КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие личности и психические расстройства
I вило, не подвержена влиянию приобретенного опыта, несовместимого с ее настоящей организацией и функциональной направленностью» [14, с. 184]. Этот принцип был назван им принципом избежания или теоремой избежания. Системе Самости как бы присуща тенденция избегать выгод, которые можно извлечь из опыта. По мнению Г. С. Салливана, в основе системы Самости лежит именно данная тенденция, хотя она и не является абсолютной по своему характеру. Если мы будем рассчитывать на то, что в процессе работы системы Самости кто-то может извлекать пользу из приобретенного им опыта, то жизнь приобретет иррациональный характер и станет малоприятной. Это не означает, что система Самости тормозит развитие человека. Напротив, она способствует развитию личности и вносит коррективы в формирование ее отдельных свойств. Более того, под воздействием опыта она может изменяться в любую из структур личности. Однако это возможно лишь в том случае, если опыт является длительным и основательным. Г. С. Салливан исходил из того, что, хотя развитие системы Самости идет в первоначально заданном направлении, тем не менее она восприимчива к влиянию новых переживаний. Как всеобъемлющая структура переживаний, стоящая на защите самоуважения человека, система Самости присутствует во всех неадекватных, неэффективных проявлениях и занимает центральное место как в любом личностном нарушении, так и в его коррекции. Вместе с тем приходится сталкиваться также с сопротивлением системы Самости изменениям, происходящим в результате приобретения опыта. Поэтому, как считал Г. С. Салливан, используемая при работе с пациентами терапия включает в себя длительные процедуры, при помощи которых постепенно выстраиваются различные ситуации, требующие активизации системы Самости и проработки переживаний, в силу ряда причин ранее не оказавших влияния на склонность пациента к тревоге в тех или иных обстоятельствах, связанных с межличностным взаимодействием.
Своим возникновением система Самости обязана иррациональному характеру общества, наличию в нем тех правил, которые предписывают человеку определенный способ существования как наиболее приемлемый, задающий ориентиры для взаимодействия с другими людьми и регламентирующий его поведение в рамках взаимоотношений с ними. Если бы в обществе не было подобных правил, а регламентирующие поведение предписания были бы рациональными, то в этом случае процесс становления личности происходил бы, как полагал Г. С. Салливан, без участия системы Самости. Если бы характерные для каждого общества культурные предписания были бы адаптированы к специфике человеческого существования, то можно было бы избежать появления карательной, критиче- МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА ской фигуры, хотя невозможно представить человека вообще без системы Самости. В понимании Г. С. Салливана, при наличии сверхъестественного переживания, структурированного в переживание не-Я, соответствующий тип воспитания становится неотъемлемым фактором превращения «звероподобного существа» в человека. Ведь прежде чем ребенок начнет вступать во взаимоотношения с другими людьми в обществе, ему предстоит многому научиться в рамках собственной семьи. Поэтому система Самости как вторичное образование, формирующееся на основе различных типов научения, оказывается неотъемлемым аспектом существования человека. В рамках современной цивилизации ни одна семья не в состоянии целиком и полностью отразить социальную организацию общества. После окончания периода детства к социализирующему влиянию семьи добавляется действие других фрагментов культуры, которые могут вступать в противоречие с семейными факторами, поскольку при наличии общих, заданных обществом предписаний, в каждой семье по-разному осуществляется расстановка акцентов на тех или иных приоритетах. В результате этого действие системы Самости может оказаться неблагоприятным для человека, что нередко имеет место в современном обществе.
В конечном счете система Самости оказывается камнем преткновения на пути благоприятных изменений личности, но в то же время она способствует предотвращению пагубных изменений, которые могли бы произойти в человеке. Поэтому важно иметь в виду, что система Самости действительно существует, представление о ней имеет важное значение для понимания всего многообразия межличностных отношений, а исследование вопроса о ее возникновении дает возможность для раскрытия существа проблем, связанных с функционированием данной системы. С системой Самости также связан такой процесс, который был назван Г. С. Салливаном диссоциацией. Особенность диссоциации состоит в невозможности возникновения сверхъестественных эмоций в силу того, что объект находится в бодрственном состоянии. Диссоциацию легко принять за магическое действо, когда человек отделяет часть себя самого и как бы выбрасывает ее куда-то, где она пребывает на протяжении многих лет. Ее деятельность обусловливается поддержанием сознания в состоянии постоянной готовности и бдительности при участии процессов, препятствующих обнаружению лежащих на поверхности признаков того, что те или иные элементы жизнедеятельности человека осуществляются без его сознания. По мнению Г. С. Салливана, наиболее яркие диссоциирующие компоненты системы Самости наблюдаются в навязчивом замещении жизненных проблем человека. При этом замещающие процессы выполняют функцию маскировки необычной уязвимости челове- СИСТЕМА САМОСТИ ка перед тревогой. Они свидетельствуют о действии механизма системы Самости, исключающего возможность выхода определенных процессов на уровень сознания. Г. С. Салливан рассматривал систему Самости как результат переживания воспитательного процесса, одна часть которого содержит поощряющие элементы, а другая — тревогу разной степени выраженности. На ранних стадиях жизни ребенка тревога выступает также в качестве функционирования динамизма Самости, т.е. в функции переживания входят как воспоминание, так и предвосхищение. Структурированное в систему Самости неблагоприятное переживание связано с повышением уровня тревоги. Это означает, что элемент воспоминания обусловливает вмешательство динамизма Самости с целью предвосхищения и предупреждения тревоги.
В связи с подобным пониманием системы Самости Г. С. Салливан подчеркнул два момента. Во-первых, в процессе своего развития ребенок открывает для себя существование недоступных для него вещей и ситуаций, в которых он бессилен и лишен содействия матери. Так, например, ребенок может плакать по поводу невозможности дотянуться до увиденной им в окне луны, но ни ему, ни его матери не под силу удовлетворить подобную потребность. В результате этого происходит постепенное формирование такого отношения к недосягаемым объектам, при котором эти объекты как бы не существуют вообще и не вызывают актуализацию потребностей. Подобное отношение отражает специфический процесс, играющий важную роль в жизни человека и названный Г. С. Салливаном избирательным невниманием. Во-вторых, если родительское влияние не соответствует актуальным возможностям и потребностям ребенка, в структуре формирующихся персонификаций Я-плохой и не-Я могут возникать нарушения, сказывающиеся на дальнейшем процессе развития личности. Избирательное невнимание отражает механизм, посредством которого человек закрывается от переживаний, воздействующих на те сферы, где у него наличествуют определенные проблемы. Истоки этого явления закладываются в детстве, а его действие осуществляется благодаря тем или иным защитным операциям. Рассматривая защитные операции, Г. С. Салливан предпринял попытку их общей классификации, которая выглядела следующим образом.
Во-первых, одна из защитных операций, нацеленных на поддержание избирательного невнимания, связана с драматизацией ролей, ложность которых известна самому человеку. Такие фальшивые личности являются, по сути дела, более или менее вымышленными, и их поведение организуется по типу, как если бы они были другими, несмотря на то что в глубине души они знают, кто они такие на самом деле. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА Во-вторых, человек может использовать такие формы поведения в процессе взаимоотношения с другими людьми, которые неадекватны актуальной межличностной ситуации. В этом случае у него отсутствует четкое понимание и множественности задействованных личностей, и непостоянства собственного поведения. В-третьих, человек может прибегать к замещающим процессам, диапазон которых довольно значителен. Это может быть обсуждение посторонних вопросов, изменение предмета разговора, проявление сверхактивности, выдвижение фантазий исполнения желаний. В-четвертых, возможны переменные или устойчивые трансформации личности, обеспечивающие избирательное невнимание. Они могут включать в себя проявление недоброжелательности, переноса ответственности, параноидных реакций и др. По своей природе избирательное невнимание принципиально отлично от простой рассеянности. Под его действием человек демонстрирует полную неспособность постичь подлинную значимость многого из того, что он видит и слышит, о чем он думает и говорит. Причина подобной неспособности кроется, по мнению Г. С. Салливана, не в особенностях зон взаимодействия, а в том, что процесс анализа информации встречает сопротивление системы Самости, контролирующей рамки процессов, позитивно влияющих на коммуникацию с другими людьми. Избирательное невнимание объясняет пагубную веру человека в различного рода рационализации, относящиеся как к себе, так и к другим. Таким образом, Г. С.Салливан исходил из того, что связанная с информацией об окружающей среде новизна порождает силу, чувственным компонентом которой является страх. Избирательное невнимание служит защитой от различного рода страхов и тревог. Поскольку избирательное невнимание является результатом работы системы Самости, отсекающей полноценное наблюдение и анализ множества событий, то влияние этой системы на человека имеет уравновешивающее значение. Во всяком случае множество высокоинформативных наблюдений, не отличающихся пугающей новизной и разноплановостью, создают более полное представление человека о мире, в котором он живет. В этом отношении система Самости представляет собой, по образному выражению Г. С. Салливана, древо, каждая веточка которого символизирует тот или иной период развития. Г.С.Салливан уделил значительное внимание становлению и развитию личности. Под личностью он понимал относительно устойчивый паттерн периодически возникающих межличностных ситуаций, характе- РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ризующих человеческую жизнь. В этом определении важную роль играло понятие межличностной ситуации, которая воспринималась им в качестве необходимой для осуществления активности, направленной на удовлетворение потребностей. Первым примером межличностной ситуации является присутствие соска между губами младенца, обусловленное как потребностью новорожденного в пище, так и возникающей у матери потребностью заботиться о нем. Рассмотрение динамики развития личности осуществлялось Г. С. Сал-ливаном с точки зрения осмысления различных этапов и стадий, которые проходит человек с момента своего рождения, когда он еще является «звероподобным существом», до становления его взрослым, самостоятельным. С этой целью им была предложена эвристическая классификация стадий личностного развития, включающая в себя младенчество, детство, ювенильный период или ювенильную эру, предподростковый период, подростковую стадию, юношество и взрослость или зрелость. Младенчество (от рождения до 2 лет) — стадия развития, начинающаяся с первых минут жизни и заканчивающаяся овладением артикуляционной речью, остающейся неинформативной и бессмысленной. Для этой стадии характерны прототаксические переживания тревоги, порождаемой не опасностью взаимодействия младенца с физико-химической средой, а тревогой матери. На младенческой стадии развития возникают динамизмы апатичности и сонной отчужденности, наблюдается напряжение потребностей, связанных с выживанием, зарождается потребность в межличностной безопасности. На протяжении первых дней жизни младенца его плач запускает дыхательный механизм, избавляет от голода и жажды, защищает от холода, нейтрализует вредные воздействия внешней среды. Постепенно происходит разделение младенцем образа материнского соска на два разных, один из которых воспринимается как привычный, желанный, а другой — как неподходящий, плохой, вызывающий различные проблемы. Сосок матери становится предвестником предвосхищаемого удовлетворения. Со временем младенец включает в свое поведение новые полезные элементы. Новым этапом в его поведении становится идентификация различий между воспринимаемыми (схватываемыми) объектами. Пальцы рук и ног настолько идентифицируются, что младенец может отличать их друг от друга. Идентификация различий предшествует узнаванию и присутствует во всех его компонентах. Со временем способность младенца к идентификации достигает такого уровня, когда появляется возможность обобщения переживаний. Присущие младенцу переживания начинают выходить за пределы прототаксиса. Воспринятый образ матери начинает играть роль символа предстоящего удовлетворения или усиливающе- 41 МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА гося страдания. Становится возможным процесс дальнейшего развития функции распознавания вербальных проявлений матери и выражения ее лица. Запрещающие жесты матери наделяются общими отличительными особенностями. Первичные признаки активности младенца приобретают форму, свидетельствующую о появлении тенденции к интегрированию ситуаций взаимодействия с матерью. Но возникающая у младенца тревога, разъединяющая и дезинтегрирующая межличностные взаимоотношения, может препятствовать интегрирующей тенденции. На стадии младенчества происходит дифференциация и структурирование прототаксических переживаний в более сложные элементы переживаний, именуемых знаками. По мнению Г. С. Салливана, не достигший 6-месячного возраста младенец может формировать знаки, функционально полезные для него. Речь идет о функциональной полезности, т.е. возможности интенсификации функциональной активности, играющей жизненно важную роль в процессе удовлетворения потребностей или ухода от тревоги. Достигший 6-месячного возраста младенец демонстрирует уже ряд зональных потребностей и формирует некоторые связанные с ними знаки. Он оказывается способным выделять свое собственное тело из окружающего мира. Благодаря контактам с матерью и другими значимыми людьми младенец осваивает определенные образцы статического напряжения лица. Он выражает свои эмоции посредством мимики. К концу 9-го месяца жизни формируются определенные структуры переживания, которые находят свое отражение в воспоминании и предвосхищении. Методом проб и ошибок, поощрений и наказаний осуществляется научение, связанное с усвоением принятых в данных условиях жизни поведенческих проявлений. На завершающей стадии младенчества образуются персонификации, связанные с тремя аспектами межличностного содействия. Наблюдается появление персонификация Я-хороший, Я-плохой и не-Я. Наконец, возникает система Самости и осуществляется переход от младенчества к детству. Детство (от 2 до 6 лет) — стадия развития, начинающаяся с момента формирования способности издавать звуки, напоминающие речь, и заканчивающаяся, когда у ребенка появляется потребность иметь друзей, разделяющих его увлечения. В начале этой стадии укрепляются первичные проявления системы Самости, связанные с некоммуникационным удовлетворением потребностей. Впоследствии происходит структурирование вербальных знаков (слов и символов), которые приобретают коммуникационный характер. С точки зрения Г. С. Салливана, в период между 12-м и 18-м месяцем жизни ребенка появляются первые синтаксические переживания, относящиеся к двум основным формам коммуникативного поведения. Этими формами коммуникативного поведения являются жесты РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА и речь. Когда переживания и действия структурируются в виде существительных и глаголов, соответствующих словарному значению используемых слов, язык ребенка становится синтаксическим переживанием. В первой половине второго года жизни у ребенка обнаруживаются признаки того, что можно назвать грезами, которые сопровождают человека на протяжении всей его последующей жизни. Грезы могут восприниматься в одних случаях как относительно простые паратаксические переживания, а в других — как паратаксические формы высокого уровня развития. Этот период характеризуется также проявлением «детского языка», являющегося вербальным выражением паратаксиса, соответствующим актуальным переживаниям ребенка. На ранней стадии детства происходит объединение персонификаций, осуществляющееся под воздействием особенностей языкового поведения. Ребенок лишается возможности придерживаться ранее устойчивой персонификации хорошей и плохой матери. Овладение речью приводит к тому, что эти персонификации утрачивают свою самостоятельность или объединяются в единый образ. Другое дело, что объединение предшествующих персонификаций не обязательно должно быть всеобъемлющим. Как полагал Г. С. Салливан, маловероятно, что в возникающую в период детства персонификацию матери могут войти все характерные черты персонификации хорошей матери, существовавшей в период младенчества. По мере объединения персонификаций на ранней стадии детства претерпевает изменение та забота, которая ранее проявлялась матерью. Суть ранней заботы сводилась к тому, что наличие потребности, признаки которой проявлял младенец, вызывали со стороны матери поведение, сводящееся к заботливому содействию. Это было справедливо для периода, когда младенец находился в полной зависимости от окружения. Со вступлением в период детства материнская забота начинает нести на себе печать социальной ответственности, подчас препятствующей ее реализации. В связи с этим Г. С. Салливан вводит новый принцип (теорему), названный им принципом (теоремой) реципрокной эмоции. В соответствии с этим принципом интеграция в ситуации межличностного взаимодействия представляет собой процесс, в ходе которого комплементарные потребности разрешаются или обостряются, паттерны деятельности развиваются или подлежат дезинтеграции, предвосхищение удовлетворения или невозможности реализации сходных потребностей выходит на передний план. Таким образом, начиная с детства, факт потребности человека в заботе может вызвать заботу, а может и привести к отказу от нее или открыть доступ для тревоги, усиливающей потребность в заботе. С одной стороны, дальнейшее развитие ребенка способствует приобретению опыта, МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА вписывающегося в персонификацию Я-хороший. С другой стороны, с увеличением социального давления проявляются и негативные тенденции, выражающиеся в том, что обостряются потребности в силу затруднения их удовлетворения, образцы поведения подлежат сублимации или дезинтеграции, в некоторых случаях возникает сопротивление, выступающее в форме отказа от соответствующих паттернов поведения. В период детства переживания могут дополнять персонификацию Я-плохой. Под воздействием воспитания система Самости дополняется специфическими привнесениями, связанными с тем, что мы называем отвращением и эмоцией стыда. Кроме того, на стадии детства появляется страх, под влиянием которого может осуществляться обучение. По мнению Г. С. Салливана, данный страх играет более значительную роль, чем это имело место в период младенчества. Причем он считал, что здесь различия между страхом и тревогой носят принципиальный характер. «Тревога — это переживание, возникающее в результате эмпатической взаимосвязи со значимыми взрослыми людьми, в то время как страх появляется в ситуации, когда отсрочка удовлетворения общих потребностей приводит к их значительному усилению» [15, с. 198]. Среди общих потребностей выделяется потребность в отсутствии болезненных ощущений, которая приобретает на стадии детства особое значение. Она связана с той системой воспитания, в соответствии с которой распространенным является мнение о том, что, в отличие от младенца, более взрослого ребенка следует наказывать, т. е. причинять ему боль, если он того заслуживает. При наказании родитель не испытывает тревоги, но ребенок, наравне с болью, переживает также и тревогу. Наказание (причинение боли) используется в качестве самостоятельного воспитательного приема, свидетельствующего о формировании нового типа научения, основанного на понимании взаимосвязи между нарушением правил поведения и возникновением болевых ощущений. Следовательно, в период детства происходит становление нового, определяющего процесс научения фактора, который проявляется в виде страха перед авторитетными фигурами, способными причинить боль. Формирование нового фактора дает наглядное представление о различии между страхом и тревогой. Оно заключается в том, что испытывающий боль может наблюдать, идентифицировать и соединять воедино значимые проявления, чтобы в дальнейшем использовать полученную информацию с целью предвосхищения соответствующих процессов и последствий, в то время как испытывающий тревогу ребенок не в состоянии этого делать, поскольку, по выражению Г. С. Салливана, тревога подобна внезапному удару по голове. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА Выполнение родителями социальных обязанностей с помощью наказания ведет к тому, что ребенок может стать покорным или непослушным. Возможны, конечно, проявления ребенком того и другого, и при отсутствии серьезных нарушений персонификация Я-хороший соответствует покорности, а персонификация Я-плохой — непослушанию. По мере того как ребенок начинает структурировать свои переживания и задействовать фантазию, он начинает различать значимых людей, а позднее — значимые ситуации. Он приходит к пониманию того, когда не безопасно нарушать установленные правила поведения, а когда можно попробовать их обойти. Однако если ребенок путает значимых людей, если значимые ситуации не соответствуют уровню развития его способностей и переживаний, то в этих случаях может иметь место регресс способности к предвосхищению, в результате чего даже на поздних стадиях развития человека может не наблюдаться соответствующий прогресс. В раннем возрасте дети научаются скрывать от взрослых некоторые свои поступки и совершают их за спиной родителей, вводя последних в заблуждение. Это может осуществляться как путем вербализации, т. е. оправдательных слов и выражений, выступающих в качестве рационализации и не имеющих никакого отношения к происходящему, так и с помощью драматизации, т. е. стремления ребенка говорить и поступать так же, как взрослые. И то, и другое способствует социализации ребенка, избавлению его от тревоги или наказания. Однако, как считал Г. С. Салли-ван, элементы вербализмов могут формировать структуру неадекватного поведения, свидетельствующего о психическом расстройстве, а драматизация превращаться в так называемые субперсонификации, когда играемые ребенком роли структурируются в персоны, приводящие к отклонению от оптимального пути развития личности. Хотя драматизации тесно связаны с процессами научения, обусловливающими социализацию личности, они могут внедрять в персонификацию Самости иррациональные элементы, содействующие возникновению психических расстройств. Ребенок может прибегать к гиперактивности, помогающей справляться с грозящим наказанием или вызывающими тревогу ситуациями. Часто излишняя эмоциональность родителей, проявляющаяся в диктате правил поведения, приводит ребенка к мысли о необходимости чем-то заняться, чтобы избежать наказания или отвратить тревогу, а не с целью развития определенных способностей. Действия подобного рода способствуют уходу от дискомфортных ситуаций и получению ребенком поощрения в форме одобрительного отношения со стороны взрослых. Однако в этом случае у ребенка, по выражению Г. С. Салливана, закладывается фундамент, на основе которого со временем формируется навязчивость, столь характерная для некоторых психических расстройств. В том случае, межличностный психоанализ г. с. салливана когда ребенок подвергается воздействию различных обстоятельств, связанных с драматизациями и состоянием навязчивости, вместо естественного процесса формирования межличностной мотивации наблюдается регресс социализации. Сводящееся к причинению боли наказание порождает у ребенка различные переживания и ведет к возникновению раздражения, негодования, ярости, недоброжелательности и других чувственных компонентов, которые могут открыто проявляться в детских играх или сдерживаться в межперсональных отношениях. Если ребенок понимает, что ему не выгодно демонстрировать потребность в заботе и ожидать ее проявления со стороны родителей, то он начинает выражать неодобрительное отношение. Со временем, вступив в ювенильную эпоху развития, когда родители лишены возможности относиться к нему с заботой и нежностью, ребенок начинает мстить им за это путем демонстрации своего агрессивного отношения. Недоброжелательность может стать доминирующим аспектом отношения к жизни вообще, что будет препятствовать установлению приемлемых межличностных взаимоотношений. Таким образом, возникающее в детский период развития личности нарушение, характеризующееся подчас как злобное и представляющее собой прямое следствие недоброжелательности, является, по убеждению Г. С. Салливана, главным негативным фактором, блокирующим полезные переживания, которые могли бы внести существенный вклад в процесс развития личности на более поздних его стадиях. Ювенилышя эра (от 6 до 8,5 лет) — период развития, относящийся к средней школе и завершающийся возникновением обусловленной взрослением потребности в близких отношениях с человеком, сопоставимым по статусу с его собственным. Этот период характеризуется вступлением ребенка в систему школьного образования, в систему социальных взаимоотношений. Он является первым из этапов развития, позволяющих исправить пагубные последствия ограничений и других особенностей домашнего воспитания как первичного института социализации. У кого происходит задержка в ювенильной эре, тот позднее плохо адаптируется к жизни среди своих ровесников. В представлении Г. С. Салливана ювенильная эра характеризуется появлением двух основных феноменов, а именно социальной субординации и социальной аккомодации. Оба феномена вносят существенный вклад в процесс развития личности. Социальная субординация связана со сменой авторитетов, происходящей в ювенильной эре. Поступление ребенка в школу сопровождается появлением новых значимых фигур, под перекрестное влияние которых он попадает.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |