КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Персонификации
Удовлетворение потребностей человека, начиная с грудного возраста, осуществляется в контексте межличностной ситуации, способствующей возникновению различного рода персонификаций. Так, у младенца наблюдается персонификация хорошей матери. Эта персонификация представляет собой паттерн, символизирующий в примитивном восприятии ребенка участие матери в периодически повторяющихся ситуациях кормления и интеграцию других потребностей, разрешенных путем их удовлетворения. Существующая у младенца персонификация хорошей матери символизирует также предстоящее удовлетворение его разнообразных потребностей. Такая персонификация не тождественна конкретной матери. Она является более совершенной организацией испытываемого младенцем переживания и развивается из особенностей взаимоотношений ребенка с матерью в рамках межличностных ситуаций, интеграция которых осуществляется с целью удовлетворения его потребностей. Персонификация имеет место не только у младенца, но и у матери. Присущая матери персонификация младенца — это не сам ребенок, а непрерывно развивающееся переживание, существующее в глубинах психики матери и включающее в себя множество различных факторов, имеющих отдаленное отношение к реальному младенцу. При наличии ранее родившихся детей предыдущий опыт матери оказывает соответствующее влияние на переживания, испытываемые ею в процессе взаимодействия с ребенком. В частности, материнская персонификация младенца может иметь меньший объем переживаний по сравнению с теми переживаниями, когда у нее появился первый ребенок. Поскольку мать выступает в роли носителя социальных обязанностей по отношению к своему ребенку, то он, как считал Г.С.Салливан, отчасти символизирует для нее признание этих обязанностей, выполнение которых колеблется от принадлежности ее к той или иной группе, обществу, культуре, а у одной и той же матери — в зависимости от различных ситуаций. ПЕРСОНИФИКАЦИИ Осознание матерью своих социальных обязанностей (их символом является персонифицированный ребенок) связано с ситуациями, в которых младенец может воспринимать (схватывать) мать как плохую, и из переживания подобной ситуации формируется персонификация плохой матери. Перегруженная социальными обязанностями мать может со страхом ждать критических оценок со стороны тех, кто является свидетелем ее обращения с ребенком. Реальное или предполагаемое осуждение приводит ее в состояние обеспокоенности. Любая критика ее обращения с ребенком или подозрение, что кто-то неодобрительно относится к способам и методам воспитания, порождают у нее тревогу. Испытываемая матерью тревога вызывает соответствующую тревогу у ребенка, уход за беспокойным ребенком заставляет мать допускать те или иные промахи, которые вызывают нарекания со стороны окружающих, и, таким образом, возникает замкнутый круг, приводящий к психическим расстройствам. Помимо матери в жизни младенца присутствуют другие люди, оказывающие воздействие на первые этапы его развития. Лица, замещающие мать и выполняющие ее функции, также персонифицируют младенца и эта персонификация играет важную роль в формировании его переживаний. В его жизни может появиться недоброжелательная фигура, не столько удовлетворяющая потребности младенца, сколько способствующая возникновению у него тревоги и переживаний, связанных с восприятием плохой матери. Это переживание может оказаться идентичным с переживанием при взаимодействии с испытывающей тревогу матерью. В этом случае произойдет структурирование переживаний в инфантильную персонификацию плохой матери. В другой ситуации, когда выполняющий часть материнских функций человек является заботливым, как и мать, у младенца возникнет аналогичное дополнение к первичной персонификации хорошей матери. В обоих случаях первичная персонификация матери объединяется с персонификацией другого человека, частично выполняющего материнские функции, в результате чего возникает то, что Г.С.Салливан назвал комплексной персонификацией. То, что впоследствии превращается в Я человека, связано с формированием трех фаз первичной персонификации. Три основные персонификации включают в себя элементы восприятия собственного тела и относятся к периоду среднего младенчества. Если в более ранний период младенческого развития имела место двойная персонификация материнской фигуры, включающей персонификацию хорошей и плохой матери, то на стадии среднего младенчества появляются такие персонификации Я, как Я-хо-роший, Я-плохой и не-Я. По мнению Г. С. Салливана, в каждом действии, целью которого является подготовка к будущей жизни, в каждой культуре неизбежно присутствует данная тройственность персонификаций. 2 - 3550 33 МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА Я-хороший - первичная персонификация, структурирующая переживание, в котором удовлетворение потребностей усилено поощрениями, проявлением заботы со стороны матери, довольной происходящим. Формирование данной персонификации происходит в том случае, когда мать добровольно стремится к проявлению заботы о младенце и осуществляет ее. Я-плохой - первичная персонификация, структурирующая переживание, в котором повышение уровня тревоги связано с поведением матери при более или менее четком восприятии (схватывании) межличностных условий. Формирование этой персонификации происходит в том случае, когда поведение младенца неверно интерпретируется лицом, способным вызвать у ребенка тревогу, усиление которой, в свою очередь, происходит под воздействием наблюдения за тревожным поведением. Возникновение переживаний, структурируемых в персонификацию Я-плохой, связано с тем, что определенные поведенческие проявления младенца нередко сопровождаются напряжением и явными запретами со стороны матери. Не-Я - первичная персонификация, структурирующая переживание, в основе которого лежит сверхъестественная эмоция, характеризующаяся внезапным появлением сильной тревоги. Если предшествующие две персонификации выступают в качестве модифицированных элементов реальности, то персонификация не-Я составляет переживание паратаксиче-ского вида, включающего в себя неясно воспринимаемые аспекты жизни в качестве ужасных. Лежащая в основе этой персонификации сверхъестественная эмоция символизирует переживание, став свидетельницей которого мать демонстрирует запрещающие жесты, тем самым вызывая повышенную тревогу у младенца. Когда детство остается позади, с персонификацией не-Я большинство людей сталкиваются в сновидениях. Наибольшую выразительность она приобретает для людей, страдающих шизофреническими приступами. Эта персонификация является сложным и в общем-то малоэффективным методом знакомства с реальностью, поскольку человек демонстрирует расщепленное поведение, говоря и делая то, о чем он не имеет представления, что совершенно бессмысленно для него самого, хотя и может иметь значение для других людей. Проявления персонификации не-Я могут возникать в различные моменты у каждого человека в виде ночных кошмаров, сопряженных с переживанием крайне негативных эмоций. С точки зрения Г. С. Салливана, три первичные рудиментарные персонификации (Я-хороший, Я-плохой и не-Я) отличаются друг от друга так же сильно, как и две персонификации матери (хорошая и плохая мать). По мере развития персонификаций Я происходят определенные изменения с персонификацией матери. На последнем этапе периода младенчества появляются признаки того, что персонификации хорошей СИСТЕМА САМОСТИ и плохой матери объединяются между собой, в результате чего в процессе дальнейшего развития существование двоичной персонификации находит свое отражение лишь в скрытых психических процессах, в частности, в сновидениях. Однако в неадекватных межличностных взаимоотношениях, которые лежат в основе психических расстройств, двойственная персонификация сохраняет свое значение. Система Самости В процессе развития ребенка возникает важный вторичный динамизм, являющийся продуктом межличностного переживания, возникающего в результате столкновения тревоги и стремления к удовлетворению общих и зональных потребностей. Этот вторичный динамизм Г. С. Сал-ливан назвал системой Самости. Данный динамизм не связан с какой-то одной зоной взаимодействия, а охватывает все зоны взаимодействия и физиологические механизмы, имеющие большое значение с межличностной точки зрения. Он представляет собой структуру переживаний, направленную на эффективное сосуществование со значимым другим человеком и приобретающую важное значение для личности. Динамизм системы Самости формируется в результате давления социальной ответственности на мать, своими действиями способствующей реализации потребностей ребенка. В функциональном отношении активность системы Самости первоначально направлена на минимизацию напряжения тревоги или избежание ее. Она опосредованно защищает ребенка он неприятностей, подстерегающих его на пути реализации потребностей. Компоненты системы Самости проявляют функциональную активность по отношению к каждой появляющейся у человека потребности. Степень активности ее компонентов и частота проявлений системы Самости зависят от опыта прошлых переживаний конкретного человека. «Таким образом, система самости представляет собой структуру связанных с воспитанием переживаний, возникновение которых обусловливается необходимостью минимизировать появляющуюся тревогу или исключить ее совсем» [12, с. 167]. Деятельность системы Самости начинается со структурирования переживания запрещающих жестов, осуществляемых матерью. Поскольку запрещающие жесты являются компонентами персонификации плохой матери, то можно полагать, что система Самости возникает в результате инкорпорации или интроекции плохой матери, или интроекции матери в целом. Однако, как считал Г. С. Салливан, в контексте развития системы Самости применение терминов инкорпорация или интроекция является неоправданным упрощением. Во-первых, система Самости отлична от Сверх-Я,
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА СИСТЕМА САМОСТИ
которое обычно фигурирует в том случае, когда речь идет об интроек-ции. Во-вторых, хотя система Самости формируется в результате столкновения стремления к удовлетворению потребностей с предпринимаемыми матерью попытками воспитания ребенка, тем не менее она не является ни функцией матери, ни тождественна ей. Она представляет собой структуру переживания, возникновение которой связано с необходимостью избежать повышения уровня тревоги, вызываемой процессами воспитания. Переживание сильной тревоги может означать для ребенка не то, что хотелось бы матери, осуществляющей функцию социализации. Такое переживание может не совпадать и с тем, что мать хочет выразить своими действиями, исходя из норм и предписаний культуры, и соответствующей подготовкой ребенка к дальнейшей жизни в данном обществе. Поэтому речь не идет о представлении, в соответствии с которым происходит простое заимствование ценностных стандартов другого человека в результате того, что один человек может заставить другого стать частью собственной личности. Подобное представление является, по убеждению Г. С.Саллива-на, величайшим заблуждением. Речь идет о структурировании переживания, связанного с относительно успешным воспитанием, имеющим целью превращение «звероподобного существа» в человека. Система Самости - это динамизм, играющий исключительно важную роль в понимании существа межличностных взаимоотношений. Она не является каким-то элементом психики, типа Сверх-Я. Для Г. С. Салливана динамизм системы Самости носит объяснительный характер и помогает понять такой феномен, как персонификация Самости, представляющая то, что человек говорит, когда использует такие понятия, как «Я», «мне», «меня». Система Самости и ее персонификация - не одно и то же. Связь персонификации с персонифицируемым может носить комплексный, многосторонний характер и, следовательно, «персонификация не полностью совпадает с описанием персонифицирующей фигуры» [13, с. 168]. В действительности зарождение динамизма Самости далеко от персонификации Самости, представленной подчас первоначальными персонификациями Я-хороший, Я-плохой или не-Я. Совокупность этих персонификаций не является персонификацией Самости в той форме, которую взрослый человек демонстрирует, когда рассказывает о себе другим людям. Как уже отмечалось, динамизмы предназначены для структурирования знания о взаимоотношениях. В отличие от остальных динамизмов система Самости предельно устойчива к изменениям, вызванным приобретением нового опыта. В свете такого понимания системы Самости Г. С. Салливан выдвинул еще один принцип (теорему), суть которого сводилась к тому, что «система Самости в силу собственной природы, - влияющих на нее факторов общественной среды, организации и функциональной направленности, - как пра-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |