КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамизмы
К понятию динамизма Г. С. Салливан пришел при рассмотрении защитных функций психики человека. Однако для лучшего понимания того, что представляет собой динамизм, ему пришлось прибегнуть к современным представлениям о Вселенной, разделяемым многими математиками, физиками и другими учеными. В основе этих представлений лежал постулат о том, что первичной реальностью во Вселенной является энергия, все материальные предметы являются не чем иным, как воплощением энергии, а активность отражает динамический или кинетический ее аспект. Исходя из данного постулата представления об энергии, из которой выводится понятие силы, могут быть рассмотрены в качестве концепции динамизма Вселенной. Если Вселенную воспринимать в качестве живого организма, как это было сделано, в частности, философом А.Уайтхедом, то ничто не мешает трактовать живые организмы в качестве отдельных динамизмов. Поскольку живые организмы часто имеют многоклеточную структуру, то разнообразные виды клеток могут рассматриваться в качестве субдинамизмов, существование которых динамически регулируется в соответствии с жизнью организма в целом. Многочисленные субдинамизмы структурируются в системы МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА динамизмов и интегрируются в совокупный динамизм организма, который неотделим от окружающей среды, поддерживающей его жизнь. Используя данное сравнение, Г. С. Салливан выдвинул положение, в соответствии с которым клетка как динамизм является первичной сущностью структуры живого организма. Аналогичным образом динамизм может быть рассмотрен в качестве первичной сущности функциональной деятельности. Словом, динамизм как таковой — это «относительно устойчивый паттерн трансформации энергии, который характеризует организм как живое существо, периодически возникая на протяжении всей его жизни» [10, с. 117]. Подобное определение динамизма носило общий характер и не отражало специфику знания, относящегося к проблемам здоровья и психических расстройств человека. В своем предельном обобщении оно захватывало не только область биологии, но и широкую сферу научного знания, вплоть до понимания Вселенной. Поэтому необходимо было конкретизировать понятие динамизма применительно к психиатрии, что и было осуществлено Г. С. Салливаном. Во всяком случае он исходил из того, что динамизмы представляют собой относительно устойчивые паттерны трансформации энергии, характеризующие межличностные взаимоотношения. Эти паттерны характеризуют собой функциональное взаимодействие людей, персонификации, человеческие знаки и различного рода абстракции, определяющие специфически человеческое существование. Динамизм определялся Г. С. Салливаном через понятие паттерна. Но это понятие не столько упрощало, сколько осложняло понимание динамизма, поскольку под паттерном можно было подразумевать и некий образец действия, и своего рода модель поведения, и обобщенную установку, которой придерживался человек в своей деятельности. Разумеется, все эти представления в чем-то близки друг другу, хотя и не тождественны. Однако Г. С. Салливан исходил из того, что паттерн - это граница незначимых различий. Но что означают «незначимые различия»? Прояснение этого вопроса может быть осуществлено на примере, приведенном им самим. Мы называем какой-то фрукт апельсином, если в результате сравнения его с эталоном апельсина обнаруживается, что характерные особенности данного экземпляра не имеют значительных расхождений с идеалом по ряду параметров и характеристик, включая размер, форму, толщину кожуры, количество долек, жизнеспособность семян и др. Эти показатели могут варьировать в широких пределах, но при этом их различия не выходят за рамки установленного паттерна апельсина. Влияющие на вкус и запах фрукта физико-химические характеристики тоже могут существенно отличаться друг от друга, хотя он также является апельсином, если по соответствующим вкусовым и обонятельным ощущениям ДИНАМИЗМЫ соответствует образцу апельсина. Однако если обнаруживаются значительные отклонения некоторых из этих характеристик, т.е. выявляются существенные различия, не укладывающиеся в паттерн апельсина, то это дает основание считать, что данный экземпляр является каким-то другим фруктом, скажем, лимоном или грейпфрутом. Словом, до тех пор пока все существующие различия могут считаться незначительными, они удовлетворяют определению паттерна, который придает им значение, достоверность и индивидуальность. Применительно к живому организму паттерны трансформации энергии являются относительно устойчивыми, т.е. их возникновение обусловлено созреванием, но по мере развития и созревания они претерпевают изменения в зависимости от благоприятных или неблагоприятных воздействий. Однако более существенным, с точки зрения Г. С.Салливана, является следующее. Во-первых, динамизмы как относительно устойчивые паттерны модифицируются в результате переживаний, которые в значительной степени вызваны проявлением самих динамизмов. Во-вторых, именно переживание служит проявлением динамизмов в жизни организма. В-третьих, хотя в плане паттернов происходящие в динамизме изменения не могут считаться значительными, тем не менее для жизни организма они могут оказаться весьма существенными. В-четвертых, структура паттерна может сохранять свои свойства даже тогда, когда на протяжении длительного времени ее объективные проявления могут значительно различаться. Для Г. С. Салливана динамизм — это универсальное свойство человеческой природы, порой несущее в себе следы искажений и все же не теряющее своего универсализма. Его можно рассматривать в качестве одной из существенных адаптационных способностей, присущих человеку, как впрочем и высшим животным. Структура динамизма стандартна, поскольку речь идет об относительно устойчивом паттерне трансформации энергии. В то же время динамизм не является статичным. Каждое его проявление в жизни организма сопровождается изменениями, носящими незначительный характер. Применительно к психиатрии Г. С. Салливан различал два основных типа динамизмов. Первый тип связан с многочисленными видами периодически возникающего напряжения, проявлениями которого служат интегративные, разъединяющие и изолирующие тенденции. Второй тип соотносится с процессами трансформации энергии, характерными для каждой зоны взаимодействия. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА Примером динамизмов первого типа могут служить системы снижения тревоги и поддержания ощущения межличностной безопасности, в частности, так называемая система Самости, а также желания, выражающие определенный вид напряжения, возникающего в области гениталий. Примером динамизмов второго типа могут служить напряжения зональных потребностей, в частности, оральный динамизм. В конечном счете Г. С. Сал-ливан полагал, что поведение человека всегда отражает действие динамизмов обоих типов, включающих в себя знаки и символы. Происходящая в различных зонах взаимодействия трансформация энергии связана с факторами биологической организации, проявляющимися в этих зонах в виде динамизмов. Зоны взаимодействия функционируют как самостоятельные динамизмы, в каждой из них трансформируется часть энергии, обеспечивающей поддержание жизнеспособности организма. Оральная зона как самостоятельный динамизм предполагает осуществление ребенком многочисленных манипуляций, связанных с сосанием, движением рук, потребностью в ощупывании. Этот динамизм включает в себя межличностные элементы, поскольку кормление ребенка уже является межличностным актом. Анальная зона взаимодействия также приобретает межличностный характер практически сразу же после рождения, так как мать или заменяющая ее фигура осуществляет гигиенический уход за ребенком. Как считал Г. С. Салливан, к концу девятого месяца у ребенка как «звероподобного существа» формируются зачатки огромной сферы человеческой жизни и происходит структурирование переживаний. Формирование структуры переживаний обусловлено развитием динамизмов как в связи с интеграцией и поддержанием необходимых ситуаций, так и в отношении вектора направленности поведения, имеющего целью достижение удовлетворения соответствующих потребностей. Структура переживаний составляет новый этап развития динамизмов, направленных на интегрирование и поддержание ситуаций и на выбор адекватных актов трансформации энергии или поведенческих проявлений, ведущих к удовлетворению потребностей. Г. С. Салливан уделил значительное внимание рассмотрению такого динамизма, как желание. На его взгляд, динамизм желания— это последний, наиболее яркий и выразительный из всех динамизмов, но в то же время являющийся моделью каждого из них. Он присутствует на ранних этапах развития, сопровождающихся манипуляцией гениталиями, и становится действенным на более поздних ступенях развития в фантазиях и снах, переживаниях, связанных с элементами сексуального оргазма. Проще всего динамизм желания может быть представлен как структура аппарата, обусловленного строением человеческого организма, т. е. дина-
ДИНАМИЗМЫ мизм желания — это прежде всего психобиологический интегративный аппарат, включающий в себя эндокринную систему (систему желез внутренней секреции), вегетативную нервную систему и центральную нервную систему. Наряду с таким пониманием данного динамизма, Г. С. Салливан представил еще несколько его толкований, связанных с рассмотрением динамизма желания как системы зон взаимодействия, паттерна скрытых и явных символических событий и системы интегративных тенденций. Последнее определение динамизма желания как системы интегративных тенденций представлялось наиболее важным, поскольку речь шла об интеграции человеческих характеристик, способствующих созданию ситуации с участием других людей. Для Г. С. Салливана динамизм желания - это система интегративных тенденций, которая может быть описана следующим образом: • неподдающиеся анализу элементы этой системы формируются на ран • связанные с тревогой компоненты этой системы варьируют в зависи • в современной культуре некоторые компоненты системы не попадают • данная система нередко связана с остро переживаемой дезориентаци • столкнувшись с затруднением, развитие этой системы может пойти • периодическое частичное удовлетворение в рамках данной системы позднем этапе процесса развития личности, а именно в подростковом возрасте. Он представляет собой определенную систему интегративных З1 МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА тенденций, часто связанных с продолжительной дезориентацией человека в окружающей среде, свидетельствующей о том, что достижение сексуальной зрелости подчас не соответствует реалиям жизни. В дальнейшем, когда речь пойдет о специфике подросткового периода развития личности, размышления Г. С.Салливана о динамизме желания будут рассмотрены более подробно. В рамках раскрытия природы и функций динамизмов как таковых более целесообразно остановиться на осмыслении того, что в межличностном психоанализе было связано с определенными процессами, получившими название персонификаций.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |