КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа человека и его потребности 1 страница
О Б СВОБОДА И МЕХАНИЗМЫ БЕГСТВА ОТ НЕЕ Мазохистские и садистские стремления помогают человеку избавиться от невыносимого чувства одиночества и бессилия. Мазохистские стремления направлены на избавление человека от собственной личности, от бремени свободы. Человек может разрываться между стремлением быть независимым и чувством своей незначительности, что порождает мучительный конфликт, разрешение которого сопровождается обращением своей личности в ничто и ощущением беспомощности, поиском боли и мучений, злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Если человек находит социальные формы удовлетворения его мазохистских наклонностей, скажем, путем подчинения вождю, то он обретает некоторую уверенность за счет единства с другими людьми, разделяющими те же чувства. Однако и в этом случае он избавляется лишь от осознанного страдания, оставляя неизменным как внутренний конфликт, так и связанную с ним скрытую неудовлетворенность. Боль и страдание оказываются вовсе не тем, к чему стремится мазохист, а той ценой, которую он платит за бессознательную надежду достичь определенной цели, т. е. забыть свое Я, раствориться во внешней силе, стать ее частицей. Садистские стремления направлены на овладение другим человеком, превращение его в беспомощный объект своей воли. Средствами достижения этой цели становятся унижение и порабощение другого человека, причинение ему страдания и боли. Но это не означает, что садист достигает целостности своего Я. Его собственное Я исчезает точно так же, как это имеет место у мазохиста. У садиста оно разбухает за счет включения в себя другого человека, у мазохиста Я растворяется во внешней силе. И тот и другой имеют общую цель, которую Э.Фромм называет симбиозом, что в психологическом смысле слова означает союз одной личности с другой, в котором каждая сторона теряет целостность своего Я, так что обе становятся зависимыми друг от друга. Хотя внешне садизм и мазохизм исключают друг друга, в действительности в их основе лежит одна и та же потребность. Поэтому человек не бывает, с точки зрения Э. Фромма, только садистом или мазохистом. Между активной и пассивной сторонами симбиотического комплекса наблюдаются постоянные колебания, однако в обоих случаях, т. е. при садизме и мазохизме индивидуальность и свобода утрачиваются. Поскольку термин «садистско-мазохистские» наклонности ассоциируется с сексуальными извращениями и с неврозами, то применительно к рассмотрению механизмов бегства от свободы Э.Фромм говорил об авторитаризме. Коль скоро речь шла не о невротиках, а о нормальных людях, то вместо садистско-мазохистской личности он апеллировал к авторитарной личности, авторитарному характеру, связанному со стремлением к власти. Причем под властью понималась не только ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА внешняя, но и интеризированная (совесть, долг, Сверх-Я), а также анонимная власть. С точки зрения Э.Фромма, авторитарная личность любит условия, ограничивающие свободу человека. Эта личность с удовольствием подчиняется судьбе и преклоняется перед прошлым. Для нее характерно убеждение, что жизнь определяется силами, лежащими вне человека, его интересов и желаний. Авторитарная личность может проявлять активность, но она основана на глубоком чувстве бессилия, которое эта личность пытается преодолеть. Авторитарный человек поклоняется власти и верит в нее, пока данная власть сильна. Словом, описание садистско-мазохистских стремлений и авторитарной личности относится к резко выраженным формам беспомощности человека и к наиболее выраженным формам бегства от нее путем симбиотического отношения к объекту поклонения или господства. Средством избавления от невыносимого чувства бессилия может служить разрушительность, которая направлена на уничтожение объектов и в основе которой лежат тревога и скованность. В классическом психоанализе давалось биологическое объяснение разрушительности. Однако, как замечал Э.Фромм, между различными индивидами, как и между различными социальными группами, существует значительная разница в весе разрушительных тенденций и, следовательно, необходимо исходить не из инстинктивных влечений как таковых, а из общей скованности, препятствующей спонтанному развитию человека и проявлению его чувственных, эмоциональных, интеллектуальных возможностей. Разрушительность является не чем иным, как результатом непрожитой жизни. Поэтому важно не только осознать роль разрушительности в динамике социального процесса, но и понять, что ее источники лежат в изоляции человека и в его подавленной индивидуальности. Отказ от независимости своей личности, стремление к слиянию с кем-нибудь или чем-нибудь внешним, садизм, мазохизм или то, что можно назвать в целом авторитаризмом — таков один из механизмов бегства от свободы. Другим важным в социальном плане механизмом является, по Э. Фромму, автоматизирующий конформизм, сопровождающийся превращением человека в автомат. Под воздействием этого механизма человек перестает быть собой, становится таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят видеть его. В этом случае исчезает различие между собственным Я и окружающим миром. Превратившись в робота, подобно миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Именно подобный механизм становится спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. 78 СВОБОДА И МЕХАНИЗМЫ БЕГСТВА ОТ НЕЕ Именно превращение человека в автомат становится «нормальным» способом преодоления одиночества в нашем мире. Казалось бы, подобное понимание, т. е. превращение индивида в автомат, противоречит представлению о человеке как сознательном существе, думающем и действующем по своей собственной воле, причем совершенно свободно. Однако в большинстве случаев такое представление является иллюзией, поскольку содержание мыслей, чувств и желаний чаще всего навязано человеку извне и не является его собственным. Подлинные самобытные мысли и чувства составляют исключение по сравнению с распространенными псевдоактами, столь характерными для современного человека. Так, рассматривающий картину знаменитого художника, скажем, Рембрандта, средний посетитель музея находит ее прекрасной и впечатляющей. Однако если проанализировать его суждение об этой картине, то оказывается она не вызвала у него никакой внутренней реакции, но он считает ее прекрасной, поскольку знает, что от него ждут именно такого суждения. Большинство людей убеждены, что если они чего-то хотят, то это их собственные желания. На самом деле значительная часть желаний человека навязана со стороны. Он живет в состоянии иллюзии, будто знает чего хочет, тогда как в действительности он хочет того, чего должен хотеть в соответствии с общепринятыми стандартами жизни в обществе. Человеку удается убедить себя, что это он принял решение, в то время как на самом деле ему приходится подстраиваться под желания окружающих. Приходится поражаться тому, насколько человек ошибается, принимая за свое собственное решение результат подчинения обычаям, условностям, чувству долга или открытому давлению. Как правило, у человека происходит подмена подлинных актов мышления, чувств и желаний, что в конечном счете ведет, как считал Э.Фромм, к подмене подлинной личности псевдоличностью. Утрата собственной личности и ее замещение псевдоличностью ставят человека в крайне неустойчивое положение. Он теряет самого себя и уверенность в себе. Потеря собственного Я вынуждает человека приспосабливаться к окружающим его людям, вести себя так, как им нужно. Происходит роботизация индивида, когда дружелюбие, веселье и другие выражающиеся в улыбке чувства становятся автоматическим ответом, а широкий спектр спонтанных эмоций подавляется. Эмоциональность как таковая становится синонимом неуравновешенности иди душевного нездоровья. Э. Фромм считал, что не последнюю роль в подавлении и запрещении эмоций человека XX в. играла психиатрия. С одной стороны, 3. Фрейд разоблачил фикцию рационального поведения человека и открыл путь, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э.ФРОММА позволивший заглянуть в глубины человеческих страстей. С другой стороны, обогащенная этими достижениями основателя психоанализа психиатрия превратилась в орудие, служащее общей тенденции манипулирования личностью. Психиатры и психоаналитики создали образ «нормального» человека, который не бывает слишком грустен, сердит или взволнован. Неподходящие под этот стандарт типы личности квалифицировались ими как инфантильные или невротические. Тем самым живой, способный к проявлению спонтанных чувств человек оказался невротиком, в то время как бесчувственный автомат - нормальным. Если прежде индивид знал, что критика исходила от какого-то человека и мог как-то защищаться от нее, то теперь ему стала противостоять «наука», с которой он не мог бороться. Искажению подверглись не только чувства и эмоции, но и оригинальное мышление. С первых шагов обучения у человека отбивают охоту думать самостоятельно. Любопытство детей не принимается всерьез многими родителями, которые утаивают от них те или иные факты. В школе применяются методы обучения, ведущие к дальнейшему подавлению самостоятельного мышления. В головы учащихся вдалбливаются разрозненные факты, заучивание которых не оставляет ни времени, ни сил для их осмысления. Конечно, мышление без знания фактов является фикцией, но сама по себе информация может превратиться в такое же препятствие для мышления, как и ее отсутствие. У взрослого человека разрозненные факты и противоречивая информация приобретают абстрактный характер, разрушают целостное представление о мире и парализуют его критическое мышление. В конечном счете человек стал жить в мире, с которым потерял все подлинные связи. Он стал частью машины, созданной собственными руками, утратил собственное Я, на котором может быть построена подлинная уверенность свободного человека. Словом, роботизация и конформизм привели к тому, что за стремление обрести какую-то уверенность человеку приходится платить дорогую цену, связанную с отказом от своей спонтанности, индивидуальности, свободы. Таким образом, Э. Фромм показал, что рост «свободы от» сопровождается возникновением механизмов бегства от нее, ведущим к новым зависимостям человека. Но насколько неизбежно новое рабство? Обязательно ли независимость и свобода должны вести и изоляции и страху? Возможно ли позитивное состояние свободы, в котором индивиду не нужно будет прибегать к авторитаризму или конформизму? Отвечая на эти вопросы, Э. Фромм исходил из того, что процесс развития свободы не является порочным кругом. По его мнению, человек может быть свободен, но не одинок, критичен, но не подавлен сомнением, независим, но в то же время неразрывно связан с человечеством. СВОБОДА И МКХАНилшш *,„. _. Человек может обрести подлинную свободу, если станет самим собой и реализует свою личность. Словом, позитивная свобода возможна и она состоит в спонтанной активности всей целостной личности человека. Спонтанная активность для Э.Фромма — это не вынужденная активность, навязанная индивиду его бессилием и не активность робота, обусловленная некритическим восприятием заданных извне шаблонов. Спонтанная активность — это свободная деятельность, творческая активность личности во всех ее эмоциональных, чувственных, интеллектуальных, волевых проявлениях, связывающих ее с другими людьми, природой и миром в целом. «Основное противоречие, присущее свободе, — рождение индивидуальности и боль одиночества — разрешается спонтанностью всей жизни человека» [5, с. 217]. «Свобода от» — лишь одна сторона свободы, имеющей негативный оттенок, ведущей к одиночеству, бессилию человека и его стремлению к власти или подчинению, разрушительности или подавленности, авторитаризму или конформизму. «Свобода для» — другая сторона свободы, имеющей позитивную направленность на реализацию человеком своей индивидуальности благодаря проявлению спонтанной активности, В истории человечества подобная позитивная свобода, устраняющая причины антисоциальных стремлений, еще никогда не достигалась. Она всегда была тем идеалом, к которому стремилось человечество, даже если это стремление выражалось порой в иррациональных формах. Движимая внутренней логикой своего развития свобода достигла критической точки, где ей угрожает опасность превратиться в свою противоположность. Признаки нового рабства все больше и больше дают знать о себе. И все же удивляться следует не тому, что история полна примеров жестокости и разрушительности, а тому, что человечество сохранило качества достоинства, доблести и доброты, несмотря на все происходящее с людьми. В оценке Э. Фромма, данный факт является не только удивительным, но и обнадеживающим, позволяющим говорить о возможности развития позитивной свободы в смысле реализации человеком своей личности. Идеи, выраженные Э.Фроммом в работе «Бегство от свободы», получили свое дальнейшее развитие в его последующих публикациях. Пожалуй, он был одним из немногих психоаналитиков, кому удалось в первой фундаментальной книге наметить и частично осветить те проблемы человеческого существования, которые предопределили его исследовательскую и терапевтическую деятельность на протяжении всей дальнейшей жизни. Ведь в рамках размышления о свободе человека и механизмах бегства от нее он затронул такие аспекты, как норма и патология, достоинства и недостатки классического психоанализа, индивидуальный и социальный характер, любовь и эгоизм, агрессивность и деструктивность, жизнь 8г ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА и смерть, позитивные и негативные ориентации людей, авторитарные и гуманистические ценности жизни, социально-экономические и психологические факторы развития личности, т. е. все то, что так или иначе является предметом размышления критически мыслящего человека. Вся последующая деятельность Э. Фромма оказалась углубленным осмыслением теоретически важных и практически значимых проблем и противоречий человеческого существования, рассмотренных через призму выдвинутых им идей и концепций, составивших остов гуманистического психоанализа. Какие бы аспекты человеческого существования ни принимались во внимание, их осмысление зависит, как правило, от понимания природы человека. Данное обстоятельство осознавалось Э. Фроммом и не случайно в ряде своих работ он уделил особое внимание раскрытию специфики человеческой природы. Так, уже во второй своей фундаментальной книге «Человек для себя» (1947), посвященной исследованию психологических проблем этики, он обратился к рассмотрению человеческой ситуации и специфики человека. Для Э. Фромма одним из существенных элементов, отличающих человеческое существование от животного, являлся элемент недостаточности у человека инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру. Животные адаптируются к условиям жизни, изменяя самих себя, но не изменяя свою среду обитания. Появление человека знаменовало собой ту точку в процессе эволюции, в которой инстинктивная адаптация свелась к минимуму. В отличие от животных, появление человека сопровождалось возникновением новых свойств, связанных с осознанием самого себя как отдельного существа, способностью помнить прошлое и предвидеть будущее, обозначать предметы и действия символами, прибегать к воображению, благодаря которому он выходит за пределы своих ощущений. «Человек самое беспомощное из всех животных, но сама эта биологическая слабость служит основой его силы, первой причиной развития его специфически человеческих свойств» [6, с. 45]. Благодаря сознанию, разуму и воображению была нарушена первичная гармония между человеком и его окружением. Будучи частью природы, он в то же время оказался обособленным от нее. Не по своей воле он оказался также заброшенным в этот мир и не свободным от дихотомии своего существования, когда разум, как счастливый дар человека, стал одновременно и его проклятием. В отличие от животных, человек должен жить сам, а его жизнь не может протекать по заданному родом образцу. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ Он представляет собой единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему, которой он не может пренебречь и которую обязан разрешить. Человек не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой, но должен продолжать развивать свой разум, возникновение которого породило для него дихотомию, принуждающую его вечно стремиться к новым решениям и творить свой собственный мир. Человек не свободен от двойственности своего существования: он не может освободиться от разума, даже если бы этого захотел; он не может освободиться и от своего тела, пока жив. Этот разлад в человеческой природе ведет к возникновению ряда дихотомий. Поскольку они коренятся в самом существовании человека, то Э. Фромм назвал их экзистенциальными дихотомиями. Экзистенциальные дихотомии (противоречия) в человеке постоянно приводят к нарушению его внутреннего равновесия. Это состояние отличает его от животного, находящегося в гармонии с природой. Подвижное внутреннее равновесие человека может быть сравнительно стабильным, если ему удается каким-то способом решить свои проблемы. Тем не менее эта относительная стабильность не означает освобождения от раздвоенности, которая возникает всякий раз, как только изменяются предпосылки для данной стабильности. Обратившись к осмыслению экзистенциальных дихотомий, Э.Фромм прежде всего подчеркнул, что основной является дихотомия между жизнью и смертью. Факт смерти неотменим для человека. Он знает, что рано или поздно ему предстоит умереть. Осознание данного факта глубоко влияет на его жизнь. Но, поскольку смерть противоположна жизни, то она остается для человека чуждой. Нет ничего удивительного в том, что в истории развития человечества предпринимались различные попытки отрицания этой дихотомии, включая христианское представление о бессмертии. Тем не менее человеку приходится сталкиваться с неизбежным фактом смерти в реальном мире. По существу, человек полностью рождается только к моменту своей смерти. Однако судьба большинства людей трагична, так как они умирают, так и не успев родиться. Процесс рождения труден для человека, который испытывает страх перед каждым шагом на пути нового человеческого существования. Человек никогда не бывает свободен от двух противоборствующих стремлений: от стремления, направленного на освобождение из материнского лона, на переход от животного к очеловеченному существованию, от зависимости к свободе; от стремления, нацеленного на возвращение в утробу матери, на возвращение к природе, определенности, безопасности. Не случайно душевные заболевания, психические расстройства и воз- ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э.ФРОММА вращение к состоянию, которое, казалось бы, преодолено предшествующим развитием человека и предыдущими поколениями, свидетельствуют о напряженной борьбе, сопровождающей каждый новый шаг рождения. Другая экзистенциальная дихотомия, вытекающая из смертности человека, обусловлена, согласно Э.Фромму, тем, что каждое человеческое существо является носителем присущих ему разнообразных возможностей, но короткий период жизни не допускает полной их реализации даже при самых благоприятных условиях И обстоятельствах. В процессе эволюции рода человеческая жизнь начинается и заканчивается не только случайно, но и вступает в конфликт с индивидуальным требованием реализации всех возможностей. В истории человечества также предпринимались попытки по отрицанию данной дихотомии, что находило свое отражение в идее загробной жизни после смерти или в таком представлении, в соответствии с которым смысл жизни состоит не в реализации возможностей человека, а в его служении государству, отечеству, Богу. Человек — это такое существо, которое одиноко и в то же время связано с другими людьми. Он одинок как уникальное существо, не тождественное никому и способное принимать самостоятельные решения в силу своего разума. Но он не переносит одиночества и обособленности от ближних. Его жизнь зависит от чувства солидарности с другими людьми, с прошлыми и будущими поколениями, с человечеством в целом. Наряду с экзистенциальными дихотомиями Э. Фромм выделял исторические противоречия (дихотомии). Речь шла о противоречиях индивидуальной и социальной жизни, коренным образом отличающихся от экзистенциальных дихотомий. Исторические противоречия не являются необходимой частью человеческого существования. Они созданы самим человеком и разрешаются им или в момент возникновения, или в более поздний период истории развития человечества. Так, институт рабства в Древней Греции был неразрешимым противоречием в свое время, но его разрешение имело место в более поздний период истории. Современное противоречие между техническими средствами материального обеспечения и невозможностью их использования исключительно в позитивных целях во имя обретения мира и достижения благополучия людей является таким противоречием, которое обусловлено недостатком у человека мужества и мудрости, но которое в принципе разрешимо. Э.Фромм считал, что различение экзистенциальных и исторических дихотомий имеет большое значение, поскольку смешение их ведет к далеко идущим последствиям. В частности, заинтересованные в сохранении исторических противоречий идеологи часто прибегали к доказательству того, что эти противоречия являются экзистенциальными дихотомиями, 84 ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ они неустранимы по определению и, следовательно, человек должен смириться со своей трагической судьбой. Но одно из характерных свойств человека состоит в том, что при столкновении с различного рода противоречиями он не может оставаться пассивным. Другое дело, что под воздействием идеологий и других людей он может отрицать наличие экзистенциальных дихотомий и исторических противоречий, прибегать к социально заданным или индивидуально приобретенным рационализа-циям с целью примирения существующих несоответствий. И тем не менее человек не обретает полного покоя, так или иначе ему приходится реагировать на дихотомии своего существования. Если исторические противоречия в принципе устранимы, то как быть с экзистенциальными дихотомиями, не подвластными человеку? В понимании Э. Фромма, человек может реагировать на исторические противоречия, устраняя их собственной деятельностью, но он действительно не в состоянии устранить экзистенциальные дихотомии. В то же время человек может реагировать по-разному на экзистенциальные дихотомии, прибегая к утешительным идеологиям, пытаясь убежать от внутреннего беспокойства, погружаясь в удовольствия или дела, стремясь отменить свою свободу или превратить себя в инструмент внешних сил. Однако во всех этих случаях он остается неудовлетворенным, тревожным, беспокойным. «Есть только одно решение проблемы: посмотреть в лицо истине, осознать свое полное одиночество и предоставленность самому себе во Вселенной, безразличной к судьбе человека, признать, что вне человека нет силы, способной за него разрешить его проблемы... Только если он осознает человеческую ситуацию, дихотомии, присущие его существованию, и свою способность раскрыть свои силы, он будет в состоянии успешно решить эту свою задачу: быть самим собой и достичь счастья путем полной реализации дара, составляющего его особенность, — дара разума, любви и плодотворного труда» [7, с. 50]. Осмысление дихотомий человеческого существования приводит к пониманию того, что исследованию личности должно предшествовать общее понимание той ситуации, в которой пребывает человек. Речь идет о человеческой ситуации, о специфике бытия человека в мире, об экзистенциальных потребностях, характерных только и исключительно для человеческого существа. Это означает, что психология должна основываться, по убеждению Э.Фромма, на антропологическо-философской концепции человеческого существования. До возникновения классического психоанализа обращалось внимание на страсти, желания и влечения человека. Однако лишь З.Фрейду удалось продемонстрировать всю силу и глубину бессознательных стремлений человека, оказывающих воздействие на его мышление и поведение. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА Именно он показал, как и каким образом инстинктивно-биологические влечения сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с социальными и культурными ограничениями, приводящими к внут-риличностным конфликтам и психическим расстройствам. Однако, в отличие от других представителей животного мира, человеку свойственны не только витальные потребности, необходимость удовлетворения которых составляет основу его жизнедеятельности. Наряду с ними ему присущи также иные потребности, являющиеся специфически человеческими и свидетельствующими о наличии таких жизненных ситуаций, когда удовлетворение витальных потребностей человека, связанных с жаждой, голодом и сексуальными влечениями, не ведет к его успокоенности и умиротворению. Человек может пребывать в неудовлетворенном состоянии даже тогда, когда он не испытывает жажды, не голоден, сексуально удовлетворен. Дихотомии человеческого существования порождают экзистенциальные потребности, выходящие за пределы животных, биологических потребностей человека. Они являются потребностями, вытекающими из условий человеческого существования. В отличие от 3. Фрейда, акцентировавшего основное внимание на сексуальных и агрессивных влечениях индивида, Э. Фромма интересовали прежде всего экзистенциальные потребности, являющиеся смыслозна-чимыми для человека. Он исходил из того, что удовлетворение инстинктивных потребностей человека недостаточно не только для его счастья, но и для душевного здоровья. Такова уникальность положения человека и, следовательно, осмысление его психики должно основываться на анализе его потребностей, вытекающих из условий человеческого существования. Что представляют собой экзистенциальные потребности? Какова их специфика? О чем, собственно говоря, идет речь у Э. Фромма, обратившегося к осмыслению человеческой ситуации и дихотомий существования? В ряде своих работ Э. Фромм апеллировал к потребностям человека. Так, если в «Бегстве от свободы» он писал о том, что идея может стать могущественной силой лишь тогда, когда отвечает специфическим потребностям людей данного социального характера, то в работе «Человек для себя» он высказал свои соображения по поводу потребностей, выражающихся в стремлении человека восстановить единство и равновесие с природой. Именно в последней работе им был поднят вопрос о выходящих за пределы животных потребностях человека, включая потребность в ориентации и поклонении. Но вытекающие из условий человеческого существования потребности наиболее полно были описаны им в книге «Здоровое общество» (1955), в которой он выделил потребно- ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ сти в приобщении (соотнесенности, установлении связей), трансценденции (преодолении пассивного состояния и созидательности), укорененности (и братстве), самоидентичности (тождественности, индивидуальности), системе ориентации (и поклонении). В понимании Э. Фромма все эти потребности коренятся не в теле человека, а в специфике его существования. Они связаны с попытками человека разрешить проблему своего существования или, иными словами, с попытками избежать психического нездоровья. Необходимость в разрешении проблемы существования свойственна как психически здоровому человеку, так и невротику. Разница состоит лишь в том, что ответ здорового человека на данную проблему согласуется со всей совокупностью человеческих потребностей и соответственно в большей степени способствует раскрытию его возможностей, чем это имеет место у невротика. Потребность в приобщенности (соотнесенности, установлении связей) вызвана необходимостью преодоления человеком изолированности своего индивидуального существования. Человек оказался вырванным из первоначального единства с природой, свойственного животному миру. Наделенный разумом и воображением он осознает свое одиночество и изолированность, случайность своего рождения и смерти. Даже при полном удовлетворении физиологических потребностей состояние одиночества становится непереносимым, не способствующим сохранению душевного здоровья. Вместо ранее утраченных природных связей он нуждается в установлении связей со своими собратьями по разуму. Возникает потребность в единении с другими живыми существами, в приобщении к ним. От удовлетворения данной потребности зависит психическое здоровье человека. Сама же потребность в приобщенности к другим людям выражается в различных формах и предполагает многообразное проявление человеческих страстей, включая установление близких отношений. Существует несколько путей, которые может использовать человек для единения с себе подобными. Он может попытаться обрести единство с миром благодаря подчинению, власти, любви. Подчиняясь отдельной личности, группе, организации или Богу, человек преодолевает изолированность своего существования, становится частью чего-то большего, чем он сам. Такова одна из возможностей приобщения к миру, слияния с ним. Проявляя власть над другими людьми, превращая их в часть самого себя и выходя за пределы своего индивидуального существования посредством господства, человек также может преодолеть свою обособленность. Такова вторая, противоположная первой, возможность единения с миром.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |