Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамизмы




К понятию динамизма Г. С. Салливан пришел при рассмотрении защит­ных функций психики человека. Однако для лучшего понимания того, что представляет собой динамизм, ему пришлось прибегнуть к современ­ным представлениям о Вселенной, разделяемым многими математика­ми, физиками и другими учеными. В основе этих представлений лежал постулат о том, что первичной реальностью во Вселенной является энер­гия, все материальные предметы являются не чем иным, как воплощени­ем энергии, а активность отражает динамический или кинетический ее аспект. Исходя из данного постулата представления об энергии, из кото­рой выводится понятие силы, могут быть рассмотрены в качестве концеп­ции динамизма Вселенной.

Если Вселенную воспринимать в качестве живого организма, как это было сделано, в частности, философом А.Уайтхедом, то ничто не мешает трактовать живые организмы в качестве отдельных динамизмов. Поскольку живые организмы часто имеют многоклеточную структуру, то разнообраз­ные виды клеток могут рассматриваться в качестве субдинамизмов, сущест­вование которых динамически регулируется в соответствии с жизнью орга­низма в целом. Многочисленные субдинамизмы структурируются в системы


МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА

динамизмов и интегрируются в совокупный динамизм организма, который неотделим от окружающей среды, поддерживающей его жизнь.

Используя данное сравнение, Г. С. Салливан выдвинул положение, в соот­ветствии с которым клетка как динамизм является первичной сущностью струк­туры живого организма. Аналогичным образом динамизм может быть рас­смотрен в качестве первичной сущности функциональной деятельности. Словом, динамизм как таковой — это «относительно устойчивый паттерн трансформации энергии, который характеризует организм как живое суще­ство, периодически возникая на протяжении всей его жизни» [10, с. 117].

Подобное определение динамизма носило общий характер и не отра­жало специфику знания, относящегося к проблемам здоровья и психиче­ских расстройств человека. В своем предельном обобщении оно захваты­вало не только область биологии, но и широкую сферу научного знания, вплоть до понимания Вселенной. Поэтому необходимо было конкрети­зировать понятие динамизма применительно к психиатрии, что и было осуществлено Г. С. Салливаном. Во всяком случае он исходил из того, что динамизмы представляют собой относительно устойчивые паттерны трансфор­мации энергии, характеризующие межличностные взаимоотношения. Эти пат­терны характеризуют собой функциональное взаимодействие людей, пер­сонификации, человеческие знаки и различного рода абстракции, опре­деляющие специфически человеческое существование.

Динамизм определялся Г. С. Салливаном через понятие паттерна. Но это понятие не столько упрощало, сколько осложняло понимание динамизма, поскольку под паттерном можно было подразумевать и некий образец действия, и своего рода модель поведения, и обобщенную уста­новку, которой придерживался человек в своей деятельности. Разумеет­ся, все эти представления в чем-то близки друг другу, хотя и не тождест­венны. Однако Г. С. Салливан исходил из того, что паттерн - это граница незначимых различий.

Но что означают «незначимые различия»? Прояснение этого вопроса может быть осуществлено на примере, приведенном им самим.

Мы называем какой-то фрукт апельсином, если в результате сравнения его с эталоном апельсина обнаруживается, что характерные особенно­сти данного экземпляра не имеют значительных расхождений с идеалом по ряду параметров и характеристик, включая размер, форму, толщину кожуры, количество долек, жизнеспособность семян и др. Эти показа­тели могут варьировать в широких пределах, но при этом их различия не выходят за рамки установленного паттерна апельсина. Влияющие на вкус и запах фрукта физико-химические характеристики тоже могут существенно отличаться друг от друга, хотя он также является апельси­ном, если по соответствующим вкусовым и обонятельным ощущениям


ДИНАМИЗМЫ

соответствует образцу апельсина. Однако если обнаруживаются значи­тельные отклонения некоторых из этих характеристик, т.е. выявляются существенные различия, не укладывающиеся в паттерн апельсина, то это дает основание считать, что данный экземпляр является каким-то другим фруктом, скажем, лимоном или грейпфрутом.

Словом, до тех пор пока все существующие различия могут считаться незначительными, они удовлетворяют определению паттерна, который придает им значение, достоверность и индивидуальность. Применитель­но к живому организму паттерны трансформации энергии являются отно­сительно устойчивыми, т.е. их возникновение обусловлено созреванием, но по мере развития и созревания они претерпевают изменения в зависи­мости от благоприятных или неблагоприятных воздействий.

Однако более существенным, с точки зрения Г. С.Салливана, являет­ся следующее.

Во-первых, динамизмы как относительно устойчивые паттерны моди­фицируются в результате переживаний, которые в значительной степени вызваны проявлением самих динамизмов.

Во-вторых, именно переживание служит проявлением динамизмов

в жизни организма.

В-третьих, хотя в плане паттернов происходящие в динамизме измене­ния не могут считаться значительными, тем не менее для жизни организ­ма они могут оказаться весьма существенными.

В-четвертых, структура паттерна может сохранять свои свойства даже тогда, когда на протяжении длительного времени ее объективные прояв­ления могут значительно различаться.

Для Г. С. Салливана динамизм — это универсальное свойство человече­ской природы, порой несущее в себе следы искажений и все же не теряю­щее своего универсализма. Его можно рассматривать в качестве одной из существенных адаптационных способностей, присущих человеку, как впрочем и высшим животным. Структура динамизма стандартна, посколь­ку речь идет об относительно устойчивом паттерне трансформации энер­гии. В то же время динамизм не является статичным. Каждое его проявле­ние в жизни организма сопровождается изменениями, носящими незна­чительный характер.

Применительно к психиатрии Г. С. Салливан различал два основных

типа динамизмов.

Первый тип связан с многочисленными видами периодически возни­кающего напряжения, проявлениями которого служат интегративные, разъединяющие и изолирующие тенденции.

Второй тип соотносится с процессами трансформации энергии, харак­терными для каждой зоны взаимодействия.


МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА

Примером динамизмов первого типа могут служить системы снижения тревоги и поддержания ощущения межличностной безопасности, в част­ности, так называемая система Самости, а также желания, выражающие определенный вид напряжения, возникающего в области гениталий. При­мером динамизмов второго типа могут служить напряжения зональных потребностей, в частности, оральный динамизм. В конечном счете Г. С. Сал-ливан полагал, что поведение человека всегда отражает действие дина­мизмов обоих типов, включающих в себя знаки и символы.

Происходящая в различных зонах взаимодействия трансформация энер­гии связана с факторами биологической организации, проявляющимися в этих зонах в виде динамизмов. Зоны взаимодействия функционируют как самостоятельные динамизмы, в каждой из них трансформируется часть энергии, обеспечивающей поддержание жизнеспособности организма.

Оральная зона как самостоятельный динамизм предполагает осущест­вление ребенком многочисленных манипуляций, связанных с сосанием, движением рук, потребностью в ощупывании. Этот динамизм включает в себя межличностные элементы, поскольку кормление ребенка уже явля­ется межличностным актом. Анальная зона взаимодействия также приоб­ретает межличностный характер практически сразу же после рождения, так как мать или заменяющая ее фигура осуществляет гигиенический уход за ребенком.

Как считал Г. С. Салливан, к концу девятого месяца у ребенка как «зве­роподобного существа» формируются зачатки огромной сферы челове­ческой жизни и происходит структурирование переживаний. Форми­рование структуры переживаний обусловлено развитием динамизмов как в связи с интеграцией и поддержанием необходимых ситуаций, так и в отношении вектора направленности поведения, имеющего целью достижение удовлетворения соответствующих потребностей. Структура переживаний составляет новый этап развития динамизмов, направлен­ных на интегрирование и поддержание ситуаций и на выбор адекватных актов трансформации энергии или поведенческих проявлений, ведущих к удовлетворению потребностей.

Г. С. Салливан уделил значительное внимание рассмотрению такого динамизма, как желание. На его взгляд, динамизм желания— это последний, наиболее яркий и выразительный из всех динамизмов, но в то же время являющийся моделью каждого из них. Он присутствует на ранних этапах развития, сопровождающихся манипуляцией гениталиями, и становит­ся действенным на более поздних ступенях развития в фантазиях и снах, переживаниях, связанных с элементами сексуального оргазма.

Проще всего динамизм желания может быть представлен как структура аппарата, обусловленного строением человеческого организма, т. е. дина-


 


ДИНАМИЗМЫ

мизм желания — это прежде всего психобиологический интегративный аппарат, включающий в себя эндокринную систему (систему желез внут­ренней секреции), вегетативную нервную систему и центральную нерв­ную систему. Наряду с таким пониманием данного динамизма, Г. С. Сал­ливан представил еще несколько его толкований, связанных с рассмот­рением динамизма желания как системы зон взаимодействия, паттерна скрытых и явных символических событий и системы интегративных тен­денций. Последнее определение динамизма желания как системы инте­гративных тенденций представлялось наиболее важным, поскольку речь шла об интеграции человеческих характеристик, способствующих созда­нию ситуации с участием других людей.

Для Г. С. Салливана динамизм желания - это система интегративных тен­денций, которая может быть описана следующим образом:

• неподдающиеся анализу элементы этой системы формируются на ран­
них стадиях развития и трансформируются под влиянием пережива­
ния удовлетворения или переживания, связанного с наличием тревоги,
или под воздействием обоих факторов;

• связанные с тревогой компоненты этой системы варьируют в зависи­
мости от индивидуальных особенностей, что обусловлено несоответ­
ствиями в общественных предписаниях и их усилением в результате
специфики институтов семьи и школы;

• в современной культуре некоторые компоненты системы не попадают
в поле сознания, что обусловлено избирательным невниманием, мас­
кирующими процессами, неверной интерпретацией, действием диссо­
циативных процессов Самости;

• данная система нередко связана с остро переживаемой дезориентаци­
ей человека в окружающей среде и со значительной ущербностью его
самооценки;

• столкнувшись с затруднением, развитие этой системы может пойти
по пути частичного удовлетворения ряда других интегративных тен­
денций, в результате чего подчас наблюдается видимость ее сверхъес­
тественной значимости;

• периодическое частичное удовлетворение в рамках данной системы
сопровождается реализацией оставшихся неудовлетворенными побу­
ждений в сновидениях и грезах, что может привести к снижению само­
оценки, появлению предупредительных процессов или увеличению
социальной дистанции, в значительной степени снижающих шансы
приобретения благоприятного жизненного опыта [11, с. 265-266].
Согласно Г. С. Салливану, динамизм желания возникает на достаточно

позднем этапе процесса развития личности, а именно в подростковом возрасте. Он представляет собой определенную систему интегративных

З1


МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА

тенденций, часто связанных с продолжительной дезориентацией челове­ка в окружающей среде, свидетельствующей о том, что достижение сексу­альной зрелости подчас не соответствует реалиям жизни.

В дальнейшем, когда речь пойдет о специфике подросткового перио­да развития личности, размышления Г. С.Салливана о динамизме жела­ния будут рассмотрены более подробно. В рамках раскрытия природы и функций динамизмов как таковых более целесообразно остановиться на осмыслении того, что в межличностном психоанализе было связано с определенными процессами, получившими название персонификаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.