КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Агрессия и деструктивность 1 страница
О И8 И6 По Юо. ю8 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА стью превращать органическое в неорганическое, видеть в людях безличные объекты, вступать в контакт с другим человеком с целью обладания им как какой-либо вещью. Некрофилы испытывают страх перед жизнью и относятся с ненавистью ко всему тому, что напоминает жизнь. Подобные тенденции отчетливо проявляются у них в постоянно повторяющихся сновидениях, в которых имеют место всевозможные убийства, нагромождение трупов, похороны, склепы, кладбища, кровь, экскременты. Некрофильные устремления имеют широкий диапазон. Они могут проявляться в непреднамеренных действиях, связанных с разбиванием различных предметов и привычкой ломать, рвать на мелкие кусочки все, что попадается под руку, будь то карандаши, бумага, цветы. Некрофильные устремления проявляются также в случаях вандализма, разрешении проблем и конфликтов путем насилия, повышенном интересе к болезням и уголовной хронике, выборе темных и поглощающих свет тонов, страсти к техническим приспособлениям, заменяющим живое общение с людьми. Кроме того, о некрофильности человека можно судить по его речи, жестам, выражению лица, одежде, поскольку некрофил чаще всего холоден в обращении с другими людьми, безжизненен в своих проявлениях, предпочитает носить неброскую одежду. Для Э. Фромма некрофилия представляла собой основополагающее ориентирование, находящееся в полном противоречии с жизнью. Она рассматривалась им в качестве наиболее болезненной и опасной среди всех жизненных ориентации, на которые способен человек. Будучи превалирующим в структуре характера, подобное ориентирование способствует возникновению некрофильной личности. «Итак, — подчеркивал Э. Фромм, — некрофилию в характерологическом смысле можно определить как страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся; одновременно это страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения; а также исключительный интерес ко всему чисто механическому (небиологическому). Плюс к тому это страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей» [19, с.285]. Какие же условия приводят к некрофилии? Какие факторы ведут к нек-рофильному ориентированию? Поскольку исследования в этой области знания были явно недостаточны, то Э.Фромм не претендовал на то, чтобы дать полноценные ответы на данные вопросы. Вместе с тем на основании опыта практикующего аналитика и анализа группового поведения он высказал несколько предположений на этот счет. Прежде всего он отметил, что некрофилия чрезвычайно заразительна и, следовательно, ребенок, находящийся в семье, где не только нет СИНДРОМЫ РАСПАДА И РОСТА оЩущения полноты жизни, но, напротив, наличествует тяга к мертвому, может воспринять некрофильную ориентацию. Мать, интересующаяся только болезнями и невзгодами своего ребенка и придающая значение только мрачным прогнозам относительно его будущего, может задушить в нем радость жизни и заразить его собственным некрофильным ориентированием. Мать, стремящаяся воспитать своего ребенка чистоплотным, проявляющая повышенный интерес к его испражнениям и являющаяся женщиной с сильно выраженным анальным характером, может оказать такое влияние на ребенка, благодаря которому у него тоже сформируется анальный характер и проявится любовь к неживому и мертвому. В целом созревание в семье, члены которой любят мертвое, ощущение дефицита заботы, тепла, ласки и любви со стороны родителей, страх по поводу утраты расположения со стороны значимых для ребенка лиц, недостаток инициативы, восприятие жизни как рутинной и неинтересной, отсутствие стремления к установлению тесных связей с миром и дружеских отношений с другими людьми — все это способствует возникновению у человека некрофильной ориентации. Разумеется, воспитание чистоплотности само по себе не ведет с необходимостью к возникновению у человека анального характера и нек-рофильного ориентирования. Как замечал Э.Фромм, к формированию анального характера приводит не воспитание, как таковое, а характер матери, которая через свой страх и ненависть к жизни побуждает ребенка интересоваться процессом опорожнения и направлять детскую энергию на страсть обладать и накапливать. Соотнося между собой два типа характера — некрофильный и анальный — Э. Фромм полагал, что первый является злокачественной формой такой структуры характера, доброкачественной формой которой служит второй тип. Он рассматривал некрофильный характер в качестве связующего звена между описанным З.Фрейдом анальным характером, основанным на сексуальной энергии либидо, и базирующимся на биологических предпосылках представления основателя психоанализа о влечении к смерти. Что касается социальных предпосылок некрофилии, то Э. Фромм соотносил их со спецификой и духом современных обществ, нацеленных на эксплуатацию природных богатств, покорение и разрушение природы, истребление животного мира в погоне за материальной выгодой, гонку вооружения и создание оружия массового уничтожения, бюрократическое управление людьми как объектами манипулирования, превращение людей в послушные винтики государственной машины, автоматизацию и стандартизацию, формирование человека как всеядного потребителя, получающего удовольствие от приобретения все новых и новых in ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА товаров, которые искусственно навязываются ему различными средствами информации. Все эти тенденции не отражают принципы подлинной жизни человека и свидетельствуют о его отчуждении и от природы, и от других людей, и от самого себя. Другое дело, что многие люди не замечают этого, принимают возбуждающие соблазны за радость жизни и пребывают в иллюзии относительно того, что, обладая многими вещами и предметами и имея возможность удовлетворить все разрастающиеся, навязанные обществом потребности, они полностью реализуются в своей жизни. Обычно люди не осознают своей отрешенности от реальной жизни и склонности к мертвому. Они не воспринимают некрофильную ориентацию как некую патологию, болезнь. Напротив, некрофильные тенденции претерпевают такую рационализацию, в результате которой развязывание войны оправдывается рациональными целями и благими намерениями, необходимость убийства обставляется патриотическими лозунгами и призывами, очарование мертвым выдается за радость жизни. Поэтому важно не только распознать некрофильные тенденции в человеке, но и определить, насколько они сильны и до какой степени осознаются им. «До тех пор, пока он думает, что находится в стране жизни, а между тем в действительности пребывает в стране смерти, он потерян для жизни, поскольку для него нет возврата» [20, с. 37]. Для Э.Фромма развитие некрофилии — это следствие психической болезни, корни которой произрастают из глубинных пластов человеческого бытия, из экзистенциальной ситуации. Человек, не обладающий способностью к созиданию или утративший ее, постоянно ощущающий свою изолированность и испытывающий страх перед жизнью, стремится заглушить в себе «витальную импотенцию» путем самоутверждения любой ценой, вплоть до убийства других людей и варварского разрушения жизни вообще. И коль скоро некрофилия является психическим заболеванием, то для ее лечения требуется прежде всего клиническая диагностика. Рассматривая симптоматику некрофилии, Э. Фромм высказал некоторые методологические соображения, относящиеся к ее клинической диагностике. Они сводились к следующему: • для установления диагноза «некрофильская личность» недостаточно • для установления диагноза необязательно иметь налицо все характеро СИНДРОМЫ ческих факторов, а с другой — люди скрывают свои пороки, и поэтому обнаружение некоторых некрофильских черт представляется делом трудным; • в полном объеме и во всех своих проявления некрофильские черты • у большинства людей можно обнаружить смесь некрофильских тенден • патологически некрофильные личности (человеконенавистники, расисты, поджигатели войн, убийцы, потрошители) представляют серьезную опасность для окружающих, причем они опасны не только в качестве политических лидеров, но и как потенциальные диктаторы, из рядов которых выходят палачи, убийцы, террористы и заплечных дел мастера; • обществу следует иметь представление о наличии среди населения • для выявления некрофильного характера можно использовать такие Злокачественный нарциссизм -другая форма патологии, способствующая возникновению синдрома распада. Наряду с некрофилией, патологическое проявление нарциссизма существенно сказывается, по убеждению Э. Фромма, как на становлении личности, так и на развитии человечества. В разделе, посвященном аналитической психологии К. Г. Юнга, освещался вопрос о том, как и в силу каких обстоятельств 3. Фрейд пришел к понятию нарциссизма. Напомню, что это произошло в результате критики ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА К. Г. Юнгом фрейдовского понимания либидо как сексуальной энергии, которое, по его мнению, не могло объяснить природы шизофрении. В ответ на подобную критику 3. Фрейд выдвинул точку зрения, в соответствии с которой лишенное объекта либидо шизофреника направляется на его Я и его поведение можно назвать нарциссическим. Согласно его представлениям, в раннем детстве младенец находится в состоянии «первичного» нарциссизма, когда у него нет никаких отношений с внешним миром и он сосредоточен на самом себе, затем в ходе нормального развития ребенок переключает свой интерес на внешние объекты, однако у душевнобольных людей привязанное к объектам либидо может получить возвратное направление и сконцентрироваться на Я, в результате чего возникает «вторичный» нарциссизм. Причем 3. Фрейд полагал, что и при нормальном развитии на протяжении всей своей жизни человек может оставаться до известной степени нарциссичным. Э.Фромм считал, что понятие нарциссизма было одним из наиболее плодотворных открытий основателя психоанализа. Представления 3. Фрейда о том, что даже у нормального человека нарциссизм не исчезает полностью, подтверждается повседневным опытом. Однако представление о нарциссизме, обусловленном сексуальным либидо, не дает, по мнению Э. Фромма, подлинного понимания природы этого феномена. Содержащиеся в понятии нарциссизма возможности могут быть использованы значительно лучше, если рассматривать его в плане психической энергии, не сводящейся исключительно к сексуальной энергии. Для прояснения сути дела Э. Фромм рассмотрел «первичный» нарциссизм новорожденного, нарциссизм душевнобольного и нарциссические проявления у нормального человека. Нарциссизм новорожденного связан с тем, что для него существует единственная реальность, которой является он сам, т. е. его тело, физические ощущения, потребности в еде и сне. Положение душевнобольного отличается от положения новорожденного тем, что для второго внешний мир еще не возник в качестве реальности, в то время как для первого он уже перестал существовать. У людей, обладающих необычайной властью, можно наблюдать особый род нарциссизма, пограничного между нормой и душевной болезнью. Эти люди ведут себя таким образом, как будто не существует границ для их прихотей и жажды власти. Чем более ощущают они опьянение властью, тем сильнее охватывает их безумие. Элементарная форма нарциссизма проявляется у среднего человека в его отношении к своему телу, поскольку большинству людей нравятся собственное лицо и фигура. Подобный нарциссизм может проявляться по-разному. Так, одна женщина может много времени проводить перед зеркалом, причесываясь, подкрашиваясь, прихорашиваясь, что, возможно, обуслов- СИНДРОМЫ РАСПАДА И РОСТА лено ее тщеславием, самовлюбленностью или одержимостью своей красотой. Другая женщина не пытается себя приукрасить, но все время занята своим телом, поскольку боится болезней. За поведением обеих женщин скрывается нарциссическая занятость собственной персоной. Сходным образом обстоит дело и с моральной ипохондрией, когда человек опасается не болезни или смерти, а некой провинности. Со стороны, как впрочем и в собственных глазах, он может производить впечатление совестливого человека, готового заботиться и о других людях, в то время как в действительности он занят только самим собой. Подобное состояние характеризуется чувствами нереальности, самообвинения, и такой вид нарциссизма, который в свое время был назван К.Абрахамом «негативным» нарциссизмом, менее заметен, чем нарциссизм тщеславного человека. В повседневной жизни может иметь место такая форма нарциссизма, которая не сразу бросается в глаза. В качестве примера подобной формы нарциссизма Э. Фромм привел следующий анекдот. Один писатель встретил друга и долго, нудно рассказывал ему о себе. Наконец, как бы спохватившись, он сказал: «Я так долго говорил о себе. Теперь давай поговорим о тебе. Как тебе нравится моя последняя книга?» Как видно из этого анекдота, писатель является типичным представителем нарциссической личности, занятой только собой и интересующейся другими лишь постольку, поскольку они оказываются «эхом его собственной персоны». Нарциссического человека можно узнать по присущим ему чертам самодовольства, чувствительной реакции на любую критику или покорности как объекта своего самолюбования. Предметом его нарциссизма не обязательно выступает вся личность. Нарциссизмом могут быть охвачены отдельные ее аспекты, будь то физические качества, интеллектуальные способности или внешность, когда человек идентифицирует себя с некоторыми гранями себя самого. Объектами нарциссической склонности могут быть также идеи и знания человека, его дом и машина, его дети и близкие люди, которых он превратил в часть самого себя и которыми он восхищается за качества, перенесенные на них. Размышляя о разнообразных проявлениях нарциссизма Э. Фромм обратил внимание на его патологию. Так, опасным последствием нарциссической привязанности является потеря рационального суждения. Нарциссическая оценка чаще всего оказывается предубеждением, которое так или иначе рационализируется. Искажение подобного рода легко распознается в нарциссизме алкоголика, который нередко пребывает в эйфорическом ощущении своего превосходства над другими людьми, хотя в действительности он находится в состоянии самовозвеличивания. Нарциссиче-ский человек уверен, что он объективен, не предубежден и это приводит к тяжелому ущербу для его умственных и оценочных способностей. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА Еще более патологическим элементом в нарциссизме является эмоциональная реакция на критику объекта нарциссизма. Нарциссический человек воспринимает такую критику как враждебную атаку на него и реагирует на нее крайне озлобленно. Он компенсирует чувство страха своим нарциссическим самовозвеличиванием и если подобная защита окажется под угрозой, то это может привести его в состояние сильной ярости. Вместе с тем реакцией на затронутый нарциссизм может быть не только ярость, но и депрессия. Последняя возникает в том случае, когда человек не в состоянии восстановить свой нарциссизм и его Я оказывается разрушенным. Стремление нарциссического человека избавиться от угрожающей депрессии чревато тем, что он может впасть в психоз. Возможен и иной способ решения проблемы, который является более удовлетворительным лично для нарциссического человека, но более опасным для других людей. Речь идет о попытке преобразовать действительность таким образом, чтобы она соответствовала нарциссическому представлению человека о себе, или о стремлении любыми средствами получить одобрение со стороны другой личности, со стороны миллионов людей. Последнее относится к нарциссическим личностям, активно участвующим в общественной жизни и опережающим вспышку потенциального психоза одобрением значительного числа сограждан. В истории развития человечества существует немало примеров вождей, одержимых манией величия, которые, используя выражение Э. Фромма, «лечили свой нарциссизм» тем, что переделывали мир под себя и уничтожали своих критиков. Э. Фромм различал в патологии нарциссизма две его формы — доброкачественную и злокачественную. При доброкачественном нарциссизме его объектом является результат собственных усилий человека. Так, ученый, преподаватель или рабочий могут испытывать нарциссическую гордость за процесс или результат своего труда. Пока предметом нарциссизма является то, над чем человек должен работать, его интерес к своей работе и своему достижению находит противовес в интересе к продвижению самой работы и к материалу? с которым он работает. Это означает, что динамика доброкачественного нарциссизма регулируется сама собой: работа вызывает потребность в поддерживании отношений с реальностью, необходимых с точки зрения побуждения к работе, нарциссизм находится в определенных границах. Подобный механизм объясняет то, почему встречается так много нарциссичных людей, являющихся в то же время в высокой степени творческими. При злокачественном нарциссизме его предметом оказывается не то, что человек делает или производит, а то, что он имеет (собственное тело, здоровье, богатство). В нем отсутствует элемент коррекции, имеющий СИНДРОМЫ РАСПАДА И РОСТА место при доброкачественном нарциссизме. Человеку нет необходимости поддерживать отношения с внешним миром, если он имеет определенное качество или обладает величием. При стремлении сохранить образ своего величия и защититься от опасности обнаружения нарциссически раздутого Я человек отдаляется от реальности и увеличивает свой нарциссический заряд. Это означает, что злокачественному нарциссизму не удается удержаться в определенных рамках и человек начинает все глубже погружаться в свой нарциссизм. В представлении Э.Фромма у среднего человека нарциссизм не достигает высокой степени интенсивности, но у него продолжает существовать «нарциссическое ядро», свидетельствующее о том, что нарциссиче-ское пристрастие имеет не менее важную биологическую функцию, чем сексуальное влечение или инстинкт самосохранения. Природа человека оснащена нарциссизмом, чтобы он мог выжить. Поскольку, в отличие от животных, природа не снабдила человеческое существо достаточно развитыми инстинктами, то она наделила его нарциссизмом, перенимающим на себя необходимую биологическую функцию. Но если нарциссизм биологически необходим человеку, то как это согласуется с его экзистенциальной потребностью в установлении связей с внешним миром и взаимоотношений с другими людьми? Ведь в силу своего нарциссизма человек оказывается равнодушным к своему окружению. Кроме того, нарциссизм делает человека асоциальным, а в ряде случаев приводит к душевному заболеванию. Получается, что нарциссизм вступает в конфликт с принципом сохранения жизни, поскольку отдельный человек может выжить только тогда, когда он находится в семье, группе, обществе. Тем самым напрашивается парадоксальный вывод о том, что нарциссизм необходим для сохранения жизни и одновременно представляет собой угрозу ее сохранению. Именно к такому выводу и пришел Э.Фромм. Однако для него подобный вывод не был обескураживающим или тупиковым, поскольку он считал, что подмеченный парадокс в принципе разрешим. Решение этого парадокса представлялось ему двояким, связанным с различением между оптимальным и максимальным, индивидуальным, и групповым (общественным) нарциссизмом. «С одной стороны, выживанию служит оптимальный, а не максимальный нарциссизм, т. е. в биологически необходимой степени нарциссизм может быть совместим с социальным сотрудничеством. С другой стороны, индивидуальный нарциссизм может превращаться в групповой и тогда род, нация, религия, раса и т. п. заступают на место индивида и становятся объектами нарциссической страсти. Таким образом, нарцис-сическая энергия остается, но она применяется в интересах сохранения группы вместо сохранения жизни отдельного человека» [22, с. 54]. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА В классическом психоанализе не было подобного различия между различными видами нарциссизма. Правда, в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) З.Фрейд рассматривал вопрос о том, что происходит с индивидом, когда он приобщается к группе, и писал об ограничении нарциссизма, порожденного либидозной связью с другими людьми. Однако, сконцентрировав свое внимание на механизме идентификации в массе, он не пришел к понятию группового, общественного нарциссизма, которое стало объектом осмысления у Э. Фромма. В отличие от основателя психоанализа, Э.Фромм попытался понять феномен общественного нарциссизма и ту роль, которую он играет как источник насилия и войны. Прежде всего он показал, что общественный нарциссизм имеет социологическую функцию, которая выполняется параллельно с биологической функцией индивидуального нарциссизма. Любая группа получает нарциссическую энергию от своих членов, без которой она не могла бы существовать. Как и в индивидуальном нарциссизме, в групповом нарциссизме можно выделить доброкачественные и злокачественные его формы. Если цель группы состоит в осуществлении какого-либо достижения, то потребность в созидательной деятельности заставляет выйти за рамки узкого круга эгоистических интересов. В том случае, когда объектом группового нарциссизма является сама группа, т. е. имеется озабоченность по поводу ее престижа и популярности, то нарциссическое ориентирование окажется преобладающим, чреватым негативными последствиями. Для некоторых людей, бедных в экономическом и культурном отношении, нарциссическая гордость принадлежности к какой-то группе может стать подчас единственным источником удовлетворения. Типичным примером данного феномена может служить расовый нарциссизм, носители которого имеют раздутое представление о себе как группе, имеющей превосходство над другими. Аналогичным образом групповой нарциссизм выступает в религиозных, национальных и политических формах со свойственным им фанатизмом и деструктивностью. В свое время 3. Фрейд говорил о том, что вслед за Коперником и Дарвиным, нанесшими космологический (Земля не центр Вселенной) и биологический (человек произошел от обезьяны) удары по самолюбию человека, психоанализ нанес третий, самый чувствительный, психологический (человек не сознательное, а бессознательное существо) удар по его нарциссизму. Тем не менее, как замечал Э. Фромм, это не привело к значительному уменьшению нарциссизма. Человек отреагировал на все эти удары перемещением своего нарциссизма на другие объекты, будь то государство, народ, раса, а также научно-технические достижения, которые стали новым объектом нарциссизма. СИНДРОМЫ РАСПАДА И РОСТА Если говорить о патологии общественного нарциссизма, то, как и при индивидуальном нарциссизме, ее широко распространенным симптомом является недостаток объективности и способности к разумному суждению. Когда политические действия основываются на нарциссиче-ском самопрославлении, этот недостаток приводит к разрушительным последствиям. Поскольку удовлетворение общественного нарциссизма осуществляется с помощью идеологии превосходства собственной группы над другими, считающимися неполноценными, то она оказывается превалирующей в раздувании фанатизма и разжигании групповых бессознательных страстей, ведущих к возникновению региональных и мировых войн. Еще один элемент нарциссической патологии связан с тем, что группа с сильной нарциссической установкой должна иметь вождя, с которым она могла бы идентифицироваться и на которого она могла бы проецировать свой нарциссизм. Поэтому нет ничего удивительного, что полусумасшедшие вожди часто возглавляют такие группы. Интересны соображения Э. Фромма, высказанные им по поводу исторической борьбы с идолопоклонством, являющейся одновременно борьбой с нарциссизмом. Суть его рассуждений сводилась к следующему. При идолопоклонстве способности человека превращаются в тот или иной идол, в котором в отчужденной форме он почитает самого себя. Человек как бы растворяется в идоле, который становится объектом его нарциссической страсти. Противостоящая идолам идея Бога была не чем иным, как отрицанием нарциссизма, поскольку не человек, а именно Бог являлся всезнающим и всемогущим. Однако со временем Бог превратился в идола, так как человек нарциссически идентифицировал себя с ним. Таким образом, в полном противоречии с первоначальной функцией представления о Боге религия стала выражением группового нарциссизма. И нет ничего удивительного в том, что групповой нарциссизм воплотился в религиозный, нередко перерастающий в фанатизм. Инцестуозный симбиоз - еще одна форма патологии, сказывающаяся на возникновении синдрома распада. Наряду с некрофилией и злокачественным нарциссизмом этот симбиоз, будучи злокачественной формой связи с матерью, является таким ориентированием, которое выступает против жизни и роста. Подобно нарциссизму, выступающая в качестве основы классического психоанализа инцестуальная связь с матерью рассматривалась Э. Фроммом как одно из наиболее значительных открытий в науке о человеке. Вместе с тем он считал, что включение данного открытия в теорию либидо значительно снизило его значимость. Поскольку этот аспект частично затрагивался при обсуждении других идей Э. Фромма, то нет необходимости ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА в более широком его рассмотрении. Достаточно будет осветить лишь некоторые моменты, связанные с иным, по сравнению с З.Фрейдом, пониманием связи между ребенком и матерью, а также специфики патологии инцестуозного симбиоза. Э. Фромм исходил из того, что предэдипальная связь мальчика и девочки со своей матерью является более важным феноменом, чем инцесту-альное желание маленького мальчика, которое может быть рассмотрено в качестве вторичного. Если 3. Фрейд полагал, что ядро неврозов составляет эдипов комплекс, то, по его мнению, одной из причин возникновения неврозов и психозов служит предэдипальная связь мальчика или девочки с матерью. Догенитальные инцестуальные устремления ребенка представляют собой одну из фундаментальных страстей, в которых содержится тоска по удовлетворению своего нарциссизма и потребность в безусловной любви со стороны матери без ожидания ответной любви с его стороны. Ребенок беспомощен, он нуждается в защите и безопасности, которые может ему предоставить мать (бабушка, тетя). Но и взрослый человек не менее беззащитен, поскольку, выполняя возложенные на него обществом задачи, сталкивается с различного рода опасностями, включая непредвиденные обстоятельства, болезни, смерть. Поэтому, как и маленький ребенок, взрослый человек желает опереться на некую силу, которая могла бы предоставить ему защиту, любовь и безопасность. Биологически и генетически мать представляет собой первую персонификацию силы, защищающую и гарантирующую безопасность человеческого существа. Но она не является единственной. По мере развития человека мать замещается или дополняется семьей и родом. В дальнейшем гарантами любви и защиты становятся раса или народ, религия или политическая партия, выступающие в роли своеобразной «матери». Перенесение материнских функций с реальной матери на семью, род, нацию принимает форму группового нарциссизма. Если связь с матерью изолирует человека от других людей, имеющих своих матерей, то обретение «общей матери» в лице народа, расы, религии соединяет его со всеми, кто поклоняется этому материнскому идолу. Различные культы Великой матери, как и культы национализма и патриотизма, свидетельствуют о наличии тесной связи между сильной привязанностью к матери и не менее сильной привязанностью к народу, расе, крови, земле.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |