязывание войны оправдывается рациональными целями и благими намерениями, необходимость убийства обставляется патриотическими лозунгами и при­зывами, очарование мертвым выдается за радость жизни. Поэтому важно не только распознать некрофильные тенденции в человеке, но и опреде­лить, насколько они сильны и до какой степени осознаются им. «До тех пор, пока он думает, что находится в стране жизни, а между тем в дейст­вительности пребывает в стране смерти, он потерян для жизни, посколь­ку для него нет возврата» [20, с. 37].

Для Э.Фромма развитие некрофилии — это следствие психической болезни, корни которой произрастают из глубинных пластов человече­ского бытия, из экзистенциальной ситуации. Человек, не обладающий способностью к созиданию или утративший ее, постоянно ощущающий свою изолированность и испытывающий страх перед жизнью, стремится заглушить в себе «витальную импотенцию» путем самоутверждения любой ценой, вплоть до убийства других людей и варварского разрушения жизни вообще. И коль скоро некрофилия является психическим заболеванием, то для ее лечения требуется прежде всего клиническая диагностика.

Рассматривая симптоматику некрофилии, Э. Фромм высказал некото­рые методологические соображения, относящиеся к ее клинической диаг­ностике. Они сводились к следующему:

• для установления диагноза «некрофильская личность» недостаточно
обнаружения одной или двух черт характера, поскольку определенное
поведение, напоминающее симптоматику некрофилии, может быть
обусловлено не личностными чертами, а традициями или обычаями
конкретной культурной среды;

• для установления диагноза необязательно иметь налицо все характеро­
логические признаки некрофилии, так как, с одной стороны, она пре­
допределена значительным количеством личностных и культурологи-


СИНДРОМЫ

ческих факторов, а с другой — люди скрывают свои пороки, и поэтому обнаружение некоторых некрофильских черт представляется делом

трудным;

• в полном объеме и во всех своих проявления некрофильские черты
встречаются редко, и если они имеют место у какого-то человека,
то следует рассматривать его как тяжелобольного и искать генетиче­
ские корни подобной патологии;

• у большинства людей можно обнаружить смесь некрофильских тенден­
ций и биофильных наклонностей, причем первые способны оказаться
достаточно сильными, чтобы вызвать внутренний конфликт личности;
результат этого конфликта зависит от интенсивности некрофильной
тенденции, наличия социальных условий, стимулирующих ту или иную
ориентацию, а также от судьбы конкретного человека и тех жизнен­
ных событий, которые могут его направлять в то или иное русло;

• патологически некрофильные личности (человеконенавистники, расисты, поджигатели войн, убийцы, потрошители) представляют серьезную опасность для окружающих, причем они опасны не только в качестве политических лидеров, но и как потенциальные диктаторы, из рядов которых выходят палачи, убийцы, террористы и заплечных

дел мастера;

• обществу следует иметь представление о наличии среди населения
потенциальных некрофилов, поскольку знание состава населения
с точки зрения потенциальных носителей некрофильской или био-
фильской тенденции является делом большой социально-политиче­
ской значимости;

• для выявления некрофильного характера можно использовать такие
методы, как тщательное и незаметное для человека наблюдение за его
поведением (выражением лица, лексикой, общим мировоззрением,
стилем принятия жизненно важных решений), изучение бессозна­
тельной деятельности (сновидений, фантазий, юмора), оценка лично­
стных симпатий и антипатий человека, его манеры и стиля общения
с другими людьми, а также способности оказывать на них влияние, и,
наконец, использование различных проективных тестовых методик,
типа теста Роршаха [21, с. 317-318].

Злокачественный нарциссизм -другая форма патологии, способствующая возникновению синдрома распада. Наряду с некрофилией, патологическое проявление нарциссизма существенно сказывается, по убеждению Э. Фром­ма, как на становлении личности, так и на развитии человечества.

В разделе, посвященном аналитической психологии К. Г. Юнга, освещал­ся вопрос о том, как и в силу каких обстоятельств 3. Фрейд пришел к поня­тию нарциссизма. Напомню, что это произошло в результате критики



ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА

К. Г. Юнгом фрейдовского понимания либидо как сексуальной энергии, которое, по его мнению, не могло объяснить природы шизофрении. В ответ на подобную критику 3. Фрейд выдвинул точку зрения, в соот­ветствии с которой лишенное объекта либидо шизофреника направля­ется на его Я и его поведение можно назвать нарциссическим. Согласно его представлениям, в раннем детстве младенец находится в состоянии «первичного» нарциссизма, когда у него нет никаких отношений с внеш­ним миром и он сосредоточен на самом себе, затем в ходе нормального развития ребенок переключает свой интерес на внешние объекты, одна­ко у душевнобольных людей привязанное к объектам либидо может полу­чить возвратное направление и сконцентрироваться на Я, в результате чего возникает «вторичный» нарциссизм. Причем 3. Фрейд полагал, что и при нормальном развитии на протяжении всей своей жизни человек может оставаться до известной степени нарциссичным.

Э.Фромм считал, что понятие нарциссизма было одним из наибо­лее плодотворных открытий основателя психоанализа. Представления 3. Фрейда о том, что даже у нормального человека нарциссизм не исчезает полностью, подтверждается повседневным опытом. Однако представле­ние о нарциссизме, обусловленном сексуальным либидо, не дает, по мне­нию Э. Фромма, подлинного понимания природы этого феномена. Содер­жащиеся в понятии нарциссизма возможности могут быть использованы значительно лучше, если рассматривать его в плане психической энергии, не сводящейся исключительно к сексуальной энергии.

Для прояснения сути дела Э. Фромм рассмотрел «первичный» нарциссизм новорожденного, нарциссизм душевнобольного и нарциссические проявления у нор­мального человека. Нарциссизм новорожденного связан с тем, что для него существует единственная реальность, которой является он сам, т. е. его тело, физические ощущения, потребности в еде и сне. Положение душевноболь­ного отличается от положения новорожденного тем, что для второго внеш­ний мир еще не возник в качестве реальности, в то время как для первого он уже перестал существовать. У людей, обладающих необычайной вла­стью, можно наблюдать особый род нарциссизма, пограничного между нор­мой и душевной болезнью. Эти люди ведут себя таким образом, как будто не существует границ для их прихотей и жажды власти. Чем более ощущают они опьянение властью, тем сильнее охватывает их безумие.

Элементарная форма нарциссизма проявляется у среднего человека в его отношении к своему телу, поскольку большинству людей нравятся собственное лицо и фигура. Подобный нарциссизм может проявляться по-разному.

Так, одна женщина может много времени проводить перед зеркалом, причесываясь, подкрашиваясь, прихорашиваясь, что, возможно, обуслов-


СИНДРОМЫ РАСПАДА И РОСТА

лено ее тщеславием, самовлюбленностью или одержимостью своей красо­той. Другая женщина не пытается себя приукрасить, но все время занята своим телом, поскольку боится болезней. За поведением обеих женщин скрывается нарциссическая занятость собственной персоной.

Сходным образом обстоит дело и с моральной ипохондрией, когда чело­век опасается не болезни или смерти, а некой провинности. Со стороны, как впрочем и в собственных глазах, он может производить впечатление совестливого человека, готового заботиться и о других людях, в то время как в действительности он занят только самим собой. Подобное состояние характеризуется чувствами нереальности, самообвинения, и такой вид нар­циссизма, который в свое время был назван К.Абрахамом «негативным» нарциссизмом, менее заметен, чем нарциссизм тщеславного человека.

В повседневной жизни может иметь место такая форма нарциссизма, которая не сразу бросается в глаза. В качестве примера подобной формы нарциссизма Э. Фромм привел следующий анекдот. Один писатель встре­тил друга и долго, нудно рассказывал ему о себе. Наконец, как бы спохва­тившись, он сказал: «Я так долго говорил о себе. Теперь давай поговорим о тебе. Как тебе нравится моя последняя книга?» Как видно из этого анек­дота, писатель является типичным представителем нарциссической лич­ности, занятой только собой и интересующейся другими лишь постольку, поскольку они оказываются «эхом его собственной персоны».

Нарциссического человека можно узнать по присущим ему чертам самодовольства, чувствительной реакции на любую критику или покор­ности как объекта своего самолюбования. Предметом его нарциссизма не обязательно выступает вся личность. Нарциссизмом могут быть охва­чены отдельные ее аспекты, будь то физические качества, интеллекту­альные способности или внешность, когда человек идентифицирует себя с некоторыми гранями себя самого. Объектами нарциссической склонно­сти могут быть также идеи и знания человека, его дом и машина, его дети и близкие люди, которых он превратил в часть самого себя и которыми он восхищается за качества, перенесенные на них.

Размышляя о разнообразных проявлениях нарциссизма Э. Фромм обра­тил внимание на его патологию. Так, опасным последствием нарциссиче­ской привязанности является потеря рационального суждения. Нарцисси­ческая оценка чаще всего оказывается предубеждением, которое так или иначе рационализируется. Искажение подобного рода легко распознается в нарциссизме алкоголика, который нередко пребывает в эйфорическом ощущении своего превосходства над другими людьми, хотя в действи­тельности он находится в состоянии самовозвеличивания. Нарциссиче-ский человек уверен, что он объективен, не предубежден и это приводит к тяжелому ущербу для его умственных и оценочных способностей.


ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА

Еще более патологическим элементом в нарциссизме является эмо­циональная реакция на критику объекта нарциссизма. Нарциссический человек воспринимает такую критику как враждебную атаку на него и реа­гирует на нее крайне озлобленно. Он компенсирует чувство страха своим нарциссическим самовозвеличиванием и если подобная защита окажется под угрозой, то это может привести его в состояние сильной ярости.

Вместе с тем реакцией на затронутый нарциссизм может быть не толь­ко ярость, но и депрессия. Последняя возникает в том случае, когда чело­век не в состоянии восстановить свой нарциссизм и его Я оказывается разрушенным. Стремление нарциссического человека избавиться от угрожаю­щей депрессии чревато тем, что он может впасть в психоз.

Возможен и иной способ решения проблемы, который является более удовлетворительным лично для нарциссического человека, но более опас­ным для других людей. Речь идет о попытке преобразовать действитель­ность таким образом, чтобы она соответствовала нарциссическому пред­ставлению человека о себе, или о стремлении любыми средствами полу­чить одобрение со стороны другой личности, со стороны миллионов людей. Последнее относится к нарциссическим личностям, активно уча­ствующим в общественной жизни и опережающим вспышку потенциаль­ного психоза одобрением значительного числа сограждан. В истории развития человечества существует немало примеров вождей, одержи­мых манией величия, которые, используя выражение Э. Фромма, «лечи­ли свой нарциссизм» тем, что переделывали мир под себя и уничтожали своих критиков.

Э. Фромм различал в патологии нарциссизма две его формы — доброка­чественную и злокачественную. При доброкачественном нарциссизме его объектом является результат собственных усилий человека. Так, ученый, преподаватель или рабочий могут испытывать нарциссическую гордость за процесс или результат своего труда. Пока предметом нарциссизма является то, над чем человек должен работать, его интерес к своей рабо­те и своему достижению находит противовес в интересе к продвижению самой работы и к материалу? с которым он работает. Это означает, что динамика доброкачественного нарциссизма регулируется сама собой: работа вызывает потребность в поддерживании отношений с реально­стью, необходимых с точки зрения побуждения к работе, нарциссизм находится в определенных границах. Подобный механизм объясняет то, почему встречается так много нарциссичных людей, являющихся в то же время в высокой степени творческими.

При злокачественном нарциссизме его предметом оказывается не то, что человек делает или производит, а то, что он имеет (собственное тело, здоровье, богатство). В нем отсутствует элемент коррекции, имеющий


СИНДРОМЫ РАСПАДА И РОСТА

место при доброкачественном нарциссизме. Человеку нет необходимости поддерживать отношения с внешним миром, если он имеет определенное качество или обладает величием. При стремлении сохранить образ своего величия и защититься от опасности обнаружения нарциссически разду­того Я человек отдаляется от реальности и увеличивает свой нарциссиче­ский заряд. Это означает, что злокачественному нарциссизму не удается удержаться в определенных рамках и человек начинает все глубже погру­жаться в свой нарциссизм.

В представлении Э.Фромма у среднего человека нарциссизм не дос­тигает высокой степени интенсивности, но у него продолжает существо­вать «нарциссическое ядро», свидетельствующее о том, что нарциссиче-ское пристрастие имеет не менее важную биологическую функцию, чем сексуальное влечение или инстинкт самосохранения. Природа челове­ка оснащена нарциссизмом, чтобы он мог выжить. Поскольку, в отличие от животных, природа не снабдила человеческое существо достаточно развитыми инстинктами, то она наделила его нарциссизмом, перенимаю­щим на себя необходимую биологическую функцию.

Но если нарциссизм биологически необходим человеку, то как это согласуется с его экзистенциальной потребностью в установлении связей с внешним миром и взаимоотношений с другими людьми? Ведь в силу сво­его нарциссизма человек оказывается равнодушным к своему окружению. Кроме того, нарциссизм делает человека асоциальным, а в ряде случаев приводит к душевному заболеванию. Получается, что нарциссизм всту­пает в конфликт с принципом сохранения жизни, поскольку отдельный человек может выжить только тогда, когда он находится в семье, группе, обществе. Тем самым напрашивается парадоксальный вывод о том, что нарциссизм необходим для сохранения жизни и одновременно представляет собой

угрозу ее сохранению.

Именно к такому выводу и пришел Э.Фромм. Однако для него подоб­ный вывод не был обескураживающим или тупиковым, поскольку он счи­тал, что подмеченный парадокс в принципе разрешим. Решение этого парадокса представлялось ему двояким, связанным с различением между оптимальным и максимальным, индивидуальным, и групповым (общественным) нарциссизмом. «С одной стороны, выживанию служит оптимальный, а не максимальный нарциссизм, т. е. в биологически необходимой степени нарциссизм может быть совместим с социальным сотрудничеством. С дру­гой стороны, индивидуальный нарциссизм может превращаться в группо­вой и тогда род, нация, религия, раса и т. п. заступают на место индивида и становятся объектами нарциссической страсти. Таким образом, нарцис-сическая энергия остается, но она применяется в интересах сохранения группы вместо сохранения жизни отдельного человека» [22, с. 54].



ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА

В классическом психоанализе не было подобного различия между раз­личными видами нарциссизма. Правда, в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) З.Фрейд рассматривал вопрос о том, что происходит с индивидом, когда он приобщается к группе, и писал об ограничении нарциссизма, порожденного либидозной связью с други­ми людьми. Однако, сконцентрировав свое внимание на механизме иден­тификации в массе, он не пришел к понятию группового, общественного нарциссизма, которое стало объектом осмысления у Э. Фромма.

В отличие от основателя психоанализа, Э.Фромм попытался понять феномен общественного нарциссизма и ту роль, которую он играет как источ­ник насилия и войны. Прежде всего он показал, что общественный нар­циссизм имеет социологическую функцию, которая выполняется парал­лельно с биологической функцией индивидуального нарциссизма. Любая группа получает нарциссическую энергию от своих членов, без которой она не могла бы существовать.

Как и в индивидуальном нарциссизме, в групповом нарциссизме можно выделить доброкачественные и злокачественные его формы. Если цель группы состоит в осуществлении какого-либо достижения, то потребность в сози­дательной деятельности заставляет выйти за рамки узкого круга эгоисти­ческих интересов. В том случае, когда объектом группового нарциссизма является сама группа, т. е. имеется озабоченность по поводу ее престижа и популярности, то нарциссическое ориентирование окажется преобла­дающим, чреватым негативными последствиями. Для некоторых людей, бедных в экономическом и культурном отношении, нарциссическая гор­дость принадлежности к какой-то группе может стать подчас единствен­ным источником удовлетворения.

Типичным примером данного феномена может служить расовый нар­циссизм, носители которого имеют раздутое представление о себе как группе, имеющей превосходство над другими. Аналогичным образом групповой нарциссизм выступает в религиозных, национальных и поли­тических формах со свойственным им фанатизмом и деструктивностью.

В свое время 3. Фрейд говорил о том, что вслед за Коперником и Дар­виным, нанесшими космологический (Земля не центр Вселенной) и био­логический (человек произошел от обезьяны) удары по самолюбию чело­века, психоанализ нанес третий, самый чувствительный, психологиче­ский (человек не сознательное, а бессознательное существо) удар по его нарциссизму. Тем не менее, как замечал Э. Фромм, это не привело к зна­чительному уменьшению нарциссизма. Человек отреагировал на все эти удары перемещением своего нарциссизма на другие объекты, будь то госу­дарство, народ, раса, а также научно-технические достижения, которые стали новым объектом нарциссизма.


СИНДРОМЫ РАСПАДА И РОСТА

Если говорить о патологии общественного нарциссизма, то, как и при индивидуальном нарциссизме, ее широко распространенным симпто­мом является недостаток объективности и способности к разумному суждению. Когда политические действия основываются на нарциссиче-ском самопрославлении, этот недостаток приводит к разрушительным последствиям. Поскольку удовлетворение общественного нарциссизма осуществляется с помощью идеологии превосходства собственной груп­пы над другими, считающимися неполноценными, то она оказывается превалирующей в раздувании фанатизма и разжигании групповых бес­сознательных страстей, ведущих к возникновению региональных и миро­вых войн.

Еще один элемент нарциссической патологии связан с тем, что груп­па с сильной нарциссической установкой должна иметь вождя, с которым она могла бы идентифицироваться и на которого она могла бы проециро­вать свой нарциссизм. Поэтому нет ничего удивительного, что полусума­сшедшие вожди часто возглавляют такие группы.

Интересны соображения Э. Фромма, высказанные им по поводу исто­рической борьбы с идолопоклонством, являющейся одновременно борь­бой с нарциссизмом. Суть его рассуждений сводилась к следующему.

При идолопоклонстве способности человека превращаются в тот или иной идол, в котором в отчужденной форме он почитает самого себя. Человек как бы растворяется в идоле, который становится объектом его нарциссической страсти. Противостоящая идолам идея Бога была не чем иным, как отрицанием нарциссизма, поскольку не человек, а именно Бог являлся всезнающим и всемогущим. Однако со временем Бог превратил­ся в идола, так как человек нарциссически идентифицировал себя с ним. Таким образом, в полном противоречии с первоначальной функцией представ­ления о Боге религия стала выражением группового нарциссизма. И нет ничего удивительного в том, что групповой нарциссизм воплотился в религиоз­ный, нередко перерастающий в фанатизм.

Инцестуозный симбиоз - еще одна форма патологии, сказывающаяся на возникновении синдрома распада. Наряду с некрофилией и злокаче­ственным нарциссизмом этот симбиоз, будучи злокачественной формой связи с матерью, является таким ориентированием, которое выступает

против жизни и роста.

Подобно нарциссизму, выступающая в качестве основы классического психоанализа инцестуальная связь с матерью рассматривалась Э. Фроммом как одно из наиболее значительных открытий в науке о человеке. Вместе с тем он считал, что включение данного открытия в теорию либидо зна­чительно снизило его значимость. Поскольку этот аспект частично затра­гивался при обсуждении других идей Э. Фромма, то нет необходимости



ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА

в более широком его рассмотрении. Достаточно будет осветить лишь некоторые моменты, связанные с иным, по сравнению с З.Фрейдом, пониманием связи между ребенком и матерью, а также специфики пато­логии инцестуозного симбиоза.

Э. Фромм исходил из того, что предэдипальная связь мальчика и девоч­ки со своей матерью является более важным феноменом, чем инцесту-альное желание маленького мальчика, которое может быть рассмотрено в качестве вторичного. Если 3. Фрейд полагал, что ядро неврозов состав­ляет эдипов комплекс, то, по его мнению, одной из причин возникно­вения неврозов и психозов служит предэдипальная связь мальчика или девочки с матерью.

Догенитальные инцестуальные устремления ребенка представляют собой одну из фундаментальных страстей, в которых содержится тоска по удовлетворению своего нарциссизма и потребность в безусловной любви со стороны матери без ожидания ответной любви с его стороны. Ребенок беспомощен, он нуждается в защите и безопасности, которые может ему предоставить мать (бабушка, тетя). Но и взрослый человек не менее беззащитен, поскольку, выполняя возложенные на него обще­ством задачи, сталкивается с различного рода опасностями, включая непредвиденные обстоятельства, болезни, смерть. Поэтому, как и малень­кий ребенок, взрослый человек желает опереться на некую силу, которая могла бы предоставить ему защиту, любовь и безопасность.

Биологически и генетически мать представляет собой первую персо­нификацию силы, защищающую и гарантирующую безопасность челове­ческого существа. Но она не является единственной. По мере развития человека мать замещается или дополняется семьей и родом. В дальней­шем гарантами любви и защиты становятся раса или народ, религия или политическая партия, выступающие в роли своеобразной «матери».

Перенесение материнских функций с реальной матери на семью, род, нацию принимает форму группового нарциссизма. Если связь с матерью изолирует человека от других людей, имеющих своих матерей, то обретение «общей матери» в лице народа, расы, религии соединяет его со всеми, кто покло­няется этому материнскому идолу. Различные культы Великой матери, как и культы национализма и патриотизма, свидетельствуют о наличии тес­ной связи между сильной привязанностью к матери и не менее сильной привязанностью к народу, расе, крови, земле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.